первая тема о ЖД в Альтистор. Грузии
http://fai.org.ru/fo...азья-построенн/
В первую мировую, на Кавказском направлении, железная дорога сыграла очень важную, если не сказать решающую роль. Благодаря ей своевременно осуществлялось снабжение войск и переброска подкреплений.
После окончания ПМВ. и последующих вооруженных конфликтов в Закавказье в развитии сетей жд-сообщения наступило некоторое затишье связанное с экономическими реалиями поствоенной, кризисной экономики.
Существющие линии более не менее поддерживались в работоспособном состоянии, но о развитии вплоть до второй половины 20-х годов речи не шло.
Только лишь в 1924-м было принято решение о строительстве веток: Батуми – Ризе - Плацдарми (1928) Кобулети – Поти - Очамчира (1929)
Планировалось также строительство линий: Хопа – Борчха – Артануджи – Цкаро – Артаани (1936) Артаани – Карс (1936) Сарикамыш – Эрзрум (1936)
Однако в связи с начавшиеся т.н. «Великой депрессией» работы были заморожены. К этим веткам вернулись в 1932 г. и в 1936 г. они были открыты для движения
Параллельно с возобновлением работ на замороженных участках, решено было соорудить новые линии: Артануджи – Эрзрум (1937) Артануджи – Квириса (1937) Сохуми – Сальма (1938) Рустави – Дманиси (1938) Тбилиси – Артаани (1938)
Работы велись в 1933-38 г.г.
В 1932 г началась электрификация ж.д. Грузии, первоначально электрифицировался сложный Сурамский участок между Хашури и Зестафони
Напряжение тока было принято равным 11/15 kV 16.7 Hz AC В. Параллельно с этим было усилены пути
Все работы по электрификации этого участка были закончены в 1935 г.
16 августа 1935 г. официально открылось движение электровозов через Сурамский перевал.
На протяжении 1936-39 г.г. были электрифицированы основные линии жд сообщения
В 1934 г. началась разработка амбициозного проекта т.н. «Северная Рокада», планировалось строительство высокогорной жд, вдоль северной границы Грузии
Работы начались в 1936 г. В 1939 г. открылись первые линии. На многих участках применялась зубчатая передача Цхинвали – Джава – Кваиси – Уцера (1939) Кутаиси – Цагери – Лентехи – Местия (1939)
В 1940-м эти линии были соединены участком Они – Амбролаури (1940)
В то же время открылось движение на участках Телави – Кварели – Лагодехи – Белакани – Закатала – Кахи (1940) Местиа – Омаришара (1940) Мцхета – Рустави (1940) (кольцевая)
Высокогорные линии электрифицировались по ходу строительства сразу
Последней линией (достроена в 1942 г.) была: Мцхета – Пасанаури – Орджоникидзе (Владикавказ)
После второй мировой строительство высокогорных железных дорог было продолжено Зугдиди - Джвари - Местиа (1951) Омаришара - Гульрипшь (1952) Омаришара - Бзыпи (1952) Телави - Тианети (1953) Ахмета - Дуиси (1953) Очамчира - Ткварчели (1954) Бичвинта - Авадхара (1954) Гурджани - Цнори (1955) Сагареджо - Цители Цкаро - Зэмо Кеди (1955) Джава - Степанцминда - Арчило (1956)
Это все линии поддерживаемые до сегодняшнего дня
Единственным важным событием была реконструкция в 1993-97 гг линии: Баку - Тбилиси - Самтредия Самтредия - Батуми - Ризе Самтредия - Сухуми - Cальма
в связи с введением скоростного поезда "Артиви"