Французский флот в МФГ

Автор: Parafin в МФГ,
Данная тема в этой АИ напрашивалась давно, но как человек далекий от флотских вопросов, разрабатывал я ее не спеша. Тем не менее, рассмотреть состав, организацию и боевое применение ВМС Франции в МФГ будет, я думаю, очень интересно. Из накопленного материала будет вначале выложена часть про флот французов в Индокитае, что пересекается с новой темой коллеги Sett о Японской империи (http://fai.org.ru/fo...онская-империя/). Как всегда конструктивная критика приветствуется. Итак, начнем!         Французский флот в Индокитае. Часть І.     В 1939 году, на начало Второй мировой войны, французский флот в Индокитае состоял из двух довольно скромных по численности частей военно-морских сил, выполняющих каждая свою функцию. Первая из них носила название Флот Индокитая (Marine Indochine) и находилась под командованием контр-адмирала Jules Terraux. Этот флот состоял из речных канонерских лодок, гидрографические судов, нефтяных танкеров и нескольких вспомогательных кораблей, а также ему подчинялись береговые базы в Индокитае (арсенал Сайгона, военно-морские базы и базы военно-морской авиации). Вторая часть именовалась Морские силы Дальнего Востока (Forces navales en Extr?me-Orient – FNEO) и предназначалась для действий на местном театре военных действий в целом. К морским силам относились 2 крейсера, 1 подводная лодка, 5 авизо и несколько канонерских лодок в Китае. Командовал FNEO вице-адмирал Jean Decoux.   Крейсер La Motte-Picquet и два колониальных авизо типа Bougainville в порту Шанхая   Морские силы Дальнего Востока были сформированы в июне 1925 года и изначально базировались в Шанхае. К началу войны в Европе FNEO состояли из 5-го дивизиона крейсеров с базой в Сайгоне в составе тяжелого крейсера Suffren и легкого крейсера LaMotte-Picquet; колониальных авизо AmiralCharner, SavorgnandeBrazza, RigaultdeGenouilly (в Шанхае), авизо первого класса Marne и Tahure (класс Arras); подводных лодок L'Espoir (возвратилась в Тулон в декабре 1940 года) и Ph?nix (погибла вследствие несчастного случая 15 июля 1939 года). Кроме того на Дальнем Востоке находились силы Флота Индокитая: - Флотилия канонерских лодок Янцзы (на реке Янцзы в Китае): канонерки FrancisGarnier, DoudartdeLagr?e и Balny; - Станция канонерских лодок в Си-Канг (Кантон): канонерская лодка Argus; - Канонерки Хайфона: Mytho, Tourane и Vigilant; - Канонерки Сайгона: Avalanche и Commandant Bourdais.   Эти достаточно небольшие силы должны были противостоять нарастающей японской экспансии в Азии, защищая французские владения в Китае и Индокитае. Для этого, после ухода тяжелого крейсера Suffren, у французов оставался только один современный корабль – легкий крейсер La Motte-Picquet. Стандартно он базировался на Шанхай (начиная с 1939 года) и в дальнейшем стал флагманом Флота Индокитая. Крейсер принадлежал к типу Duguay Trouin – эти корабли при стали первыми в мире крейсерами с линейно-возвышенным размещением всего главного калибра в орудийных башнях. При нормальном водоизмещении в 8000 тонн La Motte-Picquet имел 8 155-мм орудий в спаренных установках, 4 75-мм зенитные пушки, 4 трехтрубных 550-мм торпедных аппаратов и 2 гидросамолета. Кроме того, имелось 15 35-кг глубинных бомб. Силовая установка общей мощностью 115 000 л.с. позволяли развить до 33 узлов. Что же до броневой защиты, то она практически отсутствовала. Экипаж корабля состоял из 570 человек, включая 25 офицеров.   После поражения в июне 1940 года Франция подписала мир с Германией, позволяющий ей сохранить ряд своих колоний, не представляющих интереса для Гитлера. С другой стороны сложное положение в Метрополии сделало заморские территории Франции достаточно уязвимыми, причем на них претендовали не только обозленные на французов англичане, но и другие хищники. Например, проблемы Парижа в Европе дали надежду Японии на присоединение Индокитая к ее «Сфере сопроцветания», причем в Токио явно не собирались упускать такой шанс. В результате, 19 июня 1940 года, генерал Жорж Катру, генерал-губернатор Индокитая, получает от японцев ультиматум с требованием закрыть границы с Китаем и обеспечить свободный проход через территорию Французского Индокитая для японских войск. Катру во время переговоров старался потянуть время и сохранить достоинство в сложной ситуации, но его окончательные уступки японцам в Виши сочли неприемлемыми. Как итог последовала отставка Катру с последующим назначением на его место адмирала Жана Деку (25 июня 1940 года), до этого командующего FNEO. При этом сами Морские силы Дальнего Востока были влиты во Флот Индокитая адмирала Terraux.   Жан Деку (Jean Decoux) родился 5 мая 1884 года в Бордо. В возрасте 16 лет он поступает в Ecole Navale, после чего неспешно, но достаточно уверенно продвигается по карьерной лестнице. Первую мировую войну он встречает в звании лейтенанта, а контр-адмиральское звание получает в 1935. Перед Второй мировой войной, в 1938 году, Деку назначен командующим южного оборонительного сектора со штабом Тулоне и произведен в вице-адмиралы. 13 января 1939 года следует перевод во Французский Индокитай, где адмирал возглавляет Морские силы Дальнего Востока. После занятия должности генерал-губернатор Индокитая Деку фактически продолжает линию сотрудничества с японцами своего предшественника, понимая, что противопоставить морским и сухопутным силам противника ему нечего.   Адмирал Жан Деку, командующий Морскими силами Дальнего Востока, а затем генерал-губернатор Французского Индокитая   Вскоре и правительство Виши, поставленное перед свершившимся фактом, начинает осознавать сложившуюся ситуацию и признает «доминирующие интересы Японии» в данном регионе. Требования Токио были оформлены в виде Конвенции, которая была подписана 22 сентября. Согласно этому документу японцам предоставлялись базы ВВС в Gia L?m, L?o Cai и Phu Lang, а также позволялся транзит солдат императорской армии через территорию Французского Индокитая (не более 6000 человек одновременно). К сожалению, такие умеренные условия не удовлетворили японское сухопутное командование в Китае, и оно отдает приказ перейти границу основным силам 5-й пехотной дивизии – 25000 солдат, что было значительно выше дозволенного в Конвенции. Французские войска вступают в бой. Разгорается битва за Лангшон (Lang Son) и другие пограничные позиции, которые обороняли не более 5000 солдат французской колониальной армии.   Ожесточенные бои продолжались до 26 сентября, пока зарвавшихся японских вояк не одернул сам император Хирохито. Последовали приказы о прекращении огня и освобождении пленных, а французскому правительству было выражено «глубокое сожаление по поводу инцидента у Лангшона». Одновременно заявлялось о стремлении к уважению суверенитета Французского Индокитая и надежде на плодотворное сотрудничество. Интересно, что в дальнейшем Япония придерживалась принципов Конвенции от 22 сентября даже после вступления во Вторую мировую войну и наличие императорских войск на территории Индокитая всегда можно было четко характеризовать как «присутствие», а не как «оккупация». При этом французская администрация сохранила все свои прерогативы и средства (гражданские, полицейские и военные).   Во Франции отлично понимали зависимое положение Французского Индокитая и принимали активные меры для налаживания дружеских отношений с Японией. Хотя возникшая после мира с Германией надежда на посредничество Берлина себя не оправдала, с Токио стали налаживаться прямые двухсторонние контакты, как через администрацию генерал-губернатора в Сайгоне, так и непосредственно через представителей Виши. По этому поводу существовали упорные слухи о сверхдальних полетах французских самолетов с высокопоставленными правительственными делегатами на борту, которые получили фактическое подтверждение уже после войны. Как бы то ни было, франко-японские отношения получили новый толчок, что, в свою очередь, непосредственно отразилось и на ситуации во Французском Индокитае.   Продолжение следует.
  • 47 ответов