Кампания на Великих Озерах в 1863

60 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Великие Озера, естественным образом, оказываются в эпицентре любого возможного англо-американского конфликта; являясь как естественной водной границей между США и Канадой, так и важнейшей приграничной транспортной артерией, они играют значимую роль для обеих сторон.

Полагаю, мир "Stars&Stripes" (по совету коллеги youROKer, я, вероятно, переименую его в "Cross&Stars") в этом плане не будет исключением,

Мне бы хотелось обсудить возможности и потенциальный ход кампании на Великих Озерах в англо-американской войне весной-летом 1863 года.

Полагаю, что общий вид района Великих Озер достаточно хорошо всем знаком:

post-130-0-38863400-1421223076.png

Озеро Супериор (Верхнее) я позволил себе слегка обрезать, так как в изучаемый период его военное значение для обеих сторон в общем-то стремится к нулю.

Теперь некоторая чисто военно-географическая конкретика:

1) Согласно договору 1815 года, обе стороны не имеют права держать на Великих Озерах значимые военно-морские силы. На момент начала конфликта, американские военно-морские силы представлены пароходофрегатом "Мичиган" и шестью вооруженными паровыми куттерами пограничной службы. Британские силы примерно соответствуют.

2) Постулируется, что с началом военных действий в 1863, договор более не имеет значения.

3) Британцы могут проводить военные корабли на озеро Онтарио по реке святого Лаврентия; корабли с осадкой не более 2,7 метров могут проходить по каналу Велланда из Онтарио в озеро Эри.

4) Американцы имеют два принципиальных водных пути к Великим Озерам:

- По каналу Эри (только что расширенному), корабли с осадкой не более 2,1 метра могут подниматься от реки Гудзон (Нью-Йорк) и до озера Эри (в Буффало)

- По Иллинойско-Мичиганскому каналу, корабли с осадкой не более 1,8 метра могут подниматься от реки Иллинойс и до озера Мичиган (а именно, Чикаго)

5) Британцы не имеют прямого водного доступа к озерам Мичиган, Гурон и Супериор, американцы имеют доступ к Онтарио по реке Освего.

Уточнения по действующим приграничным укреплениям:

post-130-0-95728000-1421225803.png

США (красные):

(1) - Форт Брэди, в Су-Сен-Мари. Прикрывает связь между озером Гурон и озером Супериор. В плохом состоянии, спешно укомплектован перед началом военных действий

(2) - Форт Мэкинек, на Мэкинек-Айленд. Прикрывает подступы к озеру Мичиган. Устарел морально и технически (никаких крупных перестроек с 1818 года), укомплектован перед началом военных действий.

(3) - Форт Грэйшет, Сарния. Прикрывает верховья реки Сент-Клэр. Прямоугольный форт с бастионами по углам, модернизирован в 1830, постоянно укомплектован

(4) - Форт Уэйн, Детройт. Прикрывает город, стоит на берегу реки Детройт. Современный форт прямоугольной формы, с угловыми бастионами и казематированными позициями. Бастионы оснащены тяжелыми колумбиадами Родмана, 250-мм и 380-мм калибра. Вероятно, самое мощное укрепление в регионе.

(5) - Форт Портер, Буффало. Прикрывает порт, вход в реку и канал Эри. Построен в 1841 году. Используется как центр подготовки рекрутов.

(6) - Форт Ниагара. Прикрывает низовья реки. Капитально модернизирован в 1861-1862, полностью укомплектован.

(7) - Форт Онтарио. Прикрывает устье реки Освего. Модернизируется, не завершен, полностью укомплектован.

(8 ) - Форт Пайк, состояние неясно. Вероятно, используется как центр подготовки рекрутов.

Великобритания (синие):

(1) - Форт Мальден. Прикрывает гавань и Арметсбурга. Разукомплектован в 1858 году, вероятно, будет укомплектован с началом военных действий.

(2) - Форт Миссесога. Прикрывает низовья реки Ниагара. Форт в виде пятиконечной звезды, модернизированный в 1858 году. Полностью укомплектован британским гарнизоном.

(3) - Форт Йорк, Торонто. Гарнизонный форт, прикрывающий гавань Торонто. Полностью укомплектован.

(4) - Форты Фронтиак, Фредерик и Генри. Береговые форты на Онтарио, прикрывающие вход в реку Святого Лаврентия. Наиболее мощные британские укрепления региона; крупные каменные форты с равелинами и полубастионами, модернизированные в 1830-ых - 1840-ых. Снаряжены артиллерией калибром не более 24-32 фунтов. Полностью укомплектованы. Береговая оборона также усилена башнями Мартелло.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Имхо в рассматриваемом регионе боевые действия могут иметь только позиционный характер. Основная тяжесть боевых действий на канадском фронте будет восточнее, на линии Олбани-Монреаль и Портленд-Монреаль.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Имхо в рассматриваемом регионе боевые действия могут иметь только позиционный характер. Основная тяжесть боевых действий на канадском фронте будет восточнее, на линии Олбани-Монреаль и Портленд-Монреаль.

Касательно озер Мичиган и Супериор я с вами согласен; британцы просто не могут собрать там достаточные военно-морские силы. Ни построить локально нет возможности, ни доставить.

Насчет Гурона - сложно сказать, хотя доступ британцев туда и ограничен, их присутствие в регионе все же достаточно сильно.

Насчет Эри и Онтарио - они оказываются как раз в центре конфликта. Ибо регион Торонто, Лондона и Китчнера имеет большое значение для Британии: фактически, это одна из экономически важнейших и наиболее развитых частей Канады. С другой стороны, американцы тоже крайне заинтересованы в безопасности Детройта, Толедо, Кливленда, Буффало и Сандаски.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Касательно возможностей обеих сторон по созданию военно-морских сил на озерах:

1) Обе стороны располагают изначально некоторыми (небольшими) силами в виде патрульных кораблей и небольших канонерок. Насколько я знаю, британские силы несколько слабее и британцы не имеют ничего, сопоставимого один-на-один с "Мичиганом".

2) Обе стороны располагают значительным количеством гражданских пароходов, которые могут быть легко реквизированы для переоснащения в канонерки. У американцев здесь преимущество - их флот на озерах элементарно больше, и их судостроительная инфраструктура на побережье лучше развита.

3) Британцы, с другой стороны, имеют прямой доступ к океану через реку Святого Лаврентия и канал Велланд. Однако, стоит отметить, что у британцев в начале 1863 не так уж и много кораблей, пригодных для прохода каналом. Большая часть британских шлюпов и корветов весьма глубоко сидит в воде, и явно не укладывается в 2,7-м ограничение канала.

Количество же канонерских лодок, способных действовать на озерах, у британцев в тот момент не слишком велико. Большая часть "крымских" канонерок, построенных в середине 1850-ых, по большей части непригодна для службы из-за некачественных материалов и плохого хранения; так, на базе сухого хранения Хасслар в 1860-ом из 47 хранившихся канонерок были пригодны к службе лишь 22.

С бронированными озерными кораблями у британцев дела обстоят хуже; никакие имеющиеся в 1863 британские броненосные корабли не проходят шлюзы канала Велланда и не могут пройти в озеро Эри. Броненосные плавучие батареи типа "Этна", впрочем, могут пройти в Онтарио. Также нельзя исключать постройку броненосных кораблей непосредственно на озере Эри.

4) Американцы располагают, со своей стороны, доступом к основным речным системам: Миссисипи и реки Гудзон, а также остальными внутренними водами, включенными в эти речные системы.

Безусловно, что американцы могут задействовать значительную часть своего речного флота, строившегося для Миссисипи. Так, броненосцы класса "Сити" (53 x 15,6 x 1,7 метра) вполне укладываются в размеры канала Иллинойс-Мичиган. Более крупные корабли (вроде "Чокто" и "Лафайет"), вероятно, могут быть проведены после демонтажа вооружения и части брони; Чикаго вполне располагает мощностями для быстрого восстановления кораблей.Их мореходность, правда, может быть недостаточной для озер; в конце концов, это речные корабли! - но учитывая, что это все же озера, они вполне могут просто не отходить слишком далеко от берега.

И уж точно никаких проблем не возникает с достижением Великих Озер у речных мониторов, вроде "Осаге", "Озарка" и "Милуоки".

5) Вырисовывается интересная картина. Кампания на Великих Озерах вполне может превратиться в противостояние быстроходного и мореходного - но небронированного и слабо вооруженного - британского флота, с тяжелобронированным и хорошо вооруженным - но медлительным и толком немореходным - американским. "Молодая школа" против "классической школы", а?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А что с сухопутьем? Какие силы на канадской границе смогут сосредоточить стороны. Конечно надо иметь в виду, что плотность войск обеих сторон к востоку будет существенно больше, чем на западе, где закон-тайга, медведь хозяин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А что с сухопутьем? Какие силы на канадской границе смогут сосредоточить стороны. Конечно надо иметь в виду, что плотность войск обеих сторон к востоку будет существенно больше, чем на западе, где закон-тайга, медведь хозяин.

В отношении сухопутья есть сложности: я не имею достаточной информации о состоянии канадской железнодорожной сети в 1863. Точно существует железная дорога от Монтреаля к Торонто и Гамильтону. Есть ветки от Монтреаля к озеру Чамплэйн и в штат Вермонт. Но дальше... не в курсе; много дорог построили при гарантийном акте 1849 года, но слишком много оказалось нерентабельными и к 1860-ым уже не функционировали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

В отношении сухопутья есть сложности: я не имею достаточной информации о состоянии канадской железнодорожной сети в 1863

Я вроде вам присылал ссылку с сайта канадских жд. Думаю надо искать карту Канады того времени чтобы увидеть точнее.

Изменено пользователем Doctor Haider

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

5 минут поиска в гугле и вуаля:

Карта Канады с железными дорогами на 1863 год!

Спасибо Университету Алабамы.

http://cartweb.geography.ua.edu/lizardtech/iserv/calcrgn?cat=North%20America%20and%20United%20States&item=/Canada1863a.sid&wid=500&hei=400&props=item(Name,Description),cat(Name,Description)&style=simple/view-dhtml.xsl

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я вроде вам присылал ссылку с сайта канадских жд

Да вот как раз начал его копать сейчас... пытаюсь разобраться.

Конкретно по войскам:

В 1861, британская армия насчитывала около 150000 человек, из них порядка 50000 в колониях. В метрополии находилось около 105000 регуляров.

В декабре 1861, в связи с "делом "Трента"", в Канаду было направлено 25000 человек.

Всего, британцы полагали довести свои силы в Канаде до 75000 регуляров:

The forces in Canada over Winter 1861/2 were to be organised as 3 full infantry divisions (each of 6 battalions of infantry, 2 batteries of field artillery, a company of engineers and their service elements), mainly concentrated at Montreal, with the remaining brigade broken up creating three smaller forces, one at London (ON) which was squarely aimed at counterattacking a US intrusion from Detroit to Windsor or could move east to the Niagara frontier. Another was at Toronto, which was intended to counterattack an intrusion across the Niagara frontier (joining the Militia’s defensive line along the Welland Canal), or move East to Kingston. The third was on the New Brunswick/ Maine border, and slated for an immediate advance to seize Portland in the event of war. Meanwhile, the remaining forces acted to garrison Halifax etc.

Канадская милиция насчитывала около 5000 человек на активной службе, и могла быть мобилизована до 40000 человек.

Таким образом, я бы расценивал британские силы на границе как 30000 человек в начале конфликта (зима 1862) и до 100000 человек к лету 1863.

Спасибо Университету Алабамы.

Спасибо вам, коллега!

Судя по карте, основной узел железных дорог - район Торонто.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Севернее Торонто дорог нет. В Вермонт ведут 2 дороги, еще дорога на Детройт, ну в общем посмотрите сами. Карта зумится и прокручивается вправо-влево-вверх-вниз ссылками. Железные дороги увидите сразу - это цепочки мелких точек между населенными пунктами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кое-как разобрался при увеличении. Еще раз спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Обратите внимание, что есть только одна жд ветка Оттава-Торонто и на проходит прям по правому берегу реки Св. Лаврентия, очень близко от границы. Если эту артерию (и ж.д. и водную) перерезать, западные канадские провинции оказываются в изоляции от восточных и от моря.

Порт Сент-Джонс связан с пограничным городом Сент-Эндрю железной дорогой. Т.о. Наступление из Нью-Браунсуика в Мэн возможно с востока. Из района Сент-Эндрю-Ховард-Вудсток.

Изменено пользователем Doctor Haider

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстити, шторма на Великих озёрах более чем серьёзные - так что мореходность будет существенным фактором. Простым "держаться у берега" обойтись вряд ли удасться - скорее это способ побыстрее на этот самый берег налететь...

Знаю, коллега, знаю. С другой стороны... я не скажу за "Сити", но вполне себе речные мониторы вроде "Онондаги" - плоскодонной как доска - порой даже пересекали Атлантику. Все же на озерах поспокойнее будет...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

и до 100000 человек к лету 1863.

Американцам, таким образом, надо сосредоточить в этот же срок как минимум не уступающие силы. А Ли как раз летом пойдет в Пенсильванию.

Изменено пользователем Doctor Haider

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Американцам, таким образом, надо сосредоточить в этот же срок как минимум не уступающие силы. А Ли как раз летом пойдет в Пенсильванию.

Ну, учитывая отсутствие проблем с призывом при британском-то вторжении - для американцев, полагаю, не будет проблемой собрать и вдвое большие.

Для начала, можно заимствовать 2-ю армию Огайо (27000 человек, если не ошибаюсь), как раз в марте сформирована. Это позволит "заткнуть" перешеек между Гуроном и Эри и приковать как минимум столько же британцев к этому фронту (ибо потеря Торонто будет для них крайне неприятна).

Линия Ниагара-Буффало и так укреплена и сложна для преодоления сама по себе.

Основные проблемы возникают дальше - Нью-Йорк, Вермонт и Мэн. Граница там длинная, и в общем-то не слишком хорошо прикрытая - практически все укрепления были оставлены в 1840-ых. Пожалуй, это единственный сектор, где возможна некая маневренная война - во всяком случае, восточнее озера Шамплэйн.

Фактически, для сдерживания британцев в регионе (с учетом, что часть британских сил будет вынуждено оттянута на на защиту узких участков границы Гурон-Эри и Эри-Онтарио), янки нужно собрать где-то 75000-100000 человек к лету 1863 года. Принципиально непосильной задачи тут никак не вижу...

А Ли как раз летом пойдет в Пенсильванию.

Если пойдет, и если поход будет более-менее успешен. При всех талантах Ли, но он лучше показывал себя в контрударах и оборонительных операциях, чем в наступлениях.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Все же на озерах поспокойнее будет...

Не скажу насчет Великих Озер, но например по Ладоге плавать хуже чем по той же Балтике... Существенно сложнее... Пару раз выходил с компанией на яхте, так капитан яхты сразу предупреждал всех новичков, что будет тяжело (я ходил не в составе экипажа, а за компанию, один раз до Кобоны, и один раз до Олонца, на должности "дежурного балласта" мог на наветренном борту посидеть, хотя для килевой яхты от этого мало пользы)...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, в этом плане озера, разумеется, не лучшее место. Однако... все же по ним ходили и вполне себе небольшие корабли.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Тут (на любых озёрах, что на великих, что на Ладоге, что ещё где) засада не столько в кораблях самих по себе, сколько в сильной специфике местной: у любых ПРИШЛЫХ моряков будут проблемы...

Хм, чрезвычайно интересная мысль. Я об этом, признаюсь, не подумал.

В этом плане я бы поставил на американцев - у них хватит не только местных рыбаков-моряков, но и не будет барьера их послушать.

Полностью согласен - тем более, что у янки речной флот (гражданский) на озерах солидный. Да и речная флотилия с Миссисипи явно не из тех, кто будет несерьезно относится к мнению МЕСТНЫХ лоцманов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ссылка на полную карту в оригинале (чтобы на маленьком квадратике не рассматривать)

http://cartweb.geography.ua.edu/lizardtech/iserv/getimage?cat=North%20America%20and%20United%20States&item=Canada1863a.sid&page=&cp=0.5,0.5&lev=2&wid=2000&hei=1900&props=img(Name,Description)&bg=ffffff&

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И еще раз спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Итоги рассмотрения карты:

4683840.jpg

Красными стрелками показаны наиболее удобные пути для вторжения в США из Канады, синим цветом показаны рубежи удобные для обороны американцев, красным - для англичан. Север штата Мэн прикрыт Зелеными горами (это достаточно высокие еще северные отроги Аппалачей, поросшие хвойными лесами). Направление Ричмонд (канадский) - Портленд также прикрыто ими. Наиболее угрожаемое направление - вдоль берегов озера Шэмплейн, особенно между Шемплейн и рекой Св. Лаврентия. Собственно все те же соображения действительны и для наступления с территории США в Канаду.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Небольшое, но существенное дополнение - по гугл мапс видно, что восточная граница Мэн-Нью-Браунсуик пролегает по сильно лесистой и покрытой многочисленными озерами местности. Надо ли говорить, что в 1863 году леса были гуще, а дорожная сеть гораздо беднее. Так что там две верхние стрелки скорее всего тоже надо исключить, наступать б-м крупными силами там возможно только вдоль океана.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Красными стрелками показаны наиболее удобные пути для вторжения в США из Канады, синим цветом показаны рубежи удобные для обороны американцев, красным - для англичан. Север штата Мэн прикрыт Зелеными горами (это достаточно высокие еще северные отроги Аппалачей, поросшие хвойными лесами).

Хм, это, совпадает с выводами ранее:

Основные проблемы возникают дальше - Нью-Йорк, Вермонт и Мэн. Граница там длинная, и в общем-то не слишком хорошо прикрытая - практически все укрепления были оставлены в 1840-ых. Пожалуй, это единственный сектор, где возможна некая маневренная война - во всяком случае, восточнее озера Шамплэйн.

Наиболее угрожаемое направление - вдоль берегов озера Шэмплейн, особенно между Шемплейн и рекой Св. Лаврентия.

Согласен.

Собственно все те же соображения действительны и для наступления с территории США в Канаду.

Ну, если не рассматривать возможность десантной операции на рассечение - например, высадку в Коллингвуде для действий с тыла против Торонто, или обхода укреплений Ниагары десантом у Порт-Довер.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, если не рассматривать возможность десантной операции на рассечение - например, высадку в Коллингвуде для действий с тыла против Торонто, или обхода укреплений Ниагары десантом у Порт-Довер.

Да. не считая десантов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Похоже, что наиболее реалистичным представляется британское наступление весной 1863 через Вермонт и Нью-Хэмпшир. Так они могут, с одной стороны, использовать железнодорожную сеть для снабжения, с другой - прикрыться озером Шемплейн от контрудара с фланга, и с третьей - это единственное направление, где наступление может привести к решительным успехам в плане вторжения в Массачуссетс.

Наступление в Мэн, ИМХО... будет бесплодным для обеих сторон.

Приграничный марш по северу штата Нью-Йорк сам по себе достаточно хорош, но не ведет ни к каким решительным результатам, кроме возможности вторжения в Уотертаун. До Сиракуз все же далековато.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас