Ответ на Чудо на Днепре: История Третьей Украинской Республики

Автор: Владислав,
По итогам распада СССР Украине досталась вторая по величине после российской армия на континенте. В составе подразделений ВС СССР, расквартированных на территории Украины, служило 900 тыс. человек, из которых 780 тыс. – военнослужащие и 120 тыс. – гражданский персонал. Также в Украине находилось 6,5 тыс. танков, более 7 тыс. боевых бронированных машин, 1,1 тыс. самолетов, 900 вертолетов и 7,2 тыс. артиллерийских систем. В период 1992-95 произошло сокращение явочным порядком Вооруженных сил до 450 тыс. человек, а также активная продажа и уничтожение избыточных, в первую очередь по ДОВСЕ, систем вооружений. Украина избавлялась в первую очередь от устаревших видов техники, таких как Т-55 и систем вооружений, не производившихся на территории Украины, таких как Т-72. Это было связано как с сокращением армии, так и с выполнением квот ДОВСЕ, которые составили для Украины 4080 танков, 5050 ББМ, 4040 артиллерийских систем, 1090 боевых самолётов и 330 ударных вертолётов. Впервые о реформе Вооруженных сил заговорили еще в 1991 году. Было ясно, что структура вооруженных сил, доставшаяся Украине от СССР, не соответствовала потребностям новой державы. Весь период пребывания Мартиросяна на должности министра обороны шли дискуссии по вопросам реформы. Поиск новой модели украинской армии был крайне мучителен. Единственным крупным изменением, которое было проведено в 1992-93 годах, было изменение структуры ВДВ. Украине досталось несколько подразделений советских воздушно-десантных войск: 98 гвардейская воздушная дивизия, 23дшбр, 224-й учебный центр 40дшбр и 95 учебный центр. На их основе были сформированы аэромобильные войска Украины в составе 6 бригад (45амбр, 25амбр, 23амбр, 40амбр, 39амбр и 95амбр) и 199 учебного центра. Аэромобильные войска участвовали в украинских миротворческих операциях в Югославии и Абхазии. Следующим к задаче реформы армии подступил Валерий Шмаров, ставший министром обороны в мае 1994 года. Это был первый гражданский министр, возглавлявший до этого департамент ВПК в МЭПП. Он попытался форсировать преобразования. К концу 1994 года была завершена первая военная программа – вооруженные силы были сокращены до 450 тыс. человек. Отношения Шмарова с генералитетом не сложились. Он начал ставить министру палки в колеса, сорвав тем самым планируемые Шмаровым преобразования. За два года министерства Шмаров запомнился двумя вещами. Во-первых, будучи спортсменом, он заставил в приказном порядке всех генералов пробежать лыжный кросс, а во-вторых – из-за скандалов в прессе, связанных с реализацией избыточного военного имущества. Переезд Кучмы в Мариинский дворец означал для Шмарова отставку с поста министра обороны. В дальнейшем он вернулся в промышленную сферу, став в 1999 году генеральным директором ОАО Антонов. 15 мая 1996 года министром обороны Украинской Республики был утвержден Валерий Москаленко. Он, как и предшественник, не был профессиональным военным, но вся его карьера на государственных должностях проходила внутри системы национальной безопасности и силовых ведомств. Москаленко возглавлял Министерство внутренних дел в 1990-91 годах, став первым его гражданским руководителем. На посту он начал реформу милиции, превратившую ее в эффективную в сложившихся условиях структуру. Также Москаленко был одним из ключевых участников обороны Киева во время Путча. После этого Москаленко стал секретарем СНБО. Он определял политику государства в сфере безопасности, будучи одной из ключевых фигур во время кризисов в Приднестровье и Абхазии. Благодаря этому Москаленко имел определенный авторитет среди генералитета, который смог конвертировать в успешное проведение своей политики. Москаленко сразу же приступил к проработке военной реформы, перетащив в Минобороны группу аналитиков СНБО, занимавшихся этим вопросом. Вместе с Генеральным штабом они начали проработку концепции реформы. «Группа проработки» изучила опыт военных кампаний последнего десятилетия: войны в Югославии, военных кампаний в Заливе и Чечне, а также миротворческих операций украинской армии. Исходя из этого, был сделан вывод о непригодности сложившейся структуры Вооруженных сил Украины к современной войне. Во-первых, как показал опыт российской армии в Чечне, советская структура Вооруженных сил в современных условиях не обеспечивает боеспособности всей армии в целом – боеспособные подразделения для ударных кулаков приходилось собирать с миру по нитке. Во-вторых, рост боевой мощи систем вооружений в 1960-1970-е годы позволил выделить бригаде конца 1970-начала 1980-х полосу фронта сравнимую с полосой, которую ранее занимала в боевом порядке целая дивизия. В качестве решения проблемы было принято решение о переходе с полково-дивизионной структуры сухопутных войск на бригадную. Вместо цепочки командования военный округ – армия – дивизия – полк была сформирована оперативное командование – корпус – бригада. Бригада стала основой структуры Вооруженных сил. Для действий на определенном театре военных действий бригады объединялись в корпуса. В украинском генштабе была разработана концепция «модульных корпусов», которые должны были формироваться под определенную задачу. В сухопутных войсках по состоянию на 1991 год находилось 28 танковых и 52 пехотных полка (здесь и далее не считая частей 14 армии, расквартированных в Молдове). Из них 7 полков на БМП-2, 5 полков на БМП-1, 6 полков на БТР-70, 1 полк на БТР-80 и 3 полка на БТР-60. В остальных полках бронетехники для пехоты или не было или содержалось на 1-2 роты. При этом в украинских войсках наблюдался избыток танков. Штаты механизированных и танковых бригад создавались на основе штатов аналогичных советских подразделений с использованием опыта советской военной компании в Афганистане и опыта иностранных государств, полученного в 1990-х годах. Всего в ходе военной реформы 1997 года было сформировано 4 танковых и 16 механизированных бригад. Кроме этого существовало 6 отдельных батальонов, действующих в рамках миротворческих миссий, в которых участвовала Украина – по состоянию на 1997 год это Грузия, Босния и Славония. Помимо этого, в сухопутных войсках существовали бригады следующих типов: ракетные, артиллерийские, связи, инженерные, ПВО и армейской авиации. Также имелись отдельные батальоны РЭБ и РХБЗ. Не менее важным компонентом реформы было создание двухкомпонентных Вооруженных сил. Численность регулярной армии была сокращена до 250 тыс. человек. В то же время произошел отказ от кадрированных частей – по итогам военной реформы Москаленко все регулярные войска стали постоянно боеспособными. Войска территориальной обороны (ВТО) представляют собой так называемый организованный резерв Вооруженных сил Украинской Республики (неорганизованный (индивидуальный) резерв состоит из лиц, имеющих достаточную военную выучку, которые сравнительно недавно закончили службу в войсках и не нуждаются в дополнительной подготовке). Служба в Территориальной обороне совмещается с работой по основной специальности. В ВТО ежегодно поступают в среднем около 10 тыс. человек. Они обязаны проходить боевую подготовку на индивидуальных и групповых занятиях (48 четырехчасовых программ по выходным дням в год), их также направляют в двухнедельные лагеря, подключают к войсковым и командно-штабным учениям вместе с регулярными частями. Руководителей организаций могут привлечь к уголовной ответственности, если они помешают своим сотрудникам — солдатам территориальной обороны выполнять поставленные государством задачи. За службу в Территориальной обороне солдат получает выплату в размере (на 2000 год) размером в 400₴ в месяц, необлагаемую налогом. Также территориалы имеют право на надбавки для оплаты жилья и приобретения униформы. Уволившись после 20-летней службы, территориалы получают существенные надбавки к пенсии. В мирное время Войска территориальной обороны могут быть призваны для ликвидации последствий стихийных бедствий, поддержания правопорядка в случае массовых волнений и т.п., действуя вместе с Национальной гвардией. При объявлении мобилизации, чрезвычайного положения или по решению Национального Собрания части Территориальной обороны включаются в состав регулярных войск. По состоянию на 2007 год в ВТО служат 70 тыс. человек, сведенных в 14 бригад. Реформа предусматривала изменение подхода к личному составу. Призыв по-прежнему осуществлялся сроком на 24 месяца. Министерство обороны направило свои усилия на борьбу с дедовщиной. Изменен сам подход к призывному личному составу Вооруженных сил. Украинское военное командование отказалось от советских подходов, так как массовая армия советского типа изжила себя – в условиях современной войны солдат должен быть в первую очередь специалистом, а не винтиком военной машины. Министерство обороны изучило опыт армий западных стран, в первую очередь США и Израиля. Типичный украинский призывник периода Иракской войны после получения повестки отправлялся в призывной пункт. Там он проходил медицинский осмотр, несколько собеседований, тест на IQ и психометрические тесты. По их итогу определяют пригодность к службе и оптимальную воинскую специальность. Признанный годным призывник зачисляется на воинскую службу, получает звание рекрута и отправляется в учебную часть, где приобретает воинскую специальность, например пехотинец. После этого наш солдат получает звание рядового и отправляется по постоянному месту службы, например 24-ю механизированную бригаду «Король Даниил». Там он проходит службу вплоть до перевода в другую часть либо демобилизации. Главной реформой было изменение условий службы личного состава. Система подготовки личного состава, сложившаяся в позднесоветский период, была признана неэффективной. Она не обеспечивала эффективной подготовки личного состава и стимулировала неуставные отношения – так называемую дедовщину. Военное ведомство стремилось отойти от советских подходов в работе с личным составом – Москаленко называл главной задачей реформы превращение армии из тюрьмы в университет. Бойцы были избавлены от выполнения большинства задач, не связанных с их воинской специальностью и профессиональным ростом. Освободившееся время было разбито на выполнение служебных задач, занятия и отдых. Авторы военной реформы исходили из того, что солдат каждый день должен чему-то учиться. Обеспечено выполнение нормативов по огневой и физической подготовке. Постоянно проводились военные учения. Кроме этого солдаты должны были дополнительно изучить массу иных дисциплин от тактики до тактической медицины. За их изучение предполагалось поощрение. Была изменена система проверок и оценивания частей – кроме общего их ужесточения оказался привлечен гражданский контроль. Не менее важной частью реформы было улучшение бытовых условий службы. На это 1997-2002 год было потрачено 18 млрд. гривен. По состоянию на середину 2000-х годов большинство украинских солдат проживают в стандартных казармах, построенных по коридорной системе. На каждом этаже располагаются 25 комнат по 4 человека, 2 санузла и душевая. Украинские солдаты не сидели безвылазно в казармах. В мирное время солдат отпускают в увольнение по схеме 16 дней службы – 5 дней отпуска, благо расстояния в Украине не настолько большие, чтобы тратить все это время на дорогу. Каждые четыре месяца дополнительно давалась неделя отпуска. Также изменилась организация отдыха личного состава. Если старая система организации службы была ориентирована на то, чтобы «засношать» до потери сил и тем самым решить проблему свободного времени у солдат, то новая система не могла себе такого позволить. Поэтому пришлось искать другие способы ее решения. Они на поверку оказались довольно просты – солдатам нужно было дать, чем заниматься в свободное время. Министерство обороны не стремилось регламентировать свободное время вплоть просмотра телевизора по расписанию, ограничиваясь созданием возможностей для отдыха. Украинский солдат в свободное время мог не только гулять по части, но и читать, смотреть телевизор (не по расписанию), заниматься в спортзале, играть в игры и т.д. В 2000-х годах к этому списку добавился интернет. С рекреационными нуждами, как это именовали в документах Минобороны, был связан один из крупнейших скандалов. В сентябре 1998 года Министерство провело тендер на поставку для рекреационных нужд 5 тыс. игровых приставок. На тендере победила Gloria games – украинский клон Nintendo с зеленым слоном на логотипе. Это стало причиной большого скандала. Минобороны обвиняли в том, что оно превращает армию в «пионерлагеря имени Москаленко». К самой сделке возникли вопросы. Во-первых, прозвучало обвинение в том, что приставки шли по завышенной цене. Во-вторых, клон Nintendo с логотипом, косящим под другой ее клон, стал поводом для дискуссии в обществе на тему авторского права. Расследование поставило точку в скандале, проведя расследование. Правоохранительные органы выявило отсутствие состава преступлений, связанных с коррупцией, в данном эпизоде. Новый облик Вооруженных сил означал и новые документацию и штаты. В 1998 году был принят новый устав, который утвердил новый облик украинского войска. Новые штатные расписания, утвержденные в результате реформы, означали сокращение офицерского состава. Министерство обороны провело в 1997-99 годах переаттестацию офицеров, по итогам которой отсеяло наиболее непригодных. Министерство обороны давало сокращаемым офицерам возможность взять беспроцентный ипотечный кредит на 30 лет, чтобы они могли приобрести жилье, пенсию и кредиты на открытие собственного бизнеса. Множество генералов было отправлено в отставку, открыв тем самым дорогу молодым офицерам. Многие из них покрыли себя славой на полях сражений, которые вела украинская армия в начале XXI века. Обновленной военной машине Украинской Республики предстояло пройти испытание огнем Войны с террором. Формирование украинского государства и его вооруженных сил поставило на повестку дня вопрос о военной символике и наградной системе новой Республики. Первым элементом формы в истории современной украинской армии были сине-желтые нарукавные повязки, используемые украинскими силами в время путча. Еще в первой половине 1992 года была произведена замена советской фурнитуры (кокарды, пуговицы, бляхи ремней) при сохранении старой униформы. Тогда же началась разработка новой униформы. При министре обороны Мартиросяне была создана специальная комиссия. В обществе и армии шла активная дискуссия относительно вариантов нового обмундирования. В декабре 1992 года вышел приказ министра обороны № 503/1992 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Вооруженных Сил Украинской Республики». Новая униформа не особо отличалась от старой, продолжая во многом традиции Вооруженных Сил СССР. Новая форма имела несколько главных отличий от советской. Во-первых, была утверждена новая фурнитура, первоначально появившаяся еще в январе 1992 года, в частности произошел отказ от овальной формы кокарды, принятой в Вооруженных силах СССР в пользу круглой, принятой в украинской армии периода Революции 1917-21 годов. Во-вторых, Вооруженные силы Украины отказались от звездочек в качестве знаков отличия с заменой их на ромбы, аналогичные существовавшим при Гетманате. Также введен новый элемент формы – нашивка (знак) «УКРАЇНА. Збройні сили». Нашивка представляла собой пятиугольный щит цвета, соответствующего виду вооруженных сил (красный – сухопутные войска, синий – ВВС и ВПВО, черный – ВМС), с золотой каймой, скрещенные мечи, герб Украины, дубовая и калиновая ветви и соответствующие золотистые надписи вверху и внизу. К 1994 году форма 1992 года была введена повсеместно. Украине достались запасы советской камуфляжной формы. В СССР к моменту его распада использовался паттерн «Бутан», разработанный в 1984 году. Его цветная схема так называемая «амеба», предназначенная для размытия силуэта на дальних и близких дистанциях, состоит из светло-зелёного фона, на который нанесены пятна зелёного и коричневого цвета. После распада СССР в украинских документах закрепилось в качестве официального жаргонное название «Дубок». Украинская армия имела достаточное финансирование, чтобы поддерживать качество формы на достаточно высоком уровне. В 1998 году во время военной реформы Москаленко вместо сапог в армии были введены ботинки. Также в конце 1990-х годов вслед за пограничниками Министерство обороны начало закупать камуфляж с американским паттерном Woodland. К началу XXI века назрела необходимость введения новой военной формы. Система государственных наград Украины зародилась в начале 1990-х годов. Еще в 1990 году новое украинское правительство задумалось о собственных орденах и медалях. Первой наградой, которая была учреждена в Украине еще в сентябре 1991 года, была Президентская медаль «Щит свободы», которой награждались участники обороны Украины во время путча. Большое влияние на разработку наградной системы повлияла книга Я. Семетюка «Украинские военные награды. Ордена, кресты, медали и нашивки», выпущенная в Торонто в 1991 и ставшая для широких масс первой книгой по наградам УНР, УПА и эмигрантских организаций. О большом интересе, который вызвала к себе эта книга в Украине, свидетельствует ее переиздание без разрешения автора в Киеве и Львове. В октябре 1991 года при президенте была создана комиссия по разработке государственных наград, завершившая свою работу в декабре 1992 года. Результаты ее работы были положены в основу созданной в первой половине 1990-х годов системы государственных наград Украинской Республики. Высшей государственной наградой Украины стал Орден Тризуба I – III степени, учрежденный в феврале 1993 года. Награждение Орденом проводится Президентом Республики за выдающиеся военные и гражданские заслуги. Далее по старшинству шли Орден за заслуги, Орден Богдана Хмельницкого (генеральский крест), ордена Ивана Мазепы и Петра Сагайдачного (офицерский и морской офицерский кресты), Орден Рыцарей Украины (первоначально планировали назвать в честь прототипа – Ордена железного креста УНР, но во имя избегания нежелательных ассоциаций отказались), Орден княгини Ольги. Ниже орденов по старшинству были медали, в первую очередь военные – за мужество и храбрость (известная своей характерной формой), за выслугу лет, участие в конкретных операциях и т.п. Аналогичные медали имели и другие ведомства. В целом, развитие наградной системы Украинской Республики происходило в рамках европейских традиций.