Французские эскадренные миноносцы "тысячетонного" типа

Автор: Граф Цеппелин в АИ-кораблестроение,

The strength of twice three thousand horse
  That serve the one command;
The hand that heaves the headlong force,
  The hate that backs the hand:
The doom-bolt in the darkness freed,
  The mine that splits the main;
The white-hot wake, the 'wildering speed --
  The Choosers of the Slain! Р. Киплинг. "The Destroyers", 1898.   Когда адмирал де Виллард получил пост военно-морского министра Третьей Республики в 1910 году, состояние французского миноносного флота было далеко от идеала. Ввиду остаточного влияния "Jeune Ecole", французские моряки стремились иметь больше миноносцев индивидуально меньшего размера. Как следствие, основу торпедных сил Франции составляли 300-тонные эсминцы (которые де Виллард считал просто бесполезными) и 500-тонные (которые он считал "минимально боеспособными"). В 1909 году были заказаны первые 800-тонные эсминцы, но и они уже уступали по характеристикам многим иностранным аналогам.



Де Виллард считал, что для создания "идеального" флота необходимо каждый год заказывать не менее чем во восемь эсминцев, водоизмещением не менее 1000 тонн. Проект такого эсминца был оперативно подготовлен инженерами FCM - крупного корабля, несущего четыре 100-мм пушки и восемь 450-мм торпедных аппаратов (два строенных и два одинарных). Правительство Франции, однако, полагало, что такие расходы будут слишком велики, и согласилось на закладку только четырех экспериментальных "тысячетонных" миноносцев в 1911, и еще четырех - в 1912.

Чтобы преодолеть сопротивление правительства, де Виллард обратился к своим испытанным союзникам: Национальному Военно-Морскому Союзу и кинематографу. "Union navale nationale" немедленно начала устраивать демонстрации и раздавать листовки с заголовком "Trahison stupide ou stupidit? tra?tresse?" (фр. "Глупое предательство или предательская глупость?"), призывая к оснащению флота "достойными" французских моряков кораблями. Кинокомпания "Братья Пате" оперативно выпустила полутораминутный мультипликационный "кинобюллетень" из серии "Notre flotte", в котором зрителю просто и понятно разъясняли, почему флот, не имеющий "самых современных миноносцев", не может "превратить победу в полный разгром неприятеля."

В конце концов, оказавшись мишенью общественного мнения, правительство уступило, и новый военно-морской закон предусматривал заказ 8 эсминцев каждый бюджетный год. Пока шло обсуждение, де Виллард, тем временем, сумел раздобыть средства на закладку еще четырех "внеплановых" миноносцев, продав на экспорт несколько заведомо устаревших единиц. Вступление в строй первых "тысячетонников" в конце 1913 года, впрочем, эффективно разрешило спор; новые корабли продемонстрировали полное превосходство над старыми типами.

Новые 1000-тонные эсминцы, привлекли значительный экспортный интерес. В 1912 году, восемь кораблей этого типа заказало Перу. Четыре эсминца в 1913 были заказаны Турцией (только два поставлены), и шесть в 1914 - Китаем (заказ аннулирован в связи с началом войны).

Конструкция:



Эсминцы типа "Aventure" имели "низкий, почти сигарообразный" корпус с высоким полубаком, характерный для французского кораблестроения 1910-ых. Подобно предшествующим типам, они были четырехтрубными, со скошенными назад (и понижающимися к корме) трубами - но в отличие от предшествующих типов, на 1000-тонных эсминцах турбинное отделение находилось между котельными.

Их стандартное водоизмещение составляло - в зависимости от серии - от 980 и до 1050 тонн; полное водоизмещение приближалось к 1180-1200 тоннам. Корабли отличались хорошей мореходностью, хотя отмечалось, что они недостаточно приспособлены для службы в Атлантике.

Вооружение:

Артиллерийское вооружение эсминцев типа "Aventure" состояло из двух спаренных 100-мм/45 орудий Modele 1893. Орудия эти были модифицированы под патронное заряжание, и имели расчетную скорострельность порядка 8-10 выстрелов в минуту - однако, ввиду размещения в спаренной установке, практически поддерживаемой считалась 8 выстрелов в минуту. Дополнялось это вооружение двумя 65-мм пушками, предназначавшимися для обороны от небольших миноносцев.



На первых пяти эсминцах 6-ой серии основное вооружение было заменено двумя короткоствольными 138-мм/25-калиберными пушками Шнейдера. Эти орудия имели невысокую дальность, но чрезвычайно мощный снаряд. Практические испытания, однако, продемонстрировали невысокую вероятность попадания по настильной траектории из подобного орудия, и в дальнейшем эта система не применялась.

Эсминцы 8-ой серии были вооружены двумя полуавтоматическими 100-мм орудиями Modele 1918. Монтируемые на место обычной спарки, эти орудия имели клиновой затвор и 12-и зарядный магазин, вращающийся вместе с орудием. На испытаниях, удавалось добиться скорострельности в 14-15 выстрелов в минуту, но частые поломки и заклинивания на практике снижали возможности орудий.

Торпедное вооружение состояло из двух 3-х трубных торпедных аппаратов под 450-мм торпеды M1912W. Еще один, однотрубный, аппарат, на эсминцах 1-ой и 2-ой серии размещался на корме. Запас торпед на борту составлял 10 единиц (по 1 в каждой трубе + по 1 резервной на каждый аппарат). Начиная с 3-ей серии, от кормового аппарата отказались.



На эсминцах 7-8 серий, торпедное вооружение заменили на два 2-х трубных 550-мм торпедных аппарата. Запас торпед сократили до 5 единиц. Эсминцы "Vainqueur", "H?ro?que" и "Avancement II" были оснащены двумя 3-х трубными 550-мм торпедными аппаратами. Также предусматривалась возможность приема на борт мин заграждения (до 16).

Силовая установка:

Обычным оснащением эсминцев типа "Aventure" были турбины Рато, питавшиеся паром от четырех котлов Норман-Сигоди (1-я, 2-я и 5-я серии), Индре (3-я серия), или дю Тампля (6-я, 7-я и 8-я серии). При этом турбинное отделение размещалось между двумя котельными, дым отводился в четыре трубы. Полная мощность силовой установки составляла порядка 18000 л.с., что обеспечивало кораблям скорость в 28,5-30 узлов. Запаса топлива в 170-185 тонн нефти хватало на 1700-1800 морских миль экономичного 10-узлового хода.

Эсминцы 3-ей серии отличались от остальных тем, что были трехвальными, и на центральный вал работала паровая машина тройного расширения. Эти эсминцы создавались для службы в океане, и предполагалось, что смешанная силовая установка будет более экономичной. Водоизмещение возросло примерно на 80 тонн; дальность хода увеличилась до 2000 морских миль на 10 узлах.

На эсминце 6-ой серии "Furieux", турбины Рато в экспериментальных целях заменили турбозубчатыми агрегатами Парсонса. Испытания силовой установки прошли вполне удовлетворительно, и эсминцы 8-ой серии комплектовались турбозубчатыми агрегатами Бреге.

Эсминец 8-ой серии "Vaillant" был в экспериментальных целях сделан трехвинтовым, и центральный вал приводился от двух дизельных установок Шульзе. За счет этого удалось увеличить дальность плавания до 3600 морских миль, но ненадежность дизелей и сильная вибрация установок привели к отказу от дальнейших работ по проекту.

Строительство:



* 1-я серия ("Aventure") 1911-1913 - "Aventure", "Exp?rience", "D?couverte", "Avancement". (4)

* 2-я серия ("D?fi") 1911-1914 - "D?fi", "Provocation", "Audace", "Impertinence". (4)

* 3-я серия ("Audacieux") 1912-1914 - "Audacieux", "R?solu", "Persistant", "Intr?pide", "T?m?raire", "Opini?tre", "Hardi". (8)

* 4-я серия (из экспортных, для Турции) 1912-1914 - "?tranger", "Volontaire". (2)

* 5-серия ("Repousser") 1914-1915 - "Repousser", "Assaut", "Ru?e", "Charge", "Pouss?e", "Bourrasque", "Dynamique", "Stup?fiant". (8)

* 6-я серия (военная, "Avant-Garde") 1915-1917 - "Avant-Garde", "Passionn?", "Furieux", "Offensif", "Repulse", "Impulsion", "Renaudin", "Fiable", "Imminent", "Danseur", "Tendance", "Fougueux", "Tonnerre", "Vindicatif", "Mena?ant", "Effrayant" (16)

* 7-я серия (военная, "Enseigne Roux") 1916-1918 - "Enseigne Roux", "Enseigne Gabolde", "Commandant Lucas", "Contre-Amiral du Chayla", "Captain Casabianca", "Admiral d'Estaing", "Lieutenant de St Alo?arn", "G?n?ral Fran?ois de N?grier", "Jean de Vienne", "Captain Fran?ois-Hector de Rions", "Captain de Sainte-C?saire", "Capitan de Vaudreuil", "?douard de Laborde", "Amiral de Rosily-Mesros", "General Jules Brunet", "General James FitzJames". (16)

* 8-я серия (военная, "Victoire") 1916-1918 - "Victoire", "Triomphant", "Champion", "Conqu?rant", "Vainqueur", "H?ro?que" (закончен после войны), "Vaillant" (закончен после войны), "Avancement II" (закончен после войны). Заказ на еще 8 единиц отменен. (8 +

* 9-я и 10-я серии (не закладывались) - 32 корабля, планировались к постройке в 1918-1920 году. Заказ отменен в связи с прекращением военных действий.

Модернизации:

Начиная с 1915 года, все 1000-тонники начали получать противовоздушное вооружение. Первоначально, в качестве такового устанавливалась одна 47-мм пушка Гочкисса на зенитном станке. Это вооружение было быстро сочтено недостаточно эффективным, и в дальнейшем 1000-тонные эсминцы оснащались либо 75-мм зениткой M1897 (на базе 3-х дюймовой полевой пушки), либо 5-и ствольной 37-мм “canon de mitrailleuse” Mle 1915, представлявшей собой, по сути дела, револьверную 5-и ствольную пушку Гочкисса на зенитном станке с электроприводом. Часть кораблей также была оснащена 8-мм зенитными пулеметами. К 1918 году, зенитное вооружение эсминцев было унифицировано и составляло одну 75-мм зенитку на корме и одну 37-мм пятиствольную револьверную пушку на крыше надстройки.



Противолодочное вооружение эсминцев также быстро развивалось. В начале войны считалось, что основным средством борьбы с подводными лодками будут тупоносые "ныряющие" снаряды для артиллерии. Начало войны быстро продемонстрировало недостаточность этих мер, и уже в 1915 году эсминцы стали оснащаться глубинными бомбами, сбрасываемыми за борт вручную. В дальнейшем, на вооружение были приняты более тяжелые глубинные бомбы Guiraud 200 kg и Guiraud 300 kg, для сброса которых французский флот использовал достаточно оригинальную систему талей и бортовых выстрелов. В 1918 году, для эсминцев были приняты кормовые направляющие американского образца.

В 1916 году была принята на вооружение "противолодочная граната", представлявшая собой 80-килограммовый надкалиберный снаряд для ведения огня по субмаринам из 100-мм и 138-мм орудий. Облегченный пороховой заряд мог метнуть гранату на дистанцию до 1000 метров; граната снаряжалась ударным торпедным взрывателем для поражения субмарин прямым попаданием. Дальнейшим развитием этой системы стала "специальная противолодочная граната", в полете разворачивающая сеть с закрепленными по краям утяжеленными электрическими взрывателями; предполагалось, что таким образом увеличивается площадь возможного поражения субмарины. Эта переусложненная система никогда не работала сколь-нибудь надежно, и была вскоре снята с вооружения.

Служба:



К 1914 году, в составе французского флота имелось 15 "тысячетонных" эсминцев, из которых восемь кораблей 1-ой и 2-ой серии были сосредоточены в Средиземном Море, а семь кораблей 3-ей серии - в Атлантике. На верфях в Бордо также достраивались последние два корабля "экспортной" серии, предназначенные для Турции. С началом войны, оба они были реквизированы в введены в состав французского флота. До конца 1914 года в строй вступило еще четыре "тысячетонника" 3-ей и 5-ой серии.

С началом войны, де Виллард немедленно направил верфям заказы на 32 новых эсминца. Так как 138-мм/25-калиберная пушка была еще не готова, 6-я серия эсминцев должна была практически полностью повторять предыдущие. Однако, Национальное Собрание, все еще считавшее, что военные действия не затянутся более чем на год-полтора, сократил заказ вдвое на том основании, что новые эсминцы могут не успеть вступить в строй до конца войны. Вместо отмененных 1000-тонных эсминцев, правительство решило заказать серию из 32 "экономичных" 450-тонных миноносцев типа "Турбиллион" - которые, по мнению парламентариев, будут готовы вовремя.

К 1916 году стало уже ясно, что надежды на "еще год-полтора, и конец войне" были слишком оптимистичны. Возрастающие потери и доказанные преимущества крупных эсминцев заставили парламент уступить, и программа кораблестроения 1916-1918 года включала уже 32 новых эсминца и только 16 миноносцев. Первоначально предполагалось заложить все 32 новых эсминца одной серией, но из-за загруженности верфей и работ над перспективным полуавтоматическим 100-мм орудием, де Виллард принял решение разделить ее на две. На 1918-1920 предполагалась постройка еще 32 кораблей, но летом 1918, после капитуляции Италии, заказ был отменен. Последние "тысячетонники" вступили в строй уже после окончания войны.

1000-тонные эсминцы оказались самыми активными кораблями французского флота. На них возлагались задачи как эскортирования крупных кораблей, так и индивидуальные операции. Они осуществляли противолодочное патрулирование, эскортировали конвои, совершали набеговые операции на итальянские линии коммуникации, выполняли роль поисковых и дозорных сил. Ближе к концу войны, 1000-тонные эсминцы стали выступать в основном как лидеры для более легких 450-тонных миноносцев.



Всего за время войны было потеряно 12 эсминцев "тысячетонного типа" - "Avancement", "Opini?tre" и "Ru?e" в 1915, "Stup?fiant" и "R?solu" в 1916, "Renaudin", "Captain Casabianca", "Tonnerre", "Charge" и "Repousser" в 1917, "Avant-Garde" и "G?n?ral Fran?ois de N?grier" в 1918. Наибольшие потери пришлись на 1917 год, когда сражении у Сиракуз 19 июля 1917 года были потеряны три эсминца этого типа.

После войны, 1000-тонные миноносцы составляли основу минного флота Франции до середины 1920-ых, когда в строй начали вступать новые, более крупные корабли, построенные с учетом военного опыта. В 1928-1935 году, большая часть 1000-тонных эсминцев была выведена из состава флота, продана на лом или перестроена в эскортные корабли и минные заградители. Только эсминцы 8-ой серии, с полуавтоматическими 100-мм пушками, продолжили службу до конца 1930-ых, и четыре из них успели принять участие во Второй Мировой Войне.

Знаменитые корабли:



* "Hardi" - сопровождал французские крейсера в операции против немецких кораблей в Карибском Море (1914). 22 ноября 1915 года в ночной торпедной атаке потопил в Атлантике немецкий рейдер "Эльба". Случайно встретив эсминец в океане, германский вспомогательный крейсер идентифицировал себя как голландский пароход "Атлантик", но по случайному совпадению, "Харди" встретил "Атлантик" двумя днями ранее. Убедившись, что имеет дело с германским рейдером, капитан "Харди", тем не менее, сделал вид, что поддался на уловку и продолжил путь, но, скрывшись за горизонтом, переменил курс, и тайно последовал за "Эльбой". С наступлением сумерек, "Харди" быстро догнал "Эльбу" и провел успешную торпедную атаку, захватив рейдер врасплох.

* "Danseur" - служил транспортом для президента Пуанкар, маршала Фоша, адмирала де Вилларда и адмирала Генри Фрэнсиса Оливера во время большого смотра французского флота в Тулоне, 1 мая 1918 года. На палубе этого эсминца, президент Пуанкаре присвоил де Вилларду звание первого (и единственного) Гранд-Адмирала Третьей Республики.

* "Exp?rience" - наиболее известный французский эсминец Первой Мировой Войны. На его личном счету числятся итальянские субмарины F8 и F22, эсминец "Ippolito Nievo", миноносцы 16OS, 30AS, "Schwalbe" и 93F и 7 транспортных кораблей. Сохраняется в Марселе как корабль-музей по настоящее время.
  • 25 ответов