Королевская почтовая служба Альт-Тонга


4 posts in this topic

Posted (edited)

Королевская почтовая служба была создана в Королевстве  еще во времена британского присутствия в 1886году,  и  отчасти по английскому подобию. Королевская почтовая служба Тонга является государственным бюджетным  учреждением, с частичной самоокупаемостью.

 

Учитывая раздробленность территории Тонга на разделенные морем островки, централизованная организация, обеспечившая регулярную информационную связь, сыграло огромную социальную (а затем и культурную) роль в жизни государства.

Между прочим, тонганцы считаются пионерами в использовании ракет в мирных почтовых целях:) В ракете Конгрива, вместо взрывного заряда, устраивали отсек для кореспонденции и запускали из столицы адресату  (на дальность около 2км). Однако из-за неточности пороховых ракет, они часто терялись и в итоге от такого способа доставки почты пришлось отказаться.

 

 

Однако регулярное почтовое сообщение началось  с организации сети т.н. почтовых станций, с постоянным персоналом, которые сперва занимались государственным  фрахтом судов для доставки корреспонденции между островами, -в том числе обеспечивали обязательность доставки на большинство островов свежей печати центральных газет, Правительственного информационного вестника,  или их гранков для отпечатывания выпусков на местах.

Следующим этапом было постепенное приобретение уже собственных транспортных средств службы, как водных, так и сухопутных (на крупных островах).

С этим приобретением морских судов и постановкой их на казенный балланс, связано утверждение в 1958г. флага КПС. Флаг представлял собой зеленое полотнище со стилизованным  желтым почтовым рожком в центре и такой-же короной в крыже:

321.thumb.jpg.cffe0b1183e4e1ae883fb4d765Отныне он обязательно поднимался на всех морских судах службы, а также над зданиями почтовых станций. Символика  с флага (желтый рожок и корона на зеленом фоне), впоследствии стала и геральдической эмблемой службы, только  на эмблеме корона располагалась вертикально   над рожком. Эмблемы обязательно наносились на титульные доски у входов на почтовые станции, а также  на борта(дверцы) сухопутных транспортных средств Королевской почтовой службы.

 

С 1960-х годов между почтовыми станциями стала постепенно  появлятся также телеграфно-телефонная связь, доступная для клиентов. 

 

Оплата почтовых услуг осуществлялась в форме государственного почтового сбора, - фактически осуществлявшегося продажей  почтовых марок соответствующего услуге номинала, наклеиваемых затем  на конверт или обертку бандероли/посылки. Даже после появления технической возможности иного  учета оплаты почтовых услуг, марки остаются красивым  традиционным средством. Кроме того, благодаря обычно хорошему художественному оформлению тонганских марок, они до сих пор ценятся и у коллекционеров по всему миру, - т.е. имеют уже и  культурный аспект (и  ещё одну статью дохода в государственную казну).

tonga-1961-tongan-postal-service-sg-117-

912a60864721b4172195b679cf01

 

TongaOlovaha.jpg

uN0h-LleumkAkxLfp_5h6STKohmEzltF3c8Ybd_N

0100084186.jpg

unnamed_(1).thumb.jpg.0260be72ac71866e2d

 

Впрочем, с учетом социальной политики государства, существовали скидочные и благотворительные программы предоставления почтовых услуг некоторым категориям населения.

 

Из тех же соображений, на Королевскую почтовую службу возложена функция "социального" регулярного пассажирского сообщения на коммерчески-невыгодных линиях, не вызывающих интереса у частных компаний-перевозчиков. Оплата проезда на таких линиях обычно символическая, зачастую не покрывающая даже себистоимости проезда. Впрочем и частота рейсов обычно минимальная. Один-два рейса в сутки внутри островов, и порой до одного морского рейса  в неделю - на самые "глухие" и слабозаселенные острова.

 

Для снижения расходов  на такие малонагруженные и дотационные "социальные" линии,  Тонганская КПС и в XXI веке продолжает использовать  небольшие парусно-моторные суда ("пакетботы"). 

Kapal%2BPerahu%2BPhinisi%2BMasa%2BKini.j

 

Для социальных  рейсов в  небольшие  деревеньки в пределах одного острова обычно используются малые  грузо-пассажирские автобусы, переднюю часть салона в которых занимает короткое  пассажирское отделение, а в задней половине, отделенной перегородкой, - отделение для "попутной"  доставки почтовых отправлений. Как правило такие автобусы окрашиваются целиком в зеленый (изумрудный) цвет, а на борта наносится желтая трафаретная эмблема Королевской почтовой службы.

 

Впрочем, начиная  с 1980-х годов, КПС подключилась и к пассажиро-перевозкам на более выгодных направлениях.

Например, в 1995г, специально для   привлечения на Тонга  туристов, КПС организовали сезонное  морское пассажирское сообщение с Австралийскими и Ново-Зелландскими портами, на арендованных у Austal ships скоростных паромах,  по ценам близким к технической  себестоимости рейса, - без коммерческих прибавок к стоимости. Т.е. в полтора-два раза дешевле коммерческих рейсов на том-же транспорте.

 

Несмотря на кажущуюся бессмысленность этого предприятия, оно всё-же принесло опосредованную  выгоду Королевской казне, т.к. дополнительный приток туристов, обеспечил некоторое увеличение экономики в Королевстве и собираемость налогов с  коммерции  в туристическом бизнесе.

 

 

В последнее время, на островах появились конкурирующие  представительства и постоянные  экспедиции  коммерческих почтовых(курьерских) компаний, в том числе иностранных, например  таких известных  как FedEX и DHL. Но актуальность КПС под сомнение не ставится. Предложение о приватизации Королевской почтовой службы, по примеру Великобритании, в Тонга было однозначно отвергнуто.

 

Столичная почтовая станция

tonga-post-office-downtown.jpg

Edited by Кот

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Выражаю благодарность коллеге @GromoBoy за помощь в создании флага!

Edited by Кот

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Выражаю благодарность коллеге @GromoBoy за помощь в создании флага!

Таки пожалуйста :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Для социальных  рейсов в  небольшие  деревеньки в пределах одного острова обычно используются малые  грузо-пассажирские автобусы,

Т.е. должно быть как-то примерно так.

-steyr-380q-bj-1956-141761.jpg

Или, - глядя на европейцев, лучше жёлтенкие "постбусы"?

Postbus.jpg

133L14250685_Breitenlee%2C_Bereich_Breit

переднюю часть салона в которых занимает короткое  пассажирское отделение, а в задней половине, отделенной перегородкой, - отделение для "попутной"  доставки почтовых отправлений.

Либо "нормальный" пассажирский салон и сзади прицепик, типа такого.

100-jahre-postbus-osterreich-festgelande

 

Edited by Кот

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now