Posted 5 Feb 2020 (edited) Королевская почтовая служба была создана в Королевстве еще во времена британского присутствия в 1886году, и отчасти по английскому подобию. Королевская почтовая служба Тонга является государственным бюджетным учреждением, с частичной самоокупаемостью. Учитывая раздробленность территории Тонга на разделенные морем островки, централизованная организация, обеспечившая регулярную информационную связь, сыграло огромную социальную (а затем и культурную) роль в жизни государства.Между прочим, тонганцы считаются пионерами в использовании ракет в мирных почтовых целях В ракете Конгрива, вместо взрывного заряда, устраивали отсек для кореспонденции и запускали из столицы адресату (на дальность около 2км). Однако из-за неточности пороховых ракет, они часто терялись и в итоге от такого способа доставки почты пришлось отказаться. Однако регулярное почтовое сообщение началось с организации сети т.н. почтовых станций, с постоянным персоналом, которые сперва занимались государственным фрахтом судов для доставки корреспонденции между островами, -в том числе обеспечивали обязательность доставки на большинство островов свежей печати центральных газет, Правительственного информационного вестника, или их гранков для отпечатывания выпусков на местах.Следующим этапом было постепенное приобретение уже собственных транспортных средств службы, как водных, так и сухопутных (на крупных островах).С этим приобретением морских судов и постановкой их на казенный балланс, связано утверждение в 1958г. флага КПС. Флаг представлял собой зеленое полотнище со стилизованным желтым почтовым рожком в центре и такой-же короной в крыже:Отныне он обязательно поднимался на всех морских судах службы, а также над зданиями почтовых станций. Символика с флага (желтый рожок и корона на зеленом фоне), впоследствии стала и геральдической эмблемой службы, только на эмблеме корона располагалась вертикально над рожком. Эмблемы обязательно наносились на титульные доски у входов на почтовые станции, а также на борта(дверцы) сухопутных транспортных средств Королевской почтовой службы. С 1960-х годов между почтовыми станциями стала постепенно появлятся также телеграфно-телефонная связь, доступная для клиентов. Оплата почтовых услуг осуществлялась в форме государственного почтового сбора, - фактически осуществлявшегося продажей почтовых марок соответствующего услуге номинала, наклеиваемых затем на конверт или обертку бандероли/посылки. Даже после появления технической возможности иного учета оплаты почтовых услуг, марки остаются красивым традиционным средством. Кроме того, благодаря обычно хорошему художественному оформлению тонганских марок, они до сих пор ценятся и у коллекционеров по всему миру, - т.е. имеют уже и культурный аспект (и ещё одну статью дохода в государственную казну). Впрочем, с учетом социальной политики государства, существовали скидочные и благотворительные программы предоставления почтовых услуг некоторым категориям населения. Из тех же соображений, на Королевскую почтовую службу возложена функция "социального" регулярного пассажирского сообщения на коммерчески-невыгодных линиях, не вызывающих интереса у частных компаний-перевозчиков. Оплата проезда на таких линиях обычно символическая, зачастую не покрывающая даже себистоимости проезда. Впрочем и частота рейсов обычно минимальная. Один-два рейса в сутки внутри островов, и порой до одного морского рейса в неделю - на самые "глухие" и слабозаселенные острова. Для снижения расходов на такие малонагруженные и дотационные "социальные" линии, Тонганская КПС и в XXI веке продолжает использовать небольшие парусно-моторные суда ("пакетботы"). Для социальных рейсов в небольшие деревеньки в пределах одного острова обычно используются малые грузо-пассажирские автобусы, переднюю часть салона в которых занимает короткое пассажирское отделение, а в задней половине, отделенной перегородкой, - отделение для "попутной" доставки почтовых отправлений. Как правило такие автобусы окрашиваются целиком в зеленый (изумрудный) цвет, а на борта наносится желтая трафаретная эмблема Королевской почтовой службы. Впрочем, начиная с 1980-х годов, КПС подключилась и к пассажиро-перевозкам на более выгодных направлениях.Например, в 1995г, специально для привлечения на Тонга туристов, КПС организовали сезонное морское пассажирское сообщение с Австралийскими и Ново-Зелландскими портами, на арендованных у Austal ships скоростных паромах, по ценам близким к технической себестоимости рейса, - без коммерческих прибавок к стоимости. Т.е. в полтора-два раза дешевле коммерческих рейсов на том-же транспорте. Несмотря на кажущуюся бессмысленность этого предприятия, оно всё-же принесло опосредованную выгоду Королевской казне, т.к. дополнительный приток туристов, обеспечил некоторое увеличение экономики в Королевстве и собираемость налогов с коммерции в туристическом бизнесе. В последнее время, на островах появились конкурирующие представительства и постоянные экспедиции коммерческих почтовых(курьерских) компаний, в том числе иностранных, например таких известных как FedEX и DHL. Но актуальность КПС под сомнение не ставится. Предложение о приватизации Королевской почтовой службы, по примеру Великобритании, в Тонга было однозначно отвергнуто. Столичная почтовая станция Edited 20 Jul 2020 by Кот Share this post Link to post Share on other sites
Posted 5 Feb 2020 (edited) Выражаю благодарность коллеге @GromoBoy за помощь в создании флага! Edited 5 Feb 2020 by Кот Share this post Link to post Share on other sites
Posted 5 Feb 2020 Выражаю благодарность коллеге @GromoBoy за помощь в создании флага!Таки пожалуйста Share this post Link to post Share on other sites
Posted 9 Feb 2021 (edited) Для социальных рейсов в небольшие деревеньки в пределах одного острова обычно используются малые грузо-пассажирские автобусы,Т.е. должно быть как-то примерно так.Или, - глядя на европейцев, лучше жёлтенкие "постбусы"?переднюю часть салона в которых занимает короткое пассажирское отделение, а в задней половине, отделенной перегородкой, - отделение для "попутной" доставки почтовых отправлений.Либо "нормальный" пассажирский салон и сзади прицепик, типа такого. Edited 9 Feb 2021 by Кот Share this post Link to post Share on other sites