68 сообщений в этой теме

Опубликовано:

то есть само основание  богословия у  католиков и православных  разошлась уже сотни лет.Лютера, начни он проповедь православия конечно поняли бы , но принять не могли.

Вы, наверное, правы... То есть скорее всего он если бы и остался в истории то только как курьёз

 

А с Яном Гусом было бы больше шансов? Ну типа сыграть на славянском братстве

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Яном Гусом было бы больше шансов? Ну типа сыграть на славянском братстве

это выдумка середины 19 века

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

это выдумка середины 19 века

Ну немцев он реально не любил, как и его сторонники

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А с Яном Гусом было бы больше шансов? Ну типа сыграть на славянском братстве

На тему взаимоотношений православия и католичества, а также гуситов, таборитов, униатов, папских расколов и прочих рекомендую нырнуть сюда:

http://fai.org.ru/forum/forum/197-mir-vozrozhdennoy-vizantii/

в обсуждения (4 штука). Там много, да, но многие моменты разжёваны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Были же переговоры об объединении англиканской и православной церкви. Но даже, если бы договорились, с внешней обрядовой стороны ничего бы не поменялось. Наверное, просто в название церкви дописали orthodox и догматы подправили. Для прихожан осталось бы вообще без изменений.

Изменено пользователем Танкред

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

в общем если бы Лютер призвал вернутся к православию-среди католиков его призыв был бы воспринят примерно как призыв к научному сообществу вернутся от химии к алхимии

 

 

переговоры об объединении англиканской и православной церкви

нифига-тема уже разбиралась. были переговоры о возвращении англикан в православие. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

нифига-тема уже разбиралась. были переговоры о возвращении англикан в православие. 

Да, поэтому и не договорились. Но некое  ностальгирующее течение в западных церквях о «древней чистой вере» есть до сих пор. Емнип, какие-то общины во Франции переходили в православие из католичества (но с полным сохранением привычной мессы и всей внешней стороны).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В принципе, в теме чего-то совсем невозможного нет. Деятели ранней Реформации достаточно активно интересовались православием. Но вот только далеко не факт, что в таком случае Лютер получит такое же число последователей. Протестантизм в разных формах так или иначе уже зарождается и набирает популярность, а с православием протестантские идеи плохо совместимы.

 

в общем если бы Лютер призвал вернутся к православию-среди католиков его призыв был бы воспринят примерно как призыв к научному сообществу вернутся от химии к алхимии

Нет, православие никогда не воспринималось католиками как "более ранняя ступень нашего вероучения". Будет воспринят как призыв к схизме, не более. 

 

Были же переговоры об объединении англиканской и православной церкви.

Да, но в XIX веке. Хотя... было бы интересно, если бы Генрих обратился за благословением развода к Константинопольскому патриарху. И перешёл в православие уже в XVI в. Впрочем, вряд ли патриарх ему бы разрешил.

 

Но даже, если бы договорились, с внешней обрядовой стороны ничего бы не поменялось

Это несомненно. Обрядовая сторона вообще не имеет значения для церковной структуры. Более того, в православии и в наше время есть немалое количество приходов, где служат по западному обряду: Западный обряд в православии — Википедия (wikipedia.org)\

 

Наверное, просто в название церкви дописали orthodox

Ну кстати, англикане это и так дописали, хотя никто в мире кроме них самих этого не признаёт. Официально Англиканская церковь считается, ни много ни мало, Православной Католической Реформированной в одном флаконе ;)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но некое  ностальгирующее течение в западных церквях о «древней чистой вере» есть до сих пор.

И неслабое. В той же Британии православие сейчас пользуется большой популярностью, особенно на фоне стремительной деградации англиканства.

 

Емнип, какие-то общины во Франции переходили в православие из католичества (но с полным сохранением привычной мессы и всей внешней стороны).

Скорее всего вы вот про это: Кафолическая православная церковь Франции — Википедия (wikipedia.org)

Правда, её на данный момент ни одна из церквей не признаёт.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Православные же считают что богословие не подчиняется логике.

Пацталом.:crazy:

 

Открою страшную тайну - в Поздней Античности учение, являющееся бредом радикально не соответствующее Логике Аристотеля, не имело никаких шансов завоевать умы элиты. Будь вы правы - христианство никогда не стало бы государственной религией Римской империи. Полемизировать и убеждать можно было только в рамках логики - и вся полемическая литература святоотеческой эпохи собственно об этом.

 

Да, в истории православия были периоды когда похожая точка зрения оказывалась в тренде:

для истинно верующего христианина философские и логические доводы не имеют никакого значения. Богословом является лишь тот, кто причастен к Божественным энергиям, созерцает их, описывает, что он видит. Утверждение догматической теологии становятся истинными не благодаря логическим выкладкам. Они являются истинными, так как авторы Писания и Предания, начиная с ветхозаветных пророков, были визионерами божественной энергии, мистиками. Теология - это записи показаний мистиков, которые воспринимаются на веру. 

Но как-то странно что период, когда такие взгляды оказались в тренде, был периодом упадка и краха православной цивилизации и массовой конверсии православных в логичный ислам....:rolleyes:

 

Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Нет, православие никогда не воспринималось католиками как "более ранняя ступень нашего вероучения".

ну как бы католики считают что богословие может открыть новые истины. И они вполне признают основной для православных никео-цареградский символ веры, только добавили филиокве.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ну как бы католики считают что богословие может открыть новые истины

Ну и что? 

 

они вполне признают основной для православных никео-цареградский символ веры, только добавили филиокве.

Несомненно. Но католики ( по крайней мере, на тот момент, сейчас уже всё немного иначе), считали, что это не они отделились от православных, а наоборот.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поздней Античности учение, являющееся бредом радикально не соответствующее Логике Аристотеля, не имело никаких шансов завоевать умы элиты

или проще говоря -Бог должен соответствовать логике, открытой одним греком?

Православное богословие в принципе использует логику, но не подчиняется ей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну и что? 

а то что полнота истины открыта по православному вероучению  Иисусом.

считали, что это не они отделились от православных, а наоборот.

они считали что поезд ушёл, а православные остались на перроне. Кстати идея о том, что русские варвары, погрязшие в невежестве это в основном о этом-не только о том как заводить мануфактуру

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Бог должен соответствовать логике, открытой одним греком?

Бог и рассуждения о Боге суть несколько разные вещи.

 

они считали что поезд ушёл, а православные остались на перроне

Они в первую очередь считали что православные не подчиняются папе римскому и потому отпали от полноты церковного общения. Недаром во всех средневековых попытках унии на первом месте для католиков было согласие административно подчиниться Риму.

 

Кстати идея о том, что русские варвары, погрязшие в невежестве это в основном о этом-

Это уж, извините, вообще ничем не подтверждается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

2021 год. Кто-то всерьез спорит с Сеней

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Бог и рассуждения о Боге суть несколько разные вещи

тогда церковь это клуб любителей хорового пения

Они в первую очередь считали что православные не подчиняются папе римскому и потому отпали от полноты церковного общения.

ну как бы церковное общение имеет целью попасть в Рай, а не только платить Риму деньги. Поэтому в первую очередь оценивалась спасительность церкви

Это уж, извините, вообще ничем не подтверждается

как бы мысль о необразованности и варварстве это как минимум середина 16 века, времена Грозного.Тогда к религии относились принципиально

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

проще говоря -Бог должен соответствовать логике, открытой одним греком?

Бог - нет. Но вы вели речь не о Боге, а о "богословии". Богословие - да, должно.

 

Ибо "богословие" -  это осмысление человеком божества в той мере, в которой человек способен его осмыслить. И осмысление сие происходит посредством понятий, появившихся в человеческом сознании в контексте тварного мира, а тварный мир безусловно подчиняется математической логике.

 

В той части, которая человеческому осмыслению недоступна - да, логика не работает. Но там не работает и "богословие". Это область чистой апофатики, "божественный мрак" Ареопагитик.

 

Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"богословие" -  это осмысление человеком божества

я не совсем понимаю зачем изобретать своё определение

греч. θεολογία]. Понятие христ. «Б.» включает в себя: 1) практику богообщения, подразумевающую веру и молитвенное устремление к Богу как к предмету веры, упования и любви, и деятельность в соответствии с верой. В этом смысле Б. может пониматься как синоним молитвы, созерцания, духовнойжизни;2)дискурсивную практику усвоения человеком систематизации и изложения вечных богооткровенных истин, церковного опыта веры и богообщения (Б. как наука).

 И осмысление сие происходит посредством понятий, появившихся в человеческом сознании в контексте тварного мира,

то есть деизм рулит

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ну как бы церковное общение имеет целью попасть в Рай, а не только платить Риму деньги. Поэтому в первую очередь оценивалась спасительность церкви

Ну вот католики и считали, что спасительность связана в том числе с признанием особого статуса римского епископа.

как бы мысль о необразованности и варварстве это как минимум середина 16 века, времена Грозного.

И связана она с вполне конкретным событием, Ливонской войной. 

Да и вообще представления о том что Россия считалась такой уж варварской - преувеличены.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

я не совсем понимаю зачем изобретать своё определение

Потому что объективная оценка предмета как исторического явления - это одно, а внутренние, конфессионально ангажированные определения - другое.

 

то есть деизм рулит

Не рулит. Поскольку в природе массовой конфессии "деистов" не наблюдается.:grin:

 

Здесь вроде как про историю форум. Понаблюдайте как в реальном историческом процессе складывались массовые религиозные конфессии, охватывающие целые народы и цивилизации. Да историю тех же Вселенских соборов хотя бы. На практике побеждали те, кто сумел убедить большинство. Убедить в полемике, аргументами от той самой логики. Как это сформулировал Лурье в "Истории византийской философии":

Христианская догматика не всегда следовала логике Аристотеля, но противоречие этой логике создавало большие трудности в ведении информационной войны, преимущество в которой всегда у того, чья аргументация «проще», а «проще» для позднеантичного образованного слоя - это всегда соответствие Аристотелю.

Философская концептуализация христианского учения как раз и была, в первую очередь, оружием такой войны. Здесь выигрывал не тот, кто был прав по существу дела (то есть в отношении богословского содержания своих концепций), а тот, кто построил более логичную, последовательную и цельную богословскую систему. Для завоевания масс той или иной версией христианского богословия это имело огромное значение, хотя массы и не были восприимчивы к философским тонкостям. От «философских тонкостей» существенно зависело умонастроение элит, а элиты умели воздействовать на массы.

 

практику богообщения, подразумевающую веру и молитвенное устремление к Богу как к предмету веры, упования и любви

Видите ли в чем засада....  у каждого блин еретика эта самая "практика богообщения" тоже присутствует, и зачастую куда более интенсивная чем у православных. Если бы каждый формулировал бы богословские выкладки на основании собственного духовидческого визионерства (в истинности которого разумеется свято убежден:rolleyes:), без опосредования логикой Аристотеля - никакой Церкви масштаба католической или православной так и не получилось бы, христианство оставалось бы неповторимо ярким и разнообразным скопищем рассобачившихся друг с другом сект.

Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Убедить в полемике, аргументами от той самой логики

ага-особенно рулит логика в догматах о Троице и Воплощении

"для греков безумие"

умонастроение элит

Константин поддержал арианан, а феодосий осудил. Хоть конечно арианство проще и понятнее

каждый формулировал бы богословские выкладки на основании собственного духовидческого визионерства

духовидческое визионёрство это прелесть согласно православному учению. Более того-оно строго осуждается

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

без опосредования логикой Аристотеля

я не пишу что логика не применялась, я пишу что логике богословие не подчинялось.Проще говоря-или вы скачите куда хотите на лошади, или лошадь вас несёт куда ей нужно.

объективная оценка предмета как исторического явления - это одно, а внутренние, конфессионально ангажированные определения - другое.

не понимаю в чём противопоставление. Изучать историческое явление богословия нужно прежде всего исходя из догматов, которыми оно само себя определяет.

 

Хоть по тому что объективной оценки быть не может-вы можете например оценивать православие с точки зрения теизма. 

Изменено пользователем Сеня

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ага-особенно рулит логика в догматах о Троице и Воплощении

В двухвековых спорах - "триадологических" IV века и "христологических" V века - логика как раз-таки рулила и вырулила. Собственно монофизитство развалилось на враждующие секты после введения Юстинианом "теопастхистской формулы" именно из-за того, что "теопасхизм" дал халкидонской ортодоксии логическое превосходство:

Монофизитам, исповедающим «единую природу», теперь было не так-то просто объяснить оппонентам, почему они считают, что лишь одна ипостась Логоса образовала «единую природу Бога Логоса воплощенную», а принадлежавшие той же сущности ипостаси Духа и Отца не воплотились. Ведь если Дух пребывал в Сыне, а Сын воплотился - то почему нельзя сказать, что воплотился и Дух?

Халкидониты могли теперь сослаться на две природы, единые в одной ипостаси, которая является ипостастью Сына, а не Духа. А на что было ссылаться севирианам?

Севириан строгая односубъектность их христологии поставила перед двумя триадологическими соблазнами: либо преуменьшить реальность единства лиц Святой Троицы, либо преувеличить степень их единства. Первый соблазн вел к разделению Троицы, второй—к слиянию ипостасей. Первый соблазн проявился исторически первым и получил название ереси тритеитов (троебожников). Второй – возник позднее как реакция на первый, и его приверженцы получили прозвище «тетрадитов» («четвертобожников», поскольку фактически говорили о «Едином Боге» как о четвертой реальности в Троице).

 

Константин поддержал арианан, а феодосий осудил.

И не в преферанс а в покер, и не выиграл а проиграл. Константин "ариан" не поддерживал, он поддержал восточное церковное большинство, для которого никейская формула "единосущный" звучала как неприкрытое савеллианство. Учение Ария для этого большинства было столь же неприемлемо как и строгое никейство.

А дальше - включилась логика;), и Василий Великий с Григорием Назианзином и Григорием Нисским осуществили "каппадокийский синтез". Благодаря которому понятие "единосущный" было переосмысленно и стало преемлемым для Востока. Каппадокийцы именно что убедили большинство. И "Феодосий осудил" уже чистых ариан, оказавшихся в меньшинстве и маргинализированных.;)

Проще говоря-или вы скачите куда хотите на лошади, или лошадь вас несёт куда ей нужно

Ну что бы не несло - на то Священное Писание есть. И "святоотеческий консенсус", выработанный посредством той самой логики Аристотеля.:grin:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

логика как раз-таки рулила и вырулила

понятий, появившихся в человеческом сознании в контексте тварного мира

в контексте тварного мира осознали догмат о Троице? Это что то новое

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас