Железные дороги для Крымской войны

175 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Ну, николаевская Россия (эпохи Николая I) - конечно, не самое перспективное место для строительства ЖД-путей, а также прочей индустриализации.

Вместе с тем, в Крымскую войну 1853-1856 годов остро не хватило логистики. Прежде всего, для поддержания операций в Крыму.

Железную дорогу же (новую) постановили строить в западном направлении - в Польшу, к границам Австрии и Пруссии. И к началу Крымской войны (КВ) благополучно достроили, вроде как, до... Гатчины.

А на юг? Вообще можно строить не целиком, а участками. Перерыв в магистрали заполнить водной артерией Днепра, по которой пустить баржи и, если выйдет, пароходы. От Новой Каховки до Севастополя (300 км.) - южный участок. Днепр, где-то писали, судоходен чуть ли не с Дорогобужа, но он там 30 м. шириной. В Смоленске - пошире, 50-80 метров (и встречаются омуты до 5-6 м. глубиной). Северный участок - от Москвы до Смоленска (400 км.) или от Москвы до Дорогобужа (320 км.). В остальном - сплав и движение по Днепру.

Возможно такое хоть сколько нибудь, интересно? Отмечу, что сам к подобным перспективам при Николае Первом отношусь довольно скептически.

Изменено пользователем Schneider

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Возомжно. Нужно только найти инвесторов, но это уже будет совсем другая Россия, в которой темпы индустриализации оказались значительно выше. Что будет с крымской не знаю, но в 20 век Россия войдёт как очень серьёзный экономический конкурент другим индустриальным странам, вплоть до занимания места реальный Германии.

Изменено пользователем hanhnets

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Возомжно. Нужно только найти инвесторов,

Вы их не найдете. Ж/д, каналы, тяжелая промышленность очень дороги, и частные лица в одно рыло из оборотных средств их не потянут. Нужно финансирование либо через банк, либо через акционерное общество. При Николае банки только государственные, и обязаны заниматься делом - выдавать бабло помещикам под низкий процент под залог крепостных. А финансировать всякую фигню, типа железных дорог или сталелитейных заводов, им прямо запрещено, вдруг дела пойдут плохо, это же ужас выйдет. Тоже и с акционерными обществами - законы о них крайне, скажем так, необычны, по современным меркам, и создать таковое почти нереально. Так же все не очень хорошо с законодательством по отчуждению земли для инфрастрултурных проектов. Так же и с иностранными займами - вы не сможете как частное лицо или организация взять крупную сумму в долг за рубежом/
По факту строить может только напрямую государство, беря займы. Что оно и делало, но, очевидно, со свойственной россйской госмашине расторопностью.
Алтернатива - вместо всяких бессмысленных выкупов ассигнаций, реформы финансового законодательства по тому же английскому образцу, чтобы сделать возможным частное финансирование крупных проектов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А если построить канал от Днепра в Крым? Плюс вода для орошения. Тогда и конницу не придется выводить с полуострова весной 1855.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

построить канал от Днепра в Крым?

ужос!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Нужна меньшая война в том же регионе, показавшая слабость снабжения поводами. Тогда государственное строительство будет сфокусировано в рамках подготовки к следующей войне...

Хотя, вряд ли кто планировал Крым оборонять, скорее, дорогу в Валахию потянут.

Изменено пользователем Sverv

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Возможно такое хоть сколько нибудь, интересно?

Интересно не две колеи между Санкт-Петербургом и Москвой строить, а одну от Санкт Петербурга к Москве и далее от Курска-Белгорода на юг к морю (Черному, Азовскому - главное к ним) в 1840-х, сразу и целенаправленно, без волоков и рек. Для этого создавать акционерное общество/выпустить облигации и перелить часть денег из сберкасс. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А если построить канал от Днепра в Крым?

А если для начала канал вокруг порогов построить? Чтоб Днепр был судоходен не только ниже Екатеринослава

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если говорить коротко по существу
- России для успешного сопротивления в Крымской войне к 1854-му году нужны дорога от Балтики к Азовскому/Черному морю 650+1100-1500 км. Для прямого сообщения и вывоза к портам сельскохозяйственной продукции, + от Санкт-Петербурга к Белому морю где то 560 км
- желательная дорога из Санкт-Петербурга в Варшаву 1333 км для переброски войск на западные границы и поддержки какой то торговли с Пруссией в условиях блокады Черноморских проливов и перекрытия Балтики.

Как справедливо заметил выше коллега Чукча, частных инвесторов нет и сами по себе они ничего не создадут. Ни условий ни мотивации. Нужно привлекать займы. Если нельзя брать кредиты за рубежом в 1843-1853 гг, нужно брать у населения. Цена одной колеи 66-80 тыс. рублей. Значит порядка 100 млн. рублей на Московско-Черноморскую дорогу, 37,5 млн. на Беломорско-Балтийскую, 89,3 млн. на Петербургско-Варшавскую. Итого 227 млн. рублей. На 10-15 лет выйдет рассрочка по 20-25-27 млн. в год.
В казенных банках в 1840-м году лежат 160 млн, в частных (коммерческих) 96 млн рублей. В 1845-м  207 и 126. В 1850-м 292 и 175. Годовые расходы на строительстве Николаевской дороги колебались от 5 до 11 млн рублей, в первые два года 182 тысячи и 1,3 млн. рублей. Теоретически - возможно

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если нельзя брать кредиты за рубежом в 1843-1853 гг, нужно брать у населения.

Так ведь брали -увы и увы...

 Военные траты не только вынудили правительство уменьшить в 1849 году золотой запас России в два раза, но и прибегнуть к иностранному займу в лондонском банке «Беринг и K°» на сумму в 5 миллионов фунтов стерлингов (35,2 миллиона рублей)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так ведь брали -увы и увы...  Военные траты не только вынудили правительство уменьшить в 1849 году золотой запас России в два раза, но и прибегнуть к иностранному займу в лондонском банке «Беринг и K°» на сумму в 5 миллионов фунтов стерлингов (35,2 миллиона рублей)

35 миллионов рублей хватило бы на 400-500 км железных дорог. Дороги железные имеют куда большее значение и пользу, чем траты на шампанское с ликером и золотые эполеты у генералитета 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

35 миллионов рублей хватило бы на 400-500 км железных дорог. Дороги железные имеют куда большее значение и пользу, чем траты на шампанское с ликером и золотые эполеты у генералитета 

Если допустим царь ушел в запой в 1849;))) и не спас Австрию, то протрезвев он начнет усиливать юго западное направление по случаю смуты у границ -но это опять же скорее дорога не в Крым а этак от Москвы на Киев и дальше н Кишинев и Валахию как тут отметили

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если допустим царь ушел в запой в 1849 и не спас Австрию, т

Зачем же так. Можно было взять кредит в 100-150 млн. рублей в Австрии под 1,5% годовых. Заодно на переоборудование нескольких парусных линейных кораблей под парусно-винтовые 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Зачем же так. Можно было взять кредит в 100-150 млн. рублей в Австрии под 1,5% годовых

А как в Австрии отреагируют на идею профинансировать строительство русской железной дороги для переброски войск и снабжения в общую сторону к границе с Австрией?

 

Имхо, раннее строительство железной дороги в Крым невозможно по двойной причине - не ожидали необходимости обороняться в Крыму и не предполагали стратегического решения сидеть в Крыму, а не отойти вглубь страны. Такие опасения отменят Крымскую войну, Россия пойдет на перемирие по первому ультиматуму французов.

Изменено пользователем Sverv

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А как в Австрии отреагируют на идею профинансировать строительство русской железной дороги для переброски войск и снабжения в общую сторону к границе с Австрией?

Ну царь всегда может клятвенно на словах пообещать неблагодарному мальчишке, что строить будут дорогу к Черному морю

Имхо, ранне строительство железной дороги в Крым невозможно по двойной причине - не ожидали необходимости оборняться в Крыму и не предполагали стратегического решения сидеть в Крыму, а не отойти вглубь страны.

На мой взгляд не принципиально предугадывать направление дара противников. Севастополь база военного флота. Если дорого и долго строить 1500 км к Севастополю, пусть строят 1100 к Ростову-на-Дону и Таганрогу

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ну царь всегда может клятвенно на словах пообещать неблагодарному мальчишке, что строить будут дорогу к Черному морю

Не дадут, вся европейская часть Османских владений - интересы Австрии, зачем им оплачивать дорогу к своим будущим приращениям конкуренту. На Кавказ еще подумают.

 

пусть строят 1100 к Ростову-на-Дону и Таганрогу

Это реальнее и никого в Европе не напряжет.

Изменено пользователем Sverv

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вообще первая железная дорога в России к южному морю шла в как раз в Таганрог и Ростов на Дону 
https://www.tart-aria.info/wp-content/uploads/2022/07/reader52017/1869.jpg

Не дадут, вся европейская часть Османских владений - интересы Австрии, зачем им оплачивать дорогу к своим будущим приращениям конкуренту. На Кавказ еще подумают.

И на кой Чёрт России такая Австрия нужна

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

И на кой Чёрт России такая Австрия нужна

Ну, зачем-то спасали в 48?

Изменено пользователем Sverv

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, зачем-то спасали в 48?

Вопрос зачем за это не заставили подписать договор и не взяли кредит 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

35 миллионов рублей хватило бы на 400-500 км железных дорог.

Это откуда такая оценка? НЯП, даже в 1860-е и 1870-е 100 км дорог в 10+ миллионов обходились. А уж дороги Николаевской эпохи вообще золотыми выходили.

Железную дорогу же (новую) постановили строить в западном направлении - в Польшу, к границам Австрии и Пруссии. И к началу Крымской войны (КВ) благополучно достроили, вроде как, до... Гатчины.

И правильно делали. Ибо никому в голову не могло прийти, что войну придется вести против таких развитых держав как Англия и Франция в Крыму! Опасным виделся Западный ТВД: Польша и Европа. На случай всяких там восстаний и революций. Вот туда и тянули дорогу.

А вообще постройка железных дорог в России упиралась в кучу проблем, из которых проблемы технического характера были самыми простыми, как показал опыт Петебургско-Московской дороги, вполне разрешимыми. Например, некто Вонлярлярский во второй половине 1840-х годов вознамерился построить дорогу от Москвы до Нижнего Новгорода. Он даже получил разрешение. Но дальнейшее строительство упёрлось в неразрешимую для тогдашнего частного капитала проблему отчуждения земель под железные дороги. Это от Москвы до Петербурга легко дорогу строить, ибо государственные земли да болота. А чем дальше на юг -- тем ценнее земля. И попробуй отними что-то у помещика -- увязнешь в судебных тяжбах.

Ну и по цене. Протяженность Южной дороги (как её называли позднее) была бы более двух тысяч километров (только до Курска больше пятисот километров). По цене за километр она вышла бы не дешевле Петербургско-Московской. Ибо сложный рельеф, а тогдашним паровозам нужны были прямые дороги с небольшими уклонами: отсюда необходимость значительных земляных и строительных работ -- выемки, насыпи, виадуки. Это лет через десять после рассматриваемых событий стало возможным построить Курскую железную дорогу петляющей меж холмов и переваливающей через невысокие хребты. Да и то, получила эта дорога недобрую славу "костоломки" из-за массовой гибели на этой дороге проводников, причиной которой именно сложный профиль пути.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На Кавказ еще подумают

На Кавказ 2000 км, коллега. И при военной значимости этой коммуникации экономическое относительное. Дороги прежде всего связывают порты и промышленные центры, сельскохозяйственные регионы с экспортными пунктами.
Да, на Ставрополье хлеба много. Однако в РИ до Ставрополя и Владикавказа в 1874-75 гг строили после дорог к Таганрогу и Одессе в 1869-70 гг. Если бы Кавказскому направлению придавали такое значение хотя бы в свете войны в 1817-59/64 гг., то дорогу на Кавказ строили бы уже с 1863 года от участка Грушевская-Аксайская 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, зачем-то спасали в 48?

Вообще-то, среди венгерских революционеров было предостаточно польских смутьянов. Николай опасался, что в случае успеха венгерской революции огонь перекинется в Польшу, а Венгрия станет базой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Вообще-то, среди венгерских революционеров было предостаточно польских смутьянов. Николай опасался, что в случае успеха венгерской революции огонь перекинется в Польшу, а Венгрия станет базой.

Это был риторический вопрос, но, спасибо за детали, забыл о поляках.

 

Все же надо по-иному подходить к вопросу. Допустим, после 1841 года (после Лондонской конвенции) всерьез предположили, что последующие русско-крымские войны будут осложняться защитой Турции со стороны европейских держав, в первую очередь Франции и Англии. С вероятностью ввода ими войск и флота в Черное море. Какими долгосрочными действиями можно парировать эту опасность?

Только с точки зрения той власти, а не с высоты нашего понимания. Мне кажется, решат построить вокруг Севастополя усиленные артбатареи со снятыми со старых кораблей устаревшими орудиями, например (которые в осаду даже не будут достреливать до врага) - выглядит грозно и по бюджету экономно. А вовсе не дорогу.

Изменено пользователем Sverv

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Все же надо по иному подходить к вопросу. Допустим, после 1841 года (после Лондонской конвенции) всерьез предположили, что последующие русско-крымские войны будут осложняться защитой Турции со стороны европейских держав, в первую очередь Франции и Англии. С вероятностью ввода ими войск и флота в Черное море. Какими долгосрочными действиями можно парировать эту опасность?

Строить железную дорогу на юг - она имеет и реальное экономическое значение. Строить на Балтике и в Николаеве хотя бы с 1849-го винтовые линейные корабли или закупить и присобачить двигатели к существующим кораблям. Армад в дюжины и десятки шутк строить не надо, хватит и по 2-3 единиц на морском ТВД, расходов на 700 тысяч-1,5 млн. рубле за еденицу 

Изменено пользователем ясмин джакмич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Строить железную дорогу на юг - она имеет и реальное экономическое значение.

Ответа не знаю, но предположу, что у русских генералов вызовет сомнение идея, что противник будет способен эффективно снабжать в Крыму сухопутную группировку таких размеров, какую русская армия не сбросит в море. Скорее предположат армейские действи в Болгарии-Валахии, а на море эскадренные, по памяти о совместных действиях в Греческую войну.

Вроде на русских оказала заметное влияние неспособность англичан предложить план взятия Корфу. "Куда им, малохольным, Севастополь".

Изменено пользователем Sverv

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас