Ракетопланы Челомея

13 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Ракетоплан Р

Постановлением 715-296 от 23 июня 1960 «О производстве ракет-носителей, спутников, космических кораблей для Военно-космических сил в 1960-1967» OKB-52 В.Н.Челомея было поручено подготовка эскизного проекта пилотируемого космического корабля Ракетоплан для орбитального маневренного полета и возвращение на обычные ВПП. Полная масса должна была составлять от 10 до 12 тонн, дальность планирования во время возвращения от 2500 до 3000 км. Беспилотный вариант должен был создан в 1960-61, пилотируемый - в 1963-65. Готовый вариант спутникого перехватчика должен был быть проверен в 1962-64.

3 октября 1960 в состав ОКБ-52 вошли высококвалифицированные кадры расформированных ОКБ-23 В.М.Мясищева и ОКБ-256 П.В.Цыбина, а также завод им. М.К.Хруничева. 1 ноября, сразу после закрытия проектов воздушно-космических аппаратов ВКА-23/ ПКА этих бюро, бюро В.Н.Челомея начало работу над созданием эквивалента Dynasoar (США).

Крылатый пилотируемый космический корабль предназначался для перехвата, осмотра, и разрушения американских спутников на высотах до 290 км. Экипаж составлял 2 человека, продолжительность полета - 24 часа.

Уже в 1961-м прошли испытательные пуски аппарата, названного МП-1. А 21 марта 1963 модель ракетоплана совершила первый испытательный полет, стартовав с космодрома Байконур на ракете-носителе Р-12 «Космос». 1,8-метровый конус массой 1,75 т, управлялся на гиперзвуковых скоростях восемью аэродинамическими щитками. На высоте около 200 километров ракетоплан отделился от носителя и с помощью бортовых двигателей поднялся на высоту 405 километров, после чего начал спуск на Землю. В атмосферу он вошел в 1760 км от места старта со скоростью 3,8 км/с (14400 км/час.) и приземлился с помощью парашюта. Но при входе в атмосферу аппарат был поврежден. Два года спустя испытания прошел М-12 - такой же конус, но с четырьмя стабилизаторами.

mp-1.gif

К 1963, с появлением проекта мощной ракеты-носителя УР-500 «Протон», Челомей расширил концепцию модульного космического корабля для решения широкого спектра задач, как оборонного, так и научного и народохозяйственного направления. Для решения военных задач по разведке и инспекции спутников, Ракетоплан оснащался орбитальным двигателем маневрирования, системами наведения и сближения, оружием «космос-космос». Позднее Ракетоплан намечалось использовать для научных задач, включая полет на Луну и возвращение с приземлением, а также эксплуатацию околоземного пространства.

Возвращаемые аппараты для Ракетоплана могли быть трех типов: гиперзвуковая капсула с низким аэродинамического качества, аппарат баллистической или полибаллистической формы с умеренным аэродинамическим качеством, и космоплан. Первая версия последнего типа входила в атмосферу в контейнере теплового экрана, который сбрасывался после прохождения верхних слоев атмосферы. Затем разворачивались крылья изменяемой стреловидности, и космический корабль планировал к ВПП, причем с помощью ТРД он мог уйти на второй круг.

rplanpr.jpg

В 1964 Челомей представил ВВС проект 6,3-тонного беспилотного ракетоплана Р-1, оснащенного М-образным складным (средняя часть вверх, концы вниз) крылом переменной стреловидности, и его пилотируемого варианта Р-2 массой 7-8 тонн. Ракетоплан выводился на низкую околоземную орбиту ракетой-носителем Королева »Союз» или УР-500 «Протон» Челомея. Перегрузка на спуске должна была составить всего 3,5-4 g, в отличие от 9-11 g на СА Восток. Ракетоплан мог маневрировать по курсу в более широком диапазоне, чем вариант с крылом изменяемой стреловидности, и гарантировал быстрое приземление на советской территории почти с любой орбиты. Были сделаны уже макеты машин, но...

p-2.gif

После смещения Н.С.Хрущева, поддержкой которого пользовался Челомей, с поста первого секретаря ЦК КПСС в октябре 1964, в ОКБ нагрянула комиссия под руководством М.В.Келдыша. Многие проекты были закрыты, в том числе и работы над ракетопланом. Продолжались работы только по варианту спускаемого аппарата ЛК-1 лунной программы.

  • Разработчик ОКБ-52 В.Н.Челомея
  • Обозначение Р
  • Тип Пилотируемый космоплан
  • Экипаж, чел 2
  • Полная масса, кг 12000

Собственно, из отобранной аэрокосмической направленности родился проект "Спирали", а ОКБ-52 вместо него стало заниматься своим орбитальным кораблём:

Семейство ТКС

и орбитальными станциями "Салют".

Вносим вариант: данное направление остаётся у Челомея, орбитального корабля и станций, наоборот, нет.

Что бы получилось из этого?

Как видится мне, проект весьма интересный. Хотя бы, например, сбрасываемой теплозащитой. Пусть ракетоплан в итоге многоразовый в лучшем случае наполовину, но насколько более удобно подобное разделение аэро- и космической частей. А теоретически это сооружение можно применять и для пресловутого нырка в атмосферу. Правда, Челомей писал о применении его для инопланетных экспедиций в качестве посадочного аппарата. ;)

И уж конечно проект гораздо более реален, чем Спираль.

Вот ещё данные

Советские ракетопланы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

P-2 - вайпер напоминает из "Галактики"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поясните, пожалуйста, что такое "Вайпер" и "Галактика" ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Что-то не верится мне в 10-12 тонн веса. Разве что с очень малым ресурсом СЖО. Да и нету у нас ракет такого класса, так что будут расширять под "Протон"/Н-11.

Недостаток РИ версии со сбрасываемой защитой - неудобное направление перегрузки при спуске. Ну и общий для всех космопланов большой мертвый груз, что ставит под вопрос целесообразность боевого применения. А так пожалуй лучшая концепция. Особенно если проблемы с перегрузками решить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Перегрузки... Это да. Но как с перегрузками выкручиваются на Шаттле? Там же они вроде тоже со спины действуют? ;)

Насчёт массы. МиГ-21Ф, примерно тех лет, весил 5 сухих тонн, и 6,7 тонн с полными баками. ПМСМ, вполне ;) Но это, если считать Р-2 одноместным. А может, туда и двое влезли бы.

А нет, по Вэйду там один. И орбитальное время - 1 сутки. И вот так оно выглядит в сборке:

r2.gif

И, кстати, ещё всякого по Вэйду

Космоплан

Тем не менее году в 67-м выпустить на орбиту такого красавца, наверное, можно. Хучь в беспилотном варианте.

Естественно, на такой хитрый болт нельзя не отреагировать. Да и наверняка на таком конструкторы не остановятся.

Итого два вопроса:

- как на это среагируют граждане за рубежом?

- ежу понятно, дальше будут делать космоплан - и ракетопланы побольше, получше... Куда их будут развивать? Не спорю, планов на применение ракетопланов для замены сверхзвуковой авиации - это да ;) громадьё... А вот что из предложенного может армейцам пригодиться? И понравиться, не без того.

И для космоса тож... Если уже появляется королёвский Союз - чем это лучше?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но как с перегрузками выкручиваются на Шаттле? Там же они вроде тоже со спины действуют?

<{POST_SNAPBACK}>

Голова-зад ибо идет плашмя. Из-за хорошего аэродинамического качества они там терпимы.

как на это среагируют граждане за рубежом?

<{POST_SNAPBACK}>

Может так?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не знаю насчёт перегрузок. Выкрутятся однозначно. Изменениями в кабине, например.

Про космокрейсер я не знал ;) Шайтан-машинка.

Только ведь Р при посадке - а то я сомневаяюсь в разрешении на печать фотографий с Р на старте или тем более на орбите. Да и об их задачах никому знать не надо, ведь есть универсальная отмазка про "Космос".

А вот вид(на крайний случай описание) небольшого треугольного самолётика, который тока шо вернулся с орбиты и прямо так садится на аэродром - вызовет в памяти американских вояк воспоминания о Дайне Сор. А ещё за бугром есть некто сенатор Голдуотер, требующий отказа от престижной космонавтики в пользу военной.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поясните, пожалуйста, что такое "Вайпер" и "Галактика"

1) Вайпер это вот:

http://en.wikipedia.org/wiki/Colonial_Viper

2) "Галактика" - это надо смотреть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Товарищ модератор...

Запихайте тему в Призраки. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вот статейка с хорошими картинками про это чудо

http://www.popmech.ru/article/3789-raketop...ki-i-srazheniy/

И ключевая фраза почему этого не построили

21 марта 1963 года ОКБ-52 произвело испытание изделия М-12, представлявшего собой конус с хвостовыми рулями. В ходе испытаний аппарат разрушился. Одна из вероятных причин неудачи – полное сгорание рулей в плотных слоях атмосферы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

:) Ну сгорел очередной испытательный образец. Дальше ведь отрабатывали. Планы, конечно, большие, но пока довести бы этих маленьких.

Вы же не будете спорить об основной причине отбирания проекта конструкторским бюро МиГ, что я указал в первом посте?

В итоге же челомеевцы создали лёгкую многоразовую термозащиту, которая применялась на возвращаемом аппарате ТКС - причем ещё в 60-х, но уже занимаясь своим космическим кораблём.

Он, естественно, ни разу не шаттл и не спираль - но самостоятельный приход к аэродрому из любой точки в предела радиуса АКС - очень хорошо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Скажем так: всем было ясно, что в условиях боевых действий требуются космопланы, способные как минимум, сами совершить посадку с более-менее приемлемой точностью. Так как в условиях военных действий может просто не оказаться времени организовывать спасательные экспедиции.

Другое дело, что само по себе поддержание военной космонавтики в условия тотальной войны... Тут разве что "Venture Star" подойдет - у него нет одноразовых элементов. Т.е. если сразу же после посадки его замаскировать, затем оттащить своим ходом на подземный ремонтный комплекс, провести техосмотр...

Вообще - вопрос в высшей степени неясный, как обеспечивать структуру военной космонавтики. Даже в условиях неядерной войны, космодромы - те объекты, которые наиболее уязвимы. Плюс маловероятно, что изготовлять и транспортировать огромные детали ракет-носителей будет удобно!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Мало того, Цеппелин - я ещё добавлю, что решения не было, а вот идей - завались :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас