Крейсер-носитель торпедных катеров?

87 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Вынес для отдельного рассмотрения по тематике "мира СФИ".

Идея следующая: у шведов в РИ был легкий крейсер "Готланд", носитель гидросамолетов. В этом качестве он показал себя очень неудачно, хотя концепция была интересная. А что, если бы он нес не гидросамолеты, а торпедные катера? Насколько мне известно, подобная идея прорабатывалась в британском морском министерстве в начале 1920-х.

Идея следующая: легкий крейсер периода ПМВ (а возможно и более ранние броненосные крейсера) вооружается 6 30-тонными торпедными катерами (хранятся на переоборудованной верхней палубе в кормовой части) и кранами для их спуска-подъема. Артиллерия частично сохраняется. Служит как носителем ТК, так и плавбазой. Корабль предназначен для прибрежной войны на Балтике (шхеры) и севера Скандинавии (фьорды): ночью пришел в укромное место, где их не ожидают, разгрузил торпедные катера, они провели несколько внезапных атак, выставили мины или высадили диверсантов, следующей ночью - подобрал катера на борт и ушел. А в перспективе он может нести десантные катера и минисубмарины. А если катера спалились - крейсер прикроет их артиллерией (пусть и рудиментарной) или зенитками.

Изменено пользователем Muller

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это будет очень плохой крейсер, и чем больше у него на борту будет катеров, тем хуже будет этот крейсер по параметрам вооружения, скорости, мореходности и т. д.

Нужен не крейсер, а переоборудованное транспортное судно - его хотя бы можно замаскировать под нейтрального "купца"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, собственно, это реал последней четверти XIX века. "Миноноски", носимые броненосцем. Последнее боевое применение - потопление австрийского мониторв на Дунае в 1915 (правда, так была не спецпостройки "миноноска", а приспособленный паровой катер), но это уже особые условия, в нормальном морском бою идея умерла примерно в начале ХХ века (родившись из макаровского "В. кн. Константина"), и "суп отдельно, мухи отдельно" - катера использовались с берега, не с плавбаз, а те стали чисто кораблями обеспечения.

В 1888 году на верфи в Портсмуте был заложен еще более необычный корабль <Вулкан>. Конструктивно, да и внешне, он представлял собой типичный бронепалубный крейсер, за исключением, разве что, вооружения. Артиллерия для судна таких размеров выглядела слабовато, и неудивительно - ведь главным оружием <Вулкана> являлись девять миноносок, устанавливавшихся на рострах в средней части спардека. Для их подъема и спуска на воду служили уникальные гидравлические краны грузоподъемностью по 20 т, за свою форму получившие прозвище <гусиные шеи>. Основания стрел кранов проходили насквозь через все палубы до двойного дна и опирались на специальные стальные стаканы. Их вылета хватало, чтобы поднять любую из семи миноносок; лишь две, расположенные у носовой трубы, необходимо было предварительно передвинуть на особых тележках. Кстати, построенная в 1889 году серия из десяти миноносок (№ 39-48) была заказана специально для оснащения этого корабля. Как и на <Гекле>, на <Вулкане> имелась хорошо оборудованная мастерская с внушительным станочным парком и даже кузнечным цехом. Она предназначалась как для ремонта самих миноносок, так и их вооружения, включая мины Уайтхеда. Появление <Вулкана> спровоцировало постройку аналогичного корабля и главными европейскими соперниками <владычицы морей> - французами. Заложенный в 1892 году <Фудр> стал достойным ответом туманному Альбиону. Броневая палуба толщиной до 118 мм, запас угля в 1260 т, 24 паровых котла, три трубы, 410 человек экипажа-таким данным мог позавидовать любой крейсер. <Фудр> принимал на борт до девяти 60-футовых миноносок. Последние имели буквенные обозначения от "А" до "I" и представляли собой копии английских (миноноска <С> была построена фирмой <Ярроу>, остальные восемь - фирмой <Крезо>). Судно также могло использоваться в качестве плавучей мастерской, способной сопровождать эскадру в дальних плаваниях. В целом суда-носители миноносцев зарекомендовали себя неплохо. <Гекла> и <Вулкан> в течение многих лет служили на Средиземном море, и британские адмиралы единодушно признавали, что их присутствие при эскадре приносит огромную пользу. Однако эта самая польза обуславливалась преимущественно наличием ремонтной мастерской. Превратить же флотилию миноносок в реально наступательное средство два отдельно взятых судна не могли. А их внушительная стоимость препятствовала заказу новых подобных кораблей. Поэтому идея перевозки малого миноносца на борту <транспортера> (так называл эти суда С.О.Макаров) вскоре нашла иное воплощение: более выгодным показалось в качестве носителя использовать чисто боевые корабли - крейсера и броненосцы. Первыми пошли по этому пути итальянцы. На знаменитом броненосце <Дуилио>, вступившем в строй в 1880 году, они оборудовали ангар-док, где разместили 24-метровую миноноску <Ниббио> водоизмещением в 26 т, специально заказанную английской фирме <Торникрофт>. Англичане в ответ начали увеличивать размеры и скорость паровых шлюпок, которыми они оснащали свои корабли 1 ранга. В этом направлении ими были достигнуты определенные успехи. 48-футовый (14,6-метровый) минный катер, созданный для фрегата <Ифигения>, развил скорость 12,35 узла. А вскоре фирма <Уайт> предложила проект 56-футового (17-метрового) катера. Он имел такую же скорость, водоизмещение 18 т, вооружался торпедным аппаратом, мог подниматься на ростры обычными шлюпбалками и теоретически по своим возможностям ни в чем не уступал стандартным 65-футовым миноноскам. Поэтому после 1889 года Англия уже не строила так называемые <миноносцы 2 класса>, отдав предпочтение их преемникам - большим минным катерам. Американцы, приступая к созданию <нового флота>, также решили оснастить свои броненосцы солидными паровыми катерами с торпедным вооружением. Для броненосцев <Мэн> и <Техас> они построили суда длиной соответственно 18,79 и 15,24 м. Официально их именовали миноносцами 3 класса, а фактически это были типичные миноноски. Очень нестандартно (применительно к паровому катеру) выглядел первый из них - из-за наличия двух дымовых труб и штевневого торпедного аппарата в носу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Нужен не крейсер, а переоборудованное транспортное судно - его хотя бы можно замаскировать под нейтрального "купца"

см. повесть А.Шагинян "Пират" Литературно-художественный морской сборник "Океан" 1981 год.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Японцы возродили в ВМВ. Когда у них КР и ЭМ специально оборудовали кайтенами и часть десантными ботами....

В общем идея ЛАЖА тем более после ПМВ и работать не будет. ....

Тем более проблемны катера весом 30 тонн для подъема на палубу.......

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В общем, это было разумное решение для времени, когда артиллерия крупного калибра броню не пробивала, а торпеды уже топили успешно (то есть до усовершенствования снарядов и ПТЗ), сохранявшееся для "нишевого применения" до ХХ века включительно (скажем, топить, ночью и на реке, упомянутый "Кёреш" - по другим источникам, атака была безуспешной). Скорострельная артиллерия сделала бесполезным применение в эскадренном бою, а топить одиночек более годился эсминец или лёгкий крейсер, годившийся и для многого иного.

Японские носители - "Кайтэн" это всё же не ТК, а десантные боты - решение вынужденное, из-за нехватки быстроходных транспортов и специализированных ДК.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Японцы возродили в ВМВ. Когда у них КР и ЭМ специально оборудовали кайтенами и часть десантными ботами....

В общем идея ЛАЖА тем более после ПМВ и работать не будет. ....

Тем более проблемны катера весом 30 тонн для подъема на палубу.......

Для 1880-х - 1890-х идея рассматривалась. У Блиоха про это что-то написано - как быстро сделать крейсер из "купца" (оснастить его миноносками). Для периода после ПМВ, да, лажа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Для периода после ПМВ, да, лажа.

ну да...

Японские носители - "Кайтэн" это всё же не ТК,

Ну аналогия определенная есть....

а десантные боты - решение вынужденное, из-за нехватки быстроходных транспортов и специализированных ДК.

Повторюсь - аналогия определенная есть...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

но это уже особые условия, в нормальном морском бою идея умерла примерно в начале ХХ века (родившись из макаровского "В. кн. Константина"), и "суп отдельно, мухи отдельно"

Так и автор темы тоже предлагал особые условия - шхеры! А это никак не "нормальный" бой в открытом море.

К слову, в разного рода "особых условиях", непосредственно сама идея вполне-себе живет и здравствует по сей день.

На фото док-камера американского ДВКД. Не крейсер конечно - но тоже штатный боевой корабль, и опять в роли корабля-матки для катеров (в этот раз патрульных).

post-8346-0-11041700-1392027629.jpg

Изменено пользователем Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, если достаточно свободно понимать допустимые изменения - то это вообще авианосец получается. Матка для самолётов.

Но если ограничиться только торпедными катерами - то это реал между 1877 и примерно 1890 годами, затем вспомогательное средство примерно до ПМВ, а затем бессмыслено. То есть такой крейсер шведам в 1930-х бесполезен. Даже для операций в шхерах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

... Даже для операций в шхерах.

А вот по этому моменту хотелось бы более внятного обоснования.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Японские носители - "Кайтэн" это всё же не ТК, а десантные боты - решение вынужденное, из-за нехватки быстроходных транспортов и специализированных ДК.

А американцам чего тогда, по Вашему, не хватало?

Они к концу войны специализированные ДК и даж авианосцы как пирожки пекли, однако тоже с удовольствием пользовали полубоевые-полутранспортные корабли, - как переоборудованные из эсминцев, так и специально построенные, уже в ходе войны, на основе корпусов эсминцев и с частичным сохранением вооружения последних.

post-8346-0-92189100-1392030883.jpg

Или взять британский Мэнксмэн. ЕМНИП за всю войну этот минзаг ни одной мины так и не выставил, зато заслужил прозвище "Спаситель Мальты", благодаря опять же изначально заложенным в его конструкцию возможностям полубоевого-полутранспортного корабля.

Неее, -идея носителя чего-либо, с одновременной способностью также быть самостоятельной боевой единицей, себя еще не исчерпала!

Изменено пользователем Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Нужен корабль-диверсант, носитель взрывающихся катеров (или человеко-торпед), вроде итальянского эсминца "Франческо Криспи", но не переоборудованный миноносец, а переоборудованный транспорт. У него больше грузоподъёмность, мореходность и его легче замаскировать под нейтральное гражданское судно.

Изменено пользователем швамбран

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Швеции нет смысла с таким возиться - катера и с береговых баз действуют отлично (а стоимость их достаточно мизерна, чтобы оправдывать экономией соображения отказа от многих баз в пользу немногих крейсеров-носителей).

Сие могло бы сыграть там, где дальности катеров не хватает, а воевать ими очень хочется, например, в затяжном конфликте США с Испанией за Карибы, или там Россия могла бы для Тихоокеанского ТВД что-нибудь подобное послать к Цусиме.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Возможен такой крейсер для собственно крейсерских операций - высаживать призовые команды или топить торговцев торпедами.Автономность катеров позволяет им патрулировать, причем сразу нескольким,что перекрывает больший район.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Нужен корабль-диверсант, носитель взрывающихся катеров (или человеко-торпед), вроде итальянского эсминца "Франческо Криспи", но не переоборудованный миноносец, а переоборудованный транспорт. У него больше грузоподъёмность, мореходность и его легче замаскировать под нейтральное гражданское судно.

Маскировка не всегда помогает, а чисто-транспортный корабль, вместе с большей вместимостью и мореходностью, заодно имеет и обратную сторону этой медали: соответсвующие скорость и живучесть.

В некоторых случаях боевой корабль, за счет своей скорости может преодолеть опасный участок, вообще не подвергнувшись воздействию противника (например, как указано в старт-топике, за ночь), а классический "торгаш" (пусть и переоборудованный) - просто не успеет и будет потоплен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

У итальянцев в описываемый период их мега-линкоры были носителями миноносок :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Предлагаю расширить концепцию до понятия : "Транспортный крейсер", или еще шире: "Многоцелевой транспортно-боевой корабль".

Главное предназначение: не ведение прямых боевых действий, а обеспечение самостоятельных (без привлечения охранного эскорта) транспортных операций в зоне активного воздействия со стороны противника. Как и любой тип боевых кораблей, эта концепция является компромиссом, с неизбежными недостатками.

С одной стороны грузовместимость и топливная эффективность подобного корабля всегда будет на порядок меньше, чем у соразмерного "купца" (но все же больше чем у соразмерного "классического" крейсера/эсминца).

С другой стороны, в любом морском конфликте с завидным постоянством возникают ситуации, когда что-то нужно экстренно куда-то доставить (эвакуировать обратно), но сугубо-транспортный корабль во враждебных водах - не жилец, а снаряжать полноценный конвой не всегда уместно (целесообразно), т.к. оперативная обстановка может требовать присутствия боевых кораблей совсем в другом, более важном месте.

И даже если и наскребется слабенький эскорт, то тихоходность сопровождаемого "торгаша" может стать смертным приговором в т.ч. и для его эскорта.

Примеров из ВМВ - масса! Выходили из подобных ситуаций всяк-по-своему. Наиболее часто вынужденно использовали в качестве импровизированных транспортов полноценные боевые корабли основных классов. Но грузовместимость у них - сами понимаете, - и это при том, что ударное вооружение в подобных операциях просто возилась с собой "мертвым грузом".

Вот и возникает мысля: создать быстроходный корабль, с архитектурой и кораблестроительными приемами, характерными для боевого корабля (живучесть!), с каким-никаким бронированием, и с вооружением, достаточным для самообороны. А отсутствие (неполный комплект) основного вооружения, дает возможность разместить вместо него определенный полезный груз.

Если грузовую палубу сделать "конвертируемой", - то можно, в зависимости от конкретной обстановки, быстро получить из одной и той же боевой единицы или минный заградитель, или "блокадный прорыватель", или авиаматку гидроавиации,или указанный автором темы, носитель катеров (торпедных/десантных/сторожевых -каких угодно), и т.пр.

При столкновении с противником, такой корабль может отбиться или убежать, но чаще упор на, чтобы "проскочить".

Считаю шведский Готланд вполне подходящим прообразом корабля подобной концепции.

__________________________________________________

П.С.

Во избежание возражений стереотипного характера, еще раз заострю внимание: речь идет вовсе не о массовых стратегических грузоперевозках (тут практика формирования конвоев действительно эффективнее будет), а об экстренных транспортных "спецоперациях" во враждебных водах.

Изменено пользователем Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Маскировка не всегда помогает, а чисто-транспортный корабль, вместе с большей вместимостью и мореходностью, заодно имеет и обратную сторону этой медали: соответсвующие скорость и живучесть.

В некоторых случаях боевой корабль, за счет своей скорости может преодолеть опасный участок, вообще не подвергнувшись воздействию противника (например, как указано в старт-топике, за ночь), а классический "торгаш" (пусть и переоборудованный) - просто не успеет и будет потоплен.

Зато ещё в мирное время он может быть выдвинут в территориальные воды будущего неприятеля, где займёт позицию в шхерах, а в первый день войны он атакует неприятельскую военно-морскую базу. Если же войны не будет - его тихонько, без шума, условным сигналом по радио, отзывают обратно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Маскировка не всегда помогает, а чисто-транспортный корабль, вместе с большей вместимостью и мореходностью, заодно имеет и обратную сторону этой медали: соответсвующие скорость и живучесть.

В некоторых случаях боевой корабль, за счет своей скорости может преодолеть опасный участок, вообще не подвергнувшись воздействию противника (например, как указано в старт-топике, за ночь), а классический "торгаш" (пусть и переоборудованный) - просто не успеет и будет потоплен.

Зато ещё в мирное время он может быть выдвинут в территориальные воды будущего неприятеля, где займёт позицию в шхерах, а в первый день войны он атакует неприятельскую военно-морскую базу. Если же войны не будет - его тихонько, без шума, условным сигналом по радио, отзывают обратно.

"Я тучка-тучка-тучка, а вовсе не медведь! Торгаш-торгаш-торгаш я, никак не диверсант!"

Ну, не буду про нарушения международного права. Но как объяснить досмотровой группе торпедные катера на палубе?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

:grin:

Это мол де китобойные пинассы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Зато ещё в мирное время он может быть выдвинут в территориальные воды будущего неприятеля, где займёт позицию в шхерах, а в первый день войны он атакует неприятельскую военно-морскую базу

Сухогруз под нейтральным флагом,груз 10000 тонн удобрений для полей, небольшой пожар,включается система тушения паром...

Проблема, где найти 30 камикадзе?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Возникла немного... еще немного... в общем, совершенно сумасшедшая мысль

Берем корабль, изначально предназначенный для того, чтобы тихо и мерзко гадить ничего не подозревающему противнику. Например - быстроходный британский минзаг "Ариадна" Тот самый, у которого водоизмещение стандартное — 2650 т, 2 гребных винта, мощность паровых турбин 72 000 л. с., скорость хода 40 узлов, брони нету, зато есть 4 — 102-мм, 4 — 40-мм, 12 — 20-мм зениток, и который может переть в трюмах 160 мин. После этого устраиваем мозговой штурм, и придумываем оборудование, с помощью которого можно вместо мин тащить на себе несколько небольших ТКА. В итоге получаем небольшой и относительно дешевый кораблик, основной задачей которого будет постановка минных заграждений (что всегда востребовано) но который, при случае, может учинить противнику торпеднокатерную диверсию

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Зато ещё в мирное время он может быть выдвинут в территориальные воды будущего неприятеля, где займёт позицию в шхерах, а в первый день войны он атакует неприятельскую военно-морскую базу

Сухогруз под нейтральным флагом,груз 10000 тонн удобрений для полей, небольшой пожар,включается система тушения паром...

Проблема, где найти 30 камикадзе?

http://fai.org.ru/forum/index.php/topic/28904-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8C/page__p__538024__hl__%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F#entry538024

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Возникла немного... еще немного... в общем, совершенно сумасшедшая мысль

Берем корабль, изначально предназначенный для того, чтобы тихо и мерзко гадить ничего не подозревающему противнику. Например - быстроходный британский минзаг "Ариадна" Тот самый, у которого водоизмещение стандартное — 2650 т, 2 гребных винта, мощность паровых турбин 72 000 л. с., скорость хода 40 узлов, брони нету, зато есть 4 — 102-мм, 4 — 40-мм, 12 — 20-мм зениток, и который может переть в трюмах 160 мин. После этого устраиваем мозговой штурм, и придумываем оборудование, с помощью которого можно вместо мин тащить на себе несколько небольших ТКА. В итоге получаем небольшой и относительно дешевый кораблик, основной задачей которого будет постановка минных заграждений (что всегда востребовано) но который, при случае, может учинить противнику торпеднокатерную диверсию

Так это ж опять попадает под мою вышеизложенную концепцию "многоцелевого транспортно-боевого корабля", - только немного у/же взятого.

Извольте убедиться, - уже/ было:

Если грузовую палубу сделать "конвертируемой", - то можно, в зависимости от конкретной обстановки, быстро получить из одной и той же боевой единицы или минный заградитель, или "блокадный прорыватель", или авиаматку гидроавиации,или указанный автором темы, носитель катеров (торпедных/десантных/сторожевых -каких угодно), и т.пр.

Заметьте: у меня функция минзага тоже на первом месте оказалась из всех перечисленных :grin:

Изменено пользователем Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас