Воинская повинность и мобилизация в Российской Империи


10 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Воинская повинность и мобилизация в Российской Империи

 

21 февраля 1883 года

По представлению Военного Совета Высочайше утверждено (№ 1396. Собр. Узак. 1883 г. Июня 17, ст. 544) :

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О Мобилизации Российской Империи

Раздел первый. Общие положения.

Раздел второй. Организационные основы мобилизации.

Раздел третий. Призыв на военную службу по мобилизации.

Раздел четвертый. Государственные повинности.

 

При разработке данного документа использованы следующие материалы:

1. Устав о воинской повинности 1874 года

2. Конспект лекций по военно-административным законам Профессора Военно-Юридической Академии П. Лузанова. 1887 год.

3. Мобилизация, Запас, Комплектование армии, Конская повинность // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Текст этих документом выделен черным цветом.

Изменения, внесенные мной на основании более поздних документов, выделены темно-синим цветом.

Положение о мобилизации Российской Империи (1883).doc

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Учреждения конского запаса в армии предназначались для пополнения убыли лошадей в военное время. Находились в ведении Управления по ремонтированию армии. По Положению о конском запасе в военное время от 21 июля 1887г. одновременно с мобилизацией войск должен был учреждаться общий конский запас, из которого, по мере надобности, выделялся конский запас для действующей армии.

Общий конский запас состоял из отделений по 300-400 лошадей в каждом, именовавшихся по местам сбора лошадей. Конский запас действующей армии состоял из Управления и нескольких отделений, которыми командовали начальники на правах командиров полков.

В период русско-японской войны 1904-1905гг. были сформированы Управление конского запаса действующей армии и 12 отделений конского запаса; по окончании войны они были расформированы, за исключением отделения конского запаса Приморской области, просуществовавшего до 1913г.

С началом Первой мировой войны были сформированы Управление конского состава действующей армии и отделения конского запаса, число которых в ходе войны увеличивалось. В 1915-1916гг. отделения конского запаса были объединены в группы по территориальному признаку, для руководства ими сформированы управления двух уровней: начальников конского запаса военного округа (с правами начальников дивизий) и заведующих отделениями конского запаса (с правами командира отдельной части). К учреждениям конского запаса относились также сборные пункты лошадей. Они предназначались в мироное время для сбора лошадей, купленных ремонтными комиссиями, до их отправки в войска. В период Первой мировой войны организовывались сборные пункты слабосильных лошадей и пункты сосредоточения и выдержки ремонтных лошадей артиллериии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Мобилизационные ресурсы Российской Империи на 1 января 1891 года

Мобилизационные ресурсыколичество мужского населения, возраста, установленного для призыва на военную службу, по состоянию здоровья годное к военной службе в военное время.

Анализ данных таблиц (приведенных в статье) позволяет сделать следующие выводы:

1. Ресурс мужского населения призывного возраста используется крайне не рационально (только на 34,08 %). При более полном использовании призывного ресурса возможно существенное увеличение боевого состава войск мирного времени. Кроме того, при увеличении призывного контингента возможно сокращение сроков действительной военной службы (в пехоте – до 3 лет, в артиллерии, кавалерии и инженерных войсках – до 4 лет).

2. Ресурс мужского населения возраста пребывания в запасе так же используется крайне не рационально (только на 28,06 %).При увеличении призывного контингента возможно существенное увеличение запаса армии. При этом требуется разделение запаса на два разряда. Первый разряд предназначен для пополнения до штатов военного времени соединений и воинских частей первой и второй очереди, второй разряд – для комплектования соединений и воинских частей третьей очереди, нестроевых подразделений, интендантских частей и тыловых гарнизонов.

3. Большую часть контингента, зачисленного в Государственное ополчение (9310541 чел, 75,5 %) составляют ратники 1-го разряда (21 – 38 лет), то есть часть мужского населенияпризывного возраста и возраста пребывания в запасе. Введение организации соединений, аналогичной соединениям регулярной армии позволит увеличить боевой состав армии военного времени (при проведении военной подготовки ратников Государственного ополчения).

4. Проблемным вопросом является использование мобилизационных ресурсов инородческого населения Кавказа (70597чел.), Средней Азии и Сибири (886389 чел.). Как вариант, возможно использование опыта Отечественной войны 1812 года (формирование 57 Ногайских, Тептярских, Башкирских, Киргизских конных полков Государственного ополчения 1812 года).

В статье представлен вариант рационального использования мобилизационных ресурсов Российской Империи на период с 1891 по 1897 годы.

Мобилизационные ресурсы Российской империи (1891).doc

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Территория Российской Империи делится на 2-е категории участков комплектования.К первой категории относятся участки с преимущественно православным населением, ко второй – с инородческим. При комплектовании воинской части в ней должно было быть не менее 2/3 православного состава. Каждой воинской части назначается район комплектования (для воинских частей, имеющих собственное наименование, как правило,–соответствующий наименованию)

В реале...

Комплектование войск в Российской империи проводилось по территориальному признаку Все уезды были разделены на 3 группы: великорусскую, малорусскую (основные) и инородческую (дополнительная). Каждый пехотный полк или артиллерийская бригада имели свои районы комплектования во всех трех группах, причем большая часть призывников поступала из основных В мирное время данная система значительно облегчала пополнение войск новобранцами, а в военное - улучшала организацию мобилизации. Однако районы комплектования не были территориально связаны со своими частями, что увеличивало количество перевозок.( и вот с этим надо бы подумать,что делать,в целях улучшения)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Территория Российской Империи делится на 2-е категории участков комплектования.К первой категории относятся участки с преимущественно православным населением, ко второй – с инородческим. При комплектовании воинской части в ней должно было быть не менее 2/3 православного состава. Каждой воинской части назначается район комплектования (для воинских частей, имеющих собственное наименование, как правило,–соответствующий наименованию)

В реале...

Комплектование войск в Российской империи проводилось по территориальному признаку Все уезды были разделены на 3 группы: великорусскую, малорусскую (основные) и инородческую (дополнительная). Каждый пехотный полк или артиллерийская бригада имели свои районы комплектования во всех трех группах, причем большая часть призывников поступала из основных В мирное время данная система значительно облегчала пополнение войск новобранцами, а в военное - улучшала организацию мобилизации. Однако районы комплектования не были территориально связаны со своими частями, что увеличивало количество перевозок.( и вот с этим надо бы подумать,что делать,в целях улучшения)

Это органическая проблема русской армии, связанная с тем, чтобы Россия - страна больших пространств и слабых коммуникаций. И, тем не менее, для ускорения мобилизации было бы, наверное, более правильно, руководствоваться следующими принципами:

1) для разных очередей мобилизации применить разные принципы комплектования. Если для первой очереди скорость мобилизации критична, а для второй - важна, то в третьей очереди срок мобилизации уже превышает месяц, поэтому здесь можно озаботиться, например, лучшим подбором запасных (в первую очередь набирать тех, кто моложе).

2) Частям первой очереди иметь в числе районов комплектования хотя бы один район, прилегающий к железной дороге, ведущей к месту постоянного расположения части. Именно из этого района должна доукомплектовываться часть запасными при мобилизации. Таким образом будет обеспечена скорость мобилизации.

3) Развернуть запасные части по всей стране, в местах, удобных для последующих перевозок. В запасную часть должны направляться призванные в определенном районе вокруг этой части. Таким образом, до известной степени будет соблюдаться принцип укомплектования людьми, знающими друг друга. Каждая запасная часть должна иметь несколько частей действующей армии, за обеспечение которых кадром она отвечает. Желательно, чтобы эти части действовали на разных участках фронта.

Поясню. Приграничные части желательно иметь в высокой степени готовности, содержать их в усиленном штате. В этом случае, запасных для доукомплектования им нужно немного, вряд ли более трети от штата военного времени. Поэтому, если в мирное время этим частям нужно три-четыре района комплектования, то при мобилизации потребуется только один. Хуже с частями первой очереди, расположенными в глубине страны. Их придется размещать, во-первых. в районах укомплектования и во-вторых вблизи железных дорог. Поэтому поневоле придется принять довольно широкое их расположение, что может пойти в ущерб их подготовке в мирное время. А вот второочередные части можно еще больше приблизить к районам их укомплектования. Быстро укомплектовавшись, они могут совершить марши до назначенных им погрузочных станций.

Ну а привязка района укомплектования к разным частям полезна для того, чтобы обеспечить равномерность при восполнении потерь. В то же время некая "родовая связь" между районами уокмплетования и "своими" чатсями" будет соблюдаться. Земляки будут, с высокой вероятностью, воевать вместе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По записке я что-то не пойму. Откуда численность армии в 1600000 в 1891 году, если армия была всего миллион? Такой рост численности армии - очень дорогое мероприятие. Это составит рост расходов примерно на 80-130 миллионов рублей ежегодно. Если мы хотим упорядочить использование мобилизационного ресурса, лучше ввести категорию эрзац-резерва, как это сделали немцы. То есть всех, кто не попал в армию по жеребьевке, зачислять не в ополчение, а в эрзац-резерв. И именно их призывать в запасные части с началом войны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И еще, для частей на Дальнем Востоке надо сохранить четырехлетний срок службы. А еще лучше увеличить до 5 лет. Пока не построен Транссиб. Связано это с тем, что доставка новобранцев возможна только в период навигации - с апреля-мая. То есть первоначальную подготовку проводить в европейской части (где-то полгода), а потом еще 4,5 года служить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Прикрепленный файл Положение о мобилизации Российской Империи (1889).doc 118К

К вопросу о мобилизации.

Статья 18. Совет Министров:

1) руководит подготовкой и проведением мобилизации в Российской Империи в пределах своих полномочий;

2) осуществляет меры по обеспечению подготовки и проведения мобилизации в Российской Империи;

3) в соответствии с Высочайшими Указами определяет полномочия Генерал-губернаторов и губернаторов, а также руководит их деятельностью в области подготовки и проведения мобилизации;

4) организует разработку мобилизационных планов экономики для удовлетворения потребностей государства, всех военно-сухопутных и морских сил в военное время;

5) определяет порядок заключения договоров (контрактов) о выполнении предприятиями мобилизационных заданий (заказов) и об обеспечении указанных заданий (заказов) материальной частью;

6) определяет порядок финансирования мобилизационной подготовки и мобилизации;

7) устанавливает закупочные цены на продукцию промышленности и сельского хозяйства на период проведения мобилизации и в военное время;

решает в пределах своих полномочий вопросы об ассигнованиях на подготовку и проведение мобилизации из бюджета и о предоставлении льгот предприятиям, имеющим мобилизационные задания (заказы);

9) разрабатывает проекты положений, подлежащих введению в действие в период мобилизации и в военное время, а также проекты положений в области подготовки мобилизации и представляет их в Правительствующий Сенат;

10) организует проведение расчетов по обеспечению мобилизации;

11) организует подготовку мобилизации и осуществляет контроль за ней, устанавливает статистическую отчетность, проверяет состояние мобилизационной готовности в Российской Империи в пределах своих полномочий и готовит ежегодный доклад Председателя Совета Министров Государю Императору;

12) при объявлении мобилизации осуществляет в пределах своих полномочий контроль за переводом всех военно-сухопутных и морских сил в военное время на организацию и состав военного времени;

13) при объявлении мобилизации организует в установленном порядке перевод экономики и путей сообщения на работу в условиях военного времени;

14) организует проведение учений по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

15) определяет порядок создания, накопления, сохранения, обновления и использования мобилизационных запасов, материальных средств мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольствия и фуража;

Статья 19. Министерства и ведомства в пределах своих полномочий:

1) организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию;

2) руководят подготовкой к мобилизации частей, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в их ведении;

3) создают мобилизационные органы;

4) определяют необходимые объемы финансирования подготовки к мобилизации;

5) разрабатывают мобилизационные планы;

6) проводят совместно с генерал-губернаторами мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

7) заключают договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) с предприятиями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в их ведении;

при объявлении мобилизации организуют совместно с Генерал-губернаторами перевод ведомств на работу в условиях военного времени;

9) вносят в Совет Министров Российской Империи предложения по совершенствованию подготовки к мобилизации;

10) в случае несостоятельности (банкротства) предприятий, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим предприятиям, деятельность которых связана с деятельностью указанных ведомств или которые находятся в их ведении;

11) организуют воинский учет и освобождение от призыва на период мобилизации и на военное время чиновников, пребывающих в запасе и служащих в министерствах и ведомствах и частях, деятельность которых связана с деятельностью указанных ведомств или которые находятся в их ведении, и обеспечивают представление отчетности по освобождению от призыва в порядке, определяемом Советом Министров Российской Империи;

12) обеспечивают исполнение законодательства Российской Империи, Высочайших Указов, постановлений Правительствующего Сената и Совета Министров в области подготовки и проведения мобилизации.

Означает ли сие создание иналаживание механизма некоего экономического генерального штаба?

И было ли что-то подобное в других странах?

Например,В Германии вопрос об Экономическом генеральном штабе возникал в начале 20-го века,затем-вплотную возник перед ПМВ, но не получил решения.

Изменено пользователем master1976

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

К вопросу о мобилизации.

Означает ли сие создание иналаживание механизма некоего экономического генерального штаба?

И было ли что-то подобное в других странах?

Например,В Германии вопрос об Экономическом генеральном штабе возникал в начале 20-го века,затем-вплотную возник перед ПМВ, но не получил решения.

Весьма обстоятельно тогдашнее понимание вопроса экономической составляющей войны изложено во втором и четвертом томах "Будущей войны" Блиоха. Я разделяю Вашу обеспекоенность тем, что экономическая составляющая мобилизации выглядит как прогрессорство и анахронизм, но не готов пока конструктивно критиковать "Положение о мобилизации". Сначала надо прочитать указанные тома Блиоха. К сожалению, у меня сейчас нет на это времени.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

 

15 ноября 1883 года

Высочайше утверждено предложение Государственного Совета «О внесении изменений в Устав о воинской повинности 1874 года» (№1833. Собр. Узак. 1883 г. Декабря 23, ст. 926):

 

1. На действительную службу призываются мужчины, достигшие на 1 января года призывного года 20 летнего возраста, годные по состоянию здоровья к военной службе, кроме инородческого населения Туркестанского генерал-губернаторства, Акмолинской, Амурской, Архангельской, Приморской, Семипалатинской, Тургайской губерний и Северного Кавказа.

Население Великого Княжества Финляндского призывается и проходят службу на основании особых законов.

Казаки и инородцы, причисленные к Калмыцкому, Башкирскому, Киргизскому конным войскам, призываются и проходят военную службу на основании Казачьего уложения.

Территория Российской Империи делится на две категории участков комплектования. К первой категории относятся участки с преимущественно православным населением, ко второй – с инородческим. При комплектовании воинской части в ней должно было быть не менее 2/3 православного состава. Каждой воинской части назначается район комплектования (для воинских частей, имеющих собственное наименование, как правило, – соответствующий наименованию).

Лица, имеющие льготы, а так же лица, у которых истек срок службы в запасе, зачисляются в Государственное ополчение.

 

2. Сроки военной службы устанавливаются:

1) в пехоте и пешей артиллерии – 20 лет:

3 года – на действительной службе;

17 лет – пребывания в запасе (из них: 7 лет – в запасе 1-го разряда, 10 лет – в запасе 2-го разряда)

2) в Туркестанском, Иркутском и Приморском военных округах – 20 лет:

4 года – на действительной службе;

16 лет – пребывания в запасе (из них: 6 лет – в запасе 1-го разряда, 10 лет – в запасе 2-го разряда)

3) в кавалерии, конной и осадной артиллерии, инженерных войсках - 20 лет:

4 года – на действительной службе;

16 лет – пребывания в запасе (из них: 6 лет в запасе 1-го разряда, 10 лет в запасе 2-го разряда).

4) на флоте:

4 года – на действительной службе;

16 лет – пребывания в запасе (из них: 6 лет в запасе 1-го разряда, 10 лет в запасе 2-го разряда).

Для лиц, окончивших учебные заведения, сроки службы устанавливаются:

1-го разряда (университет или институт): 1 год – на действительной службе, 19 лет – пребывания в запасе (из них:9 лет – в запасе 1-го разряда, 10 лет – в запасе 2-го разряда);

2-го разряда (реальное училище) и 3-го разряда (гимназия): 2 года– на действительной службе, 18 лет – пребывания в запасе (из них: 8 лет – в запасе 1-го разряда, 10 лет – в запасе 2-го разряда).

По окончании срока пребывания в запасе, либо по достижению возраста в 40 лет, военнообязанные запаса причисляются к государственному ополчению.

Предельный возраст пребывания в ополчении составляет 45 лет.

 

3. Добровольцы («охотники»), принимаются на военную службу с 17 лет, а так желица, получившие ранее отсрочку или освобождение от службы годные к военной службе по состоянию здоровья. «Охотники» принимаются во все рода войск только на строевые должности,за исключением лиц имеющих техническое образование.

«Охотники» находятся на казенном содержании, участвуют во всех занятиях и учениях, за исключением хозяйственных работ, и обязаны отслужить установленный законом срок на общих основаниях.

 

4. Вольноопределяющимися могут поступать на действительную службу молодые люди, достигшие 17 лет, закончившие не менее 1 курса среднего учебного заведения и годные к военной службе по состоянию здоровья.

Вольноопределяющиеся принимаются во все рода войск только на строевые должности, находятся на казенном содержании (за исключением гвардии, в которой содержатся за свой счет), участвуют во всех занятиях и учениях, за исключением хозяйственных работ и обязаны отслужить установленный законом срок на общих основаниях.

В конце первого года службы вольноопределяющемуся разрешается сдать экзамен на производство в чин прапорщика.В случае успешной сдачи, далее вольноопределяющийся проходит службу на положении офицера в течении 3-х лет.

В конце второго года службы вольноопределяющемуся разрешается сдать экзамены по курсу военного училища с последующим производством в чин подпоручика (корнета, хорунжего).

Вольноопределяющиеся, имеющие специальность врача или фармацевта после прохождения обучения в течение четырех месяцев службы, в дальнейшем назначаются на должность в соответствии со своей специальностью.Для врача или фармацевта сроки службы устанавливаются: 2 года– на действительной службе, 18 лет – пребывания в запасе.

 

5. Призыв проводится один раз в год с 15 октября по 15 декабря.

Увольнение в запас проводится с 15 мая по 15 июля.

Новобранцы до окончания срока их обучения состоят сверх штата воинских частей (в составе учебных команд).

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас