Аграрная реформа в Российской Империи


25 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Аграрная реформа в Российской Империи

 

Ситуация к началу реформы

 

Сельское хозяйство Российской Империи. Общие экономические показатели.

 Сельское хозяйство являлось основной (как по количеству занятых, так и по объёмам производства) отраслью экономики России. Сельское хозяйство производило в 1880-х годах 57 % чистого национального продукта, доля его в экономике падала (благодаря развитию промышленности и сектора услуг). В то же время, в сельском хозяйстве было занято около 74 % работающих, что свидетельствовало о низкой производительности труда в данном секторе.

Сельскохозяйственное производство демонстрировало устойчивый рост (темпы этого роста превышали темпы роста населения, но отставали от темпов роста промышленного производства). Средний ежегодный уровень роста производства составлял 2,55 %.

Российское сельское хозяйство центральных регионов отличалось низкой урожайностью (средняя урожайность главнейших хлебов в России составляла 8.3 ц\га против 23,6 в Германии, 22,4 в Великобритании, 10,2 в США; в нечернозёмных центральных регионах урожайность была ещё ниже, доходя до 3-4 ц/га в неурожайные годы). Урожайность на крестьянских надельных землях была на 15-20 % ниже, чем в смежных с ними помещичьих хозяйствах, на 25-30 % ниже, чем в остзейских губерниях. В крестьянском хозяйстве преобладала отсталая трёхпольная система земледелия, современные сельскохозяйственные орудия применялись редко. Сельское население росло быстрыми темпами, темпы роста населения продолжали увеличиваться. Почти во всех регионах на селе ощущался избыток рабочих рук.

 

Землевладение в Европейской России.

 Земли Европейской России разделялись по характеру собственности на три части: крестьянские надельные, частновладельческие и государственные. На 1881 год крестьяне располагали 119 млн десятин надельной земли (не считая 15 млн десятин казачьих земель, не затронутых аграрной реформой). Частные владельцы располагали 94 млн десятин земли, из которой 50 млн принадлежало дворянам, 25 млн крестьянам, товариществам крестьян и сельским обществам, 19 млн другим частным владельцам (купцам и мещанам, иностранцам, церквям и монастырям, городам). Государству принадлежало 154 млн десятин (включая удельные и кабинетские земли). Необходимо заметить, что крестьянские надельные земли состояли только из пахотной земли, лугов и пастбищ (при явном недостатке последних), с малым количеством неудобных земель и почти без леса. В состав дворянских земель входило больше леса и неудобий, а государственные земли в огромном большинстве были лесными. Таким образом, все частные владельцы некрестьянского происхождения располагали примерное 35 млн десятин посевной земли, а государство – не более чем 6 млн; в то время как крестьяне владели 143 млн десятин надельной и частной земли.

 

Сельская община и формы землевладения.

 Общинная собственность на землю.

 Наиболее распространённой формой было общинное владение землёй, при котором вся крестьянская надельная земля находилась в собственности общины (так называемая «мирская земля»), которая в произвольные сроки перераспределяла землю между крестьянскими хозяйствами, сообразно размеру семей. При этих переделах также учитывалось создание новых крестьянских хозяйств и исчезновение существовавших. Часть земли (прежде всего луговые, пастбищные земли и леса, неудобья), как правило, не разделялись между крестьянами и находились в совместном владении сельского общества. По обычаю, крестьяне оценивали хозяйственную полезность каждого участка в условных единицах, «тяглах», сколько «тягл» находилось в распоряжении крестьянского хозяйства, столько же пропорциональных долей оно должно было вносить в общую сумму поземельных налогов, уплачивавшихся сельской общиной.

Сельское общество могло в любое время произвести передел мирской земли – изменить размеры участков в пользовании крестьянских семей сообразно изменившемуся количеству работников и способности уплачивать подати. С 1893 года переделы разрешалось проводить не чаще, чем один раз в 12 лет. Не все крестьянские общества практиковали регулярные переделы, а некоторое общества произвели их только один раз при освобождении из крепостной зависимости.

Кроме общих переделов, затрагивавших всю землю общины, весьма часто производились «скидки» и «накидки» – увеличение надела одного хозяйства за счёт уменьшения другого, не касавшиеся всех прочих. Как правило, земля отрезалась от вдов, состарившихся людей, уже не способных её обрабатывать, и прирезалась к крепким, увеличившимся семьям.

Общинная собственность на землю была совместима с поднадельной арендой – арендой одними крестьянами надельной земли других. Крестьяне, переселявшиеся на постоянное жительство в город, не могли продать свои участки. Имея выбор – либо уволиться из сельского общества без земли и денег, либо продолжать числиться в обществе и сдать в аренду свой участок – они неизменно находили более выгодным второй вариант. В результате, миллионы горожан продолжали формально считаться членами сельских обществ.

Община как коллективный собственник мирской земли была очень существенно ограничена в праве продажи земли. Такие сделки должны были пройти длинную цепочку утверждений, вплоть до утверждения министром внутренних дел (для сделок на сумму свыше 500 рублей). Практически, продажа земли общиной была возможна только на условии встречной покупки другого участка. Община не могла также и передать землю в залог, даже если выкуп был завершён.

В 1881 году в Европейской России 9,2 млн крестьянских дворов имели 100,2 млн десятин надельной земли в общинном владении.

 

Подворное землевладение.

Второй широко распространённой формой землевладения в сельских обществах было подворное (участковое) землевладение, при котором каждое крестьянское хозяйство получало выделенный раз и навсегда, передаваемый по наследству участок. Такая форма собственности была более распространена в Западном крае. Наследственный участок представлял собой ограниченную частную собственность – он передавался по наследству, и мог быть продан (только другим лицам крестьянского сословия), но ни в каком случае не мог быть передан в залог. Как и общинное владение, подворное владение могло сочетаться с общинной собственностью на непахотные земли (луга, пастбища, лес, неудобья).

Сельское общество имело право в любой момент перейти от общинного пользования землёй к подворному, но обратный переход был невозможен.

«Усадебная оседлость» крестьян (придомовые участки) находились в ограниченной (с правом передачи по наследству) собственности крестьян. Общие земли селений (улицы, проезды) всегда принадлежали сельскому обществу в целом.

 

Вненадельная земля.

Сельские общества, дополнительно к земле, полученной при наделении в ходе освобождения крестьян, могли покупать землю через обычные частные сделки. По отношению к этой земле они являлись полноправными частными коллективными собственниками, равноправными с любыми другими хозяйственными товариществами, и не подвергались никаким сословным ограничениям. Эта земля могла быть продана или заложена сельскими обществами без согласования с властями. Точно так же полной личной собственностью была вненадельная земля крестьян и разного рода кооперативов и товариществ. Наиболее популярной формой крестьянского частного землевладения было товарищество, заключавшееся в том, что крестьяне покупали землю в складчину (крупные земельные участки были дешевле), а затем делили их пропорционально вложенным деньгам и обрабатывали каждый свою часть раздельно. В 1881 году крестьяне лично владели в Европейской России 13,2 млн десятин частной земли, сельские общества – 3.7 млн, товарищества крестьян – 7.7 млн, что в совокупности составляло 26 % от всех частновладельческих земель. Однако, часть этих лиц, формально принадлежавших к крестьянскому сословию, в действительности превратилась в крупных землевладельцев – 1076 подобных «крестьян» владели более чем 1000 десятин каждый, имея в совокупности 2.3 млн десятин.

 

Проблема чересполосицы.

Стремление уравнять по хозяйственной полезности участки, выделенные каждому отдельному хозяйству привело к неблагоприятному явлению – чересполосице. Смысл чересполосного землевладения в том, что все земли общества нарезаются на несколько больших полей, внутри каждого поля земля считается одинакового качества, и в каждом поле земля нарезается на узкие полоски по количеству хозяйств, площадь полоски пропорциональна количеству тягл, которое выделено данному хозяйству при последнем переделе. Таким образом, каждое хозяйство пользуется столькими полосками земли, на сколько полей разделена вся общинная земля. В некоторых случаях, крестьянам приходилось обрабатывать, как правило, 20-40 (в некоторых случаях даже более 100) разнесённых по разным местам земельных участков, что крайне невыгодно сказывалось на эффективности сельского хозяйства. При подворном владении участки земли, обрабатываемые крестьянами, также часто были настолько небольшими, что и в этом случае крестьяне были вынуждены вести синхронизированный севооборот для всех участков одного поля, что сковывало их хозяйственную инициативу (общины практиковали только примитивный трёхпольный севооборот). Основным препятствием к введению индивидуальных циклов обработки земли было то, что полоски было невозможно оградить (они были слишком длинными и узкими); а поскольку в определённые моменты сельскохозяйственного цикла на пашне выпасали скот, владельцы отдельных полосок не имели возможности культивировать что-либо, не согласовав цикл со всеми остальными общинниками. В результате, при чересполосном владении крестьяне не могли переходить на сложные севообороты иначе как всей общиной одновременно. Борьба с чересполосицей путём полного разверстания общинной земли и выделения каждому хозяйству одного компактного участка (хутора или отруба) стала одной из главных задач реформы.

 

Крестьянское самоуправление и учреждения по крестьянским делам.

 Крестьяне объединялись в сельские общества (именовавшиеся «единицей хозяйственного самоуправления крестьян»), примерно соответствующие отдельным селениям, а общества в волости (единица административного самоуправления крестьян). И сельские волости, и общины управлялись демократически – сельским сходом, который избирал сельских старост и волостных старшин. В волостях имелся и выборный волостной суд, разбиравший незначительные гражданские иски крестьян друг к другу и мелкие проступки.

Сельское общество было одновременно и административно-территориальной единицей, имевшей определённые административные полномочия над своими членами, и своего рода товариществом (общиной), коллективно владевшей землёй. Волость же являлась исключительно административным образованием. И сельское общество, и волость были сословными учреждениями, включавшими в себя только крестьян. Кроме того, к сельским обществам могли «приписываться» проживавшие в сельской местности лица других податных сословий (мещане, купцы), которые при этом уже не имели обязанности платить сословные сборы в своих городских обществах, должны были подчиняться административной власти крестьянского самоуправления, но не получали права пользования общинной землёй.

Сельское общество имело довольно значительную власть над своими членами; прежде всего, они не могли покинуть общество (уволиться) без его согласия с целью поступления в другое сословие, обучения, поступления на государственную и военную службу. Также крестьяне не могли и получить без согласия общества паспорт (дававший право на постоянное проживание за пределами того уезда, к которому принадлежала волость), если за ними имелась задолженность по налогам. В то же время, занятие любого рода торгово-промышленной деятельностью было доступным для крестьян без согласия и уведомления своего общества. Государственные власти предпочитали не вмешиваться в дела общины, даже сомнительного характера.

Существующий порядок консервировал сословную изолированность крестьян: если крестьянин приобретал какие-либо иные сословные права (получал классный чин, записывался в купеческую гильдию и т. д.), он исключался из крестьянского общества без компенсации стоимости земли.

Контролем за крестьянским самоуправлением были заняты особые чиновники и учреждения (именуемые «учреждениями по крестьянским делам»). Непосредственно за крестьянским самоуправлением надзирал земский участковый начальник (на уезд приходилось около 4 земских начальников, на каждого из которых приходилось около 50 тысяч крестьян). Земский начальник был одновременно и администратором, контролировавшим крестьянское самоуправление, и судьёй (по гражданским искам среднего размера, административным правонарушениям и малозначительным уголовным преступлениям) для лиц всех сословий, проживавших на его участке.

Выше земского начальника существовали ещё две инстанции, представлявшие собой периодически собиравшиеся межведомственные комиссии: уездный съезд и губернское присутствие.

Вся эта административная система осуществляла весьма внимательный и мелочный контроль за исполнением сельскими обществами и волостями обязанностей перед государством, правомочностью решений самоуправления, благоустройством и правопорядком в сельской местности, конфликтами при землевладении; в то же время, учреждения по крестьянским делам не вмешивались в хозяйственную жизнь крестьян, в том числе и в переделы земли.

 

Аграрный вопрос

 «Аграрный вопрос» (устойчивое определение, принятое в ту эпоху) состоял, по существу, из двух независимых проблем:

из проблемы измельчения крестьянских наделов, обезземеливания части крестьян, нарастающей (по оценкам современников) бедности и упадка хозяйства в деревне;

из традиционного непризнания крестьянскими общинами права собственности помещиков на землю.

Население России в конце XIX века росло чрезвычайно быстрыми темпами (около 1,4 % в год). Увеличение численности городского населения шло существенно медленнее, чем рост населения в целом.

Положительные процессы – переселение крестьян в Сибирь на неосвоенные земли, покупка крестьянами помещичьих земель – не были настолько интенсивными, чтобы компенсировать быстрый рост населения. Обеспеченность крестьян землёй постепенно падала. Средний размер надела на мужскую душу в европейской части Российской империи снизился от 4.6 десятин в 1860 году до 2.6 десятин в 1881 году, при этом в Южной России падение было ещё больше – от 2.9 к 1.7 десятины.

Уменьшался не только размер надела, приходящийся на душу, но и размер надела, приходящийся на крестьянский двор. В 1877 году в Европейской России было 8,5 млн дворов, а в 1881 году – уже 12,0 млн. Государство пыталось бороться с семейными разделами, издав в 1893 году особый закон; однако, все попытки остановить деление семей были безуспешны. Измельчание крестьянских дворов представляло большую экономическую угрозу – мелкие хозяйственные единицы демонстрировали меньшую эффективность, чем крупные.

В то же время, росла неравномерность обеспечения крестьян землёй. Ещё в момент наделения крестьян землёй в ходе реформ Александра II часть крестьян выбрала минимальный (в размере ¼ от стандартного), но полностью бесплатный надел, не обеспечивавший крестьянскую семью. В дальнейшем неравенство усугублялось: в отсутствие доступного кредитования помещичьи земли постепенно скупались более успешными крестьянами, уже имевшими лучшие наделы, в то время как менее обеспеченные землёй крестьяне как раз не получали возможности купить дополнительную землю. Система переделов (практиковавшаяся далеко не всеми крестьянскими общинами) не всегда выполняла уравнительные функции – малые и неполные семьи, без взрослых мужчин-работников, при переделах как раз лишались избыточной земли, которую они могли сдать в аренду односельчанам и тем поддержать себя.

Ситуация с увеличением плотности сельского населения и уменьшением наделов воспринималась современниками преимущественно как процесс запустения деревни и упадка хозяйства. Современные исследования, однако, показывают, что в целом в сельском хозяйстве второй половины XIX века наблюдался не только рост и урожайности, но и рост доходов, приходящихся на занятого. Однако этот рост, не слишком быстрый, в глазах современников был полностью скрыт увеличивающимся разрывом между стандартами жизни городского среднего класса и бытом деревни. В эпоху, когда в жизнь горожан уже вошли электрическое освещение, водопровод, центральное отопление, телефон и автомобиль, жизнь и быт деревни представлялись бесконечно отсталыми. Сложилось стереотипное паническое восприятие либеральным интеллигентом крестьянина как человека, терпящего непрерывную нужду и бедствия, живущего в невыносимых условиях. Этим восприятием определялась широкая поддержка либеральной интеллигенцией (в том числе и низовыми земскими служащими) и всеми политическими партиями от кадетов и левее идей наделения крестьян национализированной помещичьей землёй.

В целом, ситуация была значительно наихудшей в центре Европейской России (существовало устойчивое выражение «оскудение центра»), в то время как на Юге России, в Западном крае и в Царстве Польском хозяйства, часто и при небольших размерах наделов, были значительно более эффективными и устойчивыми; крестьяне же Севера и Сибири были в целом хорошо обеспечены землёй.

Государство не располагало земельным фондом для наделения всех нуждающихся землёй. Собственно пахотной земли в распоряжении государства находилось не более 3.7 млн десятин (с учётом удельных земель – личной собственности императорской фамилии – до 6 млн десятин), при этом сосредоточенных в нескольких губерниях, где наделы крестьян уже были удовлетворительными. Казённые земли на 85 % уже были арендованы крестьянами, а уровень арендной платы был ниже рыночного.

Таким образом, заметного эффекта от наделения 10.5 млн. крестьянских хозяйств 6 млн казённых десятин ожидать не приходилось. Процесс переселения крестьян на казённые Земли в Сибири, активно стимулировавшийся правительством, не мог принести быстрого эффекта – хозяйственное освоение целинных земель требовало значительного времени и усилий, переселение поглощало не более 10 % от прироста сельского населения. Внимание сторонников наделения крестьян дополнительной землёй естественным образом обратилось на частновладельческие земли.

Частновладельческих земель (исключая земли, уже принадлежащие крестьянам на праве частной собственности), пригодных для полеводства, в Европейской России имелось 38 млн десятин. С учётом всех видов земель (помещичьи, удельные, монастырские, часть городских) крестьянам теоретически могло быть передано 43-45 млн десятин. При этом, в пересчёте на мужскую душу, к наличным 2,6 десятины прибавилось бы ещё 0,8 десятины (+30 %). Такая прибавка, хотя и заметная в крестьянском хозяйстве, не могла решить проблем крестьян и сделать их зажиточными (в понимании крестьян, справедливым считалось увеличение надела на 5-7 десятин на душу). В то же время, при такой реформе погибли бы все эффективные специализированные помещичьи хозяйства (животноводческие, свекловодческие и т. п.).

Вторая часть проблемы состояла в традиционном неприятии крестьянами (большей частью, бывшими помещичьими крестьянами) всей правовой структуры земельной собственности. При освобождении помещичьих крестьян часть земель, обрабатывавшихся ими в крепостном состоянии в свою пользу, осталась за помещиками (так называемые «отрезки»); крестьяне упорно, десятилетиями помнили об этой земле и считали её несправедливо отнятой. Кроме того, землеустроение при освобождении крестьян было произведено зачастую без должной заботы о хозяйственной эффективности сельской общины. Во многих случаях сельские общества вообще не располагали лесом и были недостаточно обеспечены пастбищами и лугами (традиционно для общины использовались коллективно), что давало помещикам возможность сдавать эти земли в аренду по откровенно завышенным ценам. Кроме того, разграничение помещичьих и надельных земель зачастую было неудобным, встречалось даже чересполосное владение помещиков и крестьян в одном поле. Все эти неудовлетворительно разрешённые земельные отношения служили источниками тлеющих конфликтов.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

1881 год

 

10 апреля 1881 года

Создание государственной комиссии «По аграрной реформе» под руководством товарища Министра Финансов (с 1 января 1882 года) профессора, доктора политических наук Бунге Николая Христиановича.

Секретарем государственной комиссии «По аграрной реформе» назначен статский советник Горемыкин Иван Логгинович, с 1873 года состоявший членом Комиссии по крестьянским делам губерний Царства Польского при МВД (в 1882 года назначен товарищем (заместителем) прокурора 1-го (исполнительного) департамента Сената).

Комиссия включала три подкомиссии:

Статистическая подкомиссия осуществляла сбор сведений с мест, для чего был организован 531 местный комитет

Юридическая подкомиссия разрабатывала законопроекты по организации местного управления, судопроизводства и правовому статусу крестьян (гражданское равноправие крестьян, разделение сельского общества на всесословную местную общину и крестьянское хозяйственное товарищество, права собственности).

Землеустроительная подкомиссия занималась вопросами организации сельского хозяйства.

Финансовая подкомиссия рассматривала размеры выкупных платежей, налоговых ставок по поземельному налогу и ссуд на покупку земли крестьянам и крестьянским общинам.

К участию в работах комитетов широко привлекались земские деятели, во всех случаях в них участвовали председатели и члены губернских и уездных земских управ, а в некоторых случаях и земские гласные.

Одновременно при МВД была организована Редакционная комиссия по пересмотру законодательства о крестьянах.

В результате работы комиссии были определены основные направления аграрной реформы:

1) Повышение качества права собственности крестьян на землю, состоявшее прежде всего в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев; мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер;

2) Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян;

3) Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли прежде всего в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения силами государства огромного объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель;

4) Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего помещичьих) земель крестьянами, через разного рода операции, преобладающее значение имело льготное кредитование;

5) Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земель, ссуды членам кооперативов и товариществ);

6) Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями);

7) Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

4 июня 1881 года

Крестьянам разрешено арендовать казенные земли.

 

28 декабря 1881 года

Высочайше утвержден закон «Об обязательном выкупе земли крестьянами». Понижены на 1 руб. выкупные платежи с крестьянских надельных земель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1882 год

 

18 мая 1882 года

Учрежден Крестьянский поземельный банк. Его задача – выдача ссуд на покупку земли крестьянам и крестьянским общинам.

 

19 октября 1882 года

Снижение выкупных платежей для крестьян с 0,72 до 0,4 руб. с десятины.

Изменение налоговых ставок по поземельному налогу с землевладельцев с одной десятины (руб.).

 

Было

Стало

Дворяне

0,2

0,60

Крестьяне

0,63

0,60

Евреи

0,63

0,95

Прочие

0,63

0,63

 

20 октября 1882 года

Списание всей задолженности по кредитам в Земельном банке и земельным налогам.

Постановление Совета Министров о компенсации ¾ процентных ставок по кредитам, взятым на покупку скота и лошадей.

 

21 октября 1882 года

Списание всех недоимок по выкупным платежам.

 

12 ноября 1882 года

Уравнивание ставок по условиям кредитования для дворянства и выкупа земли для крестьянства.

Было: крестьяне вносили 25% наличными, а за оставшуюся сумму уплачивали банку в рассрочку с уплатой 6,5% годовых в течение 55 лет.

Стало: 20% наличными, остаток в течение 60 лет с уплатой 4,5 % годовых..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

1883 год

 

4 января 1883 года

Заседание Государственного Совета по вопросу проекта аграрной реформы.

В процессе обсуждения выявились серьезные разногласия в вопросах объема реформ и темпов их проведения.

 

5 января 1883 года

Высочайший Указ о создании при уездных и губернских собраниях особых всесословных комитетов для решения таких экономических вопросов села, как продовольственные запасы, приобретение по льготным ценам земледельческих орудий, выписка первосортных семян, обустройство крестьянских дворов, улучшение медицинской помощи, устройство касс мелкого кредита и т.д.

 

10 января 1883 года

Высочайше утверждено Положение Совета Министров «О землемерных училищах». Планировалось открывать не менее трех землемерных училищ в год

 1883.10.01 Положение Совета Министров о землемерных училищах.docx

 

 13 июня 1883 года

Высочайше утвержден закон «Об отмене круговой поруки в общине».

 

3 ноября 1983 года

Высочайший манифест и сопровождающий его Указ «Об отмене выкупных платежей».

В соответствии с Указом выкупные платежи бывших помещичьих крестьян с 1 января 1884 года уменьшались наполовину, а с 1 января 1885 года отменялись полностью. Это решение было чрезвычайно важным и для правительства, и для крестьян. Государство отказалось от крупных бюджетных поступлений, причём в тот момент, когда бюджет имел значительный дефицит. Крестьяне получили налоговую льготу, распространявшуюся на крестьян, но не на прочих владельцев земли; после этого налогообложение всех земель более не зависело от того, к какому сословию принадлежали их собственники. Хотя крестьяне более не платили выкупных платежей, помещики, сохранившие выкупные обязательства государства (к тому моменту имевшие вид 4 % ренты), продолжали их получать.

Отмена выкупных платежей превратила всю выкупную операцию из прибыльной для бюджета в убыточную (суммарный убыток по выкупной операции составил 386 млн руб.). Было сложено 1.674.000 тыс. рублей долга, подлежащих выплате в рассрочку на различных условиях (выплаты по некоторым долгам должны были продолжаться до 1955 года), при этом текущие выпавшие доходы бюджета составляли около 96 млн руб. в год (5,5 % от доходной части бюджета). В целом, отмена выкупных платежей представляла собой крупнейшую финансовую жертву государства, направленную к решению аграрной проблемы. Все дальнейшие правительственные мероприятия уже не имели столь затратного характера.

Отмена самих выкупных платежей была более конструктивным мероприятием, чем многократно производимое ранее аннулирование неустоек по просроченным платежам (представлявшее собой прямое стимулирование задержек выплат). Однако и это мероприятие поставило общины, выплачивавшие выкупные платежи с задержками и отсрочками, в более выгодное положение, чем общины, завершившие выкуп досрочно.

Принципиальным следствием отмены выкупных платежей была потенциальная возможность дальнейшей реформы землевладения. Сельские общества как коллективные владельцы земли и владельцы подворных участков и ранее могли располагать своей землёй достаточно свободно, но только при условии, что был завершён её выкуп (или же она была куплена в ходе частных сделок уже после наделения), в противном случае любые операции с землёй требовали согласия государства как кредитора. При отмене выкупных платежей сельские общества и владельцы подворных участков улучшили качество своего права собственности.

 

16 ноября 1883 года

Высочайшим Указом утвержден новый Устав межевого института и принято новое название «Императорский Константиновский межевой институт». В новом уставе были впервые предусмотрены профессорские должности; первые восемь профессоров были назначены с 1 января 1884 года. Институт был впервые разделен на кафедры – 7 на геодезическом отделении и 9 на земельном.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

1884 год

 

10 января 1884 года

Начало аграрной реформы.

Именным Высочайшим Указом Государя Императора Николая II «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».

Указом был провозглашён широкий комплекс мер по разрушению коллективного землевладения сельского общества и созданию класса крестьян – полноправных собственников земли.

Указ провозглашал, что «каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Собственность на бывшие надельные земли оставалась, однако, связанной некоторыми ограничениями: земля могла быть продана только крестьянам, их обществам или товариществам; право принимать бывшую надельную землю в залог имел только Крестьянский поземельный банк. Важным моментом было то, что укреплённая земля становилась личной собственностью крестьянина-домохозяина, а не коллективной собственностью крестьянской семьи.

В тех обществах, где переделов общинной земли не было свыше 24 лет, каждый домохозяин мог безвозмездно закрепить в собственность тот участок земли, которым он пользовался на постоянной основе. В тех обществах, где переделы были, безвозмездному закреплению в собственность подлежал такой участок, который данному домохозяйству в настоящий момент следовал по тем принципам, по которым был произведён последний передел (например, по количеству работников в семье); дополнительная земля уже подлежала выкупу у сельского общества.

При укреплении в собственность участков за новыми собственниками сохранялось прежнее право пользования неразделяемыми общинными землями (луга, пастбища, леса, неудобные земли, проезды).

Домохозяева, желающие закрепить землю в собственность, должны были заявить о том сельскому обществу. Сельское общество было обязано в месячный срок собрать сельский сход и принять необходимое решение, для чего требовалось 2/3 голосов. Если такое решение не было вынесено, заявитель мог обратиться к земскому участковому начальнику, который далее принимал решение об укреплении своей властью. Жалобы на постановления сельских сходов и решения земских начальников подавались в уездные съезды.

Особое внимание уделялось тем крестьянам, которые желали получить свои участки выделенными к одному месту, вместо нескольких полос в разных полях (эти участки назывались «отрубами», а если на участке стоял и дом владельца – «хуторами»). Если крестьянин желал выделиться «на отруб», сельское общество в подавляющем большинстве случаев технически не могло это исполнить путём частичной перекройки существующих полосок; требовался полный передел земель. Закон разрешал сельскому обществу в таком случае отказаться от полного передела и предоставить желающему выделиться на выбор владение той чересполосной землёй, которой он уже пользовался, либо выход из общины без земли с получением адекватной денежной компенсации. Но если община принимала решение произвести передел, она должна была отрезать участки к одному месту всем домохозяевам, которые о том просили.

Указ стимулировал выход на отруба путём предоставления собственникам отрубных участков более качественных прав собственности. Собственники чересполосных участков были уравнены в правах со старыми подворными владельцами. Они не могли огораживать и окапывать свои полоски и должны были пускать на них скот односельчан (в те периоды, когда данное поле не было засеяно); таким образом, им приходилось синхронизировать свой сельскохозяйственный цикл со всей общиной. В то же время, собственники отрубных участков могли огородить свои участки и использовать их по своему усмотрению. Собственники чересполосных участков могли наследовать землю, но не могли продавать её без согласия общины; собственники отрубных участков могли совершать с ними любые сделки.

Выделение отрубов (разверстание) было технически и организационно более сложной задачей, чем традиционные переделы при чересполосном землевладении. Следовало определить, что будет разделено, а что останется в мирском пользовании, найти принципы компенсации разной стоимости земли в разных местах за счёт размера участков, расположить новые проезды и прогоны для скота, обеспечить участки доступом к воде, разобраться с оврагами и заболоченной местностью. При всем этом требовалось произвести обширные и дорогостоящие геодезические работы на местности и камеральную обработку их результатов. Как выяснилось, сами сельские общества не были способны справиться с этой задачей, в том числе и на условии найма ими профессиональных землемеров (в губерниях было очень мало землемеров, и они не были знакомы с разверстанием). Поэтому в данной части аграрная реформа буксовала, пока правительство не обеспечило местные землеустроительные комиссии необходимым штатом инструкторов и землемеров и не начало предоставлять услуги по землеустройству бесплатно.

1884.10.01 Высочайший указ о дополнении некоторых постановлений.docx

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

15 января 1984 года

Именной Высочайший указ «О выдаче Земельным банком ссуд под залог надельных земель». Этим указом предусматривалось расширение деятельности Земельного банка по выдаче ссуд под земельный залог.

 1884.15.01 Высочайший указ о выдаче Земельным банком ссуд под залог надельных земель.docx

 

22 января 1884 года

Изменение налоговых ставок по поземельному налогу с землевладельцев с одной десятины (руб.):

 

Было

Стало

Дворяне

0,60

0,60

Крестьяне

0,60

0,60

Евреи

0,95

1,95

Прочие

0,63

0,83


24 января 1884 года 

Высочайше Утверждено «Положения о крестьянском землевладении».
 1884.24.01 Положение о крестьянском землевладении.docx

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

14 июня 1884 года

Высочайше утвержден Закон «О правах крестьян на землю».

1884.14.06 Закон о правах крестьян на землю.docx

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

20 июля 1884 года

Высочайше утверждены «Правила о землеустройстве целых сельских обществ».

1884.14.06 Закон о правах крестьян на землю.docx

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

25 июля 1884 года

Высочайше утверждены «Правила выдела надельной земли к одним местам».

1884.25.07 Правила выдела надельной земли к одним местам.docx

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

10 августа 1884 года

Высочайше утвержден Закон «О землеустройстве» и «Положение о землеустройстве».

Закон существенно детализовал положения ранее изданных законов, заменив собой действовавшие де-факто ведомственные инструкции.

Особенностями закона были следующие положения:

возможность принудительного разверстания не только общинных надельных земель, но и чересполосных с ними частных земель;

чёткий перечень тех земель, которые не могут быть разверстаны без согласия владельцев (земли под застройкой, под виноградниками и т. п. ценными насаждениями, под разными промысловыми сооружениями);

право любого селения требовать выдела земли (если сельское общество состоит из нескольких селений);

отдельный домохозяин может требовать выдела себе земли к одному месту только до решения общины о переделе, и если это возможно без особенных затруднений; одна пятая домохозяев может требовать выдела им участков к одному месту в любое время и в любом случае;

полный передел всех общинных земель с выделением их к одному месту производится по требованию половины домохозяев (при подворном владении) или двух третей домохозяев (при общинном владении);

возможность производить землеустройство, не ожидая окончания различных судебных споров, связанных с данной землёй.

Закон определил курс на выделение хуторов и отрубов и на полное разверстание сельских обществ. Высокая детализированность закона способствовала уменьшению количества недоразумений и жалоб при землеустройстве.

 

Введена должность Главноуправляющего землеустройством и земледелием и создано Главное управление земледелия и землеустройства Министерства внутренних дел.

1884.10.08 Закон и Положение о землеустройстве.docx

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

18 октября 1884 года

Высочайшим Указом крестьяне уравнены в правах с другими сословиями в отношении государственной службы, свободы выбора постоянного места жительства.

«Именной Высочайший указ Его Величества Государя Императора Николая II «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний».

Великое преобразование 19 Февраля 1861 г., приобщив миллионы сельских обывателей к общегражданской жизни, положило начало постепенному уравнению крестьян в правах с остальным населением Империи. Ныне предстоит завершить мудрые предначертания Царя-Освободителя на возвещенных Нами началах гражданской свободы и равенства перед законом всех российских поданных.

По отношению к крестьянам и лицам других бывших податных состояний, в законе сохранились еще некоторые отдельные ограничения, а частью и утратившие уже первоначальное свое значение, за состоявшеюся отменою круговой поруки и выкупных платежей.

Признав необходимым ныне же отменить такие ограничения и одобрив представленный Нам по сему предмету Особый журнал Совета министров, Мы, на основании статьи 87 Свода Основных государственных законов, повелеваем:

I. Предоставить всем российским подданным, безразлично от их происхождения, за исключением инородцев (Свод, зак., т. IX, изд. 1883 г. Зак. сост., ст. 762), одинаковые в отношении государственной службы права, применительно к таковым правам лиц дворянского сословия, с упразднением всех особых преимуществ на занятие по определению от правительства некоторых должностей в зависимости от сословного происхождения.

II. Освободить сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний:

а) от представления ими увольнительных общественных приговоров при поступлении в учебные заведения и на гражданскую службу, равно как и от исполнения личных натуральных повинностей и от несения общественной службы на все время прохождения курса в учебных заведениях, или состояния сих лиц в гражданской службе, и

б) от необходимости предъявления при поступлении в белое духовенства или при пострижении в монашество увольнения от общества, согласия казенной палаты и разрешения губернатора.

III. Отменить обязательное исключение сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний из обществ:

а) при вступлении их в гражданскую службу,

б) при производстве их в чины,

в) при получении орденов и знаков отличия,

г) при окончании курса в учебных заведениях,

д) при получении ученых степеней и званий, а также

е) вообще при приобретении ими высших прав состояния, разрешив этим лицам оставаться в составе своих обществ, пользуясь, впредь до добровольного выхода из них или перечисления соответственно приобретенным ими правам в иное сословное общество, всеми связанными с принадлежностью к своим обществам правами, а равно и неся соответственные обязанности, причем в отношении подсудности, наказаний и последствий, определяемых для преступных деяний, означенные лица подчиняются, однако, узаконениям, действующим по отношению к тем высшим сословиям или званиям, права коих сии лица приобрели.

IV. Разрешить сельским обывателям, принадлежащим к составу сельских обществ:

а) вступать, без обязательного увольнения из этих обществ, в другие сельские общества, пользуясь, впредь до добровольного выхода из состава прежних обществ, всеми, связанными с принадлежностью к сим обществам, правами, а равно и неся соответственные обязанности, и

б) получать по отказе от участия в пользовании мирской землей или по отчуждении принадлежащих им участков таковой земли беспрепятственное увольнение из сельских обществ без соблюдения требований, означенных в статье 208 Общего положения о крестьянах и в статье 165 Положения о башкирах (Свод, зак., т. IX, особ, прил., изд. 1882 г.), при условии обязательного причисления их к своим волостям без согласия волостного схода, кроме тех случаев, когда увольняемые состоят уже в других обществах, либо приняты в таковые или состоят в гражданской службе, либо приобрели высшие права состояния.

V. Предоставить сельским обывателям и лицам других бывших податных состояний свободу избрания места постоянного жительства на одинаковых, указанных в Уставе о паспортах, основаниях с лицами других состояний (Свод, зак., т. XIV, изд. 1883 г., Уст. пасп., ст. 2, п. 1), признав, согласно сему, постоянным местом их жительства не место приписки, а место, где они по службе или занятиям, или промыслам, или недвижимому имуществу имеют оседлость, либо домашнее обзаведение, выдавать этим лицам, за исключениями, указанными в статье 47 Устава о паспортах, изд. 1883 г., в качестве видов на жительство бессрочные паспортные книжки как в местах приписки – от сословных учреждений, так и в местах постоянного жительства – от полицейских управлений, а в столицах – от участковых приставов, а также отменить иные ограничительные правила о паспортах лиц бывших податных состояний, изложенные в статьях 22, 46, 48-63, 65, 84-86, 87 (а), 88, 89, 91 и 92 того же Устава.

VI. Отменить с 1 января 1885 г.:

а) подушную подать, взимаемую с сельских обывателей в некоторых местностях Империи;

б) круговую поруку в уплате окладных государственных и земских, а также и мирских сборов в тех местностях, на которые не распространяется действие закона 13 июня 1893 г. об отмене круговой поруки, и

в) отдачу неисправного плательщика в заработки и определение к нему опекуна в качестве особых мер взыскания сборов и повинностей (Свод, зак., т. IX, особ, прил., изд. 1882 г., Общ. пол., ст. 353, п. 2 и 3; Пол. выкуп., ст. 69. п. 2 и 3 и ст. 78, п. 2, 3 и 4; Пол. крест, влад., ст. 366, п. 2, 3 и 4 и ст. 641, п. 2, 3 и 4; Свод, зак., т. V, изд. 1883 г., Уст. прям, налог., ст. 679).

VII. Отменить:

а) особые правила о наказуемости сельских обывателей и других лиц, подведомственных волостному суду, по решениям сего суда за проступки, не наказуемые по уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (Свод, зак., т. IX, особ, прил., изд. 1882 г., Общ. пол., ст. 127, п. 2 и 3; Свод, зак., т. XII, ч. 2, изд. 1857 г., Уст. казен. селен., ст. 478, 484-486, 493, 495-498, 501-503, 513, 514 и 529);

б) правила о принудительной отдаче лиц бывших податных состояний в общественные работы, в качестве особых мер наказания или при несостоятельности их к уплате присужденных по судебным приговорам денежных взысканий (Свод, зак., т. IX, особ, прил., изд. 1882 г., Общ. пол., ст. 150, 163 и 431; Свод, зак., т. XV, изд. 1885 г., Улож. наказ., ст. 85, Уст. наказ., ст. 8), и

в) особые меры взыскания, предусмотренные действующим законом в отношении волостных судов Прибалтийских губерний и заключающиеся в испрошении прощения у обиженного, в публичном объявлении о жестокосердии осужденного и в отдаче в бесплатные работы на срок не более 7 дней (Пол. крест. Лифлянд. губ., 13 ноября 1860 г., ст. 1033, 1038, 1049, 1052, 1059, 1060, 1097, 1101 и 1102).

VIII. Отменить особые постановления:

а) о порядке разрешения семейных разделов (Свод, зак., т. IX, особ, прил., изд. 1882 г., Общ. пол., ст. 38-46), б) о запрещении сельским обывателям, не владеющим недвижимыми имуществами, обязываться векселями (Свод, зак., т. XI, ч. 2, изд. 1883 г., Уст. вексел., ст. 2), и

в) о запрещении бывшим горнозаводским людям и крестьянам Устраивать огнедействующие заведения и лесопильные мельницы, а также производить торговлю лесом в заводских селениях (Свод, зак., т. IX, особ, прил., изд. 1882 г., Общ. пол., ст. 3, прим.).

IX. Отменить статьи 57 и 444 Положения об установлениях, заведующих крестьянскими делами (Свод, зак., т. IX, особ, прил., изд. 1882 г.), в силу коих лица, подведомственные волостному, сельскому и инородческому управлениям, подвергаются, по постановлениям земских и крестьянских начальников, без формального производства административным взысканиям за неисполнение распоряжений означенных должностных лиц.

X. Установив, что уездные съезды могут отменять приговоры крестьянских общественных сходов, по представлениям земских и крестьянских начальников, основанным на статьях 31 и 426 Положения об установлениях, заведующих крестьянскими делами (Свод, зак., т. IX, особ, прил., изд. 1882 г.), только в тех случаях, когда приговор постановлен несогласно с законами, либо когда приговор, нарушающий законные права членов сельских обществ или приписанных к волости лиц, обжалован заинтересованными лицами.

Правительствующий Сенат к исполнению сего не оставит учинить на подлежащее распоряжение.

 

18 октября 1884 г.

Санкт-Петербург

Его Величество Государь Император

Николай II».

 

Административная реформа сельской общины

 Указом был предусмотрен широкий ряд мероприятий, ослаблявших власть сельского общества над своими членами:

для поступления на учёбу и в духовное звание более не требовалось разрешение (увольнительный приговор) сельского общества;

дозволялось поступать на государственную службу, заканчивать курс учебных заведений, продолжая при этом оставаться членом сельского общества;

разрешалось одновременно быть членом нескольких сельских обществ;

разрешалось увольняться из сельских обществ, не испрашивая их согласия (при условии отказа от пользования мирской землёй).

Ряд положений указа был направлен на расширение правоспособности крестьян с целью уравнения их прав с другими сословиями:

крестьянам, как и всем другим лицам бывших податных сословий, дозволялось поступление на государственную службу (ранее от крестьян требовался образовательный ценз в размере программы 4-классного уездного училища);

были полностью отменены подушная подать и круговая порука в тех немногих местностях, где они ещё существовали;

было отменено наказание крестьян земскими начальниками и волостными судами за мелкие проступки, не перечисленные в законе;

крестьянам было разрешено обязываться векселями;

тем крестьянам, которые имели необходимое цензовое имущество, разрешалось участвовать в выборах в Государственную Думу по соответствующим цензовым куриям;

крестьяне самостоятельно избирали гласных в земские собрания (ранее крестьяне избирали несколько кандидатов, гласные выбирались из их числа губернатором);

уездные съезды могли отменять приговоры сельских обществ только по причине их незаконности (ранее дозволялось это делать под предлогом нецелесообразности решений, то есть произвольно).

Положения данного указа рассматривались правительством как временные и переходные до момента реализации реформы местного управления.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

25 ноября 1884 года

Высочайше утверждено положение Совета министров «О передаче на разрешение отделений Земельного банка сделок по покупке земли в единоличную собственность».

На основании статьи 11 Основных государственных законов (Свод. зак., т. I, изд. 1882 г.), постановить:

Отделениям Земельного банка предоставляется окончательно разрешать все дела:

1) о продаже отдельным крестьянам земель из принадлежащих банку имений в тех случаях, когда продажная цена определяется не ниже оценки, принятой на основании оценочных данных при покупке имения, или не ниже задолженности имения ко дню перехода его в собственность Банка по безуспешности торгов, и, притом, самая продажа не противоречит установленному, по соглашению с землеустроительными комиссиями, плану ликвидации подлежащего имения, и

2) о выдаче ссуд отдельным покупщикам, приобретающим землю из имений Банка или у частных владельцев, если размер ссуды не превышает 95% оценки, или же, если и превышает 95% оценки, но покупщики переселяются на покупаемую землю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1885 год

 

6 января 1885 года

Высочайше утверждено Положение «О землеустроительных комиссиях».

Составители положения преследовали цель – содействовать крестьянам в улучшении условий землевладения и порядков землепользования. На достижение этой общей цели направлены были конкретные задачи, которые решались Наказом – разъяснить, что возможно сделать для устранения недостатков в крестьянском землепользовании в рамках действовавших в то время законоположений; определить порядок участия землеустроительных комиссий в деятельности Земельного банка по приобретению имений, пригодных для крестьянского хозяйства и по распродаже их крестьянам; нормировать деятельность комиссий по продаже и сдаче в аренду казенных земель; указать возможные пути оказания помощи крестьянам, желающим переселиться за Урал. Наказ устанавливал нормы землевладения, те категории малоземельных и безземельных крестьян, которым комиссии должны были обеспечивать преимущественное право в покупке земли. Наказ определял как общий объем задач комиссий, так и отдельные направления их деятельности, а также содержал указания о личном составе комиссий и порядке ведения их делопроизводства.

1885.06.01 Положение о землеустроительных комиссиях.docx

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Деятельность землеустроительных комиссий

 

Система землеустроительных учреждений была трёхуровневой и подчинялась Главному управлению земледелия и землеустройства (ГУЗиЗ).

Нижним звеном системы были уездные землеустроительные комиссии, состоявшие, под председательством уездного предводителя дворянства, из председателя уездной земской управы, непременного члена – чиновника ГУЗиЗ, уездного члена окружного суда, члена от Удельного ведомства (там, где были удельные земли), земского начальника и податного инспектора (при рассмотрении вопросов в пределах их участков), трёх членов от уездного земского собрания, трёх членов от крестьян (выбирались жребием из числа кандидатов, избранных волостными сходами).

В 1885 году было открыто 186 уездных комиссий, в 1886 году – ещё 190 комиссий, к 1891 году комиссии действовали в 463 уездах 47 губерний Европейской России, в трёх остзейских губерниях комиссий не было, но работы производились командируемыми чиновниками.

С 1886 года выборные от волостей избирали трёх членов комиссии на особом собрании, а при рассмотрении каждого в каждой отдельной волости в состав комиссии включался временный член, выбранный крестьянами этой волости.

Следующим звеном были губернские землеустроительные комиссии, под председательством губернского предводителя дворянства, состояли из председателя губернской земской управы, непременного члена – чиновника ГУЗиЗ, управляющего Казенной палатой, управляющих местными отделениями Крестьянского поземельного и Дворянского банков, одного из членов Окружного суда, одного из непременных членов Губернского присутствия, шести членов, избираемых губернским земским собранием, из которых три должны были быть крестьянами.

Возглавлял систему Комитет по землеустроительным делам, подразделение ГУЗиЗ, под председательством главноуправляющего ГУЗиЗ, с участием товарищей главноуправляющих Государственным, Дворянским земельным (с 1885 года) и Крестьянским поземельным банками, и представителей министерств двора, внутренних дел, финансов, юстиции и Государственного контроля.

При ГУЗиЗ была также организована инструкторская (затем переименованная в ревизионную) часть, возглавляемая популярным идеологом хуторского землеустроения А. А. Кофодом.

Комиссии возглавлялись главноуправляющими ГУЗиЗ.

Сразу же стало очевидным, что результат работы комиссий зависит не столько от количества задействованных чиновников, сколько от количества землеустроителей и землемеров. Имеющиеся штаты межевых отделений губернских правлений были недостаточны (в конце концов, было решено использовать эти подразделения только для камеральной обработки данных), и ГУЗиЗ решило, что уездные комиссии должны самостоятельно нанимать необходимый персонал. Необходимые специалисты готовились в специальных образовательных учреждениях. Было усилено 5 существующих землемерных училищ и учреждено 9 новых; при Константиновском межевом институте были открыты временные курсы землемерных помощников, выпускавшие к 1910 году 1500 человек в год.

В 1885 году в распоряжении комиссий было только 500 землемеров, в 1887 году – 1650, в 1888 – 1300. К 1894 году комиссии располагали уже 7000 землемерного персонала.

Продвижение реформы все время критически зависело именно от землемерного персонала, с самого начала работ не было момента, когда бы не имелось очереди неисполненных заявлений об землеустроении. В целом желающие закрепить землю в собственность ожидали своей очереди в среднем год, после чего участки выделялись крестьянам в натуре, но получения свидетельства о собственности приходилось ожидать ещё в среднем два года.

На 1 января 1896 года работы имелись ходатайства от 2.34 млн домохозяйств, по которым работы даже не были начаты. Максимальный объём землеустроительных работ был достигнут в 1893 году и составил 4.3 млн десятин в год (3,6 % от 119 млн десятин надельных земель).

Землеустроительная деятельность состояла из следующих видов работ (первые три вида представляют собой личное землеустройство, остальные – коллективное):

1. Разверстание на хутора и отруба общинных земель (имеется в виду полное разверстание общинной земли). Данной форме землеустроения, как наиболее способствующей подъёму хозяйства, правительство оказывало особое покровительство. За 1885–1895 годы были поданы ходатайства от 44,5 тыс. селений, состоявших из 1,809 тыс. домохозяйств (13 % от общего числа домохозяйств).

2. Выделение к одному месту участков из общинных земель (ситуация, когда одни крестьяне хотят владеть компактным участком единолично, а другие – сохранить землю общинной). Данный вид работ порождал, естественно, наибольшее количество конфликтов (и обращал на себя внимание критиков реформы). За 1885–1895 годы были поданы ходатайства от селений, состоявших из 865 тыс. домохозяйств (6.5 % от общего числа домохозяйств).

3. Разверстание к одним местам земель разного владения. Данные работы проводились тогда, когда у выделявшихся из общины крестьян уже были не только надельные, но и собственные земли, которые следовало объединить в один участок. За 1887–1895 годы были поданы ходатайства от селений, состоявших из 286 тыс. домохозяйств (2 % от общего числа домохозяйств).

4. Раздел земель между селениями и частями селений. Необходимость данных работ была вызвана тем, что многие сельские общества состояли из нескольких селений и сами считали себя слишком крупными для оптимального общинного хозяйствования. За 1885–1895 годы были поданы ходатайства от селений, состоявших из 1.790 тыс. домохозяйств (13 % от общего числа домохозяйств).

5. Выдел земель под выселки. В ходе этой операции чересполосное владение сохранялось, но земля в наиболее отдалённых полях, до которых было неудобно добираться всем крестьянам, передавалась в пользование небольшой группы. За 1885–1895 годы были поданы ходатайства от селений, состоявших из 220 тыс. домохозяйств (1.6 % от общего числа домохозяйств).

6. Разверстание чересполосицы надельных земель с прилегающими владениями. Наличие в крестьянских полях полосок владельцев, не принадлежавших к общине, создавало большие организационные проблемы – при чересполосном землепользовании все владельцы должны были договариваться о едином севообороте; данные работы были направлены на ликвидацию этих затруднений. За 1885–1895 годы были поданы ходатайства от селений, состоявших из 633 тыс. домохозяйств (4.7 % от общего числа домохозяйств).

7. Разверстание общности пользования крестьян с частными владельцами. Данные работы были направлены на устранение ещё одной болезненной проблемы: при выкупе земли за крестьянами и помещиками были оставлены различные взаимные права проезда, прогона скота, пользования лесом, водоёмами и т. п., служившие источниками непрерывных конфликтов. За 1885–1895 годы были поданы ходатайства от селений, состоявших из 131 тыс. домохозяйств (1 % от общего числа домохозяйств).

8. Отграничение надельных земель. Данные работы были направлены на создание простых, компактных границ сельских обществ со смежными землями. За 1885–1895 годы были поданы ходатайства от селений, состоявших из 437 тыс. домохозяйств (3.2 % от общего числа домохозяйств).

Общие итоги. К 1 января 1896 года из 119 миллионов десятин надельных земель в 47 губерниях Европейской России было размежевано (и передано в собственность крестьян, товариществ и сельских обществ) 25,2 млн. (21,2 %), ещё на 9,1 млн десятин (7,6 %) было не окончено оформление документов; по-видимому, к моменту Февральской революции землеустроительные работы были фактически проведены на 37-38 млн десятин (около 31 % надельных земель). Воспользоваться предлагаемым государством землеустройством решили 6,174 тыс. домохозяйств (45,7 % от общего числа), причём оформление документов было закончено только для 2,360 тыс. (остальные либо ожидали начала работ, либо уже хозяйствовали на переустроенной земле, ожидая получения документов). В стране появилось 1,436 тыс. домохозяйств в единоличной собственности.

Возможности, предоставляемые реформой, вызвали наибольший интерес у двух групп крестьян: владельцев зажиточных, устойчивых хозяйств и крестьян, собиравшихся бросить хозяйство (последних привлекала ранее отсутствовавшая возможность продать участок). В течение 2-3 лет после закрепления в собственность около 20 % новых собственников продавали свои земельные участки (составлявшие около 10 % по площади от закреплённых в собственность). Данный факт многократно подавался как свидетельство провала реформы, однако, с точки зрения правительства, уменьшение сельского населения было естественным и полезным процессам, а выручка от продаваемой земли поддерживала крестьян при переселении в города.

Особенностью производимых работ было то, что землеустроение и выделение земель в единоличную собственность было добровольным. Хотя в некоторых случаях, если желание одного или нескольких крестьян выделиться не могло получить одобрение сельского схода, решение о землеустройстве принималось властью земского начальника, общая политика ГУЗиЗ была направлена на получение поддержки и одобрения крестьян. Миллионными тиражами издавались и распространялись брошюры, популярно объяснявшие достоинства хуторского хозяйства; за счёт ГУЗиЗ для представителей сельских общин организовывались экскурсии в уже разверстанные селения. Несмотря на это, поддержка крестьянами не была всеобщей: на 1895 год две трети укрепительных приговоров были изданы властью земского начальника вопреки мнению сходов. Характерно, что несмотря на общее покровительство единоличному владению, правительство предусмотрело много видов землеустроительных работ, помогающих оптимизировать хозяйство и для тех сельских обществ, которые решили сохранить общинное владение землёй.

При выделении на хутора выделялись беспроцентные ссуды на перенос построек и мелиорацию; стандартный размер ссуды составлял 150 рублей, увеличенный (требовавший особого разрешения) – 500 рублей. К концу 1895 года ссуды были предоставлены суммарно 299 тыс. домохозяйств. В среднем, ссуда покрывала 44 % расхода крестьян по переносу хозяйства на хутор.

Расходы государства на землеустроительные работы (для крестьян землеустроение было бесплатным) составили в 1886 году 2,3 млн руб, после чего непрерывно увеличивались, и в 1895 году составили 14,1 млн рублей. 

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

8 января 1885 года

Высочайше утверждено Положение Совета Министров «О согласовании посреднической деятельности Крестьянского Поземельного Банка с общими землеустроительными мероприятиями правительства».

Положение Совета Министров Российской Империи

«О согласовании посреднической деятельности Крестьянского Поземельного банка с общими землеустроительными мероприятиями правительства»

8 января 1885 года

Совет министров установил:

I. Относительно выдачи Крестьянским Поземельным банком ссуд на покупку крестьянами земель частных владельцев постановить, в порядке статьи 11 Основных государственных законов (Свод. зак., т. I, ч. I, изд. 1883 г.), следующие правила.

1) Ссуды на покупку земель у частных владельцев и ссуды под земли, купленные крестьянами без содействия Банка (Свод. зак., т. XI, ч. 2, изд. 1883 г., Уст. Зем. банка, ст. 97), выдаются Крестьянским поземельным банком в следующих размерах:

а) Ссуды при покупке земли в единоличное владение – в размере до 90 % оценки Банка. Указанный размер может быть повышаем в случаях, предусмотренных примечанием 2 к статье 43 Устава Земельного банка, при покупке земли в единоличное владение отрубным участком – до 95 % и при переселении на участок – до 100 % оценки. При установлении оценки отрубных участков, банком принимается во внимание повышение ценности земли, вследствие образования на каждом участке самостоятельного хозяйства.

б) При покупке сельскими обществами вспомогательных угодий: леса, лугов, выгона и т.п., в количестве не более 2 части общей площади земли, находящейся во владении общества, а также в случае приобретение чересполосных или вклинивающих земель – до 85 % оценки.

в) При покупке земли мелкими, не свыше 10 дворов, товариществами – до 85 % оценки.

г) Во всех остальных случаях, при покупке земли крупными товариществами или целыми сельскими обществами, – до 80 % оценки Банка.

д) Размер указанных в пунктах б, в и г ссуд может быть повышен до 90 % оценки в случае выселения покупщиков на приобретаемую землю, причем часть ссуды, превышающая установленные в означенных пунктах (б, в и г) размеры, выдается, не ранее осуществления переселения, в порядке, предусмотренном статью 58 Устава Банка.

2) По всем сделкам, поименованным в пунктах а, б, в и г предшедшей (1) статьи, ссуды в наивысшем установленном настоящими правилами размере выдаются банком без предварительных сношений с землеустроительными комиссиями, и заключения комиссий о процентном размере выдаваемой ссуды и по оценке земли испрашиваются отделениями Банка только в случае заявленного при возбуждении дела ходатайства о сем сторон, или если бы отделение Банка при определении ссуды встретило какое-либо сомнение. Во всех остальных случаях банком испрашивается заключение землеустроительных комиссий, которые сообщают свое заключение о размере ссуды по каждой сделке, руководствуясь настоящими правилами.

3) В исключительных случаях, когда осуществление сделок, поименованных в пунктах б, в и г статьи 1, представляется по местным условиям особо желательным, землеустроительным комиссиям предоставляется, по ходатайствам продавцов земли, определять размер ссуд по указанным сделкам до 90 % оценки, а в случаях, предусмотренных примечанием 2 к статье 43 Устава Земельного банка, – до 95 % оценки, причем ссуды в этом размере выдаются банком не иначе, как с особого, каждый раз, разрешения министра финансов и министра землеустройства и переселения.

4) Ссуды товариществам выдаются Банком лишь в том случае, если в договор об образовании товарищества включено условие, коим товарищество обязывается, по первому требованию каждого из его членов, выделить к определенному месту причитающееся на его пай количество земли, с освобождением выделенного, в случае заявленного им желания укрепить участок в личную собственность, от кругового по долгу сего товарищества ручательства.

5) Землеустроительные комиссии, в зависимости от имеющихся в их распоряжении межевых и иных сил, оказывают лицам, желающим распродать свои имения хуторскими или отрубными участками, техническое содействие и могут принимать разбивку имения на такие участки на счет ассигнованных в распоряжение комиссий средств или вознаграждать владельца за расходы, понесенные им на разбивку имения на отруба или хутора, когда распродажа имения хуторами или отрубами может иметь показательное для данной местности значение.

II. Предоставить министру землеустройства и переселения выработать и подвергнуть обсуждению в Комитете по землеустроительным делам предположения о дальнейших мероприятиях к поощрению наиболее отвечающих видам правительства сделок по приобретению земли при посредстве Земельного банка, с тем, чтобы соответствующий законопроект, по соглашению с министрами внутренних дел и финансов, был внесен затем на рассмотрение Совета министров.

 

Государь Император, в 8-й день января 1885 года, положение сие Высочайше утвердить соизволил». 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Операции Крестьянского Поземельного Банка

 

Задачи Крестьянского Поземельного Банка состояли в кредитовании сделок по покупке крестьянами частновладельческих земель. Крестьяне получали кредит под залог земли, который затем, в срок от 13 до 55½ лет, погашался аннуитетными платежами. Продавцы получали 5 % и 6 % обязательства банка. С 1883 года банк начал не только кредитовать сделки, но и покупать земли за свой счёт и затем продавать их крестьянам (также с кредитованием последних). В 1883–1886 годах крестьянами через кредитование банком ежегодно приобреталось от 700 до 820 тыс. десятин частновладельческих земель, от 90 до 130 тыс. десятин крестьяне покупали напрямую у банка.

12 ноября 1882 года издан указ, которым были понижены платежи заёмщиков Крестьянского банка. Процентные ставки кредитов, под которые банк продавал землю крестьянам, были уменьшены не только для новых заёмщиков, но и по действующим кредитным договорам. Ставка по не ипотечному кредиту на 55½ лет с аннуитетными платежами составила 4,0 % (против прежних ставок 4,9 % и 5,2 %), при кредите на 13 лет – 2,9 % (против прежних ставок 5.4-6.0 %). Кредиты крестьянам получили льготный, субсидируемый государством характер; одновременно с решением о выдаче этих кредитов государство, для покрытия дефицита бюджета, делало внешние займы под 5,7 % (внешний займ 1906 года на 874 млн рублей), а сам Крестьянский банк выпускал обязательства под 5 % (для свободного обращения) и под 6 % (именные, без права продажи).

15 января 1984 года был издан указ, разрешавший крестьянам и сельским обществам в целом получать ссуды Крестьянского банка под залог надельных земель. Ссуды можно было расходовать на выкуп наделов у переселяющихся членов обществ, для компенсации недостающей части стоимости покупаемых у банка земель (кредит под покупаемую землю выдавался под 90 % её стоимости), для компенсации разных расходов при разверстании земель. Размер кредита составлял от 40 до 90 % стоимости залога.

Данные меры позволили интенсифицировать деятельность Крестьянского банка. После указа 1984 года, за период 1884–1896 годов через кредитование сделок банком крестьяне приобрели 5,822 тыс. десятин, а напрямую у банка (также с кредитованием) крестьяне за тот же период приобрели 2,825 тыс. десятин. У банка всегда имелся нераспроданный земельный фонд, достигший пика (4,478 тыс. десятин) в 1908 году, а на 1917 год составлявший 2,759 тыс. десятин. В рекордном по объёму продаж 1891 году крестьяне приобрели у банка или при кредитовании банка 1,397 тыс. десятин.

Общий объём всех видов сделок при участии банка за 1884–1896 годы составил 9,648 тыс. десятин земли, под которые банк выдал ссуды на 1,042 млрд руб.

Земля приобреталась отдельными крестьянами (17 %), сельскими обществами (18 %) и товариществами (65 %) (товарищества представляли собой объединения крестьян только в целях покупки земли, которая в дальнейшем обрабатывалась индивидуально).

Политика банка была рассчитана преимущественно на поддержку крепких и устойчивых крестьянских хозяйств. 70 % покупщиков земли составляли крестьянские хозяйства, владевшие более чем 9 десятинами земли (то есть, выше средней обеспеченности). Крестьяне оказались достаточно надёжными заёмщиками, и к 1893 накопленные недоимки составляли только 18 млн руб., в период 1889-1893 годов за год банк обращал взыскание на 20-35 тыс. десятин земли, то есть не более чем на 2 % годового объёма продаж.

В части кредитования крестьян под залог их земель инерция мышления в правительственных кругах оказалось очень сильной. Защита крестьянских земель от изъятия за долги казалась одной из основ аграрного строя (хотя и полностью противоречила принципам проводимой аграрной реформы); сильное сопротивление Министерства финансов привело к тому, что в действительности кредитование под залог надельных земель не заработало. За 1884–1896 годы банк выдал только 43 млн руб. ипотечных кредитов под залог 560 тыс. десятин земли. Парадоксальность ситуации состояла в том, что крестьянин, не имеющий ничего, мог кредитоваться под залог земли. Крестьянин, уже купивший землю за собственные деньги (то есть заведомо более надёжный заёмщик), не мог под залог этой земли получить кредит на развитие хозяйства. 

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

18 февраля 1885 года

Высочайший Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».

1885.18.02 Высочайший указ о дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования.docx

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

6 августа 1885 года

Создан Сельскохозяйственный банк.

Сельскохозяйственный банк должен был открывать кредит на разного рода земельные улучшения, в том числе и улучшения лесного, садового и скотоводческого хозяйства, на создание заведений по переработке сельскохозяйственной продукции. Ссуды предоставлялись земствам и учреждениям мелкого кредита как посредникам при финансировании индивидуальных крестьянских хозяйств.

1885.06.08 Устав Государственного Сельскохозяйственного банка.docx

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

26 августа 1885 года

Именной Высочайший указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землевладения».

1885.26.08 Высочайший указ о предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землевладения.docx

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Продажа крестьянам казённых и удельных земель

Одним из первых мероприятий правительства была передача в собственность крестьян казённых, удельных и кабинетских земель.

26 августа 1885 года вышел указ «О предназначении казённых земель к продаже для расширения крестьянского землевладения». Все казённые земли сельскохозяйственного назначения (а в некоторых случаях и лесные угодья) подлежали, по мере прекращения действующих договоров аренды, продаже крестьянам через Крестьянский банк. Вопрос оценки продаваемых земель и организация землеустроительных работ были возложены на местные землеустроительные комиссии.

Продажа крестьянам казённых земель не вызвала ажиотажного спроса, так как в тех местностях, где эти земли имелись, земельный голод не ощущался сильно. Продажи достигли максимума в 1909 году, когда было продано 55 тысяч десятин, а всего за 1886–1896 годы было продано 232 тысячи десятин, то есть ничтожно малое количество. Крестьяне находили аренду казённых земель более выгодной, чем выкуп. В 1913 году было сдано в аренду 3188 тысяч десятин (из них обществам 945 тыс. дес., отдельным домохозяевам 1165 тыс. дес., товариществам 1115 тыс. дес.), средние арендные ставки составляли от 184 коп. за десятину в 1886 году до 284 коп. за десятину в 1896 году.

19 сентября 1885 года под нужды крестьян-переселенцев были отданы кабинетские земли Алтайского округа.

Одному домохозяйству могла быть продана земля не свыше нормы, отдельно устанавливаемой для каждой местности (как правило, около 3 десятин на работника).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

13 декабря 1885 года

Постановление Совета министров «О выборочных ежегодных исследованиях крестьянских хозяйств (составление бюджетов крестьянских хозяйств)».

Бюджеты крестьянских хозяйств – разновидность выборочных подворных переписей крестьянских хозяйств. Осуществлялись преимущественно земствами, а также статистическими отделениями Министерства землеустройства и земледелия и Министерства государственных имуществ.

В постановлении указывается на необходимость ежегодно исследовать не менее 12 000 крестьянских хозяйств, в том числе по экспедиционному методу не менее 10 000.

Методы сбора

Анкетный метод сбора осуществлялся путем рассылки анкет в исследуемые хозяйства. Такой метод, вследствие своей дешевизны, сравнительно с экспедиционным, позволял охватить исследованием большее число объектов. Но отрицательной стороной анкетного метода являлась более низкая точность сведений, чем при непосредственном опросе.

Экспедиционный метод заключался в прямом опросе крестьян по определенной программе за прошлый год, или за ряд лет. Представляют собой выборочные обследования, причем размер выборки был невелик – не более 1 % от генеральной совокупности (обычно – в масштабах уезда или губернии). Это было связано с большой трудоемкостью и, следовательно, дороговизной бюджетных обследований.

Для отбора описываемых хозяйств используются типические и механические выборки.

Основной целью всех бюджетов было получение данных о приходах и расходах в крестьянском хозяйстве и об их общем социально-экономическом положении.

В программы бюджетных описаний включались вопросы о размерах и распределении трудовых ресурсов, балансе рабочей силы, материально-технической базе (землевладение и землепользование, скот, орудия, инструмент, постройки), сельскохозяйственном производстве (посевная площадь, урожайность, валовые сборы продуктов земледелия и животноводства), техника полеводства, производственные расходы и т. д. Бюджеты очень подробно учитывали стоимость и состав имущества – строения, скот, сельскохозяйственные орудия и машины, инструменты, одежду, бытовые предметы.

Положительным моментом является так же то, что многие показатели даются в стоимостном выражении. Денежный баланс учитывался почти во всех бюджетах, но с разной степенью полноты.

Бюджеты дают сведения по основным натуральным и денежным статьям доходов и расходов на производственные и личные нужды, позволяющие исследовать структуру бюджета, доходность отдельных отраслей и культур сельского хозяйства и общую доходность крестьянского хозяйства. Особенно ценным являются показатели размеров отчуждаемой сельскохозяйственной продукции, что позволяет судить об уровне товарности крестьянского хозяйства

По территориям бюджеты предписано повторять не реже чем через пять лет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

21 декабря 1885 года

Высочайше утверждены «Правила о привлечении частной предприимчивости к разработке впусте лежащих казенных земель в малонаселенных местностях».

1885.21.12 Правила о привлечении частной предприимчивости к разработке впусте лежащих казенных земель в малонаселенных местностях.docx

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

22 декабря 1885 года

Высочайше утвержден Закон «О ссудах и пособиях из средств казны при землеустройстве».

1885.22.12 Закон о ссудах и пособиях из средств казны при землеустройстве.docx

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

10 января 1896 года

Высочайший доклад Министра внутренних дел генерал-адъютанта, генерала от инфантерии, графа Игнатьева Николая Павловича «Об итогах аграрной реформы в Российской Империи на 1 января 1896 года»:

Итоги реформы:

1) ходатайства о закреплении земли в частную собственность были поданы более чем 6 миллионами домохозяйств из существовавших 13,5 млн (6.174 тыс. на 1 января 1896 года);

2) из 13,5 млн крестьянских домохозяйств выделилось из общины и получило землю в единоличную собственность 1,436 млн (10,6 %);

3) из 119 миллионов десятин надельных земель в 47 губерниях Европейской России было размежевано на 1 января 1896 года 25,2 млн десятин (21,2 %), ещё на 9,1 млн десятин (7,6 %) было не окончено оформление документов;

4) при посредничестве Крестьянского Поземельного банка, выдавшего кредиты на 1,04 млрд руб, крестьяне приобрели 9,65 млн десятин (дополнительно 8,1 % к размеру надельных земель);

5) 48 % от 6 174 тыс. домохозяйств, ходатайствовавших о землеустроении и закреплении земли в собственность, выбрало единоличную форму собственности, в том числе — 1,8 млн домохозяйств пожелало выделиться на хутора и отруба;

6) помещичьи хозяйства как массовое явление утеряли хозяйственную значимость, крестьяне в 1896 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3 % земель и владели 94 % сельскохозяйственных животных.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Эта тема закрыта для публикации сообщений.