Мир Возрожденной Византии - обсуждение (4)

2585 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

у греков давно прочный иммунитет к любому "антитринитаризму",

Никакой иммунитет не держится вечно.

К язычеству иммунитет вроде тоже должен быть, а у Плифона сплошные языческие боги.

Изменено пользователем LAM

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

К язычеству иммунитет вроде тоже должен быть

С чего бы?

у Плифона сплошные языческие боги.

В греции никогда не забывали античных корней

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Никакой иммунитет не держится вечно.

Даже иммунитет к протестантизму отработал на 100%, патиарх Кирилл Лукарис, лично к нему склонный, лично это признал в письме швейцарскому визави.;)

 

у Плифона сплошные языческие боги

 

:rofl:

 

 

Простите, смайлик выражает мои искренние эмоции.;)))

 

Кабинетных мечтателей утопистов, которые "страшно далеки от народа", и приводят в качестве рецептов спасения страны запредельно нереальные утопии в духе "Государства" Платона - в примеры, относящиеся к реальным движухам социума, просьба в дальнейшем не приводить. А то смех конечно для здоровья полезен, но не до такой степени.;)

 

С чего бы?

Древнегреческое язычество уже интегрировано в реально оправляемый у греков православный культ и церковные традиции по самое немогу. Вплоть до жертвоприношений. В РИ христианство у греков внедрялось постепенно и ненавязчиво, медленно, но надежно - и вот результат. ;)

 

Эрнест Ренан, будучи  воспитанником иезуитского колледжа, попав в Грецию офигел - греческое христианство с позиций пост-тридентского католичества казалось ему вовсе не христианством.:rolleyes:

Религию греков характеризовало некогда и теперь еще характеризует, в наших глазах, отсутствие элемента беспредельного, смутного, женственного умиления и мягкости; у настоящей эллинской расы нет глубины религиозного чувства, какая есть у кельтических и германских народов. Благочестие православного грека состоит в обрядах и наружных действиях. Православные церкви, иногда очень изящные, ничем не напоминают того чувства страха, которое испытываешь в готической церкви. В этом восточном христианстве нет плача, мольбы, внутреннего сокрушения сердечного. Похороны там почти что веселые; они происходят вечером, на закате солнца, когда тени удлиняются, и сопровождаются пением вполголоса; пестрят яркие цвета. Фанатическая торжественность латинян не нравится этим живым, светлым, легкомысленным народностям. Больной там не погружен в уныние; он видит тихое приближение смерти; вокруг него все улыбается. Вот в чем тайна божественной радостности поэм Гомера и Платона: рассказ о смерти Сократа в Федоне еле подернут дымкой печали. Жизнь состоит в том, чтобы цвести, потом дать плоды! Чего же еще? Если, как то можно утверждать, забота о кончине есть важнейшая черта христианства и современного религиозного чувства, греческий народ наименее религиозный из всех. Это народ поверхностный, принимающий жизнь, как нечто естественное и ничто собой не покрывающее. Такая простота понимания в большой мере объясняется климатом, чистотой воздуха, дышащего удивительной радостью, но еще более - бессознательными стремлениями эллинской расы, так прекрасно идеалистической. Для того, чтобы вызвать удовлетворение, которое доставляет красота, в Греции достаточно мелочи: дерева, цветка, ящерицы, черепахи, приводящих на память тысячи метаморфоз, воспетых поэтами; ручейка, маленького углубления в скале, которое почитается пещерой нимф; колодца с чашей на крышке, морского пролива, такого узкого, что через него перелетают бабочки, и несмотря на это годного для плавания самых больших кораблей, как в Поросе; апельсинных деревьев, кипарисов, тень которых стелется по морю, маленькой сосновой рощи на скале. Гулять ночью в садах, слушать стрекоз, сидеть при лунном свете, играя на флейте; ходить пить воду в горы, взяв с собой хлебец, рыбу и лекиф вина, который выпивается с пением; на семейных праздниках вешать над дверями венок из зелени, ходить в шляпах из цветов; в дни общественных празднеств - носить фирсы, украшенные листьями; проводить дни в пляске, в игре с ручными козами, - вот удовольствия греков, радости бедного, бережливого, вечно юного народа, обитающего в прелестной стране, находящего счастье в самом себе и в дарах, ниспосланных ему богами. Пастораль в духе Теокрита в Греции была действительностью; там всегда нравился этот небольшой род тонкой и милой поэзии, один из самых характерных для греческой литературы, зеркало его собственной жизни, который почти повсюду в других странах производит впечатление глупого и натянутого. Хорошее настроение, радость жизни - вещи греческие по преимуществу. Народу этому вечно двадцать лет; для него, indulgere genio не равносильно грустному пьянству англичанина, грубому веселью француза; это значит просто думать, что природа хороша, что ей можно и должно поддаваться. И действительно, для грека природа есть советница в деле изящества, наставница в прямоте и добродетели; "вожделение", та мысль, что природа толкает нас на дурное, для него бессмыслица. Склонность к украшениям, отличающая паликар и с такой наивностью проявляющаяся в молодой гречанке, - не напыщенное чванство варвара, не глупая претенциозность буржуазки, надутой смешной гордостью выскочки; это чистое, тонкое чувство наивных отроков, чувствующих себя законными детьми настоящих изобретателей красоты. .....................Греция никогда не была по настоящему христианской; да и теперь еще нет.

 

Большинство святых, иконы которых стоят в киоте в греческом доме, и перед которыми горит лампада - не великие основатели, не великие люди, как западные святые; часто это фантастические существа, преображенные древние боги, или, по крайней мере, смесь исторических лиц с мифологическими, как Св. Георгий..... Греческие народные песни еще и теперь полны языческих образов и мыслей.

 

Если сравнить это с сухим культурологическим анализом Каждана:

Византийское искусство оказывается более рассудочным, более рефлексивным, чем западноевропейское. Средневековому искусству Запада свойственна значительно большая эмоциональная напряженность и обостренный сенсуализм в построении образцов сверхъестественного мира: византийцы стремятся к постижению божественной сущности, тогда как их современники на Западе — к чувственному восприятию божества. Из всех эпизодов новозаветной драмы западноевропейского художника с особой силой привлекали крестные страдания Христа, причем эмоциональная напряженность, характерная для Запада, приводила подчас к столь страстному сопереживанию мук распятого Христа, что у верующего появлялись стигматы — подобия ран на кистях и плюсне ног, куда распятому богочеловеку забивали гвозди. Византийская литургии концентрирует свое внимание скорее на воскресении Христа, нежели на его распятии, а византийские мистики-визионеры воссоздают в своей фантазии не сенсуалистический образ страждущего Христа, но абстрактный божественный свет; они «видят» не воплощенного бога, но божественную энергию.

Соответственно византийская литература не знает тех натуралистически ясных видений адских мук, которые были свойственны западному средневековью. Анонимное сочинение XII в. «Тимарион» рисует подземное царство не с ужасом, но с мягким юмором. Подобно Данте, герой «Тимариона» совершает путешествие в ад: он спускается в черную дыру колодца, минует мрачную пустыню, достигает железных ворот, преграждающих путь в подземное царство. Но здесь Кербер (наследство античной мифологии!) услужливо виляет хвостом и приветливо повизгивает, а драконы только кажутся грозными, на самом же деле шипят умиротворенно; здесь обитатели ведут философские беседы, сытно едят, а когда засыпают, ручные мыши забираются им в бороду и лакомятся остатками жирной пищи.

Романская скульптура поражает эмоциональной напряженностью, которая подчеркивается драматизмом позы: кисти рук резко вывернуты, голова и шея переданы в неестественном повороте; подобие принесено в жертву экспрессии, выражающей прежде всего мученичество, страдание. Человеческие фигуры обыкновенно представлены вытянутыми, изможденными, с загадочной улыбкой на лице; заимствованные из животного мира мотивы причудливо претворены в пугающие чудища. Напротив, византийский художник благодаря симметрии и фронтальности изображений достигает максимальной успокоенности, а ласковые лани, обезьянки и павлины на листах лицевых рукописей возвещают о мире и благолепии, царящем в царстве тварей.

На Западе господствует мучительное устремление к Царству небесному, в Византии — иллюзия его обретенности.

 

и даже с более современным культурологическим анализом:

Cредневековое искусство Западной Европы разительно отличается от византийского: здесь черти и вообще демоническая сила играют огромную роль в художественном сценарии и построении композиции. Человек, подходящий к романскому собору, должен увидеть такое, от чего он точно придет в трепет. И именно этот страх должен натолкнуть его на какие-то очень важные размышления. Перед ним разворачивается сцена Страшного суда, где дьявольские силы изображены предельно натуралистично и производят неизгладимое впечатление: у бесов огромные пасти, клыки — сожрут не задумываясь!

 

Ничего подобного в Византии нет. Здесь даже в сюжете Страшного суда доминирующую роль играет райская композиция, а адские мучения — вторичны и не оказывают такого устрашающего воздействия на человека. В византийском искусстве мы никогда не встретим размышлений над негативными сторонами жизни. Византия создала искусство торжества, праздника, радости. В нем нет трагического, нет темы страха, ужаса, отчаяния. Византийские художники почти никогда не изображали чёрта. Даже на иконах “Страшный суд” или “Лествица”, где без нечистой силы никак не обойтись, бесы совсем не страшные.

 

- баттхерт Ренана становится понятным - в западноевропейские шаблоны "христианства", основанные на "страхе Божием",  греческое православие не вписывается вообще никак.:crazy:

 

И на этом фоне вопрос - а нахрена этим людям возрождение язычества? Не на уровне кучки интелигентов-мечтателей, а на серьезом? Я не говорю о литературных клише гуманистов - там боги, по выражению Петрония у Сенкевича, стали "фигурами чисто риторическими", и в таковом качестве благополучно жили на всем протяжении истории Византии, как и их статуи, стоявшие в качестве декораций на городских агорах - а на серьезном уровне?

 

Ответ однозначен - нафиг не нужно. "Народ не поймет".;)

 

Этим кстати и объяснянется и устойчивый иммунитет греков к протестантским веяниям и "антитринитаризму". И тот и другой  - есть антиязыческое (в плане "изживания пережитков язычества") течение, ушибленное Ветхим Заветом по голове. А грекам дорога их родная вера, реально впитавшая традиции великих предков - как на уровне культа (театральность у греков непременная часть священнодействия:rolleyes:, а святые в ряде случаев четко вписываются в архетипы древних богов), так и на уровне вероучения (через Ареопагитики апогей греческой языческой мысли - проклианский неоплатонизм - успешно перекочевал в греческое православие).

 

И за эту родную веру они - уж в этом мире несомненно;) - порвут.

 

Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

С чего бы?

 

Элементарно, Ватсон. Древнегреческое язычество уже интегрировано в реально оправляемый у греков православный культ и церковные традиции по самое немогу.

Оу, извините, неправельно выделение сделал, и вы меня не так поняли:sorry:

Это я задавал вопрос коллеги LAM, насчет того, с чего бы у греков должен быть эмунитет, если они свое язычество полностью интегрировали в церковь и 

В греции никогда не забывали античных корней

имел тоже, что и вы, но менее развернуто по причине, что пишу на мобильнике. Собственно и хотел сказать, что пример LAM необоснован

Изменено пользователем Qwestor

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

с чего бы у греков должен быть эмунитет

Блин, хотел сказать, что у греков и так есть эмунитет по причине интегрированости я зычиских верований в церковь и античного культурного наследия:sorry:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Оу, извините

Да не за что, ответ и адресован по факту не вам.;) Цитата из вашего ответа использована скорее для антитезы...

Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так, стойте, неужто при объединении церквей латинян постигнет это превращение в слащавую мыльную иконку? Греческое православие - это ведь ярко выраженная "Восточная духовность" на уровне персидских суфиев, оно рискует заморозить весь Запад. 

П.С.Хорошо хоть "великую традицию" трахать мальчиков не переняли.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

оно рискует заморозить весь Запад. 

Можно уточнить, что заморозить? Непонятно

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Так, стойте, неужто при объединении церквей латинян постигнет это превращение в слащавую мыльную иконку?

А вам по больше по душе такой вариант христианства? https://www.youtube.com/watch?v=0UA9DS33hzo

Изменено пользователем daichimaru

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Раммштайн рулит:yahoo:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А вам по больше по душе такой вариант христианства?

https://www.youtube.com/watch?v=xmFPS0f-kzs

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

иммунитет к протестантизму отработал на 100%, патиарх Кирилл Лукарис, лично к нему склонный, лично это признал

В РеИ- да. Османская империя - не самое подходящее место для церковных реформ.

И за эту родную веру они - уж в этом мире несомненно;) - порвут.

Охотно верю. Но это как раз означает, что скандалы на религиозной почве и преследования еретиков - будут.

В РеИ ересь жидовствующих не получила в Москве такого уж широкого распростанения, не вышла за пределы круга  "далеких от народа интеллигентов". Но шум был поднят до небес. Их преследователями. Вольнодумцев  "порвали".

Древнегреческое язычество уже интегрировано в реально оправляемый у греков православный культ и церковные традиции по самое немогу.

Это очевидность с которой я не спорю. Только это не значит, что языческий субстрат в православии не порождал никаких проблем. Иконоборчество- феномен, который никак не назовешь движением "мечтателей-интеллигентов". Полагаю, что в возрожденной Византии и это явление вполне себе может возродиться.

Я не говорю о литературных клише гуманистов - там боги, по выражению Петрония у Сенкевича, стали "фигурами чисто риторическими"

Вот так же некоторые византийские гуманисты станут рассматриавть Троицу и божественность Христа - как литературные аллегории. И это вызовет негодование ортодоксов.

баттхерт Ренана становится понятным - в западноевропейские шаблоны "христианства", основанные на "страхе Божием", греческое православие не вписывается вообще никак

Это мнение "мечтателей-интеллигентов", которое не обязательно является абсолютной истиной. На мой взгляд, страх Божий и страх перед Адом занимает в православии, и в византийском православии в том числе, немалое место.  А насколько большое - это уже предмет субъективной оценки

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В чем профит для империи? Профит, который перекроет удобство "работать" с традиционной раввинской элитой?

Ну так ведь наше дело - правое разве руководствуются исключительно меркантильными целями? Разве "элита", возникшая из людей,  верящих, что Иешуа-бен-Мариам - Сын Божий, не будут более надежды для христианской Империи, чем раввины, которым в общем все равно? Понятно что выбор у них будет между ромеями и накаченными шиитским гнозисом кызылбашами, но все же.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Иконоборчество- феномен, который никак не назовешь движением "мечтателей-интеллигентов". Полагаю, что в возрожденной Византии и это явление вполне себе может возродиться.

Мм-да, думаю если бы вы знали время, когда это происходило и причины, вызвавшие движение, вы бы такого не писали:sorry:

Вот так же некоторые византийские гуманисты станут рассматриавть Троицу и божественность Христа - как литературные аллегории. И это вызовет негодование ортодоксов.

И это тоже

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Этим кстати и объяснянется и устойчивый иммунитет греков к протестантским веяниям и "антитринитаризму". И тот и другой - есть антиязыческое (в плане "изживания пережитков язычества") течение, ушибленное Ветхим Заветом по голове. А грекам дорога их родная вера, реально впитавшая традиции великих предков - как на уровне культа (театральность у греков непременная часть священнодействия:rolleyes:, а святые в ряде случаев четко вписываются в архетипы древних богов)

Кстати, в возрожденной Византийской империи будут жить не одни лишь греки. От других народов можно ожидать немало сюрпризов, в т. ч. в области религии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Охотно верю. Но это как раз означает, что скандалы на религиозной почве и преследования еретиков - будут. В РеИ ересь жидовствующих не получила в Москве такого уж широкого распростанения, не вышла за пределы круга  "далеких от народа интеллигентов". Но шум был поднят до небес. Их преследователями. Вольнодумцев  "порвали".

 

Полутона все же несколько отличны, и коллеги Георг и Гучков уже не раз скрещивали имхи по этому поводу и очень много об этом уже говорили в теме, наше бытие все же определяет сознание,  за нулевой изотермой особо не забалуешь, разительное отличие "византийского православия" Феофана Грека от системы образов "северной ментальности" Андрея Рублева утверждаются всеми специалистами, меняются лишь иногда акценты

Иконоборчество- феномен, который никак не назовешь движением "мечтателей-интеллигентов". Полагаю, что в возрожденной Византии и это явление вполне себе может возродиться.

Если Вы предложите автору стройный план, где армяне(или еще какие носители сурового духа "восточного горного фронтира") вдруг снова будут доминировать при дворе, армии и в бюрократии, то над этим "явлением" в самом деле можно было бы подумать:)

Кстати, в возрожденной Византийской империи будут жить не одни лишь греки. От других народов можно ожидать немало сюрпризов, в т. ч. в области религии.

Вы почти слово в слово повторяете все мои сомнения уже высказаные автору, автор развенчал мои заблуждения:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Иконоборчество- феномен, который никак не назовешь движением "мечтателей-интеллигентов".

не соглашусь

Лев и Константин Исаков - пацаны, конечно, доп редела конкретные

но под определение «мечтателя» подходят оба, а под определение «интеллигента» - Константин 

и практика показала, что не пользовалось иклноборчество большой поддержкой (более подробно не буду, ибо оффтоп)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

На фоне традиций романа это новая ситуация, представляющая тем больший интерес, что инициатива ее принадлежит женщине-аристократке, которая, как героиня романа, предстает перед нами наделенная новыми, живыми чертами: она целеустремленна и независима. По мужски опоясавшись и вооружившись, она решительно направляется в отцовский дворец, чтобы спасти попавшего в беду возлюбленного. Она умна и ловка, деятельна и насмешлива.

щас почти в каждой современной западной книжке по истории можно найти главу про гендерные роли

в Энциклопедии что-то будет на эту тему?

Изменено пользователем Neznaika1975

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

щас почти в каждой современной западной книжке по истории можно найти главу про гендерные роли в Энциклопедии что-то будет на эту тему

Вроде уже где-то это обсуждалось. Или здесь, или в других темах про Византию

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

оно рискует заморозить весь Запад

Если бы я видел реалистичный способ в данной АИ "заморозить весь запад"  - я непременно и с садистским наслаждением сделал бы это. :diablo:;)))

 

Но не вижу. Если посоветуете - буду благодарен.:grin:

ярко выраженная "Восточная духовность" на уровне персидских суфиев

Я не знаю что такое "восточная духовность" (это какой-то бесформенный ярлык, а не определение), поэтому и не понимаю вашей мысли.

 

А в плане "заморозить" - ну "великая традиция", пронизанная идеей гармонии и меры, вроде не заморозила Древнюю Элладу, ставшую "факелом Прометея" для всего запада... Ничуть не повредило византийское философское влияние и Ренессансной Италии. Относительно "культурной матрицы" у ромеев в этом плане все в порядке - как раз в период исихастских споров окончательно изжита дихотомия "души" и "тела", "гуманизм" на марше, и даже старец Палама отдал ему дань, увидев именно в наличии "плоти" и в способности (и задаче) к творчеству - превосходство человека над ангелами в иерархии бытия:rolleyes::

Можно было бы со многими другими сказать, что и троическое строение нашего познания показывает, что мы больше, чем ангелы, созданы по образу Божию, и не только потому, что оно тройческое, но и потому, что оно превосходит всякий вид знания. В самом деле, мы только одни из всех созданий имеем, кроме рассудка, еще и чувства. То, что естественно соединено с рассудком, открывает разнообразное множество искусств, наук и познаний; земледелие, строительство зданий, творчество вещей из ничего (разумеется, не из совершенного небытия, ибо это дело Божие), все это дано только людям...

Так что и с характерной для протестантов идеей профессиональной деятельности как служения Богу и ближнему проблем не будет.;)

 

Не уж-то все "заморзится" без того истерического надрыва "мучительного устремления" (как выразился Каждан в цитате выше), которое характерно для традиционного католического благочестия, и - позднее - для ряда протестантских течений?:rolleyes:

Каждый, кто хочет ощутить специфическое воздействие этой своеобразной атмосферы, может обратиться к книге Беньяна «Pilgrim's progress», получившей едва ли не самое широкое распространение из всех произведений пуританской литературы. В ней описывается, как некий «христианин», осознав, что он находится в «городе, осужденном на гибель», услышал голос, призывающий его немедля совершить паломничество в Град Небесный. Жена и дети цеплялись за него, но он мчался, зажав уши, не разбирая дороги и восклицая: "Жизнь! Вечная жизнь!".

;)))

Здесь тот же мучительный страх смерти и страх перед загробным ми­ром, который так ярко выражен у Альфонса де Лигуори, известного нам по описанию Деллингера. Как бесконечно далеки эти чувства от гордого духа посюсторонности, находящего свое выражение у Макиавелли, когда он воздает хвалу тем гражданам Флоренции, для которых в борьбе против папы и интердикта любовь к родине была более сильным стимулом, чем забота о спасении души.......;)

Макс Вебер "Протестантская этика и дух капитализма".

 

разве руководствуются исключительно меркантильными целями?

Любое нормальное руководство - да. С раввинами удобно. А то что работает, никогда не стоит трогать.;)

 

Но это как раз означает, что скандалы на религиозной почве и преследования еретиков - будут.

Ничего страшного. Ибо ересь масштабов кружковщины не представляет серьезной угрозы, вызывающей реакцию "порвут". См. времена Комнинов и благодушное отношение к тогдашним салонным интеллигентским ересям.

Тем более что ни специальной службы по борьбе с еретиками, ни смертной казни за ересь в Византии нет.

Ну изолируют оных "мечтателей" от общества, если обнаружится реальный еврейский след - руководство кагалов получит по шапке, и впредь будет исправно доносить на тех кто пытается "совращать" христиан в иудаизм... Ничего серьезного.

 

В РеИ ересь жидовствующих не получила в Москве такого уж широкого распростанения, не вышла за пределы круга "далеких от народа интеллигентов". Но шум был поднят до небес. Их преследователями. Вольнодумцев "порвали".

Сорри, коллега, но здесь вы сравнили, образно выражаясь, с пальцем совсем другой орган... В Москве нечем было остановить ересь, кроме репрессий - за отсутствием интеллектуального багажа, достаточного для того чтобы "порвать" ее словом.

Да еще люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорити: таки бы о вере никаких речей с ними не плодили; токмо того для учинити собор, что их казнити — жечи да вешати!

А в Византии - появление такой вот явной, но реально не опасной ереси будет даже просто за радость для ортодоксальных эрудитов-графоманов - есть над чем попрактиковаться.

в возрожденной Византии и это явление вполне себе может возродиться

В несерьезных масштабах - возможно. А что, опять евреи виноваты?;)))

Вот так же некоторые византийские гуманисты станут рассматриавть Троицу и божественность Христа - как литературные аллегории.

Это абсурд, коллега. В РИ до такого нигде не додумались. Вообще нигде.;) Кроме как в порядке стёба а-ля Барков.

 

Ну и в завершении - вы, коллега, зря ищете повод для того чтобы власти империи начали преследовать евреев. Ибо я вообще не знаю в истории Средневековья случаев, когда евреев начинали бы преследовать по инициативе сверху. "Гонять" евреев всегда начинали снизу, а правительства лишь уступали "общественному мнению", когда его давление нарастало. В той же Испании между "Великим Погромом" 1390ых и изгнанием евреев прошло 100 лет. Причем большую их часть корона пыталась защитить евреев от преследований.

 

В Византии на "низовом" уровне серьезного негатива в отношении евреев в XIV веке нет. И так будет продолжаться как минимум весь XV и большую часть XVI - ибо "всем хватает", а люди дороже земли.

 

А потом - "будем посмотреть". Из текущей точки таймлайна в такую даль не заглянешь.

 

в Энциклопедии что-то будет на эту тему?

В этой части нет. Возможно в XV веке..

Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ещё вопрос 

в непроверенном источнике наткнулся на утверждение, чтотоазглвлрный и литературный греческий языки в 14 веке очень сильно отличались - так что сложно было понимать литературный 

 

это действительно так?

и если так - как все это влияет на вшеобсужденные дела по религии?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

что разговорный и литературный греческий языки в 14 веке очень сильно отличались - так что сложно было понимать литературный это действительно так?

И да и нет.

 

Да - в том что разговорный греческий язык в XIV веке уже именно так и отличается от древнегреческого. Древнегреческий понятен на том же уровне, на котором вам понятен к примеру церковно-славянский.

 

Нет - в том что у вас прописано различие между "разговорным" и "литературным". Ибо "литературными" являются оба. Новогреческий язык уже имеет собственную филологию, на его основе созданы целые учебники грамматики - "Диалог о грамматике" Максима Плануда и "Грамматические вопросы" Мануила Мосхопула. На нем пишется основная часть литературы - включая роман, отрывок о котором из Энциклопедии вы цитировали выше. На древнегреческом пишут научные трактаты и переписку высоколобых интеллектуалов..... в общем он занимает примерно ту же нишу что и латынь в тогдашней Италии, где со времен Данте создана обширная литература на народном "вульгарэ".

 

как все это влияет на вшеобсужденные дела по религии?

Э-э-э-э... а как это должно повлиять?

.

Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Э-э-э-э... а как это должно повлиять?

я подумал, что литературные, в том числе и церковные, произведения пишутся на старогреческом старославянском

если они пишутся на понятном большинству языке - влпрос снят

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Опубликовано: 2 часа назад (изменено)

Не буду скрывать - переживал я за возможность потерять латинское благочестие, а вовсе не "протестантскую этику" и уж тем более "духовность", который всегда искренне не любил. :) Впрочем как и "гармония сфер" православной традиции. Не хватает дуализма что ли...

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

переживал я за возможность потерять латинское благочестие

Мне лично его не жалко, но ваши опасения напрасны. К концу XV века на Западе собственные глубокие религиозные традиции, которые византийским влиянием ни коим образом не могут быть вытеснены - хотя в ситуации автономии "национальных Церквей" на Западе, кое-где "размыты", а кое-где "обогащены" наверное будут.

 

Вообще в случае успеха унии пред нами предстала бы "Кафолическая Церковь" не как единая организация, а как союз двух равноправных, но различных церковных организаций, "единомысленная" догматически, но каждая со своим собственным литургическим строем, каноническим правом и "церковными обычаями". Такая уния не дает всецелого единства, но позволяет сохранять церковное общение, евхаристическое единство, остаться римо-католикам и православным ортодоксам «во Христе братьями».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас