Инвентаризация и классификация геополитических коридоров

46 posts in this topic

Posted

Не решил, как правильнее называть кратко «территории государства, незначительные по отношению к общей его площади, но стратегически важные в силу предоставляемого через них доступа к морю, территории дружественного государства или иных причин». На ум сразу приходит Польский (Данцигский, а вернее Гдынский) коридор, претензии Гитлера на который,  как известно, послужили спусковым крючком Второй мировой войны.
Но коридоров явно больше одного, попробуем составить их наиболее полный список, для Блага АИ оно небесполезно.
Не рассматриваются в данной теме «коридоры» в составе страны, обусловленные ее географическим начертанием в виде узкой полосы (как Вьетнам или Чили, где практически любой регион критически важен для территориального единства государства) или двух полуостровов, соединенных перешейком (как Греция, где Коринфский перешеек имел стратегическое значение еще до появления собственно Греции).
Классифицируем для начала по самому простому признаку – материкам и частям света, где находятся.

Евразия
1.Ингерманландский коридор
Принадлежал Российскому государству примерно со времен Гостомысла, вновь отвоеван Петром Великим и Елизаветой и в настоящее время является единственным выходом России к Балтике (не считая эксклава Калининградской области) примерно в границах тех времен.
2.Сувалкский коридор
Предполагаемое соединение Калининградского эксклава с союзной России Белоруссией через Литву и/или Польшу (рассматривается НАТО чисто гипотетически в военном плане, как некогда коридор Фульды в ФРГ).
3.Нарвикский коридор
В районе знаменитого незамерзающего порта всего 8 км отделяют Норвежское море от Швеции.
4.Петсамо
Существовавший до 1945 года выход Финляндии в Северный Ледовитый океан в районе одноименного порта (тоже незамерзающего).
5.Донегальский коридор
Территория Республики Эйре состоит из двух частей, соединенных коридором в районе города  Донегал. В самом узком месте чуть больше 7 км отделяют британский Ольстер от волн Атлантики. В годы ВМВ не участвовавшая в ней Ирландия разрешила базирующейся в Лох-Эрн, на крайнем западе Ольстера – и стало быть всей Британии – морской авиации перелетать через свою территорию над этим коридором для поиска и атак германских кораблей в океане. В частности, линкор «Бисмарк» обязан своей гибелью именно этому небольшому отступлению от нейтралитета – иначе нашедшей его «Каталине», вылетевшей из Лох-Эрн, пришлось бы делать большой крюк вокруг северной оконечности Ирландии.
6.Словенский коридор
Он же «Словенское Поморье», узкий (12-13 км) выход Словении к Венецианскому заливу Адриатики.
7.Боснийский коридор
Самый узкий выход к морю из всех существующих (6 км шириной) среди вообще всех сухопутных государств, его имеющих. Он же отделяет Дубровник и выход к Бока-Которскому заливу от остальной Хорватии, причем в свою очередь эта полоска хорватской земли, отгораживающая Боснию от более удобного выхода в море, местами всего несколько сотен метров шириной, а длиной около 100 километров!
8.Бургенландский коридор
Предполагаемое и нереализованное по итогам ПМВ соединение Чехословакии с Югославией в районе Бургенланда - австрийско-венгерской границы - и соответственно ликвидация последней как таковой (Антанта опасалась воссоединения, но, как выяснилось, недостаточно сильно).
9.Закарпатский коридор
СССР после ВМВ получил прямую границу с Венгрией и Чехословакией за счет передачи Закарпатской области от последней (до ВМВ, как мы помним, ни та, ни другая границ с СССР не имели, Польша граничила напрямую с Румынией. Чуть позже благодаря этому же коридору Польша временно граничила с Венгрией).
10.Таманган
Долина реки Туманной-Таманган образует российско-северокорейскую границу и соответственно не образует прямого выхода КНР к Японскому морю, до которого не хватает буквально каких-то 10 км. Впрочем, Китай имеет право судоходства по этой пограничной реке.
11.Молдавские коридоры (2 экз.)
Аналогично великому Китаю, маленькая Молдавия чуть-чуть не дотянулась до моря – от Паланки до волн Днестровского лимана всего два километра, которые соединяют две части украинской Одесской области. Причем, автодорога проходит еще дальше от моря и до недавних пор заезжала на молдавскую территорию. Выход был найден – Кишинев уступил Киеву эти транзитные полкилометра в обмен на другие полкилометра, в Кагульском районе на Дунае. И республика получила доступ к морю хоть и не напрямую, но по «интернациональной реке Европы».
12.Цаган-Аманский коридор
Часть Калмыкии, вытянутая на 35 км полоса шириной 7-8 км, предоставляющая республике доступ к Волге. «Российская полоса Каприви» (см.)

13.Лачинский коридор
Соединяет Армению и Нагорный Карабах.
14.Мегринский коридор
Предполагаемое в 1990-е годы соединение Азербайджана с Нахичеванской республикой, через Зангезурский коридор (см.)
15.Зангезурский коридор
Принадлежит Армении и дает ей доступ к границе Ирана. Разделяет Азербайджан с Нахичеванской республикой.
16.Азербайджанско-турецкий коридор
Пятнадцать километров границы Нахичеванской республики с Турцией. По одной из версий, появились в 1930-е годы благодаря хитрому плану Ататюрка, выменявшего у Ирана этот кусочек границы на область в Курдистане.
17.Польский коридор (он же Данцигский, он же Гданьский, он же Гдынский)… в общем см.преамбулу
18.Восточная Фракия
Неоднократно в прошлом приобретаемая и теряемая Болгарией полоса эгейского побережья, ныне принадлежащая Греции. Не то чтобы эллины так мечтали иметь прямую границу с турками, но не дать сопернику реализовать свою мечту «от моря до моря» постоянно оказывалось важней.
19.Новипазарский санджак
Он же Рашка. В течение пятисот лет отделял Сербию от Черногории и соответственно соединял Боснию с османскими владениями. Причем, оккупировавшие его вместе с Боснией в 1878 австрийцы вернули его в 1908 османам взад, что и позволило славянским соседям аннексировать его по итогам Первой Балканской пятью годами позже. А если бы цесарь передумал?
20.Эйлатский коридор (2 экз.)
Выход Израиля и Иордании к Эйлатскому заливу Красного моря. Нет нужды объяснять значение доступа молодого еврейского государства и особенно хашимитской монархии к индоокеанской акватории, минуя Суэцкий канал.
21.Коридор Силигури
Часть Западной Бенгалии, через которую северо-восточные штаты Индии соединяются с остальной территорией государства. Ширина от 20 до 40 км. Другое название – «Куриное горлышко».
22.Бадахшанский (Ваханский) коридор
Полоса земли (вернее, горных хребтов – Памира, Гиндукуша и Гималаев) 300 км длиной и местами всего 15 шириной в Восточном Афганистане, отделившая некогда Британскую Империю от Российской. Через него Афганистан граничит с Китаем и Индией.
23.Тин Бингха коридор
Как Восточный Пакистан, а далее Бангладеш, являлся полуанклавом по отношению к Индии, так и Дахаграм являлся анклавом уже самого Восточного Пакистана, будучи полностью окружен индийской территорией. С 1965 предоставление доступа к анклаву неоднократно выливалось в конфликты, в том числе вооруженные, только с 1982 де-юре и 2011 де-факто образован коридор бангладешской земли между анклавом и основной территорией страны.
24.Кра
Перешеек, на котором расположена часть Таиланда и Бирмы-Мьянмы, в самом узком месте последнюю отделяет от Южно-Китайского моря всего 11 км.
25.Иракский коридор
2-е место с конца после Боснийского – между границами Ирана и Кувейта втиснулась 16-км полоска  иракской территории в правобережной части устья Шатт-эль-Араба.
 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Африка
26.Полоса Каприви
500*32 км пустыни Калахари, оттяганные жадным немецким канцлером для прямого доступа Юго-Западной Африки к реке Замбези (а через нее и в бассейн Индийского океана).

Америка
27.Боливийский коридор
Утраченный в ходе Второй Тихоокеанской войны выход Боливии к Тихому океану, где как известно 1) гуано, 2) селитра, 3) якобы разбился бриг «Пилигрим», заведенный не туда изменником Негоро. На возвращение коридора претендует нынешнее руководство Боливии, якобы им мирный договор 1904 года что-то такое обещал.
28.Гаитянский коридор
Соединяет северную часть Гаити с южной, в самом узком месте построена столица Порт-о-Пренс, так что идти потенциальным агрессорам с другой половины Эспаньолы недалеко, всего 30 км.
29, 30. Гондурасский и Гватемальский коридоры
Хотя обе центральноамериканские страны имеют обширное морское побережье (соответственно атлантическое и тихоокеанское), у них есть и «задний двор» в виде полосок выхода к противоположному океану, примерно по 70 км шириной (это не так мало в сравнении с другими рассмотренными коридорами, но все еще меньше того же Панамского канала).
31.Калифорнийский коридор
Соединяет мексиканские провинции Нижней Калифорнии на одноименном полуострове с остальной страной. Лишь 60 километров отделяют американский штат Аризона от Калифорнийского залива.
32.Колумбийский коридор
«Латиноамериканская полоса Каприви» - длинный и узкий хвост колумбийской территории, благодаря которому страна получила доступ к Амазонке. На кой ей этот доступ, совершенно непонятно, места абсолютно глухие и недоступные (это тот самый «треугольник толком не размеченных границ Бразилии, Колумбии и Перу», где лорд Джон Рокстон самочинно вершил правосудие над негодяями метисами), но порт и поселок при нем построили, даром что возить туда и оттуда нечего, до остальной дорожной сети Колумбии примерно 1000 км сельвы без следа коммуникаций.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Curioz писал 

22.Бадахшанский (Ваханский) коридор
Полоса земли (вернее, горных хребтов – Памира, Гиндукуша и Гималаев) 300 км длиной и местами всего 15 шириной в Восточном Афганистане, отделившая некогда Британскую Империю от Российской. Через него Афганистан граничит с Китаем и Индией.

"Линия фактического контроля", участок перпендикулярный этому который и определяет с кем конкретно граничит Афганистан, с Китаем или с Индией. На советских / российских картах - с Индией, в реале (на местности) - с КНР

И там проходит шоссе Китай - Пакистан

Вместо шоссе Афганистан - Индия которого я в "Маятнике" просил у им-перцев вместо картоштрихования но не выпросил; им это неинтересно   

Edited by MGouchkov

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Прелюбопытно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Интересно, Брчко в Боснии в роли коридора сгодится?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Брчко - перешеек Республики Сербской, вполне себе коридор, записываем

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Дербентский проход- Врата Кавказа, недалеко от границы с Азербайджаном.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Природные перешейки и перевалы не рассматриваются, см.стартпост. А то и утонуть недолго

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Чили - целая страна как гигантский коридор )

 

pT63N6a.jpg

Edited by Han Solo

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Чили - целая страна как гигантский коридор )

Чили не рассматриваем, см.стартпост :) Хотя Нарвикский коридор тогда тоже можно выкинуть, Норвегия прямой европейский аналог Чили. Во времена Кальмарской унии даже берега Бельтов контролировали совершенно как Чили Магелланов пролив. Мало кто знает, кстати, что у Чили есть микро-кусочек атлантического побережья на выходе из оного

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Выход Сирии к Тигру подходит под определение коридора: 

Screenshot_7.thumb.jpg.8093b8dfc6c153335

Равно, как и предоставленный Боливии выход к реке Парагвай по условиям мирного договора (отмечен кружком):

r_m_27cc11afa6c0802355c363a00f1409c2.thu 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

26.Полоса Каприви

- Устье Конго как выход экс-Свободного Государства в Атлантику
- Верхняя Катанга, думаю, тоже подходит, хотя значимость сего "коридора" сомнительна

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Устье Конго как выход экс-Свободного Государства в Атлантику

Правильно, тоже хотел написать, самый узкий выход к морю в пропорции к площади страны (у Боснии и Ирака в километрах уже, но они меньше Заира).

Выход Сирии к Тигру подходит под определение коридора

 Равно, как и предоставленный Боливии выход к реке Парагвай

Верно!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Чили - целая страна как гигантский коридор )

Римская республика, кстати, в районе 100 ВС тоже примерно так выглядела. Почти уже замкнутое циркуммедитерранское пространство и ничего в глубине

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Раз уж упоминается Йенибазарский санджак в качестве исторически существовавшего коридора, то стоит упомянуть и Ладо, выход СГ Конго к Белому Нилу, позже ушедший к англичанам. 

И кстати, можно ли рассматривать целую страну, такую, как Джибути, как своеобразный геополитический коридор Эфиопии к морю?

P.S. Думаю, показанный на карте ниже участок (Уратюбинский или Истаравшанский) также с полным основанием можно отнести к коридору, соединяющему две части Таджикистана, обеспечивая тому выход в Ферганскую долину:

5cd32266c93c6___.thumb.jpg.6bd6a78f384f6

Edited by tea moore

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Йенибазарский санджак

Новибазарский. Енибазар - это в Болгарии под Козлуджей.

 

можно ли рассматривать целую страну, такую, как Джибути, как своеобразный геополитический коридор Эфиопии к морю?

Тогда уж Эритрею (с французами у Эфиопии вроде не очень были отношения).

 

Ферганскую долину

Там три коридора переплелись, как щупальца Ктулху. Но можно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Тогда уж Эритрею (с французами у Эфиопии вроде не очень были отношения)

Эритрея на роль коридора не подходит, форма не та. Да и воевали они. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Рукава Иордании и Ирака в направлении друг друга? Не совсем коридоры в том смысле что не такие уж узкие, пустыня была нарезай-нихочу, но насколько понимаю, их специально выделили для связи двух государств, хоть до этого это была территория отошедшего саудитам Джебель-Шаммара, а не османов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

с французами у Эфиопии вроде не очень были отношения

Не очень. Только единственная в Эфиопии железная дорога от столицы к морю проходила через Французское Сомали.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

единственная в Эфиопии железная дорога от столицы к морю проходила через Французское Сомали

Мне помнится, что через Массауа в Эритрее

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

через Массауа в Эритрее

Это будет позже. Намного. А ж/д Джибути - Аддис-Абеба французы строили (и как бы не построили) еще до ПМВ.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Рукава Иордании и Ирака в направлении друг друга?

С натяжкой годятся. Еще несостоявшийся французский Мосул можно вспомнить в том же регионе. У Сирии была бы граница с Ираном. Или русский Хаттай - Александретту, были перед ПМВ такие коридорные планы на Средиземку

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Горный Алтай - западный участок границы Россия-Китай (около 40 км). Там периодически планируют автодорогу, железную дорогу, нефте/газопровод Россия-Китай.

UKOK.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

 Израиль до 1967 года. В некоторых местах от Западного Берега ( тогда Иордания это была) до побережья Средиземного моря - 9 миль

dist.gif

Edited by Antarex
Опечатка

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now