Москиты парусной эпохи

104 сообщения в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Паки и паки глаголю -- меньший ещё не корвет должен быть, а бриг. Для катера он всё-таки слишком велик. 

Прикол в том что бриг, - это и есть катер;)))

На  рубеже XVIII- XIX веков, в РИФ, это было обобщающее понятие для всего, что менее корвета: бригов, шхун, бригантин, тендеров, люгеров, иолов.

Не верите? См. на известные картины по поводу известного РеИ-факта: 

Захват катером Меркурий (первым) шведского фрегата Венус в 1789г.

Merkuriy_vs_Venus.jpg

Merkuriy_vs_Venus_2.jpg

Как видим на картинах под андреевским флагом,  вполне  типичный бриг, -практически точно  такой-же, что и его более поздний (и более известный широкой публике) тёзка, отличившийся уже в XIX веке.

 

Или  вот вам  ишшо один двухмачтовый  катер (см.подписи на чертеже, -а  эт уже как-никак официальный  исторический документ):

23-8074185-10-push.-kater-zotik-d.2878.j

В общем  бриг - это не где-то  между катером и корветом, - это и есть военный катер парусной эпохи)))

 

 

Изменено пользователем Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Есть ещё "куттер", и много каких ещё деревях. Военный катер парусной эпохи назывался дубель-шлюпка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

 

На  рубеже XVIII- XIX веков, в РИФ, это было обобщающее понятие для всего, что менее корвета: бригов, шхун, бригантин, тендеров, люгеров, иолов.

Военный катер парусной эпохи назывался дубель-шлюпка.

Одно другому не противоречит)))

 

А на официальное мнение судостроителей по этому вопросу, в указанный мною исторический период, я вам даже документальный пруф привёл.

Изменено пользователем Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

официальное мнение судостроителей

А вот подпункт про парусное вооружение тут отсутствует. Бриг вооружён прямыми парусами, кроме грота-гаф-триселя. В отличие от брига, у двухмачтового катера (куттера) вооружение гафельной шхуны:

Cutter_stern_and_profile.jpg

Изменено пользователем dragon.nur

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А вот подпункт про парусное вооружение тут отсутствует

Зато размеры вполне указаны, и  корпус далеко не "шлюпочный", - всмотритесь сами.

 

Что до отсутствующего на чертеже парусного вооружения, - ну если В.М. Головин, - профессиональный моряк и современник, которому конкретно эта посудина (Святой Зотик) довольно долго  глаза мозолила в совместном плавании, обзывал её бригом, -то наверное это именно бриг и есть?))) Или будете оспаривать?

 

 

Изменено пользователем Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

обзывал её бригом

Может, дело в пересказе? К тому же он Головнин

Ну или в том, что в разное время учитывалось по разному, шлюпы были как одно-, так и трёхмачтовыми, например, а названия классов вооружение дрейфовали. Современные более-менее упорядочены и приведены в той же педивикии. И, кстати, простой поиск слово "бриг" находит только раз в предисловии.

Изменено пользователем dragon.nur

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Может, дело в пересказе? 

Нет, Коллега, -  речь шла о его записях)))

 

 

Ну вот вам ещё одна попытка пруфа:

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Список_парусных_катеров_Российского_императорского_флота

Определение там правда самое общее:

представляли собой лёгкие одно- или двухмачтовые суда. 

Но есть несколько картин в качестве иллюстрации, - на одной из них катер Опыт (тендер), на двух других катер Меркурий (бриг, -  пятая строка в списке катеров Балтфлота), те-самые, что я выше постил.

Если пройти, по ссылке на статью по этой посудине, то там ещё одна картина, -уже совсем  другого художника, обнаружится. И на ней, оный катер тоже имеет парусное вооружение брига.

300px-%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%

Попадётся на глаза ещё чего-нибудь доказующее, тоже ссылку кину.

а названия классов вооружение дрейфовали.

Ну эт само-собой.

Например слово крейсер тогда означало не классификацию боевого корабля, а род его боевой деятельности. Т.е. крейсером мог быть и фрегат, и корвет, и даже катер))) Сейчас-же в этом смысле употребляется уже другое слово: "рейдер". А слово "крейсер" сменило изначальный смысл и стало названием класса боевых кораблей.

 

Впрочем и само слово "корабль" во времена парусников,  тоже  означало не то, что сейчас. Сейчас "корабль", - это любое плавсредство силовых ведомств, имеющее штатное вооружение и предназначенное для участия в БД или правоохранительной деятельности. А в парусные времена  "корабль" - это  только то, что мы сейчас называем "линкором", а всё остальное -  вообще в принципе за корабли  НЕ признавалось)))

Со временем значение этого слова постоянно  расширялось, и чтоб обозначать корабли в исходном узком смысле, к концу  XIX века, уже   пришлось к слову "корабль" добавлять уточняющие приставки: в русском языке - "линейный", в англицком - "боевой" (battleship).

 

И т.д. и т.п.

Изменено пользователем Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Головнин

Каюсь, мой косяк. Спасибо за поправку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

шлюпы были как одно-, так и трёхмачтовыми, например,

Со шлюпами - тоже отдельная тема)))

Собственно это тоже обобщающее название для разнообразных  военных "не кораблей" - под которым могло скрываться что угодно)))

Шлюп (англ. sloop) — класс парусного корабля в Британском королевском флоте XVIII − середины XIX века, не имеющий ранга, с рейтингом  «24-пушечный» или ниже, и потому не требующий командира в звании капитан (captain).

Определение не было универсально. 

В РИФ шлюпами называли, как правило, трехмачтовые посудины, по размерам, обводам корпуса и парусной оснастке полностью   аналогичные  фрегату, но качествено слабее вооруженные, - и за счёт этого более  вместительные для прочих грузов. 

Изменено пользователем Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, собственно, в большинстве флотов существовал собирательный термин для всякой мелочевки. У тех же англичан все, что ниже шестого ранга, было шлюпами. Включая бомбардирские суда. И, в некоторых случаях, мобилизованных "остиндийцев" размером с линкор, хе-хе.

А учитывая особенности механизма заимствования терминологии русским флотом (в общем-то, казусы не сильно отличающиеся от схожих ситуаций в других флотах, но из-за того, что процесс заимствования огромного массива терминологии проходил в крайне сжатые сроки, "веселье" получилось более концентрированным), подход "вся мелочь - катера" - вполне удобен и в духе времени. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но есть несколько картин в качестве иллюстрации

С картинами подобного рода есть существенная "засада": "Художник так видит".

Ни Боголюбов, ни Федоров "Меркурия" в глаза не видели. Собственно, все картины написаны сильно позже не то что "Меркурий-1 vs Венус", но и сильно позже "Меркурий-2 сваливает от турок". В ситуации, когда публика гораздо больше знает и гораздо больше заинтересована в истории "Меркурия-2". Угадайте, на что на картинах будет похож "Меркурий-1", если художник пойдет по пути наименьшего сопротивления? ;)))

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ни Боголюбов, ни Федоров "Меркурия" в глаза не видели. Собственно, все картины написаны сильно позже не то что "Меркурий-1 vs Венус", но и сильно позже "Меркурий-2 сваливает от турок".

Ну, я пологаю с моряками таки консультировались, и в любом случае их от оного события отделяло меньше времени, чем нас с вами.

 

Не, я конечно понимаю, что данный пруф отнюдь не идеален, - но: "за неимением гербово́й..."

Надеюсь, что  с бригом-катером Зотиком пример более убедителен.

И как уже сказал выше:

Попадётся на глаза ещё чего-нибудь доказующее, тоже ссылку кину.

А вообще флуд получается превесьма  интересный. Думаю, имеет смысл в отдельную тему оформить.

Изменено пользователем Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ну и раз уж отдельная тема завертелась, думаю, уместно обсудить не только казусы официальной классификации (к этому вопросу обязательно постараюсь вернуться с новыми пруфами), но и роль "москитов" в парусно-деревянную эпоху. Мне кажется, что в современных стереотипах она сильно недооценена.

 

И даже замахнуться на  попробовать вывести обоснованность чисто "москитного флота" для некоторых стран той эпохи.

_____________

 

Для начала, предлагаю договорится о некоторых условностях, для упрощения взаимопонимания коллег в рамках данной темы.

 В рамках данной темы, предлагаю:

1.   (условно!) считать "москитами":

А) в узком смысле, - все одно- и двухмачтовые военные суда, размером  менее корвета: бриги, шхуны, тендеры и т.д., и т.п.(в отдельных случаях - и трехмачтовые, но небольшого размера, например люгеры иногда были и с тремя мачтами)

Б) в расширительном смысле, - вообще  всё, что не относится к ранговым   "кораблям" (по современному:  к линкорам/баттлшипам), т.е. к  предназначенным для противоборства с морским  противником  в классическом  эскадренном бою.

 

2. Учитывая, что понятие "парусная эпоха" - весьма растяжимое, ориентироваться в обсуждениях  основном на конец XVIII - начало XIX веков, - как на вершину развития чисто  парусно-деревянного боевого флота.

Изменено пользователем Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Перехожу к сути.

Москиты парусной эпохи имели существенные недосток и преимущество, по сравнению с современными (начиная с паровых минных катеров середины XIX века), вследствие чего многие современные стереотипы на ту эпоху не распостраняются.

 

К безусловному минусу москитов парусной эпохи следует отнести отсутствие у тогдашних них  "асимметричного" вооружения, дающего маленькому носителю вооружения достаточный  шанс успешно бороться с заведомо более крупными кораблями противника, - такого как мины, торпеды, ПКР.

Артиллерия обладает строгой "симметричностью", - её мощь находится  в прямой зависимости от   размера платформы. Т.е. хотите (с "рабочей" вероятностью)  утопить жирную цель, - выставляйте против неё большой корабль (или "овер-многа" маленьких).

 

К плюсам парусных москитов (здесь и далее, для лаконичности  изложения, под "парусными" -  понимать также и парусно-гребные суда) над современными, следует отнести куда меньшую зависимость автономности   плавсредства  к его размеру. Сейчас радиус их действия  ограничивается главным образом дальностью хода по топливу. Парусникам в этом смысле было проще: ветер, в отличие от угля, мазута, или соляры,  - бесплатный)))

 

_____

А теперь собственно о роли.

 

Как-то уже устоялось мнение, что "москитный флот" в парусную эпоху был употребим только лишь в особо стеснённых акваториях (шхеры, лиманы), - и на этом его военная роль практически  полностью исчерпывалась. ПМСМ это совсем не так!

 

Во-первых,  в  отсутствие радиосвязи, без посыльных судов, - даже   и "большой" флот становился практически    беспомощным в оперативном плане. А в бою,из-за дыма,  осведомлённость снижалась и вовсе до предела. Что делало актуальными даже  специальные репетичные суда (шхуна Полоцк, например), вся роль которых заключалась в том, чтобы в эскадренном бою  стоять в сторонке поодаль, - за линией кораблей,    и просто дублировать флажные сигналы с флагмана по цепочке (репетовать). Потому как репетование сигналов напрямую  между  самими стреляющими,  и окутанными густым дымом,  кораблями было крайне  затруднено.

 

Во-вторых, для многих задач, - в том числе и вполне "стратегических", применять большие парусные боевые корабли было  очень неудобно,  или бессмысленно, или вообще невозможно.

Например себестоимость гоняния линкором, - да и даже фрегатом,  мелких бригантин  с контрабандой... Такая, что государство больше потратит на  охранение закона, чем предотвратит ущерба от контрабанды)))

И ладно если речь идет просто о криминально-коммерческой контрабанде. Например на ЧМ, чуть ли не главной задачей РИФ было пресечение поставок оружия  горацам извне (главным образом из Турции), - и в конце-концов он сыграл свою роль в "умиротворении" Кавказа, - причем далеко не линкорами и даже не фрегатами, а куда более скромными военными  судёнышками. И это уже вполне стратегического масштаба задачка.

 

Ну и в-третьих, при отсутствии на ТВД более крупных противников, москиты могут решать (или как минимум пытаться это делать) задачи даже геополитического масштаба, вполне самостоятельно, - без подпорки со стороны "большого" флота.

Вспомнить,  например, с чего  джапы до сих пор так ненавидят нашу оперу про Юнону и Авось (шхуна и тендер, т.е. оба - "москиты");)))

______ 

 

Ну и по возможности некоторых, даже немалых стран, остро зависевших от морского судоходства, обойтись одним лишь  "москитным флотом" в парусную эпоху.

А вспомним-ка пример пока ещё будущей "владычицы морей", - САСШ! Сколь помню, они тогда  имели всего-то   два "вшивеньких"  фрегата (по тогдашним понятиям, фрегаты  - это или  самостоятельные  крейсера(рейдеры) на вражеских торговых коммуникациях,   или сугубо   вспомогательные  "принеси-подай" в классическом эскадренном бою), несколько корветов, и разнообразие   всякой мелочёвки. 

И ни одного "настоящего"  боевого корабля, даже 3(4) ранга. От слова: "совсем"!:)

Однако,  вот с таким "неправильным" флотом, как-то  жили, активно судоходничали,  не раз воевали, - в т.ч. и  с тогдашней  владычицею морскою (Англией), и даже далеко  за океаном, в  маленькие победоносные  войны, у них    иногда уже   получалось: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Берберийские_войны:)

 

Изменено пользователем Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А в парусные времена  "корабль" - это  только то, что мы сейчас называем "линкором", а всё остальное -  вообще в принципе за корабли  НЕ признавалось)))

"В парусные времена" корабль это судно, имеющее корабельное вооружение (парусное в смысле), то есть три мачты с прямыми парусами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Во-первых, надо строго оговорить время. Парусная эпоха - она длинная, и даже не вполне окончившаяся. Во-вторых - место. Английская, русская. и французская терминология разные (и все меняются во времени). В третьих, надо оговорить, кто, зачем и в каком смысле употребляет слово. Могут быть и ошибки по неграмотности, может быть употребление "в обобщающем смысле", может в смысле не конструкции, а предназначения, может быть изменение смысла слова (как изменил его британский midshipman, став русским мичманом, а потом дважды изменив значение уже в СССР).

Конкретно "катер" это cutter, одномачтовое судно. В русском языке это слово изменило значение, и могло обозначать судно иного типа предназначенное для сходной службы, а в конце-концов вообще не парусное, а гребное или моторное небольшое судно. То есть могли обозвать тендер или бриг "катером", имея в виду, что используют его для посыльной службы.

Особых боевых свойств малый флот не имел и иметь не мог по причинам троякого рода.

1. Мала команда, при абордажах не защитится сама и не захватит противника (ну, кроме такого же мелкого, как сам, или невооружённого торговца, владелец которого экономит на команде).

2. Малокалиберная артиллерия. Нанести ущерб на дистанции нечем.

3. Мало водоизмещение, и небольшие повреждения даже при умеренном волнении топят. Кстати, это и ограничение мореходности даже вне боя.

Тем не менее полезность отрицать нельзя, но именно как вспомогательного средства - авизо, охранения баз, репетичного судна и т.р.

Что до США в эпоху "Берберийских войн" - да, плохо у них тогда было с линкорами. Строили "суперфрегаты", которые имели лишь две орудийные палубы, но по числу орудий приближались к полноценным линкорам, несмотря на из три палубы. Скажем, Constitution имел

 
  • 30 × 24-pounder long gun
  • 20 × 32-pounder  carronade
  • 2 × 24-pounder  bow chasers

 

и числить в "малом флоте" такие фрегаты странно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

В парусные времена" корабль это судно, имеющее корабельное вооружение (парусное в смысле), то есть три мачты с прямыми парусами.

Лады, примем.

Во-первых, надо строго оговорить время.

Уже! См.выше:

2. Учитывая, что понятие "парусная эпоха" - весьма растяжимое, ориентироваться в обсуждениях  основном на конец XVIII - начало XIX веков, - как на вершину развития чисто  парусно-деревянного боевого флота.

______

Во-вторых - место.

Интересуют в перву очередь общие закономерности

Изменено пользователем Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Мелкие суда в парусную эпоху редко когда имели преимущество по скорости с крупными, а чаще им уступали или-за меньшей высоты мачт (скорость движения потока воздуха ближе к поверхности уменьшается из-за трения и чего-то там еще). Только совсем уж "спортивные" обводы (см. яхту "Америка" 1950-х и аналогичные ей) могли дать преимущество, но такие суда были никакими орудийными платформами...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

1. Мала команда, при абордажах не защитится сама и не захватит противника (ну, кроме такого же мелкого, как сам, или невооружённого торговца, владелец которого экономит на команде).

Этот ваш довод  противоречит исторической практике. Подавляющее большинство пиратских судов было именно мелкими

 

А если ближе к заявленому временному периоду и военному применению, -  помнится, один "катер" (бриг) на русской службе весьма успешно куралесил на шведских коммуникациях именно по каперской линии.

А уж сколько мне на вскидку сейчас и не вспомнится...

 

Я уж не говорю, про тот банальный факт, что когда требовался  абордаж крупного боевого корабля (с хорошо организованным большим экипажем и даже морпехами на борту), то он вполне   осуществлялся  сразу несколькими "москитами".

2. Малокалиберная артиллерия. Нанести ущерб на дистанции нечем.

На самом деле существовало два подхода к вооружению "москитов" той эпохи, - соразмерное количество малокалиберных орудий, либо  1-2 (иногда до трех) но  "линкорное". В последнем случае, толпой, вполне могли и сами на нападать на куда  более крупные боевые корабли.

Точнее, даже три - ещё широко  практиковалась  "множественная" установка на борту "москита"  орудий вполне  "взрослого" калибра, но менее дальнобойных, - и потому обладавших умеренной массой и   отдачей (коронады).

3. Мало водоизмещение, и небольшие повреждения даже при умеренном волнении топят. 

Так их и строить (восполнять потери) несопоставимо  проще.

Кстати, это и ограничение мореходности даже вне боя.

Относится только к плоскодонным (всяким "шхерным") москитам. Нормальные-же  "морские" скорлупки переживали штормовую погоду не хужее больших. В отдельных случаях  даже наоборот  лучше))) - особенности деревянного кораблестроения. Длинная деревяха    ломается  легче короткой. Да и вероятность оказаться на гребнях сразу двух крутых волн у короткого куда ниже.

Мелкие суда в парусную эпоху редко когда имели преимущество по скорости с крупными, а чаще им уступали или-за меньшей высоты мачт

Что было, - то было. Отчасти компенсировалось более практичным  применением вёсел.

Изменено пользователем Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

они тогда  имели всего-то   два "вшивеньких"  фрегата

По силам США в 1й Берберийской войне:

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Тем не менее полезность отрицать нельзя, но именно как вспомогательного средства - авизо, охранения баз, репетичного судна и т.р.

В корне не согласен. Т.е. конечно и для "большого" флота они были незаменимы.

Но отнюдь не исключительно. 

Пример решения геостратегической задачи парочкой москитов

https://rezanov.krasu.ru/commander/sah.php

Однако,  вот с таким "неправильным" флотом, как-то  жили, активно судоходничали,  не раз воевали, - в т.ч. и  с тогдашней  владычицею морскою (Англией)

https://www.defensemedianetwork.com/stories/revenue-cutter-service-war-1812/

Изменено пользователем Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Пиратские корабли военных задач перед собой не ставили. Они как раз торговцев и грабили.

Вообще, идея "москитного флота" - продукт парового двигателя и нарезного орудия (или торпеды, как эквивалент). 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Пиратские корабли военных задач перед собой не ставили. Они как раз торговцев и грабили.

Ммм... - нарушение транспортных коммуникаций военного  противника отличалось от обычного криминального пиратства больше целепологанием и некоторыми юр.ограничениями, -но отнюдь  не физикой процесса.:grin:

 

И на всякий случай напомню, что про пиратов я вспомнил в ответ на ваше утверждение о якобы принципиальной ущербности "москитов" для абордажных действий (безотносительно конечных целей).

Маленькое отступление от основной мысли (Чуточку отматывая назад от заявленного периода):

Между прочим, британские  морские разбойники тоже  решали вполне конкретную  военно-политическую задачу: подрывали испанское  морское господство (знаменитая теория "непрямых действий"). В конечном итоге дело конечно решилось не без участия  "ройял нэви", но тем не менее.

Изменено пользователем Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

@maxab 

maxab сказал:

Мелкие суда в парусную эпоху редко когда имели преимущество по скорости с крупными, а чаще им уступали или-за меньшей высоты мачт

_____

Что было, - то было. Отчасти компенсировалось более практичным  применением вёсел.

Правда надо иметь в виду, что вместе с тем, малые парусные обычно  были  куда более поворотливыми.

 

(и нередко умели ходить круче к ветру, чем большинство фрегатов-линкоров).

Изменено пользователем Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ещё раз. Мы ведём речь о применении на войне. И при всей важности "диверсий на коммуникациях", "малой войны" и т.п. надо воевать с полноценными кораблями противника. Которым много мелких до появления торпед, потом ракет или хотя бы мощной нарезной артиллерии ничего (по буквам - Нахимов, Иессен, Ханыков, Ушаков, Яковлев) сделать не смогут. И на абордаж не возьмут. Потому как на большом военном корабле команда 300 душ (на торгаше сравнимого водоизмещения 30).

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас