Гуситы.. как феникс

4 сообщения в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Прошу прощения, процитирую для не-знатоков темы хотя бы ту же Вики.

"Кутнагорский мир в 1485 году подтвердил свободу вероисповедания в Чехии, установив равные религиозные права для католиков и утраквистов (это условие однако не касалось общины чешских братьев). Условия соглашения были установлены на 31 год, но были продлены в 1512 году на «все времена»."

"
Чешские братья (нем. Böhmische Brüderчеш. Jednota bratrskáлат. Unitas Fratrum), Община богемских братьев, также моравские братья[1] и гернгутеры[2] — христианская евангелическая деноминация, основанная в Чехии (в Богемии) в XV в. после гуситского революционного движения, из остатков гуситов. Основой богословия чешских братьев стали идеи Яна Гуса и Петра Хельчицкого."

 

"Граф Цинцендорф, давший в 1722 году многим из чешских братьев (фактически, немецких беженцев из Богемии) убежище в своём саксонском поместье (регион Обер-Лаузитц) и разрешивший основать посёлок Гернгут (ХернхутHerrnhut), до некоторой степени снова восстановил братскую общину. С 1737 года Цинцендорф становится епископом общины, получив посвящение от гуситов, но оставшись в лютеранском исповедании и признав истинность Аугсбургского исповедания. В настоящее время Цинцендорф почитается как лютеранин и автор принятых в лютеранстве духовных песен. Гернгутеров отличало гусито-лютеранское исповедание и коммунальный способ ведения хозяйства.

Общины богемских братьев (гернгутеров) возникали в различных местах ГерманииНидерландовВеликобританииДанииШвеции, в США, и даже в Гренландии. Гернгутерские проповедники действовали в ВалахииАлжире и Цейлоне, среди индейцев в Северной Америке.

После издания Екатериной II манифеста о приглашении в Российскую империю иностранных колонистов, гернгутеры одними из первых основали в 1765 году свою колонию в Сарепте (Царицынский уезд Саратовской губернии; сейчас Красноармейский район г. Волгограда).

После смерти в 1817 году проповедника Генриха Штиллинга-Юнга гернгутеры из Вюртемберга и Баварии добились особого разрешения у Александра I на поселение в Закавказье, поскольку Штиллинг-Юнг утверждал, что Второго пришествия следует ожидать за Кавказом, у горы Арарат. Почти девять тысяч членов общин, распродав имущество, отправились на восток, но менее половины из них добрались до Измаила, остальные погибли в пути. Некоторые из них осели в Бессарабии и вблизи Одессы, однако около 500 семей продолжили путь в Закавказье. К 1819 году они образовали несколько колоний в Грузии близ Тифлиса и одну колонию в Азербайджане.[5][6]"


Таким образом, гусситы, их идеи имели серьезное влияние. И даже не смотря на поражение в Чехии - они продемонстрировали свои следующие способности как общины и религиозного движения:
1. Отличие от стандартного "протестантства" и "лютеранства".
2. Способность преодолевать "национальные" границы - в конечном итоге, на определенные периоды "немцев" чтящих заветы Яна Гуса было больше чем чехов..
3. Свой более ранний по сравнению с Лютером и более радикальный характер. Я бы сказал явно-социалистический, и, к слову, без агрессии извне - успешный.
4. "Славянский" характер. Крестьянский и мелкобуржуазный характер. Близость как поздним католическим "ересям" - Катарам, Вальдензианцам, так и православным - Богумилам, "Жидовствующим".

Кроме того, как ни странно, имели поддержку при дворах и имели явно направленный вовне характер работы по проповедованию.

Итак.. Что у нас есть?
Есть радикалы, которым хорошо в Чехии, но им в Чехии собственно жить очень сильно мешают. При этом - Чехи находятся в легком контакте со всеми по сути концами европы. Достаточно богаты и организованны, чтобы не просто посадить своего короля и устроить несколько вполне успешных заварух против всей империи и сопредельных стран, но и двигаться куда-то довольно далеко.
При этом, они через польско-венгерские связи вовлечены в дела восточной европы, а через связи с австрией - еще и знакомы с делами пиренейских государств и их колониальными успехами.

То есть - они (как и было впоследствии) способны сами организовать свои экспедиции и колонии, пользуясь инфраструктурой соседних католиков.. К сожалению, католики предпочитали мучительные войны, разорительные для всех сторон - в отличии от англичан, австрийцы не догадались "спустить" пар в колонии, имея всю (испанскую) инфраструктуру для таких действий.

Альтернатива - роль личность в истории здесь весьма и весьма значительна, на примере Англии, и вот по аналогии с ИРЛ, но раньше, некие общины чешских братьев еще после смерти Иржи з Подебрада, при Ягеллончике, например, привлеченные слухами о землях.. направились.. А далее - при переходе Чехии к Габсбургам - заключили конкордат, о разрешении отбытия в те славные земли.

И к 18-19 веку ТАМ было сформировано вполне состоявшееся чешско-гуситсткое государство, под протекторатом империи.. и позднее - других стран, конечно. Принимая чехов и гусситов в первую очередь, оно с одной стороны ослабило позиции чехов в богемии и моравии, и так довольно слабые, что, возможно, привело к окончательному онемечиванию..
С другой стороны - чехи получили более раннее национальное государство в новых землях, а с учетом их трудолюбия, образованности, "гуситского" духа - это могло бы быть очень сильное государство.

Вот и вопрос - куда вероятнее всего отправились бы строить свое царствие небесное чешские братья? Восток? Америки? Африка? Австралия?

Вопрос второй - а если они пошли в другое государство, но не строить его - а интегрироваться и двигать там свою религию - и смогли это сделать (с Данией почти получилось, с немецкими княжествами получалось). Какое государство стало бы гуситским и как?
Варианты наиболее вероятные - Речь Посполитая (уния вместо Габсбургов?). Московия? Венгрия без унии с Австрией - оставшаяся политической силой (тогда надо чтобы король не умер и склонен был их поддерживать)..

Что-то там обещало быть? 

Изменено пользователем imnot

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Собственно, варианта два и ещё один совсем иезуитского типа -

1. Идти в доступные зоны с низкой заселенностью. Готова ли будет Московия или Литва их принять? Вроде степи есть, их активно заселяют. Есть и Сибирь - но слишком далеко.

2. Идти в такие же зоны за морем - куда и как они могли попасть? Могли ли они составить конкуренцию иезуитам или английским поселенцам в новом свете? Дал бы император им корабли? Или южная африка как позднее голландцы. А здесь - перевалочная база для Испании и Австрии.

3. Какие унии или какие государства вероятнее всего попали бы под влияние?

Изменено пользователем imnot

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:


Русский царь Иван Третий шлет гуситов на территории Терека...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

шлет гуситов на территории Терека...

Своих и так много? Или как с перенаселенностью нечерноземья в те годы?
Вопрос второй - какая лояльность у еретиков? Какое к ним отношение может быть в годы борьбы со своими еретиками? Или для православных - не еретики?
Вопрос третий - не слишком ли далеко?

Я больше верю в заселение Запорожья гуситами в случае более долгой унии Польши, Литвы и Чехии..

Изменено пользователем imnot

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас