Sign in to follow this  
Followers 0

Мир немонашенствующих епископов

13 posts in this topic

Posted

Все мы знаем, что в первые века христианства были епископы в т.ч. женатые, однако со времен тяжелых потрясений, коим явилось для церкви борьба с иконоборческой ересью, открылась духовная сила монашества. С тех пор сложилась традиция ставить во епископы только лиц монашенствующего звания. Но если бы этого не произошло? Я совсем не о женатых епископах - епископ в этой альтернативе остался бы по-любому безбрачен. 

Если бы православная церковь не ограничивалась поставлением во епископы одних лишь монашенствующих, дающих обет нестяжательства? Как это скажется на дальнейшей истории? 

Забегая сразу к делу - возможны ли будут в России (главным образом периода Романовых) персонажи наподобие сэра Джона Брэннокса из сериала "Новый папа"? Как олицетворение высокопоставленного церковного иерарха, выходца из аристократической семьи, живущего в богатом имении? 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Я совсем не о женатых епископах - епископ в этой альтернативе остался бы по-любому безбрачен.

Тогда ничего не меняется - кто хотел и мог, тот и так заводил любовницу и богатое имение. 

 

Вообще же, при учреждении Церкви было сказано Апостолом, а не илотом каким с горы, следующее: Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

 

То есть прямо сказано, что епископ оторванным от мира аскетом быть не должен.

Edited by Нкоро_

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

епископство образует новую знать, которая сольётся с боярством и начнёт приватизировать церковные земли. Блуд и разбазаривание денег.Царю это мягко говоря не нужно

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Интересно рассмотреть и на конкретных примеров.  Хочется/можно придумать пару подобных личностей в императорской России 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Борджиа отжигали по тому что Италия богатейшая страна тогдашней Европы.Там можно было безобразничать и грабить казну сколько угодно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Получается, простите за очевидные выводы, на русской и вообще православной почве такое бы не прижилось? 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

в православии аристократ не совсем то что нужно для  возглавления церкви.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Тогда ничего не меняется

Точно

епископство образует новую знать, которая сольётся с боярством и начнёт приватизировать церковные земли. Блуд и разбазаривание денег.Царю это мягко говоря не нужно

РИ во всей европе. И РИ в России, помоему, до церковных реформ. Что то я не заметил, чтобы церковники князьями становились. Впрочем насколько помню по церковным спорам в византийских темах Русь тогда слишком отстала, а поэтому слишком монашеская.

Борджиа отжигали по тому что Италия богатейшая страна тогдашней Европы.Там можно было безобразничать и грабить казну сколько угодно.

Борждия укрепили папскую власть и зделали из разобщенной Папской области нормальное итальянское государство.

 

в православии аристократ не совсем то что нужно для  возглавления церкви.

Сплошь и рядом.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Пока что, к слову сказать, есть у меня одна-две задумки биографий подобных церковных аристократов. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Так это. извините, РИ. См. "Иосифляне и нестяжатели".

«Аще у манастырей сел не будет, како чесному и благородному человеку постричися? И аще не будет честных старцов, отколе взяти на митрополию, или архиепископа, или епископа и на всякие честные власти? А коли не будет честных старцов и благородных, ино вере будет поколебание» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 367).

То есть норма - аристократ, постригшийся в монахи и делающий карьеру

Из 438 волоцких монахов, о которых есть известия за 1479-1607 гг., 22% монахов были выходцами из правящих слоев рус. общества (6% - из высшей аристократии, 16% - из мелких вотчинников), 9% насельников были из слуг мон-ря, по 4% монахов являлись выходцами из духовенства и крестьян, 2% до пострига принадлежали к торговому сословию, социальное положение 59% монахов неясно (Dykstra. 2006. P. 122-123). Т. о., выходцы из дворянства и высшей аристократии составляли на протяжении XVI в. не менее 1/5 братии мон-ря и занимали ключевые посты в его управлении. 

(Это о Волоцком монастыре)

На протяжении XVI в. 24 постриженика Волоколамского мон-ря занимали 19 архиерейских кафедр и столько же раз становились архимандритами и игуменами влиятельнейших мон-рей.

...

Ко времени Стоглавого Собора 1551 г. постриженики Волоколамской обители занимали 5 из 10 рус. архиерейских кафедр (Новгородский архиеп. Феодосий, епископы Савва Крутицкий, Гурий Смоленский, Трифон Суздальский, Акакий Тверской).

А "обет нестяжания" относится лишь к тому, что он формально не имеет собственности. Имение у его родственников, самому ему вотчина не нужна потому, что передать её по наследству не сможет, обет безбрачия предполагается. А как иерарх - он владеет землями и крепостными, но от имени Церкви (в XVIII веке четверть крепостных была церковная, были "церковные бояре", светские управители земель, наподобие западных видамов, и даже "церковные стрельцы", вооружённая сила)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Возможно как вариант, при пострижение в монахи, или даже просто пожертвование, недвижимость-земля не жертвуется (кроме случаев строительства под культовые сооружения + минимум под хозпостройки и огороды-сады обрабатываемые руками самих монахов и послушников ). Причем количество всяких послушников не больше 2-3 на монаха, дабы не было под этим видом привлечения наемного труда . А пожертвования  просто отписывается доход с земель или дела пока жив пожервователь. При смерти монаха или жертвователя доход-рента возвращается наследникам прямым.  А в случае вымороченного наследства (отсутсвия прямых наследников ) то имущество в основном идет в казну или общину, и только десятая часть церкви . 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

...

Посмотрим на Патриарха  Филарета (Фёдора Никитича) Романова - "Великий Государь" ,пАнимашь...

...

С другой стороны - Патриарх Никон - из крестьян. - Был женат - дети умерли - постригся в монахи...

...

Среди глав русской православной иерархии - много аристократов -

святитель московский митрополит Алексей, священномученик митрополит Филипп Колычёв... -

как и среди монашествующих - преподобный Сергий Радонежский...

...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

...

Похоже - что в после-Никоновское - а особенно - в после-Петровское время - 

аристократов в священноначалии Русской Церкви - стало гораздо меньше -

чем было до середины 17 века...

...

Дворянину - стало подобающим -  "служить" !

Известны аристократки-вдовы - ставшие инокинями после смерти мужей

(часто - после насильственной гибели)...

...

Зато в Западной Европе - существовало массовое явление "непотизм" :

духовную карьеру - делали родственники или даже бастарды - видных церковных иерархов...

...

Очень часто - в католических странах - это было нормой -

по духовной линии - шли младшие сыновья знатных родов -

достигавшие высочайших церковных должностей...

...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0