Искусство в К:МПИ


34 сообщения в этой теме

Опубликовано:

Кстати, обсуждение сценария "санкционной Японии" натолкнуло меня на одну мысль...

 

По-видимому, такая Япония, у которой в 1950-е - 1970-е гг. напряжённые отношения с США, вплоть до санкций, у которой экономика хуже, чем в РИ, с международными экономическими и торговыми связями дело тоже обстоит хуже, чем в РИ, будет иметь куда меньшее влияние на мировую культуру, чем в РИ. Аниме, например, вряд ли приобретёт такую популярность за пределами Японии, как в РИ (возможно, могут быть отличия от РИ и в плане рисовки, но это сложный вопрос). Но я хочу затронуть другой вопрос - где искусство, культура и творчество связано с технологиями...

 

Возможно, "санкционный" период Японии воспрепятствует созданию базы для рывка индустрии электронных развлечений - все силы уйдут на военную сферу и выкачивание дивидентов из более скудных по сравнению с РИ возможностей. Конечно, индустрия развлечений независима от государственных интересов, но ей во вред могут пойти менее плодотворные контакты с внешним миром. Так что нинтендовские Game&Watch и GameBoy тут будут, но не под гайдзинским англоязычным названием и скорее в качестве внутреннего явления, вроде "Волк ловит яйца" (который, что характерно, клон нинтендовской игрушки). Но, вероятно, этот АИ-мир не познает приставок от "Нинтендо" и "Сега", не поиграет в "Марио" и прочие игры, популяризированные японскими консолями. Возможно, что и более позднего "Плэйстейшна" в данной АИ тоже не будет. Игры более позднего периода вроде Metal Gear Solid, Silent Hill и Resident Evil вполне возможны, но уже под другие платформы, порождённые альтернативным миром.

 

Но кто займёт освободившуюся нишу японских консолей? Китайцы? Но там ближайшим ориентиром будут скорее РИ Южная Корея и Тайвань, которые своих консолей не породили. Так что, по-видимому, главным производителем игровых приставок останется США, но без РИ успехов "Нинтендо" последствия краха игровой индустрии 1983 г. могут длиться дольше - и рынку потребуется известное время, чтобы вновь обрести веру в игровые приставки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По-видимому, такая Япония, у которой в 1950-е - 1970-е гг. напряжённые отношения с США, вплоть до санкций, у которой экономика хуже, чем в РИ, с международными экономическими и торговыми связями дело тоже обстоит хуже, чем в РИ, будет иметь куда меньшее влияние на мировую культуру, чем в РИ

У японской культуры будет альтернативный распостранитель — диаспора. А на архипелаге царит своя атмосфера, превращающая детей Аматэрасу в циников. Это мир короткой злободневной манги-самиздата и издевательских хайку.

Ракета в волнах

Тонет. Поработал

На всю зарплату

Но насчёт того, что аниме не выстрелит — сомневаюсь. Его ценность не в рисовке, создававшейся из соображений экономии, и не в сюжетах, а, в первую очередь, в японском взгляде на мир. Вопрос надо ставить не "сможет ли?", а "когда сможет?"

Но кто займёт освободившуюся нишу японских консолей?

ПК? 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

У японской культуры будет альтернативный распостранитель — диаспора

Ну, кстати, в Европе есть потребители нигерийского кинематографа - как раз из числа приезжих из Африки...

 

Но насчёт того, что аниме не выстрелит — сомневаюсь. Его ценность не в рисовке, создававшейся из соображений экономии, и не в сюжетах, а, в первую очередь, в японском взгляде на мир. Вопрос надо ставить не "сможет ли?", а "когда сможет?"

Думаю, в период "санкционной Японии" её творческий продукт будет довольно-таки неважно экспортироваться. По мере нормализации отношений могут начать потихоньку экспортировать творческий продукт, но распространение его будет идти медленно. Значит, на вопрос "когда сможет?" ответ будет "где-то в 1990-х - 2000-х". Думаю, вехой в этом деле станет присуждение "Оскара" за лучший анимационный мультфильм японской ленте - тут детерминистично подвернётся Хаяо Миядзаки.

 

ПК?

В принципе, это вполне в детерминистичном духе. Когда в 1980-х гг. случился кризис игровой индустрии, компьютеры хоть и пострадали в качестве игровой платформы, но лучше выдержали удар. Вот, к примеру, цитата из Википедии:

По мере снижения интереса к игровым приставкам в США, рынок игр для компьютеров смог получить точку опоры в 1983 году и в дальнейшем. Разработчики, ранее занятые в сегменте игр для приставок, такие как Activision, для сохранения конкурентоспособности перешли к разработке игр для компьютеров. Вновь основанные компании также стремились воспользоваться растущим интересом к играм для компьютеров, используя новаторские элементы, заимствованные из игр для приставок, а также использовали преимущества недорогих телефонных модемов, благодаря которым становилась возможной многопользовательская игра.

 

При этом стоит отметить любопытный нюанс касательно игрового краха 1983 г. - крах произошёл из-за того, что на волне популярности приставок на рубеже 1970-х - 1980-х гг. производители игр и приставок брали количеством, надеясь подняться на хайпе, что и привело к резкому падению качества и массовому разочарованию потребителей. А вот на ПК в то время выходили более качественные игры, хоть и в меньшем количестве. Кроме того, ПК уже в то время брали универсальностью - не только для игрушек, но и для работы и даже учёбы. Но ПК были в то же время дороже - обычно ими пользовались офисные работники, программисты, студенты, для широких масс в 1980-е гг. собственный компьютер был дороговат. Кроме того, в ПК-индустрии процветало пиратство, что тормозило расширение рынка игр для ПК.

 

В РИ в таких условиях победителем оказалась "Нинтендо" - она предложила на американский рынок дешёвую консоль, игр было много, причём качество выпускаемых игр жёстко контролировалось самой "Нинтендо". И это стало секретом успеха, хотя ради приобретения доверия покупателей "Нинтендо" продавала свою NES не под токсичным названием "игровая приставка", а в качестве "развлекательной системы".

 

Итак, при сценарии "санкционной Японии" "Нинтендо" в том виде, в котором она пришла к успеху, не будет - сама компания будет жить да здравствовать, но у неё не будет ресурсов для успешного выхода на американский рынок, и она, не желая рисковать, так и будет продавать в Японии обычные игрушки и простенькие портативные консоли с играми в стиле "Волк ловит яйца". Значит, куда большую долю рынка охватит ПК. Как это всё будет происходить? Можно быстренько набросать такую схему:

  • Игровой крах 1983 г. (но может быть и другой год, в зависимости от развития технологий) буквально уничтожает рынок игровых приставок и консольных игр.
  • В отсутствие "Нинтендо" главным бенефициаром становится ПК.
  • Против игр на ПК работает плохая репутация видеоигр, порождённая кризисом 1983 г. Но в пользу компьютеров работает их универсальность - в отличие от потерявших свою репутацию игровых приставок, ПК слишком важны во многих сферах деятельности, чтобы выбрасывать их на помойку. А если вдобавок к работе и учёбе на них можно ещё и поиграть - так это вообще отлично!
  • Однако развитие рынка игр для ПК тормозят большая дороговизна компьютеров и пиратство, из-за чего основная аудитория - офисные работники, программисты, студенты. Рынок растёт медленно.
  • В результате - в 1980-е - начале 1990-х игры меньше на слуху и меньше распространены. Воспринимаются как развлечение для "продвинутых".
  • Индустрия компьютерных игр будет развиваться примерно теми же темпами, что и в РИ. Массовость будет потихоньку расти, а в начале 1990-х гг. пойдут уже настоящие хиты, вроде DOOM или его АИ-заменителя.
  • Дешеветь компьютеры будут не так быстро, как хотелось бы, а школьники, у которых папа программист, будут разносить по сарафанному радио слухи о классных интерактивных развлечениях. Для расширения рынка будут два варианта, развивающихся параллельно - компьютерные клубы и разработка дешёвых игровых консолей. Второе - более перспективное направление.
  • Соответственно, возрождение рынка игровых приставок придётся где-то на первую половину 1990-х гг. Будет много экспериментов с конструкцией, носителями (картриджи или новомодные диски), игровыми контроллерами. Будут как успехи, так и провалы.
  • Скорее всего, главным центром, где появятся новые компании, производящие приставки, будут США. Какие компании могут выстрелить со своими консолями - дело непредсказуемое. Но, скорее всего, производители консолей будут сплошь американские.
  • А далее будет, как в РИ - на волне успеха консолей начнут говорить о гибели рынка ПК-игр из-за пиратства, но потом появится интернет-магазин наподобие Steam (или же это и будет детерминистичный Steam), который перечеркнёт мрачные прогнозы для ПК, потом мобильные игры с новыми далеко идущими прогнозами, и всё прочее нам знакомое...

 

Кстати, есть один любопытный нюанс - в РИ крах игровой индустрии 1983 г. затронул прежде всего США как главнейший консольный рынок в мире. В Европе его особо и не заметили, поскольку там игровые приставки не вышли на тот момент на такой уровень популярности, и более распространённой платформой был ПК. В данной АИ, где Европа более самостоятельная и продвинутая, почему бы не сделать такую параллель с РИ? Консоли первыми массово распространяются именно в США, а в страны Миттельевропы и Интернационала игровые приставки приходят с запозданием. В результате, когда случается крах игровой индустрии, он, как и в РИ, бьёт именно что по США, а в Европе проходит почти незамеченным. И, пока в США собирают горы мусора из выброшенных на помойку консольных игр, европейцы (хоть под германской железной пятой, хоть в Свободном Мире социализма) потихоньку играют в игры на ПК, которые хоть и более элитарные, но более продвинутые. А поскольку Европа тут более самостоятельная, то и становится важнейшим центром в индустрии игр для ПК. Может быть, именно США выдадут хит вроде DOOM, но Европа германская и социалистическая наверняка отставать не будут (а в чём-то, может быть, и опережать).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, кстати, в Европе есть потребители нигерийского кинематографа - как раз из числа приезжих из Африки...

У японцев ещё и литература будет (у них и сейчас вроде довольно широкий охват), которую именно диаспоре легче всего издать. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Игровой крах 1983 г. (но может быть и другой год, в зависимости от развития технологий) буквально уничтожает рынок игровых приставок и консольных игр.

В отсутствие "Нинтендо" главным бенефициаром становится ПК.

возрождение рынка игровых приставок придётся где-то на первую половину 1990-х гг.

Ах да — к моим рассуждениям про возможную альтернативу видеоигр стоит добавить, что при детерминистичном кризисе игровой индустрии и отсутствии спасителя рынка приставок в виде «Нинтендо» сами игровые консоли как таковые никуда не денутся. Будут выходить новые 8-битные консоли, новые игры, но их рынок будет гораздо уже, а игр гораздо меньше по сравнению с «нинтендовским» спасением — и развитие игровых приставок, возможно, будет идти медленнее, если не стагнировать. Просто я осознал, что мой тезис об «уничтожении рынка игровых приставок и консольных игр» может создать впечатление об временной гибели игровых приставок как таковых. Но это не так.

 

Такая вот АИ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А какая бы судьба ждала Хогвартс в социалистической Британии?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А какая бы судьба ждала Хогвартс в социалистической Британии?

Сложно сказать. Возможно, Джоан Роулинг и «Гарри Поттер» вполне детерминистично бы появились. Социализм и художественные произведения про чародейство и волшебство — не такая уж взаимоисключающая вещь, на самом деле. Можно вспомнить Волкова, который издал в СССР адаптацию «Волшебника страны Оз» под названием «Волшебник Изумрудного города». К тому же в «Гарри Поттере» вполне себе хватает идеологически верных моментов, вроде критики аристократии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Не люблю ни 1984, ни его автора, но порой действительно сложно удержаться от проведения параллелей. Так что - вот вам немного философская зарисовка из написанного в 1950-е в стол трактата товарища Блэра (кто вдруг опознает главный источник плагиата копипаста вдохновения - тот, безусловно, man of culture as well):

...очень известная фотография. В центре – Освальд Мосли. Председатель Британского Союза светит своей очаровательной черно-белой улыбкой прямо в камеру. Слева от него, облокотившись на перила, стоит человек с крысиным лицом, одетый в черную рубашку и кожаную куртку – тоже узнаваемый образ. Теперь перевернём фотографию. Человек с крысиным лицом исчезает. Остаются только председатель вместе с Томом Манном, чьё имя (среди тех немногих, кто ещё помнит, как его зовут) давно стало синонимом лизоблюдства и самозабвенного пресмыкательства. Там же, где раньше стоял комиссар, теперь пустое место. Можно увидеть ту часть моста, которую он закрывал. 

Типичный случай так называемого нелица - человека не просто ликвидируют, но и подчищают все документы, подтверждающие его или её прежнее существование. В своё время, лет десять-пятнадцать тому назад, такое часто проделывали со многими «вышедшими из доверия» товарищами – с разной степенью успеха. Об успешных примерах по понятным причинам говорить трудно. С другой стороны, каждый из нас оставляет за собой шлейф самого разного рода мелких отметок, а цензоры – тоже люди. И может случиться так, что стертый гражданин именно благодаря своему несуществованию станет куда более узнаваемой исторической фигурой, чем его коллега, которого просто застрелили тихой ночью за мусоросжигательным заводом. В самом деле, что ещё могло спасти головореза-чёрнорубашечника Джеймса Хэммонда от забвения, если не эта забавная фотография? По мере развития технологий прежнее ремесло по стёсыванию голов императоров с монет всё больше усложняется. Для хорошо смазанной бюрократической машины выродившейся рабочей республики небольшая чистка перфокарт – давно уже не проблема, лишь рутинная процедура. Но в случае с фотографиями и кино эта чистка приобретает определенную техническую тонкость, которой мы можем восхититься на примере вышеупомянутого комиссара, по мановению волшебной палочки ретушера исчезнувшего с борта теплохода «Интернационал» в то хмурое воскресное утро. 

Джеймс был отвратительным человеком, необразованной деревенщиной. В революции он участия не принимал, будучи ещё подростком – его звёздный час настал позже, когда товарищ М приметил рьяного и решительного члена молодёжной организации. Но при всей своей решительности он так и не удосужился приобрести хотя бы минимального объёма идеологический багаж – и не видел проблемы в раздаче обвиняемым политически неоднозначных ярлыков. Не считал нужным всерьёз работать над правдоподобностью - и в конце концов это его погубило. В один прекрасный день председатель Мосли вызвал его к себе, очевидно, будучи не в силах и дальше терпеть этот позор. Дескать, скажи-ка мне, Джеймс, с чего вдруг товарищ Моррисон стал у тебя «очередным социал-демократическим ренегатом», если мы всегда клеймили его за левацкий анархизм? Почему товарищ Ингрэм обвинён в шпионаже в пользу Австралии, с которой мы только что заключили договор о дружбе? Нет ли в этом какого-то замаскированного выпада в отношении политики партии и правительства, а, Джеймс?

Но гораздо печальнее история третьей фигуры на той роковой фотографии. Том Манн, один из патриархов революции. Хоть он и принадлежал к синдикалистскому крылу профсоюзного движения, его умеренно-аполитичная позиция при новом режиме, непритязательное поведение и незаменимый вклад в улучшение материальных условий рабочего класса трижды спасали его от любого рода кампаний и чисток – и при радикалах, и при умеренных. Так продолжалось до тех пор, пока его беспристрастность на очередном съезде БКТ не оскорбила чьи-то чувства. Оказалось, что пацифистский анархо-синдикализм и низовая кооперация совершенно не совместимы с динамичным английским социализмом нового поколения, порождённым гением товарища Мосли. С ужасом Манн обнаружил, что в следующем акте ему уже уготована роль жалкого земляного червяка, ползающего в ногах у разоблачивших его верных партийцев. Никогда прежде не имевший опыта самокритики, бедный запуганный старик настолько перестарался, что даже в царившей тогда атмосфере пышного самоуничижения присутствующим было неловко его слушать, а уж о том, какое впечатление это произвело на зарубежную аудиторию, не стоит и говорить. После столь запоминающегося выступления имя Манна оказалось навсегда скомпрометировано – вместе с самим жанром. Так что милосердный председатель решил не продолжать этот жалкий фарс, а пощадить память старого и некогда достойного товарища. Вместо того, чтобы вывести Манна на процесс восемнадцати, он просто отправил его за мусоросжигательный завод, а позже удалил его имя из всех исторических свидетельств, доступных широким массам. Однако подделка провалилась, так как ретушер по рассеянности оставил необработанной одну замечательную фотографию, на которой Манн все еще присутствовал. Ту самую, с которой ранее исчез в безвестность комиссар Хэммонд.

В континентальной Европе эти два изображения – оригинал и ретушь – стали популярным культурным феноменом. В самом деле, можно ли нагляднее заклеймить режим? Враг силён и ужасен – посмотрите, что они проделывают с историей, как хотят стереть воспоминания людей, превратить их в бесправных рабов, в неспособные мыслить машины. И одновременно – враг слаб и жалок, ведь перед нами наглядное доказательство тщетности и глупости их попыток. Идеальный объект для пропаганды. Крысиная улыбка, которая была в тот день на лице Хэммонда, при желании может добавить дополнительный слой глубины. Ну вы сами взгляните на него! Да кто бы не захотел стереть этого мерзкого человечишку из памяти? Иностранные попутчики (те, что малость поумнее и не решаются отрицать очевидное) здесь обычно ударяются в многословные оправдания; их суть хорошо передаёт русское выражение «добрый царь, плохие бояре». Юные коричнево-розовые постмодернисты исписывают десятки страниц, объясняя, что подобная практика на самом деле существовала веками, и восхваляют мудрость председателя, который довёл её до логического конца, отринув все лицемерные ужимки старого мира.

Вряд ли для читателей станет сюрпризом моё скептическое отношение к подобным трактовкам этого феномена. Для меня интерес представляет отнюдь не ограниченный мясник, всей своей посмертной памятью обязанный маленькой ошибке цензора. Судьба старого социалиста, затравленного, доведённого до предела, до потери собственного «я», и лишь после этого – убитого и стертого из истории – много поучительней. Эта фотография – действительно лучший символ ангсоца, но, вопреки распространённому мнению, её главное действующее лицо – Манн, а не Хэммонд...

Изменено пользователем Будах Будахович

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не люблю ни 1984, ни его автора, но порой действительно сложно удержаться от проведения параллелей. Так что - вот вам немного философская зарисовка из написанного в 1950-е в стол трактата товарища Блэра (кто вдруг опознает главный источник плагиата копипаста вдохновения - тот, безусловно, man of culture as well)

Круто! :good:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас