"Варан" и "Легван" - реконструкция и перспективы


3 сообщения в этой теме

Опубликовано: (изменено)

 

 

«Waran» и «Legwan»: реконструкция и перспективы

 

Итак, после многолетнего копания в польских источниках, решил-таки попытаться привести свои соображения насчет «Варана» и «Легвана» - всё-таки что это такое «и с чем его едят»

 

Итак, сперва то, что у нас есть из информации по ним.

С учетом того, что вся официальная информация (а также первая опытная партия из пяти «Варанов», предназначавшаяся для испытаний) погибла в сентябре 1939 года под немецкими бомбами, то данные по ним весьма скудные

1) «Варан» - 9 цилиндровый, «опиравшийся на конструкцию Райт-Циклона» (запомните эту фразу! это будет очень важно!), с рабочим объемом 30 литров, весом 500 кг и мощностью… тут даются две разные цифры – первая 1000(номинальная)/1200(максимальная) и вторая, то и дело всплывающая в 1600 лошадок (и снова – надо запомнить их обе! Это тоже важно), в августе 1939 года построена опытная партия из 5 двигателей для испытаний, намчченных на сентябрь

2) «Легван» (польск. «игуана») - двойная звезда на основе «Морса», мощностью 800/1000 лошадок и весом в 475 кг

 

Весьма любопытны сроки разработки. Маевский даёт инфу о том, что чертежи «Варана» начали делать поздней осенью 1938 года, а, как я уже сказал – в августе построили опытную партию для испытаний. Казалось бы - –невероятно – от стадии чертежной доски до прототипов менее чем за год? Невероятно, правда? Особенно если учесть, что печально известного несчастного «Фоку» поляки разрабатывали с 1933 года и так до 1938 года до ума не довели… однако, а был ли до этого прецедент столь же быстрой разработки польского движка, что и «Варан»? Сюрприз! Был! И это уже упоминавшийся ранее «Морс». По всё тому-же Маевскому начало работы над чертежами – сентябрь 1932, первый прототип – март 1933 (всего полгода!), а с 1934 года он ставился на серийные Lublin R-XIIIF. И, в плане конструкции «Морсам» тоже всплывает одна фраза «опиравшийся на конструкцию Пратт-Уитни Уосп Джуниор» - ничего не напоминает? А?!

Итак, сперва – что-ж ты такое за чудо есть, «Морс», а «Морс»? Американцы в своих работах без обиняков гворят что «Морс» это ни что иное как польская нелизцензионная копия «Уосп Джуниор» и что поляки просто своровали конструкцию, польские же авторы возражают что мол «мы только опирались на Уосп Джуниор» но сделали сами» - как ни странно, правы ОБЕ стороны.

Без сомнения «донор конструкции» узнаётся легко – «сворованный» в этом плане Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior A, но при этом поляки не слепо его скопировали, а внесли довольно заметные изменения, которые позволили как улучшить движок, так и утверждать о том, что «это мы сделали». Т.е. правы и американцы – поляки никаких лицензий на Уосп Джуниор не покупали, а тупо своровали его конструкцию, но правы и поляки – движок всё-таки не слепо скопировали, а переработали и улучшили. Итак, вот отличия «Морса» от «Уосп Джуниор А»:

PRIMO – диаметр цилиндра уменьшен со 132 до 128 мм

SECUNDO – ход поршня увеличен со 132 до 140 мм

TERCIO – соответственно, рабочий объем увеличен с 16,14 до 16,21 л.

QUARTO – степень сжатия увеличена с 5:1 до 6:1

QUINTO – за счет более активного использования легких сплавов «поляк» получился несколько легче исходного «американца»

SEXTO –американский карбюратор заменен на Claudel-Hobson, выпускавшийся по лицензии в Польше на заводе Motolux

SEPTIMO – нагнетатель Дженерал Электрик заменен новым польским нагнетателем собственной конструкции

 

 

 

Соответственно, с учетом сакраментальной фразы «Варан опирался на конструкцию Райт-Циклона» само-собой напрашивается вывод что с «Вараном» поляки поступили точно также, как с «Морсом» - своровали конструкцию Райт-Циклона и затем её переработали и улучшили, причем, скорее всего, ровно том-же направлении, что и «Морс» (и данные от 1000-1200 л.с., 500 кг и 30 литрах эту догадку подтверждают).

С учетом времени начала работ, «донор конструкции» для «Варана» угадывается довольно легко – Wright Cyclone GR-1820-G2 – особенно с учетом того, что именно такие движки стояли на «Вихре».

Как я сказал ранее – наверняка работа по переделке «Циклона» в «Варана» шла по тому-же направлению, что переделка «Уосп Джуниор» в «Морса» - некоторое уменьшение диаметра цилиндра с увеличением хода поршня и рабочего объема, увеличение степени сжатия, бОльшее количество легких сплавов, новый карбюратор и нагнетатель

С учетом объема движка в 30 литров (по сравнению с 29,87 у «Циклона»), а также с учётом того, что поляки любили подгонять параметры к более «красивым» числам в метрической системе, то, скорее всего диаметр цилиндра был уменьшен со 155,6 мм до 154 мм, а ход поршня увеличен с 174,6 мм до 180 мм – что даёт рабочий объем движка в 30,17 л. – что максимально близко к заявленным 30 литрам (другие комбинации диаметра цилиндра и хода поршня либо уходят дальше от искомых 30 литров, либо нужно оперировать дробными цифрами с ходом в полмиллиметра, чего поляки ох как не любили). Степень сжатия, скорее всего, была увеличена с 6,45:1 до 7:1. С учетом более активного использования легких сплавов (поляки это дело ох как любили) уменьшение массы движка примерно на 35-40 кг (т.е. около 500 кг, при том что «Циклон» - 537 кг) – вполне нормальна. С учетом изменения хода поршня, диаметр «Варана» должен был составлять около 1390 мм – что больше родного Райт-Циклона (1378 мм), но меньше чем у Бристоль Пегасус (1405 мм). С учетом увеличения рабочего объема двигателя с 29,87 до 30,17 л. и увеличением степени сжатия с 6,45:1 до 7:1 заявленная мощность в 1000-1200 лошадок выглядит более чем правдоподобной – особенно если учесть что более поздние версии «Циклона» (вроде появившегося в 1939 G205) выдавали всё те-же 1200 лошадок. Что же касается постоянно всплывающей цифры в 1600 л. с., то и она как ни странно вполне логична:

Итак, семейство движков «Морс»-«Варан»-«Легван» включает себя две одинарных 9-цилиндровых звезды – соответственно малой (Морс) и большой (Варан) мощности, и одну 14-цилиндровую звезду средней мощности (Легван). Чего в этой картине не хватает для полноты картины? Правильно, двойной 14-цилиндровой звезды большой мощности на основе «Варана» - этакого польского аналога «Твин Циклона» - и заявленные 1600 лошадок как раз прекрасно ложатся в её характеристики. Единственно что врятли бы она сохранила название «Варан» как у одинарной звезды – скорее всего ей бы то-же дали своё имя собственное – с учетом того, в какую сторону двигалось имянаречение «Варана» и «Легвана» - то в компанию к варану и игуане так и просится какая-нибудь «Саламандра» - так что для удобства моделирования наречем двойную звездочку на основе «Варана» «Саламандрой». Её данные, с учетом данных «Варана» - можно вполне промоделировать – рабочий объем 46,93 л., 14 цилиндров, диаметр цилиндра и ход поршня как у «Варана» - 154 и 180 мм соответственно, мощность – заявленные 1600 л. с., вес около 840 кг. Причем, судя по тому, что её данные в плане мощности появляются одновременно с «Вараном» и «Легваном» - то можно предположить, что работа над ними ВСЕМИ началась поздней осенью 1938 года. Данные же «Легвана» моделируются очень просто – рабочий объем 25,22 л., 14 цилиндров, диаметр цилиндра 128 мм, ход поршня 140 мм, вес 475 кг, мощность 800-1000 л. с.

 

 

Соответственно, промоделируем сами движки, с условием их имянаречения по польским стандартам PZL и данных:

 

 

PZL-WS G-3010A Waran I

Начало работ – осень 1938 г.

Первый прототип – август 1939 г.

Серийное производство – с 1940 года

9-цилиндровый, радиальный, воздушного охлаждения, одинарная звезда

Рабочий объем 30,17 л.

Диаметр цилиндра 154 мм

Ход поршня 180 мм

Диаметр двигателя 1390 мм

Сухой вес 500 кг

Номинальная мощность 1000 л. с.

Максимальная мощность 1200 л. с.

Октановое число топлива 87

Степень сжатия 7:1

Карбюратор Claudel-Hobson AI-85E

 

PZL-WS PG-2520A Legwan I

Начало работ – осень 1938 г.

Первый прототип – 1940 г.

Серийное производство – с 1941 года

14-цилиндровый, радиальный, воздушного охлаждения, двойная звезда

Рабочий объем 25,22 л.

Диаметр цилиндра 128 мм

Ход поршня 140 мм

Диаметр двигателя 1140 мм

Сухой вес 475 кг

Номинальная мощность 800 л. с.

Максимальная мощность 1000 л. с.

Октановое число топлива 87

Степень сжатия 7:1

Карбюратор Claudel-Hobson AI-85E

 

PZL-WS PG-4690A Salamandra I

Начало работ – осень 1938 г.

Первый прототип – 1941 г.

Серийное производство – с 1942/43 гг.

14-цилиндровый, радиальный, воздушного охлаждения, двойная звезда

Рабочий объем 46,93 л.

Диаметр цилиндра 154 мм

Ход поршня 180 мм

Диаметр двигателя 1390 мм

Сухой вес 840 кг

Номинальная мощность 1600 л. с.

Октановое число топлива 87

Степень сжатия 7:1

Карбюратор Claudel-Hobson AI-85E

 

 

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

то, скорее всего диаметр цилиндра был уменьшен со 155,6 мм до 154 мм, а ход поршня увеличен с 174,6 мм до 180 мм – что даёт рабочий объем движка в 30,17 л. – что максимально близко к заявленным 30 литрам (другие комбинации диаметра цилиндра и хода поршня либо уходят дальше от искомых 30 литров, либо нужно оперировать дробными цифрами с ходом в полмиллиметра, чего поляки ох как не любили).

Почему? Навскидку могут быть также варианты 155 х 176 и 156 х 174 мм.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

тоже вариант, коллега!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас