Авианосец "Леваневский".


18 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Если открыть справочник  Джини по военно-морским флотам мира за 1938 г. то можно увидеть  в списке судов РККФ  авианосец , поименованный как "Сталин"  относящийся к типу "Леваневский" -пусть и числившийся  в постройке. Но такого корабля как знают все в советском флоте не было. 
Так что же это был за  корабль? Это не ошибка и не опечатка как многие утверждали. 
...Первые проекты по созданию отечественного авианосца появились еще в марте 1925 года. Тогда появилась идея по переоборудованию недостроенного
линейного корабля "Фрунзе"(бывший "Полтава") в авианосец. Предполагалось, что его водоизмещение составит 22 000 тонн, скорость хода 27 узлов, размер
авиагруппы: 27 истребителей, 12 торпедоносцев, 6 самолетов-разведчиков и 5 самолетов-корректировщиков. Корабль планировалось вооружить 8 180-мм
артиллерийскими установками, 8 102-мм артиллерийскими установками, четырьмя 40-мм установками бофорс. Бронирование планировалось
сохранить.  Однако до начала работ так и не дошли, не было создано даже эскизных проектов.
В соответствии с программой 1930го, дополненной утвержденной постановлением №154 от 26 июня 1936 г., строительство авианосцев для советского флота не предполагалось. И это не удивительно -ведь работа в рамках концепции «Малого флота» исключала как будто любую возможность постройки авианосцев и вообще крупных боевых кораблей. Считалось, что советский флот на тот момент должен был решать задачу обороны собственной прибрежной зоны в закрытых морях. Поэтому задачи ПВО и разведки были решаемы за счет использования береговой авиации. Свою определенную роль вероятно сыграл и политический аспект - например в статье , "К 18й годовщине Рабоче Крестьянского Красного флота", начальник политуправления Балтфлота бригадный комиссар Рогов, назвал авианосцы - "дубинкой империалистических войн" не способной угрожать советской республике и пригодной только для борьбы за колонии.
Для того чтобы предвидеть огромный потенциал авианосцев, необходимо было быть столь же дальновидным  военно-морским деятелем, каковым, например, являлся японский адмирал Ямамото. Да и сама советская морская авиация обладала в основном разведывательно-истребительной направленностью и слабыми ударными возможностями (ударных самолетов имелось 15% от всего парка). В дальнейшем предполагалось выдерживать данные пропорции. Поэтому обвинять руководителей ВМФ СССР 1930-х годов за недостаток внимания к авианосцам нет оснований.
 Однако в результате последовавшего вскоре доклада наркома обороны Ворошилова Сталину и Молотову, было все таки  решено предпринять попытку создания легкого авианосца.
Командование советского флота собиралось возложить на данные корабли задачу обеспечения ПВО основных сил и проведение разведки на Северном а в перспективе  Тихоокеанском флоте. Предполагалось что авианесущий корабль значительно усилит возможности малочисленных новых флотов. Благо была возможность сделать это недорого.
Незадолго до начала Первой  мировой войны на российских верфях было заложено восемь  легких крейсеров типа «Светлана». Ни один из них до 1917 года не был
достроен, но в конце двадцатых годов, когда были преодолены последствия революционной разрухи, три из них были-таки ведены в строй
(черноморские  "Червона Украина", "Красный Крым" и "Красный Кавказ"), а их проекты послужили основой для создания первого советского крейсера "Сергей Лазо".  И вот был оперативно создан проект переделки недостроенного крейсера "Ворошилов" ("Адмирал Бутаков")в небольшой авианосец, получивший по тогдашней традиции имя "Сталин". Корпус вполне мог вместить ангар на 22 самолета, взлет и посадка должны были осуществляться с навесной палубы, надстроенной над верхней палубой крейсера. Именно так англичане пионеры в деле создания  авианосных кораблей создали один из своих первых авианосцев – "Виндиктив". Он был в некотором роде знаком красным морякам - принимал участие в поддержке войск Юденича в 1919 г. и сел на мель на Балтике где был добит эсминцем "Автроил".
Конечно, во второй половине тридцатых годов проект "Сталин" смотрелся несколько архаично, но выбирать не приходилось: использовать почти готовый корпус старого крейсера с готовой турбинной установкой было намного дешевле, чем строить корабль заново.
Тем временем в 1937 года в США  начали разрабатывать проекты линейных кораблей-авианосцев. Одним из самых любопытных оказался проект
линкора компании "Гиббс энд Кокс" проект 10581. Данный проект создал владелец компании В. Ф. Гиббс, который до этого
никогда не занимался подобным. Неудивительно, что на бумаге возник очень необычный корабль, обладавший водоизмещением в 73 003 тонны, мощностью
силовой установки в 304 160 л.с. и скоростью хода 34 узла. Данный корабль планировалось вооружить 8х457-мм или 12х406-мм артиллерийскими установками(!), 28х127-мм и 32х28-мм артиллерийскими установками, а также 36 колесными и 4 гидросамолетами. На корабле планировалось установить 2 катапульты. Бронирование бортов составляло 330 мм, бронирование палубы – 197 мм. Когда этот корабль не вызвал интереса в американском военно-морском ведомстве Гиббс не долго думая предложил его Советскому Союзу. Разумеется американцам отказали, хотя покупку этого проекта изучали итальянцы для приспособления под свои нужды. Но слухи о том что "Советы задумали построить корабль-монстр" просочились в прессу и стали основой будущих гипотез о загадочном авианосце из справочника.
 Так или иначе, к середине 1938 года был готов предэскизный проект малого авианосца, получившего обозначение №51. Первоначальное название "Сталин" сменили на "Леваневский" - в честь одного из знаменитых советских летчиков и любимца вождя: сам Иосиф Виссарионович как раз тогда выразил недовольство слишком частым упоминанием своего имени к месту и не к месту.  Данный проект в целом был попыткой приспособить желания представителей ВМФ с возможностью  советской судостроительной отрасли. Водоизмещение авианосца по проекту должно было составить 8500 тонн, мощность силовой установки 36 500 л.с., скорость 26 узлов, вооружение 2 130 мм пушки, 4х76-мм универсальных. 
артиллерийских установок, 12х37-мм артиллерийских установок и 14х12,7-мм пулеметов. На авианосце должна была размещаться авиагруппа из 22 самолетов, планировалась установка 2-х катапульт, и четырех аэрофинишеров. 
Надстройки, посты ВНОС, антенны, дымовые трубы и малокалиберная зенитная артиллерия были согласно проекту вынесены на "остров" на левом борту в центре корабля. За счет навесной полетной палубы длина выросла на 30 метров - с носа и кормы ее должны были поддерживать особые арочные конструкции, начинающиеся от киля. Аналогов подобного в мире не имелось - и многие судовые инженеры сочли эту затею сомнительной.  К крупным недостаткам проекта можно отнести также слабость крупнокалиберной зенитной артиллерии - все та же навесная палуба окраничивала ее возможности. В декабре 1938го на корпусе начались подготовительные работы - в частности демонтаж лишних котлов и лишней брони. Одновременно на Кировском заводе были изготовлены первые арочные балки и фермы для полетной палубы а в КБ завода "Гидропресс" - создан комплект чертежей для подъемников. 
Впрочем еще до окончательного утверждения проекта  возникла другая острая проблема - обширный советский воздушный флот не имел ничего похожего на авианосный самолет.
Даже рассматривался вопрос с покупкой немецких машин - таких как  Аr-197, Heinkel He 51, и Heinkel He 112.
Однако ведомство Геринга - чуть позже продавшее "красной Москве" даже опытные реактивные двигатели (высокомерно считавшие себя высшей расой нацисты  полагали что "унтерменши" все равно не смогут их воспроизвести) по непонятной причине отказало Наркомвнешторгу. Оттого пришлось обратится к старому врагу - Британии - с просьбой о закупке документации и опытных образцов "суордфишей". Лондон также отказал несмотря на то что машины были уже явно устаревшие. "Только большевистских авианосцев нам в морях не хватало!" -такое общее мнение господствовало в адмиралтействе. А США, как оказалось, не могли представить машины подходящих ТТХ. "Мы строим самолеты для авианосцев а не для карликов." - такой ироничный комментарий прозвучал на неофициальной встрече торгпреда Давида Розова  с представителями фирмы "Локхид" после того как были озвучены характеристики будущего корабля.(Впрочем, по мнению некоторых исследователей, дело в том что американцы запросили непомерную цену).
Оттого начались работы по переделке в авианосные истребители И-15х. Их предполагалось снабдить складными крыльями и штатными бомбодержателями под две 100кг бомбы(максимальная загрузка).
На Черноморском флоте была собрана группа из 10 морских летчиков во главе с будущим командующим ВВС РККФ  Остряковым, и начались тренировки по взлету и посадке на обычных штатных И-15 на тренажер -по сути обычный грунтовой аэродром с очерченным меловой подсыпкой контуром посадочной палубы -его разместили на Тарханкуте. 
Кроме защиты от вражеской авиации (Главморштаб предполагал что противниками будут в основном уже не слишком скоростные Не-111, и в крайнем случае -все те же "суордфиши" -для чего И-15 был вполне пригоден) -предполагалась и возможность атаки вражеских судов. На все том же тарханкутском  аэродроме костяк будущего  "Керченского особого морского авиадивизиона" -так, с параноидальной конспирацией присущей по выражению  К.Типпельскирха,  советским военным , было названо авиационное подразделение авианосца - тренировался  в продольном бомбометании. (Считалось что наилучшая тактика - зайти на цель с носа или кормы - целясь в середину корпуса -с тем чтобы бомбы легли вдоль верхней палубы. )
Велись работы и над ударным вооружением для авиагруппы. Был оперативно разработан проект облегченной торпеды ТАК-45("Торпеда авиационная короткая, калибром 450 мм") -вернее сказать - создатели не стали изобретать велосипед а просто отрезали  от имевшейся 45-36Н половину двигательного отсека - отчего ее  дальность снизилась до полутора километров -при уменьшенном до 135 кг заряде и весе в 402 килограмма. Правда единственным самолетом способным ее поднять из тех что могли быть размещены на "Леваневском" были проектируемые гидропланы КОР-2.(Не долго думая - курировавший постройку флагман флота Октябрьский предложил дооснастить "Леваневский" еще и торпедоносным звеном из гидропланов -которые еще предстояло испытать и поставить на производство)
В знаменитом НИИ № 3 под руководством лично Владимира Андреевича Артемьева - спроектировали специальный реактивный снаряд РСМ-132 - с увеличенным до 8 кг зарядом взрывчатки или термитного состава и также сокращенной дальностью - порядка 1000-1100 метров и аналогичный ему РМ-200 - реактивный снаряд весом в 80кг и зарядом в 25 кг.. (Несколько десятков опытных образцов, которые успели изготовить потом были применены при обороне Смоленска)
В сентябре 1939 го летчик-испытатель Марк Галлай поднял в небо первый И-15М(всего их было сделано два). На нем кроме всего прочего была предусмотрена возможность установки дополнительных РС-82 - чтобы ценой возможного сокращения боевого радиуса усилить боевые качества. 
Но самолет оказался далеко не самой сложной частью проекта - как полагали изначально.
Совершенно не имелось даже подходов к катапультам ( в связи с чем возникла идея - запускать машины с помощью пороховых ускорителей , и даже - с особой тележки -"толкача" -на которой собирались установить два М-25.). Вопросы будущей службы авианосца также были совершенно непроработаны -  Наркомат ВМФ в этой связи  пошел на беспрецедентный шаг - по линии Коминтерна были найдены и наняты в качестве консультантов четверо бывших матросов королевского британского флота - служивших на "Глории" и "Корейджере". (Все четверо - ирландцы). Но простые не особо грамотные моряки могли  посоветовать не так уж много - сохранилось разве что полуанекдотическое предложение о выдаче команде авианосца  пива и ромового пунша а также идею что летчикам авиагруппы следует по английскому образцу давать сухопутные звания и подчинить ВВС. 

Между тем в марте 1939 го  в Наркомат военно-морского флота была подана докладная записка В.П.Костенко - считавшего что проект "Леваневский" получается мертворожденный. По его словам, даже небольшое волнение сделает взлет и посадку на корабль невозможными. К тому же в условиях Крайнего Севера посадочная палуба будет непрерывно заливаться водой и обмерзать, превращаясь в ледяной каток. Наконец - в сильный шторм навесная палуба могла быть смята и повреждена ударами волн а поддерживающие ее конструкции - разрушены (в пример приводилось тяжелое плавание через Бискай отряда кораблей во главе с линкором "Парижская Коммуна") Несмотря на признанный авторитет Костенко (к слову - еще в 1908 при знакомстве с проектом "Титаника" предположившим его печальную судьбу) его обвинили в перестраховке а затем и в саботаже -он даже провел три месяца под арестом. Записка его так или иначе последствий не имела-напротив - несмотря на все трудности  возникла идея - заложить и второй корабль этого типа - во Владивостоке -построив его аналогично тому как построили  первый чисто советский крейсер -"Сергей Лазо":  он был как известно собран из доставленных по Транссибу металлоконструкций -что обошлось бы дорого и весьма. Затея достаточно авантюрная как все понимали изначально.
Казалось - в составе РККФ несмотря ни на что появится авианесущий корабль -но...  Сперва согласно постановлению ЦК и Совнаркома - "О военном кораблестроении" от 1 октября 1939 года все  работы(кроме опытно конструкторских)  над кораблями крупнее эсминца были заморожены. Потом грянула война. Наконец пришли послевоенные годы с доктриной "устарелости" флота в ядерный век и необходимостью выделения средств на атомный проект. Древний  многократно перекроенный корпус разобрали  на металл, а вся документация и чертежи сперва попали в архивы а потом были списаны и утилизированы. Лишь из мемуаров видного советского кораблестроителя Ю.А Шиманского мы знаем подробности этого проекта и разгадку тайны авианосца "Сталин"

Из интернета параллельного мира.

 

Практически все описанное как в плане событий так и в плане кораблестроения имело место или было возможным. Костенко и в самом деле предсказал что "Титаник" погибнет от хорошей пробоины, а британский авианосец и в самом деле сел на мель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Практически все описанное как в плане событий так и в плане кораблестроения имело место или было возможным.

Однако ведомство Геринга - чуть позже продавшее "красной Москве" даже опытные реактивные двигатели (высокомерно считавшие себя высшей расой нацисты полагали что "унтерменши" все равно не смогут их воспроизвести)

Что, и такие разговоры велись? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Что, и такие разговоры велись? 

Точно не знаю но вполне могло такое быть - аргумент что большевики мол не осилят немецких машин был озвучен самим Гитлером

Жду коллегу Курьеза чтоб он заступился за "Виндиктив";)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

по тогдашней традиции имя "Сталин"

Хренялин

Даже так оксюморон, с 1922 года корабль с таким именем уже есть. Вообще, послушав мужа, порекомендую вам найти пару статей Ильи Крамника в, кажется, "Известиях" о каронимике советских кораблей, по крайней мере первая уж точно об описываемом периоде.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

4х76-мм универсальных.  артиллерийских установок

Никогда трёхдюймовые зенитки не были универсалками.

"остров" на левом борту

Наркоманы морского авиагибрида берут в лётчики только левшей?

половину двигательного отсека - отчего ее  дальность снизилась до полутора километров

Отрезать можно что-то от баллона сжатого воздуха, от двигателя отрезать ничего нельзя. И, да, можно поднять давление с 150 до 250 атм, посему дальность останется плюс-минус той же самой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

сел на мель на Балтике где был добит эсминцем "Автроил"

Нельзя ли подробностей? Про умение лайми пролюбить военно-морским способом подлодку я верю, про умение пролюбить севший на банку крейсер - нет.

получивший по тогдашней традиции имя "Сталин"

Эсминец "Сталин" переименовали в "Ёся", ЕВПОЧЯ

Тем временем в 1937 года в США  начали разрабатывать проекты линейных кораблей-авианосцев.

Мягко говоря, не в 1937 году.

мощностью силовой установки в 304 160 л.с.

Ядерный реактор на схеме условно не показан

Первоначальное название "Сталин" сменили на "Леваневский"

Вы ведь в курсе, почему в отличие от "Молотва" или там "Жданова" крейсер "Лазарь Каганович" назывался именно так?

За счет навесной полетной палубы длина выросла на 30 метров - с носа и кормы ее должны были поддерживать особые арочные конструкции, начинающиеся от киля

простите, ШТО

можно чертёж, хотя бы приблизительный, этой чудо-конструкции, из киля растущей?

комплект чертежей для подъемников.

А вот кстати вопрос. На Цусиме, помнится, Сидоренко любил проектантам советских альтавианосцев его задавать. Какой конструкци подъёмник и у кого оный переняли?

обширный советский воздушный флот не имел ничего похожего на авианосный самолет.

Барашек по имени ШОН: ну да, ну да, пошёл я на хер

чуть позже продавшее "красной Москве" даже опытные реактивные двигатели

зачем духам реактивные двигатели?

представителями фирмы "Локхид"

Прасцици, а какую продукцию фирмы "Локхид" советские представители хотели на свой авианосец? Лайтнинг аль может быть Гудзон?

курировавший постройку флагман флота Октябрьский предложил дооснастить "Леваневский" еще и торпедоносным звеном из гидропланов

Я, конечно, верю, что Иванов - так себе флотоводец, но, во-первых, не настолько же он наглухо отбитый, и, во-вторых, как он из Благовещенска, командуя Амурской флотилией, курировал постройку-то?

с особой тележки -"толкача" -на которой собирались установить два М-25

"И фару, фару мне на голову прицепи!.." (с)

Несмотря на признанный авторитет Костенко

настолько признанный, что три года в шарашке просидел да ещё год в СЛОНе

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

про умение пролюбить севший на банку крейсер - нет.

Систершип "Виндиктива"

https://ru.wikipedia.org/wiki/HMS_Effingham 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Систершип "Виндиктива"

Посадить на банку - допустим, но я имел в виду как бритты могут позволить советскому эсминцу после этого его расстрелять?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

как бритты могут позволить советскому эсминцу после этого его расстрелять?

Сняли команду, подорвали что могли и ушли. Всё же на родную базу тащить далековато. Нехай потом красвоенморы развлекаются. Как говорят, некоторые подбитые танки попадали в отчёты по 2-3 раза таким способом. Едет наш танк мимо, стоит танк противника, не движется, не стреляет - в него снаряд, он горит... Едем дальше, он тем временем догорает... Едет второй наш танк... ;)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ашкеров трудно остановить во время бегства, но еще труднее – после победы.

 

Они похоже, больше всего негодовали, что врагов успело переправиться так мало, и убивали каждого по три-четыре раза. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Продолжать обсуждение можно тут

https://alternathistory.com/avianosets-levanevskij/

(Я не по своей воле писать сюда не смогу еще долго...)

(Фото кораблика по ссылке)

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но зачем по доброй воле ходить на сайт Бороды?!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Тогда появилась идея по переоборудованию недостроенного линейного корабля "Фрунзе"(бывший "Полтава") в авианосец. Предполагалось,

ЕМНИП где-то слышал, что там дело было в дальности еропланов, из Крыма они до Турции и Болгарии уверенно не добирались. Соответственно плавающий аэродром подскока, не планировавшийся для действий за пределами ЧМ. 1920ые прошли, ТТХ подтянулись и АВ для этой цели стал не нужным. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1920ые прошли, ТТХ подтянулись

И с континентальных (кавказский берег) до Румынии всё равно дотягиваться не могли. Даже с дефицитными (и утерянными военно-морским способом) подвесными баками И-16 имел очень ограниченный радиус, а равно и "Пе-3 не истребитель". 

АВ для этой цели стал не нужным

Он был нужен для множества других - прежде всего, для почти круглогодично учебных.

зачем по доброй воле ходить на сайт Бороды?

Там есть несколько "по-хорошему отъявленных" флотофилов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:


В целом же - довольно занятно. Надо пару раз вычитать, чтобы исправить ошибки. Сделать рассказ первой главой и писать военно-морскую альтернативку с авианосцем РККФ в 1941 году. ИДЕЯ: авианосец с небольшим охранением вышел в дальний поход в Атлантику для перехода на СФ, для поиска и спасения очередной экспедиции на дрейфующей льдине где-то на границе пакового льда. Заодно - проверка боеспособности авиагруппы, отработка практического бомбометания и так далее. И тут - ушедший от британцев "Бисмарк", который к 1941 году уже один раз ушел от погони и теперь возвращался из продолжительного рейдерства... И началось!... 


 

И гипотетическая рецензия Альт-Кошкина(на основе его же на "Террор") :)

" Плывет авианосец на север, льды-хренольды,   эскимосы-хреномосы и прочий хтонический ужас. Вот он плывет, вокруг безмолвие, айсберги высотой с небоскреб, полярное сияние, моржи мутанты и циклопические развалины ктулхианских цивилизаций на мертвых каменных островах. Вот , водолаза сожрала неведомая подводная хрень с зубами, все не так просто. Вот показались иннуиты, которые чего-то недоговаривают. Вот зловещий гомосек в экипаже провоцирует убийство комиссара... Ну понеслася: ктулхи, учкудук этот, тентакли, когти, зубы, всех жрут

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Схожие мысли приходят разным людям

https://dzen.ru/a/YkiZ-nxsEivuPDDU?utm_referer=ya.ru

 ...Авианосец проекта 95 «Леваневский», был заложен в Молотовске лишь в 1940 году и после начала войны разобран на стапеле.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Схожие мысли приходят

Только оригинал на АИ (у Бороды) и выложен в конце 2012. Есть копия поста в ЖЖ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А вот кстати вопрос. На Цусиме, помнится, Сидоренко любил проектантам советских альтавианосцев его задавать. Какой конструкци подъёмник и у кого оный переняли?


Оснастка и подъемники проектируемого авианосца "Леваневский" Ч.2

Если скопировать аэрофинишеры удалось без больших проблем -помогли бывшие британские матросы а действующий образец был испытан в ЛИИ Громова (один трос с парой компенсаторов, то вопросы с катапультой так окончательно решены и не были - в самом конце работы склонялись к американской системе с маховиком, хотя немало было сторонников вообще отказаться от этого сложного и неизвестного советскому флоту устройства и запускать самолеты с помощью пороховых ускорителей. Не меньше проблем составили и подъемники. 
...Вопрос с подъемниками был тесно связан с конструкцией будущего авианосца
. Полётная палуба должна была быть расположена на высоте 13 м над ватерлинией. 
Под полётной палубой в два яруса располагались нижние палубы
Первый ярус   предназначался для самолетов - они должны были подниматься  на полётную палубу двумя подъемниками, расположенными в корме и  носу .  Нижняя палуба предназначалась для хранения  запасных частей, оборудования,  также там размещались ремонтные мастерские. 
Согласно проекту  взлетно-посадочные операции должны были проводиться по британской схеме: на полетную палубу самолёты доставлялись задним подъёмником и шли на взлёт. После посадки они убирались на ангарную палубу передним подъёмником и  перетаскивались в корму.
Разработчики  понимали что все отрицательные стороны продольного расположения подъёмников: вырезы на палубе ее ослабляли, при повреждении подъёмника в опущенном положении авиагруппа утрачивала способность к полетам, уменьшалась полезная площадь палуб.
Но выбирать особо не приходилось - инженеров лимитировало и ограниченное место на небольшом корабле и время - власти вели себя так как будто авианосец был нужен "вчера".
Тут надо отметить что для лучшего проектирования энтузиасты, работавшие над "Леваневским" сделали макет авианосца в соотношении один к тридцати, копирующий как внешний облик так и внутреннее устройство. Причем он был сделан разъемным по продольной оси и сотрудники КБ перемещали макеты самолетов, грузов и механизмов, выбирая лучшее расположение. 
Предполагалось вначале взять за основу систему подъемников на французском авианосце "Беарн" - его в свое время посетила делегация РККФ  и даже получила разрешение фотографировать - более того - им преподнесли альбом посвященный этому кораблю. 
Согласно эскизам  подъёмники должны были как и у французов иметь две площадки, жёстко связанные между собой на межпалубном расстоянии. Верхняя площадка по проекту являлась частью полетной палубы, нижняя – частью ангарной, связывала их массивная объемная ферма. При подъеме самолёта на полётную палубу верхняя площадка возвышалась бы над ней на пять  метров. Площадка подъёмника должна была иметь как и в оригинале довольно  массивную конструкцию –  из-за которой в ангарной палубе приходилось делать соответствующий приямок, забиравший часть площади ангара при поднятом подъёмнике. На "Беарне" при расстановке самолетов на полётной палубе площадку подъёмника не занимали, а на корме приходилось раздвигать тросы аэрофинишера.
 Однако данная конструкция  подходившая для бывшего дредноута оказалась слишком большой для экс-легкого крейсера. Оттого пришлось взять за основу гидравлический лифт, а проемы в полетной палубе кормового и  носового подъёмников закрывались по новому проекту не их платформами, а двумя створками, но не поднимавшимися вверх а опускавшимися вниз и фиксировавшимися большими засовами на палубных бимсах.
 Это должно было позволить  производить перемещение грузов между двумя ангарными палубами с одновременным проведением полетов. 
Однако через какое то время в проект внесли новые изменения - на этот раз предложили сделать один большой лифт  по правому борту -в боковой надстройке-"острове". Тем самым отчасти предвосхитили аналогичный на американских авианосцах класса "Эссекс". Но после трех месяцев переписки с Наркоматом решили оставить прежнюю схему -мотивируя тем что ею руководствуются имеющие давнюю практику использования авианесущих кораблей "Роял Нэви".
Подъемники как отмечалось сперва предполагалось сделать гидравлическими - были даже разработаны эскизные чертежи. 
"Выглядеть  это должно было так так как будто четыре силача поднимают за ножки стол с лежащим на нем покойником" - так образно отметил в своих воспоминаниях прикомандированный к НИИ инженер Николаевского судостроительного завода Арон Исаакович Кузман. Была даже построена модель в одну тридцатую величины и как вспоминали - посетивший конструкторов адмирал Иван Исаков довольно долго изучал ее работу, посмеиваясь. Предполагался ряд дополнительных приспособлений, предназначенных для ограничения максимальной высоты подъема, обеспечения защиты двигателя и плавности остановки, регулировки скорости движения платформы, выполнения аварийного опускания. Их еще предстояло разработать, когда концепция в очередной раз поменялась и было решено что на будущем авианосце установят ножничные  подъёмники. Руководство привлекла  несложная конструкция: всего лишь  платформа с системой рычагов (так называемые «ножницы»), а также примитивный  гидравлический привод, приводимый в действие с помощью электромотора.
Предусматривалась рама безопасности, которая должна была  незамедлительно остановить  привод при попадании посторонних предметов под платформу.
Наконец - комиссия Наркомсудпрома постановила - сделать классический промышленный подъемник с лебедками на нижней палубе. Сама площадка подъемника имела четыре стойки из двутаврового швеллера, упиравшиеся в днище, к нижним концам которых и крепились тросы, перекинутые через блоки. 
Через какое то время разработчики вспомнили что кроме самолётных подъёмников, на авианосце должны быть особые  грузовые лифты, доставляющие вооружение и комплектующие из хранилища на полетную палубу - их решено было разместить на "острове". Не долго думая, Наркомсудпром поручил их разработку... тресту "Мослифт", довольно много занимавшемуся промышленными лифтами для московских заводов-новостроек. Как можно понять из скудной уцелевшей документации, москвичи не стали ничего выдумывать а просто скопировали уменьшив авиационный подъемник. При этом предусматривалось что палубные проёмы таких лифтов закрывались крышками из противоосколочной брони , а при использовании огораживались леерами.
Еще до Второй мировой на авианосцах для перемещения самолетов стали использовать тягачи. Не забыли о них и разработчики "Леваневского". Для перемещения по полетной палубе был вчерне разработан проект мини тягача на основе М-80. Для нижней палубы сперва  решили поставить 10 электролебедок и таскать самолеты с их помощью... Но затем прочтя в журнале "Наука и жизнь" о разработке на ленинградском заводе "Красный Арсенал" машины на сжатом воздухе -для взрыво- и пожароопасных производств, предложили использовать его. Завод "Красный Арсенал" на письмо Наркомсудпрома ответил что будет  рад помочь Рабоче Крестьянскому Красному Флоту и предоставил одну из двух демонстрационных действующих моделей пневмотягача - так и не пущенного в производство П-39 - в одну двадцатую натуральной величины. (Сохранилось письмо бдительной уборщицы что инженеры вместо работы пускают его покататься по полу для развлечения.)
Этот проект помечен 1 октября 1939 года - днем, когда постановление ЦК ВКП(б) и СНК приговорило к смерти и "Леваневский" и еще семь перспективных кораблей. 
Небольшая группа в НИИ Кораблестроения продолжала работать над отдельными элементами проекта - до самого сентября  1941го
Ныне в музее Военно Морского флота в городе на Неве на стенде посвященном "Леваневскому" кроме нескольких чертежей и фото корпуса "Ворошилова" в доке а также фото сотрудников КБ рядом с макетом авианосца  выставлена лишь чудом сохранившаяся модель подъемника, так понравившаяся адмиралу Исакову, и машинка с пневматическим приводом - ее поздней осенью 1941 списали на утилизацию и один из инженеров конструкторского бюро забрал ее домой как игрушку для детского сада где работала его супруга. (Из садика  она и была передана в музей)

Журнал "Кортик" 2020е гг данного мира

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас