Мир победившего Сантос-Дюмона (авиапанк?)

6 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Взято отсюда

http://proza.ru/2008/12/26/47

Теперь представьте себе такую картину. Обычный парижанин со средним достатком,

выходит в субботу утром из дома, выкатывает из гаража маленький флаер с движком

15 л.с., и на скорости 50 узлов летит в пригород. Посадив флаер на любую

50-метровую дорожку или на лужайку, он гуляет среди природы, а затем, на том же

флаере летит в город, скажем, на Марсово поле – там телебашня, так что удобно

ориентироваться. Он снова сажает флаер на дорожку, и завтракает в кафе. Затем,

он летит еще куда-нибудь… Это очень удобно. Он не стоит в уличных пробках, не

тратит нервы в плотном потоке колесного транспорта, не страдает от дорожных

ремонтов и объездов. Мечта XXI века?

Нет, простая реальность начала XX века. Этого обычного парижанина бразильского

происхождения звали Сантос-Дюмон, а все перечисленное он делал в 1907 году, на

заре авиации. Флаер он построил всего за 2 недели, из обычных для самого начала

XX века, подручных материалов – бамбука и ткани, а движок выбрал из числа первых

бензиновых. На улицах Парижа, как и других городов, в то время присутствовали, в

основном телеги. Автомобили, изобретенные всего 20 лет назад, еще оставались

редкостью, но летать уже было удобнее, чем ездить, так что пример Дюмона

привлекал парижан весьма сильно.

Допустим, что то щелкнуло в головах власть имущих, и они решили что мир авиапанка -это хорошо. Ну скажем в той же Франции подумали что это поможет обойти конкурентов фрнанцузского авиапрома, а заодно --даст неисчерпаемый резерв пилотов на случай войны (подоно тому как мнение военногтведомства спасло в свое время Эйфелеву башню от уничтожения ревнителями "исторического облика Парижа).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да, личный вертолет приятнее чем авто. изза пробок :unsure:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Проблема номер один - траффик. Упорядочить движение летательных средств, с плотностью хотя бы на два порядка меньше, чем современного автотранспорта - для 20 века задача фантастическая. Я уже не говорю про такую же плотность.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Проблем на самом деле гораздо больше.

1. Автомобиль может заглохнуть на дороге. Самолет в этом случае... ну, допустим, спланирует. Если есть куда.

2. Расход топлива при сравнимой грузоподъемности и дальности больше в разы.

3. Обучение. Пилотом, тем более таких сверхлегких аппаратов, может стать далеко не каждый.

Ну и так далее. В принципе это возможно, но как массовый транспорт вряд ли надолго. Это альтернатива скорее мотоциклам, чем автомобилям.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В РИ, ещё через несколько десятилетий после Сантос-Дюмона, в послевоенных США был Игорь Бенсен, с его автожирами. К сейчас, ценой изрядного числа жизней (твч и на предыдущей модели FAF2000)

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1166886723 Идею удалось вроде бы довести до работоспособного и приемлимого потребителю состояния:

http://twistairclub.narod.ru/spawk/techs.htm

http://twistairclub.narod.ru/spawk/weekend.htm

Расход топлива на 100км у НЕ геликоптеров- аэропланов и автожиров меньше чем у "крЮтых "спорт"тАчил", причём уже с полевоенного времени "летающего автомобиля Цесссна125" в США (с мотором- мощностью 125лс, по меркам современных шинокопытных- "никакой").

Именно тогда в США производители "тАчил" начали активно с этим бороться, и сейчас, НЯЗ, основной рынок такого рода вещёй- Канада, по транспортным проблемам похожая ещё на одну страну (и потому принявшая законы в этой области обратнонаправленные USовским), но с высокой покупательной способностью (прилично- безопасно сделанное "летадло" обоснованно не может быть дешевле "спорттАчилы").

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Пример Дюмона, который щедро делился чертежами своей «Стрекозы», заразил парижан. Десятки, а затем сотни энтузиастов начали строить свои собственные флаеры.

Французское правительство, уловив ветер перемен, увидело в этом двойную выгоду: способ обойти конкурентов в зарождающемся авиапроме и создать неисчерпаемый резерв пилотов на случай войны. Небо Парижа запестрело от сотен легких, жужжащих самолетиков.

Мода быстро перелетела через Ла-Манш и Рейн. Вскоре над крышами Лондона, Берлина, Вены и Санкт-Петербурга закружились свои «флаеры». Даже за океаном, в Нью-Йорке и Вашингтоне, состоятельные горожане предпочли воздушный путь наземному.

Но у этой идиллии была и обратная, темная сторона. Выяснилось, что небо, кажущееся безграничным, на самом деле тесное, когда в нем одновременно находятся сотни плохо обученных пилотов на хрупких, ненадежных машинах. Начался хаос. Флаеры сталкивались в воздухе, падали на крыши домов, бились при взлете и посадке на импровизированных аэродромах в городских парках. Газеты пестрели некрологами «рыцарей неба». Стало ясно, что анархия в воздухе недопустима

Власти отреагировали быстро. Были введены четкие правила: соблюдать очередность взлета и посадки, не летать ночью и в плохую погоду. Полеты без диплома авиашколы были запрещены.На улицах и в небе появилась воздушная полиция на более мощных и быстрых аппаратах, патрулирующая воздушное пространство и гоняющаяся за лихачами. Именнл воздушные полицейские первыми нарушили мир в небе открыв огонь из Нагана по самолету бандитов ограбивших банк и попытавшихся улететь с месте преступления.  Пилоты выработали свой язык общения: сигнальные фонарики, флажки, пронзительные свистки и взмахи крыльями.  Это помогло снизить число воздушных аварий хотя они все равно происходили довольно часто. 

Фантасты и мечтатели видели в рассвета персональной авиации начало мира без границ, где небо принадлежит всем. Но реальность оказалась прозаичнее. Вскоре на границах государств появились воздушные пограничники, перехватывавшие нарушителей, там угрюмо застыли зенитные пулеметы, готовые в любой момент прошить небо свинцовым дождем. Идиллия свободного полета начала уступать место государственному контролю и военной логике.

А затем грянул август 1914 года. Великая война обрушилась на Европу, и небо, еще вчера бывшее символом свободы и романтики, превратилось в новый театр военных действий. Тысячи пилотов-любителей, таких как Жан-Пьер, были мобилизованы. Их легкие флаеры, созданные для прогулок, теперь несли на себе наблюдателей-артиллеристов и примитивные бомбы. Вчерашние друзья, летавшие друг к другу в гости через границу на уик-энд, теперь встречались в небе врагами. Вместо дружеских взмахов крыльями – вспышки выстрелов из револьверов и винтовок. Вскоре на смену им пришли синхронизированные пулеметы, превратившие воздушные дуэли в смертельную мясорубку. За четыре года войны десятки тысяч самолетов были сбиты, и целое поколение романтиков, влюбленных в небо, нашло свою гибель среди его безмятежной синевы.

Послевоенный мир пытался залечить раны. Версальский договор, стремясь обезопасить Францию, наложил на Германию унизительный запрет: никакого производства самолетов с мотором. Пусть немцы сидят на земле, прикованные к ней, как к позорному столбу. Это решение, продиктованное страхом и жаждой мести, вызвало в Германии бурю ярости и реваншистских настроений. Но немецкий инженерный гений нашел лазейку. Нельзя самолеты? Хорошо. Инженеры, такие как Хуан де ла Сьерва, активно развивали автожиры — аппараты с несущим винтом, которые формально не являлись самолетами и не подпадали под запрет. Немецкие аэроклубы массово переключились на них и на безмоторные планеры, тайно сохраняя и приумножая летные кадры.

С приходом к власти Гитлера все ограничения были демонстративно отброшены. Десятки тысяч молодых немцев, воспитанных на идее реванша вновь поднялись в небо на самолетах. Но это были уже другие люди, с другим блеском в глазах. Днем они летали по гражданским делам, а по вечерам и выходным под рев толпы и крики «Хайль Гитлер!» в рамках программ «Сила через радость» учились вести воздушный бой, бомбить наземные цели и летать в строю. Персональная авиация стала кузницей кадров для Люфтваффе.

В СССР частная авиация была запрещена как бунжуазный пережиток и ей на смену пришли общественные самолеты. При необходимости гражданин мог прибыть на аэродром, предъявить лиценцию, оплатить сбор и совершить полет в нужное место. Затем самолет проходил обслуживание и им мог воспользоваться другой человек. При этом как и в Германии гражданские летчики проходили военную подготовку. Лозунг Комсомолец — на самолёт позволил подготовить около 500000 летчиков для резерва ВВС.   

На Западе, в странах-победительницах, персональные флаеры процветали все «ревущие двадцатые». Авиазаводы Форда выпускали сотни машин в месяц. Появление парашютов, доступной радиосвязи и центров управления сделало полеты более безопасными а новые модели частных самолетов позволяли приодолевать сотни километров. Великая депрессия 1929 года нанесла по ним сокрушительный удар. Для миллионов людей, потерявших работу и сбережения, содержание даже самого маленького самолета стало непозволительной роскошью. Тысячи флаеров гнили под открытым небом на опустевших аэродромах. Небо снова стало достоянием богатых и военных. Лишь к середине 30-х, когда экономика начала восстанавливаться, персональная авиация пережила новый подъем.

На Западе аэроклубы также милитаризировались. Первая проба сил произошла в 1936 году, когда сотни летчиков-добровольцев со всей Европы и Америки отправились в Испанию, чтобы сражаться в гражданской войне. В небе над Мадридом и Гвадалахарой французские, британские и американские пилоты на своих флаерах, спешно оснащенных пулеметами, столкнулись с немецкими и итальянскими «туристами» из легиона «Кондор».

Когда в 1939 году война пришла снова, еще более страшная и тотальная. Сотни тысяч пилотов со всех континентов были брошены в гигантскую воздушную битву. Небо стало полем сражения невиданных масштабов. Огромный резерв пилотов позволил после недолгого обучения пересадить их за штурвалы истребителей и бомбардировщиков.  Персональные флаеры, если их не реквизировали для связи и разведки, были поставлены на прикол — весь бензин и ресурсы шли на военные нужды.

После победы, в 50-х годах, мир, уставший от войны, жаждал мира и свободы. Персональная авиация пережила свой величайший бум. Накопленные за войну технологии сделали флаеры дешевле, надежнее и проще в управлении. В каждом крупном городе и его пригородах появились десятки небольших аэродромов и посадочных площадок. Семья, летящая на уик-энд к озеру на своей «Сессне» или «Пайпере», стала таким же символом американской мечты, как дом в пригороде и два автомобиля в гараже. По всему миру строились тысячи частных аэродромов. 

Но за эту свободу пришлось заплатить. Небо было жестко зарегулировано. Появились диспетчерские службы, воздушные коридоры, обязательные транспондеры и системы автоматического предотвращения столкновений. Воздушная полиция стала мощной и вездесущей силой. Полеты вблизи военных баз, правительственных зданий и атомных станций были строжайше запрещены и они охранялись автоматическими зенитными системами .

Однако и этот новый «золотой век» оказался недолгим. Небо 50-х и 60-х годов стремительно уплотнялось. Легкое увлечение преаратилось в серьезное, дорогостоящее хобби, требующее постоянной квалификации. Кроме того появились воздушные пробки. Самолеты часами кружили над аэродромом ожидая очереди на посадку или простраивали в зоне ожидания взлета.

К 70-м годам романтика уступила место прагматизму. Нефтяной кризис больно ударил по карману частных авиаторов, сделав каждый час в воздухе непозволительной роскошью. Аэродромы на окраинах городов, некогда бывшие центрами притяжения для энтузиастов, стали лакомым куском для застройщиков. На месте взлетных полос вырастали торговые центры и жилые кварталы. Небо над мегаполисами окончательно закрылось для малой авиации, став вотчиной больших авиакомпаний и конпораций предоставляющих услуги воздушного такси и авиадоставки. Мечта Сантос-Дюмона о горожанине, летящем в кафе на собственном аэроплане, казалась теперь наивной и бесконечно далекой фантазией из другой эпохи. 

Теперь относительно свободные полеты были доступны лишь в небольших городах и сельской местности.  В 21 веке были разработаны беспилотные самолеты управляемые ИИ что позволило им вновь занять свое место. 

Изменено пользователем Алексей

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас