Обсуждение "Легионы, вперед!"

1342 сообщения в этой теме

Опубликовано:

телегу с вещами и с головой грозного варвара.

Предъявить народу голову Рицимера? А это в обычаях римлян? Я что-то не помню прецедентов...

И спокойно подарить какому-то из главных христианских храмов иудейские реликвии от Красса.

Если Антемий подскажет... Для Красса более естественно подарить золото римским жрецам и храмам, особенно когда он увидит их бедственное положение.

Коллега, не хватает раба на колеснице, который должен шептать в ухо: "Ты простой смертный".

Раз уж триумф проходил не совсем традиционно, Красс наверное решил обойтись без этого - будет еще какой-то раб рядом с ним стоять :blink: Но замечание верное, стоит отразить в тексте, момент-то известный.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Хм, да, не было вроде у римлян такого - головы врагов. Бросить к ногам императора - да, но не на триумфе.

Но вот оружие Рецимера предъявить народу можно. И возможно "корона" варвара.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%...%83%D0%BC%D1%84

Гладиаторские игры - можно сформулировать как приговор императора врагам

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Арчер велик! Тут ему самому впору триумф устроить!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Красс наверное решил обойтись без этого - будет еще какой-то раб рядом с ним стоять

<{POST_SNAPBACK}>

Да нет, это неотъемлемая часть триумфа, отводящая гнев богов. В свете произошедшего религиозность старых римлян подскочит до небес и нарываться Красс точно не будет.

Предлагаю конкурс!

Самые лучшие/насмешливые/злобние триумфальные куплеты о Крассе.

Нечто вроде

Едет Красс, старик безумный,

воевавший с Парфией.

Вывел он войска из Рима

и пути найти не смог.

Пятьсот лет искал дорогу

и куда он нас завел?

Старый дурень снова к Риму

вместо Парфии пришел.

Ныне хочет он на север

нас вести, германцев бить.

Не завел бы нас к британцам

по ошибке старый Красс.

или

Красс, император

старый и плешивый,

вдруг перед смертью

решил повоевать.

Жадный до денег

грабил он сирийцев,

у иудеев

сумел казну отнять.

Жаждал богатства

со всего Востока.

Но его боги

Вернули в Рим опять

Римляне, прячьте

деньги, золотишко.

Вас вместо персов

он будет обирать

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Интересно впечателение, которое произведут на легионеров новые римские бани - "дворцы римского народа". Термы Каракаллы вряд ли работают - не хватит у тогдашнего Рима средств поддерживать столь мощный инфраструктурный комплекс - но термы Диоклетиана должны фунционировать.

Термы Диоклетиана. Реконструкция (разрез):

296421573.jpg

Представь себе всевозможные, неприятные для уха звуки, которые только может произвести человеческая глотка. Когда силачи палестры фехтуют и потрясают в воздухе руками, вооруженные свинцом, я слышу, как они охают, усталые или только притворяясь усталыми. Прибавь еще спорщика, мошенника, пойманного на месте преступления, певца, который воображает, что в бане его голос звучит особенно хорошо. А еще разнообразные возгласы разносчиков, продающих пирожки, мясо, сласти ...

Сенека в письме LVI о жизни римских терм

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На триумфе главврага, который шел, закованный за колесницей триумфатора, душили удавкой (по некоторым версиям обезглавливали) перед курией Сената или храмом Юпитера Капитолийского. Вспомните, что сделал Гай Юлий Цезарь с Верцингеториксом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Гладиаторские игры - можно сформулировать как приговор императора врагам

Что-то подобное должно быть. Антемий против игр, мне кажется выступать не должен, но компромисс с церковью нужно искать.

Самые лучшие/насмешливые/злобние триумфальные куплеты о Крассе.

Браво, коллега! :) Сам я к поэзии не решился обратиться, а у вас даже атмосфера таких песен передана. Что-то подобное было бы неплохо в повествование ввести.

Интересно впечателение, которое произведут на легионеров новые римские бани - "дворцы римского народа". Термы Каракаллы вряд ли работают - не хватит у тогдашнего Рима средств поддерживать столь мощный инфраструктурный комплекс - но термы Диоклетиана должны фунционировать.

Да, в их времена ничего похожего не было. Термы республиканских времен - чисто функциональные, помыться и всё :D А еще термы Траян должны работать.

На триумфе главврага, который шел, закованный за колесницей триумфатора, душили удавкой (по некоторым версиям обезглавливали) перед курией Сената или храмом Юпитера Капитолийского. Вспомните, что сделал Гай Юлий Цезарь с Верцингеториксом.

Удушить Олибрия? Только он тут более-менее крупная рыба. Но он в родстве с восточным императорским домом и Гейзерихом. Решатся ли?

Арчер велик!

:(

Есть еще вопрос по снабжению Италии продовольствием. Складывается впечатление, что в это время она сама себя обеспечивает (за счет плодородных земель в Кампании и т.п.) Вероятно это стало возможным из-за сокращения населения. Так ли это? Если нет - вероятна экспедиция в Сицилию, но тут Крассу понадобится поддержка флота.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Удушить Олибрия? Только он тут более-менее крупная рыба. Но он в родстве с восточным императорским домом и Гейзерихом. Решатся ли?

Не думаю. И дело не только в Гейзерихе. Он ведь Аниций, его родичи составляют едва ли не четверть всего сената Рима. Хотя в свете произошедшего он - "позор рода", да и сам род не слишком сплочен, но все же.

Кстати Аниции и Валерии - единственные на текущий момент сенаторские роды, ведушие родословную со времен Республики. Остальные для Красса в той или иной степени "homo novus". Он конечно офигеет, услыщав как старая аристократия Республики добровольно вымирала в I веке по Р.Х., как не желала продолжать род, обходя даже законы Августа путем фиктивных браков с малолетками, и пр.. :(

Есть еще вопрос по снабжению Италии продовольствием. Складывается впечатление, что в это время она сама себя обеспечивает (за счет плодородных земель в Кампании и т.п.) Вероятно это стало возможным из-за сокращения населения. Так ли это? Если нет - вероятна экспедиция в Сицилию, но тут Крассу понадобится поддержка флота.

Похоже да - городское население сильно сократилось, и хлеба по большей части хватает. Хотя когда в Италии неурожай - поставки необходимы. Посему и возврат Сицилии необходим. В РИ Непот пытался это сделать, а Одоакр сделал.

Вернуть Сицилию задача в общем не сложная - в РИ Юлий Непот, прийдя к власти, планировал в 474 году такую экспедицию, и император Лев (которого достали набеги вандальских пиратов на Грецию) прислал ему на помощь с востока военную эскадру комита Домициана. Но после смерти Льва Зенон отозвал Домициана и начал переговоры о мире с Гейзерихом.

Так что если "Крассу понадобится поддержка флота" - есть далматинская эскадра Непота, и Лев так же пошлет эскадру Антемию.

Но это будет означать войну на два фронта - ибо война с вестготами уже идет. Мало того, отвлекаясь на Сицилию, можно упустить Южную Галлию и Испанию, где как я писал ранее, в данный момент вестготы активно наступают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Георг придет и, наверное, даст более расширенную инфу, но, как я понимаю, в Италии уже установился весьма прочный институт колоната. Колоны уже в это время сильно зависят от богатых землевладельцев, но еще не закрепощены по-настоящему. Грубо говоря, под пашни и пастбища отводится теперь гораздо больше земли, чем несколько веков назад, когда Сенат еще вовсю этими землями спекулировал. Землевладельцы теперь прочно на этих землях сидят. Ну, уж точно египетского зерна Рим уже давно не видел. :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Георг придет и, наверное, даст более расширенную инфу, но, как я понимаю, в Италии уже установился весьма прочный институт колоната. Колоны уже в это время сильно зависят от богатых землевладельцев, но еще не закрепощены по-настоящему. Грубо говоря, под пашни и пастбища отводится теперь гораздо больше земли, чем несколько веков назад, когда Сенат еще вовсю этими землями спекулировал. Землевладельцы теперь прочно на этих землях сидят. Ну, уж точно египетского зерна Рим уже давно не видел. :lol:

Ежели вдаваться в подробности - это работы Удальцовой поднимать надо, но в кратце - все так и есть. После потери Африки зерновое хозяйство стало выгодным, и крупные землевладельцы на него переиориентировались. Пустопоррожние земли передаются всем кто их берет в обработку на зело льготных условиях. Северная Италия и Кампания - главные житницы, а в Апулии и Бруттии сохранились в товарных количествах интенсивные хозяйства с рабским трудом, производящие мясо, масло и высокосортное вино.

Колоны - свободные арендаторы, за исключением адскриптициев (бывшие рабы, переведенные в статус крепостных).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Сам я к поэзии не решился обратиться, а у вас даже атмосфера таких песен передана. Что-то подобное было бы неплохо в повествование ввести.

<{POST_SNAPBACK}>

Дарю

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати Аниции и Валерии - единственные на текущий момент сенаторские роды, ведушие родословную со времен Республики.

Неужели всего два рода?! То-то я смотрю среди имен поздних римлян знакомых по временам Красса номенов не попадается. Кстати о Валериях - а из них кто известен? Судя по имени Майориан может быть.

Но это будет означать войну на два фронта - ибо война с вестготами уже идет. Мало того, отвлекаясь на Сицилию, можно упустить Южную Галлию и Испанию, где как я писал ранее, в данный момент вестготы активно наступают.

То есть при попытке захватить Сицилию вандалы вступят в войну? А есть ли у них силы? Они в последней масштабной кампании должны были понести большие потери и кроме грабительских набегов кажется впоследствии Риму не грозили.

Дарю

Если не возражаете легионеры могут распевать песню вашего сочинения :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега Арчер, следует отметить, что Капитолийского храма в том виде, что сохранился до 5-го века, Красс, скорее всего, не видел. Или видел его только новоотстроенным и еще не до конца отделанным, когда отправлялся на Восток. Храм сгорел во время сулланских войн, а Катул его отстроил только к середине 60-х годов. Причем, ЕМНИС, это был не единственный пожар и не единственная реконструкция. Так что Красс может храма вообще не узнать. В его времена КХ был попроще и победнее. Правда, ухоженней и новее. :D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Неужели всего два рода?! То-то я смотрю среди имен поздних римлян знакомых по временам Красса номенов не попадается. Кстати о Валериях - а из них кто известен? Судя по имени Майориан может быть.

(Бия себя в грудь) Mea culpa. Я ввел вас в заблуждение насчет Геннадия Авиена, принцепса сената. Он не Аниций. Меня ввело в заблуждение имя его сына - Аниций Проб Фавст, но оказывается что из Анициев была Мелетта, жена Геннадия Авиена, и сын с какого-то перепоя получил номен Анициев.

А Генадий Авиен как раз и происходит из Валериев Корвинов. Об этом черным по белому пишет Сидоний Апполинарий:

THE patrician Ricimer well married, and the wealth of both empires blown to the winds in the process, the |22 community has at last resumed its sober senses and opened door and field again to business. Even before this happened I had already been made welcome to the home of the prefectorian Paul, and enjoyed the friendliest and most hospitable treatment in a house no less respectable for piety than learning. I do not know the man more eminent in every kind of accomplishment than my host. I am amazed when I think of the subtleties which he propounds, the figures of rhetoric adorning his judgements, the polish of his verses, the wonders which his fingers can perform. And over and above this encyclopaedic knowledge, he has a still better possession, a conscience superior even to all this science. Naturally, my first inquiries as to possible avenues to court-favour were addressed to him; with him I discuss the likeliest patrons for the advancement of our hopes. [2] There is, however, little need to hesitate; the number of those whose influence merits our consideration is so small. There are, indeed, many senators of wealth and birth, ripe in experience, helpful in counsel, all of the highest rank, and equal in real consideration. But without disparagement to others, we found two consulars, Gennadius Avienus and Caecina Basilius, in enjoyment of a peculiar eminence, and conspicuous above the rest; if you leave out of the account the great military officers, these two members of the exalted order easily come next to the emperor himself. We found them both deserving of the highest admiration; but their characters were very different; what resemblance there was rested rather on inborn than acquired qualities. Let me give you a short description of the pair. [3] Avienus reached the consulate |23 by luck, Basilius by merit. It was observed that the former attained his dignities with enviable rapidity, but that although the latter was slower, he won the greater number of distinctions in the end. If either chanced to leave his house, a whole populace of clients was afoot to escort him, and pressed about him like a human tide. But though the two were in so far on a level, the spirits and expectations of their friends were very far from equal. Avienus would do all that in him lay for the advancement of his sons, or sons-in-law, or brothers, but was so absorbed in family candidates that his energy in the interest of outside aspirants was proportionately impaired. [4] There was a further reason for preferring the Decian to the Corvinian family. What Avienus could only obtain for his own connexions while in office, Basilius obtained for strangers while he was in a private station. Avienus opened his mind freely, and at' once, but little came of it; Basilius rarely and not for some time, but to the petitioner's advantage. Neither of the two was inaccessible or costly of approach; but in the one case cultivation reaped mere affability, in the other, solid gain. [5] After long balancing of alternatives, we finally compromised in this sense; we would preserve all due respect for the older consular, whose house we were duly frequenting, but devote our real attention to the habituй's of Basilius' house. Now while, with the assistance of this right honourable friend, I was considering how best to advance the matter of our Arvernian petition,1 the Kalends of January came round, on which day the emperor's name was to be enrolled in the Fasti as consul for a second year. [6] 'The very thing,' cried my |24 patron. 'My dear Sollius, I well know that you are engaged in an exacting duty, but I do wish you would bring out your Muse again in honour of the new consul; let her sing something appropriate to the occasion, in whatever haste composed. I will obtain you an audience, be there to encourage you before you begin to recite, and guarantee you a good reception when you have done. I have some experience in these matters; trust me when I say that serious advantage may accrue from this little scheme.' I took the hint; he did not withdraw from the suggested plan, but gave me the support of an invincible ally in the act of homage imposed upon me, and managed so to influence my new consul, that I was incontinently named president of his senate. [7] But I expect you are tired to death of this prolix letter, and would much rather peruse my little work1 itself at your leisure. Indeed, I am sure you would, so the eloquent pages bear you the verses herewith, and must do duty for me until I come to speak for myself a few days hence. If my lines win the suffrage of your critical judgement, I shall be just as delighted as if a speech of mine in the assembly or from the rostra called forth the 'bravos' not of senators alone but of all the citizens. I warn you, nay, I insist with you, not to think of setting this slight piece of mine on the same plane as the hexameters of your own Muse, for by the side of yours my lines will suggest the triviality of epitaph-mongers rather than the grandeur of heroic verse. [8] Rejoice, all the same, with the panegyrist; he cannot claim the credit of a fine performance, but at least he has the reward of one. And so, if gay may enliven grave, I will imitate |25 the Pyrgopolinices of Plautus, and conclude in a robustious and Thrasonical vein.1 And since, by Christ's aid, I have got the prefecture by a lucky pen, I bid you treat me as my new state demands; pile up all conceivable felicitations and exalt to the stars my eloquence or my luck, according as I please, or fail to please, your judgement. I can imagine your smile when you see your friend carrying it off in this style with the braggart airs of the old stage-soldier. Farewell.

Таким образом Геннадий Авиен принадлежит к дому Валериев Корвинов, а второй лидер сената Василий Деций Цецина - к тому самому дому Дециев что и Венанций.

Письма Сидония Апполинария, ежели нужно, лежат здесь.

Что касается Анициев - в первой половине V века они были могущественнейшим родом в сенате, в конце века - так же, но как раз в 460ых-70ых их позиции слабы - по ним сильно ударили узурпация и свержение Петрония Максима, происходившего из их дома. Тем более что старший представитель рода Олибрий перебрался в Константинополь (а теперь вернулся в Рим слишком "блестяще" :D ). В описываемую эпоху видную роль играл из Анициев Аниций Авхений Басс, но он в 472 молод еще, думаю ровесник Венанция. Встречал упоминание о надписи, в которой в составе сената в 470ых трое Анициев, но к сожалению без имен.

Что касается "всего два рода" - похоже да. Старая аристократия вымерла в I веке. В эпоху империи сенат активно пополнялся всадниками, а затем - начиная с правления Адриана - и виднейшими куриалами крупных городов провинций. Отттуда и обилие греческих имен в сенате нашего периода. Василии, Никомахи... :)

То есть при попытке захватить Сицилию вандалы вступят в войну? А есть ли у них силы? Они в последней масштабной кампании должны были понести большие потери и кроме грабительских набегов кажется впоследствии Риму не грозили.

Вторжение на Сицилию - это уже де-факто война с вандалами. Да, большую армию Гейзерих послать не может. А от морских набегов на Италию эскадры Непота и Домициана (о ее прислыке нужно договариваться со Львом) вполне в состоянии прикрыть побережье. Захват острова будет не сложен - судя по тому, что позднее Гейзерих не стал воевать за Сицилию с Одоакром и уступил остров практически без боя.

Я о другом. Поход на Сицилию - это потеря времени на севере. Если не вторгнуться в Галлию в 473 - Вицентий успеет сломить римское сопротивление в Тарраконской Испании, и тогда Испания превратится для вестготов в запасной аэродром, куда они смогут огранизованно отступить из Галлии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Прочел.

С христианами Крассу придется договариваться. Например подарить иудейские реликвии, дать пожертвование на благотворительность.

Короче чтобы Папа Римский успокоил сенаторов, сообщив, что Красс согласен на проповедников в его армии.

Сицилия - думаю, сначала надо разбить Гундобада и идти на север. Разумеется не забыть о наборе новых воинов. Один христианский легион не помешает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати в кассу юмористичского творчества и стихосложения, на хисторике есть тема посвященная древнеримскому юмору

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

иудейские реликвии

Ну ежели речь зашла о реликвиях - то у Красса так, мелочи. Самое вкусное - скиния, жезл Моисея и пр. - были захвачены Титом при взятии Иерусалима и хранились в римской казне. Пока на нее не наложил лапу Гейзерих.

Теперь они в Карфагене в руках подлых варваров-еретиков. :blink:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

на хисторике есть тема посвященная древнеримскому юмору

<{POST_SNAPBACK}>

О Крассе.

...ты, Красс, недавно сказал тому, кто спросил, не обеспокоит ли он тебя, если придет к тебе еще досветла: "Нет, ты меня не обеспокоишь". "Значит, — сказал тот, — прикажешь тебя разбудить?" А ты: "Да нет: я же сказал, что ты меня не обеспокоишь".

свидетель Сил оскорблял Пизона, утверждая, что слышал о нем дурное. "Может быть, тот, от кого ты это слышал, — спросил Красс, — был сердит на Пизона?" Сил согласился. "Может быть, ты не совсем точно его понял?" Сил и с этим полностью согласился. "А может быть, ты и вовсе не слышал всего, что ты будто бы слышал?"

А это хоть и не про Красса, но подходит к характеру

Так, когда Публий Корнелий, считавшийся человеком жадным и вороватым, однако же храбрецом и хорошим полководцем, благодарил Гая Фабриция за то, что тот, его враг, выдвинул его в консулы, да еще во время большой и тяжелой войны, Фабриций сказал: "Нечего тебе меня благодарить, просто я предпочел быть ограбленным, чем проданным в рабство".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Лучшие места заполняли сенаторы, чиновники и офицеры, здесь же сидели Красс и Антемий, благосклонно улыбаясь доносившимся сюда восторженным возгласам римлян, до крайности довольных щедрыми раздачами хлеба и денег, а теперь предвкушавших невиданное зрелище.

ЕМНИС, Императорская ложа и места сенаторов (подий или подиум) располагалась на нижнем ярусе и туда вел совершенно отдельный вход. Ярусом выше и по бокам были места для простых знатных граждан (цивис), а верхние ярусы, над которыми во время игр натягивались с помощью хитроумных устройств полотняные навесы - сумма - были для всего стального римского плебса.

Уважаемый коллега Арчер, у Вас очень грамотная речь, но уж позвольте иногда обращать Ваше внимание на редчайшие досадные ошибки и оЧеПятки:

Патрицианская молодеж слушала

Патрицианская молодежь слушала

Если прямая речь или диалог заканчиваются на любой знак, кроме запятой, то комментарий начинается с заглавной буквы.

Варвары, что все еще топчут Италию, разбегутся едва увидев наши знамена.

Варвары, что все еще топчут Италию, разбегутся, едва увидев наши знамена.

Кстати, насчет знамен... Не лучше ли пусть будут сигны легионов или просто аквилы-орлы? Какие знамена?

Изменено пользователем Сталкер

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Странно что Публию не сказали о том, что Корнелия вышла за Помпея. ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"Отец Отечества" - не лучше ли "Спаситель Отечества"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Никомах - что-то не нравится мне имя лидера сенатских язычников.

Паулин - гораздо лучша, по крайней мере по римски.

На Играх нет только Паулина - крайне сомнительно. Или больше в сенате нет христиан? Там бы не было по кроайней мере полсената. Потом бы они очень извинялись, кто заболнл, кто был крайне занят...

Игры - это религиозное действо, причем по факту человеческое жертвоприношение. Для христиан это крайне серьезно. Это не просто возобновление языческих жертвоприношений. Это объявление войны. И влезать в это согласятся те, кому по барабану или упертые язычники.

Поэтому наличие христиан на играх крайне сомнительно. В том числе и Антемия. Должны быть очень жесткие разговоры до игр, а у вас благорастворение воздухов. После такого реакция того же папы обязана быть крайне жесткой и тут уж разрешение проповеди не поможет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ах да. Военный магистр - может лучше магистр милитум? Как то более аутентично звучяит. Или магистр запада (Восток не в его власти).

О! Еще присвоить Крассу почетное звание Кесаря! Очень любопытна реакция Красса (Зовите меня просто - товарищ Красс)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не лучше ли пусть будут сигны легионов или просто аквилы-орлы? Какие знамена?

<{POST_SNAPBACK}>

Просто орлы наших легионов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Никомах - что-то не нравится мне имя лидера сенатских язычников.

Ну так РИ. Много было греческих родов в сенате - из куриалов восточных провинций, которых ввели в римский сенат Антонины.

А в данном случае - коллега использует в качестве персонажа представителя известного в РИ рода. Так что нравится-ненравится....

"Центральной фигурой последнего языческого возрождения на западе стал один из лидеров сенатской оппозиции Никомах Флавиан. Он сохранил при Евгении полученный еще от Феодосия пост префекта Италии, а в 394 г. стал консулом. Его сын, Никомах Флавиан младший, занимал пост префекта Рима в 393-394 гг. Отец и сын развернули в конце 393 - начале 394 г. активную деятельность по реставрации язычества на западе и особенно в Риме.

Возможность реконструкции языческого возрождения дает весьма спорный источник "Поэма против язычников", имя автора которой до нас не дошло. Это произведение направлено против неизвестного префекта и консула, который организовывал языческие обряды и церемонии в Риме. Некоторые исследователи идентифицируют этого префекта с Габинием Барбарием Помпейяном, который занимал этот пост в 408-409 гг.; другие приводят аргументы в пользу Веттия Агория Претекстата, префекта 384 г.; но наиболее убедительно выглядят аргументы тех, кто отождествляет этого префекта с Никомахом Флавианом и датирует документ 394 г. (например, Дж. Мэттьюз). На основании этого источника предстает следующая картина.

Благодаря активным усилиям сторонников древней религии, которых, как оказалось, на западе было еще немало, восстанавливались пришедшие в ветхость языческие храмы, в частности, храм Геркулеса в Остии и храм Венеры в Риме, приводились в порядок языческие кладбища, возрождались уже начавшие забываться языческие обряды, праздники, игры, причем не только исконной римской религии, но восточных культов. Так, в соответствии с римским календарем в марте 394 г. были проведены празднества Аттиса и Кибелы, в апреле - Мегалезийские игры в честь Кибелы, а в конце апреля - начале мая - празднества Флоры. В "Поэме против язычников" красочно описываются пышные языческие церемонии, сопровождавшие эти празднества. В дополнение к этим мероприятиям было объявлено на три месяца прекращение всех дел с целью "очищения" Рима и других городов Италии.

Судя по источникам, Евгений не участвовал в организации этих мероприятий, но оказывал им покровительство или, что вернее, относился к ним, по выражению Дж. Мэттьюза, "со смущенной терпимостью". Фактически власть находилась в руках Никомаха и Арбогаста. При этом надо отметить, что они не только осуществляли описанные мероприятия, но и обеспечили бесперебойное снабжение Рима зерном из Африки.

В источниках нет прямых указаний на преследования христиан, однако, вряд ли можно сомневаться, что такие случаи имели место. Вероятно, результатом этого было отступничество некоторых христиан, и в литературе можно встретить мнение, что Никомах развернул целую программу обращения людей из христианства в язычество и претворял ее в жизнь путем раздачи почестей и должностей отступникам. Имело место и уклонение клириков от исполнения своих обязанностей. Возможно, именно в это время Амвросий написал ободряющее письмо медиоланскому клиру, в котором епископ говорит о своей печали по поводу того, что служители Бога уклоняются от обязанностей и что их посещают такие мысли: "...что за преимущество для меня оставаться среди клира, переносить обиды, претерпевать трудности, как будто мое имение не может меня поддержать или что-либо другое?" (Письмо 61, 1-2). А Павлин сообщает, что Арбогаст и Никомах, отправляясь на войну с Феодосием и, покидая Медиолан, угрожали, что если они вернутся с войны, то устроят конюшню в базилике Медиоланской церкви, а клириков отдадут в солдаты (Жизнь Амвросия, 31).

И Феодосий, и Евгений открыто готовились к войне, после того как восток отверг все попытки мирного урегулирования. На востоке велась активная пропаганда с целью придать готовящемуся походу против Евгения характер религиозной миссии для установления на западе "истинного благочестия". Именно религиозные мотивы войны превалируют в источниках, а в литературе иногда поход Феодосия против Евгения называют "крестовым походом христианского императора".

Военным действиям предшествовала соответствующая идейно-религиозная подготовка. В стане Евгения проводились гадания по внутренностям животных, приносились обильные жертвы, проводились консультации с оракулами. Так, один оракул изрек, что существование христианства продлится "великий год", то есть 365 лет, и, по его подсчетам, в 394 г, этот срок как раз истекал.

На востоке победу готовили длительными постами и истовыми молитвами, в которых участвовал и сам император. Кроме того, были получены благоприятные предсказания от христианских отшельников. Войска противников имели явно выраженную символику: в легионах Феодосия - крест, а на воинских знаменах солдат Евгения красовались изображения Геркулеса и Юпитера.

Феодосий выступил в поход в мае 394 г., пополняя по пути свою армию воинскими контингентами придунайских варваров. Армия Евгения выступила из Медиолана в конце июля (Амвросий говорит, что он вернулся в Медиолан около августовских календ вскоре после того, как Евгений покинул город). Главное внимание в обороне было уделено укреплению альпийских проходов, и это было поручено Никомаху старшему. Однако Федосий, имевший к тому времени солидный военный опыт, сумел с ходу овладеть ими. Никомах отнес эту неудачу на свой счет и в духе старинных традиций покончил с собой, поставив своих соратников в крайне затруднительное положение. "

Игры - это религиозное действо, причем по факту человеческое жертвоприношение. Для христиан это крайне серьезно. Это не просто возобновление языческих жертвоприношений. Это объявление войны. И влезать в это согласятся те, кому по барабану или упертые язычники.

Поэтому наличие христиан на играх крайне сомнительно. В том числе и Антемия. Должны быть очень жесткие разговоры до игр, а у вас благорастворение воздухов. После такого реакция того же папы обязана быть крайне жесткой и тут уж разрешение проповеди не поможет.

Не соглашусь. Феодосий запретил жертвоприношения, но не посягнул на гладиаторски бои. Они проводились еще при Гонории, в преиод когда империя считалась тотально христианизированной. Церковь не вмешивалась. Бои перестали проводится лишь в 404 году - по инициативе прибывшего в Рим восточного монаха из Малой Азии:

"Внезапно один из молодых гладиаторов, вооруженный мечом, был захвачен сетью и брошен наземь. Он уже был тяжело ранен и не мог встать. Его противник быстро использовал свое преимущество и приставил к груди поверженного свое копье, не давая ему возможности двинуться с места. Он воскликнул: “Hoc babetl” (”Он мой!”) -и в тот же момент, повинуясь какому-то неизвестному Телемаху сигналу, другие гладиаторы остановились и отступили друг от друга. Многие из зрителей встали, опустив вниз большой палец. Послышалось скандирование: “Recipe ferrum!” (”Получи железо!”) Небольшая группа официальных лиц вышла из передних рядов публики на арену, приблизившись к поверженному и победителю, чтобы получше рассмотреть происходящее. Как и толпа, они подняли руки с опущенным вниз большим пальцем. К ужасу Телемаха, победитель просто кивнул головой, а потом со всей силы вогнал свое копье в грудь жертвы, предсмертный крик потонул в криках приветствия победителя.

Тогда, когда официальные лица возвращались на свои места, на арену вышли рабы с огромными крюками и утащили тело поверженного воина по песку арены, оставляя за ним кровавый след. Другие рабы вышли на арену с песком и граблями, чтобы освежить арену Колизея для продолжения состязания.

Вскоре гладиаторы снова заняли боевую позицию. Но прежде чем они возобновили поединок, человек в сутане спрыгнул вниз со стены, отделяющей публику от арены, и подбежал к паре гладиаторов, приготовившихся к поединку вблизи императорской ложи: Телемах положил свои ладони на грудь каждого из бойцов, чтобы отодвинуть их друг от друга, выкрикивая: “Во имя Христа, остановитесь! Не унижайте Божью милость, убивая друг друга мечами ваших врагов!”

Толпа замерла на мгновение. “Здесь не место для проповедей!” – закричал кто-то. “Старый римский обычай должен быть сохранен. За гладиаторов!” – выкрикнул другой.

Потом толпа снова подняла рев, и уже нельзя было разобрать что-либо в сплошном шуме голосов.

Один из гладиаторов ударил старика в живот рукояткой своего меча, от чего Телемах согнулся вдвое и упал на колени. После этого они приготовились продолжать свое сражение. Но неожиданно Телемах быстро поднялся на ноги и вновь встал между ними, отводя их друг от друга: “Во имя Христа, остановитесь!”

“Уберите его отсюда!”, “Иди прочь, старик!”, “Пусть продолжают!”, “Это мятеж! Убрать его!” Толпа начала скандировать: “Проткни его! Проткни его!” Люди начали бросать на арену все, что попадалось им под руки, стараясь попасть в Телемаха.

Один из гладиаторов внезапно повернулся к нему, охваченный вспышкой безумной ярости, и воткнул свой меч по самую рукоять в живот старика.

…Озлобленную толпу сковала мертвая тишина Телемах вновь упал на колени, вокруг него образовалась бягряная лужа на песке арены. На последнем вздохе он снова прохрипел: “Во имя Иисуса, остановитесь…”

Он упал лицом вниз и больше не шевелился. Никто не мог вымолвить ни слова. Некоторое время никто даже пошевелиться не мог. Вдруг кто-то поднялся и стал пробираться к выходу из Колизея. За ним последовала супружеская пара. За ними потянулись остальные. Людской ручеек увеличивался и увеличивался, пока все не поднялись со своих мест: бывшие жаждущие кровавого зрелища зрители, а теперь – пришедшие в себя люди, с чувством вины и в тягостном молчании покидали Колизей. Никогда больше в Колизее не было гладиаторских боев."

Религиозного языческого подтекста в боях никто не усматривал. А здесь тем более гладиаторами будут враги. "Основная масса" тогдашних римлян придет на зрелище с удовольствием.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас