Обсуждение "Легионы, вперед!"

1342 сообщения в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Но Фульциний конечно рожден в жестко сословном обществе Поздней Республики, и в отношении его вы правы.

<{POST_SNAPBACK}>

Получается, что с точки зрения Ливии и её семьи, её брак с Фульцинием в принципе возможен, а с точки зрения самого Фульциния - нет? Тогда при ближайшем знакомстве с новыми порядками он будет приятно удивлён.

Изменено пользователем moscow_guest

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Несколько мелких деталей. На какие отличия обратили бы внимание люди Красса в 5 веке?

По-другому одеваются, особенно мужчины: все носят брюки и рубашки с длинными рукавами. Почти у всех одежда раскрашенная, у богатых - узорчатая и разолоченная, похожая на парфянскую, у отдельных щёголей расшитая фигурами людей, зверей и даже каким-то сценами. Очень много людей восточного облика, похожих на сиррийцев или анатолийцев. Заметно изменился латинский язык: все шепелявят, вместо "ки, ке" говорят "чи, че", а жители Галлии даже вместо "ка" говорят "ша". Глотают окончания слов, так что не разберёшь падежи, зато любят прибавлять предлоги где не надо: вместо "сын Марка" (filius Marci) говорят "сын от Марка" (filius de Marco), и т. д. Вместо "дом" (domus) говорят "сарай" (casa), вместо "жена" (uxor) - "женщина" (mulier), вместо "конь" и "война" (equus, bellum) - вообще какие-то варварские слова (caballus, verra). Если ваш герой женится, то с удивлением узнает, что брачное право и свадебные обряды тоже сильно изменились.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

вместо "ки, ке" говорят "чи, че"

Я еще сверюсь с точной синхронизацией, но, по-моему, эта галльская норма в конце 5-го века до самого Рима еще не дошла и ограничивается пока еще пределами Цизальпинской Галлии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По-другому одеваются, особенно мужчины: все носят брюки и рубашки с длинными рукавами. Почти у всех одежда раскрашенная, у богатых - узорчатая и разолоченная, похожая на парфянскую, у отдельных щёголей расшитая фигурами людей, зверей и даже каким-то сценами.

Да нет, коллега, туника с рукавами по локоть еще в основном в ходу. Длинный рукав с золоченым обручьем на запястье завоевал господство лишь к концу VI века, когда в Средиземноморье похолодало. Тогдашние штаны так же не похожи на брюки - это скорее бриджи, а то и шорты. :rolleyes: Даже у германцев они опускаются лишь немного ниже колена, дополняясь кожанным чулком.

Похожая на парфянскую - ну разве что по обилию вышивки (при Поздней Республике еще не было развито искусство златоткачества). А по фасону - вряд ли. Мантия, заменившая тогу, все же старинный греческий прикид.

1.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Да нет, коллега, туника с рукавами по локоть еще в основном в ходу. Длинный рукав с золоченым обручьем на запястье завоевал господство лишь к концу VI века, когда в Средиземноморье похолодало. Тогдашние штаны так же не похожи на брюки - это скорее бриджи, а то и шорты.

У меня другие сведения - римские солдаты начали носить длиннорукавные туники и длинные, заправленные в обувь брюки или рейтузы, уже в 3 веке. Graham Sumner, Roman Military Clothing AD 200-400, могу послать сканы с цитатами и иллюстрациями.

Я еще сверюсь с точной синхронизацией, но, по-моему, эта галльская норма в конце 5-го века до самого Рима еще не дошла и ограничивается пока еще пределами Цизальпинской Галлии.

Неужели можно так точно датировать изменения в устном языке?

Изменено пользователем Роберт

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

У меня другие сведения - римские солдаты начали носить длиннорукавные туники и длинные, заправленные в обувь брюки или рейтузы, уже в 3 веке. Graham Sumner, Roman Military Clothing AD 200-400, могу послать сканы с цитатами и иллюстрациями.

Солдаты на границах начали их носить еще и в I веке. Нижнегерманские легионы Вителлия, вступившие в Италию, щеголяли в штанах. Включая своего командира Цецину (за что Светоний не упустил случая его попинать).

Но это - не более чем практичность. На рейнской и дунайской границе - зоне дислокации легионов - климат посуровее чем в Италии. А в Италии V века в длинных брюках и длинных рукавах вы летом, извините, спаритесь.

В отношении когда штаны распространились среди гражданского населения Италии - точной даты не скажу. Но осмелюсь напомнить, что в 397 году (за полвека до наших событий) Гонорий издал эдикт, запрещающий гражданам появляться «в славном городе Риме» в штанах, определяемых как варварская одежда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Неужели можно так точно датировать изменения в устном языке?

Точно - нет, но с разбегом от 50 лет до века - вполне. Есть литературные источники с подсказками, и вот их я сейчас ищу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но это - не более чем практичность. На рейнской и дунайской границе - зоне дислокации легионов - климат посуровее чем в Италии. А в Италии V века в длинных брюках и длинных рукавах вы летом, извините, спаритесь.

В отношении когда штаны распространились среди гражданского населения Италии - точной даты не скажу. Но осмелюсь напомнить, что в 397 году (за полвека до наших событий) Гонорий издал эдикт, запрещающий гражданам появляться «в славном городе Риме» в штанах, определяемых как варварская одежда.

<{POST_SNAPBACK}>

Ну, был я в Риме летом - большинство в джинсах :rolleyes: Мода же изменилась в поздней античности не из-за климата, а из-за нравов. Голые руки-ноги стали казаться неприличными (м. б., ближневосточное влияние). На мозаиках из Пьяцца-Армерина (начало 4 в., Сицилия) люди (не военные) уже с длинными рукавами и в длинных брюках. И на раннехристианских фресках из катакомб тоже длинные рукава.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Мода же изменилась в поздней античности не из-за климата, а из-за нравов. Голые руки-ноги стали казаться неприличными (м. б., ближневосточное влияние). На мозаиках из Пьяцца-Армерина (начало 4 в., Сицилия) люди (не военные) уже с длинными рукавами и в длинных брюках. И на раннехристианских фресках из катакомб тоже длинные рукава.

Насчет рукавов спорить не буду - мода на туники с рукавами действительно распространялась из восточных провинций (где она не исчезала с ахеменидских времен) в III веке, а в IV появилась далматика. Но вот штаны.....

Коллега, а как с вашим утверждением согласуется запрещение Гонорием носить в Риме штаны, изданное аж в самом конце IV века? :rofl:;)

Что касается фресок и прочих изображений - я вам их найду не меньше, но вас опровергающих.

Навскидку - вот вам статуя из Барлетты, датируемая почти нашим периодом - первой половиной V века.

10181646.jpg

Типичный позднеримский военный костюмчег - короткая туника, кожанный дублет с собранными в складку наплечниками и декоративной отделкой, лорика и сагум, перекинутый через левую руку. Кожанные башмаки с обмоткой. Штанов не имеется. Но рукава длинные. :rofl:

Комиссаржевский в своей "Истории костюма", основываясь именно на анализе мозаик, фресок и миниатюр, утверждает что штаны стали общепринятыми в Византии лишь в VIII веке. И то среди воинов и высших сословий (которые все стали воинами). Ибо действительно - ездить верхом в кожаном седле без штанов удовольствие то еще :rolleyes: .

Что же касается простанародья - так вот вам миниатюра аж XI века. Кстати из церковного жития. И как там насчет штанов?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллеги, ваши рассуждения об одежде + сложившееся у меня впечатление о психологии людей эпохи навели меня на такую вот мысль:

высшие классы, а в особенности молодежь, вполне могут проникнуться и начать щеголять в одеждах, подражающих "блистательным победителям и спасителям", "настоящим" римлянам республиканской эпохи. Последний писк моды... тудым-сюдым... это надо подумать :dance2:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати, я тут параллельно делаю наброски по третьей части, где действие происходит в Галлии. Старик Сидоний, Экдиций и прочие милые люди :dance2: Так вот, не нашел, кто был преторианским префектом и решил считать, что им остается Полемий. Так ли это?

Еще интересует судьба двух таких вот товарищей: Арванд после изгнания куда делся? Мог к Эвриху сбежать? И, главное, Риотам, которого разбили пару лет назад, вроде как он некоторое время обретался у буругндов? Жив ли он еще? Жаль, если нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега, а как с вашим утверждением согласуется запрещение Гонорием носить в Риме штаны, изданное аж в самом конце IV века?

Раз запретил - значит, носили, не так ли?

Я не говорю, что штаны носили все. Я сам, просмотрев разные иллюстрации, видел многих людей 4-5 вв. одетых "по-классически". Но штаны носили явно чаще, чем во времена Красса. И попаданцам это наверняка бросилось бы в глаза.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И, главное, Риотам, которого разбили пару лет назад, вроде как он некоторое время обретался у буругндов?

Король Артур, вы хотели сказать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

высшие классы, а в особенности молодежь, вполне могут проникнуться и начать щеголять в одеждах, подражающих "блистательным победителям и спасителям", "настоящим" римлянам республиканской эпохи. Последний писк моды... тудым-сюдым... это надо подумать ;)

Здесь сложно. В империи имеется иерархия чинов (о которой провинциальный наместник времен Красса, сколачивавший канцелярию из собственных рабов и либертинов, понятия не имел), есть внешние отличия в "парадной форме". Эти всевозможные златошвейные нашивки и каймы с республиканской складчатой драпировкой несовместимы, ибо придают ткани жесткость.

им остается Полемий. Так ли это?

В 472 - точно он. И поскольку Антемий остается императором - и Полемий никуда не денется.

Арванд после изгнания куда делся? Мог к Эвриху сбежать?

Исчезает со всех страниц. Но бежать ему больше по идее и некуда, раз изгнали. А связи у него там хорошие. И коллаборационист Винцентий как раз завоевывает для готов Тарраконскую Испанию.

И, главное, Риотам, которого разбили пару лет назад, вроде как он некоторое время обретался у буругндов? Жив ли он еще?

Данных нет, но думаю да. Ибо бритты заселяют Бретань именно с его времен. Так что скорее всего ушел в Арморику, и сможет выступить вместе с Сиагрием.

Но штаны носили явно чаще, чем во времена Красса. И попаданцам это наверняка бросилось бы в глаза.

Против такой формулировки возражений никаких.

Король Артур, вы хотели сказать?

Коллега, таких ассоциаций даже я не провожу. Во всяком случае сейчас. :dance2:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега, таких ассоциаций даже я не провожу. Во всяком случае сейчас.

А раньше проводили. Монгклтай в больших дозах опасен для критического мышления :victory:

А к фантастическому худлиту он и вовсе не имеет никакого отношения.

Потому отождествить Риотима с Артуром (или каким-нибудь "последним британским римлянином" вроде Амброзия Аврелиана, например) на мой необъективный взгляд будет архиправильно и очень увлекательно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Амброзия Аврелиана

Насчет него - возражений нет. Хронологически ИМХО как раз.

И - да - вышло бы зело эпично. :victory:

А "Могултая в больших дозах" никогда не принимал. ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А "Могултая в больших дозах" никогда не принимал.

Это я некритически воспринял даное сообщение,

События в Британии, близкие к текущему моменту таймлайна, известны нам по реконструкции коллеги Могултая, проводившего комплексный анализ хроник, «легендарных и полулегендарных источников» и просто преданий.

приношу всяческие. :)

Насчет него - возражений нет. Хронологически ИМХО как раз.

И - да - вышло бы зело эпично.

Консенсус! (осталось Арчера уговорить...)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

осталось Арчера уговорить...

Ему тогда нужно хоть какую-то матчасть дать для расширения сюжетного замысла. А таковой кот наплакал. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Прочитал последний отрывок.

Извините, коллега, но Прокл не мог быть для Антемия ни стариком, ни учителем. Антемий родился в 420 году, Прокл - в 412.

Прокл стал схолархом в Афинах не ранее 450 года. А меж тем Антемий уже в 452 командует армией Фракии, а Марцеллин служит на западе комитом у Аэция.

Впрочем я чую, откуда ветер дует. Какой-то "писатель" накатал в Википедии биографии оных деятелей, сделав Пампрепия, Пузея, Антемия, Мессия и Марцеллина учениками Прокла. Да еще в Александрии, где Прокл в реале сроду не преподавал. А только учился там у Олимпиодора Старшего, но в возрасте 20 лет перебрался в Афины.

Автор сих статей Вики даже не удосужился сверить приводимые им же самим даты. :angry:

Если вся эта компания, как утверждает Вики, училась вместе в Александрии (не в Константинополе) - то не у Прокла, которого звать еще никак, а у Гиерокла - он рулил Александрийской академией в первой половине V века под высоким покровительством императрицы Евдокии и префекта претория востока Кира Панополитанского (которого Маркиан вторично назначил префектом претория).

Кстати сочинение Прокла, которое вы кладете на стол Антемию - чисто философское. Его полное название "Восемнадцать эпихейрем о вечности космоса против христиан". Там Прокл полемизирует конкретно против христианского догмата творения мира и отстаивает идею вечности космоса, апеллируя к античным философам, в основном к Аристотелю. Не более.

Трактат до нас не дошел, но реконструируется по имеющимся фрагментам в сочинении Иоанна Филопона "О вечности мира против Прокла", о котором я писал в мире императора Германа. Произведение, не считавшееся и среди христиан особо зазорным, и мягко говоря, не из тех которые способны сподвигнуть "на путь Юлиана". :) Тем более что у нас еще почти что эпоха Синезия, который не верил в творение мира из ничего и в воскресение мертвых, но тем не менее Феофил Александрийский, желая заполучить знаменитого философа в ряды Церкви, рукоположил его митрополитом Киренаики.

Вообще по идеям, содержимым в головах образованной элиты описываемой вами эпохи (если не хотите зарываться в подробности) - очень рекомендую эту статью. Кратко, но достаточно для того что бы быть "в теме". Ибо мало кто так проник в сию тему как старик Аверинцев. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а где можно почитать ... ??? ссылку скинте плизз

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а где можно почитать ... ??? ссылку скинте плизз

Что почитать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Подозреваю, что собственно обсуждаемое.

Коллега не догадался посмотреть в первом сообщении темы, там ссылка.

Да и сама тема тут же рядом, в этом разделе...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Что почитать?

уже нашел сам :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А что можно почитать по Риотаму и его отождествлению с Артуром?

Если вся эта компания, как утверждает Вики, училась вместе в Александрии (не в Константинополе) - то не у Прокла, которого звать еще никак, а у Гиерокла.

ОК, пусть будет Гиерокл :)

Кстати сочинение Прокла, которое вы кладете на стол Антемию - чисто философское. Его полное название "Восемнадцать эпихейрем о вечности космоса против христиан". Там Прокл полемизирует конкретно против христианского догмата творения мира и отстаивает идею вечности космоса, апеллируя к античным философам, в основном к Аристотелю. Не более.

Что ж, я и правда плохо знаком с философией, надо будет на досуге пробел хоть как-то восполнить.

Произведение, не считавшееся и среди христиан особо зазорным, и мягко говоря, не из тех которые способны сподвигнуть "на путь Юлиана". :)

Коллега, а не могли бы вы подсказать, не было ли в те времена чего-нибудь эдакого? Способного сподвигнуть :)

Вообще по идеям, содержимым в головах образованной элиты описываемой вами эпохи (если не хотите зарываться в подробности) - очень рекомендую эту статью. Кратко, но достаточно для того что бы быть "в теме". Ибо мало кто так проник в сию тему как старик Аверинцев. :(

Пойду знакомиться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А что можно почитать по Риотаму и его отождествлению с Артуром?

А ничего, кроме того что здесь уже постили. Данных слишком мало. Зато простор для творческой фантазии.......

Пойду знакомиться.

Что ж, познакомьтесь. Кстати понятнее станет и судьба Пампрепия, которому разочаровашийся Илл снес башку. Погорел бедняга на своей теургии, как Сопатр, Максим и иже присные...

Прочел по неоплатонизму зело прилично..... Мое глубокое убеждение - "бобик сдох". Сдох в тот самый момент когда Явмлих провозгласил свою доктрину и завоевал господство. Ибо тем самым внес в неоплатоническое язычество религиозный догматизм похлеще (на тот момент) христианского.

И в рисуемом ныне произведении по ранней Византии я, при страстной любви к античности - на стороне "умеренных" христиан. Ибо не вижу лучшей альтернативы для оной цивилизации.

скрыть

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас