Мир победившего митраизма

105 сообщений в этой теме

Опубликовано:

.Если посмотреть на проблему глобально, то могло сформироваться два непримиримых митраистских лагеря, - наподобие разделения католичества и православия...
…….

Догматические различия между православием и римским католичеством общеизвестны. А каковы догматические различия в двух ветвях "митраизма" ( я предлагаю в данной теме термины: "митраизм", "тенгрианство" и др. использовать в кавычках).

Вы не могли бы немного рассказать нам о мансийском культе Мир-сусне-хума.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Мир Суснэ Хум. Дословно - "Мир созерцающий человек" / "За Миром наблюдающий человек" / "Человек, надзирающий за Миром".

Другой его эпитет: Ма-ёхне-хум - Вит-ёхне-хум - "Человек, объезжающий землю, Человек, объезжающий воду".

Культурный герой хантов и манси и главный покровитель людей. Носит имена Нум-сорни «Верхний-золотой», Сорни-орт «Золотой князь», Кон-ики «Господин-старик», Торум-пах «Торума сын», Троитьс-ики «Троицы старик» и т.п...

http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pu....htm&id=710

Мир-сусне-хума изображали по-разному. Иногда - в виде всадника "на белом восьмикрылом коне", каковым - проезжающим по небу "царём идущих облаков" - и представляли его себе манси. Иногда - в образе птицы - лебедя, белого журавля или "золотого гуся". Смысл его деяний заключался в стремлении к неукоснительному соблюдению установлений общественного бытия. Он опекает живущих в соответствии с этими установлениями. Напротив, тех, кто ведет себя "не по-людски" (а, соответственно, "не по-божески") он карает и, подчас, жестоко.

Сам он призывает людей не забывать, кому они обязаны своим благополучием: "Хочу, чтобы, когда человек убивал чёрного зверя, красного зверя, думал обо мне".

Зачин молитвы Мир-суснэ-хуму: "О, Князь, окружающий страну семи князей, страну семи княгинь, да восстанет твой златой смысл морской воды, обской воды! О, если бы ты показался над отверстием дымящегося горшка, дымящегося котла!"

Изображения Мир-сусне-хума помещали на чердаке - в священной части жилища. Жилище обретало космические очертания при наличии в его "Верхнем мире" Мир-сусне-хума.

Обыденной жертвой ему была каша.

Кровавую жертву Мир-сусне-хуму приносили при рождении, по случаю свадьбы или похорон. Оленя жертвовали непосредственно в жилище, петуха - на чердаке, а закланье лошади осуществлялось у дома, напротив святой стены.

Ныне манси отождествляют Мир-суснэ-хума с Георгием Победоносцем.

Многие аспекты образа Мир-сусне-хума роднят его с Митрой. Сравните: "Митра, не смыкая глаз, озирает людей"...

Одним из первых обратил внимание на соответствие образов Митры и Мир-сусне-хума известный ученый В.Н. Топоров. Идея В.Н. Топорова была встречена с известной сдержанностью и расценена лишь как гипотеза. Однако всё, что было сказано выше о Мир-сусне-хуме - мировом надзирателе, наблюдающем за соблюдением людьми норм и правил, которые обеспечивают функционирование общества, позволяет уверенно идентифицировать Мир-сусне-хума с "богом договора".

В.Н. Топоров так же обратил внимание на то, что русские понятия "мир, община" имеют функции, сопряжённые с договором, и тем связаны с Митрой.

В число обычных спутников Митры, без которых не обходится ни один из рельефов в посвященных ему храмах, входит петух. Но именно эта птица настолько популярна в качестве жертвы Мир-сусне-хуму, что её разведение для продажи уграм стало выгодным для приобских крестьян.

В числе жертв, приносимых Мир-сусне-хуму, непременно фигурировало спиртное. Но ведь и культ Митры в Иране был связан с Хаомой - священным опьяняющим напитком...

Солнечная ипостась Митры прямо не вошла в мифологическую систему обских угров (хотя Мир-сусне-хума и называли "Мужчиной, испускающим свет"), однако реминисценции представления о сущностной близости Мир-сусне-хума и солнечного диска отчетливо отразились в атрибутике. Этим объясняется не только спрос на восточное серебро в древности, но и стабильный (вплоть до недавнего времени) спрос на серебряные блюдца, которые, приобретая за большие деньги у русских купцов, и дарили Мир-сусне-хуму. (Заметим, кстати, что на блюдцах этих нередко изображали солнце).

Угры заимствовали не только образ Митры, но и соответствующую идеологию, которая, будучи, разумеется, трансформированной в новой среде, стала доминировать в их религиозном сознании. Косвенным показателем этого является слабое развитие у них по сравнению с другими народами Сибири шаманства и, соответственно, бедность шаманской атрибутики.

Характеризуя важнейший персонаж обско-угорского пантеона, нельзя не сказать несколько слов о его эзотеричности. Лицевая сторона ялпын-улама (священного покрывала с изображением Мир-сусне-хума) закрывалась специально пришитым к покрывалу куском ткани или платком. Объясняли так: "Закрывают, чтобы снохи не видели"; "Зашивают, чтобы не видела молодежь". Предание о Мир-сусне-хуме считалось "сказанием священным.., слушать которое женщинам нельзя".

Мир-сусне-хум являлся предком фратрии Мось (связанной с собственно уграми). А женщины-жёны (равно как и мужчины-свойственники), принадлежали к фратрии Пор (доугорскому населению Западной Сибири).

Говорят, Мир-сусне-хума видели в начале войны (Вел.отечественной), пересекающем небо на белом коне - с белым флагом на север. А после Сталинграда - "Он поехал на юг на белом коне с красным флагом. И кто видел, тот счастливый - его не убили, а кого ранили - это хорошо, от бога, - радоваться надо!"

Изменено пользователем Арпад

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

С пецифические "шаманские" аспекты?. .. "небесный двойник"?...

.«Я узнал его, и увидел, что он был мной самим, который в небесах, от которого я был отделен». И это точно как у Валентина: «Человек стоит лицом к лицу не со своим Богом, но со своим идеальным, вечным self, своим ангелом-хранителем». Юнг начал ворчать и ругаться (что он умел делать прекрасно, даже по-английски). Он вытащил из внутреннего кармана тетрадку и что-то быстро записал в ней. Видите ли, до того момента от него ускользало то, что главной доктриной митраизма было единство человека и его Двойника, и что это согласовывалось с его собственным видением ego и Self. Но эта оплошность была исключением..."

Цитата

Они говорят, что существует разрыв между Душой и Телом. Но знай - реальный разрыв между физическим и энергетическим телами. Безупречный воин, если хочет выстоять в битве с Быком-Людоедом должен добиться их единства. Узнай же первую примету- небо и все. что вокруг потемнеет, как в сумерках и ты услышиш стук и треск. Это колеса колесницы.

Изменено пользователем DIREKT-MASHIN

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Экие тонкости! Само собой, жрецы и знатоки культа найдут нюансы, отличающие их веру от веры дальних "единоверцев"...

Но в основе поиска таких различий - отличия на "повседневном" этно-культурном уровне. Исходящие от контрастно различных условий жизни различия в мировосприятии и во взгляде на общественное устройство. Связанные с несхожим жизненным опытом различия в акцентировании различных аспектов митраистского культа...

Относительная близость двух ветвей митраизма могла при некоторых политических обстоятельствах (расцвет греко-римской цивилизации и сложное положение некоторых народностей лесо-степной полосы) способствовать принятию догматов "западной" ветви митраизма некоторыми народностями "восточной" ветви вместе с признанием политического влияния "Рима".

С другой стороны, военно-политическое возвышение других народностей "восточной" ветви, их натиск на Империю мог привести к упадку исповедания "западных" форм культа на части имперской территории с одновременным распространением здесь "восточных" форм...

Иными путями, но мы бы получили приблизительно такое же культурно-идеологическое разделение Европы на Западную и Восточную, как и в Реале. Конечно, с определёнными уточнениями (идеологическая принадлежность Константинополя, вероятное сближение с "восточным" митраизмом тенгрианства)...

Изменено пользователем Арпад

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Вычитал ещё пару эпитетов Мир-сусне-хума: "Желанный Богатырь, Купец Нижнего Света, Купец Верхнего Света", "Гусь-богатырь" (у иранцев "космический гусь" сочетает образы Ахурамазды и Ардвисуры Анахиты).

Любопытно устроено святилище Мир-сусне-хума.

Его размещали на секретном острове среди болот, на который ведёт единственная тропинка... /ещё одно свидетельство "эзотеричности" культа/

В центре острова сооружалась опора, к которой прислоняли тряпичные образы мансийских божеств.

Но над всем возвышалась композиция, посвящённая Мир-сусне-хуму. У большой ели обрубали почти все ветви, оставляя две большие поперечные - получался крест, символ Мирового древа. На ствол помещался тряпичный образ Мир-сусне-хума (из семи одетых одна на другую одёжек). На его грудь вешали серебряное блюдце с изображением всадника - его символ.

Образы наиболее почитаемых божеств вешали на посвящённых им деревьях - берёзе, кедре, ели. Они окружали центральную "крестовую" композицию...

Кстати, о взаимодействии культа Мир-сусне-хума и шаманизма. Мансийский шаманизм приспособился к главенствующему культу так же, как славянское знахарство, ведунство, нашёптование "молитв" к русскому православию. Так, в Медвежий праздник мансийский шаман "выезжает" на импровизированном "коне", сварганеном из накрытой цветастой накидкой священной сабли. Шаман представлял здесь самого Мир-сусне-хума!

Среди славянских богов к Митре наиболее близок образ Хорса. Он не обрёл главенствующего положения в славянском пантеоне, оставшись больше чисто солнечным божеством. Но всё же это и не совсем эллинский Гелиос. Описание идола Хорса возле Пскова оставил Вундерер (16 в.): "Корс (т.е. Хорс) стоит на змее, имея в одной руке меч, а в иной - огненный луч". Т.е. Хорс - воитель, змееборец... Он не просто освещает мир, он следит за миропорядком, посылая одним дополнительные силы, а других карая...

Некоторые исследователи отмечают близость скифских образов Таргитая и Колаксая и славянских Даждьбога и Хорса. В тоже время, в подобной же отеческо-сыновней связке находятся образы Ахурамазды и Митры...

Изменено пользователем Арпад

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас