Альтернативные САУ СССР?

26 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

На базе танков Т-54/55 в Советском союзе в основном разрабатывалась инженерная техника, в то время как для САУ использовались шасси специальной разработки. Не разумнее было бы делать самоходки на базе Т-55? Подобные машины создавались в Индии (155мм САУ "Катапульта"). Предположим, в СССР эту идею развивают. Создаются САУ-122 и САУ-152 (вместо "Гвоздики" и "Акации"). Насколько это реально?

Изменено пользователем ZTZ-99

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это вполне возможно, более того - такие САУ были разработаны и некоторые даже пошли в серию (навскидку могу назвать СУ-122-54, этакий советский вариант Ягдпантеры).

ЗСУ-57-2 тоже, в принципе, на базе агрегатов Т-54, но корпус и ходовая сильно другие, хоть и похожие.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вопрос, какие САУ?

Калибр орудия средних танков к моменту появления Т-55 - 100 мм, тяжелых - 122 мм.

Первой задачей развития САУ после войны было создать САУ для уничтожения и подавления средств ядерного нападения, поэтому и сделали ставку на Акацию и подобные им.

Т.е. тогда нужно, чтобы наиболее вероятным видом конфликта был неядерный.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Создаются САУ-122 и САУ-152 (вместо "Гвоздики" и "Акации"). Насколько это реально?

так а чем плохи Гвоздика и Акация? Они авиатранспортабельны, в отличии от машин на базе Т-55... а противотанковая САУ полностью бронированная на его шасси и так была

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Во время войны у нас делали не САУ в современном смысле, а штурмовые орудия. Отсюда необходимость приличного бронирования, низкий силуэт, отсутствие башни. Главная задача самоходного штурмового орудия - прорыв хорошо укрепленной обороны противника, подавление ДОТов и ДЗОТов на дистанции прямого выстрела, при необходимости борьба с танками противника. Для всего этого нужны толстая лобовая броня и не очень нужен большой угол возвышения ствола и возможность кругового обстрела.

Послевоенные САУ сконструированы под другую концепцию - как мобильная артиллерия. Приехали, отстрелялись, уехали. Вследствие этого, нужны большой угол возвышения ствола(для стрельбы на большие дальности) и вращающаяся башня, для быстрого переноса огня по внешнему целеуказанию(например, при контрбатарейной борьбе). Мощная броня не нужна, ибо защищаться нужно в первую очередь от снарядных осколков, а не от прямых попаданий, которые при таком применении САУ маловероятны. Более того, увеличение веса брони снижает мобильность, а она для САУ важна, для быстрой смены позиции, чтобы ответным огнём вражеских батарей, РСЗО или бомбовым ударом не накрыли.

Разные концепции - разные платформы. Тем более, что для борьбы с танками уже появились легкие самоходные ПТУРС, например на базе БРДМ, не говоря уже о "Малютках" на БМП. Противотанковые же САУ остались только у десантников, от АСУ-57 и АСУ-85 до "Спрута-СД". Прочим родам войск такие машины в современных условиях не нужны.

Если я что-то описал не так, пусть господа военные меня поправят.

Изменено пользователем Vasilisk

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Во время войны у нас делали не САУ в современном смысле, а штурмовые орудия. Отсюда необходимость приличного бронирования, низкий силуэт, отсутствие башни.

И большинство из выпущенных САУ - почему-то СУ-76, С-85 и СУ-100, т.е. истребители танков, а не штурмовые.

Кстати, насчет отсутствия башни - см. КВ-2...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И большинство из выпущенных САУ - почему-то СУ-76, С-85 и СУ-100, т.е. истребители танков, а не штурмовые.

Ну, "штуга" тоже по названию штурмовое орудие, а применялся в основном как истребитель танков. Разница в общем невелика. Во всяком случае гораздо меньше, чем между любой самоходкой времен ВОВ и "Акацией".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, "штуга" тоже по названию штурмовое орудие, а применялся в основном как истребитель танков.

И какое это отношение имеет к тому, что СУ-76 это фактически мобильное ПТО?

СУ-76, СУ-85, СУ-100 это фактически ягды и замышлялись, как ягды. Т.е. при выборе вооружения играла роль в первую очередь скорость снаряда, а не фугасное действие. То, что рос калибр - это, собственно, недостатки баллистики отечественных орудий. И платить за это приходилось меньшей скорострельностью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вследствие этого, нужны большой угол возвышения ствола(для стрельбы на большие дальности) и вращающаяся башня, для быстрого переноса огня по внешнему целеуказанию

<{POST_SNAPBACK}>

Ну ИМХО как раз для стрельбы на большие расстояния вращающаяся башня не очень нужна - при дальности 20 и более км даже в рубке ограниченная горизонтальная подвижность орудия даст приличный сектор, в несколько км.

Но вот почему-то делают.

СУ-76 это фактически мобильное ПТО

<{POST_SNAPBACK}>

СУ-76 это эрзац-танк НПП, как и было сказано. БПС у неё в боекомплекте появлялись летом 1943 и позже, притом весьма ...от случая к случаю, а БС она уже в 1942 ничего путного пробить не могла (сама же пробивалась из чего угодно с любой разумной дистанции).

Кстати, насчет отсутствия башни - см. КВ-2...

<{POST_SNAPBACK}>

Опыт, сын ошибок трудных. Очень быстро от этой башни отказались и стали делать/проектировать безбашенные варианты с орудием в рубке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Насколько это реально?

См. третий том "полковников".

http://www.zeughaus.ru/product/otechestven...3-1946-1965-gg/

Правда цена... но она того стоит. Если кратко, то нужды непосредственно в Т-54 не было. Поскольку в реале для САУ на базе танковых агрегатов было разработано спецшасси Су-100П. Однако САУ эти в серию не пошли, а на шасси для них в итоге ставили всякое разное, в частности ЗРК.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

СУ-76 это эрзац-танк НПП, как и было сказано. БПС у неё в боекомплекте появлялись летом 1943 и позже, притом весьма ...от случая к случаю, а БС она уже в 1942 ничего путного пробить не могла (сама же пробивалась из чего угодно с любой разумной дистанции).

Ну, это вообще не танк. Это, скорее, дегкобронированный траспортер с артиллерией непосредственной поддержки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, это вообще не танк. Это, скорее, дегкобронированный траспортер с артиллерией непосредственной поддержки.

<{POST_SNAPBACK}>

Транспортер у меня ассоциируется с чем-то вроде ЗиС-30, "Сучка" при всех своих достоинствах всё же классом выше...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Транспортер у меня ассоциируется с чем-то вроде ЗиС-30, "Сучка" при всех своих достоинствах всё же классом выше...

Хм, это вот тоже транспортер...

pkl5_thumb.jpg

Изменено пользователем SiMor

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну ЖД транспортёры это сильно отдельная песня и уж во всяком случае не танк, а скорее противоестественная помесь канонерки с бронепоездом :good:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я и говорю: транспортер не танк, хоть ж.д. ходовая часть, хоть гусеничная.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну ЖД транспортёры это сильно отдельная песня и уж во всяком случае не танк, а скорее противоестественная помесь канонерки с бронепоездом :o

Напротив, ж.д. транспортер - это первый образец артиллерийского боевого поезда. Первые образцы были частично бронированы. Такой предшественник бронепоезда.

tm_1986_055051-2.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Можно, но не нужно.

С ростом, с одной стороны, калибра танковой артиллерии, с другой стороны, качества средств связи, позволявших вызвать на противника огонь артиллерии, надобность в САУ с равной танкам бронёй, такой же, как у них подвижностью и проходимостью, резко снизилась.

САУ послевоенной постройки должны были действовать преимущественно с закрытых позиций, и самоходность была нужна для того, чтобы, попав в ходе конртбатарейной борьбы под огонь неприятеля (у которого уже была РЛС, засекавшая снаряды в полёте, вычислявшая по траектории положение огневой и позволявшая открыть по вражеской ОП огонь через 4 минуты после первого выстрела с неё), уйти с ОП, а не быть уничтоженной, как буксируемая артиллерия.

Поэтому броня у них противоосколочная, проходимость пониже, а артиллерия с большими углами возвышения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

надобность в САУ с равной танкам бронёй, такой же, как у них подвижностью и проходимостью, резко снизилась

<{POST_SNAPBACK}>

Насколько я понял, топикстартер вёл речь об агрегатах и ходовой части, а не бронекорпусе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"Шасси" в данном случае - это бронекорпус с агрегатами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Тогда вообще ни одной САУ "на шасси" на ум не приходит. Корпуса у всех были свои. Хоть у Хетцера, хоть у СУ-85, хоть у СУ-122-54. Да и ходовая не всегда дословно совпадала: то добавляли лишний каток/тележку, то наоборот укорачивали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ходовая и двигатели определяются массой корпуса, включая башню, вооружение и т.п.

Если делать САУ, привязываясь к данной ходовой - сужаем возможность манёвра для проектировщика. Поэтому рассматривали разные варианты шасси. Унификация с танками Т-72 и Т-80 была у "Мсты-С". У других выбирали МТ-ЛБ, БМД или специально разработанные шасси.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Эксплуатантам играет роль наличие общих деталей.На базе ОБТ есть смысл строить 155 мм и больше,они тяжелые.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Тогда вообще ни одной САУ "на шасси" на ум не приходит. Корпуса у всех были свои. Хоть у Хетцера, хоть у СУ-85, хоть у СУ-122-54. Да и ходовая не всегда дословно совпадала: то добавляли лишний каток/тележку, то наоборот укорачивали.

Когда задумывалась эта тема, я представлял французскую САУ GCT на базе АМХ-30.

Выгода от создания САУ, ЗСУ и танков на едином шасси, которую предполагалась получить, - удобство эксплуатации.

Небольшая информация к размышлению: китайская ЗСУ Тип 80 создана на шасси танка Тип69 путем установки башни ЗСУ-57-2 (с бронированной крышей). Шасси осталось БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ. Шасси ЗСУ-57-2 - изменнное от Т-54. ПМСМ, китайцы поступили более мудро.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Требования к шасси у ОБТ и САУ разные. В плане подвижности возможны изменения и в плюс и в минус, но САУ как правило легче, а нагрузки при выстреле наоборот более тяжёлые (если это не ЗСУ или иной девайс с уменьшенным против танкового калибром). Так что полностью идентичное шасси, в общем-то, лучше (ненамного) только в плане производства и обслуживания за счёт полной унификации. В плане пригодности для САУ это примерно как кирзовые сапоги для балерины, поэтому "один в один" шасси переносили на САУ редко, проще доработать его напильником и вместо 100% унификации оставить 90% с гораздо большим профитом для машины. Это если разработка уникального шасси невозможна или нецелесообразна. Китайцы, видимо, решили, что и так сойдёт...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

С другой стороны, если использовать корпус от старого танка и ставить на него башню в виде сарая, может быть дешевле.С ОБТ можно срезать лоб, остальное у них бронировано слабо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас