Наркомат ГО

20 сообщений в этой теме

Опубликовано:

В 1927г.высшее руководство СССР всерьез опасалось возникновения войны.Тому было множество предпосылок и причин как военного так и политического характера.В данной обстановке было принято решение о создании специального органа-Наркомата по делам гражданской обороны.В наркомате сосредоточили все вопросы связанные с подготовкой к войне по линии строительства и обслуживания убежищ,МПВО,вообще всей инфраструктуры гражданской обороны и обучения населения.(тут и химподготовка и начальная медподготовка,и обучение действиям населения при чрезвычайных обстоятельствах,и соответствующая подготовка резервных запасов провианта,медикаментов и пр.Словом,всего,что связано с вопросами гражданской обороны.

Структура военизированная.Финансовое обеспечение первоначально носило значительный характер,позднее -по остаточному принципу,но тем не менее-это были все же весомые цифры в бюджете.Несколько позднее в состав наркомата включили военно-строительные части,проектные организации.инженерно-технические подразделения.Еще позже-наркомату подчинили,помимо МПВО,еще и военизированную пожарную охрану.

Вопрос-есть ли смысл создания подобной структуры .в целом дублирующей функции некоторых других ведомств и организаций оборонного характера?А если есть смысл-что необходимо в нее привнести.каким образом структуризовать,как финансировать?надеюсь на ваше понимание коллеги...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Почти реал.

Осоавиахим....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Осоавиахим-это добровольно(принудительное).Главным образом в осоавиахиме сконцентрированы вопросы начальной подготовки основам медико-санитарной помощи,химической подготовки.Это своего рода НВП.Здесь же речь идет о создании целой государственной отрасли,структуры со своими инженерно-строительными организациями,воинскими частями,складами,и пр.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Смысл в такой структуре, отдельной от военной, появится только после Б-36 и ЯО (т.е. после исчезновения понятия "глубокий тыл"). До этого основная масса авиаударов приходится на прифронтовую полосу и целесообразно их координировать с военными властями.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А советское руководство было знакомо с доктриной Дуэ?С доктриной массового применения авиации для разрушения промышленной инфраструктуры и экономических центров?Понимаю,что на 1927г.бомб.авиации необходимой для претворения в жизнь подобной доктрины нет,но в перспективе-то?Мысли на будущее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Естественно. Но "решало проблемы по мере поступления".

В 1928 году было принято "Положение о ПВО СССР" (за подписью наркомвоенмора, то есть не обязательное для других ведомств, взаимодействие определялось особыми решениями)

противовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военным, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонным организациям.

В 1932 "Положение о ПВО СССР" было принято СНК. В частности, было создано МПВО СССР, то есть уже обязанности были распределены официально. Общее руководство осуществлял НКО, средства выделялись местными властями, личный состав выделялся предприятиями, кроме того, были части МПВО, в подчинении НКО.

Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы — воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО: в городских районах —участковые команды, на предприятиях - объектовые команды, при домоуправлениях —группы самозащиты. Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100—300 рабочих и служащих — на предприятиях и в учреждениях и от 200—500 человек жителей —при домоуправлениях. Участковые команды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты, как правило, из шести подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживания убежищ. Участковые команды и группы самозащиты подчинялись начальнику отделения милиции.

Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения — через учебную сеть общественных оборонных организаций.

В 1937 году постановление СНК СССР от 20 июня 1937 г. «О местной (гражданской) противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда, Баку и Киева»

В состав исполкомов городских Советов этих городов были введены должности заместителей председателей исполкомов Советов депутатов трудящихся по МПВО.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. были завершены создание и подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи, медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки. Службы создавались на базе соответствующих предприятий и организаций городских органов власти; в работе их участвовал широкий круг специалистов, которые располагали значительными материальными и техническими ресурсами. К этому же времени все городские предприятия в угрожаемой зоне являлись объектами местной противовоздушной обороны, на особо важных объектах были введены штатные должности заместителей директоров предприятий по МПВО.

В 1940 году централизованное руководство МПВО было передано НКВД, в составе которого было создано Главное управление МПВО. Взаимодействия с НКО (предупреждение), ОСОАвиаХимом (обучение) и местными властями и предприятиями (выделение кадров) это, разумеется, не отменило.

В 1961 МПВО было преобразовано в ГО СССР, самостоятельную структуру с начальником в ранге замминистра обороны, а с 1971 ГО было включено в МО СССР.

Изменено пользователем sanitareugen

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это система ПВО.А речь идет о целесообразности создания мощной структуры отвечающей за весь комплекс мер гражданской обороны.С возможностью использования и народнохозяйственных целях имеющегося потенциала.Это строительство в том числе..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Вопрос-есть ли смысл создания подобной структуры

Не думаю. Всем этим занимались и достаточно активно НКО и НКВД. Смысла выделения в отдельный наркомат функций тесно завязанных на два уже существующих особо не видно.

Изменено пользователем Lestarh

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Возможно,посчитали необходимым функции ГО не распылять в иных ведомствах,а сосредоточить в одних руках,тем самым освободив военных и наркомвнудельцев от некоторой обузы.Наркомату обороны не придется опекать МПВО,часть средств,заложенных в бюджете на строительство объектов ГО можно будет пустить целиком на военные нужды.В случае войны-готовая структура,военизированная к тому же,которую можно будет использовать сразу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Наркоматов тогда кот наплакал. 5 общесоюзных и 4 союзно-республиканских, ЕМНИП + ВСНХ, который типа наркомата отвечающего за все государственное народное хозяйство вместе взятое. Если на отдельный наркомат не тянет ни флот, ни гебисты, ни менты, если вся промышленность втиснута в 1 наркомат, то что такое гражданская оборона что ей целый наркомат?

Не говоря уже о том что военная тревога 1927 во основном имела внутриполитический характер.

Изменено пользователем чукча

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

В случае войны-готовая структура,военизированная к тому же,которую можно будет использовать сразу.

А зачем если есть армия и войска НКВД? Смысл только в случае если имеются весьма серьёзные опасения в лояльности военных - создать им противовес на случай мятежа.

Если же не заниматься политическими игрищами, то подчинение ГО военным - прямо выгоднее. Ибо оно тесно завязано и на тыловые и на мобилизационные структуры. Зачем дублировать уже существующие военкоматы и усложнять управление на случай войны?

Во-вторых - в отсутсвие ядерного оружия и высокой степени урбанизации масштабность этого самого ГО в общем не эпически велика. Содержание сети умеренно капитальных убежих и служб оповещения в городах (а в сельской местности оно вообще толком не нужно и никем особо не делалось, надо будет - в огороде окоп отроют) не требует уж каких-то колоссальных структур и значительной численности персонала. Тем более, что пожарные структуры - которые играют ключевую роль в подобных мероприятиях - уже есть. Как и милиция, на которую возложен учёт и надзор за населением и постройками.

Изменено пользователем Lestarh

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это не параллельная структура,а дополнение к уже существующей структуре НКО.Только как бы затененная.Мобилизационные структуры схожи с военными,но при необходимости просто вливаются в них.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Это не параллельная структура,а дополнение к уже существующей структуре НКО.Только как бы затененная.Мобилизационные структуры схожи с военными,но при необходимости просто вливаются в них.

Тогда зачем её выделять? Если такая структура уже есть в НКО? Смысл её учреждения как отдельной в чём заключается? Лишнюю администрацию плодить?

Изменено пользователем Lestarh

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Снизить нагрузку на наркомат обороны...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Снизить нагрузку на наркомат обороны...

Скорее увеличить. усложнив координацию структур ГО и НКО

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Организационно,да может быть усложнится,но в плане техническом,финансовом...Наркомат обороны будет избавлен от некоторых затрат.Наркомат ГО организованный по принципу военнизированной структуры,как и наркомат связи-в любую минуту готов быть отмобилизованным и влиться на правах Глав.Управления в состав НКО(в случае войны).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Нагрузка вырастет резко не только в плане координации и организации. Параллельные структуры - это и дополнительные расходы.

В общем, перефразируя деда Щукаря - "Никакой пользы, окромя вреда".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Организационно,да может быть усложнится,но в плане техническом,финансовом...

Организационное усложнение не обязательно ведёт к финансовому или техническому упрощению.

В данном случае просто создаётся дополнительная стуктура для управления тем, что и так есть и нормально работает. То есть единственная обьективная разница - создаём дополнительный аппарат главка, чиновников на местах, усложняем бюрократию и делаем проблему взаимодействия НКО со структурами ГО более запутанной и менее эффективной. И всей этой массе "лишних" чиновников и офицеров нужно платить зарплату, обеспечивать рабочие помещения и ресурсы.

Наркомат обороны будет избавлен от некоторых затрат.

Которые понесёт НКГО. Вы переложили расходы из одного кармана в другой. В госбюджете они остались. И даже возросли за счёт необходимости организовать и содержать отдельный аппарат.

аркомат ГО организованный по принципу военнизированной структуры,как и наркомат связи-в любую минуту готов быть отмобилизованным и влиться на правах Глав.Управления в состав НКО(в случае войны).

Ну и зачем ждать войны? Почему сразу не создать эти структуры в составе НКО? Чтобы потом не тратить время и силы на "вливание"? Тем более учитывая, что эффективность этого вливания будет низкой - "две реорганизации равны одному пожару".

Вот коллега. Честно. Вы хотите ответ на вопрос получить, или чтобы с Вами согласились?

Вы задали вопрос. Вам пять коллег, включая меня, на него ответили. Что характеро - все пятеро ответили одно и то же - "нет, такая структура неразумна".

Вы продолжаете рассуждать о структуре, причём так внятно и не озвучив главное - зачем? Зачем СССР остро необходима подобная структура. А 1929 год это не то время когда кто-то будет создавать структуры такого масштаба не являющиеся остро необходимыми.

Если Вы полагаете создание НКГО логичным - внятно изложите почему.

Если Вы полагаете нелогичным, но видите в дальнейшем возможость через него придти к какому-то иному решению/развилке - опять же обьясните к какому.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Помимо НКсвязи, можно вспомнить и НКПС, и НКВТ (водного транспорта, в смысле). Это наркоматы мирного времени, мобилизуемые в войну. Но дело-то в том, что в мирное время они вполне себе работают и самоокупаются. да и в военное их деятельность отличается не слишком. А тут предлагается особая структура для подготовки, которая вдруг, когда она становится действительно нужна, превращается в подразделение НКО. То есть надо действовать - а у нас идут согласования и перемещения. То есть в военное время отчётливо хуже. Даже после окончания согласований - люди "не наши".

Какие преимущества в мирное время? Убежища на заводах строят соответствующие наркоматы и дирекции заводов, в городах - местные власти. Отдельная структура по строительству это конфликты и затруднения. Пожаротушение - это НКВД, пожарные в их структуре (ГУПО). Предупреждение - это ПВО, наркомат обороны. То есть просто бюрократическая структура.

Зачем Ельцину МЧС создавать - ясно, военизированная структура, верная ему лично. Политика "атомизации", он и КГБ на пять частей порубил. Но у него-то опасность внутренняя, а не внешняя. А у нас "осаждённая крепость".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллеги,благодарю Вас за то,что помогли мне уяснить ненужность создания подобной структуры.В принципе я предполагал подобное.Мне в свое время довелось в РГВА сталкиваться с некоторыми материалами в которых рассматривалась идея создания наркомата по делам ГО.К сожалению ссылки на архивы сейчас дать не могу,некоторые мои записи утеряны(с выписками ).И какой-либо серьезной аргументации в тех бумагах не присутствовало,а было только предложение по созданию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас