Динамитный таран "Огненосец"

85 сообщений в этой теме

Опубликовано:

После прихода к власти в 1888 году кайзера Вильгельма II, отношения Германии и России начали быстро портиться. Назначенный начальником штаба германской армии генерал Альфред фон Вальдерзее открыто призывал к войне с Россией, которую Германия постоянно рассматривала как актуального противника и угрозу своим балканским интересам. Помимо всего прочего, британо-германские отношения по-прежнему сохранялись достаточно хорошими, чтобы не исключать вероятности германо-британского союза.

post-130-0-72482400-1372694602_thumb.jpg

Ответом на возросшую германскую угрозу, стала, в числе прочих мер, программа модернизации русского Балтийского Флота. Ранее ориентированный в основном на оборонительные цели (защиту от британского нападения), ныне флот начал рассматривать и возможность наступательных операций. В числе таковых рассматривалась и возможность нанесения ударов по германским портам при помощи крупных отрядов миноносцев.

Еще в 1885 году, под влиянием вошедших в строй британских "таранных миноносцев" серии "Полифемус", российское адмиралтейство создало проект похожего корабля, предназначенного для нападения на неприятельские порты и поддержки действий обычных миноносцев. Тогда эти планы не были приняты правительством, но с изменением ситуации на них вновь было обращено внимание. Переработанный проект был представлен к рассмотрению в 1888 году, и в 1889 состоялась закладка.

Конструкция

1.jpg?

Семидесятипятиметровой длины, корабль имел отчетливо сигарообразную форму: при этом, более 80% его конструкции постоянно находилось под водой. Над выпуклой броневой палубой была надстроена небольшая надводная часть с полубаком и полуютом для улучшения мореходности.

Вдоль выпуклых бортов корабля размещались угольные ямы, отделенные продольными водонепроницаемыми переборками от котельного отделения. Два машинных и два котельных отделения располагались парами одно за другим. Паровые машины тройного расширения изготовила специально для этого проекта фирма "Крамп и сыновья" в США, их общая мощность составляла порядка 8900 индикаторных лошадиных сил. Максимальная скорость на испытаниях оказалась даже несколько выше рассчетной - 20,8 узла при 20,3 проектных.

В центре корпуса корабля возвышалась башнеподобная боевая рубка, имевшая два яруса и предназначенная для управления кораблем. От рубки к корме проходил небольшой подвесной мостик, опиравшийся в конце на массивную колонну прожекторного поста. Выраженных мачт корабль не имел, но между трубами и прожекторным постом возвышался небольшой флагшток, также используемый как сигнальная мачта.

Сверху, корпус корабля прикрывала выпуклая карпаксная палуба, изготовленная из сталеникелевой брони. Толщина палубы достигала предела над машинными отделениями, где она составляла 102 миллиметра, и плавно уменьшалась до 80 миллиметров к оконечностям. На броневую палубу в носовой части опирался 5-метровый таранный форштевень из кованого железа. Исключая броневую палубу, броней была защищена только двухярусная боевая рубка, толщина плит которой достигала 203 миллиметров.

Вооружение корабля было его главной особенностью. Построенный под существенным американским влиянием, "Огненосец" был вооружен двумя 381-миллиметровыми пневматическими динамитными пушками Залинского, установленными в его носовой части. Получая сжатый воздух из питаемых компрессором баллонов за таранным отсеком, орудия стреляли 250-килограммовыми оперенными минами, снаряженными смесью нитроглицерина, на расстояние до 1800 метров (или 50-килограммовыми минами - до 4000 метров).

Обе динамитные пушки были закреплены в вертикальной плоскости под углом в 35 градусов к палубе. Дальность стрельбы регулировалась контролем подачи сжатого воздуха в механизмы орудия. В горизонтальной плоскости, оба орудия могли ограниченно поворачиваться в пределах угла в 15 градусов, что позволяло осуществлять более точное наведение. Палубная амбразура орудий была закрыта броневым щитом толщиной в 202 миллиметра.

Основным вооружением корабля в изначальном проекте должны были стать пять 381-миллиметровых подводных аппаратов для торпед Уайтхеда. Но еще до завершения строительства, проект был пересмотрен в пользу установки на нем двух пусковых устройств для управляемых торпед Луиса Бреннана, лицензия на производство которых была приобретена Российской Империей за весьма значительную сумму.

Для запуска этих торпед, в центре корпуса корабля, по обе стороны от боевой рубки, были смонтированы два спонсона, защищенных тонкой броней. В каждом спонсоне стояла, приводимая в действие от центральной системы пароснабжения, машина привода торпед, выбиравшая приводящие их в движение троссы. Сами торпеды спускались на воду при помощи гидравлических выдвижных желобов и соединялись с приводной машиной проволоками, проходящими через широкие амбразуры спонсона.

Контроль движения торпед осуществлялся с наблюдательного поста на крыше боевой рубки. Пост размещался на телескопических выдвижных опорах, приводящихся в действие при помощи гидравлических приспособлений, и мог подниматься на высоту до 12 метров над уровнем моря. Расположившийся на посту оператор мог управлять движением торпед с помощью электрической командной системы, связанной с приводными машинами. Проведенные испытания демонстрировали возможность поражения неподвижной цели управляемой торпедой с дистанции 800-1100 метров.

"Стандартное" вооружение "Огненосца" состояло из двух 75-миллиметровых пушек на тумбовых установках в носовой и кормовой части корпуса, и четырех 47-миллиметровых орудий в щитовых установках по бортам. Помимо этого, на корабле были установлены несколько пулеметов.

Постройка

Корабль был заложен в 1889 году на Адмиралтейской Верфи в Санкт-Петербурге. Постройка его шла довольно медленно, из-за большого количества иностранных контрагентов и сложности конструкции. Только в 1893 году корабль был спущен на воду, а в 1894, наконец, вступил в строй.

Испытания показали, что корабль быстроходен, устойчив, хорошо удерживает курс. Динамитные орудия действовали без малейших нареканий. Но в то же время, выявилась общая для всех таранов проблема: длинный сигарообразный корабль, практически полностью погруженный в воду, плохо слушался руля и обладал неважной маневренностью. Торпеды Бреннана, на которые возлагались особенные ожидания, оказались малопригодны для применения с движущегося корабля: даже при прямолинейном движении "Огненосца", постоянное относительное смещение корабля и торпеды приводило к тому, что натяжение на приводных троссах менялось и торпеда двигалась рывками.

Большим недостатком также была малая мореходность корабля. Хотя изначально предполагалось, что он будет играть партию аналогичную британским "Полифемусам" - т.е. помимо нападения на гавани, еще и возглавлять торпедные атаки больших миноносцев и торпедно-канонерских лодок на флот противника - оказалось, что "Огненосец" для этой роли малопригоден. Торпеды Бреннана вообще не способны были действовать при волнении, пневматические пушки имели слишком ограниченные углы обстрела.

Хотя изначально предполагалось, что "Огненосец" станет прототипом для целой серии последующих "динамитных таранов", еще в процессе постройки от этих планов было решено отказаться и он так и остался единичным, во многом экспериментальным кораблем. Аналогичный "Громоносец", заложенный для Черноморского Флота в 1891, был вскоре прекращен постройкой, а в 1892 году перезаложен по совершенно иному проекту уже как "динамитно-торпедный крейсер".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На фото (из катадина переделали?) рубка иных размеров и полубак не виден, так как на чертеже.

Ждем использования в РЯВ ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да, из "Катадина". Добавил трубу. :)

Насчет РЯВ - не знаю, не знаю... Это корабль для ночных ударов по кораблям в гавани. Но если нужен - заимствуйте без сомнения!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Экстракт против мышей, бородавок и пота ног. Капля этого же экстракта , налитая в стакан воды, превращает его в водку, а две капли – в коньяк «Три звездочки». Этот же экстракт излечивает от облысения и тайных пороков. Он же лучшее средство для чистки столовых ножей

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Совмещать таран и торпеды Бреннана идея довольно дикая. Они использовались только с берега, даже с корабля, идущего малым ходом их употребить затруднительно. То есть для применения этого оружия надо отказаться от главного орудия тарана - скорости (обычные торпеды пускались одновременно с выходом в таранную атаку, и имели целью помешать маневрированию противника, и действовали как "выстрелил и забыл", а тут надо управлять, и не двигаться, чтобы не повредить проволоку).

Динамитные пушки совместить с тараном выглядит менее дико, но надо вспомнить, что задачи динамитных кораблей - обстрел берега (реал испано-американской войны) и разминирование подрывом минных банок (не использовалось реально), что не предусматривает сближения с противником вплотную (где снаряд малого калибра, попав в заряженную динамитную пушку, уничтожит корабль).

Так что либо таран, либо динамитный крейсер. И никаких торпед Бреннана. Это оружие береговой обороны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега, мне чрезвычайно интересно, каким это образом снаряд малого калибра попадет в казеную часть динамитной пушки, спрятанную под бронепалубой?

Влетит в ствол, что ли?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, давайте посчитаем. Именно для случая "влетит в ствол". Площадь круга диаметром 381мм равна 0.114м2, двух - 0.228м2.

Хотя срез не вертикален, но и снаряд идёт по ниспадающей траектории, так что почти ортогонален срезу.

Таблиц стрельбы 47мм морской пушки у меня, увы, нет, взял сведения из таблиц для 45мм ПТП обр. 1942 года.

Для дистанции 500 метров Вв=0.2, Вб=0.3, то есть вероятность попадания, рассчитываемая по обычной формуле для вертикальной мишени P=S/16ВвВб=23.8%

Для очереди из 5 выстрелов (револьверная пушка) вероятность хотя бы одного попадания равна 74%.

Разумеется, можно возражать, что снаряд, проникший в ствол, не обязательно приведёт к взрыву (что было бы осмысленным возражением - но не для динамитных пушек), что ПТП 1942 это всё же более полувека развития артиллерии (но это, с другой стороны, массовая сухопутная пушка, а не малосерийная морская, отражающая вершину развития артиллерийской мысли), что расчёт по данной формуле требует совпадения СТП с центром мишени, а комендоры в реальном бою нервничают и стреляют "в сторону противника", а не столь метко пристреливаются (но у них есть время, при скорости порядка 10 м/с или немногим выше до тарана пройдёт 50 секунд, причём на дистанции 100 метров Вб=Вв=0.1м). Так что вероятность гибели при таране и наличии динамитных пушек весьма высока (разумеется, опасность снимается неприменением их при таране и вообще при эскадренных действиях - но тогда вопрос, зачем они вообще, не дешевле ли будет построить за эти деньги два корабля, оба уменьшенного размера, маленький бронированный таран и вовсе небронированный, как реальный "Везувий", динамитный крейсер).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Т.е. снаряд должен проникнуть в ствол, торчащий под углом в 35 градусов к палубе? И это на дистанции 500 метров? ;) Ночью?

Коллега, это смехотворно, извините.

P.S. Напомню, что я НЕ утверждал, что "Огненосец" это удачный концепт. Как ясно из статьи он наоборот НЕудачен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поясняю идею в основе проекта:

1) корабль прорывает тараном боны и заграждения, открывая путь миноносцем

2) атакует торпедами неподвижные корабли на якоре

3) динамитными пушками прикрывает атаку миноносцев

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Именно для случая "влетит в ствол". Площадь круга диаметром 381мм равна 0.114м2, двух - 0.228м2.

На этот случай у нас есть жжжуткая вундервафля - командирская башенка с промежуточными патронами откидная заслонка, прикрывающая дульный срез ствола. Такое планировали ставить даже на сухопутной технике.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Учёт наклона ствола сокращает эффективную площадь до 86% максимальной. А заслонка - ну, рано или поздно её забудут снять перед выстрелом (а ВВ у нас нестойкое к ударам...). Собственно, поэтому такие заслонки и не ставились (ставились защищающие от дождя и т.п., брезентовые и пр.).

А что до задач - "прорывать боны и заграждения" тараном бессмысленно. Для сетевых нужна "пила", понтоны сцеплены, и один пробитый удерживается прочими. Торпедами стрелять можно, но обычными. Торпеда Бреннана с корабля - это совершеннейший оргазм духа. А вот динамитные пушки для прикрытия атаки миноносцев это креативно... Большой столб воды в гавани, несомненно, деморализует и дезорганизует прислугу береговой и корабельной противоминной артиллерии. А не в воду попасть - это уже чудесное везение...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Интересно, "Полифемус" боны и сети рвал совершенно спокойно. Не знал, что пола нужна...

Коллега, извините, но вы явно не разбираетесь в технике применения тарана и динамитных орудий.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А где именно "Полифемус" рвал сети и боны?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Где стрелял "Везувий" - я знаю. По берегу Кубы во время испано-американской. Произвёл изрядное впечатление, поскольку выстрелов слышно не было, только разрывы снарядов. И видно не было, благо ночью стрелял. Помимо "морального эффекта", особого толку не было, но на испанцев подействовало. "Нитерой" ("Эль Сид") так ни одного выстрела не сделал.

Ну и давайте обратимся к эксперту тех лет:

В английском флоте имеется корабль, построенный специально для тарана, — «Полифемус»; такой же есть и в американском флоте («Катадин»). Как в Англии, так и в Соединенных Штатах многие верят в «небольшие быстроходные тараны», однако сомнительно — можно ли построить идеальный таран и насколько он будет полезен? Достоинства корабля, предназначенного для тарана, заключаются в его скорости и маневренности при отсутствии таких же качеств у противника. Чтобы получить наибольшую скорость не только на пробной миле, но и в обычных условиях, следует иметь большие котлы и сильную машину. Значит, таранный корабль должен быть большим, его корпус должен быть крепким, чтобы выдержать сотрясения машины и сильный толчок при таране. Если таран вооружить пушками и броней, то он сделается броненосцем; если же этого не делать, то он может быть уничтожен огнем артиллерии раньше, чем успеет воспользоваться своим единственным оружием. Наконец, оружие это мало испытано и, как мы увидим ниже, обоюдоострое.

В течение последних десяти лет появились корабли, вооруженные пушками Залинского, выбрасывающими на большое расстояние массу динамита. В настоящее время оружие это еще несовершенно, но есть основания предполагать, что, как и другие изобретения, оно с течением времени усовершенствуется. Оно представляет уж очень большую мишень для неприятельских скорострельных орудий, но может выбрасывать снаряды, заключающие в себе по 200 фунтов сильного взрывчатого вещества на расстояние 2000 ярдов, со скоростью один выстрел в минуту. Снаряд долгое время летит по воздуху, иногда до 12 секунд. Так же как и торпеда, орудие это трудно использовать с особенным успехом против одиночных кораблей, которые могут изменить курс, остановиться или увеличить скорость хода и уйти от грозящей опасности; но оно может губительно действовать против эскадры, где отдельные корабли не могут свободно действовать, поскольку находятся в зависимости от своих соседей. Корабль, вооруженный такой пушкой, может расположиться под ветром у более сильных кораблей и бросать через них свои воздушные мины в неприятеля. Действие таких мин, взорвавшихся от удара о борт или палубу, вероятно, будет весьма разрушительным. Однако американский «Везувиус», построенный для этой цели, не полностью оправдал ожидания строителей; было даже предположено снять с него пневматические пушки.

Да, и почему итальянцы для прорыва австрийских бонов вместо вполне себе освоенных броненосцев с тараном употребили "Грилло"?

Grillo.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В 1885 на испытаниях в Берхавене.

In 1885 the ship undertook a simulated attack on a fleet at anchor at Berehaven. The principal object of this was to test tactics for a possible attack on Kronstadt Harbour in the event of the threatened war with Russia. Booms and nets (to catch propellers) were laid across the channel behind Bereshaven, along with small observation mines and the area covered by machine guns and torpedo boats. Polyphemus launched a simulated attack on 30 June, evading around ten torpedoes fired by 6 torpedo boats during her two-mile run-in and easily smashed through the booms and a 5-inch steel hawser holding them in place

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Угу. А ещё можно для показательных выступлений каратистов спецкирпичи заказать. Показуха есть показуха. В ней надо продемонстрировать успех.

А реальная оценка этого корабля была дана в том же году:

Ещё один заказ этой же верфи был сделан 6 марта 1885 года, однако постройка корабля, наречённого HMS Adventure, была отменена 12 августа того же года.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да, и почему итальянцы для прорыва австрийских бонов вместо вполне себе освоенных броненосцев с тараном употребили "Грилло"?

Вообще-то такая идея была, но итальянцам стало жалко юроненосец, а также к этому моменту появился "Грилло".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

С успехом можно применять только против берега, против крупных стационарных целей.Или спецбоеприпас.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да, и почему итальянцы для прорыва австрийских бонов вместо вполне себе освоенных броненосцев с тараном употребили "Грилло"?

Потому что вы напрочь перепутали задачи. Целью "Полифемуса" было проламывать проход сквозь боны, сметая заграждения своей массой. "Грилло" же был создан для переползания через боны и проведения скрытных торпедных атак.

Угу. А ещё можно для показательных выступлений каратистов спецкирпичи заказать. Показуха есть показуха. В ней надо продемонстрировать успех.

Коллега, может хватит уже выдумывать факты в поддержку явно ошибочной позиции? Я отношусь к вам с уважением, но всему есть предел. Теперь вы уверяете, что во время отработки операции, целью которой было ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА О ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НАПАДЕНИЯ НА НЕПРИЯТЕЛЬСКИЙ ОБЪЕКТ использовалась "показуха". О да, гениально - в ситуации, когда мы пытаемся оценить - можно ли вообще провести такое нападение, и не пошлем ли мы моряков на верную гибель, мы прибегаем к "показухе". Может быть, хватит уже выдумывать небылицы?

Вообще-то такая идея была, но итальянцам стало жалко юроненосец, а также к этому моменту появился "Грилло".

В точку, коллега sergey289121.

She was laid up in Genoa in 1912 and became a depot ship. Towed to La Spezia in June 1915, after having been stricken from the Navy List on 10 May 1914, she became a depot ship for the dreadnought Andrea Doria. She was reinstated on 9 December 1915 and became a floating battery at Brindisi and, later, Valona, Albania. In 1918 Re Umberto was tasked to lead the planned assault on the primary Austro-Hungarian naval base at Pola and modified for the role by the removal of her armament and the addition of eight 3-inch guns with gun shields as well as a number of trench mortars.[1] A special saw and cutters were also installed to deal with the harbor boom and net defenses. The war ended before the Italians could carry out the attack and she was again stricken on 4 July 1920.[1]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А можно ли вытащить еще что-нибудь полезное из динамитного миномета? Предлагается сделать катер.Поставить миномет на бак на турели с ограниченным углом наводки и сделать откат метра 2,чтобы отдача не развалила.Атака примерно с километра и с расчетом на рикошеты от воды ,может выйти значительно точнее торпеды тех времен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не было изначально такой цели - прорыва. Было средство береговой обороны, оказавшееся неэффективным, второй заказ (1881 года) сняли, а уже введенный корабль попытались хоть для чего-то приспособить - показали шоу, но следующий за ним заказ (1885 года) тоже сняли.

Бестолковый аппарат сам по себе, а в сочетании с динамитными пушками опаснее для своих, нежели для врагов. А уж торпеды Бреннана...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не было изначально такой цели - прорыва.

Изначально, было средство нанесения торпедных ударов по кораблям в море. Санитаргеум, вы путаете всю линейку таранного кораблестроения. "Полифемус" изначально проектировался как бронированый миноносец, способный в открытом море приблизиться к кораблю противника и атаковать его торпедами. Таран появился уже в ходе развития проекта.

Вы упорно путаете его с таранными броненосцами береговой обороны вроде "Хиро" и "Руперта". Это НЕ ОДНО И ТО ЖЕ. "Полифемус" был миноносцем, его никто не планировал ставить в боевую линию тяжелых кораблей даже в береговой обороне.

Уважаемый коллега, вы явно не разбираетесь в вопросе. Я настоятельно прошу вас прекратить бессмысленный спор, ибо не хочу терять уважение к вам. Меня уже раздражает ваше упорное нежелание разобраться в вопросе и понять, что откуда растет. Давайте прекратим. Тем более, что я, как вы, видимо, забыли, постулировал ИЗНАЧАЛЬНО, что "Огненосец" не был удачным кораблем. Если хотите, это был этакий плавучий стенд, на который попытались уже в ходе постройки запихнуть все, что было самого интересного в военном деле.

А можно ли вытащить еще что-нибудь полезное из динамитного миномета? Предлагается сделать катер.Поставить миномет на бак на турели с ограниченным углом наводки и сделать откат метра 2,чтобы отдача не развалила.Атака примерно с километра и с расчетом на рикошеты от воды ,может выйти значительно точнее торпеды тех времен.

Эм... Отдача там в общем-то довольно слабая. Пневматика. А на катер - ну, если 65-миллиметровая полевая динамитная пушка Симса-Дудли, может и влезть. Рузвельт считал, что динамитные пушки стреляли лучше всей остальной американской артиллерии во время осады Сантьяго-де-Куба...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега а ссылку на грило если можно? И у немцев ПЛ на гуслях была" троянский конь"(если не путаю) если есть пожалуйста!

А динамитку лучше на ПЛ М-1 и в ПМВ может чего вымутим.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати, кстати. Отличная идея, коллега Димончик. Динамитка на ПЛ, стреляющая из подводного положения, может быть интересным способом обстрела береговых целей, и американцы ставили пушки Залинского на свои ранние ПЛ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Барнаби, выступая на заседании Института корабельных инженеров, указывал:

"Торпеда, в пределах её радиуса действия, может быть сделана непобедимой. Возможность атаки броненосными таранами, или торпедоносцами, или многочисленными безбронными судами подобного типа подвергает дорогостоящие броненосцы риску, с которым они не должны сталкиваться в одиночку. Атакующие корабли должны быть отогнаны ещё до того, как они окажутся в пределах действия артиллерии броненосцев, огнём сопровождающих их судов, вооруженных, как и нападающий, тараном и торпедой и которые придётся, как и их противнику, подвергаться риску быть потопленными. Каждый драгоценный броненосец должен являться как бы подразделением, защищенным от торпедных и таранных ударов небольшими, многочисленными, но менее ценными составляющими общего соединения". Всё это, конечно, звучало в значительной степени теоретично, однако на практике могло ограничить, если вообще не отменить, самостоятельное боевое использование броненосцев. Подобные небольшие суда охранения не имели возможность повсеместно следовать за тяжёлыми кораблями во время участия тех в продолжительных и удалённых операциях, и поэтому требование непременного их следования за броненосцами для защиты последних ограничивало арену применения линейного флота прибрежными или малоудалёнными морскими районами.

Для проверки этих взглядов - сопровождение и прикрытие эскадры линкоров - в 1878 г. был заложен экспериментальный "эскадренный таран" "Полифемус", проект которого разработал главный конструктор Филип Уотте.

В своём "Развитии военных кораблей" Барнаби заявляет, что он положил очень много сил на то, чтобы добиться признания за тараном статуса полноценного оружия тяжёлого корабля, а также признания его в качестве самостоятельного наступательного оружия, воплощённого в небольшом судне со скоростью, превышающей скорость тогдашних броненосцев. "Полифемус" и создавался как подобный быстроходный таран в чистом виде, и ничто более.

Но после принятия на вооружение торпеды Уайтхеда Совет решил снабдить его и этим оружием, а также лёгкими1 пушками для отпора миноносцам. Тогда Барнаби немедленно потерял интерес к нему, как к носителю чистой таранной идеи. Он утверждал, что его оснащение торпедами сделало корабль слишком дорогим для его массовой постройки, в то время именно его простота и служила главным залогом широкого воспроизведения. На флоте же "Полифемус" пользовался большим уважением, и в случае войны от него ожидали блестящих подвигов - особенно те, кто служил на нём.

Однако в качестве мореходного судна он оказался никуда не годным, поскольку даже в хорошую погоду вёл себя "как скала в прилив" и его команде практически постоянно приходилось отсиживаться внизу. Этот его принципиальный недостаток планировали устранить на втором подобном корабле -возможность его постройки рассматривалась в 1886 г. - путём существенного увеличения высоты надводного борта с добавлением соответствующей надстройки для размещения экипажа, тренировок и учений. Этот проект был отвергнут в пользу "альтернативного" типа - "торпедного крейсера", такого, как сооружаемые компанией "Армстронг" для австрийского флота "Леопард" и "Пантер", кораблей с хорошим ходом, таранным форштевнем и усиленным вооружением. В подобном качестве "Фирлесс" и "Скаут" (1885) представляли лучшие возможности для боевого использования в открытом море, и непрактичная завеса небольших таранов, канонерских лодок и торпедоносцев превратилась в первый шаг на пути к тому, что теперь зазывается "хорошо сбалансированным флотом" с крейсерами, разведчиками и мореходными миноносцами, поддерживающими и защищающими линейные корабли. Формированию подобных эскадр смешанного состава было положено начало именно этими двумя кораблями.

http://www.wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Parks_3/07.htm

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас