Сахалинская дамба

5 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Итак, коллеги, репортаж из двадцать первого века стал реальностью....

Мягкий женский голос из репродуктора объявил: «Пассажиры,прибывшие самолетом Москва — Сахалин, для поездки в любой пункт острова могутвоспользоваться вертолетами, поездами или морскими катерами...»Стояло светлое июльское утро, - лето 2007 года вообще было очень спокойным ибезветренным. Мы решили ехать катером и взяли билет до знаменитой сахалинскойплотины. А когда суденышко отвалило от пристани, мы стали перебирать в памятивсе, что помнили об этом остроумном и единственном в своем роде сооружении.…Мысль соединить Сахалин с материком возникла давно. Ее вы­сказал еще всередине XIX века Геннадий Иванович Невельской, кото­рый в 1849—1855 годыоткрыл пролив, названный позже его именем, и доказал, что Сахалин — остров, а неполуостров, как думали в то время. |Предлагали построить через Татарский проливпаромную пе­реправу, которая доставляла бы на остров и обратно целые железно­дорожныесоставы. Но как быть зимой, когда пролив замерзает?Предлагали пробить тоннель под Татарским проли­вом, но он стоил бы оченьдорого.В 1951 году в составе большой экспедиции на острове побывал ин­женер НиколайГеоргиевич Романов. Его поразило сочетание природ­ных условий вокруг острова.Сахалин вытянулся вдоль материка. С севера его омывает холодное Охотское море,а с юга — теплое Японское. На севере острова холодно. По всему берегу от за­ливаБайкал до мыса Тьек тянется тундра или заболоченное таежное мелколесье. А наюге острова значительно теплее. И природа здесь бо­гаче. 13десь легче живетсялюдям, которые приезжают осваивать ост­ров, добывать сахалинскую нефть, уголь идругие ценные ископаемые. Теплое течение Куро-Сиво, приближающееся к Сахалину сюга, словно убоявшись теснины Татарского пролива, не доходит до него и повора­чиваетв Тихий океан, унося с собой живительное тепло-Можно ли повернуть это течение, заставить его втянуться в Татарский пролив,чтобы согреть не только Северный Сахалин, но и берега, Охотского моря, изменитьклимат Дальневосточного побережья. Ведь эта проблема, пожалуй, еще важнее, чемпостройка парома или тон­неля между Сахалином и материком.Чтобы создать течение из Японского моря в Охотское через Татар­ский пролив,советский ученый П. И. Колосков еще в 1931 году пред­ложил разделить воды Амурана два потока и один из них направить не в северную часть Татарского пролива, ав южную. Тогда теплые воды Амура попадут в залив в районе Де-Кастри. Морскиепото­ки устремятся на север, к Охотскому морю. Проект этот был очень интересен.Но не было твердой уверенности, что такое течение воз­никнет.В этот момент мы вошли в самую узкую часть Татарского проли­ва — проливНевельского. Расстояние между островом и материком здесь всего семь километров.Впереди показалась невысокая дамба, связавшая оба берега от мыса Лазарева на материкедо мыса Погиб» на острове. Уже простым глазом было видно, как по плотине прошелпоезд, движутся автомобили. Значит, пролив перекрыт дамбой? За­чем? А как жепройти кораблям?Старшина катера, бывалый моряк, через распахнутую дверцу штурвальной рубкипоглядывает на экран донного радиолокатора и рассказывает:— Глубина здесь невелика — 3—4 метра, редко 10—15. И только посреди пролива, нафарватере, глубина наибольшая: 25—27 метров.Раньше пролив был открыт только летом, а теперь он свободен для судоходствакруглый год. Возьмите бинокль...Дамба возвышалась всего метра на два над поверхностью воды.— Прилив здесь невысок, — пояснил старшина, — и водам не перехлестнуть черезнее-Катер шел прямо на дамбу. Приближалось время, когда должен был начаться прилив.В бинокль было отчетливо видно, как в средней части семикилометровой дамбы, научастке примерно в шестьсот мет­ров, стали медленно распахиваться гигантскиестометровые стальные ворота. Они держались на плаву, на понтонах иодновременно, слу­жили разводным мостом. Дорога через дамбу была открыта и дляокеанских кораблей.Справа и слева от главных ворот открылись ворота поменьше.Катер находился уже рядом с дамбой.— Стоп, машина, — скомандовал старшина. И добавил, обращаясь к нам: — Пойдем потечению. Куда вынесет...Приливное течение подхватило суденышко и стремительно пронес­ло его черезворота. Рулевой только слегка двигал штурвалом, держа катер носом по курсу. Ниодин из нас, корреспондентов, не был моря­ком, но даже мы видели, что течение неслосьсо скоростью метра три-четыре в секунду.— В сутки, — сказал старшина, — прилив бывает дважды. Каж­дые шесть часовприлив сменяется отливом, и Бода в проливе начинает двигаться в обратномнаправлении.Через ворота на север проходит в сутки три кубических километра воды. Это вчетыре раза больше, чем отдают в море Волга, Дон и Днепр, вместе взятые. Этобольше, чем полноводный Амур. Раньше, когда не было дамбы, эти кубическиекилометры теплой воды возвра­щались с отливом на свое место. Вода «болталась» впроливе взад-вперед. А теперь стоит начаться отливу, ворота сами собой захлопы­ваются,теплая вода остается по ту сторону плотины и вынуждена с начавшимся отливомуходить в глубь Охотского моря. Сахалинская дамба это клапан, пропускающийтеплую воду только в одном направлении— на север. Это как бы гигант­скийприродный насос, пере­качивающий Японское море в Охотское. Он работает на«лунной» энергии. Ведь это Луна своим притяжением за­ставляет двигаться воду,соз­дает приливы.Пульсирующее течение втя­гивает в Татарский пролив одну из ветвей Куро-Сиво.— Тридцать лет работает этот насос, — говорит старши­на. — Я помню 1970 год,ког­да начали насыпать дамбу. В нее было уложено три миллио­на кубометров камняс землей, миллион кубометров бетона. Дамба двадцатиметровой ши­рины обошлась втри раза де­шевле тоннеля под проливом. А сколько чудес она принесла Сахалину,природных пере­мен, которые не купишь ни за какие деньги.До 1970 года зимой мы хо­дили через пролив Невельско­го пешком. Лед здесь былмет­ровой толщины, по плечу толь­ко ледоколу, хотя южнее, ки­лометрах в пяти,льда вообще не было. Поэтому из Влади­востока в Охотское море суда шли обходнымпутем — через пролив Лаперуза, мимо Японии. А теперь у нас свой внутреннийпуть.Помню, на картах была красная линия — Январская изотерма. Здесь начиналисьдесятиградусные морозы. Это была «линия фронта», которую Заполярье удерживалоцепко. Ее так и называли — «изотер­ма минус 10». Она доходила до мыса Лазарева,огибала Сахалин и с другой стороны шла по Охотскому побережью. Теперь ее наСахалине нет. Она отодвинута теплым тече­нием куда-то к Анадырю, к Чукотке.Средняя годовая температу­ра Охотского побережья под­нялась за эти тридцать летпримерно на 10 градусов! Льды в Охотском море стали редкостью. А у географовпод­нялся настоящий переполох,— старшина засмеялся. — Про­пал полюс холода. Онушел из Оймякона, и вот уже несколь­ко лет ни одна экспедиция не может найтисамое холодное место в Восточной Сибири. По­люс все время отодвигается насевер. За несколько десятков лет «насос» перекачал бы все Японское море, осушилего, если бы оно не пополнялось с юга теплыми водами океана.А нам, морякам, течение то­же помогает. Знаменитые амурские волны довольно за­сореныилом, они выносят в пролив Невельского, где и без того тесно, песок, насло­ения.Пролив давно бы обмелел, если бы не морское течение, расчищающее фар­ватер.Мы подходили к новому большому Сахалинскому порту. Нефтеналивные тан­керы подфлагами Индоне­зии, Вьетнама, Японии и других стран столпились у его причалов.— Скажите, старшина, а японцы ничего не потеряли от такого поворота Куро-Сиво?— Что вы! Наоборот... Недавно на празднование тридцатилетнего юбилеяСахалинской дамбы к нам приезжали японские рыбаки, жители северных японскихостровов. У них там только те огорчены, кто любил лыжный спорт. Снега-то наостровах совсем нет вот уже/ лет десять-пятнадцать. Климат стал лучше иустойчивее.Старшина подходит к борту и по сохранившейся матросской тра­диции кричитнесуществующим матросам:— Отдать швартовы!..Эта картина возникла перед нами, когда мы слушали рассказ очень суровоговнешне, очень сдержанного, но теплого, сердечного в действительности человека –инженера Николая Георгиевича Ро­манова – автора проекта Сахалинской плотицы,которая сможет резко изменить климат всего дальневосточного побережья нашейстраны.
Васильев М.В., Гущев С.З. Репортаж из XXI века. –М., Изд-во «Советская Россия», 1958 г., сс. 207 – 213

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Побережье Приморского края в этом мире - отличный курорт. Вокруг шикарные леса и горы - чистейший воздух (ибо население все таки невелико).Температура моря летом 25-27. Вдоль всего берега - федеральная трасса , аэропорты и куротные поселки.

Большинство отдыхающих - корейцы и китайцы со средним достатком, которые готовы заплатить умеренные деньги за возможность провести отпуск в чистом , относительно прохладном, не перенаселенном месте, купаясь в одном из красивейших морей планеты.

Район самой дамбы конечно не столь приятен - вместе с южным течением сюда набивается мусор , кроме того сказывается работа траспорта.

Но вообще - имхо - зря не построили.

В России нет побережий со столь приятным климатом, как берег японского моря, избавленный от холодного течения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

вот еще http://fai.org.ru/forum/index.php/topic/15745-%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82-%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%B2/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А реально ли эту дамбу построить? Ширина Татарского пролива в самом узком месте - 8 км, глубина 8 метров.

Изменено пользователем Radsolar

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А реально ли эту дамбу построить? Ширина Татарского пролива в самом узком месте - 8 км, глубина 8 метров.

Мнения специалистов расходятся. Технически реально безусловно, экономически - обсуждается.

Древняя идея - две плотины параллельно, работают как клапан открываясь по очереди на приливах и отливах. Получается переток на север где то в пол-Волги.

На самом деле это еще вопрос - будет ли этим перетоком (и ограниченим поступления холодной воды из Охотского моря) отменено приморское течение.

Карты поверхностных течений картины не дают - нужна общая модель с глубинными течениями. В любом случае охотское море холоднее и такой "клапан" должен сделать Японское море теплее, но насколько - вопрос открытый.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас