Мирный атом, или ещё один альтернативный крейсер проекта 68-бис

5 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

История этого корабля началась в 1947 году, когда в СССР просочились сведения о том, что в США начата разработка атомной субмарины - будущего "Наутилуса". Информация вызвала интерес у Сталина, и при случае вождь осведомился у свежеиспечённого главкома ВМС адмирала Юмашева, возможно ли строительство подводной лодки с атомным реактором и у нас? Юмашев отвечал уклончиво, в том смысле, что постройки и эксплуатация таких судов, будет сопряжена с огромными трудностями, поскольку никакого опыта - хотя бы приблизительного, флот не имеет. Тем более, на подводных лодках, на которых и обычные силовые установки частенько грешать всяческими неожиданными "сюрпризами".

- Ну, а если мы построим надводный корабль - в порядке эксперимента? - прищурился товарищ Сталин.

Против надводного корабля И. С. Юмашев не возражал, и уже летом 1947 г. вышло постановление Совмина о проектировании корабля с атомной силовой установкой.

За основу, не мудрствуя лукаво, разработкики взяли крейсер 68-бис, техпроект которого был утверждён месяцем ранее. Корабль обещал быть надёжным и вполне современным, а главное - большим, что, как нельзя кстати, подходило для экспериментальной ЭУ (ведь никто не мог заранее сказать, какого она выйдет размера). С самого начала было ясно, что рассчитывать на большую мощность (хотя бы, равную остальным "Свердловым" - 122000 л.с.) рассчитывать нельзя - атомные реакторы, число которых сначала равнялось двум, а потом выросло до четырёх, "тянули" только на 70000 л.с. Это позволяло надеяться примерно на 30 узлов, однако Сталин, со свойственной ему категоричностью, требовал 35 узлов - столько же. сколько должны были развивать тяжёлые крейсера типа "Сталинград". Выход из безвыходного положения помогли найти авиационщики, занятые разработкой турбовинтовых двигателей (которые впоследствии были установлены на стратегическом бомбардировщике Ту-95) - четыре газовые турбины форсированного хода (по 15000 л.с.) позволили довести полную мощность до требуемого значения.

Что касается назначения корабля, то, также по требованию вождя, атомные крейсера должны были сопровождать корабли типа "Сталинград", защищая их от подводных лодок вероятного противника. Поэтому выбор вооружения определился сам собой - вместо трёхорудийных 152-мм установок МК-5-бис, атомный корабль получил спаренные 130-мм БЛ-110 (такие же, как на "Сталинградах"), ставшие на лёгком крейсере главным калибром. Атомные реакторы (аналогичные тем, что позже появятся на первых советских АПЛ проекта 627) располагались попарно в четырёх смежных отсеках, далее в корму располагались два турбинных отделения. Ещё дальше находились отсеки газовых турбин (по 2 штуки в отсеке).Силуэт корабля стал однотрубным - выхлопные каналы газовых турбин вывели в кормовую трубу.

Корабль, получивший название "Щербаков" (в честь советского партийного деятеля А. С. Щербакова) был заложен в июне 1951 г. на стапеле ленинградского судостроительного завода № 194 и 31 августа 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 17 марта 1954 года, уже после смерти своего "духовного отца". Это печальное событие едва не поставило крест на дальнейшей судьбе корабля, но, в отличие от менее счастливых собратьев, Хрущёв. после долгих колебаний раздумал его резать - видимо, причиной тому послужила необычная силовая установка, а Никита Сергеевич, как известно, любил всё необычное. В духе времени, предполагалось убрать с корабля артиллерию, вооружив его крылатыми ПКР и ракетными комплексами ПВО, однако ни один из предлагавшихся к установке комплексов ещё не был доведён, и в итоге, весной 1958 года корабль вошёл в строй по первоначальному, уже порядком устаревшему, проекту.

4653207m.png

Лёгкий крейсер "Щербаков":

Размерения - 209,96 х 21,98 х 7,26 м;

Водоизмещение - 13230 / 16340 тонн;

Мощность ЭУ - 70000 (яд.) + 60000 (газотур.);

Скорость полного хода - 37 уз. (крейсерская - 30 уз.);

Бронирование - аналогично крейсерам 68-бис;

Вооружение - 6 х 2 х 130-мм, 6 х 4 х 45-мм, 6 х 4 х 25-мм; 2 х 5 х 533-мм ТА

Автономность - 60 сут.

Изменено пользователем швамбран

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

рассчитывать нельзя - атомные реакторы, число которых сначала равнялось двум, а потом выросло до четырёх, "тянули" только на 70000 л.с. Это позволяло надеяться примерно на 30 узлов,

Какие ваши доказательства?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как бы "Наутилус" - заложен только в 1952 году. Атомные реакторы (судовые) в 1947 были еще чистейшей теорией, и ориентироваться на них более чем в рамках постройки экспериментальных единиц никто бы не стал.

Что касается назначения корабля, то, также по требованию вождя, атомные крейсера должны были сопровождать корабли типа "Сталинград", защищая их от подводных лодок вероятного противника. Поэтому выбор вооружения определился сам собой - вместо трёхорудийных 152-мм установок МК-5-бис,

Совершенно непонятен выбор вооружения. Если это корабль ПЛО... То он бесполезен. Ранние атомные реакторы дико шумели. Да и состав вооружения, скорее, противоавиационный.

В духе времени, предполагалось убрать с корабля артиллерию, вооружив его крылатыми ПКР и ракетными комплексами ПВО, однако ни один из предлагавшихся к установке комплексов ещё не был доведён, и в итоге, весной 1958 года корабль вошёл в строй по первоначальному, уже порядком устаревшему, проекту.

Вообще-то КСЩ уже доведен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Проект атомного лёгкого крейсера, быстро набирал обороты, и, по мере того, как будущий "Щербаков" обрастал вооружением (пока ещё на четрёжных кульманах), у разработчиков его всё чаще возникал вопрос - а как же он будет использоваться? Проблемой было то, что атомный корабль имел крейсерскую скорость 30 узлов, в то время как "Сталинграды", коих он должен был сопровождать, развивали на экономичном ходу лишь 18 узлов. Чтобы эскортировать тяжёлый корабль "Щербаков" волей-неволей должен был ползти с аналогичной скоростью, и выходило так, что "атомное сердце" уникального крейсера работало бы вхолостую.

Итак. сама собой напрашивалась мысль, что и "Сталинграды" тоже доллжны были получить атомную силовую установку.

Терзаемый этой проблемой адмирал Кузнецов (сменивший летом 1951 года Юмашева) пришёл в один из осенних дней на приём к Сталину. Внимательно выслушав главкома ВМС и попыштев трубкой, Сталин изрёк: "Чтож, делайте атомный тяжёлый крейсер!"

К тому времени "Сталинград" и "Москва" были строились, но, к счастью, третий корабль этого типа (название которому ещё не было утверждено) только готовился к закладке - его-то и решили делать атомным. Переработанный проект создавался в бешеном темпе, и в январе 1953 года состоялась официальная церемония закладки тяжёлого атомного крейсера.

К моменту смерти вождя на верфи успели завершить сборку днищевой части и приступили к установке переборок. 18 апреля 1953 года Совет Министров СССР издал постановление прекратить строительство крейсеров проекта 82. Судьба корабля повисла на волоске, но, к счастью, министр судостроительной промышленности Малышев (которому не нравилось, что верфи остаются без работы) сумел "пробить" в верхах необходимую поправку, что тяжёлый атомный крейсер в виде исключения всё-таки будет достроен. И осенью 1953 года, когда его собратьев начали потихоньку утилизировать, на атомоходе возобновились достроечные работы. При этом всё уже изготовленное оборудование (305-мм орудий, зенитные артустановки, радары и проч.) размещать на нём. Наконец-то крейсер получил название: 6 ноября, в десятую годовщину освобождания столицы Украины от немецко-фашистских захватчиков, строящемуся кораблю было присвоено имя "Киев".

Достройка крейсера шла медленно, с большим отставанием от графика. Осенью 1956 года "Киев" был спущен на воду, а на ходовые испытания он вышел лишь в 1960 года (будучи зачислен в состав ВМС годом ранее). Окончательная приёмка корабля закончилась лишь весной 1962 года, когда "Киев" и "Щербаков" составили первое в отечественном флоте оперативное соединение атомных надводных кораблей (пункт базирования - Мурманск).

4694077m.png

Тяжёлый крейсер "Киев":

Размерения - 273,6 х 32,0 х 9,2 м;

Водоизмещение - 36500 / 42300 тонн;

Мощность ЭУ - 140000 (яд.) + 120000 (газотур.);

Скорость полного хода - 34 уз. (крейсерская - 30 уз.);

Бронирование - аналогично крейсерам проекта 82;

Вооружение - 3 х 3 х 305-мм, 6 х 2 х 130-мм, 6 х 4 х 45-мм, 10 х 4 х 25-мм

Автономность - 60 сут.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

4669216m.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас