Канонерские лодки типа "Перекоп"

15 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Как известно после гражданской войны большевики распродали большую часть оставшихся от «старого режима» кораблей Балтфлота на металлолом. И потому что банально не хватало средств а также и потому что флот являл собой скопище морально и физически устаревших небоеспособных уже плавсредств – зачастую еще ХIХ века.

Допустим что решение это было несколько откорректировано - с кораблей сняли больше брони и орудий а с некоторых -еще и машины.

И с их использованием в конце-20х-начале 30х в ходе была построена серия "бюджетных" канонерских лодок получившая наименования по местам побед РККА в недавней Гражданской войне. По головному кораблю их назвали -серия "Перекоп".

Дальше были "Свияжск", "Каховка", "Волочаевка" и еще с десяток достаточно отличающихся друг от друга судов.

Их проектировщики озадачились созданием корабля для действий в прибрежных водах Финского залива и в Ладожском озере - где возникла финская угроза, способного поддерживать прибрежные части, обеспечивать десантные операции и т.п. Поэтому выглядели они как несколько уменьшенная копия таких кораблей как "Храбрый" и "Грозящий" - 6-8 орудий 152 мм, (на "Перекопе" -2Х203мм), усиленное зенитное вооружение (это не послезнание - просто изначально предполагалось что они окажутся в зоне действия сухопутной авиации), ход не выше 15 узлов и автономность 600-700 миль. Ряд кораблей( какие нибудь "Энзели", "Псков", "Спасск" )были вооружены пушками 102 и 120 мм из старых запасов, а на последних в качестве эксперимента поставили сухопутные 122 миллиметровки.

В итоге РККФ получил за умеренные деньги примерно полтора десятка боевых единиц худо бедно но натренировавшихся на оборону Ленинграда и окрестностей в те дни когда по выражению писателя Соболева едва одна десятая водного пространства Финнского залива принадлежала Балтфлоту .

Немецкие историки потом сквозь зубы признают что именно эти корабли сорвали в сентябре 1941 взятие Шлиссельбурга частями фон Лееба и не позволили превратить осаду Ленинграда в блокаду. Ни один из "Перекопов" не дожил до 1945го. Но затраты на постройку и функционирование они окупили сполна...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А почему бы не продолжить линию "Карсов" большой серией? Я где-то даже тему такую видел, "злобные Кар(с)лики" - кажется, у Бороды на форуме. Модернизированный "Карс" (с 3х102 или 4х85) закрывает и нишу мелких канонерок, и нишу сторожевиков проекта "Ураган", а чуть увеличенный и с 2х130 - и нишу эскортников для ВОВ.

Изменено пользователем Muller

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1.

Статья 16

1. Договаривающиеся государства обязуются не держать на Ладожском озере и на его берегах, а также на впадающих в Ладожское озеро реках и каналах, а равно на Неве вплоть до Ивановских порогов, служащих агрессивным целям военных сооружений. Однако разрешается иметь военные суда вместимостью не более ста тонн и вооруженные орудиями не крупнее сорокасемимиллиметрового калибра, а также соответствующие их величине военно-морские базы.

http://heninen.net/sopimus/1920.htm

2.

Сразу после начала Великой Отечественной войны приказом от 25 июня 1941 года (день вступления Финляндии в войну) флотилия была воссоздана как боевое подразделение Балтийского флота. Материальная часть учебной базы была усилена кораблями из состава Балтийского флота. Флотилия насчитывала 6 канонерских лодок, 2 сторожевых корабля, 2 бронекатера, 8 сторожевых катеров, 13 тральщиков. Помимо этого в её состав входили транспортные и вспомогательные суда, артиллерийский и зенитный дивизионы.

Т.е. немцам занять Шлиссельбург это не помешает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

6-8 х 152-мм это не "бюджетная канонерка", а дорогущая байда вроде "Хасана".

Да и в РИ аналогичные корабли были - "Красное знамя" например. Ничего особо полезного не показала.

Хотите бюджетной канонерки для Маркизовой лужи и Ладоги - вам сюда:

de4b.jpg

Или сюда:

image008.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1. Договаривающиеся государства обязуются не держать на Ладожском озере и на его берегах, а также на впадающих в Ладожское озеро реках и каналах, а равно на Неве вплоть до Ивановских порогов, служащих агрессивным целям военных сооружений. Однако разрешается иметь военные суда вместимостью не более ста тонн и вооруженные орудиями не крупнее сорокасемимиллиметрового калибра, а также соответствующие их величине военно-морские базы.

Так они не на Ладоге - они в Кронштадте :) - но построены с расчетом возможности прохода через Неву.

6-8 х 152-мм это не "бюджетная канонерка", а дорогущая байда вроде "Хасана".

А почему бы не продолжить линию "Карсов" большой серией? Я где-то даже тему такую видел, "злобные Кар(с)лики" - кажется, у Бороды на форуме. Модернизированный "Карс" (с 3х102 или 4х85) закрывает и нишу мелких канонерок, и нишу сторожевиков проекта "Ураган", а чуть увеличенный и с 2х130 - и нишу эскортников для ВОВ.

Можно и так. Суть в том чтобы использовать в постройке хм... неликвиды оставшиеся от царского флота - что удешевляет корабль сам по себе. Плюс опыт самоделок эпохи Гражданской. Ближайший аналог это не "Хасан" а "Храбрый"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

и в Ладожском озере - где возникла финская угроза,

Силы финнов несколько преувеличены..

Сразу же после достижения финскими частями побережья Ладожского озера началось воссоздание военно-морских сил на Ладоге. 2 августа 1941 года в Ляскеля был развернут командный пункт, а уже к 6 августа на Ладожское озеро было переправлено около 150 катеров, 2 буксира и 4 самоходных парома. Вооружение этих судов состояло из 47 мм.орудий, пулеметов. Буксиры переоборудовались в минные заградители. Были организованы береговые батареи дальнобойных 100 и 88 мм. орудий.После овладения 10 августа Лахденпохья и 15 августа - Сортавала, командный пункт Ладожской флотилии расположился в городе Сортавала, а основной базой стал порт Лахденпохья. По мере дальнейшего продвижения сухопутных войск организовывались маневровые базы в Сортанлахти, в Кякисалми (Кексгольм) и в Салми.Финская военная флотилия базировалась в порту Лахденпохья. На острове Ойтто был склад мин (200 русских мин образца 1908 г. и 150 мин типа HIS). В состав флотилии входили 5 канонерских лодок : «Аунус» (Aunus), «Юрье» (Urje), «Вакава»(Vakava), «Тампере»(Tampere), «Виипури» (Viipuri) водоизмещением от 150 до 350 тонн;ледоколы «Ааллокас» (Aallokas, 350 тонн http://heninen.net/laatokka-war/aallokas/ ), и«Кивиниеми» (Kiviniemi, 250 тонн); 6 вооруженных пароходов: «Воима» (Voima), «Отава»(Otava), «Алхо» (Alho), «Сункела» (Sukela), «Венус» (Venus) и «Сиро» (Siro); минный заградитель М-2, тральщик «Клертер» (Klerter), пять буксиров, одиннадцать моторных катеров и другие суда.

На Ладоге находился 3-й артиллерийский полк со штабом в Сортавала под командованием

полковника Е.Ярвинена. Полк включал в себя три дивизиона (штабы на островах Коневец,

Валаам и в Лахденпохья).Всё побережье Ладожского озера делилось на шесть укрепленных районов – Карельский,Куркийоки, Яккима, Сортавала, Валаам и Салми. Общая численность личного состава морских сил Ладожского озера составляла 5092 человека.В состав 3-го берегового артиллерийского полка на Ладожском озере входило 35 орудийных позиций, где находились двадцать шесть 152-х миллиметровых, шесть 120-ти

мм, восемнадцать 67-ми мм, десять 75-ти мм и шестнадцать 57-ми мм орудий.Впоследствии, обнаружив слабость финских морских вооруженных сил, немецкое командование занялось переброской своих кораблей на Ладожское озеро. Костяком создаваемых на озере военно-морских сил противника были штурмовые десантные баржи,то есть самоходные вооруженные паромы водоизмещением 144 тонны типа «Зибель»,названные так по имени их конструктора подполковника Зибеля.

http://www.ladoga-park.ru/content/2010/08/100829130143/100829130143100829131355.pdf

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"Хасан" семибалльный (т.е. ограниченно функционирует при волне 5 м высотой), а этой байде хватит мореходности на 2 м волне. Даже по мариинской системе минимальные канонерки пройдут в Белое море, а стало быть, не будет разгрома советских погранцов норвежцами, останутся живы миллионы тюленей. Няшно :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ИМХО, необходим какой-нибудь аналог "Зибеля" - судно-катамаран, способное транспортироваться по железной дороге в разобранном виде. Если исходить их ж/д габаритов, то корабль должен иметь два корпуса размерениями 24 х 4 х 0,8 метров, водоизмещение катамарана будет 80-100 тонн. Скорость - 18 узлов. Силовая установка - 4 двигателя по 800-1200 л.с. Вооружение - одна 100-мм пушка и несколько "сорокопяток" (в войну из заменят 37-мм автоматами). Возможен и чисто транспортный вариант - без тяжёлого воорружения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а стало быть, не будет разгрома советских погранцов норвежцами, останутся живы миллионы тюленей.

Это надо сделать до 1923 года.(когда был произведен массовый забой бельков в Белом море и его популяция пошла на убыль).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Скорость - 18 узлов. Силовая установка - 4 двигателя по 800-1200 л.с.

Дорого. И с тактической точки зрения не обосновано

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это надо сделать до 1923 года.(когда был произведен массовый забой бельков в Белом море и его популяция пошла на убыль).

Ну разве что оживить какой нибудь "Громобой" или "Рюрик" - глядишь дочапали бы вокруг Скандинавии

Силы финнов несколько преувеличены..

Так эти кораблики в большей степени не для борьбы с морскими силами врага а для поддержки своих сухопутчиков и обижания чужих.

ИМХО, необходим какой-нибудь аналог "Зибеля" - судно-катамаран, способное транспортироваться по железной дороге в разобранном виде.

Подозреваю что в конце 20х начале 30х такая конструкция не привиделась бы даже самому оберсту Зибелю - разве только после ведра шнапса :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Увы, у "Рюрика 2" не осталось артиллерии (ушла на бербаты), машинерии (износилась) и прочих потрохов -- что не помёрзло-порвалось, то украли. Я как-то предлагал из него сделать танкер заместо Аз- и Грознефти (а те корпуса оставить под АВЛ), но переделывать пришлось бы весьма немало. Если же оставаться в пределах темы, то канлодки из него тоже не вышло бы, разве что с парадным пятиузловым ходом и стрельбой наобум Лазаря. Для ФСЛО лучше достроить хоть одну "Светлану", пусть и по "сокращённому" проекту, хотя бы -- 4 дизеля по 1500-1800 л.с. вместо ТЗА, сокращённый до 5-7 штук "стотридцаток" (долой казематные) артиллерийский "зоопарк".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Где вы такие дизеля найдете?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ИМХО, необходим какой-нибудь аналог "Зибеля" - судно-катамаран, способное транспортироваться по железной дороге в разобранном виде.

Подозреваю что в конце 20х начале 30х такая конструкция не привиделась бы даже самому оберсту Зибелю - разве только после ведра шнапса :)

В начале 30-х, может быть, и нет, но к середине 30-х вполне возможно, если отталкиваться от концепции бронекатера - судна приспособленного к транспортировке по ж/д, но маломореходного и слишком слабого против "настоящих" боевых кораблей. 100-мм орудие делает катамаран серьёзным противником даже для миноносцев, а по стоимости он будет как два бронекатера. Корпус, разбираемый на три секции, по-прежнему позволит транспортировать его по железной дороге.

Транспортная модификация может предназначаться для десанта. Например, доставить средний танк на плацдарм, или полбатальона пехоты. Во время обороны Севастополя это особенно пригодилось бы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Кирилл, для "Бутакова" из кандидатов шведские тепловозные (до 1700 л.с. версии были, вроде, см экспедицию Ломоносова, но 8 цил, а не 6) и итальянские (которые потом попались аж на ПСКР Киров и Дзержинский).

Блджд. Забыл. Исправляюсь. Немцы же, МАН. Тоже 6 и 8 цилиндровые.

Транспортная модификация может предназначаться для десанта. Например, доставить средний танк на плацдарм, или полбатальона пехоты. Во время обороны Севастополя это особенно пригодилось бы.

И куда бы они их возили? С тридцатью тоннами раскреплённого на верхней палубе груза, через Севастопольскую бухту что ли? Рейс из Туапсе до Севастополя, да ещё и по глубоководью с серьёзной волной, а не по Каркинитскому заливу, для такой посудины влёгкую может стать оверкиллом. Лучше боеприпасы возить, но для того, имхо, лучше было бы попытаться крупным тихоходным самолётом со значительным обходом Ялты, где уже с зимы 41-весны 42го РЛС стояла.

Изменено пользователем dragon.nur

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас