Некоторые, в общем-то, известные проекты

4 сообщения в этой теме

Опубликовано:

Надо сказать, что первые атомные заряды очень мало подходили для целей их быстрой и скорой доставки к территории возможного супостата.

Для понимания катастрофы с размерами, которая преследовала первые ядерные и термоядерные устройства, вот вам наглядное описание того пути, который прошли атомные бомбы за 1940е-1960е годы:

402285_original.jpg

В левом верхнем углу — бомба «Толстяк», которую США сбросили на Нагасаки в 1945 году. Бомба весила 4,6 тонны и была более 1,5 метра в диаметре при длине, превышающей 3 метра.

Ещё более внушительные размеры были и у первого термоядерного боеприпаса «Кастл Браво», который американцы взорвали на атолле Бикини.

Устройство «Креветка», несмотря на то, что оно уже использовало дейтерид лития и было гораздо компактнее первого испытания водородного оружия (взрыв «Майк»), которое и сами американцы величали не иначе, как «дом с жидким водородом», никак не было похоже на бомбу. Это было стационарное устройство весом более 10 тонн, которое на деле никак невозможно было использовать в виде реального боеприпаса:

402568_original.png

В общем, эпитет «бомба», который поставили рядом с «Креветкой», был достаточно оптимистичным — в мире тогда просто не было толкового бомбардировщика, который мог бы утянуть такую громадину на сколь-либо значительную дальность. Да и выглядело это бы не менее комично, нежели испытание в Советском Союзе «царь-бомбы» на полигоне Новой Земли, когда термоядерное устройство пришлось крепить на внешней подвеске самолёта, из-за чего обводы бомбардировщика Ту-95 получились с лёгким налётом «беременности»:

404662_original.jpg

Такое несовершенство размеров и массы первых ядерных и термоядерных боеприпасов вынуждало конструкторов искать весьма необычные по нынешним временам технические и технологические решения для доставки света и тепла.

О том, чтобы спрятать первые атомные бомбы в головную часть баллистической ракеты, тогда никто и мечтал, ведь первая чисто советская ракета Р-2 / 8Ж38 (модификация знаменитой немецкой «Фау-2») забрасывала всего лишь 1 тонну на 300-километровую дальность, обеспечивая точность попадания всего плюс-минус полтора километра от заданной точки.

Такая вопиющая неточность, малая дальность и слабая грузоподъёмность первой советской баллистической ракеты, которая уже была более-менее пригодна для передачи в войска, натолкнула конструкторов на совершенно безумные по нынешним временам идеи.

Первоначально ракета Р-2 имела только фугасную боевую часть с обычным взрывчатым веществом. В силу этого, её эффективность, в общем-то, ненамного превышала по своему действию однотонную авиационную бомбу. В случае пуска ракеты не приходилось рисковать самолётами и пилотами бомбардировщиков, но опыт Второй Мировой войны показал, что даже обстрелы такой крупной и протяжённой цели, как Лондон, с помощью ракет «Фау-2» не дали в итоге никакого реального результата.

Поэтому в начале 1950-х годов для ракеты Р-2 было спроектировано два варианта боевых частей с боевыми радиоактивными веществами.

В 1940-х годах в СССР, в результате получения оружейного плутония и урана, образовывалась масса высокоактивных отходов. Девать их было, в общем-то тогда особо некуда, поэтому, в силу невозможности доставки света и тепла на головы супостатов, их решили в СССР полить радиоактивной грязью.

Короче, если кто читал Роберта Хайнлайна «Никудышнее решение», то это — не фантастика, а самая, что ни на есть, послевоенная реальность.

А что было делать? Летала ракета плохо, недалеко, а пуск её выглядел, как детский хоровод вокруг новогодней ёлочки:

402981_900.jpg

Варианты головных частей с боевыми радиоактивными жидкостями, в лучших традициях советской военки назвали весьма отвлечённо-романтически — «Герань» и «Генератор».

Боевая часть «Герань» была снаряжена радиоактивной жидкостью. При высотном подрыве эта жидкость распылялась, оседая в виде радиоактивного дождя.

Боевая часть «Генератор» отличалась от «Герани» тем, что та же радиоактивная смесь размещалась в головной части ракеты не в общей емкости, а в большом количестве малых сосудов, каждый из которых разрывался над землей самостоятельно, то есть нечто типа кассетного боеприпаса.

В 1953 году, на полигоне Капустин Яр провели два пуска ракет Р-2 с боевыми частями «Герань» и «Генератор».

В ходе подготовки к старту ракеты с «Геранью» из головной части стоящей на стартовом столе ракеты по корпусу потекла струйка мутной жидкости. Вся стартовая команда бросилась бежать — несмотря на строгую секретность запуска, на полигоне ходили слухи о «радиоактивной жидкости» внутри ракет . Лишь руководитель старта, профессор Леонид Воскресенский, не спеша поднялся на установку на высоту хвостового отсека, артистично вытянул руку, размазал своим указательным пальцем стекавшую по корпусу жидкость, а затем облизнул «радиоактивный» палец. Боевая часть была лишь массо-габаритным макетом, заправленным обычной водой.

Пуски «Герани» и «Генератора» прошли удачно, но на вооружение они так не поступили.

Испытания же самих липких и жидких боевых радиоактивных веществ для «Герани» и «Генератора» были проведены в северо-западной части Ладожского озера. Изучались масштабы и степень заражения кораблей и береговых объектов при попадании на них радиоактивных жидкостей, а также средства и способы их дезактивации. Проведенные испытания разработанных составов и устройств хотя и подтвердили технические возможности радиологического оружия, но показали нецелесообразность дальнейшего продолжения работы — уменьшение ядерных боезарядов шло всё нарастающими темпами и необходимость в боевых радиоактивных веществах отпала.

Вскоре атомщики создали и спецзаряд под ракету Р-2, однако под него всё равно пришлось делать новую головную часть ракеты. В ноябре 1955 году были проведены летные испытания Р-2 с увеличенной головной частью. В войска ядерная боевая часть для Р-2 стала поступать с 1956 года.

Однако, как вы понимаете, поместить весь «наземный зоопарк» от ракеты Р-2 в весьма ограниченный объём подводной лодки по-прежнему было очень сложно.

Поэтому, первые проекты носителей атомного оружия для военно-морского флота выглядели, пожалуй, не менее гротескно, нежели ракета, заправленная боевой радиоактивной грязью.

Знакомьтесь, ядерная торпеда Т-15:

403428_original.jpg

Да, зрение вас не обмануло. Подводная лодка «проекта 627», первая советская атомная, которая разрабатывалась для ВМФ СССР начиная с 1953 года, фактически лишь «оболочка» для пускового аппарата громадной торпеды, которая имеет диаметр, как и «Толстяк» из Нагасаки, полтора метра.

Длина торпедного аппарата составляла 23,5 метра (22% от общей длины подводной лодки). На подлодке, кроме полутораметровой в диаметре торпеды, предусматривалась лишь установка двух носовых, стандартных 533-миллиметровых торпедных аппаратов с торпедами для самообороны. Запасных ядерных торпед не предусматривалось — их просто некуда было поместить в ограниченном объёме подводной лодки.

Масса торпеды Т-15 составляла 40 тонн, а масса её боевой термоядерной части — около 4 тонн. Основной вес торпеды приходился на аккумуляторную батарею, которая обеспечивала торпеде скорость в 29 узлов, при этом дальности хода составляла всего лишь 30 километров.

На такой скорости движения торпеды, при запуске её в сторону вероятного противника даже на предельной дальности, у подводной лодки проекта 627 было всего около 30 минут, для того, чтобы оказаться подальше от эпицентра будущего термоядерного взрыва.

Учитывая собственную скорость лодки в районе 30 узлов, понятен и концепт «одного выстрела»: за максимальные полчаса, отведенные её торпедой, лодка успевала отойти лишь на 20 километров от точки пуска, оказываясь всего лишь в 50 километрах от эпицентра термоядерного «привета» супостату.

Который планировалось делать в районе 100 мегатонн тротилового эквивалента. Напомню, что знаменитая «царь-бомба», взрывная волна от которой два раза обернулась вокруг земного шарика, имела мощность в два раза меньшую, чеем термоядерное устройство «царь-торпеды» — лишь 55 мегатонн.

Автором идеи создания сверхмощной ядерной торпеды считается Андрей Сахаров, который и предложил использовать в качестве «средства доставки» сверхмощного ядерного заряда разрабатываемые «подлодки-смертники» проекта 627. Это подтверждается и его собственными воспоминаниями. Данные торпеды предполагалось использовать против военно-морских баз США, а также для нанесения удара по городам находящимся на побережье, хотя против последнего варианта выступали многие, включая и военных моряков. В результате взрыва такой бомбы образовывался бы гигантская волна–цунами, которая бы и уничтожала, наряду с остальными факторами поражения ядерного взрыва всё на близлежащем побережье и далеко вглубь материка противника от его береговой линии.

Надо сказать, что такие безумные проекты были тогда скорее вынужденной мерой.

До появления компактного спецзаряда для ракеты Р-2 в распоряжении СССР, кроме проектов «Герани», «Генератора» и Т-15 было лишь около десятка свободнопадающих ядерных бомб «Татьяна» (изделие «Т»), которые на территорию США были способны только туполевские бомбардировщики Ту-4.

403696_900.jpg

403967_original.jpg

Найдите 15 отличий.

Ту-4 представлял из себя точную копию трофейного американского бомбардировщика В-29, который попал в распоряжение СССР в конце Второй Мировой войны.

Но в 1952 году эти тихоходные, оснащенный поршневыми двигателями, бомбардировщики для американских реактивных истребителей F-86 уже были легкой добычей. Кроме того, Ту-4 мог долететь до американских территорий только с промежуточной посадкой на ледовом аэродроме на каком-то из северных советских островов или же на плавучей льдине в районе Северного полюса. При этом экипаж бомбардировщика, как и экипаж подлодки, имел «билет в один конец» — топливо на обратный перелёт не предусматривалось. У пилотов бомбардировщика Ту-4 по завершению задания был единственный выход: попытаться долететь до мексиканской границы и там уже выброситься с парашютом.

Ну а первая атомная советская подводная лодка проекта 627 была модернизирована с «царь-торпеды» на обычные торпеды калибра 533 миллиметра, к которым в то время уже был создан небольшой и компактный ядерный заряд. За период 1955-1964 годов в СССР были построены 13 лодок проекта 627. Гигантскую торпеду Т-15 заменили на восемь носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм с общим боекомплектом в 20 торпед.

http://crustgroup.li....com/76411.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это было стационарное устройство весом более 10 тонн, которое на деле никак невозможно было использовать в виде реального боеприпаса:

Эм... Был план. :) Берем B-47, выдираем половину нутра и кабину пилота, и монтируем внутри термоядерное устройство. Управляем бомбардировщиком по радио с борта другого B-47, и просто бросаем нашу "крылатую ракету" на врага.

О том, чтобы спрятать первые атомные бомбы в головную часть баллистической ракеты, тогда никто и мечтал, ведь первая чисто советская ракета Р-2 / 8Ж38 (модификация знаменитой немецкой «Фау-2») забрасывала всего лишь 1 тонну на 300-километровую дальность, обеспечивая точность попадания всего плюс-минус полтора километра от заданной точки.

Поправка: СОВЕТСКИХ ядерных зарядов. Американцы к этому моменту уже имели "Корпоралы" с ЯБЧ и 280-мм атомные пушки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это было стационарное устройство весом более 10 тонн, которое на деле никак невозможно было использовать в виде реального боеприпаса:

Эм... Был план. :) Берем B-47, выдираем половину нутра и кабину пилота, и монтируем внутри термоядерное устройство. Управляем бомбардировщиком по радио с борта другого B-47, и просто бросаем нашу "крылатую ракету" на врага.

Тогда, может сразу проектировать самолет-бомбу?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Жаба душит. А B-47 был уже в серии.

"PROJECT BRASS RING

Early testing of hydrogen bombs began in 1949. Knowledge of the capabilities of the delivery systems extant during that period indicated that it would be extremely difficult for a manned bomber to deliver such a weapon and make a successful exit from the target area. It would be a number of years before a missile capable of delivering such weapons would be developed. Under Project BRASS RING, thoughts turned to an unmanned bomber, with the logical choice being the B-47.

Two terminal flight scenarios were conceived. The first envisioned the aircraft being flown by a crew who would bailout over friendly territory and allow the B-47 to continue on to the target. This thinking obviously came from 'Project APHRODITE' in which B-17s and B-24s loaded with explosive were launched at german targets in France. The wartime project was only marginally successful, however. The second idea was to control the B-47 "bomb" with a second, manned B-47 controller aircraft.

A decision in early 1950 called for one B-47A to be converted into a director aircraft with the designation DB-47A. In addition, two B-47Bs would be converted into MB-47 delivery systems. This was called Project BRASS RING.

The MB-47 was to have a highly sophisticated navigation and flight control system. While Boeing developed the requirements, North American Aviation was awarded a contract to develop the equipment.

[My note; does this have anything to do with the F-86 'missile' here :-

http://www.secretprojects.co.uk/forum/index.php/topic,7469.0.html

or the B-45 'missile' on OBB's blog?]

Design requirements were for the navigation system to be fully automatic, non-jammable, and have precise accuracy. Unfortunately, the North American project had continual developmental problems, and after the expenditure of $850,000, it was cancelled in mid-1952. The Air Force turned next to Sperry Gyroscope, and this system was ultimately worked after an expenditure of some $2.3 million.

With the remote flight control and stabilization equipment installed, the MB-47 made its first flight on 7 May 1952. By 30 June 1952 both the MB-47 and its DB-47 A director had conducted several test flights with rewarding results. However, forecast costs for the program rose from $4.9 million to $10.3 million in 1952.

Fortunately, while the MB-47 development program struggled, it was learned that the B-36 would be perfectly capable of dropping a thermonuclear weapon with an appropriate parachute retarding system. The advantages of BRASS RING were further eroded by the acquisition of operating bases in England, Spain, and Morocco. Despite efforts by WADC to continue the program, the Air Staff terminated Project BRASS RING on 1 April 1953.-

PROJECT WEARY WILLIE II

The idea would not go away, however. In August 1966 the Air Force investigated Project WEARY WILLIE II (the name derived from the WEARY WILLIE missions during World War II as part of Project APHRODITE). This project involved using an unmanned QB-47 drone to attack hard targets. In preliminary trials under Project SOD BUSTER, an off-the-shelf television camera and zoom lens were installed in the nose of a QB-47 and used to transmit video to a DF-100F drone director whose back-seater was flying the Stratojet. The project evaluated the distances achievable between the drone and director aircraft, and also the accuracies that could be expected during an attack. The perceived uses of this combination were against well-defended targets in North Vietnam, such as the Thanh Hoa Bridge.

It was found that the QB-47 could acquire a target with the television camera at distances of approximately 10 miles, and that the director aircraft could follow about 15 miles behind, although distances as great as 50 miles were demonstrated.

The Air Force anticipated filling some of the B-47 fuel cells with the same slurry-type explosive used in mining operations. Approximately 35,000 pounds of the slurry could be carried without unduly compromising the range of the B-47. Sandia National Laboratory would provide a fusing system derived from the nuclear program. The estimated cost of the television and telemetry systems was $150,000, and QB-47s could be modified from retired aircraft for $514,000 each. Assuming a single QB-47 could destroy a target such as the Thanh Hoa Bridge, it would be much more cost effective than attacking the bridge with F-105s. The Air Force estimated that to ensure a 0.85-probability of killing the bridge, a total of 140 2,0000 pound bombs would need to be dropped. This would require 73 F -105 sorties, resulting in the loss of three Thunderchiefs and their pilots. The total cost for the mission (excluding the human cost) would be $9,610,280, versus $664,000 for a single QB-47.

Despite the seemingly good economics, the program was not pursued further and no QB-47s were used against North Vietnam. "

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас