Иван Иванович наследует Ивану III

40 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Neznaika1975, очень просто.

Как Вы знаете, крестьяне в России делились на крепостных (помещичьих и церковных) и государственных. Капиталистические отношения по понятным причинам лучше развивались среди вторых. Если церковные земли будут конфискованы, то живущие на них крестьяне станут государственными. А поскольку церковь, ЕМНИП - крупнейший землевладелец Московского царства...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Монастыри в ту эпоху приносили очевидную пользу хозяйству - они выполняли функции банков хранили сбережения и кредитовали в том числе торговлю). хранили запасы хлеба, что выручало при неурожаях, распространяли грамотность. т.е. стране это землевладение было выгодно (до известных пределов) - а вот церковь вероятно скорее теряла свой авторитет.

Что касается крепостных - крепостное право на тот момент еще не оформилось. Если в 19 веке наличие слоя государственных (в большой части бывших монастырских) крестьян было очевидным спасением, то в в нач. 16 разница между монастырскими , помещичьими или боярскими крестьянами не столь очевидна.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

2. А неужели Жилка настолько плох? На счет полководческих способностей Ивана Молодого согласен.

Жилка на вики:

Посланный отцом во главе многочисленной рати в поход на Великое княжество Литовское, взял (1500 или 1502) Оршу, выжег предместья Витебска, испепелил все волости до Полоцка и Мстиславля. Возглавляемая Жилкой осада Смоленска в 1502 году осталась безрезультатной.

После смерти своего отца Ивана III Васильевича в 1505 году Дмитрий Иванович получил в удельное владение города Углич (стал его резиденцией), Хлепень, Рогачев, Зубцов, Опоки, Мещовск, Опаков и Мологу.

В 1506 году по поручению своего старшего брата, великого князя московского Василия III князь Дмитрий Иванович Жилка возглавлял русское войско в походе на Казань, из-за ряда ошибок командования погибло почти всё русское войско. В 1512 году пошёл на Смоленск вместе с братом, Василием III Ивановичем. В 1513 году ходил «по крымским вестем» из Боровска под Каширу. Когда русские войска, наконец, взяли Смоленск (1514), Дмитрий Иванович Жилка в это время в Серпухове охранял Москву от татар. По смерти Дмитрия[1]:37 его удел был присоединён к Москве.

Весной 1506 г. Василий III, принявший правление осенью 1505 года, сразу начал подготовку большого похода на Казань, с целью подчинения Казанского ханства. Общее командование войском было поручено брату Василия, Дмитрию Ивановичу. Конечно, при царевиче были опытные воеводы, но и он, как главнокомандующий, играл важную роль. Это была вторая попытка поручить ему руководство крупной военной компанией. До этого Иван III поручал сыну возглавить поход на Смоленск в 1502 году. Поход на Смоленск под его руководством не принёс ожидаемой победы, хотя и не был полностью провальным, Казанский же закончился крупной неудачей русского войска, и после этого Дмитрию командование не поручалось.

Поход начался в апреле 1506 года, судовое войско пехоты возглавил сам Дмитрий Иванович и воевода, князь Фёдор Иванович Бельский. Конная рать шла сухим путем под командованием князя Александра Владимировича Ростовского. Суда прибыли к Казани 22 мая, Дмитрий Иванович приказал немедленно высадиться из судов и атаковать город пешим строем; татарское войско выступило навстречу и завязало бой, в это время казанская кавалерия скрытно выехала в тыл русским и отрезала их от судов; в русских войсках возникла паника, в результате они потерпели серьёзное поражение: многие были побито, взяты в плен, утонули в Поганом озере. Однако часть войска на судах оставалась неподалёку от Казани, поэтому разгром нельзя назвать полным.

Узнав о неудаче, Василий III приказал отправиться к Казани князю Василию Даниловичу Холмскому, наиболее выдающемуся русскому полководцу, и другим воеводам, а брату Дмитрию приказал, чтобы до прибытия Холмского не приступал вторично к городу. Но когда 22 июня к Казани подошла конная рать во главе с князем Ростовским, Дмитрий не счел нужным медлить долее и повел опять войска к городу. Этот штурм закончился полным поражением русской армии

Итого - то что Смоленск взяли , когда Жилки наконец не было - это может и совпадение. Но Казанский поход - высадка пехоты с кораблей на глазах у татар, притом что там уже тучи ногайцев...а потом прямое нарушение приказа царя и атака Казани КОННОЙ ратью... Может он и не был идиотом, (доверяли же ему такие операции) но у него как минимум эмоции преобладали над разумом.

Изменено пользователем runix2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

и государственных.
В начале 16-го века были государственные крестьяне?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В начале 16-го века были государственные крестьяне?

Будут. ИМХО, закрепощение - по крайней мере на юге России - детерминировано по мере встраивания в мировой рынок.

у него как минимум эмоции преобладали над разумом.

В общем-то согласен, но заметьте - сам Василий в походы не ходил, брата посылал. Будет ли ходить в походы самолично Иван Молодой, когда станет царем?

P.S. Что касательно положительной роли монастырей - в Англии при Тюдорах они играли ту же роль, и секуляризации это не помешало.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

она реально стоит Выборга?

В РИ Иван хотел женить своего наследника на Елизавете Датской не только ради развития связей с европейскими монархическими домами, но и с надежной получить в приданое часть шведской Карелии. В РИ Ганс, взойдя на престол Швеции, не смог её отдать (и, ИМХО, проект брака накрылся именно из-за этого), т.к. шведы согласились признать его своим королем лишь на условии сохранения внутренней автономии (вряд ли бы им понравилось, если бы король разбрасывался шведскими коронными землями). А тут Россия может поставить условием возвращения Выборга династический брак и уступки в Карелии. ИМХО, и Ганс, и шведский Государственный совет согласятся. После разгрома при Дитмаршене Ганса всё равно турнут со шведского престола - но территориальные приобретения у России останутся, а династический брак состоится.

Изменено пользователем Ottocar

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

не забываем что секуляризация церковных земель и включение их в поместную систему это усиление боевой силы государства эдак на треть )

Изменено пользователем Geralt

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

не забываем что секуляризация церковных земель и включение их в поместную систему это усиление боевой силы государства эдак на треть )

Это более глубокая мобилизация ресурсов государства на военные цели - с вытекающими рисками. Если достигнута победа, то будет таком правителю слава и честь, потому что завоеванные территории позволят (возможно) снизить фискальное давление на старые земли, или даже расширить общую экологическую нишу, отодвинув сжатие. А если победы не будет - все такого правителя будут вспоминать как окоянного, который по своей природной , видимо, злобности, уничтожил традиционные центры накопления продовольственных резервов, и несомненно прогневил Бога. Потому что ближайший неурожайный год привел к людоедству и одичанию...

Другое дело если такое мероприятие делается в период когда свободной земли навалом, только никто этим в такие годы не занимается...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А если победы не будет - все такого правителя будут вспоминать как окоянного
Это же было в нашей истории. Вспомните смутное врпемя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

не забываем что секуляризация церковных земель и включение их в поместную систему это усиление боевой силы государства эдак на треть )

Это более глубокая мобилизация ресурсов государства на военные цели - с вытекающими рисками. Если достигнута победа, то будет таком правителю слава и честь, потому что завоеванные территории позволят (возможно) снизить фискальное давление на старые земли, или даже расширить общую экологическую нишу, отодвинув сжатие. А если победы не будет - все такого правителя будут вспоминать как окоянного, который по своей природной , видимо, злобности, уничтожил традиционные центры накопления продовольственных резервов, и несомненно прогневил Бога. Потому что ближайший неурожайный год привел к людоедству и одичанию...

Другое дело если такое мероприятие делается в период когда свободной земли навалом, только никто этим в такие годы не занимается...

А если посмотреть на вопрос секуляризации церковных земель с такой стороны: всё в одно лицо великий князь скушать не сможет - придётся делится с боярами. Новые земли у бояр - больше силы у бояр. А зачем?!

Не это ли одна из причин отказа Ивана 3 от поддержки партии "жидовствующих"?

Рост боярских вотчин никак развитию капитализма не способствовал - факт! Хозяйственная система почти закрытая!

Развитию капитализма способствовало развитие городов как самостоятельной экономической составляющей - тоже факт! А Иван 3 только. что разгромил Новгород - последний "свободный" город!

Не факт, что его старший сын будет поступать иначе чем его отец! Тогда, что так, что эдак всё едино для развития процесса. :sorry:

С другой стороны женушка поддерживает "сектантов". "Ночная кукушка" великая сила!

ИМХО, в данной ситуации главный вопрос - приведет ли победа "жидовствующих" к "коммунальной революции" в Московии?! Если да, то возможны серьезные коррективы в истории в связи с изменением менталитета населения.

А Казань и так возьмем: чуть раньше/чуть позже (10-30 лет) роли не играет! ИМХО, при "жидовствующих" в случае завоевания Поволжья все будут крещены и по итогу моноконфессиональное государство - что на данном этапе всё-таки Плюс для будущего.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Новые земли у бояр - больше силы у бояр. А зачем?!
ЕМНИП, уже концу 15-го века служить обязаны были ВСЕ - и вотченники и поместники.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Новые земли у бояр - больше силы у бояр. А зачем?!
ЕМНИП, уже концу 15-го века служить обязаны были ВСЕ - и вотченники и поместники.

Служить. конечно - да. Только вотчиники имели кое-какие права (без их одобрения и Новгород повоевать было нельзя - собирали, однако, собор, а то боярская дума решить не могла (можно предположить, что не всё там гладко было)

А к полному самодержавию подошли только при Иване Васильевиче - младшем при помощи опричников

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Служить. конечно - да. Только вотчиники имели кое-какие права (без их одобрения и Новгород повоевать было нельзя - собирали, однако, собор, а то боярская дума решить не могла (можно предположить, что не всё там гладко было)
Но и Василий Третий продолжил политику отца. Была ли какая-то особая смута, когда практически у 100% новгородских и псковских бояр отобрали вотчины?

Этот процесс было не остановить, по одной причине - государству нужно было обеспечить землей расплодившихся детей боярских, чтобы они могли обеспечить себе возможность служить. Дошло до того, что многие дворяне лошадь и тем более доспехи себе не могли позволить.

В 1503 году состоялся церковный собор, на который Иван Третий вынес вопрос секуляризации монастырских земель. Иерархи встали стеной и выстояли. Имхо, если бы Иван прожил еще лет 5, он бы этот вопрос дожал, а Василию это не удалось, несмотря на репрессии высшего духовенства.

А к полному самодержавию подошли только при Иване Васильевиче - младшем при помощи опричников
И сам Василий Третий всю жизнь страдал от мысли, что ему не удается стать полным самодержцем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Служить. конечно - да. Только вотчиники имели кое-какие права (без их одобрения и Новгород повоевать было нельзя - собирали, однако, собор, а то боярская дума решить не могла (можно предположить, что не всё там гладко было)
Но и Василий Третий продолжил политику отца. Была ли какая-то особая смута, когда практически у 100% новгородских и псковских бояр отобрали вотчины?

Этот процесс было не остановить, по одной причине - государству нужно было обеспечить землей расплодившихся детей боярских, чтобы они могли обеспечить себе возможность служить. Дошло до того, что многие дворяне лошадь и тем более доспехи себе не могли позволить.

В 1503 году состоялся церковный собор, на который Иван Третий вынес вопрос секуляризации монастырских земель. Иерархи встали стеной и выстояли. Имхо, если бы Иван прожил еще лет 5, он бы этот вопрос дожал, а Василию это не удалось, несмотря на репрессии высшего духовенства.

А к полному самодержавию подошли только при Иване Васильевиче - младшем при помощи опричников
И сам Василий Третий всю жизнь страдал от мысли, что ему не удается стать полным самодержцем.

Можно и так, но с маленькой поправкой государство = великий князь московский (ВКМ) ;)

"Иерархи встали стеной и выстояли" - согласившись с увеличением прав ВКМ (до упомянутого Вами собора неугодные ВКМ элементы высшего духовенства перемещались в мир иной по "естественным причинам") Разве не так?

P.S. ИМХО, основополагающий принцип "восточной деспотии" : НЕОГРАНИЧЕННАЯ ВЛАСТЬ - наше ВСЁ!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"Иерархи встали стеной и выстояли" - согласившись с увеличением прав ВКМ (до упомянутого Вами собора неугодные ВКМ элементы высшего духовенства перемещались в мир иной по "естественным причинам") Разве не так?
Я же писал о репрессиях. Какой бы самодержец ни был, открыто приказать убить иерарха РПЦ он просто не может. Но, например, архиепископа Новгородского просто лишили кафедры и отправили в монастырь. Емнип, 16 или 17 лет в Новгороде Великом вообще не было архиепископа. Конечно ВКМ напрямую влиял на избрание митрополита и очень часто получал своего ставленника. Но так же часто эти ставленники быстренько начинали проводить политику, которая была выгодна РПЦ, а не ВКМ. Но и в принципиальных вопросах они друг друга всегда поддерживали. Например именно при Василии Третьем де-факто РПЦ стала полностью автокефальной.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас