Мандеизм - мировая религия

47 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Просто конкретное обвинение в поедании спермы и продуктов женской менструации уж больно сомнительно.

Знаете, если почитать иные манихейские тексты, так там "порнофэнтэзи" и похлеще бывает.

Элиаде тут паралелли с тантризмом проводит:

в тайных тантристских обрядах наблюдаются и другие параллели с некоторыми гностическими ритуалами. В традиции индуистского тантризма maithuna не обязательно предполагает удерживание semen virile. Однако мы очень мало знаем об этих сложных сексуальных ритуалах, целью которых являются специфические виды религиозного опыта. Так, например, в своем объемистом трактате «Тантралока» великий индийский автор Абхинавагупта описывает maithuna как ритуал, направленный на достижение anandavisranti, «покоя в блаженстве». Во время ритуального слияния «человек достигает состояния полного покоя (visrantidharma) и все феноменальные объекты сливаются в его собственном Я». Но как отмечают авторы одной из последних работ об Абхинавагупте:

«В строках, где непосредственно описывается половой акт, нарочито используются выражения, имеющие скрытый или символический смысл, так что очень трудно точно понять, что имеется в виду… Места, где описано собственно извержение семени, являются самыми непонятными. Из того, что было сказано ранее, ясно, что лицо шакти является самым важным из всех чакр (cakra [cakras — система психофизиологических центров, согласно индийской медицине, принадлежащих тонкому телу ]), и по-видимому, — хотя мы не уверены, что вполне правильно понимаем эти места в тексте (например, р. 88), — мужчина извергает семя в рот женщины. Из многих цитат, которые приводит Джаяратха (Jayaratha), очевидно, что существовала весьма развитая, серьезная литература по этому вопросу, к сожалению, не сохранившаяся до нашего времени. Объясняя сложный для понимания стих (128), Джаяратха говорит, что семя переходит изо рта мужчины в рот женщины и обратно и в конце концов выливается в освященный сосуд. В подтверждение приводится несколько строк из агам («agamas» [Агамы — тексты, созданные в первом тысячелетии н. э., выделяемые в особый, неведийский комплекс ])… Сам Абхинава рассматривает несколько способов эякуляции, описания которых встречаются у древних авторов».

Анализируя те же самые отрывки текста из «Тантралоки», Туччи отмечает, что kundagolaka — то есть смесь мужского семени и sonita, женских секреций, — собирается в освященный сосуд. В комментариях Джаяратхи указывается, что kundagolaka может быть поглощена как пища. Как пишет Туччи:

«То, что такая смесь может быть поглощена, подтверждается также некоторыми ритуалами высших степеней посвящения «rNin ma pa» (черношапочников) в Тибете, которые свидетельствуют о сильном влиянии литературы шиваистской тантры. Причина в том, что kundagolaka уподобляется сit, или citta, изначальному Сознанию, присутствующему в нас, хотя и заключенному во времени и пространстве; этот ритуал — если только он исполняется не просто для удовольствия, а для того, чтобы достичь полного понимания его смысла, — воспроизводит процесс творения (visarga) и поглощения, воссоединения в единственной реальности, изначальном Сознании, Шиве, как чистой непоколебимой потенциальности».

Обладая знанием (gnosis), «духовные» (pneumati koi) считают себя свободными от человеческой формы существования, не подвластными социальным законам и этическим запретам, — ситуация, имеющая параллели и в других частях света, но в особенности в Индий. Действительно, свободный выбор между аскетизмом и сексуальной распущенностью у гностиков напоминает нам риши времен Упанишад и тантристских йогинов. Самой поразительной параллелью шиваистских и тантристских сексуальных обрядов, описанных выше, являются, конечно, обряды секты эбионитов. Основной источник сведений об этой секте — свидетельства Епифания, который, будучи молодым человеком, часто посещал собрания эбионитов в Александрии и прочел несколько их книг. На своих собраниях, пишет Епифаний,

«они подают богатое угощение, мясо и вино, даже если они бедны. Когда они насытятся и, так сказать, наберутся сил, то от избытка энергии они переходят к развлечениям. Мужчина, оставляя свою жену, говорит ей: «Встань и займись любовью с братом» («Соверши agape с братом»). Тогда эти двое несчастных соединяются друг с другом, и мне просто стыдно сказать, какие постыдные вещи они делают… тем не менее я не постыжусь говорить о том, что им не стыдно делать, чтобы вызвать отвращение в тех, кто услышит об этих богомерзких делах. После того, как они соединятся в страсти блуда, они обращаются с богохульством к небу. Женщина и мужчина берут в руки жидкость из мужских выделений, встают, обращаются к небу, с руками, выпачканными в нечистотах, и молятся, как люди, называемые Стратиотиками (Stratiotokoi) и Гностиками (Gnostikoi), предлагая Отцу Всего Сущего то, что у них на руках, и говорят: «Мы предлагаем тебе этот дар, тело Христово». А затем они поглощают это, свой собственный позор, и говорят: «Это тело Христово, и это Пасхальный агнец, ради которого наши тела страдают и ради которого должны исповедаться в страданиях Христовых». Так же и с женщиной: если она оказывается в крови, они собирают менструальную кровь в ее нечистоте и съедают ее все вместе, говоря: "Это кровь Христова"».

Столь «странные и постыдные» обряды объясняются космогонией и теологией эбионитов. Согласно этой космогонии и теологии, Отец (или Первичный Дух) породил Барбело (называемую также Пруникос), которая живет в восьмом небе. Барбело родила Иалдаваофа (или Саваофа), создателя нижнего мира. Следовательно, все, что было создано и жило, и прежде всего архонты — правители нижнего мира, имело искру силы Барбело. Но услышав, как Иалдаваоф говорит: «Я — Господь, и нет иного…» (Ис. 45: 5), — Барбело поняла, что сотворение мира было ошибкой, и погрузилась в скорбь. Чтобы вернуть себе как можно больше утраченного могущества, «она соблазнила архонтов, явившись им в виде красавицы, вызвала у них поллюцию и взяла сперму, в которой содержалась сила, изначально принадлежавшая ей». Таким образом, появилась надежда на спасение в космическом плане. Уже николаиты утверждали: «Мы извлекаем силу (dynamis) Пруникос из жидкости, порождающей потомство (gone), и менструальной крови» (Panarion 25.3.2). Эбиониты пошли еще дальше:

«…силу, содержащуюся в менструальной крови и сперме, они называют душой (psyche), которую собирают и поглощают. И что бы мы ни ели, мясо, овощи или хлеб или что-либо другое, мы оказываем услугу всем тварям, так как из всего этого мы извлекаем душу […]. И они говорят, что это та же самая душа, что растворена в животных, рыбах, змеях, людях, плодах, деревьях и во всем, что создано» [Рапаriоп 26 9 3–4].

По этой причине деторождение, в толковании эбионитов, является грехом и преступлением; оно вновь разделяет душу и продлевает ее временное пребывание в мире.

http://www.ulera.net/textbooks_author/7682/textbook/49228/eliade_mircha/okkultizm_koldovstvo_i_modyi_v_kulture/read/19

Чистая правда. Проблема в том, что в любом случае - София "падшее" существо. А Рухе "падать" было некуда, она мыслилась как изначально злое создание.

Опять же- разница в трактовке еще не говорит о разных источниках вдохновения.

Христианское понимание Яхве кардинально отличается от понимание его гностицизмом, что еще никак не говорит, что они имели разные истоки. И тем более, выискивать эти истоки в шумеро-аккадской древности.

Уверен. Руха у мандеев - мать правителя тленного мира, как и София.

Маловато для отождествления. Имхо, тут скорее зороастрийское влияние или еще какое.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Знаете, если почитать иные манихейские тексты, так там "порнофэнтэзи" и похлеще бывает.

Вы о сцене с демоническим каннибализмом и порождением двух перволюдей как его следствие?

Про эбионитов - стопроцентное порнофэнтези, особенно учитывая, что эбиониты не были гностиками.

Христианское понимание Яхве кардинально отличается от понимание его гностицизмом

Разновидность христианства, в которой Яхве - не доброе, а злое существо, называется гностицизм :) .

И тем более, выискивать эти истоки в шумеро-аккадской древности.

Там и другие "случайные" совпадения есть, вроде Авеля-Хибиля-Гибила.

Имхо, тут скорее зороастрийское влияние или еще какое.

И каков зороастрийский аналог Рухи? "Нечестивая шлюха" - не мать Аримана.

Изменено пользователем Ottocar

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Вы о сцене с демоническим каннибализмом и порождением двух перволюдей как его следствие?

Угу.

Про эбионитов - стопроцентное порнофэнтези,

Это у вас от бедности фантазии.

ну и если я правильно понимаю, имелись в виду на самом деле следующие товарищи.

Разновидность христианства, в которой Яхве - не доброе, а злое существо, называется гностицизм :) .

Значит разновидность гностицизма в котором София- зла, а не "нечаянно впавшее в грех создание" называется мандеизмом.

Разница- на порядок меньше, чем приведенный вами пример.

Там и другие "случайные" совпадения есть, вроде Авеля-Хибиля-Гибила.

Сова плакала, стонала, но продолжала лезть на глобус.

Про эбионитов - стопроцентное порнофэнтези,.

Кстати:

Косвенные подтверджения извращенной этики борборитов сохранились и в гностических текстах, из которых следует, что к секте крайне неприязненно относились не только христиане, но и сами гностики. Так, египетские офиты, придерживавшиеся крайнего аскетизма, в своей «Книге Иеу» свидетельствовали[3]:

…и не будут они (тайны) даны тем, кто служит восьми силам великого архонта, то есть тем, кто поглощает кровь месячного очищения и мужское семя…

В другом офитском тексте, Пистис София, обвинение против борборитов вложено в уста Иисуса:

Фома сказал: «Мы слышали, что есть на земле такие, которые берут мужское семя и женскую кровь месячных, кладут это в чечевицу и едят, приговаривая: „Мы верим в Исава и Иакова“. Подобает это или нет?». Иисус же разгневался на мир в тот час и сказал Фоме: «Воистину говорю я: сей грех превыше всех грехов и беззаконий».

Изменено пользователем Каминский

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ну и если я правильно понимаю, имелись в виду на самом деле следующие товарищи.

Тогда странно, что их называют эбионитами. Потому что эбиониты реальные были иудействующим направлением христианства, причем настаивали на строгом соблюдении иудейских заповедей. Как вы понимаете, с поеданием малофьи, педерастии и поклонением Софии Пруникос в такой ситуации будут неизбежные трудности. Вывод - отцы-ересиологи любили приврать. Или если не приврать, то как минимум создавать амальгаму, приписывая одним оппонентам грехи других.

Значит разновидность гностицизма в котором София- зла, а не "нечаянно впавшее в грех создание" называется мандеизмом.

Ну ОК, с такой формулировкой целиком и полностью согласен.

Сова плакала, стонала, но продолжала лезть на глобус.

Кроткий Авель, бодренько бегающий с колюще-режущими предметами и расчленяющий хтонических тварей, наводит на весьма специфические мысли.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ах да, на счет борборитов.

Епифаний Кипрский приводит и другие названия этой секты: барбелиты, стратиотики, пахомиты, фибиониты, коддиане (последнее наименование он расшифровывает через народную сирийскую этимологию как «те, рядом с которыми никто не возжелал бы принимать пищу»)

А вот что он сам же пишет:

…я знавал их лично, возлюбленные (братья), и знаю об их обычаях от самих членов этой секты. Некоторые из женщин, которые сами верили во весь этот вздор, пытались убедить в нем и меня. Более того, они пытались соблазнить меня, как распутная жена египетского повара, ведь я был молод и привлекателен тогда. Однако тот, что стоял рядом со святым Иосифом, не покинул и меня… Спас он меня, услышав мои стенания, а не из-за праведности, как Иосифа. И хотя эти женщины упрекали меня, я только смеялся про себя, слыша, как они шептались между собой: «Не спасти нам этого юношу, придется оставить его в руках архонта на погибель!» (…)

Эти женщины были очаровательны внешне
, но внутри них обитало дьявольское безобразие. Однако всемилостливый Бог спас меня от их непотребств. Затем я ознакомился с их книгами и понял, что они имели в виду, но в отличие от них, эта литература не тронула меня. После этого, ускользнув от них и избежав смертельного укуса, я доложил о ситуации местным епископам и помог опознать тех (тайных) членов этой секты, которые официально принадлежали к церкви. И разоблаченных изгнали из города, числом около восьмидесяти человек…

Надо же - у сабжа борбориты это то дегенераты, кушающие малафью, то чуть ли не суккубы во плоти. Что-то заврались отцы-ересиологи, сдается мне. ИЧСХ - у других гностиков "секта борборитов" вообще не упомянута. То есть упоминаются нехорошие люди, кушающие всякую дрянь - но непонятно, кто это вообще, в чей адрес это выпад etc.

Изменено пользователем Ottocar

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ах да:

Мандеи, подобно ессеям Кумрана, практикуют регулярные священные омовения и ритуальные трапезы. По мнению многих учёных, религия мандеев могла возникнуть из слияния гностических сект Вавилонии с группами учеников Иоанна Крестителя, переселившихся в Месопотамию из Иудеи (намёк на такие группы усматривают в Деяниях Апостолов (18:24-19:7). Бультман и Риценштейн пытались доказать, что в литературе мандеев содержится гностический дохристианский миф о «Спасителе», повлиявший на богословие Евангелия от Иоанна. Однако их оппоненты (Лицман, Гогэль и др.) утверждали, что в эпоху возникновения христианства мандеи скорее всего не существовали. Мандеи практикуют крещение умерших.

Мандеи — сохранившийся доныне остаток религиозно-гностической секты сабиев, или крестильников, известных также под названием субба и «христиан св. Иоанна». Живут в Месопотамии, на нижнем Евфрате и Каруне, числом около 20000 душ; имеют своих духовных лиц, называемых тармидами (учители), и священные книги древнего происхождения (вероятно, I или II в., но нынешняя редакция принадлежит уже послемусульманской эпохе), на особом сирийском наречии, названном мандейским яз. Главные из этих писаний: сидра-рабба (большая книга) или гинза (сокровище); сидра-ди-яхья (книга Иоанна); коласта (свод молитв и гимнов). Учение общегностического типа, содержащееся в этих книгах, темно и запутанно; в нем заметно смешение халдейского язычества с библейскими представлениями.
Изменено пользователем Ottocar

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Тогда странно, что их называют эбионитами.

Сдается мне это Элиаде перепутал. Или вообще переводчик.

название гностической секты, близкой к офитам. Епифаний Кипрский приводит и другие названия этой секты: барбелиты, стратиотики, пахомиты, фибиониты, коддиане

у сабжа борбориты это то дегенераты, кушающие малафью, то чуть ли не суккубы во плоти. Что-то заврались отцы-ересиологи, сдается мне.

Почему? В чем вы видите противоречие?

Кроткий Авель, бодренько бегающий с колюще-режущими предметами и расчленяющий хтонических тварей, наводит на весьма специфические мысли.

Доктор, а откуда у вас такие картинки? (С) Вообще киньте цитату на сабж, если вам не сложно. Как на самого персонажа, так и на прототип.

То есть упоминаются нехорошие люди, кушающие всякую дрянь - но непонятно, кто это вообще, в чей адрес это выпад etc.

1) Значит такие товарищи были. Как они назывались в данный момент неприцпиально- там идеи коччевали от секты к секте, которые могли себя именовать как угодно.

2) Из контекста понятно, что данное действие связано с религиозным почитанием.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Сдается мне это Элиаде перепутал. Или вообще переводчик.

А, ну такое тоже может быть. Тем не менее, к отцам-ересиологам я пристрастен, если честно.

Почему? В чем вы видите противоречие?

Скажем так - вряд ли борбориты, если они вели тот образ жизни, который им приписывают, были красавчиками.

Вообще киньте цитату на сабж, если вам не сложно. Как на самого персонажа, так и на прототип.

С превеликим удовольствием:

"Каркум, великая гора плоти, сказал мне: Иди, или я сожру тебя. Когда он говорил это мне, у меня были мечи, сабли, пики, ножи и лезвия, и я сказал ему: Пожри меня. Тогда... он проглотил меня наполовину: затем он изрыгнул меня... Он отрыгнул яд из своего рта, и его кишки, его внутренности и его чресла распались на кусочки". (G 157)

По ссылке - книга Ганса Йонаса про гностиков (включая мандеев). Забейте эту цитату в поисковик и найдете. А вот шумеро-аккадский прототип:

Гибил (шумер.), Гирра, Гирру (аккад.), в шумерской и аккадской мифологии бог огня. Впервые имя встречается в списках богов из Фары (26 в. до н.э.). В образе Гибила ярко выражен амбивалентный характер: губительное и благое начала. Гибил- носитель света и очищения и в то же время - причина гибели и разрушения. Отец Гибил- бог Энки, и как его сын Гибил- помощник в заклинаниях и разрушитель колдовства. В аккадском мифе об Эрре (боге войны и чумы) к Гибилу отправляется Мардук, чтобы очистить у него свои инсигнии власти. В серии заклинаний "Злые демоны утукку" Гибил действует совместно со своим отцом Энки, пытаясь выяснить тайну происхождения демонической злой "семерки". В "Плаче о разрушении Ура" Гибил- помощник Энлиля, губителя города и его людей.

Гибил — в Шумерской мифологии бог огня[1], сын бога грозы Ишкура и богини плодородия Шалы. В некоторых версиях Энума Элиш о нём говорится, что он был ответственен за поддержание оружия в боевой готовности (заострял копья и стрелы). Иногда как бог очищающего огня именуется Очистителем[2].

То есть мы видим явное сходство. И мандейский Хибиль, и месопотамский Гибил - боги-воители, борющиеся с силами зла.

Значит такие товарищи были

Были - но неизвестно даже, были ли это гностики или вообще христиане. Представьте, что я опишу страшную земле.бов, которые ритуально уестествляют животных. А потом в доказательстве моего утверждения будут ссылаться на какие-то упоминания о зоофиили в человеческом социуме. Будет ли это серьезным доказательством.

P.S. Добавил описание Папской Италии в тему про Мерсию. Если вам не трудно, проверьте каноничность.

Изменено пользователем Ottocar

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Тем не менее, к отцам-ересиологам я пристрастен, если честно.

Увы, зачастую это единственный источник. Хочешь верь, хочешь не верь, что называется.

Скажем так - вряд ли борбориты, если они вели тот образ жизни, который им приписывают, были красавчиками.

Что сперму поедали? Может они сочетали приятное с праведным. Минет, камшот все дела...

С превеликим удовольствием:

Спасибо, почитаю.

Какие-то пережитки могли, конечно, быть, но не более.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Увы, зачастую это единственный источник.

Увы, да. В этом, к слову, одна из важнейших проблем в изучении гностицизма.

Минет, камшот все дела...

Ну, минет - это обычный сексуальный акт, а они и куда более нездоровыми вещами занимались.

Спасибо, почитаю.

Приятного чтения! Йонас великолепен, именно он заставил меня заинтересоваться вероучением гностиков.

Какие-то пережитки могли, конечно, быть, но не более.

Но показательные пережитки, не правда ли?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но показательные пережитки, не правда ли?

Одного примера маловато для полной картины.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Одного примера маловато для полной картины.

Да, тут вы правы. Постараюсь поискать ещё)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ах да - коллега Каминский, я вас, оказывается, обманул. Если верить этой книге, то Руха в мандейской космологии - не изначальный дух зла, а лишь порождение старших демонов тьмы, Анатана и Кин. И "семерка" связана не столько с Рухой, сколько с её дочерью Лилит-Зариэль. К слову, в этом тексте также утверждается о брачном союзе между Хибилем и Лилит-Зариэль - то есть Хибиль здесь типичный "светлый" герой, ищущий жены в "темном" царстве, что лично мне напоминает путешествия финских героев в Похьелу.

Изменено пользователем Ottocar

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И ещё - на счет шумеро-аккадских мотивов у мандеев:

Мандейство, теперь имеющее характер монотеистической религии и насчитывающее в Хузистане около 4000 последователей, как показывает самое имя («Мандей» этимологически — «гностики») — гносис, сделавшийся народной религией и составившийся из элементов главным образом древне-вавилонских, подвергшихся влиянию парсизма, иудейства и христианства. Вавилонская космогония и теогония все еще в нем заметна под прикрытием. библейских имен, несмотря на то, что многие древние вавилонские боги (Син, Истар, Дильбат, Нергал, Набу, Бел) помещены в ад, как темные силы. Мандеи имеют священное писание — книгу «Гинза» и обширную богословскую и магическую литературу. «Царь света», с описания величия которого начинается Гинза, — древний Ану. Христос мандеев — Хибиль Зива, спаситель и возвышенный, напоминает Мардука; он — возлюбленный сын, пастырь, слово жизни, творец мира, сходивший в ад. Мифы, рассказываемые о нем, напоминают эпос о Тиамат и о Гильгамеше. Он тожественен и с Иоанном Крестителем, единым истинным пророком мандеев, почитание которого является одним из плодов влияния христианства и представление о котором отвечало древней вере вавилонян в очистительную силу воды. Крещение — главное таинство мандеев, но оно имеет в виду не веру и покаяние, а представляет теургико-магическое действие с целью проникновения в тайны царства света посредством воды, элементу царя света. Последний опять-таки не кто иной, как древний Эа, бог глубины, воды и премудрости... 7 планет у мандеев существуют со своими вавилонскими именами и 7 отделений ада («Матарта» — «Тюрьмы») также соответствуют семи вратам его у вавилонян. Прохождение по ним необходимо для души, страждущей под господством «семи» и жаждущей взойти к «первой Жизни». Причащение у мандеев — также древне-вавилонского происхождения, стоящее вероятно в связи с богом Эа и учением о его «хлебе жизни». Вавилон и Мардук вообще играли видную роль в гностицизме. Манихейство, обошедшее весь свет, и в виде богомольства зашедшее в славянские земли, коренится не только в парсизме, но и в халдействе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так это реал - и оргии практиковали, и младенцев кушали, сырьём и живьём.

Пруф?

Минуций Феликс.

http://krotov.info/acts/02/03/octavius.html

посвящаемому в их общество предлагается младенец, который, чтоб обмануть неосторожных, покрыт мукою: и тот обманутый видом муки, по приглашению сделать будто невинные удары, наносит глубокие раны, которые умерщвляют младенца, и тогда,- о, нечестие! присутствующие с жадностью пьют его кровь и разделяют между собою его члены. Вот какою жертвою скрепляется их союз друг с другом, и сознание такого злодеяния обязывает их к взаимному молчанию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

посвящаемому в их общество предлагается младенец, который, чтоб обмануть неосторожных, покрыт мукою: и тот обманутый видом муки, по приглашению сделать будто невинные удары, наносит глубокие раны, которые умерщвляют младенца, и тогда,- о, нечестие! присутствующие с жадностью пьют его кровь и разделяют между собою его члены. Вот какою жертвою скрепляется их союз друг с другом, и сознание такого злодеяния обязывает их к взаимному молчанию.

Ну я же говорю, стандартный кровавый навет.

P.S. Не особо люблю христианство, но там и годный ответ дается.

Изменено пользователем Ottocar

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ровно по той же причине, по которой мировой религией не стала ни одна гностическая или окологностическая секта
Буддизм же, пришли они к этому конечно в рамках дальневосточного клуба религий а не как развитие ближневосточного клуба религий но в общем практически полный аналог.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

практически полный аналог.

Нет

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

но в общем практически полный аналог.

Коллега Игорь упрощает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Нет
Конечно нет, основа разная (и вообще по большому счету к гностикам близки все дхармичесие религии). Но буддизм особенно вполне себе аналог победивших гностиков. Избавление от иллюзорной материи и воссоединение с плеромойбрахмой как цель, спасениедостижение цели не через божественное откровение и т.д.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Избавление от иллюзорной материи и воссоединение с плеромойбрахмой как цель, спасениедостижение цели не через божественное откровение и т.д.

В Буддизме нет деления человечества на неравные категории, предназначенные к заведомо разной судьбе. В Буддизме нет радикального разрыва с предыдущими традицими- он на порядок более компромиссен, даже по сравнению с исламом или христианством. Буддизм не столь категоричен в указании конкретного "источника зла" и как следствие- не склонен видеть этот источник в предыдущих формах религиозного служения.

Да и к материальному миру там не столб жестко-отрицательное отношение, "жизнь это, конечно, страдание", но избавление от страдания и слияние с нирваной может растянуться на сотню перерождений вперед. Соответственно - нет такого нигилистического отношения к окружающему миру.

ну и так далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"жизнь это, конечно, страдание", но

...как я понимаю, там ещё штука в том, что нирвана не аналогична плероме.

Это не Царство Идеального Света, а просто, так сказать, состояние организма.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас