Китайский стимпанк, или экономическое чудо династии Лян

19 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Не знаю было или нет, не нашел, может плохо искал, да и попрактикуюсь в новом интерфейсе

 

Итак, начало IX  века, на востоке Евразии в смертельном клинче за Небесный мандат сошлись три силы, Таны, Тибет и уйгуры. Каждый ведет борьбу сразу на два фронта. Тибет так и на три фронта, третий на западе с Халифатом. Впрочем оппонентам это не сильно помогает, Китай еще помнит опустошения времен Ань Лушаня, уйгурам всё труднее удерживать Великую Степь в повиновении.

Бод ченпо, Великий Тибет Тисон Дэцэна и его Тидэ Сонцена находился пожалуй в зените своего могущества, империя без видимого напряжения вела экспансию на четыре стороны света, на юг влияние его распространялось до Океана, тибетская конница проникала далеко вглубь Степи не раз достигая столичных уйгурских кочевий. Против Тан наступление ведется сразу с двух направлений, через верховья Хуанхе, в Ганьсу и Ордос, и южнее посредством союза с Наньчжао в Сычуани. На западе  заключен союз с Кашмиром, халиф Мамун  перед походом на брата констатирует союз под главенством Тибета владетелей Кабула, Отрара, карлуков и кашмирцев.

В 789-90 гг тибетцы предпринимают масштабное наступление  в Западном Крае за обладание важнейшей позицией крепостью Бейтин(Бешбалык), цели у Тибета были амбициозны, не только захватить китайские анклавы Западного края, но и вызвать масштабное восстание против уйгурского владычества подчиненных племен. Это частично удалось, на сторону тибетцев перебежали тюрки-шато, помогли разгромить объединенную уйгуро-китайскую армию и взять Бейтин. Свеженазначенный новый хан блестящий военачальник Кутлуг спас Каганат, усмирив киргизов и прочие племена, разбил восточных карлуков, отбил Бейтин, разблокировал осажденные Кучи и Карашар. Тибету пришлось отступить и увести 7000 тысяч кибиток тюрок-шато во главе с Ли Цзиньчунем в предгорья Наньшань. В 806 году уйгуры продолжили наступление и отбили у тибетцев Ляньчжоу, те и так не сильно доверяли шато  и ставили их всегда в авангарде, теперь же серьезно озаботились их лояльностью. И не зря, когда пришел приказ о перекочевке вглубь Тибета к Цандаму, младший вождь шато Чжиюэ сказал: «На протяжении нескольких поколений мы служили Китаю, а теперь нас втоптали в грязь. Не лучше ли нам отправиться на восток, в Китай?». Тюрки-шато решили очередной раз сменить хозяина и 30 тысяч кибиток двинулись вдоль северной стороны Наньшаня к Великой Стене. Цанпо Тиде Соцен видимо ожидал нечто подобного, быстро собранные войска вскоре настигли беглецов и били вплоть до Ляньчжоу. К крепости вышло едва 2000 израненных всадников, Ли Цзиньчунь погиб, Чжиюэ тяжело ранен, с ними было лишь тысяча верблюдов и едва 700 голов другого скота. Конечно не все шатосцы были вырезаны тибетцами, многие рассеялись и чуть позже разрозненно прикочевали в Иншаньфу, так пришел младший брат Цзиньчуня Гэлэй Або с 700 воинами. Но когда цзедуши Фань Хичао через некоторое время собирал лучших для Шатоского корпуса он едва смог взять 1200 сабель.

Далее эти тюркские федераты отличились при подавлении мятежа Ван Чэнццзуна и делали еще много всякого хорошего и полезного для Империи, но это уже совсем другая история...

image009.thumb.gif.7333ba0bb5adbb2d263b9

А у нас немного по другому. То ли тибетцы чуть лучше подготовились к неожиданностям, то ли уйгуры подумали за чем бы им усиливать Тан, и почему бы не отомстить за давнее предательство, и присоединились к Великой охоте. В итоге шато как организованная сила не дошли, вожди все пали и народ рассеялся, кого тибетцы таки примучили уведя в Цандам, кто прибился к токуз-огузам, кому то даже удалось дойти до китайской границы и не более. Sic transit, больше они ни какого следа в мировой истории не оставили.

Слишком сильно их отсутствие на противостояние Империй не повлияет. Наступательные возможности Тибета это не уменьшит, тибетская конница не раз еще пробует на копье уйгурский хартленд. Впадение Тибетской державы в стагнацию и внутренние противоречия неизбежно само по себе, он уже не ищет завоеваний, в 822 году заключен "десятитысячелетний мир" с китайцами. Уйгурский каганат раздираемый племенными вождями и ненавидимый окрестными племенами возможно не переживет зимний джут 839-840 года, но Кулюг-беке не приведет шато и не свергнет Кут-тегина и тогда у уйгур все же появляется шанс отразить киргизов вождя Ажо. Даже если токуз-огузы удержат степи по Орхону, Толе и Джунгарию, это уже не гегемония. Тибетцы занимают Западный Край, енисейские киргизы создают свой каганат, татабы, кимаки, шивей и остатки шато кочуют самостоятельно, на востоке поднимается могущество киданей. Только на западе борющимся с арабами карлукам не до расширения. Китайский Тан раздираемый  цзедушами также продолжает падение, хотя восстание Ван Чэнцзуна на масштаб Ань Лушаня  не тянет, но засилье евнухов и сепаратизм местных властей вяжет последних Танов по рукам и ногам. После чудовищного наводнения 858 года всем в стране становится ясным что династия потеряла право на Небесный мандат, а засуха и неурожай 873 года делает восстание неизбежным. В следующем году повстанцы собираются вокруг Ван Сяньчжи, к которому чуть позже присоединяется Хуан Чао. К концу 875 года 100 тысяч повстанцев контролировали всю  Великую равнину от Хуанхэ до Янцзы. Затем из-за интриг повстанцы разделились, Хуан Чао ушел на побережье, а Ван Сяньчжи пытается неудачно овладеть Лояном и терпит поражение. Хуан Чао отступает в южные провинции, где снова крестьянская армия снова увеличивается до нескольких сотен тысяч и осенью 878 года они берут Гуанчжоу. там их косит мор и начинается Северный поход, на переправах через Янцзы в Хубее правительственным войскам удается временно удержать повстанцев от продолжения наступления на Лоян, но без сабель и луков шато потери повстанцев незначительны. Летом 880 Хуан Чао входит в Лоян, а весной 881  занимает и Чанъянь. Император Чжао-цзун бежал в Сычуань, а Хуан Чао провозглашает Великое Ци и берет себе имя Сюань Ю. Хотя федератов шато Ли Кэюна нет, война с остатками  войск Чжао-цзуна и провозгласившими самостоятельные династии цзедушами продолжается еще два десятилетия. Мятежных губернаторов пограничья время от времени поддерживают  интервенцией уйгуры и кидани, но война завершается в 901 году покорением Поздней Хань в Шэньси. Бывший хорошим повстанческим предводителем Хуан Чао оказался плохим императором, в дальнейших боях выдвинулся его племянник Хуан Хао, а в управлении государством все нити к себе стягивал Чжу Вэнь. К 904 году ему надоело тяготится второстепенной ролью. В коварной придворной борьбе чиновники победили военных, Хуан Хао оговорен и казнен. Чжу Вень жениться на какой нибудь племяннице Хуан Чао или император на ниве гарема сам дочек наплодил, затем приказывает удавить Хуан Чао. Ну и  нарекает себя император Тай-цзу, начиная новую династию Позднюю Лян. Или для нас посторонних несведущих в этих древнекитайских премудростях просто Лян.

 

Ну а дальше начинается собственно сабж. Предпосылки к подъему народного хозяйства начались собственно еще при Тан, мятеж Ань Лушаня с одной стороны похерил успехи роста ВВП, но с другой стороны создался некоторый положительный эффект фактической раздробленности,  центральная власть не имела никакой силы на местах где всем рулили фактические феодальные генерал-губернаторы цзедуши. Апогеем  стало 60 лет эпохи 5 династий и 10 царств, войны всех со всеми. Наконец бардак закончился, пара вменяемых императоров или хотя бы не мешающим толковым министрам и вуаля - через тысячу лет пишутся книжки на тему "Китай, XI век утраченных возможностей".

Чжу Вень, пардон, Сын Неба солнцеликий император Тай-цзу, 10 тысяч лет жизни ему, многое уже начал сам, отстранял много взявших на себя евнухов двора, занялся централизацией власти в своих руках, упразднив всесильный дворцовый секретариат и оставив декоративный дворцовый совет. Может быть еще бы что сделал на ниве оптимизации управления, ограничения местной власти на местах и восстановления системы государственных экзаменов. Сподобился передать более-менее легитимно престол сыну Чжу Югую, который положим тоже не был овощем, раз духу хватило в реале батьку зарезать.

В общем основной массив реформ выпадает на Чжао Куанъиня который  остается пусть только канцлером и талантливым военачальником. Ну и затем все остальные полезные для дела прогресса люди, Ван Аньши, Сыма Гуан, Су Ши, Оуян Сю, Юань Цай, Шен Ко, Шень Вень, Сун Цы и прочие их безымянные коллеги. 100 миллионный рынок, подъем торговли, в том числе морской, ремесла, сельскохозяйственной специализации, технические культуры, коксование, выплавка чугуна и стали, порох, первый огнестрел, мануфактурное производство, судостроение, бумажные деньги и монетизация налогов, банки и страхование, et cetera.

Изменено пользователем Гера

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Где-то это уже было. Может быть и в формате книги, только про Танскую династию. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А где тут стимпанк-то?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кто все эти люди?!

 

Коллега, какой век на дворе? Сейчас кидани набегут, например -- и прощай, стимпанк...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Где вообще стимпанк-то? В Китае в 10-ом веке даже механики Ньютона не знают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кто все эти люди?!

разумеется всякое совпадение имен этих людей с реальноисторическими чистой воды случайность

Коллега, какой век на дворе? Сейчас кидани набегут, например -- и прощай, стимпанк...

?наоборот, создалось впечатление что как раз XI век довольно благополучен в этом отношении, целый век с небольшим  внутренние области Китая не подвергались внешним напастям, что возможно и обеспечило сабж в реале, все успехи Ляо в предшествующий X век  вызваны только усобицей самих ханьцев, уступка 16 округов чистой воды волюнтаризм прошатоских Поздних Танов распродающих не свои кемски волости.

появилась имха что кидани не могли, то ли не особо не хотели, один раз в 945 году они взяли Кайфын по заказу каких то династов, и вместо  чтобы придумать что свое, тихо развернулись и ушли. Первые Суны объединив страну вполне успешно им противостояли больше ничего не отдав, схватки  тангутами Си Ся тем более не выглядят опасными. Таким образом  развилка обеспечивает не один а два века спокойствия, пока не придут чжурчжени, но 1)к их приходу уже можно что придумать, 2)жизнь показывает что ханьцы всё делают только реагируя на внешний раздражитель, потому какой то сильный враг им всегда необходим чтоб не застоятся

А где тут стимпанк-то?

?ну мы так всем форумом и не разобрались помнится где он мог быть в античности, а меня спрашиваете.

если же Вы про дирижабели, пневмопочту, паровые пушки и теплые ватерклозеты, то подождите, не в XI веке от рождества христова же, яж не сказочник, это все может и будет. А пока мы строим индустриализацию и первичное накопление капитала по-китайски

Где-то это уже было. Может быть и в формате книги, только про Танскую династию. 

?вот мне тоже кажется что где то это уже было/видел, убей не вспомню,  потому как то вот так

?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

если же Вы про дирижабели, пневмопочту, паровые пушки и теплые ватерклозеты, то подождите, не в XI веке от рождества христова же, яж не сказочник, это все может и будет. А пока мы строим индустриализацию и первичное накопление капитала по-китайски

Для индустриализации нужен уровень технологии... ИМХО, повыше доступного в XI веке в Китае.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кто все эти люди?!

 

Коллега, какой век на дворе? Сейчас кидани набегут, например -- и прощай, стимпанк...

?Обязаны править кидани! И всех непременно кидать!

За время правления дани , побольше с народов собрать!

Кидая налево , направо , заботиться лишь о себе

И ждет их Великая Слава! И память , в веках и судьбе!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

 

Для индустриализации нужен уровень технологии... ИМХО, повыше доступного в XI веке в Китае.

?

давайте возьмем 16 век в Европе и 11 век в Китае, и сравним по наличию технологий, я почитал/сравнил, у меня вопросы отпали

механика Ньютона это уже конец 17го века, можно сказать первая ласточка Просвещения, и уже самый разгар новых буржуазных отношений и прочих ВГО с НТР

они не от механики Ньютона начались, механика только обслуживает появившуюся потребность, когда появилась потребность с 662 года математика была включена в число чиновных экзаменов, китайцы к 11 веку знают - дроби, десятичное исчисление, единицы измерения делят на сотые доли, начала тригонометрии, уравнения 10 степени, уравнения с пятью неизвестными, диаграммы, таблицы, арифметическую прогрессию, серии квадратов целых чисел, коэффициенты свойств бинома... в физике у них довольно своеобразный подход, особенности психологии, но ахтерштевень, компас, буссоль и камеру обскурум уже придумали

 возникнут потребности, будут и дальнейшие НИОКР

Изменено пользователем Гера

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

808 год. Тюрки-шато предпринимают неудачную попытку уйти от тибетского подданства и перекочевать в Китай. Тибетцы оказались готовы к этому, главные вожди убиты, племя рассеяно. В Каганате умирает прославленный Кулюг-Бильге-хан, новый хан Бо-и.

809 год Перемирие с тибетцами. В Тибете правит цэмпо Тиде Сонцэн. На престоле Тан в Чанъяни Сяньцзун. Мятеж цзедуша Чжэдэ Ван Ченцзуна.

810 год Мятеж усмирен, однако Ван Ченцзун сохранил свое наместничество. При императорском дворе продолжается борьба группировок евнухов. Евнух Тутученьцуй сконцентрировал всю реальную исполнительную и военную власть в своих руках, и выступал за ограничения власти цзедушей на местах. Среди внедворцовых чиновников шла напряженная  борьба группировок  семей Ню и Ли. Ли Цзипу был при Сяньцзуне первым министром и поддерживал Тутученьцуя. Глава партии Ню, Ню Сенжу кооперировался с противниками Тутученьцуя при дворе, и выступали за сокращение императорской армии. На тот момент цзедуши 10 пограничных округов имели в распоряжении около полумиллиона войск в своем распоряжении, центральному правительству чтобы хоть как то держать их под контролем приходилось держать соответствующую по численности армию. Борьба чиновных клик, дворца и наместников-цзедушей продолжалась до падения династии.

1-001.jpg

811 год Под началом Чжан Боцзиня  восстали мяо в пяти округах, подавленно с большим трудом только через два года. В эти годы инородческим народным восстанием  пылали все "тысячи ли" за Янцзы, вся Гуанси и Линнань, уже какой год под руководством семьи Хуан сопротивлялись колонизаторской политике 200 тысяч повстанцев лоюэ-чжуан, к которым присоединялмсь горные хуюэ и илао

812 год Возобновляются боевые действия Тибета и карлуков против Халифата.

814 год Мятеж цзедуша Юаньцзи, в Хэнани. Подавлен зимой 817 года генералами Пей Ду и Ли Су внезапным ударом, так называемый Зимний ночной поход.

Гору Тайшань окутал глубокий снег,
Реку И покрыл толстый лед.
Сквозь черную ночь
Торопливый поход.
Боевой дух высок,
И сердца бьются в лад.
Чтобы шайку поймать,
Мы поймаем сперва
Вожака.
И наступит всеобщий праздник
Весеннего дня.

817 год. Подавив мятеж Юаньцзи и усмирив волнения инородцев на Юге, Империя нашли в себе достаточно сил  выслать из страны манихеев и разорвать перемирие с уйгурами. Этим воспользовался новый цэнпоТибета Тицуг Дэцэн возобновив войну, тибетцы захватили Сичжоу и нападают на приграничье в Ордосе.

820-822 годы Крупные успехи китайской дипломатии. Заключен новый мир с уйгурами, затем склонены заключить прочный мир тибетцы. Внешние успехи уравновешены внутренними провалами, новый  Сын Неба Му-цзун оказывается неспособным продолжить укрощение цзедушей, управление Империей полностью в руках евнухов в лице канцелярии-бэйся

827-841 годы. Правление сына Неба Вэнь-Цзуна. Более энергичный правитель проводит новую попытку ограничить влияние евнухов, но в итоге неудачно. Подчинены Империи татабы, предки татар, кочующие в центральной Монголии от  Стены до Керулена. Новый всплеск народных волнений. В Тибете к власти приходит Лангдарма поддерживающий религию  бон, гонения на буддийских монахов.

839-840 годы. Джут в Степи, ослабленный Уйгурский каганат с трудом отбивает набег киргизов хана Ажо, но теряет власть над другими степными племенами. Последующая война с киргизами и набег на Китай неудачны.

843 - 845 годы В Тибете убит цэнпо Лангдарма, начинается гражданская война между приверженцами буддизма и бон. В итого Тибет разваливается на уделы, бон восстанавливается в Центральном Тибете. Буддисты удерживают часть Западного Тибета и Западный край где соединяются с местными ханьцами-буддистами. Чуть позже буддисты дансян-тангуты также выходят из Тибета на северо-восток и основывают в Ордосе свое царство Си Ся. Видя ослабление Тибета Таны  нуждаясь в средствах проводят секуляризацию буддийских монастырей

846-860 годы Правление последнего дееспособного императора Тан Сюань-цзуна. Первый министр Лин Хуан предпринимает последнюю попытку ограничить власть евнухов. Пользуясь продолжающейся гражданской войной в Тибете Китай отнимает у них Цзиньян, Хэси и Ляньчжоу.

858 год Опустошительное наводнение на Равнине. Начало народного восстания Цю Фу на юго-востоке. Подавление восстания было поручено генералу Ван Ши, первый раз для карательных действий центральное правительство вынуждено было нанять иностранные отряды, в этот раз конные отряды тибетцев и уйгур.

860 год Начинаются набеги киданей во главе  с вождем Сиэром и затем его сына Циньдэ на соседей, позже пользуясь слабостью соседей в Степи и Китая, расширение своих земель.

862 год Восстание гарнизона Сюйчжоу, подавлен тем же Ван Ши, остатки солдат отправлены на крайний юго-запад в Гуйчжоу против Нанъчжао

868 год Те же солдаты поднимают новый бунт в армии на границе, мятеж Пан Сюня. Одновременно в стране снова разлив рек и голод, восставшие солдаты идут домой в Сюйчжоу и по дороге к ним присоединяются толпы крестьян. К концу года 200 тысяч восставших захватывают  свыше 15 округов Равнины, танские войска проиграли два крупных сражения. Пришлось собрать громадную карательную армию во главе с Кан Чэнсюнем, в том числе нанять 20 тысяч конницы тибетцев, татабов, шато, туюйхунь и киби. В ожесточенных боях до конца 868 года и особенно решающих октября, очень большую роль сыграл контингент шато, которого здесь не было. Тем не менее с большим трудом восстание было подавлено, в том числе из-за измены ряда повстанческих вождей,  правительство  вынуждено было в итоге пойти на некоторые уступки крестьянству бунтовавших областей.

Так закончилось предостережение, первый раскат грома, падения династии Тан, через пять лет, на страну обрушится новое бедствие засуха и начнется великая крестьянская война опрокинувшая Небо.

Колосья зерном не успели налиться, -

 

Все они, не успев, засохли.

 

Старший сборщик всё это знает,

 

Но не просит снизить поборы.

 

За податью рыщет, налоги тянет,

 

Чтоб видели его старанье,

 

Заложены туты, продано поле,

 

Внесена тяжелая подать.

 

Ну а дальше,- одежду и пищу,

 

Где найдет разоренный крестьянин?

 

С наших тел сдирают последний лоскут,

 

Из наших ртов вырывают последний кусок.

 

Терзают людей, отбирают добро шакалы и злые волки.

Изменено пользователем Гера

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

 

Что же достигла к этому моменту Империя, которую мы потеряли?

Количество населения оценивается от 46 до 55 млн. человек. Единым наконец стало самоназвание китайцев — хуа или ханъжэнъ. В VIII в. в Китае было 25 городов с населением приблизительно 500 тыс. человек, и множество мелких окружных и уездных. В целом общество делилось на два класса служилые - в массе чиновничество и податное - в массе крестьяне. Родовитость знати удостоверялась сводами-перечнями, первый из которых в описываемый период появился в 637 г. и включал 293 фамилии и 1654 семьи. Вместе с семьями чиновники составляли от 1,5 до 2% населения. При всем многообразии средний крестьянский надел в период Тан составлял, по одному из вычислений, приблизительно 36 му(почти 210 акров). Триаду повинностей: зерновой налог, промысловую подать, отработки. Для учета налогоплательщиков составлялись подворные реестры. Через каждые 3 года они уточнялись. К рубежу 30-40-х годов VII в. в реестры было занесено 2 992 779 дворов налогоплательщиков, в середине VIII в. — около 8 200 000 дворов. Налоговые ставки не были высоки. Например, зерновой налог составлял приблизительно 1/40 часть среднего урожая. Промысловая подать состояла в куске шелка или пеньковой ткани и некотором количестве шелка-сырца или конопли. Трудовая повинность составляла 20 дней в году. Но помимо установленных налогов практиковались различные дополнительные поборы: отчисления на создание запасов зерна на случай голода, на обеспечение чиновников жалованьем, на нужды дворцового строительства, налог сеном, обязательная дань двору от каждой области и уезда и так называемые принудительные закупки, по сути являвшиеся реквизицией, поборы с обеспеченных дворов, на содержание солдат, на вспомоществование монахам и т.п. Все это усугублялось произволом причастных к сбору налогов чиновников. В результате к 30-м годам VIII в. создалось положение, при котором, по словам одного из высших сановников — Ли Линьфу, налоги «не имели установленных норм». В 780 г. по предложению Ян Яня был введен новый порядок налогообложения. Триада повинностей была заменена налогом, собираемым дважды в год (лян туй) соответственно с двух урожаев. Налог устанавливался с учетом не только размеров земли, но и общего достатка хозяйства. Сумма налогов исчислялась в деньгах, но все податные вносили налог зерном и тканями (и лишь частично и не повсеместно монетой). Введение нового порядка налогообложения (широкое распространение которого по всей стране относится к 786 г.) знаменовало отказ от надельной системы. Правительству пришлось фактически узаконить куплю-продажу земли.

f043a41e316f31b5cfc234c455e7aed1.jpg

Укрепление страны и внешняя экспансия при Танах сказалось на расширении внутренней и особенно внешней торговли. На Великом шелковом пути были устроены караван-сараи, развивалась и заморская торговля. Крупнейшим китайским портом с VII в. становится Ханьчжоу  на слиянии Янцзы и Великого канала и Гуанчжоу на крайнем Юге . В городе был отдельно расположенный иноземный квартал. Специальные чиновники контролировали здесь торговлю иностранных купцов, отбирая в казну до трети их товаров. Собственные купцы с каждой сделки должны были платить пошлину в 4% , однако прочие налоги, сборы и поборы составляли 1/5 стоимости товаров. Расширяются посевные площади, на севере страны распространение получает овощеводство, на юге осваиваются ранний и поздний сорта риса, метод возделывания пшеницы после уборки риса. Широко распространяется возделывание и употребление чая, на который в 30-х годах IX в. вводится государственная монополия. Начинается производство сахара из сахарного тростника. Входят в употребление иноземные косметические средства, лекарства, продукты питания (в частности, перец, арбузы, виноград и виноградное вино), различное минеральное сырье, редкости и экзотические вещи.  Совершенствуется сельскохозяйственная техника. Например, 11 различных типов железных и деревянных плугов. Широко использовалась ирригация. Появилось поливное колесо с кувшинами, приводимое в движение рабочим скотом, распространились водяные мельницы, веялки с ротационный вентилятором. Заметным был прогресс в строительной технике, что отразилось в усовершенствовании Великого канала, восстановлении и достройке Великой стены, возведении столиц и загородных дворцово-парковых комплексов многоярусных пагод, каменных мостов, храмов. Появляются первые подвесные мосты на железных цепях без опор, один из первых таких мостов в Лояне стоит до сих пор.

При Танах в 95 местах производилась добыча и выплавка меди, в 18 - серебра, в 5 - железа, в 4 - цинка. В Цзянси сложился центр особо искусного производства керамики и фарфора, в Яньчжоу строили морские корабли, Чэнду славился как "город парчи" и центр производства бумаги. Особого развития достигли казенные шелкоткачество, горноразработки, выплавка металлов, керамическое производство, судостроение, строительство, деревообработка, выделка бумаги, крашение. Казенное ремесло основывалось на труде официально признанного сословия ремесленников (гун). Они принадлежали к податному люду, но не входили в уездные списки населения и подчинялись специально созданным еще в начале VII в. центральным управлениям. В обязанности ремесленников входила ежегодная поочередная работа в казенных мастерских. К концу VIII в. в организации казенного ремесла намечается определенный сдвиг: принудительный поочередный труд ремесленников все более заменяется рекрутированием работников по найму. Большую роль здесь сыграло юридическое закрепление в 773 г. права ремесленников откупаться от своей повинности, уплачивая 2 тыс. монет за месяц отработки. В описываемый период появляются и отдельные частные предприятия, использовавшие кооперированный труд (ткацкие мастерские со многими станками, работа по заказу типа рассеянной мануфактуры). Но подобные предприятия были редки. Преимущественной формой частного ремесла была индивидуальная (семейная) мастерская, служившая одновременно и лавкой. Лавки-мастерские располагались на рыночных площадях по профессиональному принципу, образуя ряды (ханы). В каждый такой хан могли входить до 400 ремесленников, на южном рынке Лояна их было 120, в Чанъяни - 220. Владельцами мастерских, горных и соляных разработок или же скупщиками продукции у надомников выступали чаще всего богатые торговцы. Оптовая торговля сочеталась с мелкой, лавочной. Появились торговые компании и дома (дидянъ), осуществлявшие скупку и перевозку товаров. Развитию торговли способствовало введение в конце VI в. эталонов мер и весов и выпуск единообразной, установленного веса монеты из меди с небольшими добавлениями олова и свинца. В 621 г. начали отливать новую унифицированную медную монету. Ежегодно отливалось около 327 млн. монет. Но потребность в средствах обращения и платежа не была полностью удовлетворена. К VIII-IX вв. относится появление так называемых летучих денег (фэй, цянъ) — своеобразных векселей, или кредитных чеков, позволявших сдавать деньги в определенные конторы и получать их в иных городах, увеличивалось количество ростовщических контор и ломбардов.

Когда еще Танская империя переживала свой рассвет, в царствование мудрейшего Ли Шиминя, один предсказатель, рассказывали потом, вывел из расположения звезд следующее четверостишие:

И синего нет, и белого нет,

 

и ярко-красного нет.

 

Река и поле - десять на восемь,

 

но тут не пашет никто.

В этом словесном ребусе, как поняли только спустя два века, таилось указание на судьбу ожидающую империю. смысл пророчества вытекал из анализа иероглифов, из которых состояло четверостишие. Если " синего нет, и белого нет,и ярко-красного нет" значит из всех главных цветов остается желтый, по-китайски "хуан". Река, поле, десятка и восьмерка - составные части иероглифа "чао"(гнездо). Получается "Хуан Чао" - имя человека, погубившего Танскую Империю.

Изменено пользователем Гера

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

874 -875 года. В окрестном мире, что на десятилетия назад, что вперед ничего интересного не происходило. Тибетская империя впала в ничтожество, он там так примерно и называется, "период темноты", 70 лет шла война всех со всеми. Уйгурский каганат также влачил жалкое состояние, от него отпали все вассалы, сил едва хватало на противостояние с киргизами, удерживало только отсутствие в Степи нового сильного хищника и дотации Танского Китая которого такое положение устраивало. В тот период Восточная Степь опять усыхала, для всех племен настали нелегкие времена и частично поэтому усилились полутаежные племена киргизов и киданей, а затем когда Степь снова расцвела у неё появились новые хозяева монголы. Благодаря облегчению по всему периметру границ удалось наконец в первой половине 870 годам переломить войну с Наньчжао в свою пользу вытеснив байев из Сычуани. Срединная Империя на поколения оказалась предоставлена сама себе, но от этого не было легче. Также в те столетия и равнинный Китай терзали морозные зимы и неурожаи.

За год до этого на престол посажен новый Сын Неба юный Сюнь-цзун которому едва исполнилось 11 лет, понятно ставший очередной игрушкой на троне для дворцовых евнухов и  цзайсянов-высших чиновников. Усилившиеся в последние годы разливы Хуанхэ перемежающиеся с засухами, налоговый гнет, поборы и произвол чиновников доводили массы крестьянства до отчаяния,  бегство с земли от налоговых недоимок стало массовым явлением. Множества беглых скрывались в лесах и горах на Юге, кто то пытался найти пропитание в городах, но некоторые, самые активные и отчаянные находили другой выход. Казачества и Дону - откуда нет выдачи - в средневековом равнинном Китае быть не могло. Был некий грубый аналог - "соляные удальцы" или "молодцы". Соляная монополия - добыча и продажа соли - издавна были государственной статьей дохода, а цены на этот "товар первой необходимости" соответственно были совершенно невозможны для беднейших слоев. Появилась "консорция" людей занимающихся добычей, часто кражей с государственных солеварен, и дистрибьюцией соли на каждый, даже самый бедный стол. По законам всё это каралось смертью, и потому люди это были отчаянные и не расстающиеся с оружием. "Славный парень, Робин Гуд" китайской средневековой деревни. Немного меньшее распространение  и силу имели "чайные удальцы" - чай также был государственной монополией. Во времена династии Тан они особенно усилились, их подкрепляли наиболее активные и предприимчивые беглые. Формально можно их называть преступными сообществами и контрабандистами, триадами и бутлегерами, но на этом их роль не исчерпывается, они играли активную социальную роль и на низовом уровне покрывая большую часть страны. В конце царствования Тан, организованные и хорошо вооруженные "банды" контрабандистов  уже не раз играли заметную роль в крестьянских восстаниях. Оба вождя великого крестьянского восстания Ван Сяньжи  и Хуан Чао, прочие вожди и генералы из их ближнего круга также происходили из этой группы.

И не случаен район начала восстания, тут в округах Пучжоу-Иньчжоу-Цаочжоу, на границе между Хэнанью и Шаньдуном находился большой район солеварения.

Непосредственной причиной массового выступления крестьянства Севера стали неурожаи 873, 874 и 875 годов,  вызванный этим голод, в ряде уездов отмечалось людоедство. Всё было готово, не хватало только головы. Поздней осенью 874 года Вань Сяньчжи объединив вокруг себя отряды "удальцов" под декларацией "царь хороший, бояре плохие" захватил округ Пучжоу. И затем разбив  местные правительственная  части овладел в июне 875 года Цаочжоу, где к нему присоединился Хуан Чао. К концу 875 года восстанием охвачена вся Хэнань. Весь 876 год упорные бои с карателями шли вокруг города Ичжоу сначала они потерпели поражение, но затем потеснили правительственные войска Сун Вэя и овладели инициативой обозначив наступление на Лоян. Правительство стянуло на оборону Восточной Столицы крупные силы и бунтовщики временно отказались от наступления на столицу, выбрав вторжение в Хубэй. Здесь в Цичжоу между вождями произошла первая ссора, Ван Сяньчжи остался в Хубэе, Хуан Чао отделился, направился в Шаньдун и затем действовал в основном вокруг первого и основного очага восстания. Разделение сил не могло не сказаться пагубно на движении, во второй половине 877 года многие крестьянские отряды терпят поражения у Сунчжоу и Хуанчжоу, в начале 878 года схвачен и обезглавлен третий человек восстания Шан Цзюньчжан. Однако численность повстанческого войска от этого не уменьшалась, в начале 878 года Ван Сяньчжи начинает новое генеральное наступление на юго-запад, в Цзиннань и берет в осаду главный город провинции Цзянлин. Восставшие быстро овладев внешними стенами приступили к осаде цитадели, но на помощь осажденным уже спешило карательное войско Ли Фу. На полпути дорогу им преградил большой отряд повстанцев, в реале дело у Цзинмэна решил удар латной конницы шато, которого тут не было и потому бой окончился с неясным результатом. Силы повстанцев начали не столь спешный как реале, а постепенный отход в Хэнань, но в марте  объединившиеся каратели Цзень Юаньцзи и Ли Фу все таки нанесли поражение крестьянской армии. В битве был серьезно ранен Ван Сяньчжи, но войско не было рассеяно и в порядке отступило на базу  восстания Пучжоу-Цаочжоу-Ичжоу-Иньжоу, здесь с рядом соседних уездов к 878 году уже вполне сложился своеобразный "партизанский район". Хуан Чао, осаждавший на тот момент Бочжоу, снимает осаду и перегруппировав свои отряды  наносит удар в сторону Лояна, опять безуспешный он все же срывает дальнейшие планы карателей по добиванию дружин Ван Сяньжи.

huanchao2-500x334.thumb.jpg.3b3f847ffc7d

К лету 878 года сложился некий паритет, в правительстве усилились склоки царедворцев, генералы в большинстве проявляли пассивность. Цзедуши отдельных провинций проявляли активность только если опасность грозила их непосредственным владениям и крайне неохотно в мизерных количествах отправляли контингенты на помощь другим или для акций центрального правительства. Отдельно возникали  тутуани, "отряды справедливости" - местная феодальная самооборона. У самого центрального правительства едва хватало сил обеспечить безопасность подходов к Лояну и Чаньани, нанять сколько нибудь значительные иноземные отряды не было средств. В реале помощь шато обошлась уступкой округа Датун, тут желающих на Датун не наблюдается. Бюджет зиял дырами еще в предыдущие десятилетия, теперь же пылала вся Великая Равнина откуда шла львиная доля доходов и продовольственное снабжение столиц. Неуклонно разрушалась вся государственная система.

Страна распадается с каждым днем,

Но природа — она жива:

И горы стоят, и реки текут,

И буйно растет трава.

Трагедией родины удручен,

Я слезы лью на цветы.

И вздрогнет душа — если птица вдруг крикнет из темноты.

Положение восставших было также достаточно неустойчивым. Шел уже четвертый год бунта против Неба, а дальнейшее оставалось скрыто туманом. Бунт охватил по сути только там где оно и началось, очаг его в центре Велико-китайской равнины на правобережье Хуанхэ на юг включая долину Хуайхэ, попытки закрепится за границами этого ареала по разным причинам все оказались неудачны. Решимость продолжать их снова оказалась поколеблена. Нужно понимать наивно-монархические представления китайского крестьянства, которые разделяли и его вожди. Убедившись что прямая вооруженная борьба не приносит быстрого  результата, восстановления справедливости как они её понимали, облегчения жизни народной, они пробовали  и традиционно-карьерный путь - опираясь на свои уже достигнутые "заслуги перед троном", получить хорошую должность при дворе, добиться прямого доступа к Сыну Неба и помочь ему исправить беды народные. Эта логика Уота Тайлера вполне естественна для народных масс тогда, как и непонятна для нас сейчас. Этим  объясняются и неоднократные  попытки перемирия и соглашения со стороны Ван Сяньжи с единомышленниками. Однако к середине 878 года лидеры восстания приходят к осознанию невозможности такой политики. Без малого 200 тысячные вооруженные толпы  нужно как то кормить, одевать, делать какие то поощрения и выплаты. Начинается политическое оформление движения, создается собственная администрация. Однако тут сталкиваются амбиции двух главных лидеров, кому то нужно было признать второе подчиненное место в иерархии. Честолюбие Хуан Чао столкнулось с авторитетом отца восстания Ван Сяньчжи, вместе с тем последний потерпел несколько досадных поражений и потерял правую руку, Шан Цзюньчжана. Хуан Чао наоборот укрепился как самостоятельный полководец и действовал относительно успешнее. Параллельно этому относительно небольшой "партизанский район" просто физически не в состоянии был обеспечить всем необходимым 200 тысячную крестьянскую армию, для расстроенных четырехлетней войной хозяйств груз даже еще больший чем терпели раннее от правительства. В тоже время на Юге за Янзцы были богатые области не затронутые неурожаями прошлых лет и грабежами карателей, захватив которые можно увеличить собственные силы одновременно и лишить дохода с них правительство. На сходке в Пучжоу в мае 878 года решено было разделить силы. Хуан Чао в качестве "воеводы южного войска" увел половину войск в Южный поход к Янцзы, и переправившись должен был вобрать местных "партизан" Ван Ина, Цао Шисюна, Ван Чжуньина, Сюй Таньина и других. Ван Сяньжи как "ван - верховный командующий" с большей частью дружин оставался действовать в Хэнани, должен был здесь рейдами сковывать наиболее боеспособные силы карателей. Но на первых порах переправившись через Янцзы, дружинам Хуан Чао пришлось основательно покочевать по Цзянси, Чжэцзяну и Фуцзяну не имея возможности закрепится в одной местности. Надежды на спокойную базу и пополнение не оправдались. Местных  повстанцев уже успели рассеять, северяне чувствовали себя неуютно в тропических лесах и горах Южноречья, местное крестьянство опасалось пришельцев и более охотнее вступало в проправительственные тутуани самообороны. Имперцы временно даже ослабили натиск на Севере перебросив лучшие силы на Юг и неуклонно оттесняли дружины Хуан Чао всё южнее. Однако повстанцы  совершили трудный бросок по горной местности, оторвались от карателей, и 9 января нового 879 года овладели провинциальной столицей Фучжоу и всей областью. Весной восставшие двинулись дальше и в июне осадили Гуанчжоу. Осада затянулась на три месяца, одновременно среди северян свирепствовала  малярия унесшая жизни трети  воинов, несмотря на трудности 19 сентября Гуанчжоу. Хуан Чао захватил огромные запасы и богатства главных торговых морских ворот Китая, его армия по приблизительным оценкам  достигла 230-250 тысяч бойцов, следом был взят Гуйлинь, отдельные отряды достигли вьетских земель. Уже пять лет страну раздирала по сути гражданская война и конца этому было не видно, по факту имелось уже два полноценных партизанских района, в Линнани на Крайнем Юге и на Равнине в Хэнани на границе с Шаньдуном. Ван Сяньчжи пользуясь уходом части правительственных сил на юг проводит несколько рейдов, сначала пытается снова вторгнутся в Хубэй, затем более удачно действует в Шаньдуне, а весной приступает в крупнейшему городу устья Янцзы Ханчжоу. В мае-июне 879 года правительство собирает силы для контрнаступления наносит крупное поражение Ван Сяньчжи, сняв осаду города отбрасывает снова в "партизанский район", далее до конца года каратели продолжили удары по  северной группировке восставших. Численность войск Ван Сяньчжи концу 879 года упала до 50-70 тысяч, когда сам он погиб в боях у Чэньчжоу в феврале 880 года. Плохие вести с Севера, непривычность горно-тропического климата и в целом бесперспективность опоры на малоразвитый Юг для свержения династии приводят к началу Северного похода Хуан Чао. Выступив из Гуйлиня в середине октября спустились по реке Сянцзяню в пределы Хунани приступили к Чанше. В масштабном сражении разгромили, во многом из-за бездеятельности генерала Ли Си, 150 тысячную группу регулярных войск и ополченцев-тутуаней, и овладели городом. Затем переправляются через Янцзы и занимают крупный окружной центр Цзянлин, перед этим дочиста разграбленный бандами "зеленых" Лю Ханьхуна, ведут наступление на Сяньян - важнейший опорный пункт в Центральном Китае. Тут в канун нового 880 года на подступах у того же злосчастного Цзинмэня сосредоточилась крупная группировка  правительственных войск Лю Цзуйжуна с которой столкнулась наступающая  повстанческая армия. В реале в состав ударного кулака входили 3 тысячи тюрок-шато, тут  обходятся без них и бунтовщики всё равно терпят тяжелое поражение, пусть и не потеряв более половины войск как в реале. Хуан Чао вынужден был отказаться от продолжения наступления на Север - на Лоян и на соединение с терпящим поражения Ван Сяньчжи -  и повернуть назад к реке и затем на восток вдоль Янцзы. Властям и в реале ради контрудара пришлось фактически оголить юго-восточные провинции низовий Янцзы, в итоге сильно потрепанное воинство восставших отступив на юго-восток оказалось в спокойных для себя местах быстро восстановилось и пополнилось до прежней численности и даже более. Нужно отметить почему столь большое значение играют казалось бы такие незначительные воинские отряды в 3000 или даже 500 всадников там где на полях сражений действуют огромные стотысячные полчища. Надо понимать что достаточно обученной, дисциплинированной и оснащенной силой была только столичная гвардия, система военного обучения ранних Тан была забыта и военные поселения находились в упадке и запустении, у государства вечно не было денег на жалованье не говоря уж о прочих потребностях. При дворе в Чаньани весьма популярной стала мысль вообще отказаться от армии, по мысли некоторых влиятельных евнухов спокойствие страны лучше было покупать подарками варварским вождям и контингентами пограничных цзедушей. Провинциальные гарнизоны и регулярные войска наместников, набранные из вчерашних земледельцев, были малобоеспособны, немного лучший уровень имели части пограничных наместников имеющие боевой опыт. Другой проправительственной многочисленной силой были тутуани - отряды самообороны, по весьма приблизительной западной аналогии феодальное ополчение - на самом деле в них собиралась богатая сельская старшина силой загонявшая остальную деревню в свои отряды, эффективность была понятно нулевой, но своим террором на деревне они отнимали массы у народного движения. К этим "кулацким бандам" примыкали и откровенные авантюристы типа Лю Ханьхуна со своими отрядами неоднократно перебегающие из лагеря в лагерь. В первые годы Восстания, у взявшего за оружие крестьянства понятно не могло быть в принципе умения вести вооруженную борьбу, не хватало выучки, дисциплины и слаженности дружин, качественного оружия и постоянного снабжения, полевые командиры вышедшие в большинстве из "соляных удальцов" были хорошими бойцам индивидуально но имели мало опыта командования. Понятно подавляющее  большинство прямых столкновений в первые годы восставшие проигрывали, но рано или поздно аudaces fortuna juvat и 789 год показал что повстанческие дружины ничем не уступят линейным войскам Империи. Они научились совершать длительные марши в порядке, брать сильные крепости, выдерживать в порядке полевые сражения и сформировали сильную конницу. Но догнав по качеству рядовые части карателей и заурядные гарнизоны, по прежнему недостижимым оставался профессиональный уровень тяжелой латной степной конницы, мобильных и спаянных потомственных воинов одинаково хорошо владеющих копьем, мечом и стрельбе из лука на скаку. Эти сравнительно небольшие степные армии всегда  били и будут бить в десятки раз многочисленные китайские пешие по преимуществу воинства любых династий. Не говоря теперь о  крестьянской армии которой просто нечего было им противопоставить.

Но помощь этих профессионалов стоила дорогого, упадочная Империя последних Танов не могла себе многого позволить. В реале тюрки-шато уже более полувека были встроены в военную систему Империи и стоили относительно не дорого, вместо денег они взяли властью и привилегиями, в конечном счете гибелью династии Тан и несколькими шатоскими династами  времени последующей раздробленности. Дансяне-тангуты только появились на границе Империи и хотели только золота и шелка, к тому же они были буддисты, что настораживало, оставшиеся не удел цинхайские тибетцы как недавние заклятые враги тоже не внушали, последнее крупное вторжение 856 года едва удалось отразить в Шаньси. Плюс к тому оба  племени люто бились между собой  и не могли дать много воинов боясь ослабнуть в их отсутствие дома. По этой же причине не могли дать воинов и уйгуры, так как в спину в любой момент могли ударить киргизы, другой серьезной силы в Степи сейчас не было, кидане только выделялись из под сени Бохай. Посему не нашлось варваров для спасения Сына Неба

Хятад_МЭ_7-9-р_зуун.thumb.jp

 

Вожделенной осенью, на восьмой день девятого месяца,

лишь мой цветок распуститься, а все другие опадут.

Стану штурмовать Небо, и благоухание заполонит всю Чанъань,

Все городские стеныопоясает золотисто-желтый панцирь хризантем.

 

Весной 880 года Хуан Чао, став после гибели Ван Сяньчжи главным руководителем восстания, окончательно рвет все мосты с центральным правительством и считает себя не менее достойным Мандата. На заре восстания Ван Сяньчжи нарекает себя "Великим воеводой равенства, которому помогает Небо", ничто еще не могло поколебать их в вере в высшую сакральную "благость"(дэ) дома Ли(Тан) и самого Сына Неба, а восставшие лишь поднялись чтоб постоять и защитить императора, пусть и путем вырезания его ближайшего окружения.  Потом были первые удары по иллюзиям. Перед началом Северного Похода, когда стало ясным плачевное состояние сил Ван Сяньчжи на Севере и авторитет в повстанческой иерархии Хуан Чао был неоспорим, он из под стен Гуанчжоу  издает собственную декларацию уже без оглядки на Ван Сяньчжи титулует себя Чун Тянь да цзянцзюнь - Великим воеводой штурмующим Небо. Под штурмом Небес не имеется в виду посягательство на Небо как высшую универсально-регулирующую силу в масштабах космоса, общества и государства. Он взывает к Небу как подателю благости-дэ, организатору передачи верховной власти в Срединном государстве правителю, теперь недобродетельного, утратившего "дэ" и посему дезорганизующего социум, к новому, исполненному "дэ" и потому способному обустраивать Поднебесную. Вызов Хуан Чао явился таким и был встречен с пониманием окружением потому, что все прежние апелляции оставлялись Чаньанью  без внимания, лимит династии Тан на поддержание миропорядка был исчерпан, и теперь Хуан Чао не просто предлагал помочь Небу, но и предлагал себя в качестве репрезентанта на Земле, способного покончить с безобразием и бардаком на подотчетной территории. Короче говоря вызвался на роль подлинного Сына Неба.

В реале  это было проделано гораздо раньше, перед Южным походом,  но служило ответом на гибель "отца восстания" Ван Сяньчжи, тут он не гибнет и потому выступления до поры не было. Сейчас же Хуан Чао обрел заметно большую силу и право на первое место, да и сам он похоже был из людей просто не представляющих себя вторыми. В марте 880 года, после гибели Ван Сяньчжи  и отмечая взятие важнейшего и богатейшего города-порта Ханчжоу, он уже именует себя государем Хуан-чжу и берет девиз царствования Ван-Ба(государь-гегемон) тем самым вычеркивая себя из списков подданных несправедливого/неправедного правителя Чанъани. На этот момент общая численность инсургентов превышала 300 тысяч, правительство потеряло фактический контроль над большей части Хэнани и Шаньдуна, Аньхоя, Цзянсу и обоих Чжэ-Чжэцзяна, в Хунани, Цзянси и Гуанси полыхали местные восстания, в том числе инородцев, мань, ляо, мяо, яо, чжуан.

 

Борьба за Небесный Мандат вступала в решающую стадию.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Основная  проблема  Китая- китайский  цикл. Китайцы  верят  в  монархию, управляюмую  чиновниками. Основу  населения  составляют  крестьяне, владеющие  землей, ремесленники  и  купцы.

В  итоге  они  все  время  вертяться  как  белки  в  колесе  в  следующем  цикле-

1)хаос, бардак, грабежи, развал  экономических  связей, набеги  кочевников, вымирание  от  голода  китайцев.

2) приход  новой  династии, налаживание  порядка, восстановление  связей (путей)  и  ирригационных  сооружений. Налаживаются  связи  и  взаимодействие (торговля)  между  различными  территориями, происходит  специализация  на  тех  продуктах, которые  выгоднее  производить  в  той  или  иной  местности, что  способствует  росту  экономики.

3) богатые  чиновники  и  богатые  крестьяне  начинают  скупать  землю, выводят  ее  из  налогового   пресса  властей (используя  связи, взятки  и  т.д.). При  этом  никакого  контроля, кроме  контроля  со  стороны  верхних  чиновников, над  чиновниками  нет. Богачи  могут  оплатить  своим  детям  получение  образования  и  должности  чиновников. Т.е.  аппарат  пополняется  в  первую  очередь  детьми  этих  богачей. А  те  в  свою  очередь  вкладывают  накопленные  деньги  в  родовые  земли  и  помогают  вывести  их  из  под  налогов.

4) На  местах  появляются  крупные  земельные  владения, крестьяне  переходят  под  покровительство  этих  богачей, укрывающих  их  от  налогов  и  произвола  чиновников, а  так  же  помогающих  в  тяжелые  годы  ссудами  и  т.д.

5) государство  начинает  терять  контроль  над  территорией  и  над  доходами. Что  бы  удержать  власть  над  разлагающимся  чиновным  аппаратам, тесно  связанным  с  богачами, императоры  пытаются  опереться  на  евнухов, не  имеющих  родственных  связей, которых  летописцы  конфуцианцы  справедливо  критикуют  за  произвол  и  взяточничество, "забывая"  упомянуть  о  собственных  коллегах.

Иногда  появляется  какой  нибудь  Ань  Лушань, пытающийся,  заставить  богачей  платить  налоги. Но  поскольку  его  единственная  и  основная  опора  чиновничий  аппарат, составленный  из  родственников  тех  же  богачей, то  чаще  всего  особого  успеха  реформы  не  приносят.

6) Сокращение  доходов  приводит  к  сокращению  армии. Поселенные  войска  превращаются  в  обычных  крестьян, работающих  на  своих  командиров, наемные  войска  сокращаются. Зато  богачи (сильные  дома)  создают  свои  дружины, поддерживающие  порядок  на  местах. Начинается  фактически  закрепощение  крестьян.

7) В  итоге  в  стране  начинается  бардак  и  хаос. Нередко  вспыхивает  народное  восстание, повстанцы  громят  ослабевшие  правительственные  войска. Чиновники  создают  армию  из  отрядов  сильных  домов, тем  самым  легализуя  их  власть  на  местах, громят  повстанцев. В  итоге  окончательно  теряя  контроль  над  ситуацией  на  местах, а  следовательно  и  доходы.

80) Начинается  бардак  и  хаос, т.е.  феодальная  раздробленность. Транспортная  система  уходит  в  состояние  колапаса (за  дорогами  никто  не  следит, полно  грабителей) в  результате  разделение  труда  между  различными  териториями  разрушено-экономический  колапс.

В  итоге  либо  к  власти  приходит  какой  нибудь  удачливый  сильный  дом  со  своими  отрядами, либо  соседи  завоеватели. Они  восстанавливают  империю, уничтожают  сильные  дома, раздают  земли  крестьянам, воссоздают  транспортную  и  ирригационную  и  т.д.

И  все  крутиться  по  новой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

судя по всему, отличие от Европы в п.3?

если да - почему этого не происходило в Европе?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

судя по всему, отличие от Европы в п.3?

если да - почему этого не происходило в Европе?

?Потому что Европа не была единым государством. Вот если Римская империя сумела бы выбраться из своего кризиса - то подобные циклы имели бы место и в ней.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Подобный  цикл  в  Европе  начался  в  3  в. до  н.э.

Но  фишка  в  том, что  Европа  расположена  севернее  Китая, особенно  западная, т.е.  она  беднее (точнее  ее  земли  менее  плодородны, чем  долины  Янцзы, Хуанхэ  и  т.д.). Поэтому  в  Европе    развал  империи  привел  к  созданию  натурального  хозяйства  и  всем  прелестям  средневековья, т.е.  стабильной  феодальной  раздробленности, основанной  на  том, что  относительно  небольшие  поместья  были  процентов  на  90 самодостаточны (это  века  до  10)..

Т.е. европейцам   объединение  страны  давало  порядок  и  стабильность, но  не  давало  сразу  мощного  экономического  рывка  как  в  Китае, где  строительство  иригационных  сооружений (дамбы, каналы)  и  дорог (причем  каналы  тоже  использовались  как  транспортная  система)  вело  к  резкому  росту  ВНП (за  счет  разделения  труда  и  росто  доходов  от  ирригации). В  этих  условиях  в  Европе  короли  просто  не  имели  средств  что  бы  содержать  мощную  армию  и  аппарат  чиновников.

Функции  государства по  поддержанию  порядка   выполняли  феодалы. А  развитие обеспечивали  новые  идеи  и  их  внедрение, для  чего  феодальная  раздробленность  оказалась  весьма  эфективной (много  владений, городов, нет  общих  правил, т.е.  есть  конкуренция  и  множество  возможностей  для  эксперимента).

В  Китае  объединение  означало  внедрение  общих  правил, выполнение  которых  контролировали  чиновники, вмешивающиеся  и  в  экономику.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Основная  проблема  Китая- китайский  цикл. Китайцы  верят  в  монархию, управляюмую  чиновниками. Основу  населения  составляют  крестьяне, владеющие  землей, ремесленники  и  купцы.

В  итоге  они  все  время  вертяться  как  белки  в  колесе  в  следующем  цикле-

1)

?спасибо за лекцию, есть нюансы, но в общих чертах все так, правда не совсем понял как это относится к этой АИ

падение и СИГ конечно будут - когда нибудь... не исповедую цель альтернативок в создании бесконечного величия и подъема до бесконечности как муха в янтаре. тейкунавта на пятьсот лет досрочно пущать полетать точно не выйдет,  может быть будет еще хуже, всё относительно

экстраполируясь от Сун, они погасли большей частью от внешнего воздействия, Цзинь и потом монгол, потенциала в них было больше, полимеров хватило до времен Мин

судя по всему, отличие от Европы в п.3?

?собственно отличия с пункта 3, основная заслуга Сун, восстановили относительную чистоту экзаменов, обеспечили т.н "засилье шэньши" - вертикальные лифты снова заработали

по схеме, Суны как такового нового глобального "земельного передела" не устраивали, земля оказалась у крупных землевладельцев еще при Танах когда рухнула надельная система, при первых Сунах треть крестьянства были арендаторами, через век уже две трети - и система работала

Подобный  цикл  в  Европе  начался  в  3  в. до  н.э.

Но  фишка  в  том, что  Европа 

В  Китае  объединение  означало  внедрение  общих  правил, выполнение  которых  контролировали  чиновники, вмешивающиеся  и  в  экономику.

?проводить параллели с Европой, тем более "переносить на почву" имхо очень нехорошая идея. с западноевропейским Новым временем у Китая должно быть совсем мало общего, наверно и "капиталист" здесь может быть только один - государство

если мы не знаем о других способах развития это не значит что их нет, чистое либертариантсво работает недолго, чиновник сплошь и рядом лезет в экономику и ничего живем

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Замечу  что  Южные    Сун  действительно  не  проводили  передела  земли, в  итоге  у  них  2/3  земель  вообще  не  платили  земельного  налога, выкручивались  за  счет  пошлин  и  т.д.

 С  другой  стороны  у  Сунов  лучшие  войска  были  сосредоточенны  в  центре, именно  из -за  опасения  восстания  местных  землевладельцев.

Относительно  либертианства- понимаете, когда  чиновник  начинает  диктовать  правила  игры  и  следить  за  их  выполнением, когда  государство  само  участвует  в  экономике, но  играет  по  тем  же  правилам- это  одно. Когда  каждый  чиновник  делает  что  хочет  и  дерет  сколько  хочет- это  другое. Живем  конечно, но  фактически  вся  экономика  построенна  на  том, что  мы  сидим  на  трубе. Или  на  игле:sorry:

Ну  а за  лекцию  извините, увлекся.

Изменено пользователем тохта

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Замечу  что  Южные    Сун  действительно  не  проводили  передела  земли, в  итоге  у  них  2/3  земель  вообще  не  платили  земельного  налога, выкручивались  за  счет  пошлин  и  т.д.

замечу что концентрация 2/3 земли произошла уже к 60-м годам XI  века, то есть при Сунах обычных,при Южных Сунах  статистика как бы наоборот должна улучшится так как общинный фонд и мелкий владелец сохранялся в основном на относительно малоосвоенном юго-востоке и юге, так казенные увеличились 1 /72 общего земельного фонда до 1/15

ну вообще лян шуй далеко не единственный и к сожалению не главный источник бюджета, непривилегированные  держатели - "кулацкая верхушка" и вкладывающееся в землю купечество налоги таки платили, и также были попытки обложения крупных владельцев, предпринимались постоянно но не последовательно, или "лорды" тут же добавляли вмененную сумму в арендную плату. Реформы Ван Аньши на исправление перекоса и были направлены, ну на то он и феодализм какой никакой, отсутствие же натуральной ренты заставляло государство экспериментировать, усложнять систему, поощрять "секторально", монетизация, монополии, косвенные налоги и акцизы и т.п. - вроде как играют на поле условного капитализма

 С  другой  стороны  у  Сунов  лучшие  войска  были  сосредоточенны  в  центре, именно  из -за  опасения  восстания  местных  землевладельцев.

?не то чтобы в центре, просто 3/5 вооруженных сил составляла гвардия столичного подчинения, двор и чиновничество панически боялись военных, командный состав всячески гнобился и презирался, военная служба была непристижна - результат, за все время династии Сун - ни одного военного-феодального мятежа, поразительно в сравнении Танами когда они постоянное явление - обратная сторона заметно низкая боеспособность - правительство понимало это и искало способы компенсировать, отсюда сравнительно высокая техническая оснащенность и интерес военным инновациям

Когда  каждый  чиновник  делает  что  хочет  и  дерет  сколько  хочет- это  другое

Живем  конечно, но  фактически  вся  экономика  построенна  на  том, что  мы  сидим  на  трубе. Или  на  игле:sorry:

Гм, ну я вообще то в целом, что никакое вменяемое государство от функций регулятора не отказывается, степени конечно разные... говоря о конкретном Китае, то каждый чиновник не делает там что заблагорассудится, конфуцианская мораль отличает правило от злоупотребления, Тай-гун и Сюнь-цзы такому не учили - Сун на мой ламерский взгляд грандиозная и непревзойденная попытка построения бюрократическо-планового государства-колхоза, Маркс-Ленин-Сталин в десятой степени, ни одна другая династия до такого уровня организации действующей модели не доходила(Мин попыталась воспроизвести), здесь же и системная проблема миллионная орда чиновников пытающаяся охватить всё и вся, 25 тысяч штатных должностей... ужас с нашей точки зрения, недостижимый суперОГАС идеал для них

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас