Канал Эри как бабочка


11 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Крайне интересный разбор ключевой причины экспансии США за Аппалачи.

Со слайдами. :-) 

В конце автор предлагает даже общее направление для развития альтернативы.

Всем ненавистникам США, желающим "подстрелить врага на взлёте" — строго к прочтению с обязательным последующим написанием имперских таймлайнов и, хорошо бы, пары-тройки достойных рассказов.

Цивилизации фронтира, автор gloriaputina

Цивилизации фронтира

Расширеный коментарий


Читал текст Сергея Кортнева про цивилизации фронтира. В целом я согласен с этой концепцией и она мне очень понравилась.
Старые центральные цивилизации, не способны на экспансию. Ее ведут цивилизации фронтира. А в соревновании уже этих пограничных цивилизаций побеждают, те у кого фронтир длинней.

Но с некоторыми мыслями из текста я не согласен.
К примеру
После быстрого освоения прибрежной полосы, американцам достался еще более роскошный открытый фронтир в размере целого континента, за который пришлось вести войну только с несчастными индейцами и слабой Мексикой. «Луизианская покупка, Национальное шоссе и Орегонский путь вместе обеспечили самую масштабную и быструю культурную экспансию в истории человечества. Весь процесс от начала и до конца потребовал меньше 70 лет»

Все было не так быстро. Дело в том, что на начальном этапе колонии в северной Америке попали в географическую ловушку. в которой пробарахтались более 200 лет. И вот только после этого и начались эти 70 лет освоения фронтира.
А произошло это после создания канала Эри. Причем тут совпало многое. И стада бизонов которые ушли на приводные ремни для паровых машин, и самое главное существование долины реки  Мохок. Была бы она короче, повыше. и все пошло по другому.

Торговля с Европой определялась течением Гольфстрим. Поэтому английские колонии и основывались на берегу Атлантического океана от полуострова Флорида до реки Святого Лаврентия (голландцы и французы исходили из этих же соображений). Испанцам и Португальцам выше карибского моря основывать колонии было сложней. И они туда не совались
635741_original.jpg636062_original.jpg

В мае 1607 английские колонисты почти пятимесячного плавания, во время которого несколько десятков умерли от голода и болезней года достигли Чезапикской Бухты.
За 170 лет колонии расплодились по побережью, но вглубь континента так и не пошли. Мешал горный хребет Аппалачи. Поскольку вся торговля шла по рекам и морям. Даже преодолев хребет, колонист выбывал из цивилизации и не мог торговать с ней и пользоваться ее достижениями. Линия фронтира ограничивалась размерами судоходных границ бассейнов рек и имеющимися там полезными ресурсами. К началу 19 века самым крупным городом США была Филадельфия в устье реки Делавэр, ну а все реки 13 новых колоний кончались в горном хребте. .
636773_original.gif636561_original.png

Единственная река которая проникала в глубь континента была река Святого Лаврентия , но путь по ней преграждал Ниагарский водопад высотой 50 метров.
Но жители колонии Нью-Йорк решили иначе. И в 1817-1825 гг. от притока Гудзона реки Мохок до озера Эри прокопали одноименный канал, что дало Нью-Йорку доступ к Великим американским озерам. Из-за образовавшейся в целом водной системы Нью-Йорк Стейт Бардж Канал (канал Эри с ответвлениями в озеро Онтарио и канал в озеро Шамплейн) у штата Нью-Йорк такая оригинальная форма:
636980_original.jpg637389_original.gif

Канал Эри дал Нью-Йорку доступ к Великим американским озерам, бассейну Миссисипи и Великим американским равнинам с их неисчислимыми ресурсами, добыча, переработка и транспортировка которых в Нью-Йорк стали причиной образования в 1830-х гг. и возвышения в 1850-60-х гг. городов Олбани, Чикаго, Детройта и Буффало:
637664_original.gif637781_original.gif
Проложенный в 1848 году канал Иллинойс-Мичиган связал Чикаго с бассейном Миссисипи, что неимоверно расширило потенциал транспортного коридора "Нью-Йорк-Чикаго". Первоначальный поток ресурсов в Нью-Йорк был сырьевым - мясо, зерно, древесина и т.п., но его все возрастающая мощность вызвала необходимость развития транспорта и перерабатывающих предприятий, поэтому к 1860-м годам в США сложилась диспропорция передового, промышленно развитого Севера и отсталого, сельскохозяйственного Юга.

Ну а дальше началась эра железных дорог, где Чикаго стал главным хабом освоения остальной территории.

637987_original.jpg
Не было бы канала Эри, Аппалачи были бы выше метров на 100 в долине Мохок. Колонии бы застряли на побережье еще лет на 50. И Америку пришлось Бы осваивать через Миссисипи, а ее крупнейшим городом и столицей стал бы Новый Орлеан. Французы бы не продали Луизиану, и вся история бы пошло иным путем. Освоение американского фронтира бы задержалось лет на 50. И на первое место вышли бы Россия и Аргентина
Вполне возможно с экспансией с Квебека и с Нового Орлеана, Америка стала бы франкоязычной. И международным языком был бы французский.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Все было интересно умно и логично до конца пока вы не упомянули заселение Америки французами, что мне кажется большой натяжкой ибо французы Америкой после Ришелье почти не интересовались.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Вполне возможно с экспансией с Квебека и с Нового Орлеана, Америка стала бы франкоязычной.

А с Квебека-то французы как? Квебек к XIX в. однозначно принадлежит Британии.
Кроме того, американские фермеры будут переходить Аппалачи совершенно стихийно независимо от канала, кроме того у Франции нет шансов физически удержать Луизиану во время Наполеоновских войн.
Но оба берега Великих Озёр при таком раскладе, да, имеют все шансы стать Канадой, а не США.

Изменено пользователем moscow_guest

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Глорияпутина становится всё лучше и лучше как автор!

Не читает ли он ФАИ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"Бабочка", насколько я понимаю этот термин, это малозначительная сама по себе причина, которая привела к огромным изменениям, не бывшим бы без неё.

Но, с одной стороны, это никак не "мелочь", 584 км при 36 (изначально) шлюзах - это один из крупнейших проектов того времени, обсуждавшийся с 1681 года, но начатый строительством, когда появилась экономическая потребность.

С другой стороны, эта потребность закрывалась бы развитием гужевого транспорта, а затем - железнодорожного. То есть было бы несколько дороже, но изменения были бы те же, пусть и чуть медленнее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Много чего хотел сказать, но 

"Бабочка", насколько я понимаю этот термин, это малозначительная сама по себе причина, которая привела к огромным изменениям, не бывшим бы без неё.

+1

Но, с одной стороны, это никак не "мелочь", 584 км при 36 (изначально) шлюзах - это один из крупнейших проектов того времени, обсуждавшийся с 1681 года, но начатый строительством, когда появилась экономическая потребность.

+2

С другой стороны, эта потребность закрывалась бы развитием гужевого транспорта, а затем - железнодорожного. То есть было бы несколько дороже, но изменения были бы те же, пусть и чуть медленнее.

ППКС

 

И это все о нем. Не вижу развилки. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Французы бы не продали Луизиану,

Французы продали Луизиану в 1803 году. За 14 лет до начала работ по прокладке канала (1817) и за 22 года до его открытия (1825).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

"это никак не "мелочь", 584 км при 36 (изначально) шлюзах - это один из крупнейших проектов того времени"

И многие о нём слышали? Это раз. Значение канала в сравнении с эффектом столь велико, что получается именно "бабочка". Это два.

"эта потребность закрывалась бы развитием гужевого транспорта, а затем - железнодорожного. То есть было бы несколько дороже, но изменения были бы те же, пусть и чуть медленнее."

Интересное возражение. Не могу компетентно прокомментировать. Задал бы вопрос ему, но Вы уже в треде у gloriaputina присутствуете с замечанием по Луизиане—можете спросить.

Изменено пользователем Kifa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Я уже удивляюсь тому, что он вообще стал интересовался АИ, а не только пропагандой

Это верный признак, что товарищ эволюционирует в сторону хорошего человека

Да и пропаганда у него становится лучше, чем раньше, и добрее ИМХО

Изменено пользователем ВИП

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Его пропагандистская деятельность обусловлена его убеждениями, сферой интересов и пубицистическим зудом. В разное время Вы просто видите разные грани его личности.

Потому надежды на его "эволюционирование" напрасны.))

 

Впрочем, я надеюсь, что нынешней гранью он будет обёрнут к нам подольше. Интереснл пишет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И многие о нём слышали? Это раз. Значение канала в сравнении с эффектом столь велико, что получается именно "бабочка". Это два.

А многие в США слышали о Канале имени Москвы? О Волго-Доне? О Мариинской системе? Или (в США, или у нас) о канале, построенном по приказу кардинала Ришелье? О сети каналов в Великобритании? Важные для своей страны сооружения, влияние которых на мировую историю достаточно скромно.

А "эффект"... Автор натягивает сову на глобус, доказывая, что без канала не освоили бы Луизиану. Но когда канала не было - за десятилетие население Луизианы удвоилось, а в первое десятилетие с ним выросло на 40%. Полагаю, что влияние канала сугубо локальное, снижение транспортных издержек при вывозе зерна. Три плеча перевозки - гужевым до канала, водным по каналу, морским в Европу, две перевалки. В отсутствие канала гужевая по маршруту канала удорожает, даже с учётом исчезновения затрат на одну перевалку груза. Насколько? Если взять "правило пятёрок" (на вьюках впятеро дороже, чем на телеге, на телеге впятеро дороже, чем по реке, по реке впятеро дороже, чем по морю) и принять длину маршрута до Европы вдесятеро больше длины канала, получается вдвое дешевле. Но тут не учтена доставка зерна к пристани, а также то, что часть зерна идёт не в Лондон (5570 км по прямой), а в Гамбург и т.п., что корабль идёт не по прямой, что зерно, большую его часть, по каналу везут не все его 540 км,  а главное - что за зерно надо фермерам платить, и выигрыш в разы оборачивается выигрышем в проценты.

Полезная штучка, бесспорно. Но не "бабочка". Окупившееся усовершенствование.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас