Афганистан без советского вторжения

153 сообщения в этой теме

Опубликовано:

Недавно прочитал книжку "Бегущий за ветром", не то чтобы ситуация довоенного Афганистана произвела на меня сильное впечатление, но все же картинки гуляющих в парках парочек, пикники на природе, вечеринки в с виски в богатых домах, как то соврешенно не вяжутся с образом современного Афганистана. Понятно, что в книге дан довольно идиллический образ страны, но все же изрядная доля истины там есть. Даже здесь, на форуме выкладывали фотоподборки Кабула начала 70-хх. Конечно деревня оставалась традиционной и кондовой, но в городах явно появилась прослойка вполне светских афганцев.

Предположим СССР по каким-либо своим причинам не слишком стремиться расширять свое влияние в Афганистане, посчитав, что эти горы и пустыни не слишком то и нужны. Сотрудничество какое-то есть, но на порядок меньше. Таким образом волней авторского произвола саурской революции не происходит, заговор раскрыт, Дауд остается у власти. Соответственно нет повода для советского вторжения в страну. Для меня, кстати стало новостью, что за 10 лет боевых действий население Афганистана сократилось с 13, 2 млн человек, до 11млн, причем, как я понимаю многие беженцы были той самой светской элитой страны, что в итоге стала критичным для Афганистана. Поимимо этого в 80-ее произошел рост выращивание опиума-сырца, тоже по понятным причинам.

И так хотелось рассмотреть мир, в котором не было 10-летного советского вторжения в Афганистан.

Во-первых хотелось узнать, как по мнение формучан аи-Афгна проведет 80-ее, поскольку я лично не знаю, насколько глубоки были социально-экономические противоречия в стране,не исключаю, что режим ДАдуа падет, и в стране как и в РИ начнется гражданская война. Однако таких масштабов и уровня разрушений без советского вмешательства точно не произойдет.

Во-вторых глобальные последствия этого мира, исламизм, если и появиться то будет другим, не секрет что и Афган стал катализатором появления радикальных исламистов, которых в 70-ее годы в товарном количестве не было.

В-третьих надеюсь, что не произойдет героинизации афганской экономики.

Какие еще последствия для страны и мира будут в случае отсутствия советского вторжения?

 

 

 

 

13.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Таким образом волней авторского произвола саурской революции не происходит, заговор раскрыт, Дауд остается у власти.

Плетётся следующий заговор.

в городах явно появилась прослойка вполне светских афганцев.

Они-то заговоры и плели - не устраивал их Дауд. Ибо не было у них могучего нашего послезнания, и не ведали они, что он - не худшее из зол.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Есть интереснее вариант. Советская Армия повторяет фокус 30-х годов, восстанавливая законную эмирскую династию...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

хороший вариант

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Во-вторых глобальные последствия этого мира, исламизм, если и появиться то будет другим, не секрет что и Афган стал катализатором появления радикальных исламистов, которых в 70-ее годы в товарном количестве не было.

Вот что-то того же класса деструктивности, что и исламизм - точно было бы.  Демография в сочетании с экономикой, помноженные на культурные особенности - гарантировали п...ц. Афганистан тут даже не катализатор...

Интересно другое - выстрелил бы исламский национал-социализм по Гитлеру, или же воронка исламизма неизбежна без полной нейтрализации саудитов и некоторых других ключевых деятелей БВ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Давным давно слышал, что ввод ограниченного контингента был неизбежен. Что Хафизулла Амин был готов пустить в Афганистан американцев, а с тамошних гор весь Союз простреливается. А ещё не то в студенческие, не то даже в школьные годы смотрел документальный фильм, в котором говорилось, что о вводе советских войск просил ещё предшественник Амина Нур Мохаммад Тараки. Только он просил прислать всяких узбеков-таджиков и прочих среднеазиатов.

В рамках АИ, где Дауд остается у власти было бы интересно, а как у него взаимоотношения с США будут. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Что Хафизулла Амин был готов пустить в Афганистан американцев, а с тамошних гор весь Союз простреливается.

Это после каждого русского советского  вторжения говорится, от Финляндии и до самых последних

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Таким образом волней авторского произвола саурской революции не происходит, заговор раскрыт, Дауд остается у власти.

Дауда надо самого отменять.

Есть интереснее вариант. Советская Армия повторяет фокус 30-х годов, восстанавливая законную эмирскую династию...

Анрыл. Дауд- "красный принц" и его приход к власти СССР в общем-то был выгоден и он его поддержал- не самолично, а через подконтрольную ему НДПА.

Что Хафизулла Амин был готов пустить в Афганистан американцев

А позвал почему-то русских))))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

позвал почему-то русских))))

штурм дворца Амина фвы называете "позвал"? :-)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

вводе советских войск просил ещё предшественник Амина Нур Мохаммад Тараки. Только он просил прислать всяких узбеков-таджиков и прочих среднеазиатов.

 

Была такая легенда.

Что  Тараки просил узбеков и таджиков.

А Лёня встал на дыбы: "Нет у нас никаких узбеков-таджиков, а есть советские граждане!!!"... 

И понеслось что-то куда-то......

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

штурм дворца Амина фвы называете "позвал"? :-)

Штурм был после вот этого:

При разработке операции по свержению Амина было решено использовать просьбы самого Амина о советской военной помощи (всего с сентября по декабрь 1979 г. было 7 таких обращений).

Вообще это что-то уникальное, я такого не припомню в мировой практике интервенций. Чтобы сам лидер государства- коммунист, вполне себе просоветский, позвал на помощь армию соседней страны, как "дружественную силу", для защиты- а его за это пристрелили, как собаку, да еще и детей поубивали.

Когда Амин узнал о нападении на дворец, он приказал своему адъютанту сообщить об этом советским военным советникам, сказав: «Советские помогут». Когда адъютант доложил, что нападают именно советские, Амин в ярости швырнул в него пепельницу и крикнул «Врёшь, не может быть!»

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Была такая легенда. Что  Тараки просил узбеков и таджиков. А Лёня встал на дыбы: "Нет у нас никаких узбеков-таджиков, а есть советские граждане!!!"...  И понеслось что-то куда-то......

Мне доводилось читать, что таки присылали мы среднеазиатов.И не всегда это было хорошо-пуштуны их не жаловали...

А вообще уже много раз говорилось, что с Даудом могли быть проблемы.Поэтому надо было предотвращать свержение короля о чем недавно была тема...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Дауда надо самого отменять.

 

А вообще уже много раз говорилось, что с Даудом могли быть проблемы.Поэтому надо было предотвращать свержение короля о чем недавно была тема...

Давайте отменим Дауда, мне его фигура вообще не принципиальна, пусть король правит. Главное избежать событий РИ 1978 года, имхо афганцам нужно было еще лет 5-7 не допускать до власти местных коммунистов, а потом союзу будет совсем не до каких-либо авантюр.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Когда Амин узнал о нападении на дворец, он приказал своему адъютанту сообщить об этом советским военным советникам, сказав: «Советские помогут». Когда адъютант доложил, что нападают именно советские, Амин в ярости швырнул в него пепельницу и крикнул «Врёшь, не может быть!»

 

Восток - дело тонкое...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Давайте отменим Дауда, мне его фигура вообще не принципиальна, пусть король правит. Главное избежать событий РИ 1978 года, имхо афганцам нужно было еще лет 5-7 не допускать до власти местных коммунистов, а потом союзу будет совсем не до каких-либо авантюр.

Здесь тогда скорее грозит исламская революция.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Здесь тогда скорее грозит исламская революция.

Почему? По примеру Ирана?

ИМХО В Афганистане 70-хх к власти могут придти либо западники-националисты, либо коммунисты, ориентированные на СССР, но самый лучший вариант это лавирование, как при короле.

До исламизации афганского общества еще далеко.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ИМХО В Афганистане 70-хх к власти могут придти либо западники-националисты, либо коммунисты, ориентированные на СССР

"Западность" националистов не стоит переоценивать, по моим ощущениям. Ну и коммунисты могли быть разными - маоисты могли и "выстрелить". 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

До исламизации афганского общества еще далеко

Да ладно:

 

Антиправительственное выступление духовенства в апреле-июне 1970 года[править | править вики-текст]

Деятельность афганской оппозиции, стала принимать особенно широкий размах с середины 60-х годов, вовлекая в свою орбиту все новые слои и группы населения. Для жизни афганских городов, и в особенности Кабула, постоянным явлением стали митинги и демонстрации, в которых принимали участие студенческая и учащаяся молодёжь, рабочие, представители интеллигенции, чиновничества и другие городские жители. В сложившейся обстановке господствовавшая монархическая верхушка, стремясь удержать за собой контроль за общественной мыслью, ослабить остроту социальной критики и восстановить политическую стабильность в стране, резко активизировала противодействие всем оппозиционным течениям и взглядам. При этом особые надежды возлагались на мусульманскую религию и многочисленный аппарат духовенства.[17]

Однако все усилия правящих кругов и верных им служителей культа не приносили сколько-нибудь заметных результатов и не остановили процесс распространения в обществе оппозиционных идей и взглядов. В этих условиях крайне правые консервативно-клерикальные круги решили прибегнуть к открытому массовому выступлению, наподобие тех, которые в 20-х годах ХХ в. принесли им несомненные успехи в борьбе против прогрессивных преобразований режима младоафганцев, с тем, чтобы не только нанести удар по левым силам и устранить их из политической жизни страны, но и заставить правящую верхушку отказаться от попыток проведения даже самых поверхностных, «косметических», реформ буржуазного характера. Предлогом к выступлению духовенства явился 99-й номер газеты «Парчам» от 22 апреля 1970 года, вышедший на 12 полосах большого формата и целиком посвящённый В. И. Ленину и ленинизму, а также сообщениям о праздновании ленинского юбилея в Афганистане. В этом номере газеты, как уже говорилось выше, было опубликовано и стихотворение «Горн революции», заканчивавшееся словами: «Слава этому великому вождю, великому Ленину!» («доруд бад бэ ан рахбар-е бозорг, Ленин-е кабир»).

Клерикалы, придравшись к слову «доруд» (буквально: поклон, приветствие, хвала), которое, по их мнению, может быть употреблено только по отношению к пророку Мухаммеду, обвинили издателей газеты в «нарушении исламской традиции», в «кощунстве против религии» и на этом основании потребовали запрещении газеты «Парчам».

По призыву влиятельных духовников, организовавших «Комитет, ответственный за дела ислама», в Кабул из различных районов страны, главным образом из южных и восточных провинций, прибыло не менее полутора тысяч служителей культа. Они сразу же приступили к проведению шумных сборищ, привлекая на свою сторону религиозно настроенную часть городского населения, прежде всего деклассированные элементы.

Двор и правительство вначале благосклонно отнеслись к данному выступлению клерикалов. Они разрешили консервативному духовенству ежедневно собираться в мечети «Пули-Хешти» — главной соборной мечети Кабула, устраивать при покровительстве полиции массовые шествия по улицам столицы под черными флагами и антикоммунистическими лозунгами, передавать через усилители чуть ли не на весь город подстрекательские речи мусульманских ораторов, а также использовать государственную типографию для печатания злобных листков.[17]

Следует заметить, что в эти дни для прогрессивной общественности Афганистана не было никаких сомнений в том, что монархическая верхушка явно рассчитывает использовать консервативные клерикальные круги в качестве своеобразного буфера для ослабления деятельности группировок, требовавших глубоких социально-экономических и политических преобразований в стране, и вместе с тем, прикрываясь ссылками на выступление духовенства, как на некое требование «народа», оправдать репрессивные меры в отношении оппозиционных движений, неугодной частной прессы и их руководителей.

В течение первых дней шабаша духовенство выработало более десятка требований к правительству. Последнему в ультимативной форме предлагалось их выполнить. Главными из них были: запретить газету «Парчам» и наказать её издателей; не допускать проникновения в страну коммунистических идей; запретить ношение мини-юбок и брюк-клеш молодыми людьми и ввести обязательное ношение национальной одежды; запретить демонстрацию иностранных фильмов, показывающих оголенных женщин; уволить женщин из государственных учреждений и дать работу всем мужчинам-кормильцам семей. Необходимо подчеркнуть, что духовные деятели, выдвигая эти и другие подобные требования, постоянно апеллировали к народным массам, широко спекулируя при этом и на их религиозных чувствах, и на их тяжёлом материальном положении.

День ото дня число требований духовенства увеличивалось и вместе с ними все яснее становились политические позиции устроителей данного выступления. Кредо крайне правых духовных лидеров Афганистана было отчетливо изложено в листовке, отпечатанной типографическим способом и распространявшейся в Кабуле и других городах страны в мае 1970 года. В ней поток брани был направлен прежде всего на советскую действительность. При этом на все лады перепевался тезис о «восточном империализме» и делалась бездоказательная попытка отождествить цели внешней политики Советского Союза с политикой Запада.[17]

Авторы листовки обрушились также на политические течения и группировки в стране, как оппозиционные, так и проправительственные, обвиняя их в том, что все они «стремятся укрепить в стране позиции международного империализма» и «ликвидировать национальное единство». Далее в листовке утверждалось, что правящие круги Афганистана создают-де благоприятную почву для деятельности всех этих группировок и «плечом к плечу с ними выступают против ислама и религиозного движения». Листовка заканчивалась призывом к «обездоленным мусульманам» подниматься на «священную войну против всех антиисламских элементов», «против всех течений…, в поддержку священных положений религии». Весьма оригинальными были заключительные призывы-лозунги листовки: «Долой сторонников ленинизма!, Долой эксплуатацию Востока и западный империализм!, Смерть шпионам социал-империализма!, Смерть шпионам США и русского ГПУ!».

После опубликования указанной листовки стало абсолютно ясным, что выступление духовенства вышло из-под контроля правящих кругов и не оправдало их надежд. В этой обстановке династия и правительство, опасаясь, как бы дальнейшее развитие событий не привело к открытому антиправительственному мятежу, решили положить конец сборищам духовников. Вечером 24 мая 1970 года по кабульскому радио было передано правительственное сообщение, в котором после признания того, что клерикалы «стали подстрекать к противозаконным действиям», говорилось: «Правительство в целях сохранения порядка и общественной безопасности и в соответствии со своими обязанностями в данной области объявляет о прекращении этих сборищ. Силам безопасности даны на сей счет необходимые указания».[18]

В ночь с 24 на 25 мая войска, применив силу, вывезли из столицы всех духовников, прибывших сюда накануне из других провинций. Что касается влиятельных мусульманских деятелей — непосредственных вдохновителей и организаторов указанных событий, то они, убедившись в провале своих замыслов, поспешили заявить о своей лояльности режиму и «непричастности» к антиправительственному аспекту происшедшего.

Однако консервативное духовенство провинций не собиралось складывать оружие. Разъехавшись по городам и деревням страны, оно продолжало нагнетать обстановку. Особенно тревожное положение в связи с этим сложилось в конце мая в Мазари-ШарифеДжелалабаде и некоторых других пунктах Афганистана.

Выступление клерикалов в Мазари-Шарифе началось ещё 19 мая и проходило параллельно с кабульскими событиями. В нём принимали активное участие учащиеся медресе (духовной школы), муллы мечетей Мазари-Шарифа, приезжие служители культа из Ташкургана, Акчи, Шибиргана и других городов севера страны, а также люмпены города. Кроме того, духовенство пыталось привлечь на свою сторону рабочих-нефтяников, строителей автодороги и других объектов, сооружавшихся при технико-экономической помощи Советского Союза. Однако все эти попытки успеха не имели.

Духовники Мазари-Шарифа обращались за поддержкой не только к местным мусульманам, но и к мусульманам других стран, прежде всего Пакистана и Саудовской Аравии, стремясь таким образом заручиться иностранной поддержкой и придать своим действиям международный резонанс.[17]

В ходе многодневных митингов и демонстраций в Мазари-Шарифе властям был предъявлен ряд требований, как-то: уволить губернатора провинции, поскольку он-де является «предателем родины и интересов ислама»; отстранить от службы Кари Абдул Гафура, настоятеля гробницы Али в Мазари-Шарифе, и ряд других мулл города, так как они якобы недостаточно компетентны в вопросах религии (главная причина этого требования заключалась, однако, в том, что Кари Абдул Гафур и другие муллы составляли проправительственную группировку духовенства и выступали, в противовес клерикалам-ортодоксам, за приспособление догм ислама к духу времени); запретить вход женщинам на территорию гробницы Али, поскольку большинство из них приходит-де не на молитву, а для охоты за богатыми молодыми людьми; запретить женщинам ходить в коротких платьях и юбках, потому что это противоречит законам ислама; разрушить театр Балхской провинции (в Мазари-Шарифе), а труппу его разогнать, так как на его сцене в большинстве своем выступают женщины (23 мая разбушевавшаяся толпа, не ожидая решения властей, разрушила сцену театра и разогнала труппу).

Продолжавшиеся несколько дней демонстрации и митинги в Мазари-Шарифе привели в замешательство местные власти, а губернатор провинции вынужден был бежать в Кабул. В конце мая, после того, как представители провинциальной администрации обещали на встрече с крайне правым духовенством выполнить большую часть его требований, обстановка в городе нормализовалась.

Но наиболее острый и драматический характер приняло выступление духовенства на востоке страны, в Джалалабаде. Здесь его возглавили муллы, накануне вывезенные из Кабула, низшее и среднее духовенство города, а также верхушка племени шинвари, недовольная мерами правительства по пресечению контрабанды товаров, которой она традиционно занималась в течение многих десятков лет попутно с перевозкой грузов своим автотранспортом из Пакистана в Афганистан и обратно. Высшие духовные деятели Джалалабада открытого участия в этом выступлении не принимали.[17]

Джалалабадские события развивались следующим образом. Утром 27 мая по призыву духовенства в город из близлежащих населённых пунктов вошли не менее 2500 человек, в основном крестьян во главе со своими служителями культа, и остановились у главной мечети. К ним присоединились религиозно настроенные городские мелкие торговцы, ремесленники и кустари, а также значительное число деклассированных элементов. К полудню толпа уже составила не менее 5 тысяч человек.

Заправилы этого сборища, выступая перед собравшимися, постарались с самого начала придать ему антисоветскую направленность. Они, имея в виду прежде всего советских специалистов, работавших на сооружении Джалалабадской ирригационной системы, выдвинули лозунги: «Иностранцы — кафиры, убирайтесь домой!», «Своим пребыванием вы подрываете устои ислама!» и др.

Во второй половине дня наэлектризованная духовниками толпа двинулась к гостинице «Спингар», где обычно останавливались иностранцы, ворвалась в неё и начала ломать окна, двери и оборудование, выбросила всю мебель во двор и подожгла её, выкрикивая при этом, что «гостиница растлевает молодёжь». Такому же разгрому была подвергнута книжная лавка, витрина советско-афганской дружбы, кинотеатр, где со стены под крики «Король — кафир!» был сорван большой портрет Захир-шаха и разорван в клочья. Затем толпа, скандируя антиправительственные лозунги и восхваляя ислам, ринулась к женскому лицею и учинила в нём погром. К счастью, в этот день в лицее не было занятий и поэтому обошлось без человеческих жертв. Погромщики намеревались также захватить местную тюрьму и выпустить заключённых, однако успеха не имели.[17]

Полиция неоднократно пыталась остановить бесчинства религиозных фанатиков, но была закидана камнями и палками. Убедившись, что полиция не в состоянии навести порядок, власти ввели в центр города армейские подразделения на танках и бронетранспортерах. Они окружили демонстрантов и потребовали разойтись. В ответ в солдат полетели камни, в результате чего 4-5 человек из них получили ранения. В создавшихся условиях войска произвели ряд предупредительных выстрелов в воздух. Только после этого толпа стала постепенно рассеиваться. Когда на площади осталось примерно 700—800 человек, полиция приступила к массовым арестам. Войска незамедлительно заняли центральные улицы и площади и перерезали все дороги, ведущие в Джалалабад, а также связывающие между собой населённые пункты Джалалабадской долины. Одновременно часть войск была переброшена к афгано-пакистанской границе. Данная мера вызывалась необходимостью пресечь вмешательство в афганские события со стороны реакционных кругов мусульманского духовенства Пакистана, а также не допустить ситуации, которая могла бы привести к межгосударственному афгано-пакистанскому конфликту.

В последующие дни, несмотря на официальное запрещение, небольшие группы по 200—300 человек все ещё продолжали проведение своих сборищ в окрестностях города. В этот период духовенство стало подстрекать население к поджогу государственной механизированной фермы «Газиабад», построенной при финансовом и техническом содействии СССР в зоне Джалалабадской ирригационной системы. Чтобы не допустить этого, по распоряжению правительства для её охраны было направлено несколько рот солдат на бронетранспортерах. Следует заметить, что и здесь, в Джалалабаде, как и в Мазари-Шарифе, афганские граждане, занятые на строительстве ирригационного комплекса, не принимали никакого участия в акциях консервативно-клерикальных сил, несмотря на их усиленные призывы.

В начале июня выступление крайне правых духовников повсеместно было подавлено. Не достигнув своих глобальных целей (если не считать запрета издания газеты «Парчам»), они перешли к акциям насилия и запугиванию в отношении тех, кто, по их взглядам, нарушал установления мусульманской религии. К примеру, в Кабуле, по сообщениям официальной прессы, было зарегистрировано много случаев разбрызгивания серной кислоты на открытые части тела женщин и девушек, которые появлялись на улицах города в европейском платье. Причём некоторые из них были госпитализированы. В качестве непосредственных исполнителей этих диких актов использовались подростки.[17]

В афганские события апреля-июня 1970 года пытались вмешаться и зарубежные силы. В частности, в провоцировании джалалабадских беспорядков были замешаны пакистанские высшие духовные деятели. В числе арестованных оказалась и их агентура. Представляется совершенно не случайным, что король Саудовской Аравии избрал именно начало июня для своего официального визита в Афганистан, хотя приглашение посетить эту страну было сделано ему несколько лет тому назад. В этом явно прослеживалось стремление продемонстрировать поддержку афганским консервативно-клерикальным кругам в их борьбе против левых, демократических сил.

Итак, общественно-политическая борьба, развернувшаяся в Афганистане в 60-х годах, особенно в их второй половине, отчетливо показала, что правое крыло мусульманского духовенства во главе со своими влиятельными духовными лидерами по-прежнему оставалось основным ударным кулаком лагеря реакции в его борьбе против демократических группировок и одним из главных опор монархического режима. Хотя оно в последние десятилетия и утратило свои исключительные позиции в области духовного влияния на общество, тем не менее все ещё представляло собой серьёзную силу и располагало большими возможностями для вмешательства в общественно-политическую жизнь страны и государственные дела.[17]

Характерными чертами поведения клерикальной верхушки в указанные годы являлись постоянное обращение за поддержкой к религиозным городским низам и обездоленным деревенским жителям, спекуляции на их тяжёлом материальном положении, воинственные призывы к защите исламских традиций и освящённого исламом социального порядка, подчеркивание при всяком удобном случае своей независимости от светских властей и оппозиции к ним. Всем этим она рассчитывала предстать в глазах тёмных и забитых масс своих последователей «защитниками» народных интересов и мусульманских ценностей и таким образом повысить свой религиозный и политический авторитет. Что касается разногласий правого крыла клерикалов с династией, то они (эти разногласия) никогда не заходили далеко, носили неглубокий характер и ни в коем случае не затрагивали монархические устои власти. Мусульманские консервативные лидеры, выступая иногда с антиправительственных позиций, всего лишь хотели заставить правящие круги отказаться от осуществления рекламировавшихся планов либерализации монархического режима и ограниченных программ экономического обновления страны, а также подтолкнуть двор и правительство к более решительным действиям против демократической оппозиции.

Кстати, "афганской исламской революции" в 70-е у нас еще не было?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Мне кажется надо сделать так, что бы у власти в Афганистане остался король. А вообще  какие были внутренние или внешние причины для свержения короля? Чем он и его режим  не устраивал?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати, "афганской исламской революции" в 70-е у нас еще не было?

Будет забавно. Но это скорее приведет к войне афганистана с Ираном Хомейни - тот полезт спасать шиитских братушек от разгула суннитских еретиков.

Собственно в РИ афанской войне персы использовали афганских шиитов как источник живой силы для ирано-иракской войны - их призывали в иранскую армию с территории афганистана.

Советская армия смотерла на это сквозь пальцы.

Самое смешное в что сейчас персы точно так же ловят афганских шиитов - фарсиванов и хазарейцев и отправляют их воевать в Сириию и риак против ИГИЛ, ФСА и Нусры - большая часть иранских войск там это афганские шиитские "интербригадовц" защищающие Кербелу и Саеду Зейнаб.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но это скорее приведет к войне афганистана с Ираном Хомейни - тот полезт спасать шиитских братушек от разгула суннитских еретиков

Зависит от того, когда эта самая исламская революция произойдет. Если до 1979- то может шаху будет предостережение и в Иране самом исламской революции не будет.

А если после или исламская революция в Афганистане никак не повлияет на исламскую революцию в Иране- сдается мне Хомейни все равно побоится спиной к Хуссейну поворачиваться. А если и повернется...тем хуже для него.

Самое смешное в что сейчас персы точно так же ловят афганских шиитов - фарсиванов и хазарейцев и отправляют их воевать в Сириию и риак против ИГИЛ, ФСА и Нусры - большая часть иранских войск там это афганские шиитские "интербригадовц" защищающие Кербелу и Саеду Зейнаб

Замкомандуюещго КСИР это все равно не уберегло (офф)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А вообще  какие были внутренние или внешние причины для свержения короля? Чем он и его режим  не устраивал?

Тем, что у него были сыновья. Шестеро, так что у двоюродного брата шанса на престол не оставалось, А из премьеров его кузен ещё в 1963 году выгнал, за "перегибы". 

Дауд "красный принц" только с точки зрения Запада, за то, что во время его премьерства Афганистан конфликтовал с проамериканским Пакистаном. А так обычный авторитарный диктатор

сразу же после переворота были распущены парламент и Верховный суд, запрещена деятельность политических партий.

Потом он свою организовал, единственно дозволенную. Вначале получал некоторую поддержку левых, борясь с правой оппозицией, но когда несколько расчистил поляну с этой стороны 

Только за первые пять месяцев существования республики были раскрыты два крупных антиправительственных заговора. Первый из них, сорванный в сентябре 1973 года, возглавил бывший премьер-министр М. Х. Майвандваль, пользовавшийся как в стране, так и за рубежом репутацией деятеля прозападной ориентации.

По подозрению в заговоре было арестовано более 100 влиятельных деятелей прежнего режима. Среди них оказались пять бывших депутатов парламента, четыре крупных коммерсанта, 11 представителей интеллигенции и большая группа высокопоставленных армейских чинов, в том числе бывший командующий ВВС и ПВО, никогда не скрывавший своих проамериканских взглядов и постоянно поддерживавший тесные контакты с сотрудниками посольства США в Кабуле генерал-полковник в отставке Абдурраззак, бывший губернатор Нангархара генерал-лейтенант в отставке Хан Мухаммад, бывший командующий полицией и жандармерией генерал-лейтенант Мухаммад Рахим, полковник Заргун Шах, Саид Амир, Кохат, Ковват-хан Бридваль и другие. По сведениям афганской печати, в ходе следствия была выявлена связь группы М. Х. Майвандваля с правительственными кругами Пакистана, которые обещали ей не только финансовую поддержку, но и помощь оружием. В планах заговорщиков предусматривались нанесение силами их сторонников в ВВС бомбовых ударов с воздуха по верным республиканскому режиму частям сухопутных войск в Кабуле, Кандагаре и других местах, а также, в случае необходимости, проведение «освободительного рейда» с чужой территории вглубь Афганистана с целью захвата Кабула.

Несколько дней спустя после ареста М. Х. Майвандваль был обнаружен в своей камере повешенным. Согласно официальным сообщениям, он покончил жизнь самоубийством. Однако многие как в Афганистане, так и за рубежом подвергают эту версию серьёзному сомнению. Другие участники заговора были преданы суду военного трибунала, который в декабре 1973 года приговорил пятерых из них, включая и М. Х. Майвандваля, к смертной казни, остальных — к различным срокам тюремного заключения. Двое были оправданы.

Второй не менее опасный заговор, организованный влиятельным духовенством и возглавленный бывшим руководителем службы государственной безопасности монархического режима генералом Хабибуллой Рахманом, был раскрыт в конце 1973 года. По этому делу в течение нескольких дней, начиная с ночи с 19 на 20 декабря, было арестовано более 600 религиозных деятелей, членов клерикальных группировок, военных, представителей интеллигенции и других слоев населения. Х. Рахман был приговорен к смертной казни, один из заговорщиков — к пожизненному заключению и 10 человек — к различным срокам лишения свободы. Как указывалось, в заговоре принимала участие военная секция «Мусульманской молодёжи». При обыске в доме одного из арестованных религиозных лидеров маулави Файзуллы было обнаружено более 100 тысяч долларов и материалы, свидетельствовавшие о том, что он был связан с иностранной агентурой. После провала указанного заговора члены руководства секции инженер Мухаммад Иман, маулави Хабибуррахман и другие бежали в Пакистан

Наиболее непримиримую позицию по отношению к республиканскому правительству М. Дауда заняла группировка «Мусульманская молодёжь». В этот период в её руководстве фактически произошёл раскол, основной причиной которого явились разные подходы двух крыльев — молодёжного (экстремистского) и «умеренного» (т. н. «стариков») — к вопросам тактики и форм борьбы с новым, республиканским режимом. Первое из них выступало за немедленную подготовку вооруженного восстания против «безбожного» правительства М. Дауда, изгнание «коммунистов» из государственных органов и образование «подлинно исламской республики». Другое же крыло считало восстание авантюрой, обреченной на поражение, и предлагало вести тщательную подготовку к совершению военного переворота. Верх в руководстве организации взяло, однако, молодёжное крыло. Оно, поощряемое и поддерживаемое влиятельными консервативными и клерикальными кругами страны, активно подключилось к подготовке антиправительственных заговоров. При этом основная ставка делалась на сторонников организации в армии.

Следующий крупный заговор с участием исламских радикалов и военных был сорван в июле 1974 года. Незадолго до этого в руки органов безопасности при обыске в книжных лавках-библиотеках, расположенных в районе Димазанг и соборной мечети «Поли-Хешти» (последняя лавка принадлежала маулави из Герата Файзани, который ещё в 1970 году установил связи с «Мусульманской молодёжью»), попали важные документы о деятельности организации и списки её членов в центре и в провинциях. По этому делу было арестовано до 300 человек, среди которых оказались активисты и руководители «Мусульманской молодёжи» — инженер Хабибуррахман (приговорен к смертной казни и расстрелян), Файзани и С. Насратьяр (оба осуждены на пожизненное заключение), профессор Г. М. Ниязи (по некоторым данным, позже, ещё при М. Дауде, был казнен). В ходе следствия была установлена связь этой группы путчистов с религиозными кругами ряда арабских стран, от которых они получали деньги и оружие.

Многочисленные аресты заговорщиков и суровые приговоры в отношении их не остановили, однако, консервативно-клерикальные круги в их попытках свергнуть режим М. Дауда. Оставшиеся на свободе участники указанного заговора создали подпольный «Комитет партизанских действий». Ряд членов руководства и функционеров «Мусульманской молодёжи» (Г. Хекматьяр, профессор Голь Мухаммад, Б. Раббани, Мухаммад Наджир Бадахши, Мухаммад Насим Тарек Мослемьяр, инженер Абдул Алам и др.) эмигрировали в Пакистан, где были гостеприимно встречены крайне правой религиозно-политической организацией «Джамаат-и ислами». Здесь им, как оппозиции М. Дауду, была также оказана со стороны правительстваЗ. А. Бхутто помощь оружием, снаряжением и финансами. Более того, активисты «Мусульманской молодёжи» при содействии и при непосредственном участии спецслужб Пакистана прошли военную подготовку и составили костяк так называемого «авангарда джихада».

21 июля 1975 года под руководством «Мусульманской молодёжи» началось антиправительственное вооруженное восстание в Панджшерской долине, а затем в провинциях БадахшанЛогарЛагманПактия и Нангархар. По времени оно совпало с восстанием, которое подняли в северо-восточных провинциях Афганистана сторонники Бахруддина Баэса, руководителя будущей «Организации федаев трудящихся Афганистана» (ОФТА). По неподтвержденным данным, в вопросах борьбы против даудовского режима они сотрудничали с «Мусульманской молодёжью» и группировкой Шоалеи джавид. Восстание, однако, не было поддержано местным населением, на что рассчитывали его зачинщики, и регулярные части афганской армии совместно с подразделениями полиции без особых усилий подавили его. Многие ветераны «Мусульманской молодёжи» или погибли в бою, или были схвачены и преданы суду военного трибунала (перед судом предстало 100 человек), или же бежали в Пакистан, где получили статус политических беженцев («мохаджеров»). По данным, приводимым в западной печати, афганские экстремисты в противоборстве с властями в конце 60-первой половине 70-х годов потеряли только убитыми до 600 человек. Брошены были в тюрьмы и активисты Шоалеи джавид. Ряд их них, в том числе один из её руководителей доктор Рахим Махмуди, повешен

Ещё один заговор против правительства М. Дауда, ликвидированный в декабре 1976 года, возглавил тесно связанный с клерикальными кругами и шиитскими духовными лидерами страны начальник артиллерийского управления министерства национальной обороны генерал Сеид Мир Ахмад Шах. Заговорщики ставили своей целью создать в Афганистане теократическое государство во главе с «праведным президентом», избранным из среды духовенства, утвердить в стране власть «прогрессивного ислама» и «искоренить влияние коммунистов»

К середине 70-х годов «Мусульманская молодёжь» была обескровлена и практически перестала существовать как организация. На её осколках ещё с 1974 года Г. Хекматияр, укрывшись в Пакистане, стал создавать Исламскую партию Афганистана (ИПА). С ним непродолжительное время (примерно три месяца) в рамках новой партии сотрудничал Б. Раббани. Однако вскоре он со своими сторонниками образовал самостоятельную организацию — Исламское общество Афганистана (ИОА).

начал давить левых, 

В 1977 была принята новая конституция страны, вводившая пост президента (который занял Дауд) и однопартийную систему с правящей Партией национальной революции, учреждённой Даудом. К этому времени все леворадикальные деятели из числа молодых офицеров были вынуждены покинуть правительство; в 1977 был уволен просоветски настроенный заместитель премьер-министра Мухаммед Хасан Шарк, бывший в течение многих лет ближайшим соратником Дауда. Создание однопартийной системы вызвало негодование со стороны левой Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). Отношения Дауда с СССР осложнились, зато произошло сближение с западными странами и консервативными мусульманскими режимами, а также определенная нормализация отношений с Пакистаном.

И вариант "возвращения законной эмирской династии", наподобие действий РККА в 1929

http://www.rkka.ru/ibibl1.htm

мог бы оказаться выгоднее тем, что правые были бы расколоты, а левые (а условием возвращения короля было бы. безусловно,формирование правительства из просоветских деятелей) имели бы "тормоз" в виде короля, удерживавшего от перегибов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Во время "американского" вторжения в Афганистан "США" ещё не натаскана насаждать террористов и не сможет без стимула для местных в виде советской угрозы не сможет сделать это столь же эффективно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да,и за что его, собственно, сняли в 1963.

В 1962-1963 годах по его указанию сюда (в Пакистан) был заброшен ряд диверсионных групп, одну из которых возглавил известный в афганских армейских кругах, авантюрист по натуре, майор-десантник Сафи. Эти группы, действуя под видом «национальных моджахедов Пуштунистана» («моджа-хедин-е мелли-йе Пуштунистан»), подрывали мосты, линии коммуникаций и важные хозяйственные объ-екты, совершали вооруженные нападения на пограничные посты и полицейские участки, убивали госу-дарственных служащих, привлекали в свои отряды местных жителей-пуштунов и т.п. Однако все их усилия особого успеха не имели. 

Но после ухода из премьеров эти его действия создали ему ореол "борца за права пуштунов", однако после прихода к власти он начал нормализовать отношения с Пакистаном, признал "лини Дюранда", и ореол пригас, а поддержка националистов ослабела. Религиозники его не любили сильно,в частности за

Так, в 1959 году в связи с выступлением духовенства против снятия женщинами чадры ряд мулл был повешен, глава клана хазратов М.И. Моджаддеди и некоторые другие брошены в тюрьму, наиболее ретивым духовникам был запрещен выезд за границу, распущен Совет улемов.

На его репутацию "красного принца" сильно поработали американцы, безоглядно поддерживавшие Пакистан, а когда Дауд обратился к ним за поставками оружия - отказавшие. Ну, поскольку конкурирующий поставщик был рядом, и с очень выгодными условиями поставки, давление на него этим отказом осуществить не удалось. А поскольку поставки оружия сопровождались и обучением в советских училищах, появилась и просоветская прослойка офицерства (50% офицеров в армии и 90% в ВВС к 1978 были обучавшиеся в СССР). Ну, а закрепили "успех" американцы своим дипломатическим искусством:

В даудовском крене в сторону социалистического лагеря немалую роль сыграли негибкие, недально-видные, пренебрежительно-барские, а порой грубые и оскорбительные подходы американской диплома-тии к Афганистану того времени и лично к Дауду. Это вынужден был впоследствии признать высокопо-ставленный сотрудник госдепартамента США, бывший работник американского посольства в Кабуле Ле-он Б. Пуллада. По его заслуживающему внимания яркому свидетельству, американский посол в Афгани-стане Энгус Уорд «презирал Дауда, считая его хитрым, ненадежным и безрассудным», а «резидент ЦРУ в Кабуле, пользовавшийся большим влиянием на Уорда, отличавшийся фривольным поведением, большим пристрастием к спиртному и наклонностями авантюриста с пистолетом за поясом и воображавший себя этаким Лоуренсом Афганистана, плел заговоры вместе со своими пакистанскими коллегами и диссиден-тами из королевской семьи, чтобы «дестабилизировать» даудовский режим»

Сам же по себе он был отнюдь не "красный", а пуштунский националист и властолюбец, утративший надежды на престол законным путём, и решивший быть властителем в формальной республике, а не безвластным членом королевской семьи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Мне доводилось читать, что таки присылали мы среднеазиатов.И не всегда это было хорошо-пуштуны их не жаловали...

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мусульманские_батальоны

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас