Набонид побеждает персов, или Вавилонская империя вместо Ахеменидской

37 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

А что собственно будет в ситуации уцелевшей и укрепившейся Нововавилонской империи с евреями ? В такой ситуации вавилонское пленение евреев будет продолжаться и далее . Значит оно вполне может продлится и ещё 100-200 лет . И выселенные евреи могут и полностью ассимилироваться . Надо ещё вспомнить про значительное влияние и вавилонского пленения , затем освобождения евреев персами и раннего зороастризма на всё иудейское богословие .

Разумеется. По монотеизму в этой АИ будет нанесен сильнейший удар - иудеев, скорее всего, ассимилируют, а жестко-монотеистический зороастризм как государственная религия так и не утвердится в иранском мире. Кроме того, поскольку реформы Набонида были направлены на поддержку конкурирующих с жречеством Мардука (провозглашавшим своего бога чуть ли не единым богом) храмов Сина, Шамаша и Иштар, развитие монотеистических тенденций в Месопотамии также будет "подморожено". Правда, остается Греция (у тамошних философов (около)монотеистические концепты тоже были).

Изменено пользователем Novice

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Правда, остается Греция (у тамошних философов (около)монотеистические концепты тоже были).

Явный монотеизм известен и проявился уже у многих философов и писателей классической Греции ( вроде монотеизма Ксенофана ) , и очень заметные монотеистические тенденции были в рамках эллинизма .

Причем они по всей видимости возникли без стороннего влияния .

Ксенофан (возможно, что первый сознательный греческий  на 100%  монотеист) писал о Боге так : "Он всегда остается в одном и том же месте, совершенно неподвижный; ему не пристало появляться в разных местах в разное время, однако он без труда потрясает все сущее силой своего разума. Все в нем видит, все мыслит и все слышит"

Во всяком случае говорить об каком-то влиянии на античных греческих и эллинистических монотеистов иудаизма никак нельзя .

Более того ситуация совершенно обратная , классический иудаизм развивался под сильным влиянием эллинизма и зороастризма и монотеистические тенденции эллинизма и дуализм зороастрийский нашли отражение в иудейском монотеизме .

Известно ,что первоначальный иудаизм категорически отрицал все понятия о загробной жизни( более того это считалось языческим предрассудком ) и о посмертном воздаянии за добрые дела и за грехи .

Бессмертие души и(или ) воскресение мертвых первоначально иудаизмом полностью отрицалось .

Только под влиянием эллинизма и зороастризма в иудаизм проникли понятия об бессмертии души и о посмертном воздаянии .

Вопрос таким образом в том , в какие формы вылился-бы эллинистический или восточный  монотеизм .

Об этом есть очень интересное мнение историка науки и известного математика Ван Дер Вардена .

В общем по Ван Дер Вардену получается ,что в эллинистических государствах и шире на всем Востоке лет эдак 400-500 варилась смесь из : классического зороастризма с его верховным Богом Ахура-Маздой , позже зороастризма дуалистического , ещё позже зерванизма , разных местных греческих и эллинистических монотеистических тенденций , различных восточных культов с их доктриной бессмертия души и загробного воздаяния и астрологии в форме космической религии .

Таким образом ,что-то монотеистическое на Востоке получилось-бы неизбежно .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Во всяком случае говорить об каком-то влиянии на античных греческих и эллинистических монотеистов иудаизма никак нельзя . Более того ситуация совершенно обратная , классический иудаизм развивался под сильным влиянием эллинизма и зороастризма и монотеистические тенденции эллинизма и дуализм зороастрийский нашли отражение в иудейском монотеизме . Известно ,что первоначальный иудаизм категорически отрицал все понятия о загробной жизни( более того это считалось языческим предрассудком ) и о посмертном воздаянии за добрые дела и за грехи . Бессмертие души и(или ) воскресение мертвых первоначально иудаизмом полностью отрицалось . Только под влиянием эллинизма и зороастризма в иудаизм проникли понятия об бессмертии души и о посмертном воздаянии . Вопрос таким образом в том , в какие формы вылился-бы эллинистический или восточный монотеизм .

Я в курсе:).

Таким образом ,что-то монотеистическое на Востоке получилось-бы неизбежно .

Вопрос в том, где. Мидия и Иран тут захвачены вавилонянами, а в самом Вавилоне в случае успеха реформ Набонида позиции жречества Мардука, продвигающих монотеистическую картину мира, в рамках которой Мардук бог-создатель, а все остальные боги не более чем приложение к нему, явно ослабнут. Остаются греки и цари-эллинофилы Лидии, выступающие в качестве протекторов греческих колоний Малой Азии. Проблема в том, что в античном мире монотеизм окончательно возобладал только в лице христиан, а христианство, как ни крути - производная от иудаизма (пусть и эллинизировавшаяся вовсю...). Следовательно, как минимум века до IV-ого (нашей эры) монотеизация восточному Средиземеноморью не светит от слова "совсем".

Изменено пользователем Novice

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А что там "по Андерсону"?

http://flibusta.is/b/124634

рекомендую почитать

как и весь цикл про Патруль времени

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Разумеется. По монотеизму в этой АИ будет нанесен сильнейший удар - иудеев, скорее всего, ассимилируют, а жестко-монотеистический зороастризм как государственная религия так и не утвердится в иранском мире

Сомневаюсь, что от отсутствия Ри-ого иудаизма позиции монотеистов будут слабее. ЕМНИП,  зарождение монотеизма и его укрепление, при прочих равных, детерминировано.Ну будет центром распространения монотеистических идей не Палестина, а Северная Малая Азия (Кебела, Апис), или Иран (Митра). 

Не говоря уже про многие но: удержит-ли Набонид власть, не рассыплется-ли его империя после его смерти, что помешает оставшимся иерусалимским не переселённым иудеям создать примерно то-же учение ит.д.

 

И отдельный вопрос: что будет на Востоке Ирана и в Средней Азии? Переферийные княжества, или они выступят в роли этаких монголов, завоюя большую часть Ирана?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

что будет на Востоке Ирана и в Средней Азии? Переферийные княжества, или они выступят в роли этаких монголов, завоюя большую часть Ирана?

а почему они должны выступить в роли монголов?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо.

зарождение монотеизма и его укрепление, при прочих равных, детерминировано

Весь вопрос в том, когда и в какой форме он возобладает.

Кебела

кИбела она. И откуда инфа, что её культ был единобожным?

Митра

Митраизм - это в чистом виде элиннистический новодел.

удержит-ли Набонид власть

До поражения в войне с персами - благополучно удерживал, а вавилонскую оппозицию успешно

не рассыплется-ли его империя после его смерти

Наследник у него способный, во всяком случае. Плюс Набонид проводил весьма разумную политику переселения колонистов-вавилонян в завоеванные земли (например, в Аравию). А если его реформы будут доведены до конца - он сможет, успешно опираясь на "арамейскую военщину" и возрожденные им региональные культы, давить оппозицию в лице жречества и торговых кругов. Да и те не дураки - они сами заинтересованы в продолжении существования Нововавилонского царства (если оно и дальше будет успешно расширяться), только будут пытаться перехватить власть из рук царя. Ну так то для Месопотамии не впервой.

что помешает оставшимся иерусалимским не переселённым иудеям создать примерно то-же учение ит.д.

Отсутствие Храма и поддержки персидского государства, например?

И отдельный вопрос: что будет на Востоке Ирана и в Средней Азии? Переферийные княжества

Периферийные княжества, захолустье мира. Там, скорее всего, и государствообразование-то только-только началось.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а почему они должны выступить в роли монголов?

Ну, по логике, после падения персов на большей части Ирана должен образоваться вакуум власти, которым вполне могут воспользоваться согды и саки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

которым вполне могут воспользоваться согды и саки.

не готов спорить

но вроде ни скифы ни саки особенно не прославились "набиганиями"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

но вроде ни скифы ни саки особенно не прославились "набиганиями"?

Вот-вот. Разве что парфяне отличились, но уже сильно потом.

согды

Согды оседлый народ, им бы свои проблемы сейчас решить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

кИбела она. И откуда инфа, что её культ был единобожным?

В более поздние времена он вроде-бы стал вполне единобожным. К тому-же он был тесно связан с монтеистическим культом Аттиса.

Митраизм - это в чистом виде элиннистический новодел.

Он, на сколько я знаю, успел стать монотеистическим ещё в Малой Азии.

Периферийные княжества, захолустье мира. Там, скорее всего, и государствообразование-то только-только началось.

Ну к приходу персов там были остаточно развитые городские общины (тот-же Мерв).

но вроде ни скифы

Ну скифы вполне прославились (их вторжения на плечах киммерийцев в Малую Азию и дальше). А у саков до падения персов-ахеменидов просто не было возможности.

Согды оседлый народ, им бы свои проблемы сейчас решить.

Но они вполне могут стать пром. базой для дальнейших завоеваний саков.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В более поздние времена он вроде-бы стал вполне единобожным. К тому-же он был тесно связан с монтеистическим культом Аттиса.

Откуда инфа?

Он, на сколько я знаю, успел стать монотеистическим ещё в Малой Азии.

Разве? Митра изначально - всего лишь один из богов иранского пантеона.

Ну к приходу персов там были остаточно развитые городские общины (тот-же Мерв).

Ну может быть. Но вряд ли они всерьез схлестнутся с той же Вавилонией.

А у саков до падения персов-ахеменидов просто не было возможности.

Ну вот силы среднеазиатских государств оседлых иранцев и уйдут на отражение атак саков.

Но они вполне могут стать пром. базой для дальнейших завоеваний саков.

Сакам надо сначала их завоевать. В РИ они, наоборот, оборонялись от нападений персов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас