Крылатые хищники: авиация Белого Петербурга

1 сообщение в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Авиация Северной армии П.Р. Бермондт-Авалова в годы Гражданской войны в России (1918 – 1922)

 

Процесс создания авиации для белогвардейской Северной армии был запущен в начале 1919 г. В феврале 1919 г. в Шавлях при Курляндском авиапарке закончил формирование авиаотряд имени графа Келлера в составе 12 самолётов. Там же находился и авиаотряд полковника Вырголича, который получил наименование «1-й колчаковский авиаотряд». Командовал авиацией Северной армии подполковник Б.Н. Фирсов. Процесс шёл дальше – и в течение марта-апреля было сформировано ещё несколько авиаотрядов. Первоначально формирующиеся авиаотряды базировались в Радзвилишках (Литва), Петерсфелде и Елгаве, но затем, по мере подготовки к первому наступлению на Петроград их начинали перебрасывать ближе к Пскову. На первых порах авиачасти комплектовались в основном немецкими добровольцами, но затем было налажено расширение представительства русских кадров. Техника в основном была германская, но присутствовали также французские и британские самолёты, оставшиеся от Императорского военно-воздушного флота (плюс впоследствии добавились захваченные у Красных трофейные).

К моменту начала первого наступления на Петроград 26 апреля 1919 г. ещё не все авиаотряды успели перебазировать на фронт, так что в связи с восстанием в Прибалтике белогвардейские авиабазы оказались рассечены. В итоге на Петроградском фронте белогвардейцы Бермондт-Авалова испытывали недостаток воздушной поддержки – не все самолёты успели прибыть на фронт, а из-за того, что расширившееся восстание Красных латышей нарушило линии снабжения, начались перебои с топливом, из-за чего пришлось существенно сократить количество боевых вылетов.

Те же авиачасти, которые не успели прибыть на Петроградский фронт, были брошены на подавление восстания. Наряду с германской и балтийской авиацией, белогвардейские авиаотряды оказывали воздушную поддержку Балтийскому ландесверу и германским войскам во время обороны Риги. Впрочем, ввиду того, что у восставших латышей авиация практически отсутствовала, боевая деятельность как белогвардейской, так и балтийской авиации не представляла практически ничего интересного – отдельные, довольно редкие полёты на разведку и бомбардировку. При этом поражает обилие наград, которыми Бермондт-Авалов буквально осыпал своих авиаторов. Тут и традиционные Георгиевские кресты, и другие царские ордена, а также знаки отличия, придуманные непосредственно в Северной армии (например, «Мальтийские кресты»). Награждения производились обычно списком, причём в наградных листах, как правило, даже не указывалось, за что тот или иной пилот был удостоен очередной награды. Бермондт-Авалов и его подчинённые вообще любили декоративные эффекты. Они ввели специальные нарукавные знаки для лётчиков, да и опознавательные знаки авиации Бермондт-Авалова были, пожалуй, самыми оригинальными из всех белых армий.

После подавления Прибалтийского восстания белогвардейская авиация провела перегруппировку. В этот раз, в отличие от первого наступления, при подготовке второго наступления на Петроград Северная армия не стала торопиться и подготовилась получше и потщательнее. К моменту начала наступления 16 сентября 1919 г. большая часть авиации Бермондт-Авалова была сконцентрирована на фронте – причём как на псковско-новгородском, так и на вспомогательном нарвском направлении.

В 1918 г. Красный Петроград не испытывал прямой угрозы со стороны противника. Восточный и Южный фронты были совсем далеко, а Западный после заключения Брестского мира превратился в относительно спокойную демаркационную линию. Однако в связи со сменой тактики немцев по отношению к большевикам и переходу к открытой поддержке белогвардейцев положение изменилось. Хотя, в отличие от зимнего наступления 1918 г., немцы не бросали в бой своих солдат, которых, как ни крути, нужно было демобилизовывать, чтобы не получить то, что произошло в России в 1917 г. и во Франции в 1918-1919 гг., немцы всё же подключили к делу свой мощный флот, который представлял серьёзную опасность для Красного Питера.

Петроградский укрепрайон обороняла 7-я армия РККА, а также части Балтийского флота и сошедшие на берег отряды матросов. Воздушную группировку Петроградского военного округа представляли 6-й, 31-й, 32-й и 42-й РАО. Кроме того, в Ораниенбауме и Шлиссельбурге размещались 14 гидросамолётов, а в Петергофе – 8 истребителей, входивших в состав Воздушной бригады особого назначения (с сентября 1919 г. – Воздушная бригада Балтийского моря).

Однако, ввиду активного снабжения немцами Бермондт-Авалова, эти в общем-то приличные силы Красные посчитали недостаточными. В связи с получением информации о планируемом первом белогвардейском наступлении на Петроград, в конце апреля 1919 г. с Западного фронта был переброшен 4-й истребительный авиадивизион. В него входили 10-й, 11-й и 12-й истротряды общей численностью 22 самолёта, расположившиеся на Комендантском аэродроме. Истребителям ставилась задача воздушного прикрытия Петрограда.

В апреле 1919 г. немцы оборудовали гидроаэродром на финской территории у берегового форта «Ино», а затем и сухопутный аэродром на Карельском перешейке, под Териоками. 11 мая 1919 г. германские гидропланы впервые бомбили форт «Красная горка» на южном побережье Финского залива, а на следующий день – сбросили несколько бомб на корабли Балтфлота, вышедшие из Кронштадтской гавани. Прямых попаданий не было, но от близкого разрыва в корпусе одного из тральщиков образовалась течь, после чего ему пришлось срочно вернуться в порт.

23 мая 1919 г. гарнизон «Красной горки» поднял антисоветское восстание, к которому в тот же день присоединилась команда другого форта – «Серая лошадь». Потеря этих фортов представляла для Красных большую угрозу, ибо в тылу у них появлялся белогвардейский очаг, причём в стратегически важном месте. Зная о мощных укреплениях «Красной горки» и «Серой лошади», советское командование не стало бросать солдат на штурм, а решило сравнять форты с землёй с помощью тяжёлой артиллерии. 24 мая по мятежникам открыли огонь крейсер «Олег», линкоры «Петропавловск» и «Андрей Первозванный», а также – дальнобойные пушки кронштадтской крепости.

Одновременно с этим поднялись в воздух гидропланы Бригады особого назначения. На «Красную горку» посыпались уже не германские, а русские бомбы. Всего за день морские лётчики сбросили 430 кг. бомб и более 7 тыс. стальных стрел. На следующий день налёты повторились. На повстанцев обрушилось ещё 450 кг. бомб и 7 тыс. стрел. В ответ с «Красной горки» было сделано несколько орудийных залпов по расположенному в 18 километрах от форта гидродрому в Ораниенбауме. Но все снаряды легли вдалеке от цели, причём два из них разорвались посреди города, убив и ранив несколько человек. Не имея возможности корректировать огонь, восставшие вскоре прекратили обстрел гидробазы.

Вечером 25 мая гарнизоны мятежных фортов, не выдержав непрерывного артобстрела и воздушных налётов, официально объявили о намерении сложить оружие. Утром 26 мая на развалинах «Красной горки» и «Серой лошади» мятежники сдались красноармейцам.

Быстрый разгром восстания показал немцам и белогвардейцам, что Балтфлот всё ещё представляет собой грозную силу. С этих дней германское командование стало готовить операцию по уничтожению советских кораблей прямо в Кронштадтской гавани. В качестве первоочередных целей были выбраны крейсера, линкоры и плавбаза подводных лодок (бывшее учебное судно) «Память Азова». Германские гидросамолеты-разведчики стали регулярно появляться в небе над островом. Обычно это сопровождалось сбросом бомб, не причинявших, впрочем, никакого ущерба. С начала августа 1919 г. Кронштадт бомбили почти ежедневно, за 10 дней состоялось 9 налетов.

Особо сильный удар был нанесен в ночь с 17 на 18 августа. В 3 часа 45 минут два гидроплана, прилетевших со стороны Финляндии, начали кружить над причалами и сбрасывать бомбы. Но это был лишь отвлекающий маневр. Немцы надеялись, что кронштадтцы, следя за бомбардировщиками, не заметят главного – торпедных катеров, ворвавшихся под прикрытием налета в гавань крепости. Но, как говорится, фокус не удался. Орудийные расчеты миноносца «Гавриил», дежурившего у входа в бухту, своевременно обнаружили катера и открыли по ним прицельный огонь. В результате три из четырех малых быстроходных судов, участвовавших в атаке, были потоплены, а их команды частично погибли, частично попали в плен. Немцы все же успели торпедировать «Память Азова» и линкор «Андрей Первозванный». Старая плавбаза затонула, но линкор, хотя и получив пробоину, остался на плаву. Бомбы гидропланов вообще не причинили никакого вреда, если не считать выбитую взрывом дверь одного из портовых складов.

В дальнейшем интервенты не предпринимали столь рискованных операций, ограничившись малорезультативными воздушными налетами. В августе они более 30 раз бомбили Кронштадт и Ораниенбаум. Налеты совершались одиночными самолетами, реже – парами, эффект был минимальный. Правда, и зенитчики крепости показали себя не с лучшей стороны: им не удалось сбить ни одного аэроплана.

С 5 сентября налёты германской авиации на Кронштадт стали массированными. Так, 15 сентября состоялся налёт 5 самолётов на гавань; в Петровском доке от попадания бомбы получил серьёзные повреждения пароход. 17 сентября с трёх самолётов было сброшено несколько бомб, которые вызвали пожар в портовом лесном складе. Один из германских аппаратов был сбит и пленён.

Красные сами предпринимали попытки огрызаться. 5 августа 1919 г. воздушная разведка обнаружила германский аэродром у станции Териоки. Рано утром 6 августа четыре гидросамолета М-9 под охраной двух истребителей вылетели на бомбежку этого аэродрома. Пролетая над Кронштадтом, они попали под сильный огонь собственной зенитной артиллерии. Две машины получили повреждения и вынуждены были вернуться, ещё одна возвратилась из-за ненадежной работы мотора. По аэродрому отбомбился лишь один гидроплан, причем все бомбы упали мимо.

Гораздо более успешный налет состоялся 19 августа. В этот раз все пять машин, участвовавших в операции, выполнили задание. На аэродром было сброшено 12 фугасных и три зажигательных бомбы общим весом 170 кг, а истребители сопровождения обстреляли ангары из пулеметов. О потерях противника не сообщалось, но, по данным воздушной разведки, немцы вскоре после этого налета перевели аэродром в другое место.

Очередные налеты состоялись 28 августа (самолеты вернулись из-за плохой погоды), а также 2-го, 7-го и 20-го сентября. Бомбили териокскую железнодорожную станцию, базу германских торпедных катеров и форт «Ино». В общем счете было сброшено 656 кг бомб. В налетах участвовало 17 самолетов (М-9, М-20, «Ньюпоры» и «Спады»). Ни один из них не был потерян, хотя с земли велся частый ружейно-пулеметный огонь.

Несмотря на участие Финляндии в первом наступлении на Петроград, формально война между Финляндией и Советской Россией не велась, поэтому экипажам запрещалось бомбить финские города и поселки. Но, как признавал сам начальник Управления Морской авиации А.П. Онуфриев, многие летчики «по озлоблению к финнам, так жестоко расправившимся с рабочими и матросами» (возможно, речь шла об обиде на то, что гражданская война в Финляндии завершилась не в пользу Красных), бросали бомбы и на жилые дома.

С началом второго наступления Бермондт-Авалова на Петроград воздушная война активизировалась с новой силой. Красные авиасилы под Петроградом в начале осенних боёв насчитывали более 50 сухопутных и морских самолётов. В сентябре они ещё пополнились за счёт переброшенного из-под Архангельска Северного воздушного дивизиона в составе 12 истребителей. Столь солидное по тем временам число машин, развитая аэродромная сеть и хорошо налаженная ремонтная база позволяли советской авиации работать достаточно интенсивно. В свою очередь, авиация Бермондт-Авалова к тому моменту насчитывала до 140 самолётов, но, несмотря на внушительное число машин, с инфраструктурой, аэродромной сетью и ремонтной базой у белогвардейцев дела обстояли похуже – всё лучшее находилось в основном в Прибалтике, и по мере приближения к Петрограду растянутость коммуникаций и отрыв от прибалтийских баз давали о себе знать. Тем не менее, благодаря активным действиям германской авиации, совместно немцам и белогвардейцам удалось обеспечить очень даже неплохое превосходство в воздухе над Красными.

В сражении за Петроград Красная и Белая авиация участвовала довольно активно. И РККА, и Северная армия устраивали достаточно частые и регулярные (по меркам гражданской войны в России) бомбардировочные налёты на позиции противника – даже произошло несколько воздушных боёв. Несмотря на невысокую эффективность воздушных налётов противника и растянутость коммуникаций у Бермондт-Авалова, борьбу за превосходство в воздухе Красные проиграли – сказалось численное превосходство немцев и белогвардейцев и необходимость отражать атаки противника сразу на двух фронтах. Для Бермондт-Авалова большое количество самолётов оказалось чрезвычайно важным в условиях высокой численности войск, имевшихся у Красных, больших потерь среди своих войск, сильных укреплений противника и усталости своих солдат. По своей сути, превосходство в воздухе, наряду с поддержкой германского флота и наступления финнов с севера, стало одним из факторов, которые позволили прорвать мощную линию противника, преодолеть высокую численность красноармейцев и буквально на жилах взять Петроград.

После взятия Петрограда авиационная группировка Бермондт-Авалова существенно увеличилась за счёт трофеев, взятых у Красных. Впрочем, большевики, отступая, успели уничтожить более трети имевшихся у них самолётов. Тем не менее, приз, полученный Бермондт-Аваловым, был внушительной наградой за пролитую кровь. Помимо трофейных самолётов, белогвардейцам достались также петроградские авиационные заводы (Русско-Балтийский, быв. В.А. Лебедева и С.С. Щетинкина).

Бермондт-Аваловым предпринималось немало усилий для дальнейшего развития своей авиации. Была возобновлена работа авиазаводов – помимо уже производившейся ранее техники, там начали осваивать производство по лицензии германских самолётов. В то же время началась подготовка лётчиков в Петроградской школе воздухоплавателей, также была восстановлена авиационная школа в Гатчине. В 1920 г. были открыты школа авиационных техников-механиков и школа лётчиков-наблюдателей. За 1920 – 1922 гг. петроградские авиазаводы выпустили около 40 новых самолётов. Таким образом, к 1922 г. авиапарк Белого Петрограда насчитывал свыше 220 самолётов.

 

Albatros C.XV

Albatros_C.XV.thumb.png.c1f9f4ce7c8681bc

Изменено пользователем Дарт Аньян

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас