Ламповые солдаты свободы: зенитная ракета Little Joe

11 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Уважаемые коллеги, считаю должным предупредить, что дальнейшие материалы могут выпускаться с определенными паузами и задержками: начинается рабочий сезон, и времени становится все меньше. Тем не менее, я все же приложу все (свободные) усилия, чтобы продолжать цикл возможно регулярнее. Спасибо за понимание.

Как уже упоминалось ранее, ответом ВМФ США на проблему камикадзе стали зенитные ракеты программы “Lark”. Однако, вскоре после начала разработки стало ясно, что адмиралы замахнулись слишком высоко: чтобы реализовать в металле всю совокупность желаемых характеристик, требовалось время.

237964_800.jpg


Вмешались и другие факторы. Поскольку выяснилось, что ни одна американская фирма сама по себе не в состоянии потянуть такой масштабный проект (требующий компетенций одновременно в аэродинамике, ракетостроении и радиоэлектронике), заказ пришлось разделить между множеством подрядчиков, кооперация между которыми оставляла желать много лучшего. Наконец, основной подрядчик, фирма “Fairchild”, была до такой степени загружена текущими заказами, что флоту пришлось заказать параллельную разработку фирме “Convair”.

В целом, уже к весне 1945 года, стало окончательно понятно, что ракеты “Ларк” не будут готовы к развертыванию на кораблях по крайней мере, до 1946 года. Проблема же камикадзе стояла, как хорошо поставленный вопрос. Помимо обычных самолетов-самоубийц, японцы начали применять в атаках камикадзе специально спроектированные ракетные самолеты “Ока”, скорость которых делала почти невозможным их уничтожение зенитной артиллерией. Хотя атаки “Ока” и не были особенно эффективны из-за их очень малой дальности – что позволяло американцам перехватывать их носители до запуска “Ока” – адмиралы не сомневались, что японцы уже работают над устранением этого недостатка.

Зенитные ракеты флоту требовались срочно. Поскольку “Ларк”, очевидным образом, не могла успеть вовремя, нужно было какое-то сиюминутное решение. И такое решение нашлось. Отдел NAMU (англ. Naval Air Material Unit – Отдел Материальной части Флотской Авиации) предложил создать максимально простую зенитную ракету, с самыми минимальными приемлемыми характеристиками – но которую можно будет создать в разумные сроки.


KAN_Little_Joe.png

Программа, получившая название “Литл Джо” (англ. Little Joe) была одобрена флотским командованием в мае 1945 года. Во главу угла на этот раз поставили скорость разработки: характеристики же формулировались как “минимально достаточные для поражения камикадзе”. В отличие от более сложной и (теоретически) эффективной “Ларк”, ракета “Литтл Джо” была исключительно средством самообороны корабля от идущего прямо на него камикадзе. Задача, таким образом, сводилась к способности ракеты идти прямо навстречу камикадзе, вынуждая его либо увернуться (и промахнуться), либо оказаться уничтоженным. Аналитики флота рассчитали, что подрыв 45-кг (100-фунтовой) осколочной боевой части в 10-15 метрах гарантирует уничтожение любого самолета-снаряда.

Разработкой ракеты занялось NAMU в сотрудничестве с Бюро Аэронавтики. Ракета получила официальное обозначение KAN (литеры KA означали “зенитная ракета”, а литера N обозначала разработчика – NAMU). Для ускорения работы было принято решение, что “Литл Джо” должен по-возможности создаваться на основе серийно производящихся, освоенных промышленностью компонентов.

КОНСТРУКЦИЯ:

Зенитная ракета “Литл Джо” была, возможно, самой “вторичной” зенитной ракетой, когда-либо разработанной и испытанной. Практически все ее компоненты были изначально созданы для других программ и целей, и собраны вместе усилиями специалистов NAMU.

237739_800.png

Фюзеляж “Литл Джо” имел форму короткого и толстого цилиндра, с закругленным носом. Оперение ракеты было крестообразным, необычной (в то время) конфигурации “утка”. Основное крыло находилось в кормовой части ракеты, а стабилизаторы – в передней. Органами управления служили закрылки на задней кромке крыльев и стабилизаторов.

В движение ракету приводил стандартный авиационный ускоритель JATO модели 8AS1000E, работающий на твердом топливе (гальците). Ускоритель развивал тягу в 450 кгс (1000 фунтов в секунду) в течение 8 секунд. Дальность полета ракеты не превышала 4000 метров – чего, впрочем, было вполне достаточно для задач самообороны корабля. Через две секунды после старта, ракета развивала максимальную скорость в 482-643 км/ч.

238591_600.png

Поскольку время горения двигателя было очень ограничено, а тяга – не слишком велика, то для облегчения старта “Литл Джо” был оснащен стартовым ускорителем. Подобно всей остальной ракете, стартовый ускоритель тоже был “заимствованным”, импровизированным решением: просто четыре стандартные 83-мм (3.25-дюймовые) НУРС типа HVAR со снятыми боеголовками, прицепленные между плоскостями крыла. Ракеты поджигались вместе с основным двигателем, выгорали примерно за секунду, и суммарно вырабатывали достаточную тягу, чтобы поднять “Литл Джо” в воздух. После отгорания, ускоритель сбрасывался.

M8_and_M16_rockets_2.png

Управление “Литл Джо” было ручным, радиокомандным. Оператор визуально отслеживал полет ракеты, и управлял ей при помощи джойстика, удерживая ракету на линии визирования цели. Для передачи команд использовался стандартный передатчик с частотным модулятором AN/ARW-20. Изначально разработанный для управления летающими мишенями, этот передатчик задавал до пяти различных команд акустическими тонами на несущей частоте. Для управления “Литл Джо” использовались команды “вверх”, “вниз”, “вправо” и “влево”.

На борту ракеты, сигнал принимался и декодировался приемником AN/ARW-17 (также стандартным), оснащенным системой фильтров. Каждый фильтр пропускал только ту тональность сигнала, которая соответствовала определенной команде. Проходящий сквозь фильтр сигнал замыкал исполнительное реле, и тем самым приводил в действие соленоиды, открывающие и закрывающие клапаны в пневматической системе сервоприводов. Сжатый воздух подавался из баллона: поступая в пневматические цилиндры, он заставлял поворачиваться управляющие плоскости на крыльях “Литл Джо”, поворачивая ракету в нужном направлении.

Боевой частью “Литл Джо” служила обычная 100-фунтовая осколочно-фугасная авиабомба AN-M30 с демонтированным оперением, установленная в носовой части ракеты. Единственным изменением по сравнению с обычной был неконтактный взрыватель. Ракета оснащалась радиовзрывателем VT-fuse модели , использовавшимся для подрыва зенитных снарядов. Он подрывал боевую часть, когда принимал отражающееся от цели эхо собственных сигналов.

1411-f281.png

Бомба AN-M30

Запуск “Литл Джо” выполнялся с 6-метровой поворотной рампы, установленной на лафете стандартного 40-мм “Бофорса”. Перед стартом ракета ориентировалась так, чтобы сразу же войти в поле зрения оператора, отслеживающего цель через оптический визир. Для лучшего визуального отслеживания ракеты, на концах ее крыльев были установлены фальшфейеры, оставлявшие в полете длинный хвост цветного дыма.

В общем и целом, “Литл Джо” являлась практически самоделкой – импровизацией, торопливо собранной воедино из совершенно не предназначавшихся для этого компонентов. Ее характеристики были весьма далеки от идеальных: дальность полета ракеты оказалась очень мала, а система наведения (основанная на визуальном отслеживании ракеты оператором) могла работать только днем и при нормальной видимости. И тем не менее, эта ракета подходила для решения поставленной перед ней задачи.

ИСПЫТАНИЯ:

Первые шестнадцать ракет “Литл Джо” поступили на испытания в июле 1945 года – спустя всего 71 день после формального одобрения программы. Первые летные тесты продемонстрировали хорошие результаты, и подтвердили принципиальную работоспособность концепции. Новое оружие получило обозначение KAN-1, где KA означало зенитную ракету, а N – являлось кодовым обозначением для NAMU.

KAN-1_Little_Joe_missile_at_Point_Mugu_c

"Литл Джо" на пусковой установке.

Однако, вслед за тем программа вошла в долгую полосу неудач. Аэродинамические характеристики довольно-таки примитивного “Литл Джо” оставляли желать много-много лучшего, и ракета легко теряла стабильность, сбиваясь с курса, или вообще переворачиваясь. Возникли также проблемы с ускорителями и двигателем: их нестабильная работа привела к нескольким взрывам в полете.

Свидетелем одного такого досадного инцидента стал сам президент Рузвельт (НЕЯСНОСТЬ: источник явно упоминает Рузвельта, но он умер в апреле 1945 года), для которого Бюро Боеприпасов организовало демонстрацию своих новейших достижений. В спешке, инженеры неправильно установили крепежные кольца ракеты, и сразу же после запуска двигатель “Литл Джо” разорвало с оглушающим грохотом. Потерявшая управление ракета выписала в небе замысловатую петлю, и рухнула в Чесапикский Залив. К счастью для ракетчиков, президент – наблюдавший за запуском с огромным интересом – не понял, что случилось, и оператор, не растерявшись, тут же обратился к Рузвельту со словами, “вы заметили, господин президент, как точно ракета выполнила петлю в воздухе?”

238242_600.png

Окончательно решить эти технические проблемы удалось только к двенадцатому пуску, в октябре 1945 года. При этом, впрочем, выявилась еще одна – используемое ракетное топливо сильно дымило, и оператор за густыми облаками дыма терял из виду саму ракету. Проблему решили заменой топливной смеси “Литл Джо” на менее дымную. Предположительно, модифицированные таким образом ракеты получили обозначение KAN-2, однако, полной уверенности в этом нет.

К началу 1946 года, “Литл Джо” была в целом готова к принятию на вооружение. Серийное производство должна была взять на себя фирма “Мартин”, под новым обозначением KAM-1 (M – Martin). Однако, война с Японией уже закончилась, и срочная необходимость в корабельной зенитной ракете – любой, лишь бы летала! – отпала. Камикадзе более не являлись главной угрозой для американского флота, против более совершенных же средств воздушного нападения (таких, как управляемое оружие и атомные бомбы) импровизированная ракета NAMU была очевидно малоэффективна.

A19660025000cp01.JPG

Макет ракеты "Литл Джо" использовавшийся для испытаний в аэродинамической трубе, из коллекции Смитсонианского Института.

В феврале 1946, программа “Литл Джо” была переведена в разряд чисто исследовательской. и после еще нескольких экспериментальных пусков в Мохаве, закрыта в декабре 1946. Простой и дешевый, “Литл Джо” был не более чем паллиативным средством – инженерной импровизацией, призванной скорейше решить конкретную поставленную задачу – и не имел никаких дальнейших перспектив к развитию.

ИСТОЧНИКИ:


* An Interpretative History of the Pacific Missile Test Center - Maxwell White (1991)
* Magnificent mavericks: transition of the Naval Ordnance Test Station from rocket station to research, development, test, and evaluation center, 1948-58 - Elizabeth Babcock (2008)
* OP 1664 U.S. Explosive Ordnance (Vol.2) - A Bureau of Ordnance Publications (1947)
* US Naval Weapons - Norman Friedman, Conway Maritime Press (1983)

Изменено пользователем Граф Цеппелин

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо, как всегда в этой теме - интересно и неизвестно:)

Всё-таки как же много ресурсов было у США... Офигеть. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо, как всегда в этой теме - интересно и неизвестно:)

Пожалуйста! Рад, что понравилось!

Всё-таки как же много ресурсов было у США... Офигеть.

Тут еще и очень толковый подход к проблеме, обеспечивавший эффективное использование ресурсов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо! Читал с огромным интересом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо! Читал с огромным интересом.

Пожалуйста - рад, что понравилось!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Пара карьеров плюсиков. 

 И интересно, что получилось бы, начнись работы раньше, и успей ракета на войну. Какова бы была её эффективность? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо)

И интересно, что получилось бы, начнись работы раньше, и успей ракета на войну. Какова бы была её эффективность?

Не особенно высокая, полагаю. Подошла бы для обороны от камикадзе и пикировщиков - да, но вряд ли более. Уж больно примитивный проект...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, она и предполагалась против них, так что, как мне кажется, в этой нише была бы неплохим средством... До появления первых же чуть более совершенных ракет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, она и предполагалась против них, так что, как мне кажется, в этой нише была бы неплохим средством... До появления первых же чуть более совершенных ракет.

Это да - в пределах нишевого назначения, "Литл Джо", полагаю, работала бы достаточно хорошо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Отлично!

ПВО из спичек и желудей. Что дневная, и то не проблема, камикадзе ночью тоже не больно-то летают. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ПВО из спичек и желудей. Что дневная, и то не проблема, камикадзе ночью тоже не больно-то летают.

Yep) В точности. Просто можно этой ракетой иллюстрировать "off the shelf"-подход к проектированию!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас