Полоночехия или Чехополония.

6 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Полоночехия или Чехополония.

 

 

Развилка - в любые времена.

Хоть при князе Само.

Лишь бы выводила на такой альтмир, в котором Польша и Чехия не менее нескольких столетий были бы единым государством.

И не так, как было в реал-Австрии, когда вся Чехия и кусок Польши был в составе незападнославянского государства, да и не так уж долго.

 

Какая нужна Развилка и куда она приведёт?!...

 

Сможет ли Чехополония завоевать Западную Европу, как наполеоновская Франция или гитлеровская Германия?!...

 

Сможет ли нехило отжечь во времена Тридцатилетней войны?!...

 

Сможет ли Полоночехия завоевать византийцев/турков и все Балканы?!...

 

Сможет ли быть нехристианской - то ли сохранить язычество, то ли восстановить митраизм/эллинизм/кеметизм, то ли вовсе изобрести что-то своё?!...

 

И - сможет ли первой выйти в Космос?!....

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Лишь бы выводила на такой альтмир, в котором Польша и Чехия не менее нескольких столетий были бы единым государством. И не так, как было в реал-Австрии, когда вся Чехия и кусок Польши был в составе незападнославянского государства, да и не так уж долго.   Какая нужна Развилка и куда она приведёт?!...

уберите немцев

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Развилка - в любые времена. Хоть при князе Само. Лишь бы выводила на такой альтмир, в котором Польша и Чехия не менее нескольких столетий были бы единым государством. И не так, как было в реал-Австрии, когда вся Чехия и кусок Польши был в составе незападнославянского государства, да и не так уж долго.   Какая нужна Развилка и куда она приведёт?!...

 Не надо в любое. Был проект, за который ратовал генерал Сикорский
https://ru.wikipedia.org/wiki/Польско-Чехословацкая_конфедерация  

Вскоре после поражения Польши в Польской сентябрьской кампании польское и чехословацкое правительства (Чехословакия превратилась в немецкое марионеточное государство после Мюнхенского соглашения) сформировались в изгнании на Западе. Однако, несмотря на общего врага, отношения между Чехословакией и Польшей были менее чем дружественными из-за польско-чехословацких пограничных конфликтов. Польское правительство стремилось возродить концепцию федерации Междуморья и создать сильную федерацию государств в Центральной и Восточной Европе, вращающуюся вокруг Польши и Чехословакии, в качестве барьера для дальнейшей немецкой и советской агрессии. Чехословацкое правительство, первоначально разделенное на две группы (группы Милана Ходжи и Эдварда Бенеша), предварительно поддержало эту идею, по крайней мере, публично.

Чехословацкие политики Милан Ходжа и Ян Масарик (сын первого президента страны, посол в Лондоне и Министр иностранных дел)  оба хотели конфедерации, [6] Бенеш относился к проекту более прохладно; его цель состояла в том, чтобы гарантировать, что спорная территория Zaolzie, которая перешла к Польше после Мюнхенского соглашения, была возвращена Чехословакией, [2] [7], и это стало одним из основных вопросов разногласий в продолжающихся переговорах. ][8] Бенеш, который считал возвращение территории своей главной целью, видел в Советском Союзе, особенно после советского вторжения в Польшу, потенциального союзника и противовеса Польше, и он будет неуклонно согласовывать свое правительство с Советским Союзом. Союз, чем Польша, полагая, что союз с могущественной страной будет более выгоден для Чехословакии, чем федерация с несколькими другими меньшими державами. Это полностью противоречило позиции поляков, поскольку польский лидер того времени Владислав Сикорский видел в Советском Союзе серьезную угрозу послевоенному европейскому порядку.

Таким образом, когда Сикорский подошел к Бенешу и предложил обсудить будущую польско-чехословацкую федерацию в 1939 году с целью создания более сильной послевоенной Польши и Чехословакии, ответ Бенеша был в лучшем случае прохладным, поскольку он не был заинтересован в укреплении Польши. Он был доволен восстановлением Чехословакии в границах, существовавших до 1938 года.[2]

Тем не менее Бенеш не отказался категорически от предложения Сикорского, поскольку предложение о федерации было поддержано Великобританией, а затем и США, которые также поддержали планы других федераций, таких как греко-югославская конфедерация. Он боялся, что открытый отказ приведет к тому, что поляки начнут переговоры с чехословацкой оппозицией или что его правительство будет маргинализовано британским министерством иностранных дел. Бенеш решил продолжить переговоры с поляками о возможности федерации, но без спешки; на самом деле, многие действия чехословацкого правительства были направлены на то, чтобы продлить переговоры без каких-либо реальных обязательств.[2] Переговоры шли медленно, с многочисленными конференциями и с совместными декларациями 11 ноября 1940 г. (декларация двух правительств о вступлении в «более тесную политическую и экономическую ассоциацию»), 23 января 1942 г. (в которых оба правительства согласились сформировать конфедерацию после войны и упомянул общую политику в области дипломатии, обороны, торговли, образования и связи) и 10 июня 1942 г. [2] [10] [11] В январе 1941 г. был создан Чехословацко-польский координационный комитет для наблюдения за ходом переговоров.[8]

Некоторые ранние предложения были сосредоточены на экономическом сотрудничестве, единой внешней политике, таможенном союзе и общей валюте, но отдельных государственных учреждениях. Польское предложение 1941 г. призывало к координации внешней и экономической политики, включая полное экономическое объединение.[8] Бенеш пытался представить потенциальную федерацию не более чем как инструмент взаимной защиты от Германии и утверждал, что Советский Союз был не угрозой, а потенциальным союзником. Позиция Чехословакии была настолько просоветской, что правительство Бенеша передало секретные документы чешско-польских переговоров Советам и заверило их, что они действуют в интересах чехословацко-советских отношений.

Советы рассматривали возглавляемую Польшей федерацию государств Центральной и Восточной Европы как угрозу их запланированной сфере влияния. Они оказали дальнейшее давление на правительство Чехословакии, обещая союз и территориальные гарантии. К концу 1942 - началу 1943 года, когда позиции Советского Союза укрепились благодаря его военным победам, чехословацко-советское сотрудничество значительно укрепилось; 12 ноября 1942 г. чехословацкая сторона приостановила переговоры с поляками до тех пор, пока не будет получено разрешение от Советского Союза, а 10 февраля 1943 г. чехословацкий дипломат Хуберт Рипка сообщил польскому правительству что мнение СССР будет поддержано чехословацким правительством.[2][14] Это был серьезный удар по польско-чехословацким переговорам.

Вскоре после этого Польша и Советский Союз разорвали дипломатические отношения из-за Катынского дела. Тем временем Бенеш сосредоточился на заключении чехословацко-советского союза.[2][13][15] Смерть Сикорского - требовавшего расследования Катынского дела - в том же году стала еще одним серьезным ударом по запланированной федерации, поскольку он считался главным сторонником плана на международной арене. В декабре 1943 г. был подписан новый союзный договор (на 20 лет) между чехословацким правительством в изгнании и Советским Союзом в Москве, а весной следующего года между ними последовал договор о военном сотрудничестве.[15]

Поддержка Бенешем Советского Союза зашла так далеко, что во время своего визита в США в 1943 году он заявил, что Советский Союз никогда не будет представлять угрозы ни для Чехословакии, ни для Польши. Бенеш, вероятно, считал угрозу потери идентичности для Чехословакии и чехословацкого народа в такой федерации более вероятной, чем угрозу конфликта или захвата власти Советским Союзом, которого он воспринимал как доброжелательного союзника. ][15] В конце концов, план польской федерации провалился; вместо этого краткосрочная победа на геополитической сцене Центральной и Восточной Европы досталась Бенешу, а в долгосрочной перспективе - его советским союзникам.

Чехословакия вернет себе большую часть спорной территории Заользья, но к 1948 году и она, и Польша будут иметь лишь номинальную независимость, поскольку они перейдут к коммунистическому захвату и станут частью советской сферы влияния. Бенеш умер в 1948 году, вскоре после того, как коммунисты пришли к власти в результате чехословацкого государственного переворота 1948 года и вынудили его уйти из политики.

 

В 1920-е годы возникли концепции создания Соединенных Штатов Центральной и Восточной Европы. Эту идею выдвинул Игнатий Падеревский под влиянием безграничного доверия к американской политике. По мнению многих историков, в программе лагеря Юзефа Пилсудского концепция действий была скорее разовой попыткой учесть текущее развитие ситуации, чем зрелым политическим планом. Гораздо позже сторонники Ю. Пилсудского, особенно «ППЭП» и «освободители», стали продвигать лозунги федерации как формы союза польского народа с другими народами бывшего Великого княжества Литовского. Так родилась легенда о федерализме как фундаментальное положение политики Ю. Пилсудского и важная составляющая его идеологии[5].

Я. Пилсудский придерживался мнения, что Польша должна иметь гарантированную безопасность своего существования в Центральной и Восточной Европе и быть связана реальной общностью интересов со странами со схожими традициями. Те, что отличались от Польши по языку и культуре, были исключены из планов[6].

Помимо федеральной концепции, была и другая. Это была концепция инкорпорации, связанная с политической линией Р. Дмовского (основы Национально-демократической партии, связанные с Национальной лигой). среди прочего была провозглашена идея воссоздания бывшей многонациональной Республики Польши в новом облике, где отвергалось политическое равноправие других наций, требуя привилегии польской нации[а]. Р. Дмовский был сторонником концепции чисто польского государства, охватывающего, однако, не более 1/3 непольских территорий (исключая еврейское меньшинство). Замысел политика заключался и в ополячивании этих территорий[7].

Федерализм Владислава Сикорского
Аналогичную идею включения стран Центральной и Восточной Европы в строго определенный федеративный организм высказал и генерал Вл. Сикорский. Предположения ассоциации были созданы во время его пребывания на посту премьер-министра в 1920-х годах[8].

В предлагаемом блоке состояний Wł. Сикорский предполагал построение архифедерации, связывающей страны от Балтики до Эгейского моря и создающей в этой части мира сверхдержаву решающей силы. Идея ориентировалась на тесное политическое и экономическое сотрудничество между государствами, что должно было гарантировать его долговечность. Архфедерация должна была охватывать Чехословакию, страны Балтийского блока (Литву, Латвию и Эстонию), Беларусь, Венгрию, Румынию, Югославию, Грецию и Болгарию. Он исключил Украину. Ядром будущего союза должна была стать Польша, крупнейшая из стран блока Междуморья[9][10].

«Междуморье» Юзефа Бека
Политика Юзефа Бека, именуемая (лат.) Intermarium (польск. Międzymorze) или Третья Европа, была собственной идеей польского политика[11]. Дж. Бек в середине. В 1930-е годы он предпринял усилия по привлечению к своему плану Прибалтики, включая Швецию и Финляндию[12]. В своих предположениях министр выступил против советских проектов, направленных на создание т.н. система коллективной безопасности. В планы Бека не входила Чехословакия[13][14].

Главную роль в концепции Третьей Европы, помимо Прибалтики, должны были играть государства Юго-Восточной Европы, такие как Румыния, Венгрия с Карпатской Русью, Югославия, Италия[15] и Турция[11][ 16]. Однако министр  Бек не имел соответствующей экономической и военной базы для осуществления своих планов, даже когда Чехословакия была аннексирована Третьим рейхом[11].

Федеративные проекты Т. Масарика и М. Ходжи
Политические концепции более тесного польско-чехословацкого сотрудничества можно найти и в дипломатических нотах чешских и словацких политиков. В 1917 г. Т. Масарик, впоследствии президент Чехословацкой республики, взял на себя создание чехословацко-польского союза. В 1939 году аналогичный проект представил в Париже словацкий политик Милан Ходжа, бывший премьер-министр чехословацкого правительства. М. Ходжа постулировал создание польско-чешско-словацкого союза. Гарантией должно было стать сохранение автономии Словакии. Первоначально эти политики не предлагали плана более широкого союза (федерации), в который вошли бы некоторые европейские страны, ограничиваясь лишь концепцией союза в составе двух (или трех) государств: Польши и Чехословакии, или Польши, Чехии. Республика и Словакия[17].

Идеи М. Ходжи изменились после начала Второй мировой войны, когда 28 октября 1939 г. в своем меморандуме он представил план коллективной безопасности в Центральной и Восточной Европе. Он предложил федерацию, состоящую из Польши, Чехословакии, Австрии, Венгрии, Югославии, Румынии и Болгарии, где он сделал основной упор на экономику. Новые попытки представить свой проект были предприняты в 1942 году, после того как годом ранее он поселился в США. Словацкий политик предложил центральноевропейскую федерацию в качестве противовеса более сильным государствам – СССР и Третьему рейху[18].

 

Позиции польских политических партий
Идею федерации поддержали основные польские политические партии, кроме коммунистических. Последние выступали за Европу, состоящую из «народных республик» по образцу СССР (включая организацию коммунистов из Кракова, Польская Народная Республика)[19]. Сторонникам федерации, в том числе принадлежал:

Союз польских синдикалистов - в его программе можно найти федералистские концепции, призывавшие к ягеллонской идее, в то время как близкие отношения: польско-чехословацкие и центральноевропейские были на заднем плане. Предполагалось, что Восточная Пруссия, части Западной Пруссии, Нижняя Силезия, Опольская Силезия, Украина, Белоруссия и Литва войдут в состав Польши. На том же уровне поощрялось развитие национальных культур. Предполагалось, что немцы будут вытеснены с присоединенных территорий и что будут сделаны взаимные территориальные уступки с целью устранения старых споров, например: Волынь в пользу Украины при сохранении Львова или Виленская область в пользу Польши. Федерация, состоящая из четырех государств, должна была действовать в сфере культурных, социальных и экономических вопросов[20]. В вопросе о более тесном польско-чехословацком союзе, который рассматривался как противовес советскому империализму и нацизму Третьего рейха, постулировалось стереть исторические ошибки и вместе решить вопрос о Тешинской Силезии. Соединенные Штаты Центральной Европы, с другой стороны, должны были быть блоком государств между Балтийским и Адриатическим и Черным морями. Программа предполагала начать преобразование этой части Европы при отказе от империалистических территориальных тенденций. Речь шла о социальной и культурной общности (1940 г.)[21].
В своих декларациях польские социалисты, объединив левых социалистов, предполагали общеевропейскую федерацию в рамках справедливо организованной европейской федерации (1941 г.)[22].
активисты бывшей Национальной рабочей партии ссылались на федерацию, союз с Чехословакией, Венгрией и Литвой, которую должна была возглавить Польша. Не исключался и Польский союз со строгой имперской политической системой, которая в будущем сыграет историческую роль в мировой цивилизации. Предполагалось, что культуры Запада будут сочетаться с Востоком при сохранении христианских ценностей (1941 г.)[23], тогда как Новая Польша в этой федеративной концепции предпочитала форму корпоративного строя при сохранении имперской (власти) польские тенденции, в которых главную роль должна была играть частная собственность[24].
Ассоциация реконструкции республики предполагала неопределенное сообщество славянских государств, где Польша должна была играть творческую и новаторскую роль, обращенную к Западу (1942 г.). Более подробно идею союза славянских государств представило Польское движение за союз славян, которое в своих декларациях создало концепцию федерации славянских государств, основанную на реальных политических основах, партнерском сотрудничестве, лишенную националистической шовинизм. Сотрудничество со странами Запада должно было создать принцип равных с равными и свободных со свободными. Только такая концепция гарантировала, как считалось, свободное и неуклонное развитие экономики. В первую очередь предлагалось заключить военно-экономический союз и создать Движение за союз славян (1942 г.)[25].
Лагерь Борьбы Польши объявил о создании федерации на основе территорий Восточной Пруссии, Щецинской Померании, Силезии, включая Украину, Белоруссию, Литву, Чехию, Словакию, Венгрию и другие страны, признав первенство Польши в этом союзе . Также были объявлены союзы с Англией, Францией, Турцией и скандинавскими странами (1942 г.)[26].
Фронт возрождения Польши, группировка католиков, основывал свои концепции на идее славянских государств в рамках единого блока центральноевропейских государств сверхдержавного характера (1942). Другая католическая группировка, Союз, чтобы нейтрализовать немецкую опасность, предложила Центральную Европу с сильным населением и экономикой в одном политическом теле, которое должно было стать главным стратегическим центром. Это должен был быть морально-политический организм, основным ядром которого была Польша. Территориально она должна была охватывать земли на западе до линии рек Одер и Ныса Лужицкая, с севера - от устья реки Одер до Клайпеды, затем Литву, Белоруссию, Украину, а также Латвию и Эстонию. Отправной точкой станет польско-чехословацкая конфедерация. Предлагалась федерация с наследственной монархией при сохранении равенства и терпимости по принципу «свободный со свободными и равный с равным», охватывающая до 100 миллионов человек, продвигающая все христианские ценности и избавляющаяся от гегемонии (1942 г.)[27] .
В 1943–1944 годах аналогичные федералистские концепции можно найти в программах других политических партий. Однако они уже не имели большого значения в связи с распадом и окончанием переговоров о польско-чехословацкой конфедерации в первой половине XIX века. 1943 г. Эти планы были составлены: Союзом польских патриотов, Польским национальным комитетом, Национальным представительством партий, Крестьянской организацией свободы - Рацлавице (1943 г.) и Советом национального единства и Рабочей партией (1944 г.) [ 28].

 

Попытки двух правительств в изгнании Польши и Чехословакии создать федерацию уходят своими корнями в 1920-е гг.. Первым проявлением сближения двух стран стал пакт «Скирмунт-Бенеш», подписанный в Праге 6 ноября 1921 г.[29] . Его целью было обеспечение нейтралитета в случае конфликта с третьей страной. Вышеупомянутый пакт гарантировал взаимную целостность границ, обязывая поляков к (французскому) désintéressement (польскому нейтралитету) в делах Словакии и Чехословакии, к невмешательству в украинские дела в Восточной Галиции. Пакт не вступил в силу из-за дальнейших пограничных споров с Чехословакией. Только деятельность Г. Штреземана, результатом которой стал Локарнский пакт, изменила отношения между Польшей и Чехословакией. Польше угрожал немецкий ревизионизм в пограничных вопросах, а Прага опасалась аншлюса Австрии[30].

В 1926–1927 годах Польша пыталась наладить контакты с Чехословакией в военной области. Хотя сотрудничество технического персонала продлилось до 1935 года, сама военная конвенция была неприемлема для чехов. В 1935 году в польско-чехословацких отношениях были сильные дипломатические разногласия. Вопрос касался обвинений Речи Посполитой в жестоком обращении с польским населением в Тешинской Силезии. Ситуация ухудшилась, когда чехи подписали союзный договор с СССР[31].

Завершающим этапом польской дипломатии перед Второй мировой войной стало «Мюнхенское» дело 29 сентября 1938 г.[32]. После предъявления ультиматума 2 октября 1938 г. поляки оккупировали Заользье вместе с Чадецкой землей, расширив территорию государства на 966 км²[33]. С мая 1938 г. дело Заользье рассматривалось в переговорах наравне с Судетским делом. Чехи согласились на территориальные уступки по взаимным договоренностям с Польшей[34].

Крупный план правительств в изгнании
Решением польского правительства от 25 сентября 1939 г. было создано польское правительство в изгнании во Франции (30 сентября 1939 г. [1]), переданное 17 июня 1940 г. Великобритании. Британия. Правительство Чехословакии в изгнании также было создано на британских землях 21 июля 1940 г.[35].

Сближение двух правительств имело две причины[36]. Первой была неудавшаяся попытка государственного переворота 18 июля 1940 г. Его зачинщиками были сторонники Пилсудского во главе с генералом К. Соснковским, министром иностранных дел Аугустом Залесским и президентом Вл. Рачкевич. Он был нацелен на коалицию правительственного большинства, сосредоточенную вокруг премьер-министра генерала Вл. Сикорский. Укрепление позиций премьер-министра может быть, в том числе, сближение с чехословацким правительством[37]. Второй причиной было предложение лондонских тори о создании более тесной федерации Польши, Чехословакии и Венгрии[38].

Первая встреча государственных деятелей: Wł. Сикорского и Э. Бенеша состоялись 10 сентября 1940 г. Переговоры касались будущего федеративного союза обеих стран и представления позиций правительств. По мнению наблюдателей, это была скорее рабочая встреча, чем официальная дипломатическая нота[37][39]. Позиция Вкл. Политика Сикорского в отношении будущей федерации соответствовала программным тезисам польского правительства в Лондоне (приложение № 4 от 15 августа 1940 г.), которые свидетельствовали о том, что польский премьер-министр поддерживает национально-освободительные устремления словаков и сохранение развал республики Третьим рейхом, что было неприемлемо для чехословацкой стороны[40].

Для Э. Бенеша федерация была частью его политики, прочность которой он видел в последующем сотрудничестве с СССР. Последний проводил антипольскую и просоветскую политику. После советского вторжения в Польшу 17 сентября 1939 года он встретился с советским послом в Лондоне Иваном Майским. Он выразил свое одобрение нападения СССР на Польшу и желание сблизить свою страну с Кремлем[1]. Государственный интерес Польши отверг идею присоединения к Советам, что вызвало диссонансы в дальнейшем понимании Wł. Сикорский с Э. Бенешем. Однако чешский политик видел, что развивающийся баланс сил в Европе сделает СССР в будущем ведущей страной в Центральной и Восточной Европе. Э. Бенеш осторожно относился к Wł. Сикорского, тем самым сохраняя свободу маневра по отношению к новой Польше, хотя, с другой стороны, он знал, что без свободной Польши никогда не будет свободной Чехословакии (изречение И. Масарика). Несмотря на расхождение во взглядах, он считал целесообразным сближение с Польшей[41].

 

Перед оглашением декларации от 11 ноября 1940 г. было проведено несколько встреч, на которых обсуждалось будущее сотрудничество. 17 октября 1940 г. Э. Бенеш выступил с конкретными предложениями, непонятными польской стороне, особенно в отношении меморандума о 1 ноября 1940 года. Чешский политик предложил конфедерацию sui generis, а не федерацию как союз. По мнению польских политиков, Конфедерация, в отличие от федерации, была временным союзом, который можно было разорвать в любой момент. Это рассматривалось как угроза будущему сотрудничеству, контактам и самому характеру отношений[42].

Меморандум состоял из трех частей. Первый, «Основные принципы и основная цель», был введением в тему. Во второй части Э. Бенеш постулировал необходимость проведения исследований общественно-экономических органов и их будущих отношений со странами Западной Европы, а также установления общей политики по отношению к Советам. Третья часть касалась текущих вопросов, представления регулярной информации о дипломатических и военных событиях. Меморандум был написан на французском языке[43][44].

3 декабря 1940 г. генерал Вл. Сикорский представил ответ на меморандум Э. Бенеша, в котором также была представлена позиция польского правительства. на Сикорский решил, что добрососедские отношения между Конфедерацией и Советами должны вести не к примирению или покорности, а выражать позицию обоих правительств и Совета Федерации, предоставляя Советской России выбор между дружбой или совместным сопротивлением коммунизации их правительств[45]. .

11 ноября 1940 г. в Министерстве информации Великобритании. Пресс-конференция состоялась в Великобритании. Текст декларации на английском языке опубликован[46]. В документе среди прочего говорилось, что... Польша и Чехословакия раз и навсегда закрывают период старых обид и споров. Учитывая общность своих основных интересов, они полны решимости после окончания войны - вступить друг с другом, как независимые и суверенные государства, в более тесный политический и экономический союз, который стал бы основой нового порядка вещи в Центральной Европе и гарантия ее долговечности[47][48].[49].

23 декабря 1940 г. чехословацкая сторона назначила в состав координационного комитета: Яна Масарика, министра иностранных дел, Хуберта Рипку, статс-секретаря по пропаганде и Юрайа Славика, министра внутренних дел. С польской стороны Э. Рачиньский, А. Залесский, генерал К. Соснковский, св. Строньский, о. З. Качиньский и М. Сейда. Согласно декларации, этот союз начал свою деятельность в январе 1941 года. Координационный комитет приступил к подготовительным исследованиям будущей конфедерации. В рамках своей деятельности велась постоянная работа по вопросам: внешней политики, информации, военной и культурной проблематики[50][51].

12 февраля 1941 г. был поднят вопрос о польско-чехословацкой границе. Взаимные ожидания в разрешении конфликта не дали никакого результата. Польская сторона признала статус до 1 сентября 1939 г., чехи — до 28 сентября 1938 г. Было решено, что они должны стать предметом будущих переговоров[52]. Однако соглашение было лишено взаимного доверия и на практике означало нарушение партнерских и дипломатических отношений[53].

В половине. 1941 г. В ведомства МИД Польши и Чехословакии поступили ноты об установлении контактов и создании польско-чехословацкого союза и назначении Координационного комитета. Также было проинформировано о подготовке ресурсов и правовых и политических проектов федерации обеих стран. В изданной инструкции также рекомендовалось проводить информационно-пропагандистские мероприятия[54].

Работа над конституционным актом затормозилась после подписания 30 июля 1941 года Соглашения Сикорского-Майского. Генерал К. Соснковский, А. Залевский и М. Сейда в знак протеста покинули польское правительство. На международной арене эта ситуация выставляла поляков в невыгодном свете. Наконец, Политический комитет министров подготовил проект конституционного акта. Его представление было оставлено на неопределенный срок. Вероятно, оно предназначалось для подготовки новых политических принципов будущего союза[55].

Проект Конституционного акта Союза Польши и Чехословакии
Проект конституционного акта был включен в документ «Основы конституционного акта Союза Польши и Чехословакии». Он содержал 14 пунктов, в которых подробно был представлен проект будущей, совместной деятельности в различных сферах жизни: политической, экономической и социальной. Документ включал:

Глава. I - Учреждение Союза, прием в Союз, компетенция Союза, состоящая из двух пунктов, которые касались приобретения некоторых суверенных прав и компетенций Союза.
Глава. II - Полномочия Ассоциации, в состав которых входят с 3 по 8, где представлен проект системных принципов будущего союза.
Глава. III - Деятельность Ассоциации, которая состояла из пункта с 9 до 14, широко обсуждая деятельность в области внешней политики, защиты союза, экономических дел (в том числе: торговли товарами и платежами), занятости, налогов, связи, морских дел, экономического и социального законодательства, союзной казны, общих нормы и изменения конституционного закона[56].

 

Тергиверсия
22 июня 1941 года Германия напала на СССР. На европейской арене произошли кардинальные изменения. 18 июля 1941 года чехи подписали соглашение с СССР (Майский-Масариковское соглашение) - на шестой день после англичан. Чехословакия оказалась в идеальном положении в качестве моста между Восточной и Западной Европой. Э. Бенеш легко добился одобрения своих планов, сообщив И. Майскому, что не брал на себя никаких обязательств перед правительством Вл. Сикорский. В отличие от поляков, он видел в будущем союзе некую конфедерацию, а не федерацию[57].

В лагере Пилсудского кампания против Вл. Сикорский после того, как подписал т.н. Соглашения Сикорского-Майского от 30 июля 1941 г.[58]. Пропаганда лагеря определила великодержавные устремления премьер-министра. Было опубликовано множество заголовков подпольных брошюр, из которых можно было узнать об отношении к концепции федерации. Генерал Вл. Сикорского как предателя, нарушившего польский государственный смысл.

Соглашение Сикорского-Майя. Слева: вкл. Сикорский, А. Иден, В. Черчилль и И. Майски
Смена фронта и создание новой политической мысли, направленной против СССР, надолго остановили работу координационного комитета. Это не означало, что все контакты были прерваны. Они были активированы через дипломатические ноты. Дискуссия о территориальных изменениях (дело Zaolzie) была возобновлена. Польша не признала требования Чехословакии о возвращении пограничного вопроса до 28 сентября 1938 г.[59].

Вопрос о польско-чехословацкой границе вернулся к обсуждению после того, как 27 октября 1941 г. польскому правительству был направлен меморандум Э. Бенеша[1]. Э. Бенеш указал, что польский премьер-министр снял с себя ответственность за политику Я. Бека, поскольку она была основным предметом диссертации по польско-чехословацким отношениям в 1930-е годы[60]. По мнению многих историков, меморандум был агрессивен по отношению к генералу Вл. Сикорский. В своем ответе премьер-министр Польши подчеркнул, в частности, что комитетам следует воздержаться от дальнейшего обсуждения пограничного вопроса[61], так как это делает дальнейшее сотрудничество невозможным, сообщив далее Э. Бенешу, что вопрос о Заолзе закрыт[62 ].

Совет по планированию Центральной и Восточной Европы
14 января 1942 г. на конференции Международного бюро труда в Нью-Йорке представители правительств Чехословакии, Польши, Греции и Югославии, а также рабочие и работодатели подписали совместную декларацию о создании Планового совета по Центральная и Восточная Европа. Его целью было подготовить экономическую, социальную и образовательную реконструкцию в регионе. Генеральным секретарем стал польский политический деятель Феликс Гросс[63], а председателем Совета – югославский министр реконструкции Сава Казанович[64].

15 января 1942 г. правительства Греции и Югославии в изгнании подписали соглашение о партнерстве (совместная декларация о Балканском союзе). Он предусматривал создание исполнительного комитета, который занимался политическими, экономическими и военными вопросами.

на Сикорский предложил создать фронт против Германии на Балканах и создать там польское представительство на освобожденных территориях[65]. Была замечена британская инициатива охватить своим влиянием Центральную и Юго-Восточную Европу. В совместном коммюнике Польши и Чехословакии, касающемся этого соглашения, выражено убеждение, что безопасность и процветание района, расположенного между Балтийским и Эгейским морями, в определенной степени зависят от сотрудничества двух конфедераций[63].

И. Сталин выступил против планов объединения государств, подчинив, например, любые планы по созданию независимого Балканского союза[66]. Однако в своих концепциях он предусматривал создание трех более мелких конфедераций: югославско-болгарско-албанской, польско-чехословацкой и венгерско-румынской. И. Сталин считал, что в будущем он сможет подчинить своей воле более мелкие государственные объединения[65].

Общий протокол

Министр иностранных дел Чехословакии Ян Масарик
Оба правительства подготовили проект будущей польско-чехословацкой унии. Польский проект включал содержание, относящееся к созданию федерального союза, в который войдут Венгрия, Литва и, возможно, Румыния. С другой стороны, чехословацкие контртезисы были включены в Основные принципы Польско-Чехословацкой Конфедерации. Различия вытекали не столько из толкования союза, сколько из его названия. Государственный интерес Польши представил проект создания наднационального союза, а чехи увидели модель международной конфедерации[67].

Поляки предлагали федеративное государство с единой дипломатической (внешней) службой и армией, но с внутренними таможенными пошлинами. Чехи, с другой стороны, хотят союза двух стран, сохраняя их институциональную и политическую обособленность. Подлежали согласованию: внешняя, военная и экономическая политика. Таможенный союз должен был быть создан.

Польско-чехословацкий договор был подписан 19 января 1942 г., а 23 января 1942 г. официально оглашен протокол, состоящий из 14 пунктов[68][69][70].
 

В первом пункте излагалась позиция обоих правительств по расширению конфедерации за счет стран, связанных с жизненными интересами Польши и Чехословакии[71]. Целью конфедерации было обеспечение общей политики в области иностранных дел, обороны, социальных дел, транспорта, почты и телеграфа.
Пункты с четвертого по девятый объявляли о согласованной политике в области внешней торговли и тарифных ставок, был разработан таможенный союз, согласована денежно-кредитная и финансовая политика, совместное планирование развития и администрирование транспорта: железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного. Кроме того, необходимо было координировать социальную, образовательную и культурную политику.
Десятый и одиннадцатый пункты представляли собой либерализацию гражданских свобод в вопросах пребывания, проживания, свободного безвизового передвижения. Далее следовало признание: дипломы и судебные решения. Единственные национальные вопросы должны были оставаться в ведении штатов, образующих конфедерацию.
Пункт двенадцатый относился к конституциям отдельных стран, которые должны были гарантировать свободу совести, свободу личности, свободу обучения, свободу слова, свободу объединений, а также равенство граждан перед законом, свободный доступ к государственным функциям и независимые суды. Свободно избранный законодательный орган будет осуществлять контроль над федеральным правительством.
В тринадцатом пункте подчеркивалась необходимость создания федеральных органов конфедерации.
Четырнадцатый пункт касался совместно понесенных расходов на содержание конфедерации[72][73].
24 февраля 1942 г. Сикорский, открывая первую сессию Второго Национального совета, зачитал заявление правительства. Его фрагменты подразумевали, что государственное устройство будет основано на демократических принципах (…). Должна быть создана сильная исполнительная власть, способная защитить государство от любых враждебных намерений, как извне, так и изнутри (...) и обеспечить широкое участие населения в ведении государственных дел путем территориального, экономического и профессионального самоуправления. -правительства[74].

Таким образом, существовало три основных документа, составивших ядро будущей конфедерации этого региона:

Польско-чехословацкий договор 1942 г., где он был предвестником будущей польско-чехословацкой конфедерации,
Договор о Балканском союзе того же года, предвещавший послевоенную федерацию балканских государств,
Декларация, подписанная на конференции Международного бюро труда, являющаяся связующим звеном между этими соглашениями[63][65].

 

Все указывало на то, что совместно подписанный польско-чехословацкий протокол (соглашение) вызовет большой интерес у западных стран. Соединенные Штаты и СССР были обеспокоены отношением польского премьер-министра к узурпации права решать судьбу будущего Центральной и Восточной Европы. Американцы выразили обеспокоенность тем, что сепаратистские действия польского премьер-министра могут нарушить отношения с СССР, если они встанут на сторону Польши, и, таким образом, нанести вред Советам в глазах США[2]. Американские политики не хотели считаться с очередным узурпатором прав на европейские территории. Здесь больше учитывались интересы и требования СССР[75]. Советы, еще не имевшие развитого представления о Центральной и Восточной Европе, были полны решимости сохранить все территориальные приобретения и не допустить независимого польского правительства. Такое отношение отразилось в некоторых дипломатических нотах и наложенном Кремлем вето Э. Бенешу 16 июля 1942 г. против конфедерации двух стран[76]. Э. Бенеш также пытался спасти положение посредством неустановленного советско-польско-чехословацкого союза, что было неприемлемо для поляков[77].

Проекты конфедерации начали рушиться 5 августа 1942 года. Снова вернулся мюнхенский вопрос, который был активирован обменом письмами между Рипкой и Строньским. Однако 17 августа 1942 г. Э. Бенеш и Я. Масарик встретились из одного и Вл. Сикорский и Э. Рачиньский с другой стороны. Польские дипломаты предложили подписать соглашение о конфедерации. В следующем месяце, 24 сентября, польская сторона направила Я. Масарику проект декларации о будущей конфедерации двух стран. Чехословацкая сторона приняла проект, но уже в ноябре 1942 г. Э. Бенеш подорвал идею конфедерации. Взамен предлагалось заключить союз с Польшей на 20 лет (формально это произошло 20 ноября 1942 г.)[1][78].

Сотрудничество двух правительств закончилось через несколько месяцев, когда 25 января 1943 г. Я. Масарик сообщил польскому посланнику в чехословацком правительстве, что Кремль выступает против не только польско-чехословацкой конфедерации, но и союзнического устройства [1]. Э. Бенеш мог свободно отказаться от своих планов двустороннего сотрудничества с польской стороной и обратить внимание на заключение союза с СССР. 10 февраля 1943 г. Х. Рипка уведомил Государственный совет о позиции правительства, постановившего, что оно не будет участвовать ни в чем, что каким-либо образом было бы направлено против Советского Союза. В марте 1943 г. польская нота обвинила чехословацкое правительство в отказе от своих предложений[79].

Тем временем Иосиф Сталин разорвал дипломатические отношения с Польшей, что официально произошло 25 апреля 1943 года[1]. Предлогом было то, что польская сторона начала сотрудничество с немцами, заключавшееся в поиске виновных в преступлениях против польских офицеров, убитых в Катыни. Из-за напряженной ситуации между Кремлем и польским правительством чехословацкое правительство воспользовалось ситуацией, чтобы прекратить переговоры о будущей конфедерации. 17 мая 1943 г. Я. Масарик сообщил Э. Рачинскому о приостановке любой работы в комиссиях между Польшей и Чехословакией[80].

Изменено пользователем ясмин джакмич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Развилка - в любые времена.

развилок тут две, обе в 14 веке

1) выживание Пржемысловичей, которые удерживают за собой также и польский трон - т.е. надо либо более долгая жизнь Вацлава II, либо выживание Вацлава III

2) или же вымирание Люксембургов по мужской линии после Иоанна Слепого (т.е. чтобы Иоанн Слепой вообще не оставил сыновей)  с одновременным браком Казимира Великого с Боной Люксембургском - причем тут надо чтобы именно сыновей у Иоанна вообще не было - т.к. помолвку Казимира с Боной расторгли именно с повода что "сыновья пошли - не надо думать кому трон оставлять"

1) выживание Пржемысловичей, которые удерживают за собой также и польский трон - т.е. надо либо более долгая жизнь Вацлава II, либо выживание Вацлава III

соответственно в этом случае получится Чехополония Пржемысловичей

2) или же вымирание Люксембургов по мужской линии после Иоанна Слепого (т.е. чтобы Иоанн Слепой вообще не оставил сыновей) с одновременным браком Казимира Великого с Боной Люксембургском - причем тут надо чтобы именно сыновей у Иоанна вообще не было - т.к. помолвку Казимира с Боной расторгли именно с повода что "сыновья пошли - не надо думать кому трон оставлять"

а в этом случае Полоночехия Пястов

выживание Вацлава III

к слову - я даже моделировал сие ака "Соль и серебро"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

развилок тут две, обе в 14 веке

А мир в котором у Болеслава Храброго все получилось? Т.е. Польша удержала завоеванную Чехию (до кучи Болеслав кстати еще и Словакию завоевал). Болеслав живет подольше и удерживает Чехию, Словакию и Польшу в составе единого государства.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А мир в котором у Болеслава Храброго все получилось? Т.е. Польша удержала завоеванную Чехию (до кучи Болеслав кстати еще и Словакию завоевал). Болеслав живет подольше и удерживает Чехию, Словакию и Польшу в составе единого государства.

Самый годный вариант. Но там подольше надо было жить не Болеславу, а Оттону 3, о чем точно была тема.

Либо Болеславу не ссориться с тогдашним императором Генрихом, по итогам конфликта с которым, он собственно Чехию и потерял...

1) выживание Пржемысловичей, которые удерживают за собой также и польский трон - т.е. надо либо более долгая жизнь Вацлава II, либо выживание Вацлава III

 

к слову - я даже моделировал сие ака "Соль и серебро"

Годно! Но в той теме произошла остановка на интересном месте....

2) или же вымирание Люксембургов по мужской линии после Иоанна Слепого (т.е. чтобы Иоанн Слепой вообще не оставил сыновей)  с одновременным браком Казимира Великого с Боной Люксембургском - причем тут надо чтобы именно сыновей у Иоанна вообще не было - т.к. помолвку Казимира с Боной расторгли именно с повода что "сыновья пошли - не надо думать кому трон оставлять"

А вот это вот ПМСМ не годно-ибо две развилки разом....

Не надо в любое. Был проект, за который ратовал генерал Сикорский

Думается, что СССР в любом случае не дал бы такому состояться...

 

Изменено пользователем Стержень

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас