Хороший Сатана

55 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Как известно, в Ветхом Завете Сатана, - точнее тогда еще даже "сатана", потому что это не считалось именем собственным, - вовсе не считался обозначением какого-то совсем уж отрицательного деятеля. Да, персонаж, может быть, и не самый благостный, но определенно выполняющий важную работу:

В ряде книг Ветхого Завета Сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника[22]. В книге Иова Сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинён Богу и является одним из его слуг (бней Ха-Элохим — «сынов Божьих», в древнегреческой версии — ангелов)[23] и не может действовать без его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю[24], а также влиять на атмосферные явления[25], насылать болезни[26].

Книга Иова особенно показательна в данном контексте:

И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.
9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;
11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него,- благословит ли он Тебя?
Ну и так далее, думается, общий сюжет этой книги тут всем известен. Если вкратце - то "сатана" там не  враг бога, а вполне себе достойный работник небесной канцелярии, выполняющий может и не очень приятную, но важную службу.
 
В случае Иова Дьявол точно исполняет роль советника при Боге. Бог интересуется его мнением по поводу Иова, и Дьявол даёт ответ. С точки зрения Дьявола, свидетельств, подтверждающих репутацию Иова как человека, который удаляется от всякого зла (pan poneron), недостаточно. И Бог одобрил план действий, предложенный Дьяволом, — провести Иова через все его испытания. И благодаря Дьяволу Иов стал примером терпения во имя Бога, которое Иаков оценил столь высоко, — ведь, одобряя долготерпение Иова, сложно не думать о Дьяволе, вынудившем Иова проявить это качество.
 
Причем работник на доверии - может спорить с Яхве и тот внимательно прислушивается к своему «обер-прокурору». Примерно в этом смысле он упоминается и в других местах Ветхого Завета:
 
Еврейское слово satan является именем нарицательным, означающим «противник» («adversary»). В Ветхом Завете, как мы показали, его употребляли в различных ситуациях для обозначения человеческого противника, а также — в трёх отмеченных случаях — для указания на сверхчеловеческого, или ангельского, персонажа. Первым встречается Ангел Яхве, который выступает в качестве сатаны против Валаама и его ослицы (Книга Чисел, гл. 22). Потом появляется один из Сынов Божиих, являющийся сатаной для Иова (Книга Иова, гл. 1-2). И наконец, сатана, обвиняющий первосвященника Иисуса (Книга пророка Захарии, гл. 3). Четвёртый возможный вариант — тот сатана, который подстрекал Давида провести перепись, и в данном случае, возможно, имеется в виду имя собственное, Сатана (Первая книга Паралипоменон, гл. 21). 
 
Схожие функции выполняет и ангел Мастема, которого принято соотносить с Сатаной:
 
...в «Книге Юбилеев» происходит заметная драматизация и развитие образа Божьего сатанинского министра и его взаимодействия с другими, менее циничными министрами из Божественного руководства. Ангелы Божественного Присутствия ответственны за ликвидацию Стражей [Бодрствующих] и их потомства — духов, а Сатана/Мастема занимается наказанием людей. Часто это наказание заключается в подталкивании их к большему моральному падению, что делает их ещё более достойными наказания. Мастема склоняет Яхве испытать Авраама, но Ангел Божественного Присутствия находится при этом вместе с Мастемой и передаёт приказ Яхве прекратить испытание. И как мы только что видели, Ангелы Божественного Присутствия исполняли сдерживающую функцию во время испытания Моисея и израильтян.
 
Спросите, причем тут АИ? А вот причем. В христианстве данный образ, как известно, был переосмыслен - в крайне негативном духе. Но что если такого переосмысления не произошло? Что если отцы церкви пришли к выводу, что даже после жертвы Христа, указавшей всем путь к спасению, необходимость в Сатане, испытывающим праведников и наказывающим грешников не отпала? Что если Сатана сохраняет свои функции "прокурора у престола Бога". Соответственно меняется и теология - нет Сатаны, как главы падших ангелов, нет войны на небе, ну и много чего еще нет, с чем мы привыкли ассоциировать Дьявола. Не знаю, будет ли тут его отождествление со Змием-Искусителем хотя и в данном случае это может быть интерпретировано как очередное испытание.
 
2733542_original.jpg
 
Короче. Вопросы в следующем:
 
1) В чем может быть развилка, чтобы образ Сатаны в христианстве плюс/минус сохранил свое ветхозаветное значение, избавившись от статуса однозначного антагониста?
2) Как это может повлиять на христианскую религию в целом?
3) Каким может быть общество или государство, где доминирует подобная религия
 
 
 
 
 
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

 Образ Сатаны проистекает во-1х из языческого и зороастрийского дуализма, проникшего в Римскую империю, во-2х из упоротости христиан, отчасти - самого Христа, которым понадобилась непременно борьба бобра с ослом, запугивание адом и чертями, и пособники врага среди нас. И это более близко народу, чем чистый монотеизм. Будет слишком рафинированная религия, народ не поймет. 
 Сатан - от слова "отклоняющий", т.е. тот, который склоняет людей к нарушению заповедей Б-га (или к извращениям, тоже однокоренное слово, наиболее близкое), а вовсе не "враг". 

Изменено пользователем digger

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 Образ Сатаны проистекает во-1х из языческого и зороастрийского дуализма

1) Где вы в язычестве видите дуализм? По крайней мере в означенный период.

2) Насчет зороастризма спорно.

Будет слишком рафинированная религия, народ не поймет. 

иудеи как-то понимали

как, собственно и язычники, где подобных "строгих и справедливых судей"  полным полно

Сатан - от слова "отклоняющий", т.е. тот, который склоняет людей к нарушению заповедей Б-га (или к извращениям, тоже однокоренное слово, наиболее близкое), а вовсе не "враг". 

Сатана́ (от ассир. ܣܵܛܵܢܵܐ са́танаивр. ‏שָׂטָן‏‎ сата́н,[4] др.-греч. σατανα сатана́арам. סטנא сатана́араб. شيطان‎ шайта́нгеэз śayṭān — «сатан(а); противник;[5] клеветник»[6], от сев.-зап.-семитск. корня *śṭn «сатан» букв. «быть враждебным», «обвинение»[7])

которым понадобилась непременно борьба бобра с ослом, запугивание адом и чертями, и пособники врага среди нас.

Как бы сводить христианство только к этому несколько однобоко

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Где вы в язычестве видите дуализм? По крайней мере в означенный период

Сет и Осирис и прочие добрые и злые боги.В олимпийской религии - нет, но тогда восточные религии были популярны, оттуда же и христианство.

 иудеи как-то понимали

как, собственно и язычники, где подобных "строгих и справедливых судей"  полным полно

 Это племенная религия, долг народа - подчиняться богу, других мотивов не надо. Собственный злой персонаж необязателен, злые - враги и чужаки.И то на народном уровне постоянно возникают всякие мелкие черти, сглаз и индустрия борьбы с ними.При том это уникальный монотеизм, в язычестве часто злые боги - бывшие чужие боги. 

Как бы сводить христианство только к этому несколько однобоко

 Суть христианства - спасение души после смерти и попадание в рай, а затем - воскресение, соответственно, ад и его обитатели не менее важны.И это наднациональная религия, потому личное спасение и избавление от лукавого, а не исполнение заповедей и покровительство народу. В рафинированном иудаизме наказание - это отдаление от Б-га, но без чертей, ружей и аптечек народ не поймет. В более народной интерпретации - ад и "нет места в будущем мире".

 

Изменено пользователем digger

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Сет и Осирис и прочие добрые и злые боги

Сет амбивалентное божество, далеко не только лишь злое. Остальные - кого вы имеете в виду? Кроме Ангро-Манью, в текущем средиземноморском ареале ( впрочем там и Ахриман отождествлялся с Аидом, который уж точно не однозначно "злой" бог.

И то на народном уровне постоянно возникают всякие мелкие черти, сглаз и индустрия борьбы с ними.

Ну и тут будут. Переосмысленные как неизбежное зло, посланное человечеству в испытание - тем же Сатаной посланное с позволения Б-га. Отличий от РИ-христианства не так уж много на самом деле.

Суть христианства - спасение души после смерти и попадание в рай, а затем - воскресение, соответственно, ад и его обитатели не менее важны

Важны конечно. Как был важен и ветхозаветный Сатана, как "испытатель человека" в его крепости в вере - как с вышеуказанным Иовом. ну и здесь останется в том же статусе,  почему бы и нет, собственно?

Не вижу, короче, принципиальных противоречий.

Собственный злой персонаж необязателен

Да он и в принципе необязателен тем более, что "зло"- понятие относительное

 

 

личное спасение и избавление от лукавого

Важен лишь первый пункт. А насчет "избавления от лукавого"  - бабка надвое

Изменено пользователем Каминский

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Важен лишь первый пункт 

Народу непременно надо понимать спасение от кого и что будет если не спасешься : а вот от него и есть и поджарит на сковородке.

Переосмысленные как неизбежное зло, посланное человечеству в испытание 

 Вовсе нет, это слишком высокий уровень.Народный языческий уровень : это неприятности, а значит вредит нечистая сила, и страшилки, и доступный метод защититься от нее : заговоры, амулеты, благословения, ну и бизнес на этом. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Слушайте, мы начинаем ходить по кругуй, тем более, что вы уже начали путаться в показаниях. Попробуйте все таки выбрать какую-то иную линию аргументации

Народу непременно надо понимать спасение от кого и что будет если не спасешься : а вот от него и есть и поджарит на сковородке.

Ну и? Это ничем не противоречит тому, что я сказал. Ну поджарит, ну надо меньше грешить - для этого совсем не нужна предельная демонизация. В китайском аду так  и похуже наказания предусмотрены, чем простая сковородка, но никто при этом Янло-вана не считает злом-злом-злом

Вовсе нет, это слишком высокий уровень.Народный языческий уровень : это неприятности, а значит вредит нечистая сила, и страшилки, и доступный метод защититься от нее : заговоры, амулеты, благословения, ну и бизнес на этом

Вы определитесь, пожалуйста какую концепцию вы отстаиваете- языческую или христианскую?

Если языческую так чрезмерный негатив для него особенно несвойственен и ничего особенного в указанной мной интерпретации для языческого сознания нет. Если христианскую то вы все таки отделяйте Учение от "народного христианства". Для которого может быть нормой поставить одну свечку Христу, а другую Сатане, чтобы вреда не делал.

Изменено пользователем Каминский

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну поджарит, ну надо меньше грешить - для этого совсем не нужна предельная демонизация. В китайском аду так  и похуже наказания предусмотрены, чем простая сковородка, но никто при этом Янло-вана не считает злом-злом-злом

  То Китай, там специфические религии. Для европейца это не подходит, а именно они - целевая аудитория, им надо персонифицированного врага.Сатана сразу занял важное место в христианстве как враг Христа.

 Если христианскую то вы все таки отделяйте Учение от "народного христианства".

 Я о религии вообще, о народной интерпретации и о том, что  интеллектуальные формулы слабо работают в период становления религии, а образ Сатаны как врага - да. А он стал таким немедленно. Ислам использовал тот же прием, там тоже Шайтан постоянно упоминается в Коране и прочих документах даже больше, чем в христианстве. Тоже наднациональная (условно в ранний период) религия. Т.е. без Сатаны как главного босса можно, но неудобно и есть шанс остаться без религии и последователей. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ислам использовал тот же прием

 

 

К слову, в исламе есть одно довольно значимое отличие. Если в христианстве бесы, они же черти — это падшие ангелы, они стоят за всеми кознями, то в исламе помимо шайтанов (чертей) есть и джинны. Тоже зловредные (во всяком случае большинство из них), но вовсе не падшие духи, а некий «народ огня». Тоже телесные создания, только тела у них не из глины, как у людей, а из некоей огненной материи. Плазмоиды, энергетические сущности, если применять научную терминологию. В общем, иной народ, который тоже может быть обращён в правильную веру или же подчинён (Соломон их юзал в качестве гастарбайтеров на строительстве Храма). В христианстве нечто похожее было только в народных преданиях, пережитках язычества, но официально никаких гномов с эльфами и прочих сильфов не признавалось, одни только черти и ангелы. 

Изменено пользователем Vasilisk

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

отчасти - самого Христа

Пардон, а это откуда известно???) (Да, я понимаю, что вопрос флеймогонный) 

Изменено пользователем ЛАВ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

К слову, в исламе есть одно довольно значимое отличие.

Абсолютно верное уточнение)

Для европейца это не подходит, а именно они - целевая аудитория, им надо персонифицированного врага.

А где такая развилка, что б подошло???)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

дуализм

Вспомните хотя-бы воззрения Плутарха – жившего как раз в период раннего христианства. 

пособники врага среди нас

Но не обязательно делать этим врагом Сатану. Будет другой Дьявол, другое восприятие ада – хотя вовсе без него и не обойтись. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вместо пшеницы растят рис. 

Это почему????)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это почему????)

Видимо, противопоставляется культура, которую можно выращивать силами отдельной семьи культуре, требующей орошения и связанных с этим гидравлических работ общегосударственного масштаба. Соответственно, предполагается, что на небесах структура власти такая же, как на Земле, и наказующее божество не ненавистник, а чиновник, которому поручили этот участок работы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но не обязательно делать этим врагом Сатану. Будет другой Дьявол, другое восприятие ада – хотя вовсе без него и не обойтись. 

 Да, возможна развилка, когда Сатана остается малозначительным персонажем, а  Иисуса атакует, например, Ариман или  или какой-нибудь еще модный злодей, если бы такие были в то время. Но, не выходить за рамки иудаизма по части мифологии - это фича христианства, в отличие от ислама, как ранее упомянули, потому левые монстры не очень подходят.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Видимо, противопоставляется культура, которую можно выращивать силами отдельной семьи культуре, требующей орошения и связанных с этим гидравлических работ общегосударственного масштаба.

 

Вроде древнеегипетской?

 

Соответственно, предполагается, что на небесах структура власти такая же, как на Земле, и наказующее божество не ненавистник, а чиновник, которому поручили этот участок работы.

 

А разве египетский Сет был чиновником? ИМХО скорее просто хаотик ивилом, вроде Локи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

вообще-то воплощением зла и хаоса было хтоническое чудище Апоп.

Сета демонизировали уже в поздний период жрецы других богов - конкуренция.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Сатан - от слова "отклоняющий", т.е. тот, который склоняет людей к нарушению заповедей Б-га (или к извращениям, тоже однокоренное слово, наиболее близкое), а вовсе не "враг". 

Лол што? Иврит сафа каша, этмольматос, тахана мирказит?  Это именно "враг",  а "извращения" и "склонение к нарушениям" - даже не однокоренные слова. Сатана пишется через шин и тет, извращения - через самех и тет, а "склонение" - через самех и тав. 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вроде древнеегипетской?

Я скорее Китай имел в виду.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1) В чем может быть развилка, чтобы образ Сатаны в христианстве плюс/минус сохранил свое ветхозаветное значение, избавившись от статуса однозначного антагониста?

Отсутсвие зороастрийского влияния на иудаизм. Но это ведет к тому что

2) Как это может повлиять на христианскую религию в целом?

Христианство вообще может не появится.

3) Каким может быть общество или государство, где доминирует подобная религия

Следовательно - каким угодно. С другим иудаизмом и без христианства эллинизм обработает египетские культы или зороастризм (возможно зороастрийские ереси). Что из этого выйдет - фиг его знает.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

То Китай, там специфические религии. Для европейца это не подходит

Для дохристианского европейца - вполне себе подходит. Учитывая, что истоки образа Яньло-вана - во вполне себе индоевропейском Яме, довольно легко отождествляющимся с Аидом/Плутоном и прочими судьями античного царства мертвых.

 Да, возможна развилка, когда Сатана остается малозначительным персонажем, а  Иисуса атакует, например, Ариман или  или какой-нибудь еще модный злодей

Испытание Христа - вполне себе в рамках иудаистских функций Сатаны. Принципиально мало чем отличимо от мук Иова и иных эпизодов Ветхого Завета.

Одна из главных функций Сатаны — «испытывать человеческие души». Искушая Иисуса в пустыне, он исполняет свою функцию и намеревается позднее продолжить этот процесс (Лк. 4). В качестве искушения Сатана посылает духов немощи (болезни) (Лк. 13; Деян. 10). Сатана действует также, вселяясь в людей (Иуда: Лк. 22) или наполняя сердца предполагаемых грешников (Анания: Деян. 5). Сатана продолжает обсуждать пределы своих функций, прося разрешения искушать Петра и других учеников, но Иисус принимает участие в обсуждении и может влиять на результаты испытания (Лк. 22).

 

Последняя сцена имеет сходство с эпизодом, описанным в 3-й главе Книги пророка Захарии по версии Септуагинты: Дьявол обвиняет первосвященника Иисуса в Божественном Суде, а Ангел Яхве вступается за Иисуса. В 22-й главе Евангелия от Луки Сатана обвиняет Петра и других учеников, просит большей свободы действий для испытания их веры, но Иисус сам вступается за Петра. В эпизоде из Книги пророка Захарии обвиняемый (Иисус) оправдан; в Евангелии от Луки уступки сделаны в отношении Петра, с последующей реабилитацией остальных учеников.

А он стал таким немедленно.

Вот совсем не немедленно.

интеллектуальные формулы слабо работают в период становления религии

Как раз в период становления они более чем необходимы.

А как же противостояние богов и титанов? 

Да там чуть ли не половина титанов за Зевса воевала или же была "над схваткой". Опять же корни  олимпийцев - от титанов как раз.

Отсутсвие зороастрийского влияния на иудаизм.

Есть мнение, что зороастрийское влияние, - по крайней мере в этой части, - весьма преувеличено:

часто предлагается другое объяснение, заключающееся в том, что образ сатаны в Ветхом Завете и Сатаны в Новом Завете испытал воздействие другой религии — возникшего в период вавилонского плена зороастрийского дуализма, в котором в дополнение к доброму богу Ахурамазде существует также несотворённый дух всеобщего зла Ангро-Майнью, или Ариман. Однако идея влияния зороастризма на эволюцию образа Сатаны сегодня не находит широкой поддержки в научных кругах, в основном потому, что как в христианской, так и в еврейской трактовке фигура сатаны находится в подчинении у Бога, а Ангро-Майнью отнюдь не выступает в роли обвинителя. Кроме того, письменные источники по персидскому дуализму более поздние. Конечно, данное влияние нельзя совсем не принимать во внимание, особенно если это просто вопрос «окраски образа», но в данной работе мы оставляем его скорее на уровне возможности, чем правдоподобности.

https://coollib.net/b/224751-genri-ansgar-kelli-satana-biografiya/read

Христианство вообще может не появится.

Допустим, что появилось. Допустим, что необходимые нам изменения произошли именно в момент становления христианства.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Это именно "враг",  а "извращения" и "склонение к нарушениям" - даже не однокоренные слова.

 Он самый попутал. Слыхал религиозное рассуждение по поводу много лет назад не помню от кого, и не проверил сейчас, религиозные -  они любят менять смыслы и буквы. 

Испытание Христа - вполне себе в рамках иудаистских функций Сатаны. Принципиально мало чем отличимо от мук Иова и иных эпизодов Ветхого Завета.

 Мне показалось, что концентрация сатанизма слишком повышенная как в Евангелиях, так и у апостолов.

Изменено пользователем digger

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

в основном потому, что как в христианской, так и в еврейской трактовке фигура сатаны находится в подчинении у Бога, а Ангро-Майнью отнюдь не выступает в роли обвинителя.

Вообще непонятно как это отрицает зороастрийское влияние на иудаизм...

Допустим, что появилось. Допустим, что необходимые нам изменения произошли именно в момент становления христианства.

Значит это будет не христианство, а реформированый иудаизм или гностицизм какой-то. Не взлетит, имхо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Опять же корни  олимпийцев - от титанов как раз.

 

Можно даже резче сказать. Олимпийские боги — те же титаны, невесть с чего возомнившие себя уникальными снежинками и из-за этого поубивавшие собственных родичей.

концентрация сатанизма слишком повышенная

 

Сколько промилле?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Сатана - добрейшее существо, а все зло в мире от людей. Они же его и оклеветали. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас