Орджоникизде не застрелился

30 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Из книги А. В. Шубина "1937. Антитеррор Сталина" (выделение моё):

Но и противники раскручивания террора не дремали. Их лидером в 1936–1937 гг. был нарком тяжелой промышленности Орджоникидзе. Помимо своего высокого авторитета в партийной элите Орджоникидзе представлял угрозу для планов Сталина, так как нашел слабое звено в его политике. «Дела» о вредительстве, сфабрикованные НКВД в 1936–1937 гг., не могли выдержать серьезной проверки. «Орджоникидзе пытался узаконить право НКТП на самостоятельную проверку материалов НКВД… Можно считать абсолютно доказанным, что Орджоникидзе активно готовился к пленуму и собирал данные, опровергающие утверждения НКВД. Организация независимой проверки дел о „вредительстве“ была самым сильным ходом, который мог предпринять в тех условиях Орджоникидзе», — считает О. В. Хлевнюк. Нарком не верил в массовое вредительство: «Какие саботажники! За 19 лет существования Советской власти мы… выпустили 100 с лишним тысяч инженеров и такое же количество техников. Если все они, а также и старые инженеры, которых мы перевоспитали, оказались в 1936 г. саботажниками, то поздравьте себя с таким успехом. Какие там саботажники! Не саботажники, а хорошие люди — наши сыновья, братья, наши товарищи, которые целиком и полностью за Советскую власть», — заявил Орджоникидзе и был поддержан «бурными и продолжительными аплодисментами». Более того, ему удавалось добиваться реабилитации уже арестованных директоров.

Сталин был склонен до определенного рубежа идти на уступки Орджоникидзе. Так, 13 февраля 1937 г. на места от имени ЦК была направлена шифротелеграмма, в которой говорилось: «По имеющимся в ЦК материалам, некоторые секретари обкомов и крайкомов, видимо, желая освободиться от нареканий, очень охотно дают органам НКВД согласие на арест отдельных руководителей, директоров, технических директоров, инженеров и техников, конструкторов промышленности, транспорта и других отраслей». «ЦК» напоминал, что местные руководители не вправе давать согласие на аресты отраслевых сотрудников, и это — прерогатива наркомов. Таким образом, подтверждался прежний порядок поддержания иммунитета.

Орджоникидзе начал собирать материалы о «диверсиях», в которых обвинялся его заместитель Пятаков и его подельники. Эти материалы могли быть использованы для разоблачения Ежова на ближайшем пленуме ЦК в феврале 1937 г., что позволило бы разрушить всю «антитеррористическую» (то есть террористическую в отношении партийной элиты) стратегию Сталина. Конфликт Орджоникидзе и Сталина нарастал. Готовясь к пленуму, Орджоникидзе носил тезисы своего доклада к Сталину. По свидетельству жены Орджоникидзе Зинаиды Гавриловны: «Тот забраковал. На полях были надписи вроде „Ха-ха…“. Серго писал и переписывал на листках из блокнота, ссорился со Сталиным по телефону, потом опять писал, опять ходил и относил, дважды возвращался под утро». 19 февраля, накануне пленума, Орджоникидзе погиб от пулевого ранения. Версия убийства Орджоникидзе не получила достаточных доказательств, однако его гибель произошла внезапно, причем неожиданно для него самого. Весьма вероятна высказанная Р. Конквестом версия самоубийства под давлением Сталина, например под угрозой ареста. Орджоникидзе был человеком эмоционально неуравновешенным, разрыв со старым другом Сталиным был для него глубокой личной трагедией, так же как и начавшееся уничтожение других старых товарищей. Выстрел прогремел после разговора со Сталиным на высоких тонах.

Накануне пленума был арестован брат Орджоникидзе Пачулия. Явный шантаж, который стал еще одним ударом, выводившим Орджоникидзе из равновесия.

Незадолго до гибели Орджоникидзе долго беседовал с Микояном, который так вспоминает об этой встрече: «За 3–4 дня до самоубийства мы с ним вдвоем ходили вокруг Кремля ночью перед сном и разговаривали. Мы не понимали, что со Сталиным происходит, как можно честных людей под флагом вредительства сажать в тюрьму и расстреливать. Серго говорил, что у него нет сил дальше так работать. „Сталин плохое дело начал. Я всегда был близким другом Сталину, доверял ему, и он мне доверял. А теперь не могу с ним работать, я покончу с собой“.

Я был удивлен и встревожен его выводом, поскольку до этого его высказывания были иными. Я стал его уговаривать, что он неправильно рассуждает, что самоубийство никогда не было средством решения той или иной проблемы. Это не решение проблемы, а уход от нее. И другие аргументы приводил. Мне казалось, что я его убедил. Несколько успокоились и пошли спать».

Это свидетельство подтверждает классическую версию гибели Орджоникидзе: он резко критически относился к курсу на террор, но не решился на открытое столкновение со Сталиным и покончил с собой. Важно, что воспоминания Микояна были написаны до начала открытой дискуссии об обстоятельствах смерти Орджоникидзе.

Еще интереснее этот фрагмент для характеристики позиции самого Микояна. В своих мемуарах он предстает чуть ли не более последовательным антисталинистом, чем Орджоникидзе. Он призывает его «не уходить от проблемы», а «найти ее решение». Какое «решение»?

Конечно, Микоян мог приукрасить свои слова, показать себя более смелым, чем он был тогда, в 1937 г. Однако факт остается фактом — Микоян выступил одним из инициаторов разоблачения «культа личности Сталина» в 1956 году. И это не была дань конъюнктуре — мемуары Микояна также выдержаны в антисталинском ключе. Можно сомневаться в точности передачи диалога с Орджоникидзе, но сама тема разговора в данном случае не могла стать жертвой аберрации памяти. Орджоникидзе считал Микояна тем человеком, с которым можно было вести антисталинские разговоры. Микоян поддерживал эти разговоры. Если это понимал Орджоникидзе, могли понимать и другие партийные деятели, которые научились отличать своих от чужих уже по намекам (других возможностей сталинский режим не предоставлял). А теперь вопрос: почему столь критически настроенный деятель пережил 1937 год? Был незаменим? У Сталина не было незаменимых. Был безусловно лоялен, как Каганович, Молотов и Ворошилов? Нет, это не про Микояна. Что было его охранной грамотой? Мы еще вернемся к этому вопросу.

Если беседа Микояна и Орджоникидзе передана сколько-нибудь верно, то «решением», за которое выступал Микоян, была борьба на пленуме ЦК (пусть не прямо против Сталина, но во всяком случае против Ежова как тактической цели). Гибель Орджоникидзе дезорганизовала партийное сопротивление сталинской «антитеррористической операции» накануне решающего пленума ЦК.

 Вот и развилка - Орджоникизде не застрелился и таки выступил против Сталина и раскручивания репрессий на февральско-мартовском пленуме. Какой мир обещал быть?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Тогда пойдет, наверное,  вместе с Бухариным. И арестуют его небось прямо на Пленуме, как и Бухарина с Рыковым.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

- а потом что?

- да расстреляли меня, внучек...

 

Наивно полагать, что Сталин предпочтет послушать старого друга, а не собственную паранойю, щедро подпитываемую Ежовым. А возглавить оппозицию в партии и правительстве с целью Сталина убрать - на это Серго не пойдет. Выхода было два, и Орджоникидзе, как позднее Гамарник и Томский, выбрал лёгкий.

Изменено пользователем de_Trachant

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Выхода было два, и Орджоникидзе, как позднее Гамарник и Томский, выбрал лёгкий.

Ну на самом-то деле как бы был ещё один-пустить пулю в лоб старому другу по ходу дружеской беседы.

Да может быть потом и самоубиться самому-но всё же...

Но никому почему-то такое в голову не пришло.

Забавно заметить, что в Третьем Рейхе при этом Гитлеру очень сильно повезло и неоднократно выжить при покушениях.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а не собственную паранойю, щедро подпитываемую Ежовым.

Ежов всего-навсего исполнитель

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

выбрал лёгкий.

 

Самый лёгкий выбор тогда у таких - задать лататы...

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

пулю в лоб старому другу по ходу дружеской беседы

Тоже вариант, но Орджоникидзе, при всех его загонах и леваческо-экспансионистских уклонах в гражданку, был человеком чести (в отличие от старого друга). Вот Камо - тот мог бы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если беседа Микояна и Орджоникидзе передана сколько-нибудь верно, то «решением», за которое выступал Микоян, была борьба на пленуме ЦК (пусть не прямо против Сталина, но во всяком случае против Ежова как тактической цели)

Тогда почему не расстреляли Микояна  раз он попер на генлинию?? (О -кажется развилки с устранением Анастаса Ованесовича не было)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Камо

Он армянин, Сталин его близко не подпустил бы... 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Тогда почему не расстреляли Микояна  раз он попер на генлинию??

В этой же книге Шубина (далее, когда разбирается дело Тухачевсконо) делается предположение, что Микоян был одним из участников этого заговора, но затем слил заговорщиков Сталину. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

что Микоян был одним из участников этого заговора, но затем слил заговорщиков Сталину. 

А - конспирология... Побожусь Шубин верит  в реальность заговора Тухачевского и "троцкистов-бухаринцев"(с):)

Он армянин, Сталин его близко не подпустил бы... 

Микоян смеется...

 

Изменено пользователем Владимир Станкович

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Шубин верит  в реальность заговора Тухачевского

а вы не верите в возможность заговора военных? Особенно во главе с таким персонажем, как поручик-командарм Т.?

Изменено пользователем de_Trachant

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Микоян смеется

так и Микояну до Орджоникидзе далеко было... Для грузина легко дружить с русским или турком, но душевной дружбы с армянином...не ждите.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а вы не верите в возможность заговора военных? Особенно во главе с таким персонажем, как поручик-командарм Т.?

Веру, гражданин, к делу не подошьешь(с):happy: Доказательства то где?? Что по декабристам что например по заговору Франко и Ко их было выше крыши (по какому случаю и "четыре генерала" были зверски сосланы в дальние гарнизоны:)) А фашистский заговор в который вовлечен еврей Якир (и еще ряд лиц неподходящего происхождения) это вообще что то с чем то...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Доказательства то где?

Так подозреваемые во всём признались, разве нет? ;)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а вы не верите в возможность заговора военных

И не только военных.


Александр Николаевич Яковлев говорил что было много заговоров. Очень много. С вечера, но утром, как опохмелятся, так заговор и заканчивался.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Доказательства то где??

«Весь тридцать шестой год я прожила в Ленинграде… — вспоминала Л. Брик. — И в это время я, чем дальше, тем больше, замечала, что по вечерам к Примакову приходили военные, запирались в его кабинете и сидели там допоздна. Может быть, они действительно собирались свалить тирана». Здесь необходимо напомнить, что закрытые встречи партийцев во внеслужебной обстановке строжайше не рекомендовались и воспринимались как фракционность. И тем не менее военные шли на риск. Причем не до 1932 г., а вплоть до ареста.

...

Генерал НКВД А. Орлов, сбежавший от Сталина, рассказывает, что в феврале 1937 г. к нему в Испанию приехал двоюродный брат, З. Кацнельсон, нарком внутренних дел Украины. Он сообщил Орлову, которому безусловно доверял, что военные уже давно ищут повод арестовать Сталина, но до недавнего времени понимали, что им вряд ли удастся убедить ЦК партии (против ВКП(б) генералы-коммунисты выступать не хотели — у них не было замены этой структуре управления) в том, что Сталин — «враг». Вождь владел искусством политической демагогии лучше всех маршалов и генералов, вместе взятых. Партия признала правоту Сталина в деле Большого скачка, и ответственность за его провал теперь ложилась на всех. Нужен был официальный повод для разоблачения Сталина (хоть и под давлением штыков). Кацнельсон утверждал, что «генералы» получили в свои руки такой козырь — документы о сотрудничестве Сталина с охранкой. Учитывая, что все до сих пор известные документы о сотрудничестве Сталина с охранкой являются фальшивками, эти бумаги, скорее всего, были подделкой, которую могли готовить с участием старых большевиков, посвященных в дореволюционные слухи, столь неприятные для Сталина. В условиях суматохи дворцового переворота такие документы вполне могли стать достаточным аргументом — партийная элита недолюбливала Сталина, а политическая культура того времени не предусматривала тщательных экспертиз (сфабрикованные обвинения в сотрудничестве с охранкой и разведками применялись в 1937–1953 гг. постоянно и не вызывали возражений).

Если Кацнельсон или Орлов не выдумали эту историю, судьба Сталина висела на волоске. Версия Орлова, конечно, не является исчерпывающим доказательством существования заговора. Однако она предлагает рабочую гипотезу, которая объясняет множество фактов, необъяснимых с точки зрения юридического подхода (в том числе и неизвестных Орлову). В. Роговин считает, что есть основания считать свидетельство Орлова достоверным: «Генералы отнюдь не стремились к установлению в СССР военной диктатуры. Они хотели восстановить большевистский режим и поэтому выбрали такой мотив свержения Сталина, который мог перетянуть на их сторону большинство ЦК».

Мы увидим, что о том же будет писать Тухачевский в своих показаниях. Даже если они написаны под диктовку Сталина, зачем было вкладывать в уста Тухачевского показания о стремлении военных к «партийности»? И как именно об этом нюансе узнал Орлов, находившийся в Испании и занимавшийся другими делами?

...

Интересный эпизод: Л. Рудинкина, жена авиаконструктора А. Яковлева, выросшая в семье Я. Рудзутака, вспоминала, что в 1937 г. однажды случайно услышала беседу с критикой Сталина, в которой участвовали Рудзутак, Микоян и военные. Микоян пережил террор, а Рудзутак был арестован уже 24 мая.

Что по декабристам что например по заговору Франко и Ко их было выше крыши

Реализовавшийся (хотя бы частично, как в случае декабристов) заговор всегда оставляет больше свидетельств, чем не реализовавшийся.

А фашистский заговор в который вовлечен еврей Якир (и еще ряд лиц неподходящего происхождения) это вообще что то с чем то...

А почему именно фашистский? "Амальгама", т. е. "пришивание" к реальным фактам всякой бредятины - фирменный стиль НКВД.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А откуда в НКВД (или РККА) генералы в 1937 году?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А откуда в НКВД (или РККА) генералы в 1937 году?

Оттуда же, откуда во всяких западных газетах тридцатых и первой половины сороковых применительно к наркомам появляется слово "министр". Смысл должности такой же, но слово для читателя более понятное.

 

Тот же Орлов имел звание майора госбезопасности. Майор госбезопасности в НКВД до войны соответствовал комбригу в РККА (после 1940 года количество званий высшего комсостава в РККА уменьшилось на 1, и комбриг стал кем-то между полковником и новым званием генерал-майора). Но большинство читателей об этом не знает, и если Орлова назвать майором, то у них сложится неправильное представление о том, в каком он был звании. А генералом вполне можно, так как по сути звание "майор ГБ", как уже сказано выше, было именно "генеральским" (соответствовало званию высшего комсостава РККА).

 

Участники заговора (кроме маршала Тухачевского) были в званиях от комкора (генерал-лейтенант после 1940) до командарма 1 ранга (генерал армии). Так что "генералы" для них неплохое обобщающее слово, к тому же, опять же, более понятное для читателя.

Изменено пользователем Reymet_2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Оттуда же, откуда во всяких западных газетах

Ваша цитата не очень похожа на газетную передовицу

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ваша цитата не очень похожа на газетную передовицу

Да, я заметил. Я газеты привёл исключительно как пример использования "общепринятых" названий должностей вместо специфических советских.

Изменено пользователем Reymet_2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

утром, как опохмелятся

Вот какие молодцы. И вы следуйте их примеру - обязательно похмеляйтесь. И закусывайте. Хотя бы кленовым сиропом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

обязательно похмеляйтесь.

Тем кто в заговоры верит лучше ваще не пить

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

«Весь тридцать шестой год я прожила в Ленинграде… — вспоминала Л. Брик. — И в это время я, чем дальше, тем больше, замечала, что по вечерам к Примакову приходили военные, запирались в его кабинете и сидели там допоздна. Может быть, они действительно собирались свалить тирана». Здесь необходимо напомнить, что закрытые встречи партийцев во внеслужебной обстановке строжайше не рекомендовались и воспринимались как фракционность. И тем не менее военные шли на риск. Причем не до 1932 г., а вплоть до ареста.

Ну дама с очень низкой социальной ответственностью и также весьма вероятно демониачка низкого ранга :)  агентка ОГПУ    -тот еще свидетель...

Реализовавшийся (хотя бы частично, как в случае декабристов) заговор всегда оставляет больше свидетельств, чем не реализовавшийся.

Вообще то согласно мемуарам Николая Первого его старшему брату "замысел на цареубийство" (с) стал известен уже в 1820м... 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вообще то согласно мемуарам Николая Первого его старшему брату "замысел на цареубийство" (с) стал известен уже в 1820м... 

Ну, а, к примеру, заговор против Павла так раскрыт и не был, пока не осуществился. Значит ли это, что заговора на самом деле не было?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас