Индийские похождения Рюрика

22 сообщения в этой теме

Опубликовано:

Итак,предположим норманнская теория права. Рюрик действительно был викингом. Во время плавания к Новгорода ИЛМ, переносят его с дружиной в индийское море возле Шри ланки или нынешнего Бомбея.

Что дальше? Как пойдёт история России? Изменится ли что то в истории Индии?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега @Рюрик, видали, что делается? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Коллега 

 чего то уже прошло 10 часов, а бурного обсуждения нет :( как раз мало что делается, а тема интересная

Изменено пользователем Сеня

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В Европе изменения косметические - будет другое имя, может, на несколько лет позже.

Если хочется приключений - можно расписывать таймлайн с изменениями, и придумать где-то что-то глобальное.

 

В Индии - тоже сомневаюсь, думаю, индийцы отмахаются, а про Скандинавию они, по идее, уже знают - через арабов.

Но опять же если хочется приключений - Рюрик открывает торговый путь из варяг в индусы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но опять же если хочется приключений - Рюрик открывает торговый путь из варяг в индусы.

Как? В этот момент как раз хиреет путь "из Варяг в персы" по причине действий всяческих тюркских товарищей, еще 50 лет назад активно работающий.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как?

Вокруг Африки, если мы же приключений хотим.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да я больше думал в сторону основания Индусско-Викингского княжества.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

думал в сторону основания Индусско-Викингского княжества.

Индо-Русси бхай бхай

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вокруг Африки, если мы же приключений хотим.

Ну в принципе в те времена до Мозамбика спокойно плавали, только хз как там насчет течений.

 

Да я больше думал в сторону основания Индусско-Викингского княжества.

Да запинают местные этих разбойников

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да я больше думал в сторону основания Индусско-Викингского княжества.

Без постоянного притока викингов - сточатся очень быстро. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну в принципе в те времена до Мозамбика спокойно плавали, только хз как там насчет течений.

Вроде как еще финикийцы вокруг Африки плавали - когда их фараон послал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Большая часть умрет ибо непривычны к местному климату и болезням. Меньшую унизят раштракуты

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Меньшую унизят раштракуты

Зато как!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Без постоянного притока викингов - сточатся очень быстбыстро.Н

 Ну может все же получится как с Бабуром?

Создадут мелкое княжество.

А что в России будет как считаете?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Часть 1. «Раджа-Конунг»: норманнский импакт-фактор в индийской фазовой катастрофе IX века

Введение. Точка бифуркации и «черный лебедь» Индийского океана.

Приступая к анализу рассматриваемого события, мы обязаны немедленно отказаться от инструментария вульгарной альтернативной истории, оперирующей конструкциями в духе «что, если бы». Подобный подход, пригодный для литературы, совершенно бесплоден для серьезного исследования. Перемещение условной «дружины Рюрика» из холодных вод Балтики в теплые акватории Индийского океана — это не курьез и не предмет для досужих спекуляций. Это — модельный эксперимент по внесению в сложную, метастабильную, находящуюся в точке фазового перехода систему (Индостан IX века) внешнего, высокоэнергетического и, что самое важное, структурно и когнитивно чужеродного актора. Это инъекция иной «операционной системы» в цивилизационный организм, чья собственная система уже демонстрировала все признаки критического отказа.

Мы имеем дело с классическим «черным лебедем» — событием, которое для самой системы является абсолютно непрогнозируемым, но чьи последствия оказываются настолько масштабными, что задним числом оно кажется единственно возможным сценарием, предопределившим всю дальнейшую траекторию развития. Суть не в самом факте перемещения, а в точном совпадении момента и места. Давайте зафиксируем параметры исходных систем в момент «разрыва непрерывности».

«Здесь», на севере Европы, мы наблюдаем пик норманнской экспансии. Это не хаотичные набеги диких варваров, как их любила представлять латинская и византийская историография. Это — развертывание глобального (в масштабах Ойкумены) проекта по взятию под контроль и «сборке» речных коммуникационных систем Евразии. Путь «из варяг в греки» и путь «из варяг в персы» (по Волге) — это не торговые маршруты в нашем понимании, а силовые линии, вдоль которых выстраивалась новая геополитическая и геоэкономическая реальность. Варяжский мир IX века — это мир высокой пассионарности, мир, где социальная энергия била через край и искала точки приложения. Дружина Рюрика, двигавшаяся к Ладоге и Новгороду, была не просто отрядом воинов, но экспедиционным корпусом, несущим в себе готовую «технологию сборки» государственности на «пустых», с точки зрения организации, территориях. Это была проектная группа, готовая к освоению нового пространства. Пространство, однако, было заменено.

«Там», на Индийском субконтиненте, картина была зеркально иной. Цивилизация не молодая и экспансивная, а древняя, сложная и уставшая. Век Гуптов, «золотой век» Индии, давно миновал, оставив после себя сложнейшую кастовую структуру, изощренную философию и раздробленную политическую карту. Так называемая Трипартитная борьба между империями Палов на востоке, Пратихаров на западе и Раштракутов на юге, в Декане, не была борьбой за объединение Индии. Это был системный кризис, клинч трех примерно равных по силе игроков, каждый из которых уже исчерпал свою модель экстенсивного роста. Это была борьба за право определить, по каким правилам Индия будет распадаться дальше. Политическая система находилась в состоянии неустойчивого равновесия; огромные армии перемещались по субконтиненту, разоряя его, но не создавая новой, устойчивой конфигурации власти. Экономика, основанная на аграрном хозяйстве и храмовом землевладении, достигла пределов своей эффективности. Система была «перегрета» и готова к фазовому переходу — или, говоря проще, к катастрофе. Именно в эту точку, в эту цивилизационную «трещину», и был инсталлирован чужеродный элемент.

Таким образом, перемещение Рюрика — это не «попаданец» в голливудском смысле. Это столкновение двух разнонаправленных векторов. С одной стороны — молодой, агрессивный, технологичный (в социальном смысле) и проектно-ориентированный актор, ищущий ресурс и пространство для самореализации. С другой — старая, богатая, внутренне конфликтная и системно-уязвимая цивилизация, утратившая вектор развития и превратившаяся в «приз», за который борются внутренние элиты. Это не вторжение. Это — катализатор, брошенный в перенасыщенный раствор. Последствия такого события не могли быть иными, кроме как формирование совершенно новой исторической реальности.

Часть 1. «Дружина» как социальная технология и экспортный пакет смыслов.

Чтобы понять природу того импакт-фактора, которым обладал норманнский отряд в индийских реалиях, необходимо произвести деконструкцию самого понятия «дружина». Рассматривать ее как простую совокупность воинов, объединенных вокруг вождя-конунга, — значит не видеть главного. Дружина IX века — это не армия в современном или даже феодальном смысле слова. Это целостная, мобильная и практически полностью автономная социальная система. Это — протогосударство в свернутом, «походном» виде. Подобно тому как спора несет в себе всю информацию о будущем организме, дружина несла в себе полный код будущей государственности.

Рассмотрим ключевые характеристики этой уникальной социальной технологии, которые и определили ее феноменальную эффективность в чужеродной среде.

Во-первых, внетерриториальность. Это фундаментальное свойство, абсолютно непонятное для оседлых аграрных цивилизаций, будь то Каролингская Европа или Индия Пратихаров. Власть и статус дружинника, как и самого конунга, не были привязаны к земле. Их «территорией» был корабль — драккар, и «путь» — речной или морской. Они владели не гектарами, а коммуникациями. В то время как индийский раджа или европейский феодал мыслил категориями земельных владений, деревень и собираемых с них налогов, варяг мыслил категориями узловых точек на торговых путях, контроля над переправами, волоками и устьями рек. Дружина не завоевывала пространство, она брала под контроль его силовые линии, его транспортные артерии. Это делало их неуязвимыми для традиционных методов войны. Можно было разбить один отряд, но нельзя было завоевать «путь». Эта ментальная установка, эта «когнитивная карта», ориентированная на потоки, а не на статику, давала норманнам колоссальное преимущество в любой среде, где торговля и транзит играли хоть сколько-нибудь значимую роль.

Во-вторых, принцип комплектования и структура лояльности. В основе дружины лежала не система вассалитета, основанная на земельном держании, и не кастовая принадлежность, а принцип личной преданности вождю. Это была не иерархия вассалов, а братство воинов (hird), связанных клятвой и участием в совместных походах. Такая структура обеспечивала высочайшую мобильность, сплоченность и гибкость в принятии решений. Конунг был не столько сюзереном, сколько «первым среди равных», его авторитет держался на удаче (hamingja), щедрости и воинском искусстве. Это создавало меритократическую систему, где продвижение зависело от реальных заслуг, а не от происхождения. Попадая в жестко иерархизированное кастовое общество Индии, где социальный статус был предопределен рождением, такая модель становилась невероятно привлекательной для всех «диссидентов» системы — для представителей низких каст, для авантюристов, для воинов, недовольных своими правителями. Дружина становилась «социальным лифтом», точкой кристаллизации для всех пассионарных элементов, которых отторгала косная индийская структура.

В-третьих, синкретизм функций. Дружинник IX века — это универсальный специалист. Он одновременно воин, торговец, мореплаватель, первопроходец и администратор. В одном походе он мог выступать как пират, грабящий побережье; в другом — как купец, ведущий караван с товарами; в третьем — как наемник, служащий местному правителю; и в четвертом — как сборщик дани с покоренных племен. Не существовало жесткого разделения между военной, торговой и управленческой деятельностью. Это была единая операционная модель: «захват ресурса — контроль над потоками — извлечение прибыли». Такая универсальность давала невероятную адаптивность. Столкнувшись с новой реальностью, дружина не ломалась, а мимикрировала, выбирая ту модель поведения, которая была наиболее эффективна в данный момент. Для индийского общества, где функции были строжайше разделены между кастами (брахманы молятся и учат, кшатрии воюют, вайшьи торгуют, шудры служат), появление актора, который с легкостью совмещал роли кшатрия и вайшьи, было когнитивным шоком. Он ломал сами основы миропорядка.

Именно совокупность этих характеристик превращала дружину в идеальный «вирус», способный взломать практически любую доиндустриальную социальную систему. Это был готовый «экспортный пакет» смыслов и технологий. Что входило в этот пакет?

Когнитивная модель: Мир как арена для деяния, для проверки своей удачи и силы. Отсутствие фатализма, присущего индийским доктринам кармы и сансары. Прагматизм, возведенный в абсолют. Цель оправдывает средства, а главный критерий успеха — добыча и слава.

Договорная этика: Отношения строятся не на божественном законе или традиции, а на клятве, на договоре. Договор можно заключить с кем угодно — с другим конунгом, с византийским императором, с арабским купцом или с индийским раджей. И пока он выгоден, он будет соблюдаться. Это делало их непредсказуемыми, но в то же время эффективными партнерами.

Низкая идеологическая ригидность: Скандинавское язычество само по себе было не догматической религией, а набором культов и мифологических сюжетов. Оно не требовало обращения «неверных» и легко впитывало чужих богов. Варяги, служившие в Византии, легко принимали христианство; те, что оседали на Волге, контактировали с исламом. Эта религиозная гибкость была ключевым преимуществом в Индии, с ее сложным и всепроникающим религиозным контекстом. Они не пытались навязать Одина и Тора, они были готовы включить в свой пантеон Шиву или Вишну как еще одно проявление высшей силы, если это помогало в достижении практических целей.

Таким образом, на побережье Конкана или Гуджарата высадился не просто отряд светловолосых гигантов с топорами. На индийскую землю был выгружен полностью готовый к развертыванию, самодостаточный и агрессивный социальный механизм. Механизм, идеально приспособленный для того, чтобы находить «трещины» и «пустоты» в более крупных, но менее гибких системах, внедряться в них и перестраивать их под себя. Это была технология власти, простая, как топор, и эффективная, как драккар в открытом море. И она попала в среду, которая не имела против нее никакого иммунитета.

Часть 2. Индийская «Большая Игра» IX века: система в ожидании сборки.

Чтобы адекватно оценить масштаб того трансформирующего воздействия, которое оказала варяжская дружина на индийскую цивилизацию, необходимо сперва произвести ревизию самого объекта воздействия. Расхожее представление рисует нам Индию того периода как конгломерат враждующих княжеств, ослабленных и разобщенных, — легкую добычу для любого внешнего завоевателя. Эта картина не просто неполна, она в корне неверна. Индостан середины IX века — это не цивилизационная периферия и не «территория хаоса». Это сложнейшая, высокоразвитая и внутренне перенапряженная система, достигшая пика своей сложности в рамках действующей парадигмы и, как следствие, подошедшая к точке фазовой катастрофы. Это был не хрупкий глиняный сосуд, а дворец из тончайшего стекла, чья внутренняя архитектура стала настолько изощренной, что малейший толчок извне был способен обратить его в пыль.

Ключевым процессом, определявшим политическую жизнь субконтинента, была так называемая Трипартитная борьба — почти полуторавековое противостояние трех имперских образований: Палов на востоке, в Бенгалии и Бихаре; Гурджара-Пратихаров на западе, в Раджастхане и Мальве; и Раштракутов в центральной Индии, на плато Декан. На поверхностном уровне это была классическая борьба за гегемонию. Однако ее глубинная суть была иной. Это был системный клинч, стратегический пат, в котором три гиганта, исчерпав возможности экстенсивного роста, вцепились друг в друга в отчаянной попытке «пересобрать» имперское пространство Северной Индии после коллапса империи Харши.

Империя Палов представляла собой последний оплот угасающего буддийского проекта в Индии. Контролируя плодороднейшую дельту Ганга, они обладали колоссальными демографическими и экономическими ресурсами. Их мощь опиралась на огромную армию, ядром которой были прославленные корпуса боевых слонов, и на доходы от морской торговли с Юго-Восточной Азией. Но их позиция была уязвима: они были идеологическими оппонентами возрождающегося индуизма, который консолидировал их противников, и их открытые восточные границы постоянно подвергались давлению.

Империя Гурджара-Пратихаров выполняла функцию «стражей запада». Именно они приняли на себя первые удары арабских завоевателей, остановив их продвижение вглубь Индии из Синда. Пратихары были главными апологетами индуистского ренессанса и претендовали на роль защитников арийской дхармы. Их сила заключалась в мощной кавалерии, закупаемой у купцов из Центральной Азии, и в контроле над сухопутными торговыми путями, ведущими на запад. Но их ресурсы были постоянно отвлечены на оборону границ, а сама империя страдала от внутренней феодальной раздробленности.

Империя Раштракутов была «балансиром» в этой системе. Владея Деканом, они находились в уникальном положении, имея возможность наносить удары как на север, по Пратихарам и Палам, так и на юг, по тамильским государствам. Их богатство основывалось на плодородных землях Декана и, что немаловажно, на контроле над западными морскими портами, через которые шла торговля с Персидским заливом и Аравией. Раштракуты были прагматиками, менее скованными идеологическими догмами, но их стратегическая распыленность между северным и южным фронтами не позволяла им сконцентрировать силы для решающего удара.

Символическим центром этой борьбы, ее «великим призом», был город Каннаудж в междуречье Ганга и Джамуны. Каннаудж не был ни крупнейшим экономическим центром, ни самой неприступной крепостью. Его ценность была чисто концептуальной. Это был «пустой трон» предыдущей общеиндийской империи Харши, символ верховной власти, сакральный центр, владение которым давало правителю титул Чакравартина, вселенского монарха. Вся полуторавековая война, истощившая три империи, велась, по сути, за этот символ. Армии проходили тысячи километров, пересекали реки и пустыни, сходились в грандиозных битвах, — и все это ради того, чтобы на несколько лет или десятилетий водрузить свой флаг над Каннауджем.

Эта борьба была войной на истощение, игрой с нулевой суммой. Как только одна из сторон добивалась успеха и захватывала Каннаудж, две другие немедленно заключали союз и выбивали ее оттуда. Система находилась в состоянии динамического, но абсолютно бесплодного равновесия. Она сжигала пассионарную энергию элит и экономические ресурсы, не создавая нового, устойчивого порядка. Индийская государственность зашла в тупик, превратившись в сложный, ритуализированный и бесконечный процесс передела власти, не ведущий к качественному развитию.

Именно в этой, казалось бы, замкнутой и самодостаточной системе существовали три фундаментальные уязвимости — три «пустоты», которые не замечались самими участниками «Большой Игры», но которые и стали точками входа для внешнего, чужеродного актора.

Первая уязвимость — морская слепота. Все три империи были сугубо континентальными державами. Их мышление, их стратегия, их военная доктрина были привязаны к земле. Море для них было источником богатства, но не театром военных действий. Морская торговля, особенно на западном побережье, находилась в руках анклавов иностранных купцов — арабов, персов, евреев. Раджи и махараджи взимали с них пошлины, защищали их фактории, но не контролировали сами морские коммуникации. У них не было ни государственного флота в европейском понимании, ни соответствующей стратегической доктрины. Побережье было не защищенной границей, а лишь краем их владений, пористой мембраной, через которую в обе стороны текли товары. Они не мыслили категориями контроля над морскими путями, блокады портов или десантных операций. Для них пространство между их портами и портами Персидского залива было «черным ящиком». Это была фатальная когнитивная ошибка для цивилизации, чье процветание все больше зависело от морской торговли. Для варягов, чьей «территорией» был корабль, а «дорогой» — вода, эта незащищенная, богатая и жизненно важная система коммуникаций была не просто возможностью, а прямым приглашением.

Вторая уязвимость — хрупкость кастовой системы. Варно-кастовая структура была тем становым хребтом, который обеспечивал индийскому обществу феноменальную устойчивость на протяжении тысячелетий. Она пережила десятки династий и нашествий. Но эта стабильность покупалась ценой абсолютной ригидности. Система была запрограммирована на воспроизводство самой себя и не имела механизмов для интеграции принципиально новых социальных элементов. Каждый человек имел свое предопределенное место и функцию. Воин должен быть кшатрием, торговец — вайшьей. Что делать с группой людей, которые являются и воинами, и торговцами одновременно? Которые не признают авторитета брахманов и не вписываются ни в одну из варн? Система могла дать на это только один ответ: классифицировать их как «млеччха» — нечистых варваров, стоящих вне социального порядка. Но эта классификация была актом отторжения, а не ассимиляции. Кастовая система, подобно иммунной системе организма, умела инкапсулировать и отторгать чужеродные тела, но она не была готова к столкновению с «вирусом», который не просто существует, а активно перепрограммирует окружающие его клетки. Появление варягов было не просто появлением «еще одного племени варваров», это был вызов самим принципам социального кодирования индийской цивилизации.

Третья и главная уязвимость — разрыв между военной силой и экономическим могуществом. Как уже было сказано, политическая и военная власть (кшатрии, раджи) была сосредоточена в руках землевладельческой аристократии, жившей за счет аграрной ренты. В то же время наиболее динамичная и прибыльная часть экономики — международная морская торговля — контролировалась автономными купеческими корпорациями, зачастую иностранного происхождения. Раджа мог обложить их налогами, но он не управлял финансовыми потоками. Существовал разрыв между «силой меча» и «силой золота». Власть не имела прямого доступа к самому эффективному источнику ликвидного капитала, а капитал не имел собственной силовой защиты, полностью завися от благосклонности местного правителя. Этот разрыв делал всю систему крайне неустойчивой. Именно в эту брешь и был нацелен норманнский «экспортный пакет». Дружина, как мы помним, была синкретичной структурой, где воин и купец были одним и тем же лицом. Их операционная модель — «сила создает торговлю, торговля питает силу» — была идеальным инструментом для того, чтобы «сшить» этот разрыв. Игрок, который первым бы понял, что контроль над портом и торговым путем важнее, чем контроль над сотней деревень в глубине континента, и который обладал бы военным инструментом для реализации этого контроля, неминуемо должен был сломать всю конфигурацию «Большой Игры».

Таким образом, Индостан IX века представлял собой не хаотичное поле, а сложнейшую шахматную партию, зашедшую в позиционный тупик. Три великих игрока были полностью поглощены своей борьбой за символический центр доски, не замечая, что сама доска имеет незащищенные края. Система была перегрета, переусложнена и полна скрытых уязвимостей. Она не просто была готова к внешнему воздействию — она создала идеальный вакуум силы, который должен был быть чем-то заполнен. Прибытие норманнской дружины было не случайностью, а системной закономерностью. В эту точку на карте сошлись все векторы — и тот, что нес Рюрика из Балтики, и те, что вели индийские империи к взаимному истощению. Это была точка сингулярности, в которой старая история закончилась и началась новая.

Часть 3. Преодоление фазового барьера: контакт и когнитивный диссонанс.

Первичное столкновение норманнской дружины с реальностью индийского побережья не было «контактом цивилизаций» в том возвышенном смысле, который вкладывают в это понятие гуманитарии. Это был, выражаясь языком кибернетики, сбой при попытке сопряжения двух несовместимых операционных систем. Произошел системный отказ на самом базовом уровне — на уровне распознавания и классификации. Ни одна из сторон не обладала необходимым семантическим полем для того, чтобы адекватно описать и, следовательно, понять другую. То, что последовало за высадкой, не было войной или торговлей в чистом виде. Это был мучительный и кровавый процесс взаимной калибровки, преодоление фазового барьера между двумя абсолютно чуждыми когнитивными вселенными.

Для варягов, чья картина мира была выстроена на четких и прагматичных оппозициях — друг/враг, добыча/угроза, море/суша, зима/лето, — индийская реальность представляла собой когнитивный хаос. Первым ударом был сам климат. Муссонная цикличность, удушающая влажность, биологическое разнообразие, агрессивное и непонятное, — все это было не просто набором неудобств. Это был сбой в базовом программном обеспечении, которое управляло ритмом их жизни. Их социальная и военная активность была синхронизирована с годовым циклом Северной Европы. Здесь же сам календарь, сам ритм природы был враждебен и непонятен.

Второй удар пришелся по их социальной модели. Они увидели мир невообразимого богатства, которое, однако, не было сконцентрировано в привычных им формах — в городах-крепостях с сокровищницами или у конунгов, чье величие измерялось количеством золота в гривнах. Богатство здесь было диффузным, разлитым повсюду — в пышности храмов, в изобилии рынков, в качестве тканей на простолюдинах, в количестве скота. Но при этом оно было защищено не стенами и мечами, а невидимой, но несокрушимой паутиной социальных табу, ритуалов и кастовых предписаний. Попытка применить стандартную норманнскую модель — «приплыть, захватить, уплыть» — давала странные, непропорциональные результаты. Разграбление прибрежной деревни могло принести горсть непонятных специй и цветастых тканей, но спровоцировать появление из глубин континента огромной, неуклюжей, но численно превосходящей армии местного раджи.

С индийской стороны проблема классификации была еще более острой. Локальный правитель на побережье Конкана, вассал могущественных Раштракутов, получив донесение о появлении странных кораблей и светловолосых пришельцев, столкнулся с неразрешимой задачей. Кто это? Они не были похожи на арабских или персидских купцов (dhow), с которыми портовые города имели дело веками. Их корабли — длинные, узкие, с головами драконов — не вписывались ни в одну известную морскую традицию. Их поведение было абсолютно алогичным с точки зрения индийской парадигмы. Они не просили разрешения на торговлю, не приносили даров, не пытались вступить в переговоры. Они действовали с brutalitas, с прямолинейной эффективностью, которая казалась одновременно и примитивной, и сверхъестественно действенной.

Система предприняла попытку классифицировать их, используя имеющиеся категории. Были ли они «млеччха» — варварами из-за пределов цивилизованного мира? Несомненно. Но этот термин обычно применялся к неорганизованным племенам или к понятным врагам вроде арабов в Синде. Эти же пришельцы, хоть и были варварами, демонстрировали высочайший уровень организации и воинской дисциплины. Были ли они новой кастой? Но каста определяется родом занятий и местом в ритуальной иерархии. А чем занимались эти люди? Они грабили, как последние из отверженных, но сражались, как лучшие из кшатриев, и при этом выказывали острый интерес к товарам и ценам, как заправские вайшьи. Они нарушали все мыслимые правила, совмещая несовместимые функции.

Не находя рационального объяснения, индийское сознание обратилось к единственному доступному ему референтному полю — к мифологии. Поведение, внешний вид (белая кожа, светлые волосы, голубые глаза) и необъяснимая сила пришельцев идеально вписывались в описание асуров или ракшасов — демонических, могущественных существ, вторгающихся в мир людей, чтобы нарушить установленный порядок (дхарму). Эта мифологическая интерпретация была не просто поэтической метафорой. Она стала рабочей моделью, определявшей отношение к норманнам. С демонами нельзя договориться на человеческих условиях, их нельзя включить в кастовую систему. Их можно либо изгнать с помощью ритуалов и превосходящей силы, либо попытаться умилостивить, либо, что самое опасное и соблазнительное, — использовать их сверхъестественную мощь в своих целях, заключив с ними рискованную сделку.

Процесс взаимной калибровки разворачивался через серию «пробных шаров», операционных экспериментов, в ходе которых обе стороны нащупывали слабые места и эффективные стратегии взаимодействия.

Эксперимент первый: модель «чистого насилия» (пиратство). Первоначальная и наиболее естественная для варягов модель поведения. Они начали делать то, что умели лучше всего: нападать на торговые суда, курсировавшие между портами Гуджарата, Конкана и Малабара. Первые успехи были ошеломляющими. Местные торговцы, привыкшие к относительному миру на море, оказались беззащитны. Однако вскоре выяснилось, что эта модель имеет низкий КПД. Во-первых, состав добычи был непривычен. Пряности, благовония, тонкие ткани — все это имело огромную ценность, но требовало налаженных каналов сбыта, которых у варягов не было. Во-вторых, их действия нарушали торговую систему, от которой кормились местные раджи. Реакция, хоть и была медленной, носила системный характер. Порты закрывались, торговля замирала, а на побережье перебрасывались воинские контингенты. Варяги поняли, что, убивая курицу, несущую золотые яйца, они лишают себя долгосрочного источника дохода. Модель «набега» работала на разграблении накопленного статического богатства; здесь же основной ресурс был динамическим — это был сам торговый поток.

Эксперимент второй: модель «силового партнерства» (наемничество). Один из местных раджей, возможно, втянутый в междоусобную борьбу с соседом или желающий большей автономии от своих сюзеренов Раштракутов, первым решился на рискованный шаг. Он нанял отряд «асуров», оценив их боевую эффективность. Результат превзошел все ожидания. В первом же сражении дружина из сотни варягов прорвала центр многотысячного индийского войска. Они действовали вне всяких правил. Индийская битва того времени была во многом ритуальным действом: поединки знатных воинов, согласованное движение огромных масс пехоты, решающая роль боевых слонов. Варяги же внесли в эту систему абсолютный хаос. Они игнорировали поединки, вырезая командный состав. Их «стена щитов» была непроницаема для легкой индийской пехоты. Их боевые топоры с легкостью прорубали доспехи. Самое главное — они не отступали и не бежали, когда ситуация становилась критической; они сражались до конца с ледяным фанатизмом.

Однако и эта модель оказалась неустойчивой. Для раджи-нанимателя варяги были слишком эффективным оружием, которое начало выжигать саму социальную ткань его княжества. Они не понимали и не принимали индийского военного этикета. Победа для них означала полное уничтожение или подчинение врага, а не ритуальное признание своего превосходства. Они требовали плату не землей, которую не ценили, а золотом и серебром, истощая казну. Они не подчинялись сложной иерархии индийского войска, слушая только своего конунга. Раджа понял, что впустил в свой дом силу, которую не может контролировать. Варяги, в свою очередь, осознали, что служба местным правителям — это участие в бесконечной, лишенной ясной цели игре, где их используют как временный инструмент, не давая доступа к реальной власти.

Именно на стыке провала этих двух моделей и произошел когнитивный прорыв.

Осознание со стороны варягов было прагматичным и быстрым. Их условный Рюрик, анализируя опыт, пришел к нескольким фундаментальным выводам. Во-первых, главный ресурс этой земли — не золото в сокровищницах, а непрерывный поток товаров по морю. Во-вторых, местные власти не контролируют этот поток, а лишь «стригут» его на берегу. В-третьих, местные армии, несмотря на свою численность, абсолютно неэффективны против норманнской тактики и не приспособлены к войне на море. Из этих трех посылок следовал единственно верный стратегический вывод: необходимо перестать быть внешним актором (пиратом или наемником) и стать внутренним элементом системы. Нужно захватить не город и не область, а функцию — функцию силового контроля над морскими коммуникациями. Вместо того чтобы грабить купцов, нужно предложить им защиту за долю от прибыли. Создать на побережье укрепленную базу, «гнездо», которое станет операционным центром нового бизнеса — рэкета, переросшего в частное охранное предприятие континентального масштаба.

Осознание с индийской стороны было более сложным и философским. Некий проницательный брахман-советник при дворе того самого раджи, наблюдая за «асурами», понял, что они не просто варвары. Они — носители иной дхармы, иного принципа существования. Их дхарма — это «дхарма пути», движения, потока. В то время как вся индийская цивилизация была построена на принципе стабильности, укорененности, земли (дхарма кшатрия — защищать землю), эти пришельцы были живым воплощением нестабильности, движения и воды. И брахман понял главное: три великие империи, Палы, Пратихары и Раштракуты, истощают себя в борьбе за землю, за статичный центр — Каннаудж. Но истинная власть в наступающей эпохе будет принадлежать тому, кто контролирует движение, потоки, торговлю. «Асуры с моря» были не угрозой старому миру, а ключом к миру новому. Их нельзя победить в рамках старых правил, потому что они их не признают. Их нельзя ассимилировать, потому что они разрушают кастовую систему. Следовательно, единственный путь — это создать для них новую, ранее не существовавшую нишу в системе. Позволить им делать то, что они умеют лучше всего, — воевать и контролировать море, — но направить эту энергию в русло, выгодное для нового, гибридного государственного проекта.

Так, через серию кровавых ошибок, когнитивных сбоев и гениальных прозрений был преодолен фазовый барьер. Столкновение двух миров перешло из стадии взаимного отторжения и непонимания в стадию сложного, опасного, но конструктивного синтеза. Стороны еще не доверяли друг другу, но они начали говорить на одном языке — языке силы и выгоды. Когнитивный диссонанс сменился прагматичным диалогом. Начинался процесс сборки новой реальности.

Часть 4. Синтез протогосударства: каста воинов-торговцев и «дхарма пути».

Процесс, развернувшийся на Конканском побережье во второй половине IX века, не следует трактовать как простой политический альянс или основание очередной торговой фактории. Это был, по своей сути, акт социальной инженерии, целенаправленная сборка государственного организма нового типа из гетерогенных, казалось бы, несовместимых элементов. Преодоление фазового барьера, описанное в предыдущей части, высвободило колоссальную энергию. Эта энергия, подобно расплавленной лаве, нуждалась в кристаллизации, в обретении устойчивой формы. Провал моделей «чистого насилия» и «чистого наемничества» с системной неизбежностью вел к единственно возможному решению — к синтезу. Не к ассимиляции одной культуры другой, а к созданию синергетической системы, в которой сильные стороны каждого из акторов компенсировали бы слабые стороны другого, порождая на выходе нечто большее, чем простая сумма его частей.

Точкой сборки этой новой реальности стал один из многочисленных, но стратегически идеально расположенных портов Конканского побережья. География здесь сыграла решающую роль. Узкая прибрежная полоса, зажатая между Аравийским морем и стеной Западных Гат, была естественным образом изолирована от континентальных империй. Для Раштракутов, чьи столицы находились далеко в глубине плато Декан, этот регион был периферией — источником дохода, но не центром жизненных интересов. Местные правители, обладая значительной автономией, были слишком слабы, чтобы противостоять имперской мощи, но достаточно независимы, чтобы проводить собственную, рискованную политику. Это был идеальный инкубатор: защищенный от прямого вмешательства имперских армий горами и достаточно богатый за счет морской торговли, чтобы стать ресурсной базой для нового проекта.

Именно здесь, в устье одной из рек, на прибрежном острове, удобном для обороны, и была заключена «Великая Сделка» — негласный, но от этого не менее прочный общественный договор. Субъектами этого договора выступили три силы:

Норманнская дружина во главе со своим конунгом. Их цель была прагматична: легализация и переход от нестабильного существования в режиме «набег-отступление» к созданию постоянной операционной базы. Они нуждались в доступе к местным ресурсам: к продовольствию, к пресной воде, к древесине для ремонта кораблей, к местным лоцманам и морякам. Но главное — они нуждались в легитимности, в переходе из статуса «демонов-ракшасов» в статус признанного элемента местного политического ландшафта.

Консорциум местных купеческих гильдий (шрени). Преимущественно джайнские и индуистские торговцы, чье процветание зависело от безопасности морских путей. Они страдали от пиратства (как норманнского, так и арабского), от произвола местных феодалов и от недостаточной защиты со стороны имперских властей. Их целью была стабильность. Они были готовы платить за безопасность, но не в виде дани случайным грабителям, а в виде системного налога или доли в прибыли тому, кто сможет эту безопасность гарантировать.

Местный раджа или тхакур. Представитель низшего звена индийской феодальной иерархии. Его власть была хрупкой, постоянно оспариваемой соседями и находящейся под давлением сюзерена-Раштракуты. Его целью было выживание и усиление. Он понимал, что традиционные методы — интриги, династические браки, наращивание земельных владений — ведут в тупик. Союз с «морскими асурами» был для него смертельно опасной, но единственной возможностью выйти из игры по старым правилам и создать собственную, независимую силовую базу.

Суть сделки была проста и гениальна. Норманны прекращали пиратскую деятельность в акватории данного порта. Взамен они получали право на создание укрепленного поселения (бурга) на острове или мысе, который становился их экстерриториальной базой. Они брали на себя полную ответственность за безопасность судоходства в определенной зоне, уничтожая всех пиратов и обеспечивая беспрепятственное движение торговых караванов. За эту услугу — за «крышу» — они получали фиксированный процент со всех торговых операций, проходивших через порт. Местный раджа формально оставался правителем земли, собирал поземельные налоги, вершил суд по традиционным законам (дхармашастрам). Но реальная силовая и экономическая власть перетекала к новой структуре, рожденной этим союзом.

Так родился феномен «раджа-конунга». Условный Рюрик, оставаясь для своих людей скандинавским конунгом, вождем, связанным клятвой со своей дружиной, для местного населения принимал понятный и легитимный титул «раджа». Это был не просто перевод. Это был символ гибридной природы новой власти. Он правил не по праву наследования земли, а по праву контроля над морем. Его трон стоял не во дворце посреди столицы, а в длинном доме на скалистом острове, и опирался он не на земельную аристократию, а на флот драккаров и монополию на насилие в прибрежных водах.

Первое поколение этой новой элиты было чисто норманнским. Но уже следующее стало продуктом синтеза. Конунг и его лучшие воины, следуя прагматичной логике, скрепляли союзы, беря в жены дочерей местного раджи и самых богатых купцов. Их дети, рожденные в Индии, с молоком матери впитывали местные языки и обычаи, но от отцов получали скандинавские имена, воинское воспитание и «когнитивную карту», ориентированную на море, риск и экспансию. Так начала формироваться новая, уникальная надкастовая социальная группа.

Они не вписывались в существующую систему варн. Они не были брахманами. Они не были вайшьями, хотя и занимались торговлей. Они не были и кшатриями в традиционном понимании — их доблесть проявлялась не на земле, а на воде, и защищали они не священные границы державы, а торговые пути. Для них пришлось изобрести новую категорию. В народном сознании и, со временем, в официальной терминологии их стали называть «джал-кшатрии» — «водные воины», или «самудра-палаки» — «хранители океана».

Эта новая «каста» была уникальна тем, что она была открытой. В отличие от традиционных индийских джати, куда можно было попасть только по рождению, в ряды «джал-кшатриев» мог вступить любой, кто доказывал свою полезность и приносил клятву верности раджа-конунгу. Это превратило их общину в мощнейший социальный магнит. К ним стекались авантюристы всех мастей: местные рыбаки и моряки, знавшие прибрежные воды как свои пять пальцев; раджпутские воины-изгои, потерявшие свои земли; арабские наемники, порвавшие со своими прежними хозяевами; даже предприимчивые купцы, решившие, что меч защищает прибыль лучше, чем любая грамота от раджи. Входным билетом была не родословная, а личная доблесть, удача и готовность жить по новому кодексу.

Но любая устойчивая социальная система, любая власть требует идеологического обоснования. Голой силы и экономической выгоды в долгосрочной перспективе недостаточно, особенно в цивилизации, столь глубоко пронизанной религиозно-философскими концепциями, как индийская. Новая власть не могла опереться на традиционную брахманическую легитимацию, основанную на защите дхармы, поскольку сами «джал-кшатрии» были, с ортодоксальной точки зрения, вопиющим нарушением этой самой дхармы. И тогда, в интеллектуальных лабораториях, которые неизбежно возникают вокруг любого нового центра силы, был сформулирован новый, революционный идеологический концепт — «Дхарма Пути» (Дхарма Патха).

Его создателями, скорее всего, были прагматичные брахманы, состоявшие на службе у нового режима, и, возможно, джайнские мудрецы из купеческой среды. Они не стали вступать в конфронтацию с существующей системой мира. Они поступили тоньше: они дополнили ее.

Их логика была следующей. Да, существует вечная и незыблемая дхарма миропорядка, дхарма стабильности, которую поддерживают на земле брахманы своими ритуалами и кшатрии — своими мечами. Это — стхира дхарма, «дхарма неподвижности». Она подобна оси, вокруг которой вращается мир. Но для того, чтобы мир был жив, одной оси недостаточно. Необходимо движение, необходимы потоки, связывающие разные части мироздания. Кровь должна течь по жилам, вода — в реках, товары и идеи — по торговым путям. Это движение, этот поток — тоже проявление божественного порядка. И у него есть своя дхарма — чала дхарма, «дхарма движения», или Дхарма Пути.

У этой дхармы есть свои хранители. Ими не могут быть традиционные кшатрии, ибо их долг — защищать землю, то есть неподвижность. Хранителями Дхармы Пути могут быть только те, чья суть — само движение. Те, кто пришел из-за моря, кто живет на кораблях, кто не привязан к земле. Джал-кшатрии и их раджа-конунг — не нарушители порядка, а его необходимые элементы. Они — стражи мировых артерий. Их миссия — священна. Защищать купца, везущего товар, — это не просто выгодный контракт, это исполнение дхармы. Карать пирата — это не месть, а восстановление космической справедливости, ибо пират, прерывая поток, совершает акт адхармы, равный по тяжести убийству брахмана или коровы.

Эта идеология была гениальным ходом.

Во-первых, она давала норманнскому присутствию сакральный смысл, вписывая его в индийскую картину мира, не ломая ее.

Во-вторых, она легитимизировала их деятельность (контроль над торговлей) и их образ жизни (мобильность, опора на флот).

В-третьих, она создавала мощнейший моральный стимул. «Джал-кшатрий», сражающийся на палубе абордируемого судна, был не просто наемником, зарабатывающим серебро. Он был воином веры, исполняющим свой уникальный долг перед вселенной.

Таким образом, на руинах старых моделей и на основе прагматичной сделки родилось нечто совершенно новое: протогосударство, чья территория была не землей, а акваторией; чья элита была не наследственной кастой, а открытой военно-торговой корпорацией; и чья идеология была не консервативной «дхармой земли», а динамичной «дхармой пути». Это была небольшая, но чрезвычайно высокоэнергетическая и пассионарная структура. Она еще не осознавала себя великой державой, но уже стала тем «странным аттрактором», который в ближайшие десятилетия начнет неумолимо изменять всю политическую, экономическую и даже ментальную карту Индостана. Эксперимент по синтезу увенчался успехом. Новая операционная система была установлена и запущена.

Часть 5. «Инд-Гардарики»: новая конфигурация Евразийского пространства.

Если на предыдущем этапе мы рассматривали рождение протогосударства «джал-кшатриев» как локальный феномен, как акт микрохирургии на теле индийской цивилизации, то теперь мы обязаны сменить оптику. Завершив фазу первичного синтеза и внутренней консолидации, новая система неизбежно переходит к следующей стадии своего существования — к внешней экспансии. Но это не экспансия в классическом, территориальном смысле. Государство-корпорация, «Раджа-Конунг», не стремилось к захвату земель. Его целью было установление контроля над пространством потоков. Оно расширялось не линиями на карте, а созданием сети узловых точек — укрепленных портов, факторий, военно-морских баз. Так на геополитической карте Евразии начал проступать контур нового, доселе невиданного образования, которое мы условно назовем «Инд-Гардарики».

Этот термин требует пояснения. «Гардарики», или «страна городов/крепостей», — так скандинавы называли Русь, сеть укрепленных пунктов, контролировавших речные пути. «Инд-Гардарики» — это та же самая операционная модель, перенесенная в индийскую акваторию. Это не империя в привычном смысле, с четкими границами и единой территорией. Это — сетевая талассократия, морская держава, чья мощь определялась не площадью подконтрольной суши, а количеством и качеством контролируемых ею узлов в глобальной (по меркам эпохи) морской торговой системе и прочностью связей между ними.

Ее рождение и рост не были просто еще одним событием в региональной истории. Это был запуск процесса, который фундаментально переформатировал всю геоэкономическую и геостратегическую структуру Старого Света, от Балтики до Бенгальского залива. Инд-Гардарики стала не просто новым игроком, а новым системным фактором, который изменил правила «Большой Игры» для всех остальных: для Аббасидского халифата, для Византийской империи и, конечно же, для самих континентальных держав Индии.

Захват «Великой морской игры»

До появления «джал-кшатриев» морская торговля в северной части Индийского океана представляла собой сложную, саморегулирующуюся и в высшей степени децентрализованную систему. Ее кровеносными сосудами были сезонные муссонные ветра, а кровяными тельцами — тысячи кораблей (дау), принадлежавших арабским, персидским, еврейским и индийским купеческим фамилиям и гильдиям. Эта система была воплощением «мягкой силы». Она держалась не на военном принуждении, а на репутации, родственных связях, общих правовых нормах (унаследованных еще от сасанидского морского права) и взаимной выгоде. Порты от Адена и Ормуза до Каликута и Паламбанга были открытыми, космополитичными центрами, где власть местного раджи или эмира ограничивалась взиманием пошлин и обеспечением минимального порядка на берегу. Море было ничьим, «свободным», — что на практике означало, что оно было пространством риска, где успех зависел от опыта капитана, прочности судна и удачи.

Именно в эту «мягкую», аморфную среду Инд-Гардарики нанесла свой удар. Она действовала не как конкурент внутри системы, а как внешний регулятор, стремящийся подчинить себе всю систему целиком. Ее главным товаром, ее уникальным торговым предложением было организованное насилие. Концепция, абсолютно чуждая купеческому миру Индийского океана, но составлявшая самую суть норманнской «операционной системы».

Стратегия развертывания была проста и эффективна, и состояла из трех последовательных шагов:

Создание опорной сети. Начав со своей первой базы на Конканском побережье, раджа-конунги начали методично создавать цепь аналогичных укрепленных пунктов вдоль всего западного побережья Индии. Они не захватывали большие города. Они либо занимали стратегические острова и мысы вблизи существующих торговых центров, либо заключали с местными правителями договоры, аналогичные «Великой Сделке», предлагая им союз и долю в будущих прибылях в обмен на право основать укрепленную факторию. Каждый такой новый «гард» становился базой для флотилии легких и быстроходных кораблей — гибридов скандинавского драккара и арабского дау, сочетавших маневренность и боевую мощь первого с мореходностью и грузоподъемностью второго.

Монополизация насилия. Как только сеть опорных пунктов была создана, флот Инд-Гардарики начал систематическую «зачистку» акватории. Первой целью стали пираты, веками бывшие неотъемлемой частью морского пейзажа. Для «джал-кшатриев» с их военной организацией и тактикой это была простая задача. Уничтожение пиратских гнезд не только обеспечило им репутацию защитников, но и послужило идеальной тренировкой для их флотов. Следующим шагом стала борьба с «нелицензированными» конкурентами. Любой местный феодал или купеческая корпорация, пытавшиеся содержать собственный военный флот, объявлялись врагами порядка и уничтожались. Инд-Гардарики навязывала всей акватории свой эксклюзивный патент на применение силы на море.

Введение системы «конвоев и лицензий». На третьем этапе, установив военно-морское господство, Инд-Гардарики предложила купеческому миру новую модель работы. Вместо рискованного одиночного плавания — безопасное движение в составе конвоев, охраняемых военными кораблями «джал-кшатриев». Вместо непредсказуемых потерь от пиратов и штормов — гарантированная доставка груза. Ценой за эту услугу была плата — «самудра-шулка», или «океанская пошлина». Любое судно, желавшее торговать в подконтрольных водах, должно было купить лицензию (каула) в одном из портов Гардарики и заплатить процент от стоимости товара. Те, кто отказывался, автоматически приравнивались к пиратам, и их корабли и товары подлежали конфискации.

Для арабских и персидских купцов это был шок. Их мир, основанный на свободе и риске, рухнул. Они встали перед выбором: либо покинуть этот рынок, либо принять новые правила игры. Большинство, будучи прагматиками, выбрало второе. Они превратились из независимых предпринимателей в клиентов новой системы. Да, они теряли часть прибыли, но избавлялись от главного своего страха — потери всего капитала в результате одного неудачного плавания. Вся экономическая система Индийского океана была, по сути, приватизирована одной военно-торговой корпорацией.

Пересборка евразийских потоков: «Южная Дуга»

Этот переворот в Индийском океане немедленно вызвал резонанс, который прошел по всей Евразии. До этого момента существовало два основных макро-торговых маршрута, связывавших Дальний Восток и Европу:

Великий шелковый путь («Северная Дуга»): Сухопутный маршрут из Китая через Центральную Азию в Персию и Левант. Он был долгим, опасным, зависел от стабильности десятков государств на своем пути и был пригоден в основном для перевозки дорогих и малогабаритных товаров (шелк, драгоценности).

Морской путь («Южная Дуга»): Морской маршрут из Южно-Китайского моря через Малаккский пролив в Индию, а оттуда — в Персидский залив и Красное море, и далее караванами в порты Средиземноморья. Он был дешевле и позволял перевозить массовые грузы (специи, красители, хлопок), но был медленным и дезорганизованным.

Инд-Гардарики не создала новый маршрут. Она взяла под тотальный контроль ключевой, индийский, сегмент «Южной Дуги» и радикально повысила его эффективность, скорость и надежность. Теперь движение товаров по этому пути стало предсказуемым. Это превратило «Южную Дугу» из набора слабо связанных региональных маршрутов в единый трансконтинентальный конвейер. И, что самое важное, этот конвейер оказался напрямую подключен к другому, доселе изолированному от него, коммуникационному пространству — к системе речных путей Восточной Европы, к норманнскому миру.

Возник «Варяжский мост», или, точнее, трансъевразийская система потоков, соединившая Балтику и Индийский океан. Она работала следующим образом:

Товары из Индии и Юго-Восточной Азии, собранные в портах Инд-Гардарики, под охраной ее флотов доставлялись в порты Персидского залива (Басра) или Красного моря (Акаба, порты Египта). Там их перегружали на караваны, которые все еще контролировались арабскими купцами, но теперь работали фактически по франшизе, доставляя груз в порты Леванта (Антиохия) или в Александрию. А уже там этот товар попадал в руки другого звена глобальной норманнской сети — варяжских купцов, базировавшихся в Константинополе. Для них, контролировавших путь «из варяг в греки», появление стабильного и мощного потока индийских товаров было золотым дном. Они перекупали перец, гвоздику, муслин и камфору и везли их вверх по Днепру, через свои «гарды» (Киев, Новгород) на рынки Северной Европы — в Хедебю, Бирку, на Готланд.

Этот «мост» создал стратегический контур обратной связи. Богатства Индии теперь текли на север, давая скандинавскому миру невиданный доселе приток серебра и ресурсов. Это не только обогащало элиту, но и финансировало дальнейшую экспансию, государственное строительство и технологическое развитие (например, в кораблестроении). Взамен с севера на юг, в Инд-Гардарики, потек тонкий, но жизненно важный ручеек «длинной воли» и человеческого материала. Молодые, пассионарные викинги, для которых уже не хватало места в Европе, слышали саги о сказочно богатой земле на юге, где их сородичи стали конунгами-раджами. Они отправлялись в долгое и опасное путешествие через Русь и Халифат, чтобы присоединиться к дружинам «джал-кшатриев», вливая в них свежую кровь и укрепляя их северную идентичность.

Новый баланс сил: геополитические последствия

Эта переконфигурация потоков неминуемо вела к тектоническим сдвигам в глобальном балансе сил:

Надлом Аббасидского халифата: Для Багдада это был удар в самое сердце его экономического могущества. Халифат веками процветал, будучи главным посредником в торговле между Востоком и Западом. Теперь же он терял контроль над источником этого богатства. Инд-Гардарики диктовала цены на выходе из Индии, а византийско-варяжский консорциум — на входе в Европу. Доходы халифской казны от пошлин катастрофически падали. Экономическое ослабление ускоряло политический распад, усиливая центробежные тенденции в Персии, Египте и Средней Азии. Халифат из глобального игрока стремительно превращался в регионального.

Новый «Золотой век» Византии: Для Константинополя, наоборот, наступала эпоха процветания. Он стал главным европейским хабом для индийских товаров. Таможенные сборы наполняли имперскую казну, позволяя финансировать армию и флот. Варяжская гвардия императора теперь была не просто элитным отрядом телохранителей, а представительством и гарантом интересов глобальной торговой системы. Укрепив свою экономическую базу, Византия получала шанс на новый ренессанс, на более успешное противостояние арабам на востоке и славянам на севере.

Конец «Большой Игры» в Индии: Для империй Палов, Пратихаров и Раштракутов появление Инд-Гардарики означало конец привычного мира. Их вековая борьба за Каннаудж, за контроль над аграрными территориями в долине Ганга, мгновенно устарела и потеряла смысл. Настоящий центр силы, богатства и, следовательно, власти сместился из сердца континента на его побережье. Они оказались в положении сухопутных динозавров, наблюдающих за появлением нового, хищного и непонятного морского вида. Их огромные, но неповоротливые армии были бессильны против флота «джал-кшатриев». Они не могли его атаковать, не могли блокировать. Они могли лишь наблюдать, как новая сила выкачивает богатство из их владений через порты, которые они больше не контролировали. Старая история Индии, история континентальных империй, подошла к концу. Начиналась новая — история морского противостояния.

Часть 6. Изменение вектора угроз: исламское вторжение, которого не было.

Рассматриваемое нами событие — возникновение и утверждение Инд-Гардарики — является классическим примером того, как появление нового системного фактора приводит не просто к перераспределению сил внутри системы, но к фундаментальному изменению самой ее топологии, в частности — к перенаправлению векторов внешних угроз. До сих пор наш анализ был сфокусирован на внутренних процессах трансформации индийской цивилизации под воздействием норманнского импакт-фактора. Теперь мы должны рассмотреть внешние последствия. И самое значительное из них — это историческое «не-событие»: серия опустошительных тюркских вторжений из Центральной Азии, которая в нашей реальной хронологии определила судьбу Северной Индии на последующие полтысячелетия, в этой новой реальности просто не состоялась.

Это не означает, что Индия обрела некую волшебную неуязвимость. Это означает, что созданная раджа-конунгами система сделала прямое военное вторжение с северо-запада стратегически невыгодным, операционно труднореализуемым и экономически бессмысленным. Чтобы понять, как был нейтрализован этот вектор угрозы, мы должны сперва произвести деконструкцию самой угрозы — понять операционную модель тюркских завоевателей, таких как Махмуд Газневи, и сопоставить ее с новой стратегической реальностью, сложившейся в Индии к концу X века.

Операционная модель Газневидов: «хищник» аграрного мира

В нашей хронологии подъем династии Газневидов на рубеже X-XI веков был закономерным продуктом распада Аббасидского халифата и возвышения тюркских военных элит. Их государство, с ядром на территории современного Афганистана, было классической «военной машиной», чья экономика была неразрывно связана с войной. Ее операционная модель была простой, отточенной и чрезвычайно эффективной в условиях своего времени.

Источник силы — мобильность. Ядром армии была легкая и средняя конница, укомплектованная тюркскими гулямами. Эта сила обладала высочайшей стратегической и тактической мобильностью, позволяя наносить быстрые, глубокие удары по территориям противника, который опирался на медлительную пехоту и громоздкие ополчения.

Экономическая база — грабеж накопленного богатства. Государство Газневидов не обладало развитой производственной экономикой. Его бюджет пополнялся за счет двух источников: налоги с транзитной торговли (которая, как мы помним из предыдущей части, в новой реальности была подорвана) и, что гораздо важнее, грабеж. Индия, с ее сказочными богатствами, накопленными за столетия в храмах и сокровищницах раджей, была идеальной целью. Каждый поход Махмуда Газневи в Индию был, по сути, гигантским рейдом по экспроприации статического, накопленного капитала — золота, серебра, драгоценных камней.

Идеологическое обоснование — джихад. Война против «неверных» (кафиров) и разрушение «идолов» (иконоклазм) придавали этим грабительским походам сакральный смысл. Это не только мотивировало воинов, но и легитимизировало власть Газневидов в глазах мусульманского мира, позволяя им претендовать на роль защитников истинной веры.

Стратегическая цель — контроль над ключевыми узлами. Газневиды не стремились к немедленному завоеванию и ассимиляции всей Северной Индии. Их стратегия заключалась в установлении контроля над ключевыми проходами (Хайберский проход), пограничными регионами (Пенджаб) и нанесении ударов по сакральным и экономическим центрам (Матхура, Каннаудж, Сомнатх), чтобы подорвать волю противника к сопротивлению и обеспечить беспрепятственный доступ для будущих набегов.

Успех этой модели был обусловлен системной уязвимостью ее жертвы — раздробленных раджпутских княжеств Северной Индии. Раджпуты, при всей их личной храбрости, были продуктом старой, аграрно-феодальной системы. Их военная доктрина была основана на ритуализированных битвах, обороне крепостей и защите своей наследственной земли. Они были предсказуемы, медлительны и неспособны к созданию долгосрочных стратегических союзов. Против мобильной, безжалостной и прагматичной военной машины Газневидов они были практически бессильны. Это было столкновение хищника нового типа с травоядными гигантами предыдущей эпохи.

Инд-Гардарики как «антидот»: столкновение двух операционных моделей

Теперь введем в это уравнение новый элемент — Инд-Гардарики. К началу XI века это уже не протогосударство, а мощная талассократия, контролирующая все западное побережье Индии и морскую торговлю до самого Персидского залива. Потенциальный завоеватель, подобный Махмуду Газневи, вступая в Индию через горные проходы, сталкивался бы с совершенно иной стратегической конфигурацией.

Во-первых, произошла фундаментальная смена «центра тяжести» богатства. Главный приз, за которым охотился Махмуд, — накопленный статический капитал, — в значительной степени обесценился или переместился. Богатство Индии перестало быть сокровищем, лежащим в храме. Оно превратилось в поток, движущийся по морским артериям. Храмовые комплексы Гуджарата и Раджастхана, конечно, все еще были богаты, но их состояние было несопоставимо с тем объемом ликвидного капитала — золота, серебра, валюты, — который ежедневно проходил через порты Инд-Гардарики: Сурат, Бхаруч, Тхану. Для завоевателя, чья армия состояла из конницы, это создавало неразрешимую проблему. Он мог дойти до храма Сомнатх на побережье Гуджарата и разграбить его, но он не мог разграбить торговый флот, стоящий на рейде в нескольких километрах от берега под защитой боевых кораблей «джал-кшатриев». Он мог захватить город, но не мог захватить его главную ценность — его место в глобальной торговой сети. Операционная модель Газневидов, идеально заточенная под экспроприацию статического богатства, оказывалась абсолютно неэффективной против системы, основанной на богатстве динамическом.

Во-вторых, изменился геополитический ландшафт. В нашей хронологии, вторгшись в Пенджаб, Газневиды оказывались в окружении слабых, враждующих друг с другом раджпутских государств. В новой реальности, на их юго-западном фланге находился бы единый, централизованный, богатый и чрезвычайно агрессивный актор. Инд-Гардарики не могла бы игнорировать появление крупной враждебной армии в непосредственной близости от своих жизненно важных центров в Гуджарате и Синде. Любое движение завоевателя вглубь Индии, в направлении долины Ганга, создавало бы для него смертельную угрозу удара во фланг и по коммуникациям. В то время как раджпутская конфедерация представляла собой аморфную, реактивную структуру, способную лишь на ситуативные союзы перед лицом общей угрозы, Инд-Гардарики являлась проактивным, централизованным актором, мыслящим категориями не обороны территории, а контроля над системой. Это — фундаментальное различие.

В-третьих, возник новый тип асимметричного ответа — экономическая война. Инд-Гардарики обладала инструментом, которого не было ни у одного из индийских государств, — способностью вести войну на экономическое истощение.

Финансирование сопротивления: Обладая колоссальными финансовыми ресурсами, раджа-конунги могли бы с легкостью финансировать сопротивление раджпутских князей, снабжая их деньгами, наемниками и, возможно, более современным оружием, полученным через торговые связи с Византией и Европой. Они превратили бы войну для завоевателя из серии легких победоносных походов в затяжной, изнурительный конфликт.

Блокада: Флот Инд-Гардарики мог установить полную блокаду устья Инда и побережья Мекран. Это отрезало бы армию завоевателя от любых поставок и контактов по морю и подорвало бы экономику Синда и южного Пенджаба, которые служили бы ему тыловой базой.

Конкуренция на рынке наемников: Армия Газневидов в значительной степени состояла из наемников, воюющих за долю в добыче. Инд-Гардарики, с ее доступом к «живым» деньгам, могла бы просто перекупить значительную часть этих наемников или нанять собственные контингенты тюркской конницы на тех же рынках Центральной Азии, лишив противника его главного преимущества. Противник, пришедший за золотом, столкнулся бы с врагом, который мог выставить против него еще больше золота.

Моделирование гипотетического столкновения

Представим себе гипотетический поход Махмуда Газневи в этой новой реальности. Он вторгается в Пенджаб. Вместо разрозненного сопротивления он сталкивается с хорошо оплаченными армиями раджпутов, в рядах которых, возможно, уже присутствуют военные советники из Инд-Гардарики. Его продвижение замедляется. Тем временем флот «джал-кшатриев» блокирует Синд. В портах Гуджарата и Конкана формируется экспедиционная армия нового типа — гибридная сила, состоящая из ядра ветеранов-«джал-кшатриев» (тяжелая пехота, действующая по принципу «стены щитов»), многочисленных контингентов местной индийской пехоты и, самое главное, крупных отрядов наемной тюркской и афганской кавалерии, купленной на золото от торговли перцем.

Эта армия не стала бы искать решающего сражения в чистом поле, играя по правилам противника. Она, скорее всего, нанесла бы удар по его растянутым коммуникациям, угрожая отрезать его от баз в горах Афганистана. Махмуд оказался бы в стратегической ловушке. Впереди — вязкая, партизанская война в долине Ганга, финансируемая морской державой. С фланга — угроза удара мобильной, хорошо оснащенной армии. В тылу — экономический коллапс из-за морской блокады. Поход, задуманный как быстрый и прибыльный рейд, превращался бы в бесперспективную и разорительную авантюру. Сама логика, сама «бизнес-модель» его государства была бы сломана.

Заключение: иной путь развития

Таким образом, Инд-Гардарики выступила не как стена, а как системный демпфер, как «странный аттрактор», который изменил траекторию движения внешних сил. Угроза с северо-запада не была уничтожена, она была перенаправлена. Для тюркских династий Центральной Азии Индия перестала быть легкой и самой желанной добычей. Завоевание и грабеж здесь стали слишком «дорогими» и рискованными. Вектор их экспансии с гораздо большей вероятностью сместился бы на запад — в направлении ослабевшей Персии и распадающегося Аббасидского халифата, возможно, ускорив и изменив характер сельджукских завоеваний.

Для самой Индии это имело эпохальные последствия. Не произошло насильственного насаждения ислама и тюркско-персидской культуры в сердце Индостана. Не возник Делийский султанат, а за ним — империя Великих Моголов. Политическая, культурная и религиозная история Северной Индии пошла по совершенно иному, эндогенному пути. Вместо консолидации вокруг военно-административной системы, принесенной извне, процесс объединения, если бы он и начался, шел бы от других центров силы — возможно, от возрожденных раджпутских государств или от самой Инд-Гардарики, постепенно распространявшей свое влияние с побережья вглубь континента. История Индии осталась «индийской», избежав многовекового периода иноземного правления, который в нашей реальности сформировал большую часть ее современного облика. «Не-событие», отсутствие вторжения, оказалось не менее важным фактором в формировании цивилизации, чем самые грандиозные битвы и завоевания.

Часть 7. Когнитивная война: ассимиляция или консервация «северного мифа».

После того как военно-политическая и экономическая структура Инд-Гардарики была собрана и доказала свою феноменальную эффективность, начался самый сложный и, в долгосрочной перспективе, самый важный этап ее становления. Этот этап разворачивался не на морских просторах и не на полях сражений, а в сознании самой правящей элиты. Мы вступаем в область когнитивной войны — неслышной, невидимой, но беспощадной борьбы за идентичность, за «операционную систему» души, в которой решалось, кем станут потомки раджа-конунгов через три, четыре, пять поколений. Вопрос стоял предельно жестко: растворится ли уникальный норманнский «смысловой пакет» в могучем, всепоглощающем цивилизационном поле Индии, или же он сумеет сохраниться, трансформироваться и создать новую, устойчивую когнитивную модель?

Прогнозирование исхода этой войны требует отказа от двух примитивных, линейных сценариев. Первый сценарий — полная ассимиляция, превращение «джал-кшатриев» в еще одну экзотическую индийскую касту (джати), которая через столетие будет помнить о своем северном происхождении не более, чем раджпуты помнили о своих скифских или гуннских предках. Второй сценарий — полная консервация, создание замкнутой касты завоевателей, искусственно поддерживающих свой язык, веру и обычаи в чуждой среде, подобно британцам в колониальной Индии. Оба этих сценария являются неверными, поскольку не учитывают диалектической природы процесса. Инд-Гардарики была не колонией и не завоеванным государством, а продуктом синтеза. Следовательно, и ее когнитивная эволюция должна была пойти по пути не вытеснения, а сложной гибридизации.

Фактор 1: Гравитационное поле Брахманической Вселенной (Силы ассимиляции)

Необходимо понимать, что Индия — это не просто территория. Это чрезвычайно плотная семантическая среда, цивилизационная «черная дыра», чье гравитационное поле способно искажать и поглощать любые внешние культурные коды. Механизмы этого поглощения работали на всех уровнях.

На физическом уровне: Сам климат был мощнейшим фактором ассимиляции. Тяжелая шерстяная одежда, кожаные доспехи, привычная северная диета — все это было неадекватно муссонному климату. Уже во втором поколении элита переходила на легкие хлопковые и шелковые ткани, меняла свой рацион, а архитектура их жилищ адаптировалась к тропической жаре. Изменение быта — это первый шаг к изменению сознания. Тело, живущее по законам Индии, неизбежно начинало порождать разум, мыслящий по законам Индии.

На социальном уровне: Логика кастовой системы была всепроникающей. Даже создав свою надкастовую группу, «джал-кшатрии» были окружены миром, живущим по этим законам. Их слуги, ремесленники, жрецы, даже их жены, взятые из местных элит, — все они были носителями этого кода. Ребенок, рожденный от норманнского отца и раджпутской княжны, с первых дней жизни впитывал эту систему через язык своей матери, через ритуалы, которые совершали в доме брахманы, через отношение слуг. Концепция ритуальной чистоты и осквернения, иерархия варн, идея предопределенности судьбы рождением — все это просачивалось в сознание, как вода в песок.

На метафизическом уровне: Это был самый мощный удар. Скандинавская мифология, при всей ее поэтической мощи, предлагала героическую, но в конечном счете трагическую картину мира. Это мир конечной битвы (Рагнарёк), личной доблести и судьбы (wyrd), от которой не уйти. Индийская же мысль, представленная ведантой, санкхьей, буддизмом и джайнизмом, предлагала несравненно более сложную, всеобъемлющую и логически изощренную космологию. Концепции кармы, сансары (колеса перерождений) и мокши (освобождения) давали универсальный ответ на вечные вопросы о смысле жизни, страдании и посмертной участи. Для потомка викинга, воспитанного в Индии, идея о том, что его нынешний статус раджа-конунга является не просто результатом удачи (hamingja) его предка, а закономерным следствием благих деяний в тысячах прошлых жизней, была чрезвычайно соблазнительной. Она превращала случайность в закономерность, право силы — в право заслуги. Это был «апгрейд» операционной системы сознания, который предлагал более совершенный и утешительный интерфейс для взаимодействия с реальностью.

Противостоять этому гравитационному полю было практически невозможно. Любая попытка простой консервации «северного мифа» в его первозданном виде была обречена на поражение. Он выглядел бы как грубый, архаичный и примитивный набор суеверий на фоне изощренной индийской метафизики.

Фактор 2: Логика отличия (Императив консервации)

И тем не менее, полная ассимиляция также была невозможна. Причина была сугубо прагматической: власть и легитимность Инд-Гардарики были неразрывно связаны с ее инаковостью.

Их уникальная «Дхарма Пути» была идеологическим обоснованием их монополии на морскую торговлю и насилие. Эта дхарма, в свою очередь, была напрямую выведена из их происхождения — они были «пришедшими из-за моря», носителями иной природы, чуждой «дхарме земли». Если бы «джал-кшатрии» полностью ассимилировались, приняли бы традиционную кшатрийскую идентичность, они бы автоматически утратили свое идеологическое преимущество. Они стали бы просто еще одним раджпутским кланом, еще одной кастой воинов-землевладельцев. В этом случае их право контролировать море и торговлю немедленно было бы оспорено другими игроками. Зачем платить дань за безопасность на море клану, который ничем не отличается от твоего собственного?

Таким образом, сохранение своей уникальной идентичности было для правящей элиты не вопросом сантиментов, а вопросом политического выживания. Их «северный миф» был не просто набором сказок, а их главным нематериальным активом, символическим капиталом, который лежал в основе их материального могущества. Поэтому его консервация стала осознанной государственной политикой, проектом, который реализовывался через несколько ключевых механизмов:

«Варяжский мост»: Постоянный приток свежей крови с севера, о котором мы говорили ранее, играл роль непрерывной «прошивки» культурного кода. Каждый новый отряд викингов, прибывавший на службу к раджа-конунгам, приносил с собой живой язык, актуальные саги, новые песни и свежие воспоминания о снеге и фьордах. Это не давало «северному мифу» превратиться в мертвое предание.

Создание элитных учебных заведений: Для воспитания нового поколения элиты были созданы закрытые военные академии, своего рода гибрид спартанской агогэ и индийской гурукулы. В этих школах юные «джал-кшатрии» не только проходили жесточайшую физическую и военную подготовку (владение топором и мечом, мореходство, тактика), но и в обязательном порядке изучали язык предков, руническое письмо и заучивали наизусть эддические песни и саги о героях. Это формировало у них особое, элитарное сознание.

Социальная изоляция: Несмотря на династические браки, на бытовом уровне поддерживалась определенная дистанция. Главные крепости-«гарды» оставались преимущественно норманнскими по духу, своего рода «маленькой Скандинавией» под тропическим солнцем, куда доступ местному населению был ограничен.

Рождение синтеза: культ «Рудра-Гримнира» и реинтерпретация мифа

Противостояние этих двух мощных векторов — гравитации ассимиляции и императива отличия — не могло привести к победе одной из сторон. Оно привело к их диалектическому синтезу, к рождению совершенно новой, гибридной культурно-религиозной системы. Это был акт гениальной мифологической инженерии, осуществленный интеллектуальной элитой Инд-Гардарики — придворными брахманами и скальдами.

Они не стали противопоставлять пантеоны. Они провели их отождествление на основе функциональных и типологических сходств.

Один, Всеотец, бог мудрости, магии, войны и поэзии, одноглазый странник, повесивший себя на мировом древе ради обретения знания рун, был отождествлен с Шивой-Махадевом. Шива — бог-аскет, разрушитель, владыка мистического знания, чей третий глаз дарует мудрость, но испепеляет иллюзии. Их образы слились в едином культе Рудра-Гримнира (Рудра — «гневный», одна из ипостасей Шивы; Гримнир — «скрывающийся под маской», одно из имен Одина). Этот новый бог стал верховным покровителем династии раджа-конунгов. Он сочетал в себе индийскую метафизическую глубину и норманнскую трагическую волю. Руны стали трактоваться как один из видов мантр, а аскеза йогинов — как аналог шаманских практик Одина.

Тор, громовержец, защитник Мидгарда от хтонических чудовищ-йотунов, был естественным образом слит с ведическим богом Индрой, также громовержцем, победителем змея Вритры. Этот Тор-Индра стал покровителем рядовых «джал-кшатриев», богом-воином, чья миссия — защита установленного порядка (дхармы) от сил хаоса (пиратов и врагов). Его молот Мьёльнир стал символом, равнозначным ваджре Индры.

Самым гениальным ходом стала реинтерпретация эсхатологии. Рагнарёк, гибель богов и всего мира, был объявлен не уникальным событием, а лишь описанием одной из циклических Пралай, вселенских разрушений, которые регулярно происходят в конце каждой кальпы (мирового периода) в индуистской космологии. Таким образом, «северный миф» не противоречил индийской картине мира, а становился ее частью — сагой об одной из предыдущих, давно минувших эпох. Саги о Сигурде и Рагнаре Лодброке превратились в аналоги индийских эпических сказаний, таких как Махабхарата, — в поучительные истории о героях и их деяниях в предыдущих югах.

Этот синтез породил уникальную элиту. Представитель третьего-четвертого поколения «джал-кшатриев» был смуглым, говорил на местном пракрите с акцентом и на особом креольском диалекте, смеси старонорвежского и гуджарати. Он мог цитировать наизусть и «Старшую Эдду», и «Бхагавадгиту». Он приносил жертвы Рудра-Гримниру в храме, построенном в дравидийском стиле, но украшенном руническими надписями и сценами из скандинавских мифов. Он верил в карму и перерождение, но при этом считал, что высшая доблесть — это погибнуть в бою с топором в руках, чтобы после этой жизни попасть не в рай Индры, а в Вальхаллу, на пир к своим предкам, где он будет ждать следующего Рагнарёка, который есть не что иное, как очередная Пралайя, после которой начнется новый цикл творения.

Когнитивная война не была проиграна или выиграна. Она создала новую реальность. Элита Инд-Гардарики не ассимилировалась. Она взломала индийский цивилизационный код и вписала в него свою собственную программу, создав устойчивый, мощный и абсолютно уникальный гибридный синтез, который стал залогом ее долгосрочного доминирования.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Дождь пошел.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ну может все же получится как с Бабуром?

 

Без постоянного притока викингов - сточатся очень быстро. 

У Бабура был фундамент, база. Индийские феодалы из тюрков и монголов, сформировавшиеся в период Делийского Султаната. А ещё он мог в любой момент послать нанять конницу к кочевникам.

У Рюрика такой возможности нет.

На Руси да, была, постоянно привлекали воинов из Скандинавии.

А тут у него нет родни под боком.

Ну и плюс у Бабура конница и это исламская пороховая империя.

А что у Рюрика? 

 

 

 

Изменено пользователем Open Data

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На Юге Индии в это время процветает Империя Чола

Виджаялая был основателем новой династии в государстве Чола, которая смогла поднять статус страны до империи и была названа одной из самых великолепных империй в истории Индии[20]. Виджаялая, возможно, феодал династии Паллава, воспользовался возможностью, возникшей в результате конфликта между династией Пандья и династией Паллава. В 850 году он захватил Танджавур у Муттарайя и установил новую средневековую династию. Танджавур стал столицей государства Чола[21].

Государство Чола было на пике своего влияния и могущества в период средневековья[22]. Махараджи Чола расширили свою территорию и влияние. Второй махараджа Чола, Адитья I сын Виджаялая, стал причиной гибели династии Паллавы, а также победил династию Пандьян в 885 году, затем захватил большую часть территории народа Каннара и взял жену из династии Западных Гангов. В 925 году его сын Парантака I покорил Шри-Ланку (известную как Илангай). Парантака I также победил династию Раштракуты при Кришне II в битве при Валлале[23].

Худшего времени для попадания в Южную Индию сложно представить, Чола активно расширяется.

Но есть шанс, стать героем сингальского народа и защитить Ланку от нашествия тамилов.

Понятно, что это скорее сюжет для худлита, но в чистой теории, именно на море у Рюрика есть шансы навести шороху в регионе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но лучше не Рюрика, конечно.

А какой-нибудь крупный флот викингов перенести, 70-80 драккаров, а еще лучше сразу остров. Готланд, например, где нибудь между Индией и Ланкой.

Вот тогда есть шансы хорошенько пошуметь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но лучше не Рюрика, конечно. А какой-нибудь крупный флот викингов перенести

В 12 веке, когда Ланка раскололась на несколько государств. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Зато как!

За это и выпьем!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

тут у него нет родни под боком. Ну и плюс у Бабура конница и это исламская пороховая

Так  всё же а что в России без Рюрика?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас