"Пропущенная буква" или великолепная семёрка кораблей 1134В


12 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Головной пост будет дополняться и исправляться.

 

На рисунке предполагается АБПК «Ташкент» пр. 11343 после малой модернизации 1984 года.

Серия советских атомных больших многоцелевых, изначально противолодочных, кораблей (АБПК) с управляемым ракетным вооружением проекта 1134-В (Веди), так же обозначавшихся 1134В/11343, шифр «Беркут-В»., предназначенных для дальней морской и океанской зоны, в середине 1990-х в отечественном флоте переклассифицированная в атомные многоцелевые эсминцы ПЛО, с 1976 года стоявших на вооружении исключительно Военно-Морского Флота СССР. Относятся к кораблям 1-го ранга.

 

Списочный состав в алфавитном порядке.

«Вильнюс». Первый серийный корабль проекта. Заложен в ноябре 1974 (эллинг Балтзавода), спущен на воду в октябре 1977, окончен достройкой и условно принят флотом в марте 1978. Комплекс приёмо-сдаточных испытаний во время межтеатрового перехода, официально вошёл в строй Северного Флота в августе 1979 года, порт приписки Североморск

«Донецк». Первый опытно-серийный корабль совместного производства новопостроенного реакторного цеха Черноморского судостроительного завода и Николаевской судоверфи им. 61 коммунара. Заложен в мае 1975, спущен на воду в апреле 1977, переведён на ЧСЗ, окончен достройкой и условно принят флотом в июне 1980. Приёмо-сдаточные испытания традиционно проводились во время межтеатрового перехода (через Проливы и Суэц проведен формально на буксире под вспомогательной ГЭУ), официально вошёл в состав ТОФ 5 ноября 1980 года, флагман бригады противолодочных кораблей, п/п Владивосток.

«Ижевск». Второй серийный корабль Балтзавода. Заложен в октябре 1977, спущен на воду в августе 1980, окончен достройкой и условно принят в декабре 1981, проходил приёмо-сдаточные испытания во время межтеатрового перехода, 19 апреля 1982 формально вошёл в состав СФ, поставлен в сухой док в Северодвинске, где планово смонтированы стальные ледовые винты и защитный пояс, за летнюю навигацию проведён Северным Морским Путём через Берингов пролив, передан бригаде ОВР в бухте Завойко, замена винтов на малошумные и снятие ледового пояса проведены через частичное докование в малом плавдоке в Вилючинске, в строю Тихоокеанского флота с 14 марта 1983 года, п/п Петропавловск-Камчатский. 

«Орджоникидзе» - второй опытно-серийный николаевских заводов, заложен 22 апреля 1977, спущен на воду 5 ноября 1978, переведён на ЧСЗ, окончен достройкой и условно принят флотом в сентябре 1982. Традиционно проходил приёмо-сдаточные испытания во время межтеатрового перехода, по заключённому дополнительно межправительственному договору через Проливы впервые прошёл под атомными реакторами, 28 декабря 1982 г. вошёл в состав СФ, порт приписки Североморск.

«Петрозаводск» - третий серийный корабль николаевских заводов, заложен в мае 1979, отменён постройкой на стадии выставки металла днищевых секций; заготовленные части, металл и выставленные на стапеле сборочные единицы использованы для строительства корабля проекта 1134ГЭД "Хабана" ("Гавана") для кубинского флота.

«Ростов-на-Дону» - четвёртый серийный корабль николаевских заводов, заложен в марте 1980 г., спущен на воду 28 декабря 1981, переведён на ЧСЗ, окончен достройкой и условно принят флотом 17 апреля 1984. Традиционно проходил приёмо-сдаточные испытания во время межтеатрового перехода, по действующим межправительственным договорам через Проливы и Суэц прошёл под атомными реакторами, 27 августа 1984 г. вошёл в состав ТОФ, порт приписки Петропавловск-Камчатский.

«Ташкент». Головной корабль проекта. Заложен в ноябре 1970 (эллинг Балтзавода). Спущен на воду октябрь 1974, окончен достройкой и принят флотом апрель 1975, испытания проводились во время межтеатрового перехода, формально вошёл в строй КЧФ (5 эскадра кораблей) 20 июля 1976 года, порт приписки Тартус, после окончания службы в ОПЭСК весной 1984 года ушёл на средний ремонт в Северодвинск, откуда уже не возвращался, передан Северному Флоту (п/п Североморск).

«Харьков». Третий серийный балтийский. Заложен в сентябре 1980 г., спущен на воду 29 июля 1982, окончен достройкой и принят флотом в ноябре 1984, приёмо-сдаточные испытания во время межтеатрового перехода, не пропущен через Суэц ввиду одностороннего разрыва договора египетской стороной, боевая служба велась в течении двух лет в составе 5 ОПЭСК (порт приписки Тартус), позднее своим ходом ушёл через Атлантику, вокруг мыса Горн и через Тихий океан (средняя скорость на переходе 22 узла) во Владивосток. После непродолжительного ремонта с июня 1988 года в боевом составе ТОФ.

«Челябинск» - четвёртый серийный балтийский. Заложен в августе 1982, корпус спущен на воду в октябре 1983, прерван ввиду отмены постройкой как атомного, достроен в августе 1986 по проекту 1134ГЭКМ как "Басра" для иракского флота. Переведён своим ходом с двойным экипажем в Индийский океан, приёмо-сдаточные испытания проводились совместно советским и иракским экипажами в Персидском заливе, принят флотом в феврале 1987 года.

 

История создания.

Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 декабря 1961 г. в ЦКБ-53 было начато проектирование корабля ПВО-ПЛО проекта 1134, который как бы «вырос» из ракетного крейсера пр.58, и имел, помимо зенитного и противолодочного вооружения, еще и противокорабельные крылатые ракеты. По этому проекту для ВМФ СССР было построено четыре корабля, вошедшие в состав флота в 1968-69 гг. Дальнейшим развитием проекта 1134 стали большие противолодочные корабли пр.1134-А, которые были построены в количестве десяти единиц (вступление в строй с 1969 по 1977 гг.). После начала работ над пр.1134 в Северном ПКБ также начались работы над развитием БПК пр.61 – проекту 61-А и проекту 61-бис, которые велись в рамках выданного ещё в мае 1964 г. тактико-технического задания. Более продвинулись работы по кораблю пр.61-А.

Согласно тактико-техническому заданию это должен был быть корабль ПВО-ПЛО с ядерной энергетической установкой. Основное предназначение – охранение намечавшихся к постройке авианосцев пр.1160, также имевших ядерную энергетическую установку. Он должен был вести поиск и уничтожение подводных лодок противника в удаленных районах Мирового океана, а также вести противолодочную и противовоздушную оборону своих сил.

Проработка также велась ЦКБ-53 в рамках дальнейших вариантов проекта 61бис—61А, после перерассмотрения эскизного проекта 61А в апреле 1966 года Министерство судостроительной промышленности СССР и ВМФ СССР приняли совместное решение утвердить основные элементы корабля ПВО—ПЛО с ядерной энергетической установкой и усиленным зенитным ракетным и артиллерийским вооружением на базе и с использованием рабочих чертежей большого противолодочного корабля проекта 1134-Б, но с рядом конструктивных изменений.

После переформирования ЦКБ-53 в Северное проектно-конструкторское бюро, а ЦКБ-18 в Ленинградское проектно-монтажное бюро "Рубин", СПКБ и ЛПМБ продолжили разработку технического проекта улучшенного противолодочного корабля, который получил индекс 1134-В, непосредственные работы над проектом были начаты в сентябре 1968 года. Главным конструктором был назначен Б.И. Купенский, его заместителем А. Н. Кожевников. Наблюдающим от ВМФ стал капитан  2 ранга А. Н. Блинов, на Николаевских заводах — капитан 1 ранга А. А. Савин. В январе 1974 года главным конструктором проекта был назначен директор Северного проектно-конструкторского бюро А. К. Перьков, заместителями главного конструктора — М. Г. Гольберг и В. А. Ивойлов. 

По ядерному реактору в составе энергетической установки головной организацией было выбрано ОКБ ГМЗ (город Горький) под руководством главного конструктора и начальника бюро И. И. Африкантова (после смерти последнего — Ф. М. Митенкова) ; в составе ГЭУ предполагалась работа двух реакторов подлодочного типа (начатые производством ВМ-11 в составе будущих моноблочных АППУ ОК-650) в исполнении для надводных кораблей.

Разработка технического проекта 1134-В представляла собой «сложнейший творческий процесс для коллективов СПКБ и ЛПМБ, предприятий-контрагентов, научно-исследовательских институтов промышленности и ВМФ». Главнокомандующий ВМФ С. Г. Горшков посещал и Северное ПКБ, и Ленинградское ПМБ, где заслушивал доклады о продвижении процесса проектирования, а также советовался с руководством бюро и ведущими специалистами о мерах повышения боевых и эксплуатационных качеств проекта 1134-В. В ходе таких посещений был принят ряд решений по уточнению утверждённого задания и тактико-технических требований к проектированию кораблей проекта 1134-В.

Первые рабочие чертежи (для разбивки плаза) конструкторское бюро начало поставлять заводу-строителю в II квартале 1970 года. Технический проект корабля был окончательно утверждён 7 октября 1970 года. 

 

История строительства

Строительство больших противолодочных кораблей проекта 1134-В началось с закладки первого корпуса в  эллинге Балтийского судостроительного завода. Также опытная серия осваивалась в совместном производстве на судостроительном заводе имени 61 Коммунара и Черноморского судостроительного завода в Николаеве (УССР). Традиционный выбор в качестве места строительства завода им. 61 Коммунара был обусловлен наличием у предприятия опыта строительства серийных БПК проекта 1134-Б и свободных стапелей, а также близостью изготовителя атомных энергетических установок — реакторного цеха ЧСЗ.

Закладка следующих кораблей производилась после спуска на воду предыдущего корпуса и на том же стапеле. Построечный период атомных кораблей был необычно долгим, до четырёх лет. Постройка кораблей на стапеле велась блочным способом, но с учётом особенностей сборки секций на наклонном стапеле: стыковка блоков и секций осуществлялась приспуском их на стапеле, а соединение — выполнением единого блочного кольцевого шва автоматической сварки.

При подготовке к спуску со стапеля эллинга традиционно применялось освоенное всеми серийщиками изобретение корабелов завода им. 61 Коммунара: вместо насаливания полозьев стапеля под спусковые полозья были установлены щиты толщиной 22 мм из специального антифрикционного полиимидного пластика «ПМ», на которые наносился тонкий слой авиационной смазки ЦИАТИМ-201. Применение таких щитов при спуске кораблей проекта позволило значительно облегчить и удешевить спуск и приспуск кораблей. 

Со стапелей корпуса кораблей проекта 1134-В, как и все предыдущие проекты, спускались на воду без носового обтекателя гидроакустической станции «Титан-2», позднее  без комплекса «Платина», обтекателя гидроакустической станции «Хоста» и гребных винтов во избежание повреждения при спуске. Установка винтов, обтекателей и бульба производилась при доковании достраивающегося корабля.

 

 

Изменено пользователем dragon.nur

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Интересно взглянуть на характеристики и состав вооружения и радиоэлектронных средств

Но имхо союз бы крупную серию атомных БПК бы не потянул по дороговизне, особенно если атомные ТАКРы 1160 остались как и в реале на бумаге

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

союз бы крупную серию атомных БПК бы не потянул по дороговизне

Это замена для всех 1144 и 1164

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Картинок бы и ТТХ!

Это замена для всех 1144 и 1164

Опасаюсь, что относительно небольшой и легкий БПК выльется в белого слона пр.1144. Т.к. будут пытаться впихнуть все вооружение какое только можно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Интересно взглянуть на характеристики и состав вооружения и радиоэлектронных средств

Примерно 1134-А, но с 4 вертолётами, далее см. ниже

Картинок бы

Корпус тот же, что и на 1134Г, с удлинённым ангаром, состав остального вооружения см. выше, нет трубы, на рострах на головном и первом серийном ПУ П-35, на остальных ПУ Базальтов. На днях, надеюсь, нарисую.

будут пытаться впихнуть

"Ви канечна камунист, таварищ Жюков, но Бога-то побойтэс у вас есть серийный корпус, что влезет -- ваше, что не влезет -- не влезет". 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Корпус тот же, что и на 1134Г, с удлинённым ангаром, состав остального вооружения см. выше, нет трубы, на рострах на головном и первом серийном ПУ П-35, на остальных ПУ Базальтов. На днях, надеюсь, нарисую.

Буду с нетерпением ждать картинки!!!!

у вас есть серийный корпус, что влезет -- ваше, что не влезет -- не влезет". 

Хехехе! Между 1134А и 1134Б это килотонна водоизмещения. А тут ЯЭУ. Точно уложимся хотя бы еще в +1кТ ВИ?!

[По хорошему, тут бы посчитать сколько будет весить та же ОК-650, по сравнению с ГТУ на пр1134Б и ПТУ пр.1134А. И от этого уже плясать.]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

тут ЯЭУ

У удлинённого за счёт вставок 1134Г предположительно полное водоизмещение могло доходить до 9400 тонн (с газо-паротурбинной энергетикой COSAG). Полагаю, что на атомных кораблях с двумя реакторами третьего поколения (N макс ~ 100 тыс. л.с.) можно накидывать на биозащиту плюс ГЭУ примерно 1000-1200 тонн (третье поколение КАЭУ -- примерно 30-35 кг/л.с. в сборе). Минус воздуховоды, минус газоходы, минус системы охлаждения выхлопа и т.д. Верхний вес тоже не особо велик получается, только "адмиральские звёзды пусковые" П-35 на рострах (поворотные, в отличие от исходника). 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это замена для всех 1144 и 1164

??? С Ураганом и уполовиненным количеством ПКР? Папуасы с Канберр, да и Ил-28, чугунием закидывать будут, да и ПВО АУГ этим не пронять...

атомные многоцелевые эсминцы ПЛО

Полином 800 тонн, ну и достать чем-то надо, а вместо ПЛУР - Базальт...

у вас есть серийный корпус, что влезет -- ваше, что не влезет -- не влезет

Что для родных осин развилка куда круче атомного БПК..;)))

"адмиральские звёзды пусковые" П-35 на рострах (поворотные, в отличие от исходника). 

??? Т.е. как на 58, но 4, без кормы?

.

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а вместо ПЛУР - Базальт...

Вы ещё не видели, да и читали невнимательно. ПЛУР на своих местах.          

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

вас есть серийный корпус, что влезет -- ваше, что не влезет -- не влезет". 

корпус самое дешёвое что может быть в современном корабле, проблемы начинаются когда оказывается, что он подрос настолько, что начинаются проблемы с местами базирования и ремонта. Имхо для советского ВМФ смело можно рисовать что-то в 10000 тонн полного водоизмещения. Другое дело, что при реальном проектировании 1144 примерно на этом и хотели остановиться, но... 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

да и читали невнимательно

А читать в теме про Глаголи надо? Здесь как-то не находится. :dntknw: 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

корпус самое дешёвое что может быть в современном корабле

Крупносерийное производство, с равномерным нагружением смежников удешевляет корпус ещё больше, серийное производство оборудования тоже понижает цены, но у нас есть тактика. Тактика -- это скорость и манёвренность прежде всего. Отталкиваясь от примерного состава хотелок вооружения и водоизмещения получаем мощность. Когда мы эту мощность перегружаем до предела -- мы теряем и в живучести, и в надёжности, и в тактике.

проблемы начинаются когда оказывается, что он подрос настолько, что начинаются проблемы с местами базирования и ремонта

отыманно. Вот чтоб таких эксцессов не было, СССР строил на малоотличающихся корпусах 1134, 1134А, 1134Б, зато потом плотоводцы опять попёрлись в расширение номенклатуры.

про Глаголи надо?

Есссно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас