Побратимство законно:

29 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Многим народам известен обычай побратимства (посестримства). В риском праве побратим мог наследовать побратиму - то есть побратимство было таки же легальным, юридически оформленным отношением, как усыновление, скажем.

Даже ранняя христианская церковь освящала этот обычай специальным чином "братотворения".

Однако впоследствии и из церковной сферы, и из юридической сей обычай был исчез, чин братотворения был запрещен, и сейчас упоминается едва ли не только - заготовим гигиенические пакеты, коллеги - борцами за права меньшинств, додумавшихся до приравнивания его к... однополому браку.

Ну, кому про что, а вшивому про баню, а мы с вами, как нормальные (по крайней мере, в этом отношении) люди, подумаем об ином - а что если бы перемены отношения к побратиству не случилось, и оно дожило, как юридически признанная форма отношений (родство первой степени, препятствие к бракам, права наследования, в дальнейше - побратим может не давать показаний против побратима - или посестры, скажем) до Нового времени.

Изменило ли бы это что-либо в истории Европы и мира?

и кстати, как там с этим делом в странах третьего мира?

инофорация о братотворении и побратимстве из вменяемого источника.

http://www.kodges.ru/2007/05/23/rozhdenie_...naja_kniga.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

как нормальные (по крайней мере, в этом отношении

Поправка. Не все.

а что если бы перемены отношения к побратиству не случилось, и оно дожило, как юридически признанная форма отношений (родство первой степени, препятствие к бракам, права наследования, в дальнейше - побратим может не давать показаний против побратима - или посестры, скажем) до Нового времени.

Юристам была бы лишняя морока. Признание родственником совершенно постороннего человека, возможность лжепобратимства...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поправка. Не все.

<{POST_SNAPBACK}>

Шо?! ;) они среди нас?!

Признание родственником совершенно постороннего человека

<{POST_SNAPBACK}>

ну так и с усыновлением та же шняга.

возможность лжепобратимства...

<{POST_SNAPBACK}>

гм, объясните Вашу мысль подробнее, коллега.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

они среди нас?!

Ну, я например.

ну так и с усыновлением та же шняга.

Вот-вот. Но с усыновлением там хоть есть органы контроля, котоыре все проверяют. А тут пойди выясни.

гм, объясните Вашу мысль подробнее, коллега.

Ну, например, наследство миллиардера. Появляется какой-нибудь тип, и заявляет: а я его брат, давайте мне долю!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Появляется какой-нибудь тип, и заявляет: а я его брат, давайте мне долю

<{POST_SNAPBACK}>

видите ли, если юридически признано - значит юридически оформлено. То есть дайте, пжлст, оформленный в ЗАГСе документ, что Вы таковым являетесь. Нету? извините, до свидания, не смеем более задерживать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

видите ли, если юридически признано - значит юридически оформлено. То есть дайте, пжлст, оформленный в ЗАГСе документ, что Вы таковым являетесь. Нету? извините, до свидания, не смеем более задерживать.

Вот-вот. Но что, подделать проблема? Конечно, проблема к нерешаемым не относится, но сложностей прибавит!

В принципе, не вижу такого уж особенного социального влияния. Разве что на отдельные этносы, более или менее замкнутые группы. Побратимтсов имело значение в до-пороховую эпоху, когда от дружественности отношений и доверия воинов друг к другу действительно многое. В эпоху порохового оружия смысл быстро терялся!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ну так и с усыновлением та же шняга.

<{POST_SNAPBACK}>

и это все о нем. в принципе юридически то же. или есть отличия, типа 20-летний не может усыновить 30-летнего ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да вряд ли что-то изменится принципиально. Это как пытаться законодательно закрепить заботу о родителях, детях, супругах. Если люди нормальные - все делается само собой. Если нет - писаные законы не помогут.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Изменились бы несущественные мелочи. Скажем, наследование - побратим может наследовать долю в отсутствие завещания. Однако того же можно добиться и завещанием. Препятствия к браку? Существенно ничего не изменит.

Лженаследники? Ну, так это процедура, связанная с оформлением документов.

Единственное, в чём может быть (слабое и редкое, но всё же...) влияние - передача династических владений в обход кровных родственников (в нашей реальности такое делалось через усыновление...)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"В теме" было бы щас меньше народу. Позитива :(

Вернее, тут дело не в юр-ии, а если бы полнее осталось как обычай.

А насчёт невозможности свидетельствовать - это анрил - тут все шайки бы между собой породнились, а потом ещё по призыву анархистов народ друг с другом - и ляпота :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

вряд ли что-то изменится принципиально. Это как пытаться законодательно закрепить заботу о родителях, детях, супругах. Если люди нормальные - все делается само собой. Если нет - писаные законы не помогут.

<{POST_SNAPBACK}>

"Вот именно" - пробурчал Гуннар, запуская руки по локоть в золото дракона Фафнира...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Смельдинг, Вы вроде должны быть в теме - как обстояло дело в те времена, когда побратимство было еще "в законе".? Мне всегда казалось. что побратались условно Вася с условно Петей, но родные братья Васи при этом братьями Пети не становились. Так что побратимство юридических прав не давало. Исключительно моральные. Или я не прав?

Собственно институт побратимство может потому и отменили, чтобы юридические коллизии не создавать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Или я не прав?

<{POST_SNAPBACK}>

мне кажется, ссылка в заглавном посте темы отвечает на ногие Ваши вопросы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

мне кажется, ссылка в заглавном посте темы отвечает на ногие Ваши вопросы.

<{POST_SNAPBACK}>

Не смог открыть ту книжку, только полюбовался на обложку. Посему и спрашиваю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Статья отсканирована из 6 тома «Православной энциклопедии»

БРАТОТВОР?НИЕ [греч. Adelphopoi?a, Adelphopoi?sis, лат. fraternitas spiritualis, или fraternitas per adoptionem], средневек. обряд церковного благословения двух христиан, не состоящих в кровном родстве, но стремящихся к тесному духовному общению и братской взаимопомощи в мирских делах. Появился в результате синтеза древнего обычая побратимства, известного у мн. народов, и христ. практики вступления в «духовное родство», возникшей еще в первые века в связи с таинством Крещения как нового рождения свыше и восприятием церковной общины как новой семьи, а др. верующих — как самых близких родственников (Ин 3. 3–5; Мф 12. 48–49; Мк 3. 34; Лк 8. 21).

Евангельские основания. На первый взгляд, чин Б. кажется излишним: все христиане, безусловно, являются братьями друг другу как дети Отца Небесного (Мф 23. 8–9; 1 Петр 2. 17; Рим 8. 11–17, 19). Сам Христос, по словам ап. Павла, «первородный между многими братьями» (Рим 8. 29), не стыдится называть этим именем верующих в Него (Евр 2. 11–12; ср. Мф 12. 47–49; 23. 8; Ин 20. 17). Однако истинное согласие и дружба возможны лишь между людьми, «имеющими одинаковые добродетели и намерения» (Ioan. Cassian. Collat. 16. 28). Любовь (agap?) необходимо оказывать всем, даже врагам (Мф 5. 44), но сердечное расположение (diathesis) возможно лишь к немногим. Поэтому в правосл. аскетике братская любовь стала рассматриваться как ступень, необходимая для достижения совершенной любви. Б. имело и практическое значение, ведь «двоим лучше, нежели одному... если упадет один, то другой поднимет товарища своего» (Еккл 4. 9). В разные эпохи христиане являли примеры истинного «нелицемерного братолюбия» (1 Петр 1. 22; Рим 12. 10; Евр 13. 1): прежде всего сами апостолы, к-рые были отправлены Христом на проповедь по двое (Мк 6. 7; Лк 10. 1), а затем прославляемые Церковью двоицы мучеников (Сергий и Вакх, Кир и Иоанн, Косма и Дамиан) (по мнению блж. Иеронима, потому что «любовь не пребывает с одним» (Hieron. In Mark. 2); подробнее см.: Флоренский).

Побратимство в традиционных обществах.Независимо от религ. верований, у разных народов всегда имели большое значение и часто ставились выше кровнородственных связей особые формы ритуального родства: кумовство, «соотцовство», «названное братство» (напр., черногорские «задруги», куначество на Кавказе и т. п.), к-рые играли важную роль в сохранении рода и наследовании имущества (см. материалы международного симпозиума: Ritual Brotherhood in Ancient and Medieval Europe: A Symp. // Traditio. 1997. Vol. 52. P. 261–381).

Церковное каноническое право, формировавшееся в эпоху господства рим. права, восприняло и его двойственное отношение к побратимству. С одной стороны, из-за широкого распространения этого обычая в вост. провинциях Римской империи наследование через побратимство признавалось у иностранцев (apud peregrinos), но для рим. граждан законным считалось лишь усыновление (в основном по муж. линии) (CJ. 6. 24. 7. (4 дек. 285). Характерно, что в рим. литургических книгах молитвы на Б. не встречаются, хотя обычай побратимства был известен (Giraldi Cambrensis Opera / Ed. J. F. Dimock. L., 1867. Vol. 5. P.167).

Негативное отношение к Б. перешло и в визант. законодательство: «Побратимство не законно: ибо усыновление мы придумали ради наследия имущества, «понеже иногда прилучается нам не имети чад», а для побратимства нет ни одного благословного предлога» (Matth. Blastar. Syntagma. Littera b. 8; ср. Basilic. 35. 13. 17). Тем не менее даже по рим. праву составитель завещания мог включить в него под именем брата любого человека, к к-рому питал «братскую любовь» (fraterna caritas) (Dig. 28. 5. 59 [58]. 1), что, видимо, практиковалось и в визант. эпоху, т. к. по церковным канонам духовное родство любого рода (крестный отец и крестник, духовник и его чада), подобно гражданскому приемному родству (adoptio, adrogatio) (Dig. 23. 2. 17), стало рассматриваться как препятствие для брака, а вступившие в духовный союз — как родственники 1-й степени (53–54 прав. VI Всел.; см. Macrides. Kinship by Arrangement. P. 110).

В послеиконоборческую эпоху гос. и церковное законодательства все более смешиваются. При имп. Льве VI (886–912) становится общеобязательным церковное благословение брака, как единственно легальный вводится церковный чин усыновления («детотворения») (Novell. Leo. 24, 89). По­-видимому, воцерковление традиц. побратимства началось неск. раньше, потому что запрет на совершение чина Б. монахами, как влекущего за собой серьезные правовые и экономические следствия, несовместимые с монашеским отречением от мира, встречается уже в сочинениях прп. Феодора Студита (Theod. Stud. Epist. 10 // PG. 99. Col. 941C; Testamentum // PG. 99. 1820B; ср. комментарий Константина Арменопула (1320–1380) на 7-е прав. VI Всел. (PG. 150. Col. 124)).

В странах Вост. Средиземноморья по крайней мере с эпохи эллинизма слово «брат» являлось также сакральным именем соправителя или приближенных монарха (Schelkle K. H. Bruder // RAC. T. 2. Col. 631–636). В Римской империи «братьями» именовались тетрархи (два Августа и два Цезаря), к-рые не были кровными родственниками (Euseb. Vita Const. 4. 11). В визант. эпоху к этим традиц. титулам стали прилагать определение «духовный» (pneumatikos, spiritualis), заимствованное из церковной практики (Const. Porphyr. De ceremoniis. II 48). В то же время источники сообщают о братских союзах, заключавшихся в церкви визант. императорами (Михаил III, Василий I и др.) (Leo Gramm. Chron. P. 234; Theoph. Contin. P. 228). Кроме того, с древности под видом побратимства заключались военно-политические или династические союзы (fraternitatis foedus) с соседними племенами и народами (Caes. De Bello Gallic. I 33. 2; Tac. Annal. XI 25), а равные по положению правители именовались «братьями» (т. н. «братство князей» (fraternitas regum) (D?lger. Col. 641). Этот обычай был известен и на Руси. В частности, митр. Иона в 1450 г. благословил братский союз польск. кор. Казимира IV c вел. кн. Василием Васильевичем (Никольский. С. 372–373).

История обряда. В античности братский союз заключался в форме клятвы и обычно скреплялся ритуальным смешением крови (возможно, даже ее испитием), обменом именами, оружием, одеждой (Herodot. Hist. IV 70; Lucian. Toxar. 37, 39­–40; Vergil. Georg. 2. 510; ср. Herman.), что нашло отражение и в христ. обычае обмена нательными крестами.

В I–III вв., когда все христиане назывались «братьями» (Clem. Alex. Strom. 2. 9. 41. 2; Tertull. Adv. Marcion. 1. 1. 1), а Церковь — «братством» (Iren. Adv. haer. 2. 31. 2; Euseb. Hist. eccl. 5. 19. 2; Tertull. De pudic. 7. 22; De virg. veland. 14. 2), вступление в к-рое совершалось через Крещение (Iust. Martyr. I Apol. 1. 65; Tertull. De bapt. 20. 5), необходимости в особом чине Б., действительно, еще не было. Христианизация империи привела к тому, что в литургическую жизнь Церкви стали включаться существовавшие социальные отношения. Лица, желавшие заключить братский союз, вместо языческих клятв стали прибегать к священническому благословению, к-рое подкреплялось совместным Причащением Св. Даров (Ioan. Chrysost. In Matth. 79(80). 1 // PG. 58. Col. 718C; In Hebr. 25. 3 // PG. 63. col. 177A). Со временем для этих целей были составлены специальные молитвы и целые последования, включавшие ектении, чтения из Свящ. Писания, песнопения и сложный ритуал.

Молитвы. По рукописям греч. Евхология известен целый ряд молитв на Б.: 1) «Kurie o theos ?m?n, o panta pros s?t?rian ?mоn charisamenos» (Господи Боже наш, даровавший нам все ко спасению); 2) «Despota Kurie o theos ?m?n, o ton choron t?n agi?n sou apostol?n ekleksamenos eis mian poimn?n» (Владыко, Господи Боже наш, лик святых Своих апостолов собравший в одно стадо); 3) «Kurie o theos ?m?n, o t?s agap?s phutourgos» (Господи Боже наш, любви Насадитель); 4) «Kurie o theos o pantokrat?r, o poi?sas ton anthr?pon kat’ eikona sou» (Господи Боже Вседержителю, сотворивший человека по образу Твоему); 5) «Despota Kurie o theos ?m?n, o ta panta pros to sumferon» (Владыко, Господи Боже наш, Кто все на пользу); 6) «Kurie o theos ?m?n, o endoxazamenos en boul? agi?n» (Господи Боже наш, прославляемый в совете святых); 7) «Kurie o theos ?m?n, o sunathroisas tois agious sou apostolous en nephelais» (Господи Боже наш, собравший святых Своих апостолов на облаках); 8) «Kurie o theos ?m?n, o en t? kata sarka sou oikonomian Iak?bon kai I?ann?n, toisj uious Zebedaiou, kataksiosas adelphous genesthai» (Господи Боже наш, Своим по плоти домостроительством удостоивший Иакова и Иоанна, сынов Зеведеевых, быть братьями); 9) «Kurie o theos ?m?n, o en ups?lois katoikоn» (Господи Боже наш, в вышних живущий); 10) «Kurios o theos ?m?n, o dia t?s aphatou sou oikonomiaa katakaxi?sas adelphous kalesai» (Господи Боже наш, называющий через Свое неведомое смотрение нареченными братьями); 11) «Anth?ron ?min kai polupoth?ton» (Цветущее и многожеланное нам); 12) «Kurie o theos ?m?n, o tachin? ako?» (Господи Боже наш, скорое слышание).

Древнейшими молитвами, видимо, являются 1-я и 4-я,, т. к. чин Б. сводится только к одной из них в отражающих доиконоборческую практику рукописях Sinait. gr. 959, XI в. (1; то же — в Sinait. gr. 957, X в.) и Vat. Barb. gr. 336, VIII в. (4; то же — в Sinait. gr. 1036, X–XII вв.).

В Евхологиях Crypt. G. b. I, XI в., и Paris. Coislin. 213, 1027 г., отражающих к-польскую традицию XI в., основой чина Б. служит молитва 1, к к-рой прибавлены 2 и 3 (в Crypt. G. b. I молитва 3 входит в чин Б., в Coislin. 213 выписана отдельно).

В Евхологиях, отражающих периферийную (палестинскую и южноитал.) практику X–XII вв., основой последования, как правило, служит молитва 4; к ней могут прибавляться молитвы: 5 (РНБ. Греч. 226, X в.), 6 (Crypt. G. b. VII, X в. и Sinait. gr. 966, XIII в.).

В глаголическом Евхологии Sinait. slav. 37, X–XI вв., приведены, с одной стороны, молитвы к-польской традиции (1, 3), с др.— молитва 4; соединение молитв 1 и 4 наблюдается и в ряде греч. рукописей XV в. (напр., S. Sepulcri. gr. 8; Pantel. gr. 364), где к этим молитвам добавлены еще и 7 и 8 (однако в Евхологии Patm. gr. 104, XIII в. чин Б. содержит только молитвы 1 и 8).

Молитвы 9–12 встречаются в рукописях редко (напр., 9, 10 — в Sinait. gr. 966; 11 — в Crypt. G. b. VII; 12 — в Sinait. gr. 973, 1153 г.), как правило, в комбинации с характерными для периферийных Евхологиев молитвами 4 и 6 (тем не менее в Sinait. gr. 973 в чин Б. входят только 5, 12).

В слав. Требниках встречается набор молитв, характерный для чистой к-польской традиции (молитвы 1, 2 — ГИМ. Син. 675, кон. XIV–XV вв.), и смешанный тип (1, 3, 4 — РГБ. Ф. 87 (Григор.). 34/М. 1715, XIV–XV вв.; 1, 2, 4 — ГИМ. Син. 310, нач. XVI в.). В рус. печатных дореформенных Потребниках московских изданий 1625, 1633, 1636, 1639, 1651 гг. чин Б. содержит молитвы 1, 2, 4 (в издании 1639 г. присутствует также 3).

Во всех молитвах испрашивается укрепление братской любви (agap?). Напр., в молитве 1 говорится о «возлюбивших друг друга любовию духовною», к-рые пришли в храм за благословением, чтобы имели «веру непорочну и любовь нелицемерну». В 4-й вспоминаются св. апостолы Петр и Павел, Филипп и Варфоломей, мученики Сергий и Вакх, ставшие братьями не по крови, но по вере и любви. В др. молитвах содержатся прошения о даровании любви и единомыслия вступающим в братский союз. Большое разнообразие молитв на Б. может свидетельствовать как о нестабильности чина, так и о его широком распространении.

Чинопоследование. Древнейшие Евхологии не описывают подробно порядок Б. и содержат лишь заглавие чина и, возможно, указание на главопреклонение перед одной из молитв. В Sinait. slav. 37 уже приведено целое последование, названное «молитвой на братосотворение». Сначала священник произносит ектению, в к-рой присутствуют прошения «даровати им целомудрие и любовь нелицемерну», «О даре преждесвященнем честнаго Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа». После 1-й молитвы читается Евангелие, затем произносится ектения и следует др. молитва, далее — лобзание мира и литургия Преждеосвященных Даров. Окончание, видимо, отражает нек-рые национальные особенности: после Причащения священник берет «старейшего» из побратимов за руку, а тот — своего нового брата, и они, держась за руки, с пением стиха Пс 79. 15 идут «на обед» (ср. в рус. былинах: один из побратимов всегда считается старшим, хотя оба принимают обет взаимного послушания (напр., «Бой Добрыни с Ильей Муромцем»), а в летописях упоминаются братские пиры — братчины (ПСРЛ. Т. 2. Л. 83); подробнее см.: Громыко. С. 116–125).

В греч. Евхологиях c XIII в. (напр., Sinait. gr. 966, Sinait. gr. 982) отмечается усложнение ритуала: один из участников кладет руку на Евангелие, второй — свою руку поверх его, иерей знаменует их, а после отпуста братья целуют Евангелие и друг друга. В ркп. Sinait. gr. 973, 1153 г., побратимы держат друг друга за руки, а иерей с крестом в руках трижды читает Пс 132. С XIII в. в Евхологиях помещаются уже полноценные последования, к-рые обычно начинаются с возгласа «Благословенно Царство» или «Благословен Бог» и включают в свой состав ектению и 3 молитвы (см. Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 179–180, 215).

В поздних рукописях чин открывается началом обычным, далее следуют тропарь или кондак дня, молитва, чтения из Апостола и Евангелия, др. молитва, ектения (содержащая прошения о совершенной любви, «неразлучном житии», целомудрии, соединении в духовное братство, познании апостольского единства, о том, чтобы побратимы сподобились «славы честным Крестом»), главопреклонная молитва и в конце — «Помилуй нас, Боже», «Еще молимся», «Господи, помилуй» (12), «Честнейшую Херувим» и отпуст (напр.: Там же. С. 466–467, 569).

В S. Sepulcri. Gr. 615 [757], 1522 г., приводится чин Б. для 3 человек. В этом случае 1-й из побратимов кладет руку на Евангелие, 2-й свою сверху, потом 3-й, иерей же опоясывает их, а в ходе службы они держат зажженные свечи (Там же. С. 743–744). После тропаря святого и дня дважды поется тропарь 5-го гласа «T? sundesm? t?s agap?s» (см. ирмос 5-й песни канона Великого четверга «Союзомъ любве»; то же и в ркп. Sinait. gr. 989, XVI в.: Там же. С. 897). Из заключительных слов cледует, что этот чин совершается отдельно от литургии. В том случае когда братский союз заключается на литургии, в ектению после чтения Евангелия и при отпусте делаются соответствующие вставки (Там же. С. 744).

В ряде рукописей (Sinait. slav. 37, ГИМ. Син. 310, также РНБ. Соф. 836, XVI в.) указано Причащение побратимов Преждеосвященными Дарами. Согласно рубрике в Мирском Потребнике патриарха Иоасафа 1639 г., Причащение совершается по усмотрению священника, если он сочтет побратимов готовыми (Никольский. С. 375, 385–386).

По рус. Требнику (ГИМ. Син. 310) вступающие в союз не только кладут руки на Евангелие, но священник связывает их одним поясом и после Причащения обводит вокруг аналоя с пением избранных стихов (Пс 79. 15; 111. 1; 132. 3), то же встречается иногда и в греч. Евхологиях.

В Мирском Потребнике патриарха Иоасафа 1-й стих Пс 132 поется в качестве прокимна (на 4-й глас) перед чтением Апостола, а также вместе с Пс 79. 2 — при целовании Евангелия (Никольский. С. 387–388).

Библейские чтения. В Евхологии Sinait. slav. 37 в чин Б. входит вся 17-я гл. Евангелия от Иоанна, содержащая молитву Господа об учениках («да будут вси едино»). Согласно Sinait. gr. 973, чтениями являются 1 Кор 13. 4–10 и Ин 15. 17–16. 2, согласно ГИМ. Син. 310 — 1 Кор 12. 27–13. 8 и Ин 17. 18–26, согласно московскому Потребнику 1639 г.— Рим 8. 28–39 и Ин 17. 1–13. В этих чтениях говорится о жертвенной любви, к-рая превосходит все духовные дары и подвиги, о Христе как «первородном между многими братиями» и о единстве Церкви («вы — тело Христово, а порознь — члены»).

Запрет чина Б. В совр. литургических книгах правосл. Церкви чин Б. не печатается. Уже в печатных венецианских греч. Евхологиях XVI в. издатели прибавляли комментарий: «хотя это последование по церковным и царским законам не дозволено совершать, но мы его печатаем, так как оно находится во многих книгах» (ср.: Goar. Euchologion. P. 706, 709). О недолжном использовании обряда свидетельствуют 2 неопубликованных постановления (Dida­ska­liai) К-польского Патриарха Афанасия I († ок. 1315), в к-рых Б. характеризуется как источник безнравственности (RegPatr. Vol. 1. Pt. 4. N 1762. P. 541; N 1777. P. 554). Известны также 2 слав. рукописных сборника канонов XVI–XVII вв. (Vindob. 104 и 113), из к-рых становится ясно, что одной из причин запрета было проникновение в христ. обряд языческих обычаев (за «побратимство с турчанином или с христианином», при к-ром совершается испитие крови друг друга, положено лишать Причащения на 5 лет — см. Holo?njaj. S. 64).

В Требнике митр. Петра (Могилы) самого текста чина Б. уже нет. То же и в принятом ныне в Русской Церкви Большом Требнике, где 101-я гл., озаглавленная «Последование к братотворению духовному», содержит следующие слова: «Ведомо буди, яко сие последование от церковнаго и царскаго закона возбранено бысть навершатися, сего ради и мы зде не изобразихом». В 165-м прав. Номоканона говорится: «Такожде и братотворения да не твориши, законопреступна бо суть сия». Согласно 50-й гл. Кормчей книги, священник, совершающий чин Б., на время запрещается в служении (Никольский. С. 378). В XIX в. в Элладской Церкви были изданы специальные окружные послания (11. 6. 1859; 26. 9. 1862; 11. 1. 1863), также запрещавшие чин Б. (см. Eu. Mantzounea).

Однако, несмотря на все канонические запреты, случаи совершения Б. иногда встречаются, особенно в Балканских странах, где обычай побратимства приобрел национальную окраску и был связан с противостоянием османскому владычеству. Более того, в слав. рукописях из Загребской б-ки (№ 405, XVIII в.) встречается его апология — «Слово како сътвори Господь побратимство» (Holo?njaj. S. 65). В совр. рус. практике чин Б. неизвестен.

В сер. 90-х г. XX в. этот чин оказался в центре скандала, возникшего из-за тенденциозной книги амер. медиевиста-католика Дж. Босуэлла (умер в 1994 от СПИДа) (Boswell J. Christianity, Social Tolerance and Homosexuality. Chicago, 1980; idem. Same-Sex Unions in Pre-Modern Europe. N. Y., 1994), к-рый пытался доказать, что в ср. века Б. служило легальным прикрытием мужеложства. На основании этого тезиса представители сексуальных меньшинств стали использовать чин Б. при заключении однополых браков, что является кощунством и вызывает протесты верующих. Несмотря на внешнее сходство с чином венчания (побратимы держатся за руки, священник обводит их вокруг аналоя, поется тот же тропарь, что и на венчание, в конце бывает Причащение Св. Таин), такое понимание Б. не соответствует его действительному содержанию и входит в противоречие не только с библейскими заповедями, но и со всеми церковными и гражданскими постановлениями визант. эпохи в отношении мужеложства (смертная казнь по светским законам (Novell. Just. 77, 144), длительные сроки покаяния по церковным (18 лет по 4-му прав. свт. Григория Нисского, 15 лет по 7-му и 62-му правилам свт. Василия Великого)). В связи с изменением культурной ситуации чин Б. в наст. время, скорее всего, будет неадекватно воспринят обществом, поэтому возврат к его духовному пониманию и введение его в литургическую практику вряд ли возможны.

Лит.: Никольский К., прот. О службах, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 371–388; Срећковић П. Чин братотворению // Гласник Срспког Ученог Друштва. Београд, 1885. Т. 63. С. 274­­­­–287; Веселовский А. Н. Гетеризм, побратимство и кумовство в купальной обрядности // ЖМНП. 1894. Т. 291. С. 287­­­–318; Марков Н. Ф. Братотворение // ПБЭ. T. 2. C. 1078–1079; Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 456–463. Примеч. 808–811; D?lger F. Br?derlichkeit der F?rsten // RAC. T. 2. Col. 641; Пандурски Ив. В. Изчезналият «Чин на побратимяване» (Из историята на частно богослужение) // ГДА. 1950/1951. Т. 1 (27). С. 3–44; Patlagean E. Christianisation et parentes rituelles: Le domaine de Byzance // Annales. 1978. Vol. 33. P. 625–636; Mantzounea Eu. ? Adelphopoi?sis ek Kan?nikos Apopse?s. Ath?nai, 1982; Громыко М. М. Обычай побратимства в былинах // Фольклор и этнография: у этногр. истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984. С. 116–125; Herman G. Ritualized Friendship and the Greek City. Camb., 1987; Macrides R. J. Kinship by Arrangement: The Case of Adoption // DOP. 1990. Vol. 44. P. 109–118; Holo?njaj B. Zajkovski Trebnik N. 960 der Nationalbibliothek «Hl. Kirill und Methodij» in Sofia (Bulgarien): Diss. R., 1995.

А. А. Ткаченко

[AD]

скрыть

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну значит так.

Альтпозитив 1. Наиболее очевидные (ИМХО) и значимые изменения будут в престолонаследии. Уверен, что ситуаций с бездетным монархом, которому наследовал побратим раличной степени талантливости будет великая масса.

Альтпозитив 2. Если удастся сохранить сакральное значение побратимства, оно может оказать сильное влияние на общество. Ну типа коммунизм наступит когда все люди станут побратимами/посестринами. По крайней мере к тем немногим людям, которые тебя никогда не кинут прибавится еще и побратим.

Альтнегатив 1.

Однако впоследствии и из церковной сферы, и из юридической сей обычай был исчез, чин братотворения был запрещен, и сейчас упоминается едва ли не только - заготовим гигиенические пакеты, коллеги - борцами за права меньшинств, додумавшихся до приравнивания его к... однополому браку.

<{POST_SNAPBACK}>

(подавив позыв) К великому сожалению побратимство/посестринство как прикрытие для однополых браковвполне возможно. Меньшинства - они такие. В РИ усыновление вполне использовали - вспомним хоть Дантеса. Естественно такое кю возможно если побратинство потеряет свое священное значение.

"побратимство важнее родства, данного Богами, поскольку его мы выбрали сами"(почти © ибо точно не помню, а в книгу лезть лень) М.Семенова

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

побратимство/посестринство как прикрытие для однополых браковвполне возможно. Меньшинства - они такие.

В последнее время разговоры чуть что сползают на эту тему... видно, актуальная для альтисториков! :(

(Шучу, не более того...)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Смельдинг, спасибо!

Собственно, о позитивах Че Бурашка сказал.

А еще один негатив добавить могу - побратение/посестрение между разнополыми возможно? если да - хороший способ узаконить неким образом любовницу и внебрачных детей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Редкий случай, когда пост ув. Че Бурашки мне нравится и по форме и по содержанию. Просто ни убавить ни прибавить :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

побратение/посестрение между разнополыми возможно?

<{POST_SNAPBACK}>

Вроде да. У Семеновой было, а коллега Смельдинг ее вроде признает практически безглючной.

хороший способ узаконить неким образом любовницу и внебрачных детей.

<{POST_SNAPBACK}>

Тоже что и с первой альтнегативой. Для "средневекового чела" связь с названой сестрой-братом - самый натуральный инцест. Если не хуже. Но учитывая что и с родными спали (при том что попадалась както статея о наличии механизмов предотвращения близкородственного скрещивания, хотя и не дающих стопроцентной гарантии) в этом мире Секса и Инцеста может быть и поболе реала.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Для "средневекового чела" связь с названой сестрой-братом - самый натуральный инцест.

<{POST_SNAPBACK}>

Ну я несколько иначе мыслил - сперва связь, а потом посестрение. И бастардов считать племянниками

Кстати, еще одна афера на побратимстве.

Условно Вася побратался с условно Петей. Значит Петиному папе он как бы сын. У Пети папа - крупная шишка должность которого наследуется, а Петя - золотая молодежь, с ветром в голове. а Вася - прожженый циник и пройдоха, причем старше Пети. Петин папа умер. Кто наследник - Вася.

верен, что ситуаций с бездетным монархом, которому наследовал побратим раличной степени талантливости будет великая масса.

<{POST_SNAPBACK}>

Зачем Петруша побратался с Алексашкой? - рассуждала вдорвствующая императрица Екатерина Алексеевна на коронации императора Александра Первого.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Rfк ни думаю про эту тему, все вспоминаю скандинавский обычай принятия чужака в род.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Интересно, муж с женой могут развестись, даже родители могут отказаться от детей (или их может лишить родительских прав суд). А разбратимство будет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

в новое время - вполне может возникнуть

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как юрист могу сказать - вполне возможно. Вопрос только в разработке механизма оформления отношений (через уполномоченные государственные органы и т.д.). Естественно, сохраняется возможность злоупотреблений на этой почве, но для чего существуют правоохранительные органы? Так что на мой профессиональный взгляд - вполне возможная модель отношений

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас