"Призраки" сырьевого голода ВМВ в авиации

11 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Тема проектирования и постройки прототипов боевых и военных самолётов с использованием "нестратегических" материалов в годы ВМВ, велика и многогранна. Начнём мы с самой индустриально развитой страны мира (в тот период) - США.

Военная доктрина США, обусловленная географическим положением страны, в 30-е годы предусматривала минимальное внимание уделяемое истребительной авиации и авиации непосредственной поддержки войск, а имеющиеся и проектируемые самолёты данных типов были ориентированы в основном на защиту военных баз и территорий далеко за пределами страны. Основной упор делался на развитие дальнебомбардировочной и корабельной авиации.

Вторым немаловажным фактором в рассматриваемом вопросе стал затяжной кризис, поразивший американскую экономику в 30-е годы. Расходы федерального бюджета, в том числе и на оборону, были резко сокращены.

Третий фактор был связан с неуверенностью американского руководства в том что объёмы стратегических ресурсов страны могут удовлетворить потребности военного производства в случае распространения начавшегося в Европе военного конфликта на США прямо или косвенно.

Перечисленные обстоятельства вызвали к жизни ряд достаточно интересных проектов самолётов, часть из которых была реализована в начале 40-х годов.

I. "Лёгкий истребитель" под требования "Три-4" (400hp, 4000lb, 400mph):

Как следует из расшифровки спецификации, приводимой в источниках, истребитель должен был иметь двигатель 400л.с., массу 1816 кг и скорость 656 км/ч. Но, как следует из дальнейшей истории проекта, "первые" 400 скорее относятся не к л.с., а к киловаттам мощности (ПМСМ).

48

1) Первым проектом, вероятно разработанным в ответ на данные требования, стал Douglas XP-48 (конец 1939 года), но проект был заморожен до постройки первого экземпляра из-за низкой надёжности выбранного двигателя.

2) Затем военные обратили внимание на разработку небольшой авиастроительной компании Tucker - XP-57. Но этот контракт (1940 год) также не был выполнен, на этот раз из-за финансовых проблем предприятия.

3) "Удача улыбнулась" инженерам компании Bell, осенью 1941 года, когда руководство Авиакорпуса Армии США вышло на них с предложением разработать лёгкий истребитель из "нестратегических" материалов под требования "Три-4".

Вот он - во всей красе - "Мотор под седлом".

post-352-1235634927_thumb.jpg

post-352-1235634958_thumb.jpg

post-352-1235634977_thumb.jpg

Проект полностью (за исключением обшивки) деревянного, из аляскинской сосны, истребителя был готов через полгода, а в мае 1942г. последовал заказ на 25 машин.

(ТТХ и подробное описание конструкции не привожу для экономии места, но при необходимости они могут быть включены в текст статьи).

Однако военные потребовали установить на истребитель бомбодержатели в расчёте на 300 фунтов бомбовой нагрузки. Для удовлетворения этих требований конструкторам пришлось пожертвовать 20-мм пушкой. Вооружение осталось чисто пулемётным (2*0,5 дюйма).

Вторую "подножку" конструкторам Белла поставили двигателисты - вариант мотора с турбонаддувом сильно запаздывал. Перепроектирование самолёта под безнаддувный мотор привело к сокращению армейского заказа до 6 машин.

Борьба за каждый грамм веса конструкции, проблемы с фанерными деталями от субподрядчиков, неудачные продувки, также не ускоряли работу над истребителем. Заказ сократился в августе 1943 года до 2 опытных образцов. Неоправдавшиеся прогнозы по дефициту алюминиевых сплавов перевели проект "Три-4" в разряд чисто экспериментальных.

Наконец, 1 апреля 1944 года, первый образец XP-77 поднялся в воздух в Ниагара-Фоллс. Как шутят британские историки, полёт в "День дурака" оказался знаковым. Заявленные характеристики не соответствовали действительности и были явно недостаточны для 1944 года. Управляемость также оставляла желать лучшего и привела в итоге к катастрофе 2 октября того же года из-за неудовлетворительных штопорных характеристик. Лётчик остался жив, а программа "дешёвого и лёгкого истребителя" умерла ровно через два месяца.

АИ Мораль - "это "ж-ж-ж" неспроста" (с) один очень умный медведь.

В случае реализации самых негативных экономических и военных ожиданий руководства США работы над фанерно-металлическими истребителями пришлось бы форсировать и кто знает, м.б. "армады" P-77 встречали бы вражеские самолёты над теми же заводами фирмы Белл или на ближних подступах к Вашингтону и Нью-Йорку.

Т.е. данный истребитель - для альтнегативы (с точки зрения США).

З.Ы. Табуретки в студию! :rolleyes:

_________________________________________________________________

Источники: 1)Американские военные самолёты Второй мировой войны (1941-1945 гг.) . под ред. Дэвида Дональда. М., АСТ, Астрель, 2002г.

2) Самолёты США второй мировой войны. сост. О.В.Дорошкевич. Мн., Харвест, 2003г.

3) материалы англоязычной Wikipedia.

Изменено пользователем MilesV

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Интересно - американский ЛАГГ - мне такого не попадалось. А на airwars он есть?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На "Уголке неба" - конечно есть. Только там история создания какая-то "левая"и "секвестированная".

Забыл вставить в пост источники. Сейчас исправлю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Продолжаем наши изыскания:

II. Великобритания, оказавшаяся в начале 1940 года, до начала действия закона о ленд-лизе перед лицом реальной угрозы морской блокады и прекращения поставок стратегических материалов для авиапромышленности также задумалась над тем как насытить истребительные подразделения RAF дешёвыми и технологичными машинами. Результатом размышлений маршалов авиации стала спецификация F19/40 на "Low-cost emergency production fighter" или "Дешёвый истребитель военного времени". Через два дня после начала "Битвы за Британию" Министерство Авиации заказало фирме Майлз :rolleyes: самолёт по упомянутой спецификации.

post-352-1235651337_thumb.jpg

Первый прототип взлетел через 9 недель и 2 дня (15.09.1940г). Это был цельнодеревянный истребитель с неубирающимся шасси, двигателем Мерлин ХХ и большим каплевидным фонарём кабины пилота, обеспечивавшим великолепный обзор по всему горизонту. Скорость М.20 оказалась выше чем у "Харрикейна", но ниже чем у "Спитфайра" - 536 км/ч - совсем неплохо для столь архаичной схемы и цельнодеревянной конструкции.

Вооружение - 8 пулемётов *0,33 дюйма, боезапас больше чем у основных истребителей RAF. БОльшей была и дальность - 1930 км.

Но окончание "Битвы за Британию" и начало поставок по ленд-лизу погубили этот интереснейший самолёт. Первый прототип был выброшен на свалку в Вудли.

Как ни странно, история на этом не закончилась. Как известно, в Великобритании для защиты морских конвоев была придумана система САМ (Catapult Aircraft Merchantmen) в соответствии с которой на торговые суда ставились катапульты для "одноразового" эскортного истребителя. М.20 получил второй шанс в виде модификации (или второго прототипа) М.20/4 по спецификации N1/41.

post-352-1235652025_thumb.jpg

Однако, постройка специализированного "одноразового" самолёта была сочтена непозволительной роскошью, и на катапультах транспортников стали ставить дышащие на ладан "Харрикейны" выводимые со службы в RAF.

P.S. Не читайте историю этого самолёта в "уголке неба" - как то неадекватно и куце она там изложена

скрыть

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По поводу нехватки алюминия в США - а что, они его импортировали? почему они сомневались, что дюраля хватит?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Они сомневались не хватит ли дюраля вообще, а хватит ли его на производство истребителей для Авиакорпуса Армии США, а также транспортных самолётов (см. причину 1 в заглавном посте). Если интересно - посмотрите такой аппарат как Budd RB-1 Connestoga - транспортник стальной конструкции (один из немногих, выпускавшихся серийно). Плюс сыграло свою роль и "европейское поветрие" - увлечение лёгкими истребителями во Франции в середине 30-х гг.

Вам, как специалисту по истории авиапрома, это будет интересно (если конечно не банально).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ещё один "истребитель военного времени" для RAF. (Мир без ленд-лиза или Мир операции "Морской Лев")

В ходе "Битвы за Британию" руководство Министерства Авиации всерьёз опасалось что потери истребителей превысят уровень их выпуска и их придётся восполнять за счёт разного рода "паллиативов". Один из таких "emergency figther" получился из переделки той же фирмой Майлз своего двухместного учебного самолёта М.9 Мастер в одноместный истребительный вариант М.24 Мастер Файтер.

post-352-1235730329_thumb.jpg

Лёгкий свободнонесущий низкоплан с двигателем Роллс-Ройс Кестрел 30 (750 л.с.) и шестью крыльевыми пулемётами Виккерс (7,7 мм) конечно же не был верхом совершенства. Его лётные характеристики были близки к Фоккеру XXI, но самолёт получился более маневренным, предсказуемым и доступным для пилотов невысокой квалификации (сказалось "учебное" прошлое).

Всего была произведена переделка 24 (по некоторым данным - 23) экземпляров, что хватило бы на две полноценные эскадрильи. К счастью для Великобритании, прогнозы развития военной ситуации не оправдались, и дальнейшая судьба Мастер Файтеров неизвестна.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Странно. А электро- или пневмосистемой они заморачиваться не захотели?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вероятно у них просто не было времени и, кроме того, усложнение конструкции вело к её утяжелению и снижению лётных характеристик.

Но самый главный фактор - время.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Лапти в потоке -- ещё большее снижение ЛТХ. Выпуск можно организовать вообще как у И-16, только не от ручки, а трёхпозиционный кнюппель и реверсивный электромоторчик.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Можно ещё поставить ручную лебёдку. (Не шутка)

Но речь не об этом - в статьях о "Призраках" мы имеем дело с готовыми и неизменяемыми(по крайней мере на первом этапе реализации) техническими решениями и конструкциями которые могли быть массово внедрены только в условиях АИ.

Кроме того, речь идёт о "дешёвом" истребителе с минимальными техническими "наворотами", возможно приспособленном для массового производства на неспециализированных предприятиях с их условным перепрофилированием.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас