Sign in to follow this  
Followers 0

УТС ТАМ-05/08 "Бу" (Сова) и легкий истребитель ТАМ-05/11 "Бутхуз" (Пузанчик) в МПВГ

1 post in this topic

Posted

У фирмы ТбилАвиаМшени (ТАМ) был опыт удачной разработки учебного самолета ТАМ 79 Зарнашо (Филин) и легкого дозвукого истребителя на его базе ТАМ 79/83 Марджани (Чеглок), однако модернизационный ресурс этого самолета со временем был исчерпан.

Новые истребители поколения 4+ стоили недешёво и решено было пойти путем аналогичным концептуальному развитию идеи легкого истребителя. Впрочем как и с Northrop F5 например, который был результатом развития учебного Т-38.

В 1992 году командование ВВС Республики Корея (РК) пришло к выводу о необходимости разработки учебно-тренировочного и легкого боевого самолетов. После того как это решение одобрило правительство, началась реализация программы, получившей название КТХ-2 (Korean Trainer, experimental, корейский экспериментальный учебный самолет).

Эскизный проект новой машины был разработан при участии американской авиастроительной корпорации «Локхид-Мартин» и первоначально представлял собой высокоплан с двойным хвостовым оперением. К середине 1995 года рабочий облик самолета обрел новые очертания, и в сентябре 1997-го между компаниями «Самсунг» и «Локхид-Мартин» было подписано соглашение о дальнейшей разработке самолета.

В августе 1998 после проведения ряда переговоров как на государственном так и на уровне фирм, к участию в программе разработки самолета присоединились фирма ТАМ и правительство Грузии.

Финансирование программы осуществлялось при участии правительства РК (40 проц.), правительство Грузии (30 проц.), совместного предприятия «Самсунг» - «КАИ» (10 проц.), фирмы ТАМ (10 проц.), и концерна «Локхид-Мартин» (10 проц.).

В июле 1999 года был утвержден предварительный облик самолета, и к декабрю того же года проведено 4 800 ч продувок в аэродинамической трубе. Решение об окончательном дизайне было принято в августе 2000 года, в начале которого проект КТХ-2 получил индексы Т-50 и А-50.

 

Первый опытный образец был собран в январе 2001 года, а первый полет он совершил в августе 2002-го. В феврале следующего года был выполнен первый полет на сверхзвуковой скорости (М = 1,05 на высоте 12 200 м), в апреле в ходе 100-го испытательного полета была достигнута скорость М= 1,2. Третий и четвертый опытные образцы под обозначением А-50, оснащенные пушечным вооружением и бортовой РЛС, были включены во вторую фазу программы испытаний соответственно в июле и августе.

В июле 2003 года завершились заводские испытания (105 полетов), после чего программа вступила в фазу войсковых испытаний, которая была завершена в августе 2005 года. Наземные статические испытания начались в январе 2002 года и закончились в августе 2003-го, к концу которого суммарный налет четырех опытных образцов составил 235 ч в 241 вылете. В октябре того же года начались наземные испытания пушечного вооружения. Стендовые исследования на усталость конструкции (300 ч) проводились с июля 2002-го по июнь 2004 года. 80 полетов на испытание РЛС APG-67(V)4 были выполнены с декабря 2003-го до середины 2004 года. В 2004 году были также проведены следующие этапы испытаний и исследований:

  • Март. Запуск двигателя в воздухе. Полеты с подвеской средств поражения.
  • Июнь-июль. Полеты на предельных углах атаки.
  • Октябрь. Применение подвесных средств поражения.
  • Декабрь. Полеты на максимальной приборной скорости и числе М1,5, а также с максимальной нормальной аэродинамической перегрузкой. Климатические исследования, в том числе в условиях обледенения.

 

С октября 2004-го по январь 2005 года десять испытательных полетов на применение пушечного вооружения, в том числе на сверхзвуковых скоростях.

 

К середине марта 2005 года программа основных летных испытаний была выполнена на 70 проц. (800 полетов), а завершена в мае того же года (1 146 полетов).

В июле 2005 г. один из опытных образцов и техническая документация была передана на фирму ТАМ для освоения в производстве. Первоначально работы велись по освоению учебной модификации получившей в Грузии название ТАМ 05, после проведения рада испытаний и подготовительных работ в 2008 г. началось производство УТС под наименованием ТАМ 05/08 «БУ» (Сова), всего в 2008-2010 г.г. было произведено 37 ед.

T-50-640x1141.jpg

7_93-640x215.jpg

Параллельно в Грузии велась разработка чисто боевого самолета. Самолет получивший название ТАМ 05/11 «Бутхуз» (Пузанчик), стал одноместным и был оснащен импульсно-доплеровским радаром EL/M-2032, системой предупреждения об облучении и приборами ночного видения. Он может нести боевую нагрузку массой до 3,8 тонны. В состав номенклатуры вооружений самолета входят управляемые и неуправляемые ракеты, свободнопадающие и корректируемые бомбы, также вооружен 20-миллиметровой пушкой.

Производство легкого истребителя началось в 2011 г. к осени 2016 г. было поставлено 85 ед.

FA-50-640x1168.jpg

 

8_91-640x220.jpg

3_128-640x219.jpg

6_109-640x221.jpg

 Модификация

  TAМ-05/11

 Размах крыла, м

  9.11

 Длина самолета,м

  13.13

 Высота самолета,м

  4.90

 Площадь крыла,м2

  26.60

 Масса, кг

 

  пустого самолета

  6441

  нормальная взлетная

  8890

  максимальная взлетная

  11975

 Тип двигателя

  1 ТРД General Electric F404-GE-402

 Тяга, кгс

  1 х 78.7

 Максимальная скорость, км/ч

  1650

 Крейсерская скорость, км/ч

  986

 Практическая дальность, км

  2400

 Боевой радиус действия, км

  1000

 Практический потолок, м

  14630

 Макс. эксплуатационная  перегрузка

  8

 Экипаж, чел

  1

 Вооружение:

  одна 20-мм пушка
 Боевая нагрузка - до 3800 кг на 7 узлах подвески
 На 2 узлах подвески на концах крыльев размещены 2 УР AIM-9L/M Sidewinder
 На 5 остальных размещаются различные
 УР класса воздух-воздух и воздух-земля , легкие управляемые и неуправляемые бомбы, контейнеры с
 пушечным вооружением.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0