Самолет ТАМ-85 и ТАМ85/86 Kalia (Кузнечик)

9 posts in this topic

Posted

В 1964-1984 г.г. на Тбилисском авиазаводе ТАМ производился по лицензии легкий турбовинтовой самолет Nord N.262 Fregate  разработки французского авиаконструктора Макса Хольста

 

Nord262-plan%20seat_0-640x780.jpg

 

 

Размах крыла, м 22.60
Длина самолета,м 19.28
Высота самолета,м 6.21
Площадь крыла,м2 55.79
Масса, кг 
пустого самолета 6200
максимальная взлетная 10800
Внутреннее топливо, л 2570
Тип двигателя 2 ТВД Turbomeca Bastan VIIA
Мощность, э.л.с. 2 х 1145
Максимальная скорость, км/ч 418
Крейсерская скорость, км/ч 408
Практическая дальность, км 2400
Практический потолок, м 8700
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 29 пассажира или 3075 кг груза

NORD%20262-640x256.jpg

В целом самолет оказался простым и неприхотливым и всего было выпущено фирмой ТАМ 174 ед. из них 60 для ВВС: 36 военно-транспортных, 12 патрульных и 12 учебных, остальные 114 в качестве пассажирского лайнера для местных авиалиний


В 1979 г. КБ фирмы ТАМ приступило к разработке несколько более крупного авиалайнера и в 1983 г. первый опытный экземпляр приступил к летным испытаниям, одновременно с пассажирским вариантом разрабатывался и военно-транспортный вариант с измененным фюзеляжем для устройства кормовой аппарели.

В 1984 на пассажирский вариант был оформлен заказ авиакомпанией ORBI в кол-ве 20 ед. А авиакомпания ARGO оформила опцион на 12 ед, кроме того на взлетевший в конце 1985 г. военно-транспортный вариант ТАМ85/86 Kalia (Кузнечик) поступил заказ от грузинских ВВС в кол-ве 36 ед.

Самолет оказался удобный и простым в эксплуатации и пилотировании, и приспособлен к эксплуатации с площадок ограниченных размеров, в том числе и грунтовых, с минимальной прочностью грунта 6 кг/см, а также с высокогорных аэродромов.

Самолет пользуется успехом как у военных, так и у гражданских потребителй, всего за период с 1985 г. выпущено 260 ед. разных мк. самолета, производство продолжается.

%2085%20pass_0-640x972.jpg

 

%2085_86%20cargo-640x972.jpg

 

color%201-640x224.jpg

 

color%202-640x231.jpg

 

color%203-640x232.jpg

 

Модификация

  ТАМ 85

Размах крыла, м

  26.2

Длина самолета,м

  20.5

Масса, кг

 

  пустого самолета

  9980

  максимальная взлетная

  15800

Внутренне топливо, кг

  2576 + 2071

Тип двигателя

  2 ТВД Pratt Whitney Canada PW120A

Мощность, л.с.

  2 х 2000

Максимальная скорость, км/ч

  500

Крейсерская скорость, км/ч

  460

Практическая дальность, км

  2400

Практический потолок, м

  8400

Экипаж, чел

  2

Полезная нагрузка:

  38 пассажиров или 4500 кг груза

 

Модификация

  ТАМ 85 II (2003)

Размах крыла, м

  26.2

Длина самолета,м

  20.5

Масса, кг

 

  пустого самолета

  9980

  максимальная взлетная

  15800

Внутренне топливо, кг

  2576 + 2071

Тип двигателя

  2 ТВД Pratt Whitney Canada PW127Е

Мощность, л.с.

  2 х 2500

Максимальная скорость, км/ч

  557

Крейсерская скорость, км/ч

  509

Практическая дальность, км

  2400

Практический потолок, м

  8900

Экипаж, чел

  2

Полезная нагрузка:

  38 пассажиров или 5600 кг груза

 

Модификация

  ТАМ 85/86

Размах крыла, м

  26.2

Длина самолета,м

  20.5

Масса, кг

 

  пустого самолета

  10200

  максимальная взлетная

  16050

Внутренне топливо, кг

  2576 + 2071

Тип двигателя

  2 ТВД Pratt Whitney Canada PW120A

Мощность, л.с.

  2 х 2000

Максимальная скорость, км/ч

  490

Крейсерская скорость, км/ч

  440

Практическая дальность, км

  2400

Практический потолок, м

  8400

Экипаж, чел

  2

Полезная нагрузка:

  38 воор. солдат/32 парашютиста или 4500 кг груза

 

Модификация

  ТАМ 85/09 (2009)

Размах крыла, м

  26.2

Длина самолета,м

  20.5

Масса, кг

 

  пустого самолета

  10200

  максимальная взлетная

  16050

Внутренне топливо, кг

  2576 + 2071

Тип двигателя

  2 ТВД Pratt Whitney Canada PW127Е

Мощность, л.с.

  2 х 2500

Максимальная скорость, км/ч

  545

Крейсерская скорость, км/ч

  495

Практическая дальность, км

  2400

Практический потолок, м

  8900

Экипаж, чел

  2

Полезная нагрузка:

 38 воор. солдат/32 парашютиста или 5600 кг груза

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

В 1964-1984 г.г. на Тбилисском авиазаводе ТАМ производился по лицензии легкий турбовинтовой самолет Nord N.262 Fregate  разработки французского авиаконструктора Макса Хольста

Боковые проекции более поздних самолетов представлены, а этого нет. Будет ли возможность показать и его?

В 1979 г. КБ фирмы ТАМ приступило к разработке несколько более крупного авиалайнера

Под какой двигатель? Ведь Pratt Whitney Canada PW120 появился в 1983 году.

в 1983 г. первый опытный экземпляр приступил к летным испытаниям, одновременно с пассажирским вариантом

Pratt Whitney Canada PW120A появился в 1984 году (по Вики). Эти двигатели ставили на серийные машины, а опыты вели на "120-м"?

 

А сама машина - класс!

 

 

 

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Боковые проекции более поздних самолетов представлены, а этого нет. Будет ли возможность показать и его?

Вы имеете ввиду цветные "боковики" ? Согласен нарисую

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Под какой двигатель? Ведь Pratt Whitney Canada PW120 появился в 1983 году.

тоже согласен. В тексте пропишу испытывался с почти аналогичным но несколько менее мощным Дженерал Электрик СТ7-9 1850 л/с но серийный вариант пошёл с Пратт энд Уиттни

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

А сама машина - класс!  

Спасибо Коллега!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Немного укоротили что-ли? (ИМХО внешне краше стал)

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Немного укоротили что-ли? (ИМХО внешне краше стал)

Вы имеете ввиду в отношении переделкой Ан-74 ? Который у меня TAMAN74TP?

нет Коллега это совсем другой отдельный самолёт . Генетически вырастает из Норд 262 Фрегат

для рисования использовал в основном Лет-610 это чуть меньше классом машина 30 солдат 5 т. ТАМАН под 70 солдат и 10т. Они друг друга дополняют как бы

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Вы имеете ввиду в отношении переделкой Ан-74

Нет, в сравнении с Фрегатом.

впрочем, теперь стало понятно:

для рисования использовал в основном Лет-610

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Нет, в сравнении с Фрегатом.

В сравнении с Фрегатом он шире длинее и в целом больше

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now