Польское автомобилестроение в мире Шлейхера. ч.1. LRL

22 сообщения в этой теме

Опубликовано:

В предвоенной Польше было два основных производителя автомобилей - государственный PZInz (Państwowe Zakłady Inżynierii), компания LRL (Lilpop, Rau i Loewenstein), в 1936 году приобретенная Дженерал Моторс, а также целый ряд других производителей (Oświęcim-Praga, Fablok, Wspólnota Interesów Górniczo-Hutniczych, Brzeskiauto), плюс в ЭАИ к ним еще присоединится и трамваестроительный завод ZFG

собственно, будут соответственно три темы - две, посвященные двум основным производителям (LRL и PZInz) и третья, посвященная остальным производителям в совокупности

 

начну, пожалуй, с LRL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ждем)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Начнем с истории фирмы...

kyGip21KRx4.jpg

компания "Липоп, Рау и Лёвенштейн", сокращенно, LRL, начинает свою историю еще в далеком XIX веке.

Причем фирма возникает не на "голом месте", а в ходе очень длинной предыстории

В 1818 году английский купец Томас Эванс и английский-же металлург Джозеф Моррис с разрешения властей Царства Польского основывают в Варшаве "Литейную и государственную фабрику машин", основной специализацией которой было изготовление железа и различных механизмов. Вскоре основатели рассорились и Моррис покидает фирму, а Томас Эванс, напротив, привлекает в неё своего брата Эндрю, и в 1824 году фирма была довольно таки ожидаемо переименована в "Братья Эванс". Конечно, поляки были благодарны братьям Эванс за то, что во время восстания 1830-1831 гг. фирма решила производить для повстанцев пушки, но после подавления восстания по вполне понятным причинам дела у фирмы стали идти плохо (выпроводить братьев за рубеж царские власти не решились, но по вполне понятным причинам количество заказов резко сократилось. Окончательно добила фирму начавшаяся Крымская война. В связи с военными действиями братья Эвансы не могли вести больше деятельность в Царстве Польском и в 1855 году были вынуждены были потесниться, хотя и формально оставшись совладельцами (до поры-до времени) своегно детища, фактически же управление фирмой перешло в руки Вильгельма Рау и Станислава Липопа, а фирма в очердной раз сменила своё название - на сей раз на "Эванс, Липоп и компания". Это пошло фирме определенно на пользу. К середине 60-х годов XIX века фирма фключала не только сталилетейный и механический заводы в Варшаве, но и целый ряд других предприятий - главным образом рудники и металлобрабатывающие предприятия. Но главным успехом фирмы оказалось то, что в плане передовых технологий Рау и Липоп "держали нос по ветру" и с 60-х годов XIX века фирма "Эванс, Липоп и компания" очень бурно и продуктивно начинает заниматься строительством локомотивов и железнодорожных вагонов. Примерно тогда-же Липоп и Рау выкупают у Эвансов их долю в фирме, которая теперь получает название "Липоп и Рау". В 1866 году умирает Станислав Липоп и его долю в фирме получает его вдова Иоанна Липоп. Именно её инициативой становится преобразование фирмы в акционерное общество в том же 1866 году, а также продажа части акций в 1868 году крупному бельгийскому промышленнику - барону Северину Лёвенштейну. Капиталы барона Лёвенштейна еще больше пошли на пользу фирме. В 1872 году фирма получает название "Akcyjne Zakłady Mechaniczne Lilpop, Rau i Loewenstein", а в 1873 была переименована в "Towarzystwo Przemysłowe Zakładów Mechanicznych Lilpop, Rau i Loewenstein Spółka Akcyjna". Следует отметить, что Иоанна Липоп не столько была "владелицей" своей доли, сколько распоряжалась ею как опекушша своих (и, сответственно её покойного мужа Станислава Липопа) детей - Кароля, Виктора и Марьяна Липопов, после совершеннолетия которых они сами стали распорядиться своей долей в фирме, которая, соответственно, имела уже пятерых владельцев (три Липопа Младших и все те-же Рау и Лёвенштейн).

Фирма продолжала развиваться. Несмотря на то что старая фабрика Эвансов со временем закрылось - это не сказалось негативно на фирме, т.к. на смены старым фабрикам приходили новые, более современные. В 1904 году LRL также приобретает "колонию фабричную в Варшаве" и к первой мировой войне становится крупнейшим промышленным предприятием Привислинского Края.

Благоденствие обрывает начавшаяся война. Поначалу LRL получает целый ряд выгодных правительственных заказов, но в 1915 г. оказывается в зоне кайзеровской оккупации, (часть производственных мощностей правда успевают эвакуировать на украинские земли). С дальнейшими военными заказами пришлось распрощаться.

Снова фирма начинает подниматься после Рижского мира, помимо возобновления части своих старых ниш (в первую очередь - производство железнодорожных вагонов), фирма с 1925 занимает еще и новую нишу - выпуск трамваев, начав с выпуска купленного по немецкой лицензии "типа А", она уже со второй половины 20-х переходит к выпуску трамваев собственной конструкции Lipop I (1927), Lipop II (1929), Lipop LRL (1929), Lipop G (1932), Lipop III (1939)

если с производственными мощностями у LRL было все ок, то вот с финансами - оказалось совсем на оборот. В 20-е годы фирма вкладывает почти все свободные средства в расширение производства, и оказывается под внезапным ударом начавшейся Великой депрессии. И складывается парадоксальная ситуация - фирма с прекрасными производственными мощностями, современными заводами, большим количеством квалифичированных рабочих... оказывается на грани банкротства. И в 1936 году наследники Рау, Лёвенштейна и братьев Липоп продают свои акции международному промышленному гиганту - копании Дженерал Моторс. Новый собственник LRL не только вдыхает новую жизнь в уже имеющиеся производственные мощности, но и добавляет еще одно перспективное производственное направление - автомобилестроение...

49Aeag9KS4Q.jpg

 

 

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Новый собственник перепрофилирует один из варшавских заводов LRL в автосборочный, на котором уже в том же 1936 году начинает сборку "опелей", "швероле" и "бьюиков"

линейка легковых автомобилей была следующей:

бюджетный сегмент занимали малолитражки "Опель", представительский - "Швероле" а "класс люкс" - "Бюики".

нишу фургонов, грузовиков и автобусов плотно занимают "шевроле", линейка которых была следующей:

легкие фургоны Шевроле-112

грузовики Шевроле-121, Шевроле-131, Шевроле-157 (причем как в полутора, так и в трехтонной модификации, а также в виде фургона), а также 8-тонные Шевроле-СОЕ

автобусы Шевроле-183

причем 157-е выпускались как в гражданской модификации

 

 

шевроле 157 pic_1g5472.jpg

так и в упрощенной военной модификации (с штампованной вместе с кузовом решеткой радиатора)

600-chevrolet-2.jpeg

в отличие от гражданский 157, имевших варианты в полторы и три тонны, военные были только трехтонками

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Если в производстве легковых автомобилей было решено (по чисто налоговым соображениям) ограничиться отверточной сборкой с частичной локализацией производства запчастей, то в плане выпуска грузовых авто было принято решение об их полной локализации, для чего в 1938 году начинается строительство специализированного завода грузовых автомобилей в Люблине. В строй предприятие должно было войти в 1940 году, а выйти на проектную мощность (1000 грузовых автомобилей ежемесячно) - к началу 1941 года

в нашей с вами реальности все оборвал роковой сентябрь 1939 года (строительство было заморожено, существующие заводы - сильно разрушены, саму фирму LRL новое коммунистической правительство Польши в 1944 г. национализировало, а злополучный завод в Люблине в итоге был достроен только после войны (под названием FSC) и начал выпуск автобомилей в 1951 года, клепая лицензионные ГАЗ-51 ака "Люблин-51". Но то в нашей с вами реальности

в ЭАИ злополучного сентября-1939 НЕТ. Завод входит в строй, начав в 1940 году выпуск полностью локазизованных грузовиков (по началу ограничившись лишь базовой 157 моделью), и с началом 1941 года люблинский завод LRL выходит на проектную мощность...

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

как уже говорилось в соответствующих темах, в ЭАИ война начинается в апреле 1941 года

по вполне понятным причинам рестайлинга и модернизации Шевроле-157 на люблинском заводе не происходит - его по прежнему выпускают в варианте 1937 г. - со старой кабиной (с началом войны - исключительно в упрощенном военном варианте со штампованной вместе с кабиной решеткой радиатора) и с 85-сильным движком Шевроле-216 образца 1937 г.

а вот каким был рестайлинг 1941 г. его заокеанских собратьев:

chevrolet_3000-series.jpg

 

поскольку в ЭАИ есть альянс в лице Польши, Германии и Британской Империи, то в 1941 году на люблинский завод LRL в порядке обмена опытом прибывают канадские специалисты

в условиях военного времени было принято решение не заморачиваться со сменой дизайна машины (пусть даже в сторону дальшейшего урощения - ибо было решено не сбивать налаженное производство тех же кабин), зато было решено усовершенствовать "техническую начинку"

в начале 1942 года польский 157-й получает (по аналогии с военными канадскими Шевроле) новый более мощный двигатель Chevrolet-235-Thrift-King (123 л.с.) и новая модификация получает наименование Chevrolet 157ZW (польск. "змодыфикованы войсковы" - думаю в переводе не нуждается)одновременно при помощи канадских специалистов начинает разрабатываться модификация 6х6, получившшая наименование Chevrolet PWT ("польски войсковы тереновы" - т.е. "польский военный повышенной проходимости") в основу которого ложится канадский Chevrolet-CMP-C60X (СМР - Canadian Military Pattern) но по кабине и много чему еще унифицированный со 157-м Шевроле. Он получает 3-осный привод 6х6 и новый, мощный, (устанавливавшийся на всё тех-же С60Х) двигатель GMC-270 модели 1941 г. (его точную мощность я правда не нашел, но из всех движков устанавливавшихся на канадскую серию СМР он был самым мощным из всех). Первые прототипы Chevrolet PWT появляются в 1943 году, а в серию он идет с 1944 года.

 

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

помимо базовых 157-х вестимо выпускались и специализированные (аналогичные своим заокеанским близнецам, чьи фото я тут и показываю ниже) версии 157-го

краны

бетономешалки

бензовозы

самосвалы

и т.д.

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

в годы войны за счет как интенсификации производства (в 3 смены), так и за счет того что к локализованному производству грузовиков подключился и автосборочный завод в Варшаве, удаётся увеличить выпуск продукции до 3000 автомашин в месяц

таким образом, за годы войны LRL выпускает в общей сложности более 150 тысяч грузовиков Шевроле-157, Шевроле-157ZW и Шевроле-PWT различных модификаций и назначения

 

 

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

в 1945 году LRL-овские шевроле наконец получают долгожданный рестайлинг кабины - чуть более упрощенный чем американский (решетка опять таки выштампована вместе с кабиной а не вставляется хромированная/никелированная)

1941-chevrolet-25368.JPG

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

в связи с тем, что за годы войны польские "Шеви" по двигателю и некоторым другим деталям успели достаточно сильно отойти от американских, а с 1946 года разница еще усиливается (у американских "шеви" в 1946 меняется колесная база, а у польских - остаётся старая), то Дженерал Моторс, которой, собственно принадлежат и Шевроле, и LRL, принимает решение с 1947 года выпускать автомобили на LRL под торговой маркой собственно LRL, таким образом в 1947 польские Шевроле 157ZW и Шевроле PWT получают наименования соответственно LRL 157 и LRL WT, а внешне - получают выштампованную эмблему LRL вместо прежней выштампованной эмблемы Шевроле

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

с 1948 возобновляется и производство легковых автомобилей. Если перед войной, как мы говорили, LRL отверточно собирала сразу три марки легковых машин - опели, шевроле и бьюики, то после войны было решено остаовиться лишь на машинах одного происхождения, но зато их полностью локализовать, адаптировав под "чуть более бюджетный вариант". За основу было решено взять "опель" (который принадлежит все тому-же Дженерал Моторс), в результате на свет появляются две LRL-овские легковушки

малолитражка LRL Bystrzyca (Быштрица - по реке, на которой стоит Люблин) - копия снятого с производства в годы войны опеля-кадета в его стандартной двухдверной модификации (после войны, как и в РЕИ, немцы возобновили производство Олимпии, но не Кадета)

и солидная представительская LRL Vistula (от латинизированного названия Вислы)

представлявшую собой несколько упрощенную версию опеля-капитан

(главный внешний признак отличающий Вистулу от опеля-капитан - сложные фигурные фары Капитана были заменены у Вистулы простыми круглыми, но и в целом, скажем, отделка салона тоже была попроще,)

 

 

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

к слову - в плане дизайна LRL окажется самым консервативным из всех подразделений Дженерал Моторс - т.е. никаких практически ежегодных рестайлингов как в США или рестайлингов раз в 3 - 4 года как у Опеля, модели и их дизайн будут меняться куда реже. Особенно консервативным будет дизайн грузовиков (скажем дизайн 1945 г. благополучно у них доживет до начала 60-х)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

сам же ряд грузовиков становится более разнообразным. Кабина, как я уже сказал, остаётся прежней, но к базовым LRL 157 и LRL WT с 1949 добавляются более легкий полуторатонный LRL 131 (c 90-сильным двигателем Chevrolet 216), седельный тягач LRL C1 (по двигателю идентичный с военным LRL WT) а также небольшой фургон LRL 112

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

в 1955 году происходит обновление Быштрицы и Вистулы, получившим новые корпуса практически идентичные корпусам опель-олимпия и опель-капитан образца 1953 года

но в плане "начинки", в первую очередь двигателя, они унаследовали её от Быштрицы и Вистулы первого поколения

на конвейере LRL Быштрица и Вистула второго поколения продержались до первой половины 60-х годов, правда в конце 50-х они, без рестайлинга самой машины, переживают обновление двигателя

в 1959 году Быштрица получает 45-сильный двигатель от Опеля-Рекорд образца 1956 г.

а годом ранее, в 1958, Вистула получает 74-сильный двигатель от Опеля-Капитан все того-же 1956 года

при этом, повторюсь, несмотря на смену двигателей, рестайлинга Быштрицы и Вистулы в 1958-1959 гг. не происходит

помимо стандартного кузова "седан" Быштрица и Вистула второго поколения также выпускались в вариантах универсала и фургона, а Быштрица также и в варианте пикапа. С 1957 на шасси Вистулы второго поколения также выпускались специализированные машины скорой помощи

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Про общественный транспорт LRL также не забывала

в 1945 году было восстановлено производство довоенного трамвая Lipop III (свернуто в 1949 году)

а с 1946 - также автобусов Шевроле 183 (с 1947 LRL 183), которые от довоенных машин отличались лишь тем, что на них, как и на польских 157-х, теперь устанавливался двигатель "трифт-кинг"

HackEpbe-b0.jpg

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

в 1961 году наконец был произведен рестайлинг Быштрицы и Вистулы

Быштрица получает корпус, аналогичный Опелю-Рекорд 1960 года

Вистула - аналогичный Опель-Капитан 1959 года

 

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

в следующем, 1962 году был произведен рестайлинг LRL-овских грузовиков. Брать довольно сложную кабину от шевроле тех лет не стали, а просто несколько осовременили устаревшую кабину образца 1945 года - примерно вот в таком вот духе

 

 

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Обновленная Вистула уже не пользовалась той популярностью, что её предшественница, в результате чего производство Вислуты сворачивается в 1963 году

Тем временем, поскольку Опель на протяжении 1962-1965 гг. переживает кардинальные изменения и прыжки в соседние классы, в 1966 году закономерно происходят не менее серьезные изменения в LRL-овских легковушках. Производство Быштрицы в 1966 году также прекращается, вместо этого появляются две новых легковушки

Вкра (Wkra), представлявшая собой слегка упрощенный "кадет" 1962 года

и Нарев (Narew), представлявший собой варицию 4-дверной версии "рекорда" 1965 года

 

 

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

в следующем, 1967 году к ним добавляется представительская Балтика (Bałtyk) - вариация "опель-адмирал" образца 1965 года

 

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Выпуск Балтики был прекращен в 1974 году, а в 1975 году были обновлены Нарев и Вкра

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

в 1970 году LRL-овские грузовики переживают очередной рестайлинг - примерно вот в таком вот духе

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

поскольку "Нарев" базировался на "опеле-рекорд" (да и, напомню, и опель, и LRL были в плане собственности у Дженерал Моторс) в 1985 г. Нарев претерпевает очередное обновление

(а вот бюджетную Вкру обновлять не стали, выпуская её в варианте 1975 г. аж до 2004 г., зато Вкра была очень дешевой)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас