Противовоздушные ракеты в 1930-1939

52 сообщения в этой теме

Опубликовано:

Можно ли создать в 1930-1939 противовоздушную управлемую ракету, способную поражать самолет размером с ТБ-3?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В принципе можно, но самолёт будет дешевле.

Элементы прогрессорства:

1. Стартовые ускорители (пороховые). Технология известна, есть первые опыты применения (на самолётах).

2. Маршевый двигатель (ЖРД или ПуВРД). Известны, надёжность ЖРД низка, ПуВРД только в виде проекта.

3. Система наведения. Имеющаяся слишком инерционна, необходима доработка с использованием ламповых усилителей (соответственно, ламп под большие ускорения). Не разработана математическая основа ТАУ.

4. Наведение. Радиолокаторов нет, только визуальное с земли или с самолёта наведения. Соответственно, ночное использование невозможно, как и дневное в непогоду. В хорошую погоду днём радиус действия ограничен радиусом порядка десятка км. Теоретически возможно телевизионное наведение, но аппаратура слишком хрупка и ненадёжна.

5. Средства поражения. Подрыв при цели - требует создания радиовзрывателя, что реализовано позднее. Пуск ракет, обстрел и таран - требуют телевизионного наведения.

Стоимость примерно в 2-3 раза выше стоимости истребителя при одноразовости использования.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

2. Маршевый двигатель (ЖРД или ПуВРД). Известны, надёжность ЖРД низка, ПуВРД только в виде проекта.

А нельзя просто на порохе?

4. Наведение. Радиолокаторов нет, только визуальное с земли или с самолёта наведения. Соответственно, ночное использование невозможно, как и дневное в непогоду. В хорошую погоду днём радиус действия ограничен радиусом порядка десятка км. Теоретически возможно телевизионное наведение, но аппаратура слишком хрупка и ненадёжна.

Присобачиваем к ракете дымовой трассер, и отлично видно, куда летит!

5. Средства поражения. Подрыв при цели - требует создания радиовзрывателя, что реализовано позднее. Пуск ракет, обстрел и таран - требуют телевизионного наведения.

Прошу прощения, но немцы в 1944 успешно испытывали акустический взрыватель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Акустический? Для снаряда? Снаряд, вообще-то, быстрее звука...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ПРосто на порохе нельзя- вернее можно но вы имеете шанс потерять дорогущую ракету из за неравномерности горения шашки или бокового пробоя - а качество движка не поймешь пока не запустишь - ну и твердотопливные движки потребной мощности- хайтек по тем временам

в ТАУ нет вобще ничего умного для математики тех лет- 1-2 года если кто то сможет внятно сформулировать что нужно получить в итоге

ПРи управлении по проводам (а почему нет? дальность то все равно км 10 не больше и помехозащищенность отличная)- все или большинство ламп можно оставить на земле - существенно упростив конструкцию

Также можно обойтись без радио\акустического взрывателя- подрыв контактный - либо по команде оператора если он промазал

сложные моменты

1) Механизм стабилизации ракеты в полете - который по идее должен быть автоматизированным что на мой взгля невероятный хайтек для того времени ( хотя наверно США потянут)

2) гироскоп

3) Мощный движок (бч нужна хотя бы 40кг)

Гипотетически можно обойтись без первых двух элементах - если ракета сама по себе будет очень статически усточива- но в таком случае наведение будет очень вяленьким- тк нельзя будет создавать нормальные моменты на рулях- из за риска потери устойчивости и следовательно ракеты

Выводы- технически продвинутая стран - зная что она должна получить в итоге - и начав к примеру в 37 и вложив МНОГО денег к 43му может получить относительно массовую ракету - которой можно будет попадать в бомбардировщики до 10км высоты (при стрельбе залпом нескольких устновок) при нормальных погодных улсовиях - ее же можно будет приспособить для вооружения тяжелых 2х моторных истребителей для пуляния по бомберам с уважительной дистанции, наработки по ее управлению позвалят быстро и безболезнено создать управлемую бомбу

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Акустический? Для снаряда? Снаряд, вообще-то, быстрее звука...

Вибрационно-акустический. Реагирующий на шум двигателя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, вот, для сравнения, реальная ракета, созданная к 1945 году.

Сложность заключалась в том, что высокую тягу при малом собственном весе могли обеспечить лишь двигатели, основанные на самовоспламеняющемся топливе. Можно было использовать твердое топливо, но его процесс горения не поддавался управлению. Оставалось применение в качестве топлива двух компонентов, смешение которых приводит к самовоспламенению. Это решало задачу регулирования тяги, но такое топливо было очень токсичным. В качестве окислителя использовался состав "Сальбай" - 98% азотная кислота, который можно было хранить непосредственно в топливных баках зенитной ракеты. Масса окислителя составляла 1500 кг. В качестве горючего применялся состав "Визоль" - винилизобутиловый спирт, массой 350-450 кг. Вместе с тем топливо оставалось высокагрессивным, несмотря на внутренее покрытие баков полимером, и время безопасного хранения ракет составляло несколько суток. Для облегчения конструкции немецкие инженеры отказались от насосов, применив вытеснительную систему, состоявшую из баллона с азотом, сжатым до 200 атм. Азот вытеснял окислитель и топливо из баков в камеру сгорания. При приведении ракеты в боевое положение подрывался пиропатрон, высвобождавший специальный поршень, который разрушал мембрану, разделяющую емкости с компонентами и сжатый азот.

...

Для ракеты был разработан неконтактный радиовзрыватель "МАРАБУ".

К началу 1943 года была закончена проработка конструкции ракеты и двигательной установки, но надежной системы наведения не было. Ее пришлось разрабатывать самостоятельно конструкторам Вассерфаля. В ее основе была система наведения по радиолучу. Наземный радиолокато засвечивал цель, а бортовое оборудование ракеты управляло рулями таким образом, чтобы продольная ось ракеты оставалась параллельна радиолучу. Однако немцам не удалось добиться надежной работы электроники, хотя сама идея была революционной.

В результате проведенных исследований принцип наведения пересмотрели, и вместо одного локатора наведения ввели два. Один засвечивал цель, второй - ракету. Оператор наведения видел на дисплее две отметки, которые стремился совместить с помощью ручек управления. Команды поступали в счетно-решающее устройство, шифровались и передавались по радио на борт ракеты. Бортовой приемник выполнял обратную процедуру, и команды подавались на управляющие рули. Позднее препринимались попытки оснащения ЗУР "Вассерфаль" пассивной инфракрасной системой, но дальше теоретических расчетов дело не пошло.

...

Общая масса - менее 4 т;

Масса БЧ - 90 кг;

БЧ подрывалась по радиокомандам, наведение на цель осуществлялось передаваемыми по радио сигналами. Применялись также инфракрасный неконтактный взрыватель и аппаратура самонаведения для управления на конечном участке полета и для подрыва БЧ в наиболее выгодной точке траектории.

Длина - 7,65 м;

Высота поражения целей - 20,000 м;

Скорость полета - 900 км/ч (по другим данным - сверхзвуковая);

Управление - радиокомандное;

Силовая установка представляла собой ЖРД с топливными баками, из которых топливо вытесняется азотом.

http://pvo.guns.ru/other/germany/wasser.htm

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а кто виноват что конструкторы Вассерфаля яростно страдали фигней? типа наведения по радио лучу и радиовзрывателя, самонаведения на конечном участке полета, инфракрасный взрыватель, наведение радиокомандами - наверно они хотели обеспечить всепогодность и круглосуточность- мы столь высоких целей не ставим ракета будет раза в три проще, легче и дешевле - но ей нельзя будет пулять в ночь (в принципе решаемо инфракрасным прицелом) и за облака ( вапще не решаемо без радара)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

10 км провода? При отсутствии синтетических материалов? Хмм... Вообще-то подобная система была в реале, на "Фрицах" был вариант управления с проводом

После того как союзники научились «забивать» радиокоманды с помощью искусственных радиопомех, на усовершенствованных бомбах применялась проводная линия, состоявшая из стального провода длиной около 10 км и диаметром 0,2 мм, который наматывался на катушки, установленные либо на авиабомбе, либо на самолете. Провод, как правило, покрывался изоляционным окислом.

Но такой провод весит примерно 2.5 кг на жилу, причём разматывать её надо не быстро, как для планирующей бомбы, а очень быстро...

Причём это скорее "защищённая антенна", чем собственно провод.

основанные на применении высокой частоты, которая модулировалась четырьмя или пятью звуковыми частотами.

В приемнике на авиабомбе звуковые частоты подвергались фильтрации и детектированию, а затем использовались для приведения в действие соответствующих реле. Реле управляли спойлерами, установленными на стабилизаторах, расположенных попарно во взаимно перпендикулярных плоскостях в хвостовой части корпуса.

Спойлеры вибрировали с частотой 5 Гц, причем при подаче сигналов управления время пребывания спойлера в одном из крайних положений увеличивалось. Как следствие этого, периодически то на одной, то на другой паре стабилизаторов менялось лобовое сопротивление, что в свою очередь приводило к изменению направления полета бомбы. Как указывалось, эта система не требовала больших моментов вращения и токов управления, необходимых для обычных рулей.

Если же делать простейшую систему управления, избавляясь от ламповых схем - то провод должен быть многожильным (хотя бы на 4 жилы - азимут, тангаж, цепь подрыва, общий провод).

Далее. Пороховые - резкое падение надёжности и управляемости. Только как стартовые.

Математика в ТАУ несложная, да. Дифуры и статистика. Собственно, первые математические проработки - 1936 год, Норберт Винер. Но проблема не в математических методах, а в наработке навыков их приложения. Например, нужно придумать способ снимать характеристики объекта управления, чтобы включить их в уравнения. Можно, собственно и без матаппарата - просто на испытаниях побьётся больше изделий, при эмпирическом подборе характеристик.

Повторяю. Ничего принципиально невозможного нет. "Прогрессор" с технической литературой сможет единичный экземпляр сделать и в 30-х. Массовое производство -США, Великобритания или Германия, у прочих нет рабочих и станков. Лет через 10 - и СССР подключится. Экономически - стоит (массовый) приблизительно как 2-3 истребителя, единичный - и дороже ТБ-3 (и даже ТБ-7). Возможности ограничены, скорее средство объектовой обороны (Москва? Баку?), ввиду малого радиуса действия. Целей, для которых он лучше истребителя, нет (это могут быть либо высотные бомбардировщики, либо скоростные машины, либо массированные удары типа бомбёжек Германии, с сильным прикрытием, не дающим использовать истребители). Для первых двух целей дешевле сделать специализированные истребители.

И ещё раз повторю - что за "акустический взрыватель для снарядов", если снаряд летит быстрее звука?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Конструкторы "Вассерфаля" пытались добиться того, чтобы столь дорогое изделие попадало в цель всегда. Для "стрельбы в сторону противника" у них зенитки были...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, вот, для сравнения, реальная ракета, созданная к 1945 году.

http://pvo.guns.ru/other/germany/wasser.htm

10 км провода? При отсутствии синтетических материалов? Хмм... Вообще-то подобная система была в реале, на "Фрицах" был вариант управления с проводом

Но такой провод весит примерно 2.5 кг на жилу, причём разматывать её надо не быстро, как для планирующей бомбы, а очень быстро...

Причём это скорее "защищённая антенна", чем собственно провод.

Если же делать простейшую систему управления, избавляясь от ламповых схем - то провод должен быть многожильным (хотя бы на 4 жилы - азимут, тангаж, цепь подрыва, общий провод).

Далее. Пороховые - резкое падение надёжности и управляемости. Только как стартовые.

Математика в ТАУ несложная, да. Дифуры и статистика. Собственно, первые математические проработки - 1936 год, Норберт Винер. Но проблема не в математических методах, а в наработке навыков их приложения. Например, нужно придумать способ снимать характеристики объекта управления, чтобы включить их в уравнения. Можно, собственно и без матаппарата - просто на испытаниях побьётся больше изделий, при эмпирическом подборе характеристик.

Повторяю. Ничего принципиально невозможного нет. "Прогрессор" с технической литературой сможет единичный экземпляр сделать и в 30-х. Массовое производство -США, Великобритания или Германия, у прочих нет рабочих и станков. Лет через 10 - и СССР подключится. Экономически - стоит (массовый) приблизительно как 2-3 истребителя, единичный - и дороже ТБ-3 (и даже ТБ-7). Возможности ограничены, скорее средство объектовой обороны (Москва? Баку?), ввиду малого радиуса действия. Целей, для которых он лучше истребителя, нет (это могут быть либо высотные бомбардировщики, либо скоростные машины, либо массированные удары типа бомбёжек Германии, с сильным прикрытием, не дающим использовать истребители). Для первых двух целей дешевле сделать специализированные истребители.

И ещё раз повторю - что за "акустический взрыватель для снарядов", если снаряд летит быстрее звука?

Да не будет там на "2-3 истребителя" даже близко, массовая ракета если гнаться за всепогодностью и самонаведением - будет стоить дай бог если 0.06 истребителя- вней вобще потому что нет ничего что стоило бы настолько дорого, а если начать с кажем в 35м и сфокусироваться на твердотопливных движках то к 40му можно получить приемлимый для ракеты двигатель

ПРовод 3 жилы - изоляция шелковой нитью или ловсаном (непомню был он тогда или нет) - проблем с размотокой вобще нет - свободная катушка на ракете - и разматываться будет с любой нужной скоростью

снимать характеристики с объекта управления это вобще не проблема - если есть вменяемые математики - получение функции объекта по измениею пустого сигнала - там вобще ничего умного студенты 3го курса это делают

Вобщем если заранее знать что нужно получить и иметь средства и техническую базу- такую систему сделать можно - и стоит конечный результат при массовом производстве будет не заоблачно а полне разумно

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

лавсан - это ЛАборатория Высокомолекулярных Соединений Академии Наук СССР (начало работ - 1949). В принципе, полиэфиры были известны ранее, но массовое производство уже в 60-е.

Что до стоимости...

Я беру оценки по "Вассерфалю", с поправкой на то, что можно минимизировать стоимость, отказавшись от ряда наворотов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Зачем так усложнять?

Что надо - дешевая ракета с потолком порядка 3-5 тыс метров, при этом ракета может быть только стационарной, т.е. ею можно защитить только город или предприятие.

Как мне видится такая ракета может отразить только массированый авианалет, для одиночных целей просто негодится. Поражение цели - ракета взрывается на определенной высоте благодаря взрывателю основанному на изменении атмосферного давления (проше и дешевле чем радио и прочие взрыватели), а исходя из этого нужно знать высоту на которой идут бомбардировщики (реализовать просто хоть с земли хоть в воздухе). Тактика - засады.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, тогда это неуправляемые ракеты. Что реализовывалось энтузиастами в 1941 и позднее на основе РС-82 для защиты аэродромов. Эффективность не проявило.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Главное, чтоб проект был не дороже Манхэттенского)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Непонятно, если есть такие хорошие ракеты, почему не использовать их с самолётов же?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

так они весят больше чем иные самолеты :-)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Сон разума. Очередной.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

сон разума, очередной

для вас, коллега, любой вид оружия, отличающийся от керамической ракеты сон разума... :) .

а вот здесь управляемые ракеты, правда немного более позднего периода.

так что все возможно, если захотеть.

З.Ы посмотрите на вассерфаль и шметтерлинг, по ссылке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я отлично представляю себе, что такое ракеты вассерфаль и шметтерлинг, их гипотетическую эффективность, а также возможность запустить их в производство в 1930-39 гг.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ночное использование невозможно, как и дневное в непогоду.

В принципе у нас думали над управлением с помощью прожектрора.

Ракеты 217/I и 217/II Сергея Королева и Михаила Дрязгова

Первые опыты создания отечественных зенитных ракет относятся к 1935 году, когда в Реактивном научно-исследовательском институте была создана отдельная бригада по разработке крылатых ракет для определения возможности их использования в качестве зенитных управляемых ракет.

Реактивный научно-исследовательский институт был образован в Москве 21 сентября 1933 года приказом заместителя председателя Реввоенсовета СССР Михаила Тухачевского на базе Ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и Московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В разные годы в институте работали известные ученые и конструкторы Сергей Королев, Валентин Глушко, Архип Люлька, Алексей Исаев, Василий Мишин, Николай Пилюгин, Борис Раушенбах, Мстислав Келдыш.

В начале 1930-х годов конструктор Сергей Королев предложил Военно-воздушным силам проект крылатой ракеты, оснащенной жидкостным ракетным двигателем. По замыслу Королева, обладая высокой скоростью полета, запускаемая с тяжелых бомбардировщиков управляемая крылатая ракета, могла бы поражать цели противника на большой дальности.

Согласившись с проектом, командование ВВС выдало Королеву задание на разработку. Вскоре он пришел к выводу о том, что крылатую ракету можно запускать с земли для уничтожения воздушных целей. Так, в 1935 году начался проект первой отечественной зенитной ракеты, получившей индекс 217 (17-я тема 2-го отдела РНИИ). Автоматика ракеты была поручена инженеру ленинградской Центральной лаборатории связи Стеклову.

Для летной отработки нового изделия Королев предложил использовать недорогие пороховые зенитные ракеты, что, по его мнению, позволило бы сэкономить время и средства, тем более что жидкостный двигатель для 217-й ракеты запаздывал.

Пороховыми ракетами Королев не занимался, и тема была поручена молодому инженеру РНИИ Михаилу Дрязгову. Он тоже начал с традиционной самолетной схемы, однако, наблюдая за его работой, заместитель начальника РНИИ Георгий Лангемак заметил:

- Зенитная ракета предназначена для борьбы со скоростными воздушными целями. Значит, она должна быть высокоманевренной. Тут самолетная схема не подойдет. Нужна другая схема.

Лангемак предложил заняться четырехкрылой осесимметричной ракетой. Дрязгов и Стеклов согласились с ним, однако Королев возражал. Схема казалась ему неправильной, как он ее называл, экзотической. Продолжение своей работы он видел в создании больших пилотируемых ракетопланов самолетной схемы, а беспилотную ракету считал лишь средством достижения цели.

Общими усилиями Лангемаку, Дрязгову и Стеклову удалось убедить несговорчивого Королева, и вскоре стало ясно, что пороховая четырехкрылая ракета интересна не только как средство отработки жидкостных крылатых ракет самолетной схемы, но и сама по себе. Проекту Королева присвоили индекс 217/I, проекту Дрязгова - 217/II.

Вскоре проекты ракет были успешно защищены на ученом совете РНИИ. В 1935 году начались испытания уменьшенных моделей ракет 217 для отработки некоторых конструктивных вопросов. Летно-конструкторские испытания ракет 217 начались 19 ноября 1936 года и проводились на Софринском полигоне под Москвой. Всего было сделано значительное количество пусков моделей и несколько пусков ракет 217 без приборов стабилизации и телеметрического управления. Наибольшая дальность полета ракет 217 составила 1 км, высота подъема - 300-500 метров.

По замыслу конструкторов, ракеты 217 предназначались для поражения с земли движущихся воздушных целей. Стабилизация, управление в полете и приведение в действие взрывателей должно было осуществляться телемеханическими приборами при наведении ракет по световому лучу от прожектора, освещающего цель. Применение ракеты, в случае успешного завершения проекта, было возможно только в ночное время при подсвечивании цели прожекторами.

Ракета 217/I была выполнена по нормальной самолетной схеме. Ее корпус имел цилиндрическую форму с обтекаемой носовой частью и слегка коническим отсеком на хвосте. Крыло свободно несущего тела имело нижнее расположение. Хвостовое оперение состояло из стабилизатора, рулей высоты, киля и руля направления. В центральной части корпуса была расположена камера порохового ракетного двигателя. Носовой отсек предназначался для размещения телемеханических приборов, а головная часть - для взрывчатого вещества. Запуск ракеты предусматривался со специального пускового станка, позволяющего делать грубую наводку на цель.

Ракета имела длину - 2,27 м, размах крыла - 2,195 м, массу с телемеханикой и боевым грузом - 102,5 кг, расчетную наибольшую высоту при вертикальном подъеме - 3 000 м, расчетную максимальную скорость полета при вертикальной траектории - 260 м/с, расчетную максимальную скорость полета при горизонтальной траектории - 280 м/с, расчетную наибольшую горизонтальную дальность - 6 800 м.

Ракета 217/II - четырехкрылая бесхвостая ракета с малым удлинением и симметричным расположением и профилем крыльев. Корпус и размещение в нем порохового двигателя и отсеков для телемеханики и боевого груза аналогичны первому варианту. Рули были расположены в конце каждого крыла и соединены специальной системой управления. Ракета имела крыло размахом 0,785 м и расчетную наибольшую высоту при вертикальном подъеме 3 270 м.

В 1937 году начальник РНИИ Иван Клейменов и его заместитель Георгий Лангемак были незаконно арестованы и расстреляны. Вскоре Сергей Королев был также арестован, по надуманному обвинению приговорен к десяти годам заключения и сослан на Колыму. Михаилу Дрязгову удалось избежать репрессий и некоторое время он продолжал свой проект. Но в 1939 году разработка крылатых ракет в институте, который переименовали в НИИ-3 Наркомата боеприпасов, была прекращена и весь коллектив приступил к созданию пороховых неуправляемых реактивных снарядов и многозарядной пусковой установки для ведения залпового огня. Вскоре эта работа привела к созданию знаменитой «Катюши».

По сведениям авторов, проекты 217/I и 217/II были первыми в России проектами зенитных ракет.

В 1939 году под руководством конструктора НИИ-3 Наркомата боеприпасов Леонида Душкина были созданы несколько вариантов ракеты дальнего действия 604 с комбинированным ракетным двигателем. Работая в РНИИ (НИИ-3) практически с момента его создания, Душкин конструировал ракетные двигатели. На базе одного из них создал тактическую ракету для Сухопутных войск, а на ее основе - реактивно-авиационный снаряд (РАС) и неуправляемый ракетно-зенитный снаряд (РЗС).

Первые двигатели Леонида Душкина были созданы в середине 1930-х годов и испытаны в 1935-1936 годах при проведении серии полетов крылатой ракеты 216 конструктора РНИИ Евгения Щетинкова. Ракета оснащалась двигателем многоразового действия Душкина. Позже конструктор разработал мощный спирто-кислородный двигатель 12К для ракеты «АвиаВНИТО», а в 1936 году переключился на азотнокислотно-керосиновые ЖРД, и создал оригинальный двигатель РДА-1-150 для ракетоплана РП-318-1 Королева - первого в СССР пилотируемого летательного аппарата с ракетным двигателем. В феврале 1940 года летчик Федоров совершил на этом ракетоплане успешный полет. В это же время Душкиным был создан азотнокислотный РДА-300, предназначенный для обеспечения самостоятельного взлета ракетоплана без помощи самолета-буксировщика.

Неуправляемому ракетно-зенитному снаряду (РЗС) в 1939 году был присвоен индекс 135. Он предназначался для стрельбы по воздушным целям с многозарядной пусковой установки типа «Катюша», разработка которой велась в НИИ-3. Снаряд оснащался комбинированным двигателем из маршевого ЖРД с вложенной связкой пороховых шашек. Шашки работали на старте, маршевый ЖРД - в полете. Топливом служили керосин и азотная кислота. Топливные баки выполнены по коаксиальной схеме.

Работы над ракетой 135 не вышли из стадии проекта, однако это был первый в СССР проект зенитной ракетной установки. В 1940 году работы над зенитным снарядом 135 были прекращены.

К сожалению, имя талантливого конструктора ракетных двигателей Леонида Душкина мало известно. В 1940-е годы он разработал жидкостный двигатель Д-1-А-1100 для перехватчика БИ конструкторов Болховитинова, Березняка и Исаева, и двигатель РД-2М3В для истребителя И-207 конструктора Микояна. Испытания ракетного самолета БИ проводились после эвакуации института в Свердловск. Опытные ЖРД были изготовлены на заводе в Нижнем Тагиле. 15 мая 1942 года самолет совершил первый полет. Испытательные полеты продолжались до 1943 года и были остановлены после гибели летчика Григория Бахчиванджи. Государственная комиссия отстранила Душкина от работ по двигателю, разработка которого была продолжена коллективом Алексея Исаева. Гораздо позже выяснилось, что двигатель Душкина не имел никакого отношения к катастрофе самолета БИ.

В июле 1942 года, после возвращения коллектива НИИ-3 из эвакуации в Москву, Душкин приступил к разработке двигателя для ракетного самолета 302П главного конструктора Андрея Костикова. Разработка не удалась. В 1944 году на базе НИИ-3 был образован НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности, и в этом же году при НИИ-1 создано ОКБ-1, которое возглавил Леонид Душкин. Его коллектив ведут разработки вспомогательных ЖРД для истребителей Е-55, МИГ-19 и ЯК-28В главных конструкторов Микояна и Яковлева. Наиболее отработанным двигателем этого периода был вспомогательный форсажный ЖРД С-155 для самолета Е-55.

В 1947 году образовано самостоятельное ОКБ-1 Министерства авиационной промышленности, которое возглавил Душкин. Вскоре численность ОКБ-1 МАП превысила 1100 человек. Однако на этом темпы роста замедлились, так как развиваться на ограниченной территории в Москве было невозможно.

Трудная судьба коллектива была во многом связана с отказом Душкина от переезда в Воронеж. В середине 1950-х годов начался резкий рост заказов главных конструкторов ракетных комплексов на разработку ЖРД. Сложилась ситуация, при которой основное конструкторское бюро Валентина Глушко не могло обеспечить ракетные КБ двигателями для вторых и третьих ступеней ракет, в силу своей загруженности. Со всей остротой встал вопрос о создании нового конструкторского бюро.

Решать вопрос пришлось отвечавшему за разработку ЖРД министру авиационной промышленности Петру Дементьеву. Дементьев решил разместить новое КБ на моторостроительном заводе в Воронеже. Собственных конструкторов в Воронеже не было, и возглавить КБ предложили Душкину, так как на заводе шла малая серия его двигателей С-155, и производство было знакомо конРешать вопрос пришлось отвечавшему за разработку ЖРД министру авиационной промышленности Петру Дементьеву. Дементьев решил разместить новое КБ на моторостроительном заводе в Воронеже. Собственных конструкторов в Воронеже не было, и возглавить КБ предложили Душкину, так как на заводе шла малая серия его двигателей С-155, и производство было знакомо конструктору. Однако от предложения вместе со всем коллективом переехать из Москвы в Воронеж Душкин отказался, чем вызвал гнев Дементьева, который ответил на отказ примерно так:

- Мы тебе предложили огромное в перспективе КБ и мощный завод. Другим такого и во сне не приснится, а ты отказался. Ну, так и пеняй на себя.

Воронежское конструкторское бюро и работы над большими ЖРД передали главному конструктору Семену Косбергу. Министр Дементьев не забыл о своей угрозе, и вскоре издал приказ, в соответствии с которым ОКБ-1 Душкина утратило самостоятельность и вошло в состав ОКБ Архипа Люльки. Душкин занимался созданием бортовых источников питания для ракет и малых ЖРД для космических ракет-носителей. Участвовал в конкурсе на разработку маршевого двигателя противоракеты В-1000, но проиграл. Пытаясь реабилитировать себя, Душкин брал слишком большое количество различных заказов и не справлялся с ними. Руководство МАП не устраивала такая ситуация. В конце концов, коллектив Душкина был выведен из состава ОКБ Люльки, где работал на правах филиала, и вошел в состав ОКБ Михаила Бондарюка, полностью лишившись самостоятельности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Снаряд, вообще-то, быстрее звука...

<{POST_SNAPBACK}>

Вообще-то медленнее. И даже слышен подлёт.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Зенитная пушка Flak-16/36/37.

Начальная скорость снаряда 820 м/с

Зенитная пушка Flak-41.

Начальная скорость снаряда 1000 м/с

Скорость звука в воздухе при нормальных условиях - 331 м/с.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

так они весят больше чем иные самолеты :-)

<{POST_SNAPBACK}>

Так с больших самолётов. Как в то время использовали иные маленькие самолёты :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Варианты ракет ПВО 30-х:

1. Неуправляемая ("Катюша").

Возможность создания (здесь и далее - для второй половины 30-х, начале 40-х) - созданы.

Возможность массового производства - реальна.

Цели, по которым эффективны - плотные строи бомбардировщиков.

Эффективность по единичным самолётам - крайне низкая.

Возможная причина непринятия на вооружение - экономическая.

2. Управляемая малая.

Возможность создания - есть у Германии и США, при "прогрессорстве" - у СССР

Возможность массового производства - у Германии и США, при использовании станочного парка "ленд-лиза" - у СССР

Цели, по которым эффективны - низколетящие самолёты.

Эффективность по единичным самолётам - днём при хорошей погоде удовлетворительная, ночью и в непогоду неприменимы.

Причина непринятия на вооружение - экономическая.

Могут применяться с самолётов.

3. Управляемая большая.

Возможность создания - при прогрессорстве у Германии и США, для прочих стран возможны только дорогостоящие опыты

Возможность массового производства - низка даже для самых развитых стран.

Цели, по которым эффективны - высотные бомбардировщики и разведчики.

Эффективность по единичным самолётам - удовлетворительная днём, до появления РЛС ночью неэффективны.

Возможная причина непринятия на вооружение - экономическая.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас